Народный промысел россии резьба по дереву

Содержание
  1. Народный промысел россии резьба по дереву
  2. История резьбы по дереву и ее виды
  3. Готовые работы на аналогичную тему
  4. Резьба по дереву в разных культурах
  5. Резьба по дереву на Руси и в России
  6. Резьба по дереву: история зарождения и развитие
  7. Резьба по дереву: история зарождения и развитие
  8. От идола и артели
  9. Домовая резьба
  10. Резьба по дереву
  11. Художественная резьба по дереву
  12. Древесина
  13. Резьба как ранний вид обработки древесины
  14. Виды резьбы
  15. Сквозная резьба
  16. Плосковыемчатая резьба
  17. Рельефная резьба
  18. Скульптурная резьба
  19. Резьба бензопилой
  20. Фрезерные станки
  21. Диапазон средств
  22. История резного дела в России
  23. Название
  24. Ранняя резьба
  25. Византийский стиль
  26. Немецкая резьба
  27. Русская традиционная резьба по дереву
  28. Отдельно хотелось бы обратить внимание, к статье прикрепляем книги по истории русского зодчества и резьбе по дереву, доступные для удобного скачивания.
  29. Традиционный инструмент для резьбы по дереву
  30. Традиционные породы дерева, используемые для резьбы по дереву
  31. Дерево
  32. Роспись
  33. Полхов-майдановская роспись
  34. Ложкарный промысел
  35. Городецкая роспись

Народный промысел россии резьба по дереву

Вы будете перенаправлены на Автор24

Резьба по дереву встречается в культуре разных народов с самых древних времён. Дерево, как самый доступный и распространённый материал, обладающий многими ценными свойствами, широко использовалось как в быту, так и в искусстве. Вряд ли найдётся народ, который не украшал бы свои дома и предметы быта, и в каждой стране эти украшения имеют свои уникальные особенности.

Резьба по дереву – вид декоративно-прикладного искусства; старинный народный промысел.

История резьбы по дереву и ее виды

На ранних этапах развития человечества резьба по дереву имела обрядовый характер. Самой древней находкой, вырезанной из дерева, считается найденный на Урале Шигирский идол – скульптура из лиственницы, чей возраст насчитывает около десяти тысяч лет. Узоры и изображения лиц, покрывавшие туловище идола, отражали небесный и подземный миры, мужское и женское начало.

Готовые работы на аналогичную тему

Со временем резьба по дереву утратила свой мистический смысл, став исключительно способом украшения предметов: фасадов домов, входных дверей, колонн; игрушек, ложек, зеркал, мебели и т.д. Постепенно техника резьбы оттачивалась, появлялись всё новые способы, приёмы и инструменты. Повсеместным народным промыслом резьба стала около XVI века, когда мастера украшали своими творениями дома, храмы, царские дворцы и др.

Особенно широкой популярностью это ремесло пользовалось в странах, где были распространены подходящие для резьбы породы деревьев – в Скандинавии, Великобритании, Японии, Индии, Китае и, конечно, на Руси. Для создания узоров использовались, как правило, березы, осины, липы, тополя или ольха, дуб и бук.

Изделия резчиков по дереву высоко ценятся, так как сам процесс резьбы является весьма долгим и трудоёмким. На протяжении столетий резные предметы являлись символом утонченности, показателем достатка и хорошего вкуса владельца дома.

Виды резьбы по дереву:

Резьба по дереву в разных культурах

Техники и традиции резьбы по дереву разнятся от культуры к культуре. В узорах отражаются те или иные уникальные национальные традиции. Например, индийские или африканские образцы резьбы по дереву имеют свою специфику и не сравнимы с русским зодчеством.

В Индии резьбу по дереву можно увидеть практически повсеместно: в храмах, на дверях, на предметах мебели. Традиционными для индийского резного дела элементами являются цветочные узоры и изображение различных животных. Отличительной черной индийских техник является создание панелей, используемых для отделки стен и потолка. Сборка этих панелей осуществлялась без использования крепежа, чтобы не нарушался единый геометрический орнамент.

Используют резьбу по дереву и в исламе. Часто произведения искусных резчиков можно найти на мечетях.

Резьба по дереву на Руси и в России

На Руси резьба по дереву называлась резным делом.

