Народный промысел палеха доклад

Интересные факты о палехской росписи

Россия славится необычными и оригинальными народными промыслами. В каждом регионе свои особенности оформления посуды, шкатулок и картинок. Выпить чаю из расписного самовара с вареньем нескольких видов – старинная традиция русских людей независимо от сословья. Палехская роспись имеет давние корни. Каким образом этот талант иконописцев был применен к оформлению шкатулок для драгоценностей, подносов и чайников?

История промысла

Некогда бежали в Палех, село во Владимирской губернии на реке Палешке, талантливые иконописцы из Суздаля и Владимира, чтобы сохранить свое мастерство и передать его потомкам. В творчестве народных умельцев преобладали церковные мотивы, отсюда и выбор техники, и палитра оттенков. Каждая миниатюра – произведение искусства, выполненное вручную.

Народный палехский промысел переродился в свою современную форму после Октябрьской революции. Пришедшая на смену старой, новая власть не могла оценить светлые образы икон и церковные купола на картинках. Мастера перестроились и стали выпускать шкатулки, выполненные из папье-маше, как в селе Федоскино. Только краски и техника оставались прежними. Так появилась деревянная шкатулка, изукрашенная картинами из сельской жизни со сказочными мотивами.

Народные промыслы Палех сохранялись мастерами местной артели. Они не изменили традиционное изображение, оставив яркие краски и богатство позолоты. В 1925 году лучшие образчики росписи были представлены на парижской выставке, что сделало ее известной на весь мир.

На 60-80-е годы настал расцвет народного искусства:

Фото с палехской, жостовской, хохломской росписью и гжелью продавались в киосках «Союз печати». Они были узнаваемы не только ценителями.

Элементы палехской росписи

Палех – это роспись, которая имеет свои композиционные особенности. Она отличается тонкой прорисовкой мелких элементов, из которых складывается картинка. Наиболее часто в изделиях мастеров прослеживаются мотивы былин, басен, сказаний, а также сценки из народного быта.

Отличие техники от хохломы или гжели прослеживается в цветовой гамме. Фон зачастую выбирается черный, на нем отчетливо видны мельчайшие детали сюжета. По всему полю сияют золотые элементы. Эта традиция идет из глубины веков. Во время написания икон, этот цвет символизировал близость к солнцу.

К основным особенностям палехского рисунка относятся:

Производство изделий народного промысла продолжается в настоящее время. В качестве основы под роспись используется дерево. Удивителен тот факт, что гравюры для оформления классических произведений в книгах также выполнены в запоминающейся палехской технике.

Техника росписи

Прежде, чем мастер приступит непосредственно к оформлению деревянного изделия, необходимо его подготовить. Производится наслоение тонких картонных пластин, которые должны придать продукту форму и плотность. Несколько слоев грунта наносятся постепенно. Этот этап завершается шпатлеванием и просушкой.

Шкатулки и коробочки должны быть идеально гладкими и отполированными, чтобы шероховатости не помешали оформлению. Для достижения такого результата используется пемза. С ее помощью затирается каждый миллиметр заготовки.

Внешняя поверхность покрывается черным, а внутренняя часть шкатулки оформляется красным лаком. Для обводки контуров будущего рисунка используется карандаш, а в его основу ложатся белила. Роспись Палех требует применения специальных темперных красок, изготовленных на базе яичных желтков.

Эмульсия интенсивно взбивается с помощью венчика и с добавлением уксуса. В состав вносится красящий пигмент. Получившаяся краска более пластичная и мягкая, она ровно ложиться гладкими мазками. Такого эффекта мастера достигают, добавляя в эмульсию уксусную эссенцию или квас. Поистине, народные промыслы, уникальны и неповторимы!

Рисовать мастера начинают только собственными кистями, которые сделаны из мягкого беличьего меха. Когда все готово, на глазах рождается волшебство. Истинные профессионалы не используют шаблон. Каждый рисунок живой и самобытный.

Для работы мастера применяют лупу или увеличительное стекло, так как детали картинки очень мелкие и требуют тщательной прорисовки. Когда краска высыхает, ее покрывают тонкими слоями лака. Их может насчитываться около десяти. Такая предосторожность не излишняя. Лак закрепляет уникальный рисунок и не дает ему терять насыщенный цвет. Последним этапом становится полировка, придающая изделию легкое сияние и блеск.

