Народный промысел пензенской области

Познавательное мероприятие «Народные промыслы Пензенской области. Абашевская игрушка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

«Народные промыслы Пензенской области. Абашевская игрушка»

педагог дополнительного образования

Сердечная Юлия Александровна

«Народные промыслы Пензенской области. Абашевская игрушка»

Познавательное мероприятие «Народные промыслы Пензенской области. Абашевская игрушка», посвящено народным промыслам и ремёслам Пензенской области. Проводится в рамках Года культурного и духовного наследия Пензенской области.

Цель мероприятия развивать чувство гражданственности, сопричастности к истории родного края.

— познакомить учащихся с народным промыслом Пензенской области «Абашевская игрушка;

— расширить знания учащихся о важности народных промыслов и ремёсел родного края;

— вызвать интерес к народным промыслам и ремёслам Пензенского края;

— воспитывать патриотические чувства к малой Родине.

Как много на свете детских игрушек и какие они разные! Есть забавные, ласковые смешные. Одни помогают нам быть добрыми и веселыми. Другие зовут строить, придумывать, мечтать.

Предлагаю посмотреть, что находиться у меня на столе.

Дети увидели коробку, открывают её, находят письмо и Абашевскую игрушку. В письме к детям обращаются мастера из села Абашево Пензенской области. Просят принять от них в подарок Абашевского козлика.

Сегодня мы с вами будем говорить об Абашевских игрушках.

Педагог, рассказывает, что смастерили эту игрушку умельцы из села Абашево Беднодемьяновского района Пензенской области. Напоминает, что лепили такие игрушки из глины, высушивали, обжигали в горнах, покрывали краской, затем расписывали. обращает внимание детей на цвет игрушек – красный, зеленый, синий, оранжевый и на то, что та часть свистульки, которая берется в рот, чтобы посвистеть, не окрашена. Фигуры имеют удлиненное туловище с короткими широко расставленными ногами и длинную изящную шею. Обычные домашние животные в руках мастеров превращаются в сказочные существа. Люди бережно их хранят и почитают как оберег.
Абашевская глиняная игрушка

Читайте также:  Музей народных ремесел хотьково

(просмотр мультипликационного фильма «Абашевская игрушка)

Практическая часть (творческая деятельность)

Друзья, перед вами листы бумаги с изображением Абашевских игрушек.

Правильно, игрушки не цветные. Предлагаю Вам раскрасить их, вспомнить об Абашевской росписи. Для законченного вида необходимо дополнить игрушки «оживкой». Расписать рога, уши, круглые прилепы, оборки, копытца, гривы можно краской золотистого и серебристого цвета.

Источник

Департамент образования город Заречный Пензенская область

Главное меню

Контакты

Ссылки

Детям о народном искусстве Пензенского края. (Автор: Скиба О.А., воспитатель МДОУ «Детский сад № 14»)

На занятиях по декоративной деятельности я продолжаю обучение рассматриванию предметов искусства. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и пробуждает желание применить полученные знания, умения и навыки, развить творческие способности. Кроме того, знакомство с декоративно-прикладным искусством Пензенского края, воспитывает в детях любовь и гордость за свой народ, свою культуру, ведь полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству.

Абашевская глиняная игрушка

Лечебная глина, используемая для лепки Абашевской игрушки, и доброта, вложенная руками мастера, снимает тревогу, оберегает семью от дурного, от темных сил.

Чудесная Абашевская игрушка не оставляет разнодушным никого: будь то посетители лаборатории из приезжих или местных жителей.Глину абашевские мастера добывали за околицей, в нескольких километрах от села. Глину смешивали с водой, добавляли немного песка, посыпали пол золой и начинали всем семейством месить глину ногами. Месили до тех пор, пока она не приобретала рабочую консистенцию. Процесс работы был тяжелым, а плата мизерной, поэтому промысел почти исчез. Одним из продолжателей традиций являлся Лорион Зоткин. Фигурки одеты в замысловатые шляпы с полями. Кроме насечек и дырочек узором служат крупные налепные пуговицы, эполеты и т. Д. Части фигурок окрашены несколькими яркими цветами. Например, красный козел с зеленой шеей и серебряной головой или олень с зеленой передней и задней половиной, красной головой и бронзовыми рогами.