Огромное значение деревянное зодчество имело на Руси. Русские мастера украшали узорами деревянные дома и предметы быта, отражая свои наблюдения за природой и людьми и превращая совершенно обычные в настоящие произведения искусство. Чтобы понять, насколько важной частью русской культуры была резьба по дереву, стоит заглянуть в XIX век, когда домовая резьба ни много ни мало выделилась в отдельное направление народного творчества, или обратить внимание на результаты современных археологических раскопок. Достаточно даже просто заглянуть в сказки, чтобы найти там описание искусно украшенных деревянными орнаментами ставень или тщательно вырезанных из дерева игрушек.

Русское крестьянское жилище было одновременно практичным и удивительно красивым. Различные детали имели как утилитарное, так и обереговое значение. Например, сплошная резьба на наличниках и фронтонах дома дополнительно играла практическую роль, предохраняя древесину от гниения.

Помимо домовой резьбы существовала резьба скульптурная, распространенная в северных губерниях. Мастера создавали объемные изображения зверей и птицах, делая их частью архитектуры дома.

Интересным направлением в резьбе по дереву было изготовление пряничных досок или деревянных картин, детально проработанных, выпиленных из куска цельного дерева и покрытых лаком. Самыми первыми декоративными образами в народном искусстве были уточки и кони.

В XV-XVI веке на Руси зародилась народная резная игрушка.

При раскопках древних русских городищ и курганов археологи обнаружили приспособления, которыми пользовались деревянных дел мастера: топор, тесло, ложкарь, струг и долото.

Искусство резьбы по дереву никуда не исчезло и в наши дни. Деревянная резная мебель и узорчатые панели высоко ценятся во всем мире за их уникальность и неповторимость. Современные мастера создают удивительные произведения, отталкиваясь от традиционных методов и изобретая новые техники.

Источник

Резьба по дереву: история зарождения и развитие

placeholder 640x480 - Народный промысел россии резьба по дереву

Резьба по дереву: история зарождения и развитие

История резьбы по дереву уходит своими корнями к моменту возникновения в человеческом обществе приемов и способов обработки древесины, как самого простого и распространенного материала, а также появления деревянного зодчества. Наши далекие предки знали, что древесина обладает очень ценными качествами: водонепроницаемостью, теплоизоляцией, невысокой плотностью, богатым разнообразием рисунка текстуры. К тому же, древесину удобно обрабатывать и заготавливать. В связи с этим, дерево широко использовалось в быту — практически везде от строительства оборонных укреплений до кухонной утвари и сельскохозяйственных орудий.

Со времени появления человека разумного, в ум и сердце людей заложено стремление к прекрасному. Это стремление вылилось в поразительное умение людей сделать из природного материала настоящее произведение искусства. Вряд ли найдется такой народ, который бы не украшал свое жилище и предметы быта. Однако, история развития резного дела в каждой стране особая и связана с уровнем культуры, мастерства и мировоззрения в обществе. Наверное поэтому, в каждой стране искусство резьбы по дереву имеет свои уникальные особенности, приемы и стили.

Читайте также:  Народные средства при зубной боли зуба мудрости

Наиболее древней считается геометрическая плоскорельефная резьба. Она не только украшала домашнюю утварь и строения, но и имела смысловую, обрядовую нагрузку. Все элементы такой резьбы несли в себе символы стихий и явлений. Нанося их на предметы, украшающие дом, люди надеялись уберечься от влияния злых сил и привлечь светлые силы: жизни, плодородия и долгоденствия. Из дерева вырезали также обереги – маленькие фигурки божков, которые являлись хранителями домашнего очага.

От идола и артели

placeholder 250x635 - Народный промысел россии резьба по дереву

Самой древней находкой, вырезанной из дерева, считается Шигирский идол. Это деревянная скульптура, сделанная из лиственницы, которую специалисты относят ко времени мезолита, то есть к VIII тысячелетию до нашей эры. Предмет был найден на территории нашей страны, недалеко от Екатеринбурга, в ходе раскопок на восточном склоне Среднего Урала. Интересно, что туловище идола покрыто со всех сторон геометрической орнаментальной резьбой, а на более широких частях его вырезано что-то подобное лицу (личине). Изучив изображения, ученые выделили персонажи, которые связаны с небесным (верхним) и подземным (нижним) мирами, видимо воплощающими мир животных и мир растений, женское и мужское начало.
Постепенно, с развитием человечества, резьба по дереву утратила свой мистический и обрядовый смысл и стала способом декоративного украшения предметов быта. Появлялись новые приемы в резьбе, техника ее обогащалась использованием новых инструментов.