Заключение

На создание каждой работы уходит много времени. Палех — промысел, который считается одним из самых трудоемких. Именно поэтому изделия мастеров стоят очень дорого. Ни гравюра, ни фотография не могут передать живого тепла уникальной росписи. Чтобы купить прекрасный образчик, выполненный вручную, необходимо обращаться к профессионалам, которые не понаслышке знают о качестве и особенностях уникальной палехской росписи.

Из видео Вы узнаете интересный рассказ о работе мастеров палехской росписи.

Источник

Палехская лаковая миниатюра

Одна из четырёх основных школ лаковой миниатюры, расположенная в посёлке Палех

История

Палех ещё с допетровских времён славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII–начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ.

Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.

После революции 1917 года художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала. В 1918 году художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву.

Палешане познакомились с новым материалом папье-маше, являвшимся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина.

Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения.

5 декабря 1924 года семеро палехских художников И. И. Голиков, И. В. Маркичев, И. М. Баканов, И. И. Зубков, А. И. Зубков, А. В. Котухин, В. В. Котухин объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились художники И. П. Вакуров, Д. Н. Буторин, Н. М. Зиновьев. В 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже.

Союз художников Палеха возник в 1932 году. В 1935 году артель была преобразована в Товарищество художников Палеха, в 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.

Читайте также:  Народные средства при лечении гайморита у взрослых

Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются темперными красками на чёрном фоне и расписываются золотом.

Как отличить от подделок

Каждое изделие выполненные вручную мастером, никогда не повторяются, и несомненно отражают творческую индивидуальность автора.

Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя как основу принципы древнерусской живописи и народного творчества.

Палехские миниатюры подписываются по единому образцу. На крышке предмета ставится порядковый номер полуфабриката, указание места (Палех), фамилия и инициалы автора.

С 1934 года на дне кузовка шкатулки ставилась подпись «Made in USSR», которая в 1992 году сменилась на «Made in Russia». Все подписи выполняются творёным золотом.

В конце 80-х годов появился товарный знак на работах Художников Палеха — жар-птица. К каждой работе прилагается сертификат, свидетельствующий о подлинности произведения.

Более десяти лет основным производственным объединением по изготовлению миниатюр является ООО «Художники Палеха».

Наличие фирменного знака этого предприятия свидетельствует о подлинной Палехской лаковой живописи.

Фирменный знак Художники Палеха

Кратко о технологии

Работа палехского художника начинается с приготовления краски. Краски в Палехе разводят на яичной эмульсии.

Перед росписью поверхность изделия обрабатывается пемзой. Затем художник наносит на полуфабрикат рисунок тонко отточенным карандашом.
Затем изображение прорисовывается белилами с помощью тончайшей беличьей кисточки (кисти художники тоже изготавливают сами).

Слой белил необходим для того, чтобы при последующем покрытии росписи лаком сквозь краску не проступали чёрные пятна (лак слегка растворяет краску).

Закончив работу красками, художник берётся за золото. Листовое сусальное золото (одна порция — 10 листов 12х7 см) тщательно дробится и растирается пальцами. Роспись золотом также производится тончайшей кисточкой.

После того, как художник поставил свою подпись на изделии, оно покрывается лаком и просушивается.

Затем изделие полируется на механическом круге, обтянутом плюшем или бархатом.

Родоначальники стиля

Родоначальниками палехского стиля являются И. И. Голиков и Александр Александрович Глазунов, в московской мастерской которого Иваном Голиковым была написана первая работа в так называемом палехском стиле.

Первое признанеи

Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени.

Обучение палехской миниатюре

В 1928 году в Палехе открылась профтехшкола древней живописи, обучение в которой длилось четыре года. В 1935 году школа была преобразована в художественный техникум. В 1936 году техникум перешёл в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться училищем (Палехское художественное училище имени А. М. Горького), где обучение длилось 5 лет. В 2000-х годах срок обучения сокращён до 4 лет.