У птиц и глиняных четвероногих из Абашева почти нет ног, они представлены в виде небольших бугорков, пластических символов. Только у более крупных животных ноги сделаны по длине. Шея же, напротив, удлинена чрезвычайно. Однако, при всей условности пластического и цветового языка образ получается убедительным, узнаваемым, эстетически достоверным.

Расписана Абашевская игрушка локально, без орнаментировки. Вся поверхность игрушки покрыта сплошь однотонной эмалевой краской. И только уши, рога, мордочка глиняного животного или петушиный гребешок, шея курицы тронуты бронзой, алюминиевым « серебром», краской другого цвета. В разные цвета красятся шляпа и детали одежды барышень, мундиры глиняных солдатиков.

Абашевская игрушка бывает двух видов: глазурованная и с холодной росписью. Небольших и довольно крупных размеров всадники, олени, петухи, утки, дамы в шляпах с вдавленными насечками и политые зеленой или коричневой поливой, другие же раскрашены масляной краской и золотым и серебряным порошком.

Камешкирские резчики по дереву

Каждое окошко, светло и весело смотрящее в мир, у камешкирских умельцев словно девица в расшитом старинном кокошнике и дорогих серьгах из серебра.

Ворота и калитки тоже зачастую представляют сплошной резной ковер мастера придают декоративную форму и деталям лестниц, крылец, галерей, покрывая их рисунком.

Узоры выполняли в древности функцию оберегов. Оказываясь беспомощным перед природной стихией, хозяин дома старался как-то защитить, оберечь свою семью, свой дом и хозяйство оберегами, силуэтами, обладающими по его понятиям, магическими свойствами. Таких оберегов было много.Засека, Петушок, Музей народного творчества, турбаза на истоках Хопра — все это работы Сорокиных, уникальные резные памятники архитектуры.

За околицей села расположен Родник Белый ключ. Это гордость всего Камешкирского района Пензенской области. Преобразился любимый тысячами людей источник всего за 1,5 года. Над бьющими из-под земли ключами появились украшенные искусной деревянной резьбой срубы. Обустроена раздельная купальня, беседка с раздевалками. В водоёме, где бьют мощные родники, было сделано углубление.

Михайловская соломенная кукла

Для соломенных изделий нужна свежескошенная солома, которая сутки отмачивается в воде. Затем мастерица берет небольшой (30-40 соломинок) пучок, сильно натягивает его и энергично свивает в большой крепкий, тугой жгут, перегибаемый пополам.

Теперь только остается сделать «шею» и « талию», « руки» и ровно постричь края платья. Соломенную красавицу можно одеть.Екатерина Константиновна Медянцева одна из основательниц этого искусства, сплетет из соломок косу, две ленты на сарафане _ вертикальную и круговую по подолу, потом оденет в лапоточки, в руку корзиночку вложит- тоже из соломки.

Русская красавица подносит хлеб- соль, удалые ямщики из композиции» русская зима» приглашают прокатиться красивых девиц. Поражает точностью отделки соломенная тройка, телеги тоже сплетены из соломы, и все у них как настоящее: сбруя, хомут, оглобли, колеса и оси и даже втулки.

Никольский хрусталь

Умельцы Никольского завода первыми в России разгадали секреты венецианских мастеров. Их изделия из стекла сразу можно отличить от других: по стенкам разноцветными спиралями бегут нити, причудливое переплетение которых и создает яркую красочную картину.

Особенно больших успехов Никольские мастера достигли в изготовлении прозрачного цветного стекла – фиолетового, красного, бирюзового, синего, желтого, зеленого, молочно- белого. Его варил первый мастер завода Иван Вершинин. О высоком художественном вкусе и профессиональном мастерстве свидетельствуют те немногие предметы, которые сохранились и находятся в Эрмитаже, Русском музее, Павловском дворце, в Государственном историческом музее Москвы.

Шедевры стеклоделия – 12 стаканов Александра Вершинина.

Источник

Читайте также:  Народный банк петропавловск директор