Начиная с XVI века, стали создаваться крупные мастерские резных дел и артели. Резьба по дереву стала повсеместным народным промыслом общегосударственного масштаба. Искусные народные мастера-резчики украшали самобытной резьбой царские дворцы, соборы и храмы, дома и усадьбы богатых и знатных людей.

Жизнь людей на Руси была неразрывно связана с деревом. Мастера использовали не только саму древесину, но также и бересту, тонкие корни сосны и ели, луб, кап, капо-корень. Эти материалы использовались в различных видах художественной обработки дерева. Например, капо-корень, который представлял из себя наросты на стволе и корнях березы, имел неправильное строение, затейливое сплетение волокон и очень высокую плотность. Эти свойства делают кап или капо-корень, похожим на карельскую березу, из которой изготавливали изящные декоративные предметы: изысканную мебель, табакерки, ларцы. Народные резчики делали из капо-корня, не поддающегося влаге, отличную посуду.

Испокон веков в России все традиционные предметы быта, сделанные из дерева имели выразительную декоративную форму и оформлялись богатым резным орнаментом или художественной росписью. В резном украшении прялок, ковшей, веретен, солониц, швеек, вальков, блюд и ложек имели свое отражение наблюдения людей за окружающей их живой природой.

Домовая резьба

placeholder 1000x562 - Народный промысел россии резьба по дереву

Огромное значение на Руси придавали украшению резьбой архитектурных сооружений из дерева. В XIX веке возникло целое направление в резном народном творчестве – домовая резьба. Крестьянские дома, украшенные ажурной прорезной резьбой с красивым коньком на крыше, напоминали сказочные теремки. Совершенство резных орнаментов и образов восхищает даже искушенного ценителя. Ритмичные растительные узоры, геометрическое кружево, изящные завитки, замысловатые розетки, фигурки львов, русалок-берегинь, волшебных птиц и зверей – все это ставило резной декор русской избы в один рад с шедеврами мировой архитектуры.

В домовой резьбе применялась более сложная техника, чем в оформлении простых бытовых предметов. На смену трехгранновыемчатой, контурной и геометрической резьбе пришли глухая рельефная, прорезная и скульптурная. Глухая резьба с характерным сплошным фоном, применялась для украшения фронтонов домов, наличников, торцевых досок, помогая сохранить древесину от гниения. Прорезная или ажурная резьба, которая очень похожа на кружево, использовалась для оформления входов над дверями, наличников, карниза крыльца, причелин, полотенец, перил лестниц. Ажурная или пропильная резьба являлась визитной карточкой мастеров русского Севера: Владимирской, Ярославской, Костромской областей, а также Урала, Поволжья и Сибири.

Источник

Резьба по дереву

DSC 0007 1 - Народный промысел россии резьба по дереву

Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства и один из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом, а также искусства в целом — это старинный народный промысел

В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье.

Художественная резьба по дереву

Ниже представлены разделы художественной резьбы по дереву Путеводителя по русским ремёслам.

Древесина

Древесина — один из материалов, получивших наибольшее применение для изготовления многих предметов, которые необходимы человеку в его повседневной жизни.

Обладая универсальными качествами, этот материал позволяет делать большие по размерам сооружения, вроде крестьянского дома или многоглавого храма в Кижах, использовать самые малые его кусочки, корни и бересту для создания различной бытовой утвари, посуды, игрушек.

Резьба как ранний вид обработки древесины

Как более ранний вид обработки древесины получила резьба, потому что она тесно связана с процессом формирования конструкции любой вещи, будь то сундук, скамья, люлька для ребёнка или шкатулка.

Такие и подобные им предметы не всегда украшены резными орнаментами, но в самой форме изделия, его пропорциях, силуэте, появлялись эстетические свойства вещи. например долбленная чаша или вырезанный из монолитного куска дерева ковш в соей пластике уже представляли образец скульптурного решения, выполненного средствами резьбы. Однако в большинстве случаев художественный предмет из дерева украшен резьбой. Её виды и приёмы предоставляют мастеру большой выбор средств для украшения утилитарного предмета.

Виды резьбы

Строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.

Условно можно выделить типы резьбы:

Условная классификация видов резьбы выглядит следующим образом:

Сквозная резьба

Сквозная резьба подразделяется на собственно сквозную и накладную, имеет два подвида:

Прорезную или пропильную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной.

Плосковыемчатая резьба

Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

Рельефная резьба

Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона или на одном уровне с ним. Как правило, в этой технике выполняются все резные панно. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

Скульптурная резьба

Отличительная особенность — наличие скульптуры — изображения отдельных фигур (или групп фигур) людей, животных, птиц или других объектов. Фактически является самым сложным видом резьбы, поскольку требует от резчика объёмного видения фигуры, чувства перспективы, сохранения пропорций. Отдельным подвидом её считается богородская резьба.