Особенности палехского письма

Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок преимущественно на черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов — красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом. Золото в палехской миниатюре это не только ключевой элемент техники письма, но и часть художественного мировосприятия. Оно связано с символом света. В христианской символике свет становится прообразом Божественной благодати.

Современные художники

В настоящее время в Палехе продолжают работать мастерские Художественного фонда России, небольшие частные мастерские и отдельные художники. Среди них Т. И. Зубкова, А. А. Котухина, Н. И Голиков,А. М.Куркин, К. Кукулиева и Б. Н. Кукулиев, А. Д. Кочупалов, Т. Ходова, В. В. Морокин, Б. Ермолаев, Е. Щаницына и другие.

Применение лупы

Труд художника-миниатюриста требует не только творческого вдохновения, но и огромной точности и тщательности, поэтому палехским живописцам нередко приходится прибегать к помощи лупы.

Зуб волка

Чтобы нанесённое на изделие золото приобрело блеск, его необходимо отполировать. Для этого применяется зуб волка — он имеет особенно гладкую поверхность. Даже с приходом новых технологий и материалов, ничто не смогло заменить этот экзотический инструмент.

Ручная доводка

Окончательная доводка при полировке выполняется только рукой. Поверхность покрывается салом и обрабатывается в течение часа ладонью, смоченной водой. От трения поверхность лака нагревается, выравнивается окончательно и приобретает зеркальный блеск.

Авторские права

Приглашаем приобрести авторские изделия палехской миниатюры в магазине «Русские ремёсла»!

Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

Источник

История Палеха. «Артель древней живописи»

Палех или палехская миниатюра – один из традиционных русских художественных промыслов, вид лаковой живописи.

Народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области, представляет собой лаковые миниатюры темперой на папье-маше. С XVIII века Палех – центр иконописи в традициях русской живописи XV-XVII веков.

Палехский иконописный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской иконописных школ. Палехские иконы славились особой тонкостью письма с применением золота на одеждах святых и в орнаментах. Писание икон подразделялось на несколько этапов, каждый из которых выполнялся разными мастерами: один грунтовал доску, второй (знаменщик) наносил контур будущей иконы, третий писал доличное – всю композицию, кроме ликов – их писал художник-личник. Имена и тексты писал мастер-подписывальщик, заканчивал работу над иконой олифщик.

В середине XIX века в Палехе работало несколько мастерских, крупнейшими среди которых были заведения Сафоновых, Белоусовых, Коровыйкиных, Париловых.

После революции 1917 года перед палехскими иконописцами встала необходимость поиска новых форм реализации своего творческого потенциала. В 1918 году мастера объединились в Палехскую художественную декоративную артель, выпускавшую деревянные изделия с росписью. В 1923 году они были представлены на художественно-промышленной выставке в Москве и удостоены диплома второй степени.

Тогда же палешане впервые познакомились с новым материалом – папье-маше, являвшемся на протяжении века основой для лаковой Федоскинской миниатюры. При поддержке известного искусствоведа, уроженца Палеха Анатолия Бакушинского мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения.

Читайте также:  Народная помощь при бронхите

Днем рождения палехского искусства принято считать основание 5 декабря 1924 года «Артели древней живописи».

Первоначально в «Артель» вошли семь человек: Иван Голиков, Иван Баканов, Александр и Иван Зубковы, Александр и Владимир Котухины, Иван Маркичев. Вскоре к ним присоединились Дмитрий Буторин, Алексей Ватагин и другие. В 1925 году работы палешан получили признание на Международной выставке в Париже.

В июне 1932 года в «Артели древней живописи» работало более 100 человек, из них 48 мастеров, 20 кандидатов в ученики.

В марте 1935 года артель преобразована в «Товарищество художников Палеха». В 1940 году оно было закрыто, в 1943 году – восстановлено.

В 1954 году «Товарищество» преобразовано в Художественно-производственные мастерские (ПХПМ). В этом же году было создано Палехское отделение Союза художников РСФСР.

В 1989 году Палехские художественно-производственные мастерские были закрыты.

Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании красного, желтого и зеленого цветов, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.

