Народный промысел роспись игрушек

Виды росписи игрушек

Традиционные старинные русские игрушки хоть раз в своей жизни держал в руках каждый житель России.

Несмотря на внешнюю незамысловатость и наивность они прекрасны, от них исходит необыкновенная доброта и тепло рук мастера, который их создал. Веками на Руси складывались и оттачивались традиции изготовления игрушек и их росписи. Культура, фольклор и быт каждого региона накладывали свой отпечаток на формы, цвета и пропорции игрушек местного производства. Особенно красивы и самобытны расписные игрушки, которые, в зависимости от района их изготовления, могли быть из глины или из дерева. Наиболее известны мастера росписи из села Дымково Вологодской области, из деревни Филимоново Одоевского района Тульской области, из города Каргополя, села Абашево Пензенской области, из деревни Богородское Сергиево-Посадского района Московской области и из села Полховский Майдан Нижегородской области.

Дымковская роспись

Всем известные дымковские свистульки возникли еще в глубокой древности. Историки связывают их появление с весенним праздником «свистопляской», пришедшим со времен язычества. Значение праздника со временем утратилось, а игрушки превратились просто в веселую забаву для детей и взрослых. Дымковская роспись характеризуется яркими красками и жизнерадостными выражениями лиц игрушечных персонажей. Сами персонажи вполне традиционны – это статные пышнотелые бабы с детишками, медведи, козлы и поросята. Процесс изготовления игрушки проходит в несколько этапов. Фигурка изготавливается из глины, затем её просушивают и обжигают. Далее наносят белила, а поверх них мягкими кистями накладывают слой темперной краски. Древний способ росписи подразумевал нанесение палочками и перьями анилиновых красителей, замешанных на яйце с квасом и последующее покрытие составом из взбитого яйца. Сейчас, естественно, такой способ уже не используется. Орнамент, украшающий дымковские игрушки, строго геометричен, иногда его завершают отдельные декоративные элементы из сусального золота.

Филимоновская роспись

Филимоновская глиняная расписная свистулька

Филимоновской росписью именуется художественный промысел, распространенный с середины XIX в. в Одоевском районе Тульской области. Название росписи образовано от названия деревни Филимоново, где мастера народной росписи жили до 1960-х годов. Облик местных глиняных игрушек характеризуется изящными и утонченными формами, что объясняется пластичностью и жирностью местного сорта поделочной глины. Персонажи филимоновских мастеров – это всё те же любимые народные герои. Это барыни, забавные и чудаковатые мужички, медведи, козлы, бараны и олени. Палитра росписи относительно скупа, это неяркие малиновые, зеленые, желтые и синие оттенки. Но, несмотря на это, игрушки смотрятся живо и весело. Причем расписываются не только кафтаны и сарафаны глиняных фигурок людей, но и туловища игрушечных животных, которые украшаются разноцветными полосками. Орнамент в виде полос, цветов, пятен и веточек наносится без определенной схемы, образуя пестрый хаотичный узор.

Каргопольская роспись

Каргопольские игрушки зародились как сезонный промысел крестьян в деревнях Архангельской области вокруг города Каргополя. Летом они работали в полях, а зимой занимались гончарным промыслом, изготавливая посуду и домашнюю утварь из местного сорта красной глины. Игрушки делались из остатков материала и поначалу были лишены какой бы то ни было художественной ценности. Они покрывались мучным отваром и обжигались. В результате на поверхности получался черный кружевной узор, на котором процарапывались остальные элементы этой нехитрой росписи. Со временем роспись совершенствовалась, и сегодня каргопольские игрушки более изящно и тонко расписаны. Однако сохранилась историческая неяркая палитра и самобытные персонажи, свойственные только этому региону. Это полкан – полуконь-получеловек, лев, двухголовые кони. Помимо этих, изготавливаются и традиционные персонажи – животные и люди.

Абашевская роспись

Абашевская игрушка
Абашевкий народный промысел зародился в Пензенской области. Его весьма необычная черта – участие в изготовлении игрушек в основном мастеров-мужчин. Абашевские игрушки отличаются от других своим нарочито сказочным и фантастичным обликом. Здесь присутствуют фигуры козлов, оленей, баранов, но пропорции их тел весьма далеки от настоящих. Фигурки делаются преимущественно одноцветные, без орнаментов, и украшаются золочеными или серебряными элементами.

