Народный промысел омской области

Народный промысел омской области

Old 071 - Народный промысел омской области

История Омска. Омск – один из старейших городов Сибири. Город Омск был основан в 1716 году. История Омска начинается почти 300 лет назад. По приказу Петра I подполковник Бухгольц с отрядом солдат и казаков высадился в устье Оми и основал здесь крепость, которая стала называться Омской. Эта крепость была возведена для охраны Сибири от кочевников. В 1742 г. в Омской крепости было более тысячи жителей.

К началу XIX века Омск — центр торговли и сельскохозяйственной науки. Самым значимым событием для города стало окончание строительства западного участка Сибирской железной дороги, был построен железнодорожный мост через Иртыш. Открывались магазины розничной и оптовой торговли, принадлежавшие местным и столичным купцам. Омск привлек внимание иностранных фирм, городом заинтересовались Германская международная компания и компании Нобеля, Зингера, Эльворти, открывшие в Омске представительства. Германия, Англия, Дания и США открыли в городе свои консульства. Создавались отделения российских и иностранных банков. Начало промышленному развитию Омска положила фабрика по изготовлению сукна для нужд линейного казачества. Чуть позже в городе были открыты ещё сеть предприятий, кожевенных и мыловаренных. Период с 1890 по 1917 гг. стал вершиной расцвета Омска в дореволюционный период. Именно в эти годы центральная часть Омска обретает архитектурный облик, сохранившийся до наших дней. С июня 1918 года по ноябрь 1919 года город Омск был резиденцией Верховного правителя России адмирала А.В.Колчака, объявившего Омск столицей России.

В 20-30-е годы XX века Омск остается центром аграрно-промышленного комплекса Сибири, развиваются новые производства сельскохозяйственной техники. Получает развитие высшая школа. Сегодня в Омске больше десятка крупных Университетов и институтов.

Народные художественные промыслы Омской области. Издавна на территории Омской области были распространены многие русские и сугубо сибирские виды народных художественных промыслов. Ткачество и вышивка бытовали в виде домашних ремесел во всех уездах Омской губернии, махровые ковры, керамическая посуда, деревянная посуда с росписью. Славился своими промыслами и старинный город Тара, где до сих пор бытуют ручная ковка (кузнечное ремесло), выделка кожи, гнутой мебели, саней. На территории региона производятся изделия по 31 направлению народных художественных промыслов и ремесел, работают мастера таких редких старинных профессий, как печник, гончар, таксидермист, кузнец, шорник и даже мастера по ремонту патефонов и самоваров и плетению лаптей из лыка. Для каждого сельского района характерно преобладание традиционного здесь ремесла: игрушки из рогоза и соломки, текстильные игрушки и тряпичные куклы, ручное ткачество. За последние 20 лет возродилось и стало особенно активно распространяться в Омске и районах Омской области лоскутное шитье, вязание, вышивка, бисеро — и кружевоплетение.

The rapid industrial development began with the opening of the textile factory that produced cloth for linear Cossacks. A bit later, an array of leather and soap factories had been opened. The pinnacle of development of pre-revolutionary Omsk was from 1890 till 1917. It was during these years that Omsk’s downtown got its architectural character, still remaining to this day. From June 1918 till November 1919 Omsk was a residency of “Supreme Ruler” of Russia, Admiral Kolchak, who declared Omsk the capital of Russia. In 1920 –1930 Omsk remained the center of the agro-industrial complex of Siberia, while new agricultural manufactures were developing. The higher education was developing also, several higher educational institutions were established. Today there are more than 10 large Universities and Institutes in Omsk.

Omsk is home for one of the oldest Russian Regional Historical Museums, storing more than 150 thousands exhibits. The first wooden building of Drama Theater was constructed in 1874, but burned down; the new building was started in 1902 and exists to this day. Omsk’s main attraction is the largest and most opulent church in the city: the Dormition Cathedral, a five-domed edifice in the Russian Revial style, consecrated in 1896, demolished in 1935, and restored in its former splendor in 2007. A small mansion where Admiral Kolchak, the outstanding researcher of Arctic, had lived is still preserved on the bank of Om’ River.

