Народный промысел ростова ярославской области

Ростов Великий: город ремесленников и мастеров

На протяжении столетий Ростов был городом не только ремесленным, но и торговым. В XVIII-XIX веках на всю Россию была известна ростовская ярмарка. И сегодня старинные торговые ряды в центре города, купеческие особнячки, добротные деревянные дома создают атмосферу уютного русского города.

Многие купеческие дома, в XXI веке получили новую жизнь. В них расположены гостиницы, рестораны и музеи.

Торговые ряды на протяжении 200 лет сохраняли своё предназначение

Здание бывшей мужской гимназии

Она построена в 1910 году на средства одного из самых щедрых благотворители города Алексея Леонтьевича Кекина, петербуржского купца и уроженца города Ростова. Здание возвели по проекту архитектора Трубникова. В провинциальном городе появилось одно из самых лучших учебных заведений в России того времени, с собственной обсерваторией, кабинетами физики и химии и великолепным актовым залом, в котором выступали Шаляпин и Собинов.

Сейчас здесь общеобразовательная гимназия, в настоящее время ей возвращено имя Кекина. На средства мецената в Ростове также был проведен водопровод, осуществлялась реставрации зданий ростовского Кремля, построена самая крупная в городе фабрика.

Адрес: ул. Моравского, дом 6

В 1999 году гимназии вернули имя Алексея Леонтьевича Кекина

Музей лягушки

В музее для детей и взрослых проводятся интерактивные экскурсии с чаепитием и мастер-классами по изготовлению сувениров, конечно же лягушек: из глины, гипса и пластилина.

В экспозиции музея более 2000 лягушачьих фигурок, часть лягушек прибыли из разных стран. В здании напротив располагается тематический ресторан «Иван Царевич» и гостиница.

Адрес: ул. Ленинская, д. 20

Первый сказочный музей в Ростове Великом

Дом ремесел

Неподалеку, рядом с Рождественским монастырем, в доме купцов Рыкуниных, разместился Дом ремесел. Отсюда трудно уйти без сувенира: финифть, изделия из бересты, глины, кружево, авторские куклы, все эти произведения искусства выполнены ростовскими мастерами.

Каждый гость может попробовать свои силы в традиционных народных промыслах и под руководством местных умельцев изготовить себе сувенир на память.

Адрес: 2-й проезд Толстовской набережной, д. 16

Музей находится на берегу озера Неро

Ростовская финифть

Финифть это уникальный художественный промысел ростовской земли, существующий здесь уже более 250 лет.

Сам термин происходит от греческого слова обозначающего «светлый блестящий камень». И в самом деле, финифть представляет собой медную выпуклую пластинку, покрытую эмалью. Свинцовые стекла смешивали с добавками, придающими нужный цвет, наносили в несколько слоев на пластинку и обжигали в русской печи при температуре более 800 градусов. Особую сложность при обжиге представляла необходимость поддерживать постоянную температуру, что в условиях печки было довольно сложной задачей.

В XVIII веке ростовским центром выпуска финифти стал Яковлевский монастырь

Готовую пластинку покрывали огнеупорными красками и снова обжигали в печи, причем каждая новая краска требовала нового обжига. Готовое изделие, полученное таким способом, является практически вечным, его краски с течением времени не выцветают и не тускнеют, единственный его недостаток это хрупкость.

Изначально эмалевые миниатюры использовались исключительно для церковных нужд. Но со временем паломники, увозящие стеклянные иконки распространили славу о ростовской финифти по всей России. Произведения ростовских мастеров оказались в частных коллекциях, хранилищах Русского музея, Грановитой палаты, Эрмитажа.

Традицию ростовских мастеров и сейчас хранят и развивают на фабрике «Ростовская финифть». Современные мастера создают сложные произведения искусства, прежде всего это ювелирные украшения, посуда, сувениры и подарочные наборы. Посетив музей фабрики, Вы сможете увидеть уникальные изделия ювелиров и художников, посмотреть на их работу и даже сами принять участие в росписи эмалевой пластинки.

