Народный промысел россии каргопольская

Каргопольская игрушка

В деревнях Каргопольского района Архангельской области издревле занимались гончарным промыслом. Отдыхая от однообразия горшков и кринок, гончары лепили игрушки. Неуклюжие фигурки баб с младенцами, приземистые мужики с бородами-лопатами, кони, птицы, медведи, собаки, герои сказок и былин.

Каргопольская игрушка. Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства. Фото В. Леонова

При всем разнообразии форм, старинные каргопольские игрушки не были яркими, т.к. из красок были только цветная глина, сажа да мел. Современная каргопольская игрушка стала ярче, однако лучшие мастера как правило избегают излишней пестроты. Чаще всего используются такие цвета, как белый, охра, красный, зеленый, синий, черный.

Муратова Анна «Натюрморт с каргопольскими игрушками». Бумага, гуашь. 2016 г.
Выставка «По следам старины». Институт наследия, Москва 2018. Фото О. Поповой

Каргопольская игрушка. Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства. Фото В. Леонова

Каргопольская игрушка. Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства. Фото В. Леонова

В 2003 году в Каргополе был открыт Дом-музей семьи Шевелевых и каргопольской глиняной игрушки. В музее, на кухне с традиционной русской печью, проходят мастер-классы по изготовлению игрушки.

Дом-музей семьи Шевелевых в Каргополе. Фото В. Леонова, 2006 г.

Мастер-класс по изготовлению каргопольской игрушки в доме-музее семьи Шевелевых. Фото В. Леонова, 2006 г.

Мастер-класс по изготовлению каргопольской игрушки в доме-музее семьи Шевелевых. Фото В. Леонова, 2006 г.

Игрушка делается с помощью приема вытягивания из целого куска глины без налепов. Детали обозначаются острой палочкой.

Слава о каргопольской игрушке разошлась далеко. О глиняных мужиках и бабах, сказочных зверях и птицах знают почти все, кто приезжает в Каргополь и, возвращаясь домой, увозят с собой на память частичку Русского Севера и сказочного детства.

Центр народных ремесел «Берегиня» в Каргополе. Фото Д. Боганова

Центр народных ремесел «Берегиня» в Каргополе. Фото Д. Боганова

В центре ремёсел «Берегиня», Каргополь. Фото О. Поповой, 2007 г.

Каргопольская игрушка ЗАО НХП «Беломорские узоры»
Выставка «Народные художественные промыслы: вчера, сегодня, завтра». Новый Манеж, 2015 г. Фото В. Леонова

Мастер каргопольской игрушки на фестивале Русское поле, 2017 г. Фото О. Поповой

Колокольчик. Коллекция Д.Боганова

Колокольчик. Сделан на мастер-классе в центре ремесел «Берегиня»
Коллекция О.Поповой

Источник

Народные промыслы: филимоновские и каргапольские игрушки

Валентина Фролова
Народные промыслы: филимоновские и каргапольские игрушки

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств художественного воспитания дошкольников.

Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты.

Мною были созданы игрушки из соленого теста. Для начало нужно замесить тесто

• мука пшеничная – 1 стакан;

• мелкая соль – 1 стакан;

• растительное масло – 1 ст. ложка.

В большой миске перемешайте соль с мукой, добавьте растительное масло, воду и замесите крутое тесто. Положите его на 2-3 часа в холодильник, затем достаньте и приступайте к работе. Такое тесто можно хранить в холодильнике несколько дней, а также замораживать. Затем слепить игрушки, для образца, я использовала наборы картинок. После чего необходимо, хорошо высушить игрушки в духовке, а затем приступить к раскрашиванию.

Народные игрушки стимулируют детей к самостоятельным действиям. Знания, полученные в процессе занятий и игр с предметами народного творчества, расширяют возможности самостоятельной деятельности в области декоративной лепки.

Интегрированное занятие «Народные промыслы Тульского края» Цель: Формировать у детей основные музыкальные навыки и умения посредством различных видов музыкальной деятельности. Задачи: 1. Учить.

Фотоотчёт «Народные промыслы» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться своим увлечением. Ещё с детства меня интересовала история наших предков, её обычаи и нравы. Мне очень.