Читайте также:  Лук и чеснок народная медицина

Резьба бензопилой

Также разновидностью скульптурной резьбы можно считать искусство резьбы бензопилой, приобретающее всё большую популярность как среди резчиков, так и среди ценителей прекрасного. Популярность объяснить просто.

Резьба бензопилой — прежде всего действо, спектакль, шоу. Всё чаще стали проводиться фестивали, соревнования, показательные выступления мастеров резьбы бензопилой на массовых мероприятиях, презентациях, выставках. В отличие от других жанров резьбы по дереву, зритель не только видит конечный результат кропотливой и долгой работы мастера, но и визуально участвует в процессе создания скульптуры.

Фрезерные станки

В последнее время также все большую популярность получает создание скульптур на различных копировально-фрезерных станках, наиболее доступным из которых является Дупликарвер.

Диапазон средств

Таким образом, в распоряжение мастера имеется широкий диапазон средств: от простейших линий и форм геометрического орнамента до сложных тончайших миниатюр с изображением человеческих фигур, архитектуры и элементов пейзажа.

Определённые приёмы резьбы и мотивы изображений, тип и характер орнамента со временем стали отличительным признаком искусства отдельных центров и даже целых регионов. Например, в русских деревнях европейского Севера типичным было завершение кровли дома охлупнем — изображением головы коня, вырубленным топором. В сельском жилище народов Кавказа тонкой плоскорельефной резьбой украшались верхушка столба-колонны, держащей потолок.

Окна сельских и городских домов во многих областях России до сих пор оформляются узорными наличниками с пропильной, накладной, объёмной реьбой. В уникальных архитектурных памятниках старины сохраняется удивительная резьба иконостасов, дворцовой мебели, ритуальной и светской скульптуры.

Если учесть, что все эти работы выполнялись и выполняются сейчас простым инструментом (топор, пила, стамески и ножи разных видов), то становится ясно, что ремесло здесь проявляет себя на уровне подлинно художественного творчества.

История резного дела в России

Название

В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье.

Ранняя резьба

Резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей и т. д. Образец этой древней резьбы — царское место в Успенском соборе Московского Кремля.

В конце XV в. инок Троице-Сергиевской лавры Амвросий соединил в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамент и оказал огромное влияние на развитие резного дела XV–XVI века.

Византийский стиль

Древние изображения травяных узоров — в византийском стиле. Не ранее XVI в. появляется фрящина (фряжские травы) — травяные украшения, заимствованные в Италии.

Немецкая резьба

Во второй половине XVII в. в России появилась немецкая резьба, фигурная, с готическими мотивами. В 1660 г. этой резьбой была украшена царская столовая, построенная по проекту немецкого архитектора Декенпина.

Появились новые инструменты и немецкие названия и термины: гзымьзумбь, шерхебель, шархебень, нашлихтебль и т. д. В резьбе и мебели появились карнисы, гзымзы, шпленгери, кракштыны (кронштейн), фрамуги, каптели, цыротные травы, фруфты и т. д.

Мастера начали изготовлять резьбу по немецким мастерским лицевым книгам — то есть по образцам и рисункам.

Рези расписывались яркими красками, иногда покрывались сусальным золотом.

Источник

Русская традиционная резьба по дереву

Резьба по дереву является традиционным для русских ремеслом. Данное искусство занимает главенствующее положение среди других ремесел так или иначе связанные с обработкой древесины или ее частей. Например, плетение из бересты или ивовой лозы, постройки деревянных объектов.

Резьба по дереву неотъемлемая часть русской культуры. Сама география расселения славянских племен предельно четко подтверждает мои слова. Славянским народам приходилось прилагать немало труда, чтобы очистить территории, сплошь покрытые дремучими лесами. Дерево на протяжении тысяч лет являлся основным материалом для строительства жилых домов, дорог, изгородей, бытовой утвари, орудий труда и многого другого.

Началом появления или зарождения традиций русской резьбы по дереву можно считать те времена, когда Русь была языческой. Это были времена, когда поклонялись стихиям природы, когда обожествляли Землю, Солнце и Природу в целом. Места для поклонения богам служили специальные капища, где были установлены идолы, вырезанные из дерева. Именно в эти времена резьба по дереву как искусство получила широкое распространение.