Записаться на экскурсию в музей и на мастер-класс Вы сможете на сайте фабрики «Ростовская финифть»: www.finift-nhp.ru

Адрес: Борисоглебское шоссе, д.3.

Благодаря финифти Ростов стал городом выдающихся художественных талантов

Музей баклуши

А хотите научиться бить баклуши?

Тогда вам в поселок Семибратово, что неподалеку от Ростова. Здесь устроили музей Баклуши. Именно так называют заготовку для деревянной ложки. Били ее мальчишки 6-12 лет, для взрослых работа несерьезная. При помощи топора у каждой полешки нужно было отрубить острый конец и обтесать кору. И дальше, при помощи топора мальчишки ей придавали форму. Верхний конец закругляли, а из нижнего вырубали ручку. И потом уже мальчишки должны были баклушу теслить при помощи тесла.

Если баклуша Вам покорилась, то готовые изделия нужно опробовать. Сделать это можно соседей Библиотеке варенья. Библиотека один из немногих музеев, экспонаты которого можно и даже нужно уничтожать, пока не испортились.

Встреча с главной героиней русской трапезы — многоликой деревянной ложкой

Среди множества традиционного варения есть тут и экзотические. Есть варенье из арбуза, которое попало в Россию благодаря Иоанну Грозному. Есть варенье из еловой шишки, очень полезное для горла и верхних дыхательных путей. После него остается небольшое ощущение вкуса хвои. Есть африканское варенье из кактусов.

Два постоянных читателей библиотеки варенья всегда под окном в ожидании своей порции лакомства. Когда не спят, конечно. Это два бурых медведя, которые содержатся в клетке у музея.

Источник

Древний ростовский промысел в наши дни

С.О. Минько. Икона «Св. Сергий». 1998 г.
Ростовская финифть – промысел, имеющий огромное культурно-историческое значение не только для Ростова и Ярославской области, но и для всей России, можно даже сказать, для всего мира. Не даром и художники-эмальеры из Лиможа в 2001 году, когда работали в Ростове на семинаре «Миниатюрная живопись на рубеже XX-XXI вв. Ростовская финифть – Лиможская эмаль», удивлялись сохранности традиций, связанных с этим искусством.

Читайте также:  Народные песни посвященные праздникам

Не все так просто и однозначно, как кажется на первый взгляд, в деятельности фирмы нельзя не заметить положительных моментов. Во-первых – это использование очень сильной ювелирной базы для отделки произведений, в которых подчас изделие по праву первородства необходимо причислить к ювелирному искусству, где живопись по эмали играет второстепенную роль. Во-вторых – в фирме работают талантливые перспективные мастера, не реализовавшие себя ранее, и, в-третьих – создана крепкая школа обучению ремеслу живописи по эмали.

Говоря о современных проблемах, необходимо углубиться в историю. Финифть, возникшая в Ростове во второй половине XVIII в., изначально была иконописным промыслом. В этом ряду она была близка и родственна Палеху, Мстере, Холую, только материал был редкий – эмаль.

Промысел возникает не где и как придется, а там, где промыслил Господь. Первые финифтяники в Ростове были иконописцами, служителями архиерейского дома. После переезда митрополии в Ярославль, финифтяники остаются в Ростове, работают при Успенском соборе и Спасо-Яковлевском монастыре. Промысел активно развивается, достигая своего расцвета в первой трети XIX в. Каким он был по стилю? В русском церковном зодчестве сохранялись барочные формы, и финифть была проявлением позднего барокко. Как всякое живое явление народного искусства, она впитывала и отражала близкие, соответствующие ей по содержанию и форме проявления искусства. В XIX в. на нее влиял классицизм, позже академизм. С появлением в ней портрета были восприняты светские идеи, и понятия о лице и лике в иконе начинали взаимодействовать. А в начале XX в. проявляются маньеристические тенденции (в творчестве А.А. Назарова), васнецовская выразительность образов и общие линии развития русской церковной живописи рубежа XIX-XX вв.