Богородская роспись

Богородская расписная игрушка «Куры»
Игрушки из деревни Богородское Сергиево-Посадского района Московской области относятся к числу самых знаменитых в России. Это движущиеся фигурки медведей, зайцев, журавлей, людей и т.д. Привычный образ богородской игрушки – фигурка из неокрашенного дерева, однако расписные игрушки также изготавливаются мастерами этого региона. Роспись отличается яркими, сочными красками, а сюжеты характеризуются жизнерадостностью и народным юмором.

Полхов-майданская роспись

Полхов-майданские матрёшки
Село Полховский Майдан Нижегородской области изначально известно в связи с производством деревянной посуды. С течением времени местные мастера освоили и изготовление деревянных расписных игрушек. Специалисты связывают это с влиянием традиций мастеров из Сергиева Посада. Полхов-майданская роспись постепенно обрела свои собственные уникальные приемы и мотивы росписи. Это цветы, очерченные контуром или без контура, роспись «под масло» – масляная роспись по однотонному глухому фону, а также нанесение простейшего пестрого орнамента мазками или точками. В последнее время мастера используют технику нанесения цветочной росписи по темному фону, создаваемому с помощью обжига паяльной лампой.

Источник

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Дымковская игрушка

Дымковские игрушки — это образцы миниатюрной глиняной скульптуры, уникальные изделия одного из древних русских народных промыслов, который возник в слободе Дымково Вятской губернии. В наши дни это территория города Кирова. Поэтому дымковские глиняные фигурки иногда называют » кировскими игрушками».

Читайте также:  Латышские народные сказки про животных

Дымковские игрушки являются изделиями ручной работы, поэтому каждой из них присуща индивидуальность. Нет и не может быть двух одинаковых фигурок, потому что мастер вкладывает в свою игрушки особенные характерные черты.

Яркие дымковские фигурки

Это касается всех этапов создания глиняных фигурок, начиная от процесса лепки до росписи. Именно уникальность, своеобразие и широкая вариативность форм и являются изюминкой дымковской игрушки.

Образцы дымковских игрушек

История промысла

История возникновения дымковского промысла берет свое начало в XV — XVI столетиях. Изначально красочные игрушки из глины имели форму свистулек. Матери делали их для забавы своих детей из доступных в данной местности природных материалов.

Позднее изготовлением ярких забавных фигурок стали заниматься целыми семьями. Долгими зимними вечерами мастера и их домочадцы вместе замешивали пластичную массу из глины, лепили небольшие игрушки, а после высушивали их и обжигали в печи при высокой температуре. Далее изделия расписывали вручную.

Дымковская игрушка » Тройка».

Яркие забавные фигурки с успехом продавались на ярмарке, которая проводилась в честь весеннего праздника Свистуньи. Он устраивался через месяц после Пасхи, и был посвящен памяти погибших в Хлыновском побоище в 1418 году.

В эти дни проводились массовые гулянья. Жители Вятской губернии веселились, пели и плясали. При этом самым популярным музыкальным инструментом была яркая, мастерски расписанная глиняная свистулька.

Позднее историческое значение праздника было подзабыто, а вот традиция изготовления расписных глиняных фигурок прижилась и получила широкое распространение. Так возник известный во всем мире русский народный промысел — дымковская игрушка.

В дальнейшем мастера занялись изготовлением глиняных фигурок на постоянной основе. При этом значительно расширился ассортимент изделий.

Дымковская игрушка » Парочка».

В начале XIX века производство дымковской игрушки распространилось по всей Вятской губернии и стало массовым. Глиняные фигурки делали в большом количестве практически в каждом дворе, поэтому местных покупателей оставалось все меньше и меньше.

Тогда маленькие яркие статуэтки стали возить на продажу в Оренбургскую область, в Москву и другие крупные города, где часто устраивались ярмарки и были открыты специальные лавки по продаже игрушек и сувениров.

Дымковская игрушка » Дама с собачкой».

Материалы и технология изготовления

Все части фигурки лепят отдельно, а после собирают изделие из деталей, скрепляя их между собой жидкой красной глиной. Все соединительные швы аккуратно сглаживают до получения идеально ровной поверхности изделия.

Срок просушивания у игрушек разный ( от 2 дней до полутора месяцев) — в зависимости от размера и композиционной сложности изделия.

