Народный промысел резьба по камню

Уральская резьба по камню

Содержание

История

На Урале художественная резьба по камню зародилась в XVIII веке как сопутствующее металлообработке ремесло, а уже к концу века по всему Уралу работало множество частных мастерских. Сырьём для камнерезов были местные камни (яшма, малахит, агат, кварц, сердолик, родонит, мрамор и другие), которые находили местные жители во время разведки новых месторождений руды.

В 1726 году на Урале были основаны первые мастерские по обработке камня. По указу императрицы Екатерины I на Урал был командирован шведский поручик Реф для поиска цветных камней и обучения русских камнерезному искусству. В 1765 году в Екатеринбурге на базе местных мастерских создана «Екатеринбургская гранильная фабрика» (ЕГФ) с филиалом в посёлке Чёрный Щит (был закрыт в 1868 году). Фабрика одновременно являлась центром камнерезного дела, промышленным комплексом по добыче и обработке цветного камня и профессиональным училищем для многих поколений мастеров. В XVIII — первой половине XIX вв. на фабрике были освоены практически все способы обработки камня. Здесь делали художественные надгробья, интерьерные вазы, столешницы, камины, пирамиды и торшеры, геммы («аттики»), а также мелкая декоративная пластика и предметы быта: чарки, подносы, пуговицы, рукоятки кортиков, табакерки, флакончики, настольные печатки, чернильницы и прочее.

Во второй половине XIX века усложняются композиции изделий: становится богаче цветовая палитра и разнообразнее мотивы, что потребовало более разнообразного сырья. На рубеже XIX—XX вв. ведущей в художественной обработке камня становится фирма «Фаберже». Примерно в эти годы появляется техника объёмной мозаики — каменные натюрморты («накладки»), которыми украшались кабинеты пресс-папье.

Особенности

К XIX веку сложился определённый стиль Уральской резьбы по камню, появляется постоянный канон по изготовлению элементов в композициях. Например листья и корешки делались из змеевика, златоустовской яшмы, офита, реже — из малахита. Каждой ягоде соответствовал свой камень: чёрной смородине — тёмный агат, белой смородине — горный хрусталь, княженике — малиновый шерл (турмалин), малине — селенит и орлец (родонит), клубнике и землянике — сургучная яшма, крыжовнику — сердолик, морошке — янтарь или обожжённый красный коралл, винограду — аметист и иногда дымчатый кварц; малина, крыжовник и виноград делались из цельного камня, клубнику и землянику — тоже, но с тщательной разгранкой каждого зёрнышка; княженика — из мелких, соединенных мастикой шариков, белая смородина — из склеенных между собой двух полусфер с вырезанными внутри желобками.

В конце XIX—XX вв. и XXI веке одним из самых популярных сюжетов становятся Уральские народные сказы П. П. Бажова. По его сюжетам изготавливаются изделия из малахита с использованием металлов (чаще всего позолоченной бронзы) и россыпи различных полудрагоценных камней-самоцветов. Самые популярные из них — Хозяйка Медной горы, Данила-мастер за работой, а также так называемые каменные горы, которые чаще делались с башенкой на вершине, имитируя Лисью гору в Нижнем Тагиле, или гору Благодать в Кушве, или скалу с ротондой в селе Курьи и прочие известные горы и скалы Среднего Урала. Особой популярностью пользуются малахитовые шкатулки как из произведения «Хозяйка медной горы». В 1970-х годах также начали изготавливать близкие народному искусству изделия бытового назначения, которые приобретают черты мини-скульптуры. К примеру пепельницы в виде пеньков с растущими около них грибами и папоротником.

Источник

Уральская резьба по камню

Содержание

История

На Урале художественная резьба по камню зародилась в XVIII веке как сопутствующее металлообработке ремесло, а уже к концу века по всему Уралу работало множество частных мастерских. Сырьём для камнерезов были местные камни (яшма, малахит, агат, кварц, сердолик, родонит, мрамор и другие), которые находили местные жители во время разведки новых месторождений руды.

В 1726 году на Урале были основаны первые мастерские по обработке камня. По указу императрицы Екатерины I на Урал был командирован шведский поручик Реф для поиска цветных камней и обучения русских камнерезному искусству. В 1765 году в Екатеринбурге на базе местных мастерских создана «Екатеринбургская гранильная фабрика» (ЕГФ) с филиалом в посёлке Чёрный Щит (был закрыт в 1868 году). Фабрика одновременно являлась центром камнерезного дела, промышленным комплексом по добыче и обработке цветного камня и профессиональным училищем для многих поколений мастеров. В XVIII — первой половине XIX вв. на фабрике были освоены практически все способы обработки камня. Здесь делали художественные надгробья, интерьерные вазы, столешницы, камины, пирамиды и торшеры, геммы («аттики»), а также мелкая декоративная пластика и предметы быта: чарки, подносы, пуговицы, рукоятки кортиков, табакерки, флакончики, настольные печатки, чернильницы и прочее.