Нельзя не сказать и существовании и массового, и элитарного производств финифти, в том числе и икон. В этом нет ничего нового в сравнении с историей промысла, например, рубежа XIX-ХХ вв. В последние годы все чаще проводятся удачные эксперименты с эмалями, с применением серебра и золота в качестве основы для эмали. Много дали промыслу многолетние технологические опыты художника А.Г. Алексеева и практические изыскания последних лет В.В. Сухова. Благодаря особенно А.Г. Алексееву, художники освоили тайны мастерства ростовской финифти рубежа XVIII – XIX вв., и это, конечно же, сказывается на современной финифтяной иконе.

К вопросу об иконописи по эмали в Ростове конца XX ст. // Сообщения Ростовского музея. Вып. XI. Ростов, 2000. – С. 232-238;

К вопросу о Спасо-Яковлевском монастыре и финифтяном промысле в Ростове // Макарьевские чтения. Вып. VII. Можайск, 2000. – С. 112-120.;

Ростовская финифть на пороге XXI века. / Художник. 2001, № 2, С. 42-45.;

Поставленная в жесткие условия конкурентной борьбы, административно-художественная элита фабрики была вынуждена поступиться своим особым снобизмом в понимании традиций и чувстве собственной значимости, давая заключительное слово в отношении проявлений творческих исканий молодых начинающих художников. Она теперь, чтобы выжить в совершенно новых условиях, напротив, стала поощрять творческую инициативу, обучать мастеров, и предоставлять им возможность для творческой работы. В это время на фабрике из живописного цеха по выпуску массовой продукции была выбрана главным художником Соколова Галина Александровна, которая предприняла серию положительных начинаний, незамедлительно сказавшихся на художественном уровне вновь создаваемых произведений. Во-первых: художники живописного цеха наконец-то получили долгожданную свободу творчества, из нее выделились: прекрасный портретист О.В. Зайцева, иконописцы Л.В. и Е.В. Смирновы, пришли молодые талантливые художники, быстро освоившие технику финифти. Новые тенденции коснулись и художников-ювелиров, они смело стали проявлять себя. Назовем лишь некоторых из них: Е.В. Ананова, Н.Н. Егорова, А. Мальгина и др. Во-вторых, была организована иконописная группа, которая изучала основы иконоведения и элементарные сведения о православии и его значении не только в истории города, но и самого промысла.

Продолжается развиваться процесс интенсивного отделения и превращения значительного числа мастеров в независимых ни от каких организаций художников.

Источник

Народные промыслы Ярославской области Проектная работа

Просмотр содержимого документа
«Народные промыслы Ярославской области Проектная работа»

Народные промыслы Ярославской области Проектная работа

Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.

Цель работы – познакомиться с народными промыслами Ярославской области.

Город Населенный пункт

Изготовление ручных кукол

Изготовление сусального золота

Роспись по эмали – финифть.

Лоскутное шитьё Изготовление ручных кукол

Роспись по бересте

Сусальное золото (Пошехонье)

Ростовская финифть (г. Ростов)

Валяная обувь (г. Мышкин)

Гончарное ремесло (многие города)

Кузнечное ремесло (г. Рыбинск)

Лоскутная техника (г. Углич)

Изготовление ручных кукол (Некоуз, г. Ярославль, г. Углич, г. Рыбинск)

«Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека»

Кукла – оберег «Домашняя масленица» Проектная работа

Сможем ли мы сами смастерить таких кукол?

Каждый человек должен знать традиции и культуру своего народа.

«Домашняя масленица», которая послужит оберегом для каждой семьи.

(Интернет ресурсы, энциклопедии, справочники)

1. Анкетирование школьников по теме проекта

3. Изготовление куклы-оберега.

4. Дарение изготовленной куклы-оберега.

Результаты анкетирования Играете ли вы в куклы?

Какие бывают куклы?

Какие куклы- обереги вы знаете?

Знаете ли вы, для чего существует кукла- оберег?

Защищает от сглаза.

Успокаивает и защищает младенца от злых духов.

Защищает от напастей (бед).

Приносит добрые вести.

Символ крепкой и здоровой семьи. Выполняет заветы (волю) хозяев дома.