Фотоотчет. Народные промыслы (роспись) Нравственно-патриотическое воспитание очень важно для наших детей. Основы нравственно-патриотического воспитания лежат не только в ознакомлении.

Фотоотчет тематической недели «Народные промыслы» Народные промыслы-это одна из самых интересных тематических недель в детском саду. Дети с неподдельным интересом знакомятся с видами народного.

Оформление уголка «Народные промыслы» Конечно же очень дорого покупать готовые расписные игрушки и посуду. я вам предлагаю простой и интересный способ оформления уголка народных.

Педагогический проект в старшей группе «Народные промыслы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №93 г. Томска Проект «Народные промыслы.

Проект «Народные промыслы» для средней группы Информационно-творческий проект для детей младшей и средней групп «Народные промыслы России» Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность:.

Проект «Народные промыслы Курского края» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Народные промыслы Курского края» Автор: Родюкова В. Г., воспитатель группы общеразвивающей направленности.

Проект «Народные промыслы Нижегородского края» Тип проекта Глава 1 Вид проекта: информационно-творческий. Продолжительность: долгосрочный. У частники проекта: воспитатели группы, дети.

Проект «Традиции. Народные промыслы» Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематическое планирование. Возраст: подготовительная группа. Тема недели: «Народные.

Источник

Народные художественные промыслы России для дошкольников. Каргопольская игрушка

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ РОССИИ.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

Роспись каргопольской игрушки

«КАРГОПОЛЬСКИЕ ЛЕГЕНДЫ»

(Ермолаева Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.)

Стоит на реке Онеге, в Архангельской области, славный город Каргополь. Хотите там побывать и узнать, чем он зна­менит? Ну тогда давайте отправимся в путешествие. Чтобы попасть туда, вы должны закрыть глаза и произнести закли­нание: «Раз, два, три повернись, в Каргополе очутись!»

Вид на Каргополь

Вот мы и в городе Каргополе. А знаменит этот город сво­ими необыкновенными игрушками. В этом городе в старину игрушки называли тарарушками. Это от слова «тарарай», что означает «шутник» или «сказочник».

Читайте также:  Миома матки что это такое как лечить народными средствами

Под руками талантливых умельцев рождается праздничный мир сказочных образов: нарядные развеселые медведи, игра­ющие на гармошках и рожках, прекрасные волшебные птицы Сирин с женскими головами, получеловек-полуконь — гроз­ный Полкан-кентавр, беззаботные весельчаки-гуляки и бары­ни — уморительно танцующие пары, пестро и весело разри­сованные собаки, коровы, свиньи, лихие всадники верхом на конях, оленях и даже барашках и козлах.

Теперь давайте поближе рассмотрим эти фигурки. Чем они вам нравятся? Что необычного в них вы находите?

Как вы думаете, что это за игрушка? Правильно, это конь — один из любимых сюжетов каргопольских мастеров. Есть у жителей Каргополя поговорка: «Конёчки-бегуночки — верные помощники земледельца». Жители сравнивают коня с богом Солнца. На Севере в летнее время солнце называли Бурков, а в зимнее — Сивкой. Крестьяне верили, что ходят по кругу Сивка да Бурка, оттого стужа сменяется летним зноем: «Бурка идет в горку, а Сивка бежит под горку». Конь, друг и помощник человека, в сказках превосходит его умом и силой, обладает волшебными свойствами. В Каргополе коня называют кобылкой.

А это свистулька-утушка. Такие свистульки были самы­ми распространенными и любимыми игрушками. На весе­лых гуляниях, которые устраивали в Каргополе (они назы­вались «городища»), на них можно было сыграть несложную песенку.

Под пение утушки водили хороводы, парни выбирали не­вест и устраивали свадьбы. А жениха и невесту называли се­лезнем и утушкой. Образ этой птицы был также связан на севере с водой (болотом и мхом), где «гуляла утушка». Неда­ром ее здесь называют «моховая». Про утушку пели так:

Где ты ночь ночевала?

— Там, там, там, за болотом,
У Кузьмы-Демьяна.