Во второй половине XIX века усложняются композиции изделий: становится богаче цветовая палитра и разнообразнее мотивы, что потребовало более разнообразного сырья. На рубеже XIX—XX вв. ведущей в художественной обработке камня становится фирма «Фаберже». Примерно в эти годы появляется техника объёмной мозаики — каменные натюрморты («накладки»), которыми украшались кабинеты пресс-папье.

Особенности

К XIX веку сложился определённый стиль Уральской резьбы по камню, появляется постоянный канон по изготовлению элементов в композициях. Например листья и корешки делались из змеевика, златоустовской яшмы, офита, реже — из малахита. Каждой ягоде соответствовал свой камень: чёрной смородине — тёмный агат, белой смородине — горный хрусталь, княженике — малиновый шерл (турмалин), малине — селенит и орлец (родонит), клубнике и землянике — сургучная яшма, крыжовнику — сердолик, морошке — янтарь или обожжённый красный коралл, винограду — аметист и иногда дымчатый кварц; малина, крыжовник и виноград делались из цельного камня, клубнику и землянику — тоже, но с тщательной разгранкой каждого зёрнышка; княженика — из мелких, соединенных мастикой шариков, белая смородина — из склеенных между собой двух полусфер с вырезанными внутри желобками.

Читайте также:  Народные танцы национальные танцы

В конце XIX—XX вв. и XXI веке одним из самых популярных сюжетов становятся Уральские народные сказы П. П. Бажова. По его сюжетам изготавливаются изделия из малахита с использованием металлов (чаще всего позолоченной бронзы) и россыпи различных полудрагоценных камней-самоцветов. Самые популярные из них — Хозяйка Медной горы, Данила-мастер за работой, а также так называемые каменные горы, которые чаще делались с башенкой на вершине, имитируя Лисью гору в Нижнем Тагиле, или гору Благодать в Кушве, или скалу с ротондой в селе Курьи и прочие известные горы и скалы Среднего Урала. Особой популярностью пользуются малахитовые шкатулки как из произведения «Хозяйка медной горы». В 1970-х годах также начали изготавливать близкие народному искусству изделия бытового назначения, которые приобретают черты мини-скульптуры. К примеру пепельницы в виде пеньков с растущими около них грибами и папоротником.

Источник

Основные черты уникального уральского камнерезного промысла

Вместе с активным развитием горной промышленности в XVIII–XIX веках на Урале развивалось самобытное камнерезное искусство, которое живо и по сей день. Сейчас в каждом крупном городе есть свои мастерские, превращающие яшму и малахит, агат и кварц в уникальные изделия народного промысла. Со временем совершенствуется техника, усложняется композиция, но особый уральский дух произведений искусства остается неизменным.

Развитие народного промысла

Историки считают, что создавать поделки из камня на Урале начали в XVII веке, но расцвет случился столетие спустя. Благодаря стремительному освоению восточных территорий здесь появляются большие горнодобывающие предприятия. Урал как магнит манил мастеров со всей страны и из других государств.

Важным для камнерезного искусства считается 1751 год, когда многие уже состоявшиеся профессионалы объединили свои усилия в Екатеринбургской гранильной фабрике. Это стало отправной точкой для бурного развития промысла. Всего за несколько десятков лет появились новые жанры и особые способы обработки материала, учитывающие его структуру. Уже к XIX веку уральские чарки, подносы, столешницы и камины украшали богатые столичные дома.

В советское время мастера-камнерезы выполняли большие ответственные работы по заказу государства. Так, они создали огромное мозаичное панно под названием «Индустрия социализма» размером около 6 метров в длину и 4,5 в ширину. Как утверждают искусствоведы, работ такого масштаба в культуре 20 и 21 века немного.

Вехой для развития народного промысла стало открытие художественно-ремесленного училища «Рифей». В программу обучения входило преподавание сложной объемной техники, являющейся отдельным направлением данного искусства. Основным произведением мастеров этого учебного заведения стала композиция «Урал кует победу», в которой искусно сочеталась разные виды мозаики.