Folk Art Crafts of the Omsk Oblast Long since, there were lots of Russian and purely Siberian folk art crafts in Omsk Oblast. W eaving and embroidery, production of pile carpets, ceramic tableware, wooden tableware with painted decorations were widely produced in households all over Omsk province. Ancient town Tara was also famous by its crafts, up to this day you can find there the workshops that do hand-forging (blacksmith), leather-processing, bentwood furniture and sledges.

31 different crafts are currently being manufactured in the region, for example, oven-builders, potters, taxidermists, smiths, saddlers and other masters of the old rare professions do still work and produce their unique pieces, as well as specialists in gramophone and samovar repairs and bask shoe makers.

Читайте также:  Народная медицина для восстановления зрения

Фотографии взяты из свободных источников. Омск 2013 год.

Источник

Мастера

В данном разделе содержится информация о мастерах Омской области, чьи изделия отнесены Художественно-экспертным советом по народным художественным промыслам Омской области к изделиям народных художественных промыслов.

3066df4590bbda5a2b254218af0c6225 - Народный промысел омской области

С 1995 года он занимается художественной обработкой дерева (токарная обработка), изготавливает деревянную посуду. Мастер придерживается традиций утилитарной посуды по технологии конца XVII века. Семён Викторович – мастер в четвёртом поколении династии мастеров Беленко. Творческая мастерская Беленко основана в 1887 году. Мастер признаётся, что его целью является сохранение и развитие народных ремесел, русской культуры. На данный момент проживает в Омске

c590ae9d705f42ba41e615281ba7b45c - Народный промысел омской области

Александр Геннадьевич участвовал во многих гончарных фестивалях, г. Скопин, Вологда, Ярославль, Нижневартовск. Несколько лет подряд устроители ярмарки «Самотлорские ночи» в г. Нижневартовске приглашали Александра для проведения мастер-класса на гончарном круге. Принимал участие в обжиге огненной скульптуры «Тепло души» на фестивале российской керамики «Синница» в г. Нижний Новгород. Лауреат многих ярмарок и выставок. В настоящее время Александр Геннадьевич работает в Большереченском в комплексе «Старина Сибирская».

0324d467085a0ff654360e18588e79de - Народный промысел омской области

Произведения Максима Голуба отличаются не только разнообразием, наблюдаемых в жизни мотивов и форм, но и умением подчинить замыслу трудно обрабатываемый материал, использовать в художественных целях его фактуру и природную окраску. Мотивами подобных произведений служит сибирская, скифская, древнеславянская тематика.

f98395a72767463117a1eb5a7b53888f - Народный промысел омской области

Ирина Владимировна участник межрегиональных выставок: 2004 г. – участие в выставке, посвященной празднованию 400-летия г. Томска (Благодарственное письмо); в III Региональной передвижной выставке «Ремесла Сибири» (Омск-Новосибирск –Томск); 2005г.-2008г.–участник межрегионального праздника традиционных ремесел «Покровская ярмарка». Работы Ирины Владимировны были представлены в г. Москва на Межрегиональной выставке – ярмарке «Ладья». Ирина Владимировна участник XVI Фестиваля российского искусства в Каннах.

a92d2f7fec601239d17a3c135926d286 - Народный промысел омской области

e6ee85c57b60d99f5ee0b069aa4b3275 - Народный промысел омской области

В октябре 2007 года на Межрегиональном празднике «Покровская ярмарка» Марина Петровна участвовала в конкурсе мастеров народного костюма «Этностиль». В номинации «Элементы современного костюма» за свою коллекцию варежек, состоящую из 10 пар, мастерица была награждена дипломом I степени и получила высокое звание – народный мастер!
В 2011 году Марина Петровна так же принимала участие в Межрегиональном празднике традиционных ремесел «Покровская ярмарка» и была награждена Дипломом лауреата Областного конкурса инновационных проектов по традиционной народной культуре «Живая традиция», в номинации «Этностиль» направление «Элементы костюма». Многие её вещи продаются на выставках- ярмарках. Мечтает работать с берестой, научиться плести корзины.