Палехские художники успешно работали в области театрально-декорационного искусства, книжной графике, монументальной живописи, росписи изделий из фарфора, а также реставрации монументальной живописи.

В настоящее время в Палехе работают творческие организации: АО «Товарищество Палех», кооператив «Объединение художников Палеха», Малое предприятие (МП) «Мастера Палеха», МП «Традиции Палеха», Акционерное общество закрытого типа «Палех», творческая мастерская «Палешане».

С 1926 года при «Артели древней живописи» возродилось ученичество. На рубеже 1920-1930 годов была открыта профтехшкола, реорганизованная в 1935 году в художественный техникум, а с 1936 года – в Палехское художественное училище имени М. Горького.

В настоящее время в училище ведется обучение по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (лаковая миниатюрная живопись).

В 1934 году был создан Государственный музей палехского искусства. Его коллекция насчитывает более 15,4 тысячи единиц хранения. В ее состав входят 1,5 тысячи икон XIV-XX веков, произведения западноевропейской живописи XVI-XVIII веков, более трех тысяч произведений лаковой миниатюры, скульптура, графика, старопечатные книги, строчевышитые изделия, предметы быта и этнографии.

В структуре Государственного музея палехского искусства четыре мемориальных музея: Дом-музей П.Д. Корина, Музей-мастерская Н.В. Дыдыкина, Дом-музей И.И. Голикова, Музей-усадьба Н.М. Зиновьева.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

Что такое «палех»

Слово «палех» во многих странах мира уже давно стало нарицательным. Под этим словом понимают произведения искусства палехских художников, создающих удивительные по красоте миниатюры на изделиях из папье-маше. На самом деле Палех – это посёлок, расположенный в Ивановской области. Население его всего около 6,5 тысяч человек, лишь десятая часть которых занимается росписью. Несмотря на это Палех известен не только на всю Россию, но и на весь мир.

Возникло это искусство ещё на Владимиро-Суздальской земле Древней Руси. Жители этих мест славились своим искусством иконописи. Позже по ряду причин некоторые мастера несколько отошли от религиозной темы, но не потеряли своё мастерство. Наравне с пейзажами и портретами продолжали создавать и иконы, а также расписывать церкви и храмы. Хотя и в наше время в сюжетах палехских миниатюр часто проскальзывает религиозно-церковная тема.

Все произведения палехских мастеров создаются вручную. Большинство из них уникальны или выпускаются в достаточно небольшом количестве. В то же время все изделия из Палеха имеют свой неповторимый художественный стиль, который невозможно спутать ни с каким другим. Художники Палеха, искусство которых передаётся из поколения в поколение уже несколько десятков лет, а то и веков, владеют особыми техниками, присущими только им одним. При этом творение каждого мастера уникально и неуловимым, видимым обычно лишь специалистами нюансом, отличается от творения другого мастера.

После этого полуфабрикат зажимают специальным прессом. Спустя некоторое время получаются трубки, форма которых зависит от формы болванки. Заготовки высушивают, после чего пропитывают льняным маслом и снова сушат, но уже в печи, температура в которой около 120 градусов. После этого их грунтуют и шлифуют. Далее на поверхность заготовки наносят два-три слоя чёрного лака, а на внутреннюю сторону несколько слоёв масляного лака с киноварью (минерал красного цвета, состоящий преимущественно из ртути и серы). Поверх этих слоёв наносят ещё светлый лак, каждый слой которого просушивают в печи при определённой температуре. И лишь после этого художник может приступить к росписи изделия.

Краски Палехские художники изготавливают также по определённым рецептам. Считается, что эти уникальные способы дошли до наших времён из древней Руси и Византии. Краски также изготавливают вручную. В их состав входят различные минералы, вода, уксус и яичные желтки. Успешный результат работы во многом зависит от правильности их приготовления. Также для работы над миниатюрой палехские художники используют очень тонкие кисти из беличьей шерсти, которые часто изготавливаются самим мастером.

Для того, чтобы краска держалась на гладкой поверхности изделия и не смазывалась, поверхность обрабатывают пемзой, после чего на поверхность изделия карандашом наносят контуры рисунка. Иногда размер изображения настолько мал, что мастер даже прибегает к помощи лупы. Остаётся только удивляться, какой твёрдости руки и точности движений требует создание данного образца. После окончания росписи красками поверхность изделия сушат и на неё наносят ещё один слой лака.