Со временем резьба по дереву только совершенствовалась. Так, к примеру, наиболее богатые терема украшали узорчатой резьбой и орнаментами. На ставнях и створках ворот вырезали диких животных, сцены сражений, стихии природы. В настоящее время, посетив любую деревню, вы можете увидеть отголоски тех времен в виде узорчатых ставень, фасадов, крыш. Можно отметить тот факт, что сегодня резные дома из бревен становятся вновь популярными, это можно увидеть на представленных фото.

Быт Руси был неотъемлемо связан с деревом. Из него делали:

Все это практически всегда украшалось деревянным резным орнаментом.

Мебель и предметы быта всегда делали из дерева, которые так же было принято украшать деревянным резным орнаментом. Вся посуда была деревянной. В настоящее время бытовые предметы из дерева, такие как шкатулки, сундучки, столовая и другая бытовая утварь является предметами, которые широко пользуются спросом у туристов.

Конечно, нельзя говорить, что лучшие мастера в резьбе по дереву, были и есть только в России. Практически все народы мира, в разное время своего развития, широко использовали древесину, и везде есть свои мастера и школы, приемы и секреты. Но Россия в этом плане, является лидером по масштабам. Об этом даже можно судить по ряду стереотипов распространенных в мире о России: «Русь лапотная или деревянная».

На протяжении столетий дома, деревни и целые города строили только из дерева. Одна только Москва за время своего существования сгорала практически дотла не один раз.

Отдельно хотелось бы обратить внимание, к статье прикрепляем книги по истории русского зодчества и резьбе по дереву, доступные для удобного скачивания.

a63fa193 - Народный промысел россии резьба по дереву

Традиционный инструмент для резьбы по дереву

С развитием кузнечного ремесла и появления металлургии появлялись более «тонкие» инструменты, которые позволяли производить филигранные работы. Мастера смогли вырезать мельчайшие детали, что делало их работы более живыми и реалистичными.

Также стоит отметить появление более современного слесарского инструмента. Это, как правило, электроинструмент и разнообразные насадки к нему. Они позволяют ускорить работы, но для завершения работы все равно требуется рука мастера. Появление специальных слесарских станков так же позволяет ускорить подготовительный процесс перед началом резьбы.

Читайте также:  Народная солянка задания кости тайники

В нашей стране регулярно проходят конкурсы, где демонстрируют свое мастерство резчики по дереву со всей страны, а так же из ближнего и дальнего зарубежья.

dc6f71c8 - Народный промысел россии резьба по дереву

Традиционные породы дерева, используемые для резьбы по дереву

Наиболее популярными древесными породами, которые используют для резьбы в нашей стране, относятся в равной степени к хвойным и лиственным древесным породам:

Стоит отметить, что примеров старинного резного зодчества до наших времен дошло не много. Причина кроется в том, что дерево не отличается долговечностью, особенно если оно подвергается постоянному разрушающему воздействию солнца, ветра и воды. Современные материалы химической промышленности (лаки, морилки, пропитки) позволяют значительно продлить сроки существования деревянных построек и декоративных резных изделий из дерева.

От чего зависит выбор конкретного вида древесины?

У каждого вида дерева есть свои преимущества и минусы. Мастера резьбы по дереву знают о них. Многие секреты на протяжении веков хранят в тайне — это касается и обработки или подготовке древесины перед резьбой.

Некоторые из секретов, которые следует знать

Липа — это одна из наиболее популярных пород в резьбе. В силу своей мягкости она достаточно просто поддается воздействий. Она так же практически не растрескивается при полном высыхании. Но данные качества не позволяют ее применять для создания мебели. Липа не прочная древесина, она годиться для резки мелких бытовых приборов и деревянных украшений.

Ольха – также просто обрабатывается в процессе резьбы, но при этом значительно прочнее. Ее легко имитировать под такие породы как красное дерево.

Береза — наиболее популярна у резчиков. Легко режется, намного прочнее как липы, так и ольха. Минусом данной породы является высокая поглощаемость атмосферной влаги, в современных условиях березу обрабатывают специальными пропитками, которые предотвращают впитывание влаги. При сильном высыхании работы из березы часто растрескиваются. Применяется для создания деревянных накладных орнаментов и украшений для фасадов домов или мебели.

Осину или тополь используют при резке сувениров, посуды.