4901ddacb4c3faae9b585ca313ba8246 - Народный промысел омской области

В 1992 году получил премию им. Г.А. Штабнова за лучший диплом года (рук. В. И. Мужев). Участие в выставках: 1994 г. – галерея «Скит»; 1995 г. – г. Женева; 1999 г. – персональная выставка в Сибирском культурном центре; 2005 г. – выставка «Творенье светлое дано»; 2008 г. – Международный фестиваль архитектуры, дизайна и искусства «Сибирская пирамида»; 2011 г. – Выставка-ярмарка народных художественных промыслов России «Ладья. Зимняя сказка – 2011»; 2012 г. – Городской марафон семейного творчества г. Омск (диплом Гран-при).

07864e148f3e78e5ee893585090ec703 - Народный промысел омской области

44a6f5aa5185174cdc5b72f51e94d050 - Народный промысел омской области

59f26043febee0768298a3296ebc861f - Народный промысел омской области

Были у мастера и персональные выставки: в г. Омске в Краеведческом музее, театре кукол «Арлекин», Т.Д. «Омская Пирамида», Арт-галерее «Квадрат», в Таврическом краеведческом музее. Приняла участие в выставке Музея Просвещения.

8b2b6419bda463970845305006c61e74 - Народный промысел омской области

4e65efe460eac53e9a0002fb50a66e3b - Народный промысел омской области

726ef16a73b9042b8ae322b5b0e918c2 - Народный промысел омской области

Постоянно участвует в международных и всероссийских выставках. Основным направлением творчества является резная и живописная православная икона.
Работы художника находятся в частных собраниях: Святейшего Патриарха Всея Руси Алексия II, семьи первого президента России Бориса Ельцина, Князя Никиты Лобанова-Ростовского, Лондон, семьи Епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана, в театре города Оденсе, Дания. С 2010 года является членом Союза художников России. Доцент кафедры декоративно-прикладного искусства ОмГПУ.
В настоящее время в стадии разработки находятся иконостасы для нескольких церквей, а также выполняются заказы на иконы для частных коллекционеров.

fb4ce9aa7906b29012ede1f6270736ab - Народный промысел омской области

2868e95a59ad94a6a7b5702f1443adba - Народный промысел омской области

ff314798a9106436c16f9d6e72eb37eb - Народный промысел омской области

Перистов Николай Васильевич
Заслуженный мастер народных художественных промыслов Омской области, мастер по художественной обработке кости

Дипломант Всероссийских выставок-ярмарок народных художественных промыслов России «Ладья» (Москва, 2005, 2006, 2008, 2010, 2011), VI Всероссийская выставка «Символы Отчизны» (Москва, 2007), Региональной передвижной выставки «Ремесла Сибири» (Томск, 2004, 2011). Награжден памятными медалями: «Энциклопедия «Лучшие люди России» (Москва, 2004); «А.П. Чехов 1860-1904» (Москва, 2010). Лауреат Премии Администрации Омской области за заслуги в развитии культуры и искусства им. И.Г. Андреева (2002), член Творческого Союза художников России (2006).

edb892f5dd4ca17552d66662bc3fecb5 - Народный промысел омской области

34f13d4b339d377fcf1fb1161ef300eb - Народный промысел омской области

Участвовала в выставках: «100 картин 100 художников» галерея «Редкие вещи», «Лунная археология» дом художника»,»100 букетов любимым» дом художника,

«Весенняя кутерьма» школа искусств №5, «Китеж-град» Либеров центр

конкурсах: «Стежок» гранпри, «Серебряная нить» 1 место, «Лоскутный Новый год» г. Барнаул, «Ладья» г Москва

ярмарках: «Покровская ярмарка», «Егорий Хоробрый»,»Хобби бум» г. Самара, «Народные промыслы» г. Тюмень и т. д.

В настоящее время имею мастерскую в Омской крепости где занимаюсь различными видами рукоделия и прикладного творчества.