После этого художник приступает к оформлению золотом и серебром. Золото для миниатюр применяют достаточно высокой 96 пробы. По окончании работы золото полируют с помощью агата. Бывает, что на роспись сложного изделия художник затрачивает несколько месяцев. Более простые изделия изготавливают за несколько дней.

По окончании работы мастер ещё семь-восемь раз покрывает поверхность лаком, полирует на специальном полировочном круге и далее шлифует уже вручную до исчезновения мельчайших царапин. Благодаря такому долгому и кропотливому процессу лаковая поверхность приобретает зеркальный блеск, а изображение особую насыщенность и глубину.

Наиболее известными изделиями мастеров Палеха являются шкатулки и ларцы различных форм и размеров. Также художники выполняют портреты, полиграфическую продукцию и иконы. Кроме того, мастера изготавливают на заказ лаковые панно, значки и другие сувениры. Произведения искусства из Палеха являются отличным подарком, их красоту и уникальность невозможно не оценить. Правда, и стоят они недёшево и доступны далеко не всем.

Читайте также:  Кот стал гадить на кровать причины по народным приметам

Основными темами произведений палехских художников остаются персонажи русских народных сказок, пейзажи неповторимой русской природы и фольклор. На миниатюрах можно увидеть как знаменитую русскую тройку или празднование Масленицы, так и сказочного Ивана-Царевича, а то и вовсе легко узнаваемую сцену из сказки. Отчасти поэтому произведения их неповторимы – ведь только русский человек может создать такие изображения.

Иногда художники вносят разнообразие в свой репертуар и приурочивают изображения к различным историческим событиям. Так, известны миниатюры со сценками сражений Великой Отечественной войны или связанные с полётами в космос. Описать красоту изделий палехских мастеров словами невозможно – миниатюры надо увидеть. Даже репродукции и открытки с репродукциями сюжетов, изображённых палехскими художниками, поражают, а оригинальные изделия просто великолепны.

Часто в изображениях, созданных палехскими мастерами, присутствуют религиозные сюжеты, церкви, соборы. Таким образом художники отдают дань предкам, которые были знаменитыми иконописцами. Также мастерами Палеха расписаны некоторые соборы. Так, например, роспись Крестовоздвиженского храма приписывают именно иконописцам из Палеха Беляеву и Вечерину. Ещё одной известной работой палехских мастеров является роспись Грановитой палаты Московского Кремля. Эту роспись выполнили крестьяне Василий и Иван Белоусовы.

В прошлом веке художниками из Палеха были оформлены ещё несколько учреждений. Так, например, в 1936 году они расписали в ленинградском Дворце пионеров «Комнату сказок» и «Комнату М.Горького». Над этим проектом работали художники Буторин, Зубков и Дыдыкин. Также художники поучаствовали в оформлении детских учреждений в Иваново, Саратове, Ярославле и других городах страны.

Техника настенных росписей палехских художников походит на технику выполнения древних фресок. Краски для них они изготавливают практически так же, как и для росписи своих миниатюр, применяя смесь яичного желтка и уксуса.

В настоящее время мастера из Палеха продолжают заниматься росписью новых и восстанавливаемых церквей и соборов по всей России и других культурных сооружений. Мастерство палехских художников широко известно и признано во всём мире. Аналогов ему не существует ни в одной стране на нашей планете. У большинства иностранцев Россия ассоциируется именно с искусством палехских мастеров и их изделиями. Большинство из них, приезжая в нашу страну, пытаются купить их и увезти с собой на память о нашей стране величайшие произведения русского искусства из Палеха.