А вот еще игрушка. Хотите я вам про нее расскажу? Это получеловек-полуконь Полкан-кентавр. Он наполовину бра­вый генерал: грудь крепкая, лицо круглое, борода окладистая, а наполовину конь — на ногах копыта. Полкан в карго поль­ских игрушках — это могучий богатырь, как Илья Муромец.

А этот персонаж вы, конечно, узнали. Про нее говорят: «Коровушка — кормилица крестьян», «Корова есть — и обед есть». Еще ее называют в народе ласково — «красоха».

Еще один забавный герой Каргополя — Медведко — добрый хозяин леса. Он большой, но не страшный. Говорят о нем так:

Идет медведь с тальяночкой,

Он идет, гармошку рвет,

Баску песенку поет.

Баская песенка — значит «очень красивая».

А про эту барышню кто хочет из вас рассказать? Не за­будьте про ее кавалера весельчака-гуляку. Что в них особен­ного, необычного? Чем отличаются эти игрушки от дымков­ских и филимоновских?

Вот мы познакомились с каргопольскими игрушками. По­нравились они вам? А как же сделать такую игрушку? Пра­вильно, нужно сначала накопать и намесить глины. Затем из еще мокрой глины вылепить фигурки, которые следует снача­ла просушить 2—3 дня в помещении, а потом обжечь в рус­ской печке. И, наконец, расписать красками.

Какой же орнамент украшает каргопольскую игрушку? Назовите знакомые элементы. Это очень своеобразный ор­намент, он идет из глубокой древности: чаще всего это крупный круг или овал с обводкой другим цветом, точки, пересекающиеся линии, разноцветные черточки. В основ­ном используют желтый, черный, красный, синий, блекло-зеленый цвета.

А сейчас я приглашаю вас посмотреть видеофильм о каргопольском промысле «Славен град на Онеге».

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Почему игрушки, которые ты видишь, называются каргопольскими?

Из какого материала их делают?

Что любили лепить в Каргополе?

Назови любимые персонажи.

Какое настроение создают эти игрушки?

Какие элементы вы запомнили?

Как они называются и что символизируют?

Мастер-класс для детей по изготовлению глиняной игрушки в рамках XIII Межрегионального художественного фестиваля – выставки «Радужная кисть»
Ведущая: ФАРУТИНА Ольга Николаевна, мастер Каргопольской глиняной игрушки, народный мастер России.
Работает в центре народных ремёсел «Берегиня», г. Каргополь Архангельской области.

Лев из Каргополя

В Каргополе есть игрушка

Зверек Небольшой, на щечках мушки,

Нет его короче ног.

Крашен ярко всюду белым:

Ножки, хвостик и спина.

Шея лентой черной смело

А головка — желтым цветом.

Льва хотел он произвесть!

Только что-то в лике этом

И зверек из давней сказки,

Не пугаясь, не грозя,

С выраженьем тёплой ласки

Смотрит тихо нам в глаза.

Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). — М.: Мозаика-Синтез, 2001.

Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. — М.: Ма­лыш, 1988.

Алексахин Н. Н. Голубая сказка. — М.: Народное образо­вание, 1996.

Алексахин И.Н. Волшебная глина. — М.: Агар, 1998.

Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. — М.: Гуманитар­ный издательский центр «Владос», 2001.

Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. — СПб.: Художник РСФСР, 1988.

Грибовская А. А. Знакомство с русским народным де­коративно-прикладным искусством и декоративное рисова­ние, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. — М.: МИПКРО, 1999.

Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольни­ков. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. — М.: Академия, 1998.

Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве. — М.: Про­свещение, 1998.

Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспи­тателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Раду­га». —, М.: Просвещение, 1999.

Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. — М.: Просвещение, 2000.

ХЪ.Шалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литерату­ра, 1991.

Жигалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литера­тура, 1991.

Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и худо­жественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983.

Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. — М.: Просвещение, 1985.

Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике I-. I. Ковальковской). — М.: ФМиЗХ, 1993.

Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 1998.

Читайте также:  Народные средства для лечения трофических язв на ногах

Клиенов А.П. Народные промыслы.— М.: Белый город, 2002.

Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по разви­тию творческих способностей дошкольников. — М.: Фе­никс, 2003.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании до­школьников. — М: Педагогическое общество России, 2005.

Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М.: Мнемозина, 1995.

Комарова Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.— М.: Просвещение, 1991.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.— М.: Педагогика, 1990.

Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. — М.: Столетие, 1998.

Комарова Т. С, Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Твор­чество. ГОУ Начальная школа — детский сад №1607, 1999.

Коромыслов Б. И. Жостовская роспись.— М.: Изобра­зительное искусство, 1997.

Мост И. Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. — Екатеринбург: У- Фактория, 1996.

Лабунская Г. В. Художественное воспитание в семье. — М.: Педагогика, 1970.

Майорова К, Дубинская К. Русское народное приклад­ное искусство. — М.: Русский язык, 1990.

Утробина К. К, Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. — М.: Гном и Д, 2001.

Пантелеев Т. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Де­коративное искусство детям. — М.: Просвещение, 1976.

Попова О. К, Каплан Н. П. Русские художественные промыслы. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного воз­раста с русским народным декоративно-прикладным искусст­вом. — М.: Скрипторий, 2003.

Соломенникова О.А. Радость творчества.— М.: Мозаи­ка-Синтез, 2005.

Тимофеева М.В., Тарабарина Т.П. И учеба, и игра, и изобразительное искусство.— Ярославль: Академия развития, 1997.

Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

Федотов Т. Я. Послушная глина. — М.: АСТ-Пресс, 1997.

Швайко Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). — М.: Гуманитарный изда­тельский центр Владос, 2001.

Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности детском саду (подготовительная группа). — М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.

Шибанова Н. Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. — Пермь: Пермский институт повышения квалифи­кации работников образования, 2002.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-на­глядное пособие для 1-го класса. Альбом. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.

Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декора­тивного рисования. — М.: Просвещение, 1979.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. — М.: Мо­заика-Синтез, 1996.

Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

Советую Вам пройти по другим разделам » Навигации» и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

С уважением, О.Г. Гольская

Источник

Загадки узоров русских росписей

В сегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла.

Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой».

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку, куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу. После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

История Федоскинской лаковой миниатюры берет начало в XVIII веке. Купец Петр Коробов в 1795 году основал в подмосковной деревне Данилково (рядом с селом Федоскино) фабрику. Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, на фабрике стали выпускать табакерки и шкатулки.

Читайте также:  Лечение гнойного плеврита народными средствами

Вскоре ассортимент расширился — появились пудреницы, броши и коробочки для чая. Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. Художники во время работы добавляли в краски металлический порошок — так цвета становились «светящимися». Традиционными мотивами федоскинской миниатюры стали русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития.

На изящные миниатюрные изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами. Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживали на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.

Три мира узоров. Мезенская роспись

Мезенская роспись появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка — относится к 1815 году. Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки. К началу ХХ века центром мезенской росписи по дереву стала деревня Палащелье.

Подготовленную посуду мезенские мастера расписывали охрой по чистому негрунтованному дереву с помощью особой деревянной палочки — тиски. Пером глухаря или тетерева делали черную обводку, а потом уже наносили красные и черные узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Их границы он обозначал прямой линией, узоры располагал в строгом порядке. Главными элементами росписи были животные и птицы: конь, олень и утка. Обрамляли рисунки геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.

Мезенской росписью по традиции занимались только мужчины, навыки мастера передавали по наследству. Сначала начинающему художнику рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и наносить контуры. Прежде чем рисовать орнаменты, будущие умельцы долго тренировались — писали палочки и линии.

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями. В 1830-е в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, на которых художники украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность.

Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.

«Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», — говорили о Жостово. Все в деревне напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют расписные подносы с номерами домов. Так же мастера изготовили и указатели к деревне.

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись

Городецкая роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца — плоские дощечки, на которых сидели домашние хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Украшенное резьбой и цветным рисунком донце служило и как украшение интерьера.

Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни — семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия — объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок.

Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей, в повозку усаживали кучера. Игрушечных дел мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди: с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце.

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра

История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.

Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде). Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».

Источник