Дуб — для него характерна высокая прочность, но он также труднее поддается резьбе. Многие мастера отказываются от работы с данной породой из-за частых сколов.

c48816b7 - Народный промысел россии резьба по дереву

Из хвойных наиболее популярны тис, сосна, кедр и ель. Ель сучковатая, тис очень плотная порода, кедр при полном высыхании становится хрупким. Все это минусы. Но изделия из данных пород благодаря смолистости древесины дольше и лучше сохраняются во времени. Хвойные породы отличаются красивой текстурой древесины. Изделия из хвойных пород, ценятся гораздо больше чем из лиственных.

Резьба по дереву в России есть и будет частью культуры народов населяющих нашу страну.

Источник

Дерево

Чтобы вам было проще ориентироваться в тексте, мы разделили промысел на три категории. Нажимайте и переходите в необходимый раздел:

В богатой лесами России деревянные промыслы всегда занимали особое место: древние славяне, селившиеся у Днепра, Дона и озера Ильмень, владели навыками художественной обработки древесины и использовали её при строительстве домов и создании бытовой утвари. Простые, рубленые топором куклы использовались в качестве идолов и оберегов. Но со временем искусство усложнялось, и появлялись различные техники: резьба по дереву, художественная роспись, выжигание.

Роспись

Полхов-майдановская роспись

Монахи Саровского монастыря владели токарным промыслом и сами изготавливали себе деревянную посуду. В конце XVIII века крестьяне Полохов-Майдана переняли у них это умение, а в середине XIX века, благодаря крестьянину-кустарю Павлу Полину, узнали о существовании выжигательного аппарата, работавшего на газовом топливе. Уже в ХХ веке выжженные обводки и узоры в Полохов-Майдане стали раскрашивать красками.

В полхов-майдановской росписи используется четыре цвета: синий, зеленый, красный и желтый, а обязательный приём — обводка рисунка чёрным цветом, сменившая обжиг.

Полхов-майданские токари создавали свистульки, пасхальные яйца, подставки, шкатулки и матрёшек. Отличить их от изделий других регионов можно благодаря вытянутым пропорциям, плавным контурам и особенному цветочному орнаменту с неизменной розой, веткой яблони и клубникой, у которой чередуются синие и зелёные листья.

Ложкарный промысел

Центром ложкарных ремёсел была Нижегородская земля, богатая на деревянные промыслы. Даже в середине ХХ века 96% ложкарного промысла приходилось на эту область, а 4% — на все остальные. Этот промысел процветал также в Архангельской, Вятской и Оренбургских областях.

Ложкари появились в то самое время, когда появилась и первая деревянная посуда. Вырезание ложки — особое искусство, требующее специальных навыков и секретов, которые ложкари передавали из поколения в поколение. Так как каждый человек имел свою ложку, которую часто носил с собой, к ней всегда относились как к нечто большему, чем просто столовому прибору. Поэтому и ложкарное ремесло совершенствовалось и усложнялось, и среди промыслов было самым прибыльным.

Традиционно ложки делались из берёзы, осины и ольхи, но также и из груши, яблони, рябины, ивы и клёна. У ложек были и свои названия: рабочая, тонкая, полубаская и баская (то есть красивая), носатая, бутырка, межеумок, ложка-загибка. Существовало множество росписей, хохломская, новинская, пуриховская, и у каждой был свой особый рецепт.

Окраска ложки отличалась от окраски других изделий, так как требовала очень стойкого покрытия, не трескающегося и сохраняющего рисунок. Сначала ложки сушили, затем шпалевали раствором мела и глины, затем промасливали сырым льняным маслом — и оставляли сушиться. После просушки ложку олифили, расписывали, сушили и отправляли в специальную печь.

В старые времена в работе участвовала вся семья. Мужчины вытачивали и вырезали, сыновья обрабатывали заготовки, которые назывались баклушами, женщины грунтовали и красили. В наше время спрос на деревянные ложки, конечно, упал, но всё же существует и по сей день. По традиции центром ложкарного промысла остаётся Нижегородская область, город Семёнов.

Городецкая роспись

Деревянный промысел в Поволжье, в деревнях Букино, Боярское, Хлебаиха, Курцево, Савино, Косково и других, началось со строительства Петром Первым русского флота. Поначалу резчики по дереву делали украшения для кораблей, а когда флот перенесли к морям, перешли на вырезание посуды и прялок. Изначально роспись служила только дополнительным украшением, но со временем развилась в особое искусство. Роспись, получившее название городецкой, окончательно оформилась только в XIX веке, и первыми на неё обратили внимание известный меценат Мамонтов, а также художники Поленов, Репин и Васнецов.

Источник