0b0c04cb1a9bcf3b0ba25576a1e5a0c6 - Народный промысел омской области

Занимается ремеслом с 2007 года. Участвовал в 1 Межрегиональном фестивале славянского искусства «Русское поле» (Москва, 2012), Межрегиональный фестиваль традиционной культуры «День России на Бирюзовой Катуни». (Алтайский край, 2014). Его работы принимали участие в «Фестивале российского искусства в Каннах» (Канны, 2013), постоянный участник праздника традиционных ремесел «Покровская ярмарка» (Омск 2011-2014).

f14b6512161f1bb588f0d43d60881f1c - Народный промысел омской области

В 1993 году закончил Художественно графический факультет ОмГПу, с 2011г. член СД России.
Преподаватель на кафедре Дизайна, монументального и декоративного искусства факультета искусств ОмГПУ г. Омска.
Участник областных, региональных и всероссийских выставок.

Читайте также:  Макияж на концерт по народным танцам

a2e4c897c349a70a9e3c48c80b04e07c - Народный промысел омской области

В настоящее время в коллекции Светланы Александровны более 30 различных моделей варежек: Сибирские, Коми-Пермяцкие, Архангельские, Воронежские и др. Неоднократно становилась лауреатом областных и межрегиональных фестивалей и конкурсов.

7d71b2ad5d8fd2bde53971673779433d - Народный промысел омской области

С 2008 г. участница межрегионального праздника традиционных ремесел «Покровская ярмарка».

С 2011 г. подготовка участников районного экологического фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Красота спасет мир».

С 2012 г. участница благотворительной акции «Лавка сувениров» (для людей с ограниченными возможностями).

69899728ac85694cacfbb26847e3bcdf - Народный промысел омской области

Оксана Александровна является участником областных, всероссийских, международных выставок.

a033060c2f3578c4aa187c87efc657a8 - Народный промысел омской области

В 2004 г. персональная выставка в картинной галерее р.п. Марьяновка, 2007 г. выиграли тендер на кубок для «мостовика«, 2008 г. участник выставки «100 букетов любимым«, 2008 г. участие в выставке «2:2″арт-галерея, 2012 г. участник всероссийской выставки «Китеж-град«, 2012 г. участница выставки «Серебро осени» в помещении «Сибирского культурного центра». 2018 г. диплом второй степени на всероссийской выставке в г. Казане «Руками женщины», 2018 г. участие в международной выставке во Франции на экспозиции представляющей искусство России.

92e957610d4579151e09046859a0a376 - Народный промысел омской областиМинистерство культуры Омской области

92e957610d4579151e09046859a0a376 - Народный промысел омской областиМинистерство промышленности и торговли РФ

92e957610d4579151e09046859a0a376 - Народный промысел омской областиПротоколы заседаний Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Омской области

Источник

Народный промысел омской области

pdf 50 - Народный промысел омской области

Руководящим принципом современного образования и воспитания является изучение культурных традиций, признание самостоятельного значения духовных ценностей, неприятие необоснованного отрицания культурного потенциала прошлого.

Формирование и развитие народных художественных традиций той или иной местности проходило под влиянием природно-географических, культурных и социально-экономических факторов.

Рассматривая проблему о роли традиционного народного искусства, необходимо проанализировать закономерности его становления, протекания, определить взаимосвязь с коллективным творчеством, сформулировать понятие «традиционная культура» и выявить его специфику.

Существует и другая точка зрения, не противостоящая с предыдущей, но спорная с ней. Между коллективным творчеством и индивидуальным, даже получившим через автора крайнюю форму персонификации, менее плотная стена, чем кажется на первый взгляд. По мнению русского этнографа С.В. Иванова, «принято думать, что в народном творчестве имена отдельных художников особого значения не имеют, ибо их произведения сходны между собой, и творится искусство всем народом. Но справедливо было бы утверждать, что среди народной массы есть свои выдающиеся люди, есть художники-профессионалы, есть мастера, отличающиеся особой талантливостью и профессионализмом. Творится искусство далеко не всеми и вовсе не представляет собой однородной массы» [6].