Читайте также:  Название русских народных сказок где животные помогают людям

Изготовление куклы «Домашняя масленица»

Технология изготовления куклы-оберега

Источник

КРЕСТЬЯНСКИЕ НЕЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ ПРОМЫСЛЫ

Развитию различного рода ремесел и неземледельческих промыслов в Ярославской губернии способствовал целый ряд обстоятельств — удобное положение в центральной части России ( Волго-Окское междуречье), транспортные пути по Волге, сосредоточение крупных населенных пунктов.

С начала XVII в. на территории Ярославской губернии существовали наиболее крупные центры по обработке льняной пряжи и ткачеству полотен — это с. Брейтово и с.Черкизово. Техника прядения льна была очень примитивной. Прядение волокна осуществлялось непосредственно с прялки. Процесс ткачества происходил на ткацком стане несложной конструкции, что ограничивало ткачество узорчатых материй. Выработанные ткани подвергались белению посредством древесной золы. Промыслами занимались преимущественно женщины. Изделия крестьян шли для домашнего обихода, уплаты оброка и лишь отчасти на продажу. Возделывание этих культур приобретает с течением времени промышленное значение и на протяжении XVIII в. интенсивно идет процесс формирования центров льнопрядения и полотняного ткачества. Одним из наиболее крупных центров крестьянского льнопрядения и ткачества полотен в это время являлось с. Великое и его округа ( Ярославский уезд), существовало несколько крупных полотняных мануфактур, среди которых выделялись — Ярославская Большая мануфактура, мануфактура купца Углечанинова ( Ярославль), мануфактура купца Грибанова в с. Диево-Городище Ярославского уезда. Полотняные мануфактуры способствовали развитию крестьянских неземледельческих промыслов вширь.

В 20−40-е XIX в. вотчинные и посессионные мануфактуры одна за другой закрываются, крестьяне, обученные ткачеству у себя в домах заводят ткацкие станы — каждая крестьянская изба превращается в маленькое полотняное заведение. Так, с этого времени с. Великое и его округа становятся центром производства тонких ручных полотен. Раздаточные конторы, открытые при мануфактурах, осуществляют широкую раздачу пряжи для ткачества крестьянам. Вытканные полотна сдавались вновь на мануфактуры для дальнейшей обработки и окраски. В 1844 в с. Великом насчитывалось 468 станов, на которых ежегодно вырабатывалось до 40 тыс. кусков полотен и новин ( в 1 куске — 12 аршин). Мелкие сельские промыслы были подвержены различного рода социально-экономическим процессам, протекавшим в экономике страны.

В начале 40-х XIX в. в текстильную промышленность проникают капиталистические отношения и эта отрасль испытывает на себе влияние промышленного переворота — в льнопрядении начинается применение механических веретен ( создается несколько механических льнопрядилен). Эти льнопрядильни доставляли пряжу в любое время года, более односортную. При них возникает целая сеть раздаточных контор, через которые пряжа раздавалась крестьянам-кустарям. В 1870-х только через раздаточные конторы с. Великого было выдано до 30 пудов пряжи для ткачества крестьянам. Кроме того происходит усовершенствование самого процесса ткачества — появляются станы-самолеты, работавшие несколько быстрее, полотна более широких размеров. Введение новшества повлекло за собой привлечение к промыслу мужского населения.

В Ярославской губернии в первые послереформенные десятилетия происходило сокращение процесса производства пряжи и ткачества полотен из нее. Так, в 60−70-е гг. XIX в. численность крестьян-ткачей достигала 2000 чел. и основной производственной единицей являлась ткацкая светелка, то в конце XIX — начале ХХ вв. из-за развития промышленного производства ручным ткачеством полотен занималось всего 163 чел. ( Ярославский уезд — 114 ткачей, Угличский — 49 чел.).