В современной технике обработки камня используется передовое оборудование, которое повышает сложность и смысловую нагрузку изделий. Станки позволяют мастерам освободиться от рутинны и сконцентрироваться на мимике и внешнем виде персонажей. Часто в работах используется эмаль и другие материалы. При этом сохраняется особая «каменная чистота» изделий.

Легендарные мастера

Одним из самых известных мастеров поныне остается Алексей Козьмич Денисов-Уральский. Он происходил из семьи резчиков по камню, навыкам его обучил отец. Уже к 30 годам его стали приглашать на международные конкурсы, а работы получали признание на масштабных выставках. Кроме того, Денисов-Уральский выступал на различных конференциях, посвященных камнерезному делу, благодаря чему смог привлечь внимание к проблемам этой сферы деятельности.

Немногие знают, что имя известного во всем мире ювелира Карла Фаберже также связано с народным промыслом. Первые наборные фигуры, создававшиеся в XX веке, делались под его руководством. Он сотрудничал с Екатеринбургской гранильной фабрикой, закупая здесь материалы для своей работы.

В советский период одним из самых известных мастеров резьбы по камню был Василий Коноваленко. Как пишут искусствоведы, его работы в духе модернизма отображали целую галерею народных типажей, раскрывали их духовное содержание. Коноваленко обрел признание при жизни и был неоднократно отмечен на высоком государственном уровне.

Особенности уральского стиля

Как и всякий устоявшийся народный промысел, искусство резьбы по камню имеет ряд традиционных отличительных черт. Так, каждому растению соответствует определенный материал: черную смородину изображали с помощью агата, листья и корешки изготавливали из яшмы или змеевика, морошку – из янтаря или красного коралла. Разнообразие самоцветов на Урале позволяло проявить творческую фантазию, и мастера умело этим пользовались. Особый талант требовался при работе над клубникой и земляникой. Их делали из цельного камня с тщательной разгранкой каждого зернышка.

Гордостью уральской школы остается техника объемной мозаики. Использование множества текстур и цветов открывало перед художником обширные возможности самовыражения. Такая мозаика представляла собой наслоение специально подготовленных камней различных пород. Благодаря детальной проработке мастерам удавалось создать впечатляющие натуралистичные картины, сочетающие архетипичность и современность. Это очень сложная техника, владеть которой в полной мере могут только истинные профессионалы. Ее суть раскрыл Бажов в своем произведении «Хрупкая веточка». Работы такого рода невозможно скопировать из-за многочисленных мелких нюансов.

Читайте также:  Лечение папиллом на слизистой народными средствами

Еще одной отличительной черной уральского промысла являются сюжеты. Они существенно обогатились благодаря фольклорным исследованиям и творчеству Павла Бажова. Образы из его сказов прочно вошли в копилку уральского промысла. Хозяйка Медной горы, Данила-мастер, Голубая змейка украшают как сделанные из камня картины, так и предметы быта.

Несмотря на богатейшую историю искусства на Урале, большинство жителей России мало знает об этом уникальном промысле. Статьи, раскрывающие нюансы техник и жанрового разнообразия, в основном выходят в специализированных изданиях. При этом уральское искусство резьбы по камню ценится во всем мире. На начало XX века пришелся новый виток интереса к таким работам. Сейчас очень популярна портретная техника изображения фольклорных и литературных героев, связанных как с Уралом, так и с мировой традицией.

Источник

Уральская резьба по камню

Уральская резьба по камню — один из традиционных русских народных промыслов, зародившийся на Урале в XVII веке и процветает до сих пор

Резьбой по камню занимаются по всему Уралу, особенно широко промысел развит на Среднем Урале, основные центры камнерезного искусства — города Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск, Пермь, Магнитогорск, Новоуральск, Кунгур, Берёзовский, Верхняя Пышма, Алапаевск, Верхняя Салда, Чусовой, Лысьва, Асбест, Верхний Уфалей, Заречный, а также камнерезными изделиями славится село Мурзинка.

Скульптура «Данилушка» (В. Коноваленко)
shakko, CC BY-SA 3.0

Помимо этого, в силу популярности изделий, почти в каждом городе Урала существует хотя бы одна поделочная мастерская, где работают мастера-камнерезы.

История

На Урале художественная резьба по камню зародилась в XVIII веке как сопутствующее металлообработке ремесло, а уже к концу века по всему Уралу работало множество частных мастерских.

Сырьём для камнерезов были местные камни (яшма, малахит, агат, кварц, сердолик, родонит, мрамор и другие), которые находили местные жители во время разведки новых месторождений руды.