Б.М. Бернштейн в своей работе «Традиция и канон. Два парадокса», рассматривая систему традиционного искусства, проводит между ним и канонической заметную границу: «. в искусствоведческом и культурологическом обиходе различаются культуры традиционные. и канонические. Известны опыты установления качественных различий между ними, но только с культурологической точки зрения. В теоретическом искусствознании проблема канона и традиции не вполне выяснена» [1].

Из этого определенно следует, что традиционная культура не может не выделять отдельных членов общества, профессионально владеющих искусством и определяющих художественную культуру. Традиционная культура соответствует традиционному обществу, где отношения между его членами складываются на основе личной зависимости. Традиционное общество характеризуется «как система, где доминируют формы личной зависимости человека от человека. Этим формам соответствуют внеэкономическое принуждение, которое и выступает ограничителем личных свобод человеческих индивидов. Традиционное общество не поощряет индивидуального творчества. является «закрытым», «замкнутым» обществом, оберегающим нормы и стандарты своей культуры от воздействия и влияния со стороны других обществ и культур. Художник в традиционной культуре анонимен, но непременно персонифицирован.

Декоративная роспись и резьба по дереву не является чем-то характерным только для народного искусства Омской области. Их зона распространения также обширна, как и территория России. Но эти яркие виды народного творчества в Омской области обладают своеобразием и уникальностью, что придают им весьма индивидуальный характер и отличают от традиционной культуры центральной части России.

Жилые постройки (пятистенки) украшались вятскими и тюменскими «красильщиками», но были и местные мастера. Роспись по дереву применялась для украшения утвари, орудий труда: трепалок, набивок для ткацкого станка, прялок. Основным элементом в украшениях была чашечка цветка.

Резьбой украшались предметы для ткацкого станка. Использовалась резьба трехгранная и ногтевидно-выемочная, ее сильно испещряли, нанося розетки и их сегменты. Крестьянская кухонная посуда разнообразных форм и назначения осваивалась также в дереве (из дерева мастерили праздничную столовую посуду). Точеной посуде придавали сложный профиль, тонировали сложными оттенками красного и черного цвета и наводили черным или «золотым» мелкий узор в сочетании с опоясывающими дорожками.

Что касается керамики северных районов Омской области, то гончары были рассредоточены по многим населенным пунктам. Так, например в Усть-Ишимском районе в каждой второй или третьей деревне имелся керамист. Но спрос на глиняную посуду был значительно выше, так как она приобреталась на ярмарках (торговые пути из Тобольска, Ишима), а также изготовлялась крестьянами, далекими от профессионального занятия ремеслом, но в силу необходимости лепившими горшки в собственном хозяйстве. Источником сырья для гончарных изделий служили местные, различные по составу глины. Залежи их по берегам рек, в оврагах, раскопах почвы на небольшой глубине были легко доступны. Глазури, как правило, использовались прозрачные, свинцовые с добавлением окислов металлов. В целях удешевления продукции сосуд могли покрывать глазурью не полностью, а лишь внутреннюю поверхность или совершенно оставить открытым. Большей частью керамика скупо орнаментировалась или в верхней части тулова, или по плечам, или по горлу сосуда. Декор в основном был геометрическим, состоял из комбинаций вдавленных или процарапанных опоясывающих прямых, волнистых, зигзагообразных дорожек, точек, штрихов. При нанесении узоров иногда использовали штамп. Лепной декор также был редок. К примеру, волнистой полосой налепа могли закончить устье кувшина. Жизнь промысла в первой трети XX века была достаточно активной. Организация промысла, хотя и носила примитивный характер, насчитывала несколько форм:

Читайте также:  Народные костюмы народов коряки

Для успешного ведения дела гончар брал себе одного или двух учеников на базары, и там находил своего покупателя, или, что было чаще, объединялся с двумя-тремя ему подобными, или промыслом занималась вся семья.

В современных условиях «территория» Омского декоративно-прикладного искусства в большей степени находится в инициативных руках керамистов. Здесь происходит много интересных, с точки зрения мастерства, вещей, есть серьезный подход к делу. Небольшие объединения и отдельные художники в поиске собственного почерка.