Помимо текстильных промыслов в Ярославской губернии были распространены и промыслы по обработке металлов. Эта отрасль крестьянской промышленности первоначально возникает и работает на основе имевшихся в регионе залежей болотных руд, а позднее крестьяне переходят к работе на привозном уральском железе и угле. Старинными центрами этих производств были слобода Норское, Дудкино, д. Гридино ( Ярославский уезд). Сельские промышленники специализировались на изготовлении различного рода мелких гвоздей, железных деталей для сельскохозяйственных орудий, конской утвари и пр. Еще в XVI в. «кузнечное дело» становится одним из основных занятий для крестьян с. Караш ( Ростовский уезд). Кузнецы этого села неоднократно привлекались в XVII в. для работ на Патриаршем дворе в Москве. Выполнение заказов Патриаршего Двора « было постоянным и обычным занятием» для жителей этого центра крестьянских неземледельческих промыслов.

Жители с. Великое помимо текстильных занимались и металлообрабатывающими промыслами. Это село было крупным торгово-ремесленным центром Верхневолжского региона, большинство дворов этого села были уже непашенными в конце XVII в. Крестьяне, занимавшиеся железоделательными промыслами специализировались на изготовлении тележных втулок, цепей, скоб, петель, заступов, крючков, плужных лемехов. Их продукция появлялась на рынках Ярославля, Москвы, Устюга и др. городов. К началу XIX в. эти промыслы постепенно сокращаются в силу того, что на рынках региона появляется аналогичная фабричная продукция.

Во второй половине XIX в. широких размеров и известности достигает бурмакинский кузнечно-слесарный промысел. Крестьяне слесари и кузнецы изготовляли металлические части конской утвари — стремена, удила, кольца, мундштуки К началу 70-х XIX в. в с. Бурмакино насчитывалось 130 дворов, из которых в 70 содержались кузни. В связи с тем, что бурмакинские промышленники занимались главным образом выполнением заказов Военного ведомства и работали на нужды русской армии, на состояние и развитие этого промысла существенное значение оказывали военные компании, в частности, русско-турецкая война 1877−1878. Помимо Бурмакинского центра в пореформенный период в Яросл. губернии металлообрабатывающие промыслы имели место в Толгобольской и Сереновской волостях. Это были кузнечные, слесарные, медно-литейные промыслы. Крестьяне-промышленники специализировались на изготовлении железных петель, заслонок, крючков, решеток, граблей, отливали медные краны, кольца, цепочки. В 1880-е в ассортименте остаются только медные вещи, все остальные изделия вытесняются фабрично-заводской продукцией. Всего в Ярославской губернии в 1880-е насчитывалось до 2213 крестьян, занятых различного рода промыслами по обработке металлов.

В дореформенный период в Ярославской губернии значительных размеров достигают промыслы, связанные с обработкой дерева — изготовление деревянной посуды, саней, телег, плетению корзин, лаптей. Широкому распространению этих видов промысловой деятельности крестьян способствовали обширные лесные массивы, хорошие торговые связи губернии с прочими регионами. Центры деревообрабатывающих промыслов имели место практически в каждом уезде губернии. Еще в начале XIX в. в губернии и за ее пределами была известна « пыханская посуда» ( по имени главного центра производства деревянной посуды — с. Пыхани). Производством посуды крестьяне занимались в зимний период. Этот промысел принадлежал к числу тех производств, в которых работа велась силами членов семьи, без участия наемных рабочих.

Читайте также:  Лечение почек народными рецептами

К середине XVIII в. относится возникновение промысла по изготовлению берд ( приспособление для ткацкого стана). Основными центрами бердяного промысла в губернии были Даниловский и Любимский уезды. К началу XIX в. в промысле действовала целая армия скупщиков, перепродававших изделия крестьян-бердовщиков в соседних губерниях. Косвенно развитию промысла способствовали и помещики, для которых кустари-бердовщики, благодаря выгодности промысла, являлись исправными плательщиками оброка. Особенно этот момент был характерен для начала 50-х XIХ в. — времени наивысшего процветания крестьянской текстильной промышленности в регионе, что естественно повлекло за собой возрастание спроса на берды и высокие цены на этот вид крестьянской продукции. По данным 1897−1901 в губернии в отрасли, связанной с обработкой дерева, было занято 5963 мелких сельских промышленников.