Далее фигурки обжигают в печи при температуре около 850* С. После процедуры обжига дымковские игрушки покрывают двумя — тремя слоями темперных белил.

В начале возникновения промысла вместо белил использовали мел, разведенный в молоке до однородной консистенции. Раньше для росписи игрушек применяли темперные краски. смешанные с куриными яйцами и разведенными квасом.

После раскрашивания поверхность изделия смазывали взбитыми яичными белками, что помогало придать глянцевый блеск, а краски выглядели ярче.

В качестве основных инструментов для нанесения рисунков вместо кистей выступали птичьи перья и тонкие заостренные палочки.

В наше время для росписи дымковских игрушек применяются яркие анилиновые красители и мягкие кисти из натурального ворса.

» Девушка с самоваром».

Цветовая гамма и орнаменты росписей

Для росписи глиняных дымковских игрушек издавна использовалась богатая цветовая палитра. Среди основных цветов, характерных для дымковской росписи, можно назвать следующие:

В схемах росписей преобладает строгий орнамент с использованием различных геометрических фигур. Можно заметить различные композиционные сочетания полосок, кругов, ромбов, клеток и точек.

В качестве дополнительного декоративного элемента на готовый цветной узор наносятся мелкие капельки или ромбики из сусального золота.

Тематика дымковских игрушек

Поначалу формы фигурок были простыми и даже примитивными, но с течением времени внешний вид и качество игрушек совершенствовались, а их ассортимент значительно расширился.

Изначально тематика дымковских игрушек была следующей:

Сюжетная игрушка » Семья».

В советскую эпоху народный промысел по изготовлению дымковских игрушек был поставлен на производственную основу. Были организованы цеха, в которых мастера вручную делали глиняные фигурки, обжигали их, а затем раскрашивали и покрывали яичными белками для придания краскам большей яркости.

Образцы изделий дымковского промысла

Тематика современных дымковских игрушек значительно расширилась. Так, среди наиболее распространенных образцов изделий можно выделить следующие:

На сегодняшний день дымковская игрушка является предметом гордости мастеров и визитной карточкой всей Кировской области. Трудно переоценить историко — культурное значение данного народного промысла, который наглядно демонстрирует творческий потенциал жителей Вятского края.

Дымковская глиняная игрушка

В 2010 году в центре Кирова была установлена скульптурная группа » Семья», созданная в соответствии с классическими канонами изготовления дымковской игрушки.

Эта группа состоит из мужчины с гармонью, барыни в пышной юбке с младенцем на руках, ребенка со свистулькой, а также небольших фигурок собаки и кошки.

Скульптурная группа » Семья» в центре Кирова.

В 2011 году в Кирове открылся музей » Дымковская игрушка: история и современность», в экспозиции которого насчитывается более 700 оригинальных образцов ярких глиняных фигурок. Таким образом, каждый желающий может познакомится с уникальными изделиями народных мастеров.

В Кировском музее дымковской игрушки

Дымковская игрушка : 1 комментарий

Образы всадника-свистульки и «гуляющего кавалера» с присущими им округлыми пластическими формами, приземистыми пропорциями, кукольной важностью и серьезностью принадлежат к числу наиболее ярких и самобытных в ассортименте дымковской игрушки. Но если сюжет всадника-свистульки типичен почти для всех центров народной глиняной игрушки XIX века, то «гуляющий кавалер» и появившаяся позднее аналогичная «гуляющая дама» — дело рук и фантазии только дымковских мастериц. Обе игрушки нравились им самим. Каждая лепила их в большом количестве, варьируя положение рук, цвет одежды (у всадников — непременно с эполетами на плечах), кольца, клетки и горохи на свистках и телах коней, высоту и форму шляпы, всегда лихо надетой, то с заломом, то с нолями, то треуголки.

Читайте также:  Мексиканские народные игры для детей

Источник

Дымковская глиняная игрушка

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

Содержание:

История промысла

Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».

Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.

Раскраска велась в строгой последовательности:

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

Читайте также:  Народные средства при тромбах в сосудах

Источник

Буквально на днях я вернулась из командировки с г. Кирова. Признаться честно, не всегда удается ознакомиться с историей города и его культурой перед поездкой, такое случилось и сейчас. Когда мой коллега с первых шагов по земле города стал рваться и искать музей дымковской игрушки, я его не поняла. Но не стала сопротивляться, а решила, что должна познакомиться с игрушкой поближе, все-таки, отчасти, я себя причисляю к творческим людям и надо расширять кругозор.