Производство текстиля. В каждой семье ткали полотна, пестряди, шерстяные и полушерстяные ткани, готовили столешники, половики, ковры. Ковры были длинноворсными, с цветочным узором. Коврами в Западной Сибири начали заниматься давно, истоки теряются в XIX столетии. Целые деревни Тюменской области сделали этот промысел солидной статьей дохода. В Омской области он был также хорошо известен, и его развитость косвенно подтверждают и мастерство, и мастера наших дней, продолжающие изредка напоминать о себе. Кроме прочего, быт постоянно требовал изготовления рукавиц, валенок. И здесь народное мастерство поднималось до уровня искусства. Вещи богато орнаментировались, расцвечивались.

Академик Д.С. Лихачев неоднократно подчеркивал, что «народ живет, пока живет его культура. Чтобы сохранить народ, необходимо сохранить его культуру» [7].

Авторы современных исследований в области искусствознания рассматривают традиции как диалектическое явление, связанное не только с прошлым, но и с настоящим и будущим. В понимании С.Б. Рождественской традиция есть сокровищница всего эстетически совершенного, что передавалось из поколения в поколение, комплекс изобразительных средств, устойчивых и меняющихся одновременно [8].

Рассматривая традицию как живую, мы должны в первую очередь понимать ее как целостное отношение к миру. Только тогда народное искусство откроется во всем объеме своего смысла, идейного иэмоционально-эстетического содержания. Однако целостность не говорит о неизменности народного искусства. Соотношение традиционного и новаторского существовало в народном искусстве всегда, и это было залогом жизни традиции. В народном искусстве никогда не было ничего «пусторазвлекательного», и все, что было случайным, временным, не оставалось в нем, всегда отбрасывалось народом, поскольку не несло живых связей с жизнью. Из прошлого до нас дошли отчеканенные, лучшие образцы. Но не следует, очевидно, отбрасывать в современном творчестве мастеров-профессионалов все то, что отступает от традиции, ибо какие-то нетрадиционные элементы входят в традицию, дают ей жизненные силы, чтобы она не окаменела в повторении классических традиционных канонов. Образы и мотивы народного творчества переосмысливаются в новых отношениях, к ним привносятся новые переживания и представления в соотношении с современной действительностью. Однако при этом не стоит забывать о том, что должно исчезать нечто особенное, характеризующее тот или иной очаг народного творчества в его национальном и региональном признаке; напротив, оно оказывается необходимым условием художественного многообразия.

На сегодняшний день соотношение традиционных и новых мотивов, являющихся творческой интерпретацией мастеров декоративно-прикладного искусства, молодых дизайнеров, позволяет говорить не только о сохранении народной художественной традиции, но и о развитии. Традиционное народное искусство обладает неограниченными педагогическими возможностями, так как позволяет организовать работу индивидуальную и коллективную. Этнопедагогические корни передачи знаний, умений и навыков от поколения к поколению, развитие современной педагогической науки дают высокие результаты образовательного процесса. Педагогическое сотрудничество, опирающееся на личностный подход и индивидуальные особенности и интересы каждого студента, также широко использует возможности коллективной деятельности, представляемой народным искусством. Подобная организация работы студентов позволяет повысить их заинтересованность, активность и художественную деятельность на занятиях. Одновременно, развитие познавательной деятельности на материале традиционного народного искусства помогает формированию личности, способствует более глубокому восприятию окружающего мира, развивает абстрактно-образное мышление и содействует реалистическому освоению действительности средствами народного прикладного искусства.

Таким образом, народное творчество должно быть воспринято и введено жизненным, здоровым, крепким и нестареющим элементом в построение новой материальной и бытовой культуры России. Качественная перестройка и улучшение системы эстетического воспитания и художественного образования в высшей школе тесно связаны. Они возможны при условии обязательного расширения и включения в учебные программы, в содержание учебно-воспитательной работы основы традиционного народного искусства, являющегося достоянием мировой художественной культуры.

Рецензенты:

Ивахнова Л.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой изобразительного искусства и методики его преподавания Института искусств Омского государственного педагогического университета, г. Омск.

Медведев Л.Г., д.п.н., профессор кафедры академической живописи и рисунка Института искусств Омского государственного педагогического университета, г. Омск.

Источник