Одним из наиболее значительных по своим размерам в группе промыслов, связанных с обработкой дерева в Ярославской губернии, было судостроение. Развитию этого промысла способствовал ряд причин — близость Рыбинска, как центра хлебной торговли на Волге, нуждающегося в значительном количестве судов для перевозки грузов, наличие развитой речной сети, а также обилие строительного материал — леса. Только на р. Мологе и ее притоках крестьянами в первой половине XIX в. ежегодно строилось до 900 судов. По данным 1856 в губернии насчитывалось 520 барочных мастеров и плотников из государственных крестьян. Основная масса судов строилась в Брейтовской и Покровско-Ситской волостях. Строительство судов было делом трудоемким, связанным с определенными материальными затратами ( покупка леса), поэтому зачастую для постройки судна объединялось несколько крестьянских семей, иногда до 10 и более. В этом случае деньги, вырученные от продажи судов, делились на всех. В 1890 на Мологе и ее притоках было построено 1032 судна различного водоизмещения. Это был самый удачный год для ярославских крестьян- промышленников. В последующие годы в России развивается паровое судостроение и железнодорожная сеть, которые позволяли перевозить больше грузов и в этой отрасли в конце XIX в. наблюдается сокращение производства и численности промышленников. Так, во всем Мологском уезде в начале ХХ в. было построено только 500 судов на сумму 600 тыс. рублей.

С начала 40-х XIX в. ведут историю своего существования промыслы по обработке животных продуктов. Причиной распространения этой отрасли крестьянской промышленности явилось наличие шести и сокращение шерстяного ткачества. И крестьяне, знакомые с обработкой различных сортов шерсти, переходят к изготовлению новой разновидности изделий — овчинно-шубный, сапого-валяльный. В сапого-валяльном промысле производство осуществлялось в специальных постройках — шерстобитнях, катальнях. В катальне имелась печь для стирки шерсти, верстак, на котором катались части будущего сапога. Шерсть щипалась вручную — и эта операция была доступна для женщин и детей. 60−70-е XIX в. для сапого-валяльного производства были характерны тем, что в значительных размерах практиковался женский и детский труд. В 80-е XIX в. в этой отрасли появляются посреднические конторы. Владельцы раздаточных контор закупали шерсть большими партиями и раздавали для выделки валяной обуви крестьянам, превратив последних из самостоятельных промышленников в наемных рабочих. С конца XIX в. в этом производстве появляются специальные машины для выбивки и чесания шерсти, значительно ускорившие и удешевившие процесс производства. Но широкого распространения машины не получают — их применение ограничивалось малым количеством более состоятельных хозяев. Более того, если на первом этапе своей деятельности конторы раздавали шерсть, то с 90-х сельские катали получают от них уже готовые полуфабрикаты — «колпаки», нуждавшиеся только в окончательной отделке. Сельские катали превращаются в «стиралей», занимающихся у себя в подсобных помещениях стиркой и отделкой сапог. Общая численность сельских промышленников в этой отрасли к началу ХХ в. составляла 2706 чел.

В пореформенный период в регионе распространяется овчинно-шубный промысел. Центрами производства был Романовский и Ярославский уезды. Основой развития этого промысла в губернии послужило разведение породы романовских овец, отличавшихся хорошим качеством овчины и шерсти. Выделка овечьих шкур осуществлялась в специальных избах, где размещались печь и чан для квашения и дубления. Затем готовые овчины поступали к шубникам, которые кроили и шили различного рода полушубки и тулупы. Шубники работали как правило в жилых домах, лишь у немногих имелись специальные помещения — швальни. Но и эти промыслы, как большинство крестьянских неземледельческих производств в конце XIX в. претерпевают серьезные изменения. В одежду на смену тулупам все чаще приходят драповые пальто, широкое распространение получают фабричные шерстяные ткани. И к началу ХХ в. в овчинно-шубном промысле Ярославской губернии было зарегистрировано всего 885 чел., уменьшаются и размеры крестьянских « заведений». Всего в начале ХХ в. по данным земских обследований в губернии насчитывалось 17 272 мелких сельских промышленников, занятых различного рода неземледельческими промыслами. На основе этих центров крестьянской промышленности в губернии шел процесс формирования крупных промышленных предприятий и производств, получивших свою известность далеко за пределами губернии.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Источник