В результате осмотра города нашли мы таки художественный салон «Дымковская сказка» в доме союза художников России.

Нам рассказали, что дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, который существует на Вятской земле более чем четырёхсот лет. Название происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Кирова, в прошлом г. Вятки. Этот район хорошо просматривается с берега реки Вятка.

Изготовление глиняных игрушек было семейным ремеслом. Люди добывали и месили глину, руками толкли и растирали, применяя краскотерки, комовой мел, весь период с осени по весну занимались лепкой, сушкой и обжигом своих творений. По мере приближения дня ярмарки, именуемой «Свистуньей-свистопляской», приходившегося после Пасхи на четвертую субботу, готовые игрушки белили мелом, который разводили снятым коровьим молоком, после чего окрашивали яичными красками, украшая пятнами золотистой потали. Самобытный красочный товар местное население на лодках привозило на праздник в город Вятку, даря радость своего искусства детям и взрослым.

Ярмарка являлась продолжением поминовения жителей Великого Устюга и Хлынова, сложивших свои головы в битве, вошедшей в историю Вятки под названием Хлыновское побоище, в котором местные жители, по ошибке, стали воевать с прибывшими на помощь против новгородцев, устюжанами.

Разгульное ярмарочное веселье переходило в празднования дня солнца и продолжалось три дня, и все эти дни жители Вятки, свистели в глиняные свистульки, танцевали и перекидывали расписной глиняный шарик.

В позапрошлом веке в Дымковской слободе жили и творили от 30 до 50-ти семей игрушечников. Годами, веками складывались семейные династии промысла, представленные Пенкиными, Никулиными, Кошкиными и многими другими известными фамилиями. Каждая династия строго следовала своим, присущем только ей, традиционным особенностям ремесла. Игрушки различались по форме, пропорциям, цветовой гамме и орнаменту. В эти времена дымковcкая игрушка представляла собой отдельные фигурки, изображавшие животных, людей, птиц, а также разнообразные свистульки. Все они несли в себе древние образы человеческих представлений об окружающем мире.

С началом двадцатого столетия существование дымковского промысла было поставлено под угрозу. Объемы изготовления рукотворной игрушки стремительно убывали. Промысел уже «не кормил», как некогда раньше, и многие потомственные мастера попросту прекращали заниматься этим ремеслом, ища занятий более прибыльных.

Глиняные игрушки уходили в прошлое, становясь достоянием истории. Стали процветать мастерские по созданию изделий из гипса, которые пользовались колоссальным спросом, как у местного населения, так и на ярмарочных распродажах крупных городов. Многие игрушечники начали подрабатывать раскраской гипсовых изделий, и лишь мастерица Мезрина Анна Афанасьевна (1853-1938) по-старинке создавала свои глиняные творения. Она, по сути дела, и стала той единственной связеобразующей нитью между прошлым и настоящим, настоящим и будущим дымковского ремесла. А вятский художник Алексей Иванович Деньшин (1893-1948) с пятнадцати лет настолько увлекся творчеством малообразованных мастериц, что впоследствии сумел разглядеть в их произведениях истинное искусство. Деньшин постоянно зарисовывал дымковские игрушки и изучал технологию процесса изготовления. Творчество А. А. Мезриной стало для него объектом особой любви.

Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером. Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.

В основе росписи дымковской игрушки — геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зеленая и в очень небольшом количестве коричневый и черный.

В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце, темперные или специальные краски для керамики. Для росписи использовали самодельные кисти из тряпок (продернутого холщового лоскута, намотанного на палочку) и лучинки-палочки для наведения глаз и бровей. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.

При росписи важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. Он символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.


В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой и оберегами.


Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.



Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями, тогда между двумя прямыми линиями чередование точек с равным интервалом. Мать земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага.

…Мечтаешь о счастливой семье – присядь на скамейку
…Желаешь веселой жизни – дотронься до гармошки
…Хочешь продлить род – прикоснись к младенцу.

Какая же часть скульптуры отполирована больше всего?!

Возвращалась я домой с сувенирами в форме коровки и знатной барыни.

Источник