Малахитовые шкатулки, XIX век, Екатеринбург
shakko, CC BY-SA 3.0

В 1726 году на Урале были основаны первые мастерские по обработке камня. По указу императрицы Екатерины I на Урал был командирован шведский поручик Реф для поиска цветных камней и обучения русских камнерезному искусству.

Каменное ягодное пресс-папье. До 1860 года. Музей им. Ферсмана, Мурзинка. Яшма, змеевик, горный хрусталь, сердолик, гипс-селенит, мрамор, гагат, коралл

В 1765 году в Екатеринбурге на базе местных мастерских создана «Екатеринбургская гранильная фабрика» (ЕГФ) с филиалом в посёлке Чёрный Щит (был закрыт в 1868 году). Фабрика одновременно являлась центром камнерезного дела, промышленным комплексом по добыче и обработке цветного камня и профессиональным училищем для многих поколений мастеров.

В XVIII — первой половине XIX вв. на фабрике были освоены практически все способы обработки камня.

Здесь делали художественные надгробия, интерьерные вазы, столешницы, камины, пирамиды и торшеры, геммы («аттики»), а также мелкая декоративная пластика и предметы быта: чарки, подносы, пуговицы, рукоятки кортиков, табакерки, флакончики, настольные печатки, чернильницы и прочее.

Малахитовые изделия. XIX век
shakko, CC BY-SA 3.0

Во второй половине XIX века усложнились композиции изделий: становится богаче цветовая палитра и разнообразнее мотивы, что потребовало более разнообразного сырья.

На рубеже XIX–XX вв. ведущей в художественной обработке камня становится фирма «Фаберже». Примерно в эти годы появляется техника объёмной мозаики — каменные натюрморты («накладки»), которыми украшались кабинеты пресс-папье.

Пресс-папье. Екатеринбургская гранильная фабрика. Музей им. Ферсмана, Мурзинка
shakko, CC BY-SA 3.0

Традиции изготовления накладной мозаики с рельефным натюрмортом сохранялись на протяжении всего XX столетия.

Произведения XX века приобретают авторскую индивидуальность: в отличие от мастеров прошлых веков, мастер был свободен в выборе материала и метода его обработки.

Камея «Голова Юпитера в диадеме». Екатеринбургская гранильная фабрика, 1827-1828 г.
shakko, CC BY-SA 3.0

Композиции становятся более лаконичнее: как правило используется один вид растительности, исключены и трудоёмкие операции, кроме того детали чаще стали вырезаться из целого камня.

Такой вид мозаики получил наибольшую популярность среди камнерезов Нижнего Тагила, в частности в мастерской камнереза В. М. Васильева.

Грот-фонтан из самоцветов. Екатеринбургская гранильная фабрика, 1785-1786 гг.
shakko, CC BY-SA 3.0

После распада СССР, одной из первых частных камнерезных фирм в Екатеринбурге, стала фирма Дмитрия Емельяненко — «Яхонт и Ко».

Особенности

К XIX веку сложился определённый стиль Уральской резьбы по камню, появился постоянный канон по изготовлению элементов в композициях.

Например, листья и корешки делались из змеевика, златоустовской яшмы, офита, реже — из малахита. Каждой ягоде соответствовал свой камень:

Малина, крыжовник и виноград делались из цельного камня, клубнику и землянику — тоже, но с тщательной разгранкой каждого зёрнышка; княженика — из мелких, соединенных мастикой шариков, белая смородина — из склеенных между собой двух полусфер с вырезанными внутри желобками.

В конце XIX–XX вв. и XXI веке одним из самых популярных сюжетов становятся Уральские народные сказы П. П. Бажова. По его сюжетам изготавливаются изделия из малахита с использованием металлов (чаще всего позолоченной бронзы) и россыпи различных полудрагоценных камней-самоцветов.

Читайте также:  Народные рецепты лечения ангины у детей

Самые популярные из них — Хозяйка Медной горы, Данила-мастер за работой, а также так называемые каменные горы, которые чаще делались с башенкой на вершине, имитируя Лисью гору в Нижнем Тагиле, или гору Благодать в Кушве, или скалу с ротондой в селе Курьи и прочие известные горы и скалы Среднего Урала.

Особой популярностью пользуются малахитовые шкатулки как из произведения «Хозяйка медной горы».

Источник

Художественная резьба по камню.

Люблю людей, влюбленных в камни!
Шлифуя мраморный излом,
Они беседуют с веками,
Как с земляками за столом.
И обнаруживают в яшме
Нерукотворные цветы
И величавые пейзажи
Неповторимой красоты.
Морские волны малахита
Для них ведут с ветрами спор,
Им дарит небо лазурита
Дыханье мира и простор.