Источник

Всё, что нужно знать о Палехе

Из чего состоит палехский стиль, как его создатели — иконописцы обманули советскую власть и при чем здесь Рафаэль

Как сложился миф о палехском стиле

Как палехская миниатюра наследует иконописи

Каждый мастер Палехской артели в лаковой миниатюре применял свой люби­мый иконописный стиль, отсюда разнообразие нового искусства. В произведе­ниях Ивана Вакурова — явные традиции новгородского стиля XV века. В компо­зициях Ивана Голикова, Александра Котухина и Дмитрия Буторина — строга­новской школы XVII века. В работах Ивана Маркичева, Ивана Баканова можно на­йти традиции фресок Спаса на Нередице, Андрея Рублева, мастеров Костро­мы и Ростова XVII века. Аристарх Дыдыкин идет от традиций школы Симона Ушакова и палехского стиля XVIII века; Иван Зубков — от фряжского письма конца XIX века. Стилистические особенности разных иконописных стилей луч­ше всего видны в изображениях горок, деревьев и архитектуры. А вот изо­бра­жения людей и коней подверглись большей трансфор­мации, потому что авто­ры следовали сюжетам и композиционным задачам XX века.

Размер бисерницы — всего 4 на 5 см.

Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник / palekh.narod.ru

Клеймо — это сюжетно и композиционно самостоятельная часть иконы.

Государственный музей палехского искусства

Иконография палехских акафистов дала много вариантов изобразительных реше­ний для самых разных пространств и сюжетов: море, горы, здания внутри и снаружи, народ на городской площади, одинокий путник в лесу или пустыне. Художники заимство­вали эти иконографические решения и развивали их коло­­ристи­чески и пла­сти­чески для решения новых задач.

Палехские мелочные иконы отличаются очень сложной композиционной струк­турой со множеством мини-сюжетов в одной иконе и четким центром композиции. Например, этот принцип использует художник Дмитрий Буторин в миниатюре «У лукоморья дуб зеленый…». Он строит композицию по кано­ну: в центре оказывается Пушкин, записы­вающий сказки кота, а все остальные груп­пы персонажей с композиционной точки зрения подчиняются этому центру.

Основой палехского лакового искусства стала сложная живописная техника плавей, тоже сохраненная из иконописи. В этой технике прозрачные краски разных тонов наносятся в несколько слоев, каждая плавь отвечает за свой участок рисунка. В иконах таким методом прописывали лики. В результате переходы от темного к светлому незаметны, а резкие белильные движки, завершающие работу над изображением, придают ему динамичности.

На тыльной стороне иконы есть подписи авторов — Ивана Балякина и Никиты Буторина.

Государственный музей палехского искусства

Иконопись не предполагает сохранения имени художника, но имена иконо­писцев из династий Сафоновых, Кориных, Каурцевых, Париловых, Балякиных, Бакановых, Першиных, Белоусовых, Зубковых были известны по всей России. Дело в том, что, в отличие от Холуя и Мстёры, Палех производил не так много мелкой, «расхожей» иконы, требующей быстрого сбыта. Основной доход прино­сили качественно написанные дорогие иконы по старым подлинникам, служившим руководством по иконописанию, но не ме­шавшим «свободному художеству». Их писали в сравнительно небольшом количестве. Лучшие ма­стера подписывали иконы и иногда — подготовительные рисунки к ним. Такая подписная икона особенно ценилась. Имя ставилось, конечно, на тыльной стороне доски. Новое искусство дало возможность художникам подтвер­ждать уникальность своих произведений подписью на лицевой стороне в правом нижнем углу.

Какие еще истоки у палехской миниатюры

В поисках нового изобразительного языка бывшие иконописцы обращались к книгам по японскому, персидскому и античному искусству из библиотеки искусствоведов Анатолия Бакушинского и Александра Глазунова. Так, из пер­сид­ской миниатюры пришла идея изображать сцены охот и битв. Но это не пря­мое повторение: колорит остался традиционным, а фигуры лошадей выполнялись в традиции новгородской иконы, в светлых и темных силуэтах и разнообразными по цвету — белыми, черными, киноварными, синими и желтыми.

После создания Артели древней живописи по просьбе Максима Горького палех­ским художникам подарили целую библиотеку художественных альбомов, в том числе с рабо­тами мастеров европейского Возро­ждения. Произведения итальянских худож­ников стали для бывших иконописцев источником вдохно­вения и сюжетов. Например, «Встреча» Ивана Голикова — это пара­фраз фрески Рафаэля Санти «Встреча Иакова с Рахилью».

Источник