В советское время художественной обработкой камня занимаются во многих районах России: в Свердловской, Пермской, Горьковской областях, в Алтайском, Красноярском и Краснодарском краях. В небольшом количестве художественные камнерезные изделия выпускают в Архангельской и Челябинской областях.

Уральская резьба по камню.

Уральские горы
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей.

Уральская резьба по камню — один из традиционных русских народных промыслов, зародившийся на Урале в XVII веке и процветает до сих пор. Резьбой по камню занимаются по всему Уралу, особенно широко промысел развит на Среднем Урале, основные центры камнерезного искусства — города Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск, Пермь, Магнитогорск, Новоуральск, Кунгур, Берёзовский, Верхняя Пышма, Алапаевск, Верхняя Салда, Чусовой, Лысьва, Асбест, Верхний Уфалей, Заречный, а также камнерезными изделиями славится село Мурзинка. Помимо этого, в силу популярности изделий, почти в каждом городе Урала существует хотя бы одна поделочная мастерская, где работают мастера-камнерезы.

На Урале художественная резьба по камню зародилась в XVIII веке как сопутствующее металлообработке ремесло, а уже к концу века по всему Уралу работало множество частных мастерских. Сырьём для камнерезов были местные камни (яшма, малахит, агат, кварц, сердолик, родонит, мрамор и другие), которые находили местные жители во время разведки новых месторождений руды. В 1726 году на Урале были основаны первые мастерские по обработке камня. В 1765 году в Екатеринбурге на базе местных мастерских создана «Екатеринбургская гранильная фабрика». Фабрика одновременно являлась центром камнерезного дела, промышленным комплексом по добыче и обработке цветного камня и профессиональным училищем для многих поколений мастеров. В XVIII — первой половине XIX вв. на фабрике были освоены практически все способы обработки камня. Здесь делали художественные надгробья, интерьерные вазы, столешницы, камины, пирамиды и торшеры, геммы («аттики»), а также мелкая декоративная пластика и предметы быта: чарки, подносы, пуговицы, рукоятки кортиков, табакерки, флакончики, настольные печатки, чернильницы и прочее.

К XIX веку сложился определённый стиль Уральской резьбы по камню. В конце XIX—XX вв. и XXI веке одним из самых популярных сюжетов становятся Уральские народные сказы П. П. Бажова. По его сюжетам изготавливаются изделия из малахита с использованием металлов (чаще всего позолоченной бронзы) и россыпи различных полудрагоценных камней-самоцветов. Самые популярные из них — Хозяйка Медной горы, Данила-мастер за работой, а также так называемые каменные горы, которые чаще делались с башенкой на вершине, имитируя Лисью гору в Нижнем Тагиле, или гору Благодать в Кушве, или скалу с ротондой в селе Курьи и прочие известные горы и скалы Среднего Урала. Особой популярностью пользуются малахитовые шкатулки как из произведения «Хозяйка медной горы». В 1970-х годах также начали изготавливать близкие народному искусству изделия бытового назначения, которые приобретают черты мини-скульптуры. К примеру пепельницы в виде пеньков с растущими около них грибами и папоротником.

Традиции изготовления накладной мозаики с рельефным натюрмортом сохранялись на протяжении всего XX столетия. Произведения XX века приобретают авторскую индивидуальность: в отличие от мастеров прошлых веков, мастер был свободен в выборе материала и метода его обработки. Композиции становятся более лаконичнее: как правило используется один вид растительности, исключены и трудоёмкие операции, кроме того детали чаще стали вырезаться из целого камня. Такой вид мозаики получил наибольшую популярность среди камнерезов Нижнего Тагила, в частности в мастерской камнереза В. М. Васильева.

Книги об искусстве резьбы по камню:

Прекрасное – своими руками/ Сост. С.С. Газарян; цв. фото Н.Зимина. – Москва : Детская литература, 1979. – 158 с., ил. (Серия «Знай и умей»).

В книге рассказывается о возникновении и развитии народных художественных ремесел в нашей стране, в том числе и искусстве резьбы по камню. В каждом очерке дана краткая технология работы.

Статья знакомит читателей с историей возникновения одного из самых старинных народных художественных промыслов – резьба по камню. Рассматриваются камнерезное искусство Урала, Алтайского края, Архангельского и др.

Художественная обработка камня // Уткин, П.И, Королева Н.С.Народные художественные промыслы. – Москва : Высшая школа, 1992. – С. 63-72.

Статья знакомит с искусством народного художественного промысла резьбы по камню.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник