Народный промысел свердловской области

Народные промыслы Свердловской области

На Урале получили развитие множество промыслов и ремесел, многие из них живы и по сей день, а некоторые не дошли до нашего времени.

Бурачный промысел

Изготовление и роспись туесов (коробок с крышкой) из бересты. Этот вид ремесла получил распространение в Нижнем Тагиле, а в Нижнесалдинском краеведческом музее можно увидеть самую большое собрание бураков.

Льняное производство

Ткачество и шитье из льна развивалось в поселениях на месте современного Алапаевского района. Лен выращивали повсеместно, это одна из важнейших сельскохозяйственных культур региона. Народный промысел стал основой для развития легкой промышленности и появления льняных фабрик в Свердловской области. Музеи Алапаевска позволяют ознакомиться с древней техникой обработки льна, которая насчитывает сотни лет.

Сундучный промысел

Центрами развития этого ремесла в XIX стали город Невьянск и поселок Быньговский – здесь находились крупнейшие заводы. Сундуки и шкатулки делали из древесины сосны и кедра, богатая отделка выполнялась из железа и разновидностей жести: черненой, крашеной, печатной, чеканенной, бронзированной и многих других.

Производство самоваров

Свое развитие самоварное дело получило на Нижнеиргинском заводе близ Красноуфимска. Дата изготовления первого самовара – 1746 год. В местном краеведческом музее находится самая богатая экспозиция самоваров местного производства.

Уральская роспись

Искусство росписи получило распространение на Урале в XVII веке, во время активного заселения этих земель выходцами из Центральной России и Поволжья. Особенно активно уральская роспись развивалась в Алапаевском горнозаводском районе. Расписная утварь и мебель встречались даже в самых бедных домах, кое-где расписывались целые горницы. Яркие образцы этого самобытного ремесла можно увидеть в экспозиции Нижнесинячихнского музея-заповедника.

Художественное литье

Активное развитие металлургической промышленности на Урале способствовало зарождению художественных промыслов в этой области: на многих железоделательных и чугуноплавильных заводах работали мастерские по художественному литью. Каслинское и Кусинское литье из чугуна является гордостью Южного Урала. В музее декоративно-прикладного искусства можно увидеть экспозицию, наглядно показывающую историю развития этого ремесла с начала XIX века.

Иконопись

Невьянская иконописная школа относительно молодая, но достаточно известная. Она была основана XVIII веке старообрядцами, бежавшими от церковной реформы, и отразила особенности аутентичной культуры Урала и традиции иконописи Древней Руси. Образцы невьянских икон можно увидеть в Невьянском доме иконы и Свердловском областном краеведческом музее.

Лаковая роспись по металлу

Родина этого промысла – Нижний Тагил. Искусство лаковой росписи сформировалось в XIX веке, за годы существования оно не только успешно развилось, но и поставлено на промышленные рельсы.

Резьба по камню

Уральская школа резьбы по камню зародилась в XVIII веке. На территории современной Свердловской области работало множество частных мастерских. Основой для камнерезных изделий служили местные камни, такие как яшма, малахит, мрамор и множество других. Древние традиции этого промысла развиваются и сейчас, не только в маленьких мастерских, но и на крупных камнерезных предприятиях в Нижнем Тагиле, Асбесте, Екатеринбурге и Заречном.

Древние ремесленные традиции также положили начало ряду современных промышленных производств:

Производство фарфора

Налажено в 1960 в городе Сысерть. Местный фарфоровый завод славится своими изделиями на всю страну, а художественный элемент «Сысертская роза» по мотивам домовой уральской росписи стал характерным символом уральского фарфора.

Колокольное производство

Завод «Пятков и Ко» основан в 1991 году в городе Каменск-Уральском и является первым в России частным предприятием по колокольному литью. С 2005 года в городе проводится фестиваль колокольного звона, который ежегодно собирает тысячи слушателей.

Источник

Народные промысла и ремесла

Свердловская область

Среди народных художественных промыслов, традиционно бытовавших на Среднем Урале, до настоящего времени сохранились и развиваются камнерезно-гранильное и ювелирное производство, художественная ковка и гнутье металла, колокололитейное дело, лаковая роспись по металлу, деревообрабатывающие промыслы, производство изделий из художественной керамики и фарфора.

Перечень мест традиционного бытования народных художественных промыслов в Свердловской области утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 06 марта 2013 года № 262-ПП «Об утверждении Перечня мест традиционного бытования народных художественных промыслов Свердловской области».

Традиционным уральским промыслом является камнерезно-гранильное производство. Выпуск изделий из поделочных и полудрагоценных камней с 1726 года был сосредоточен в г. Екатеринбурге в небольшой мастерской, выросшей впоследствии в Екатеринбургскую гранильную фабрику. Со второй половины XIX века камнерезные производства размещались во всех крупных заводских поселках.

В настоящее время на территории Свердловской области работают ООО «Уральский сувенир», ООО «Камни Урала», ООО «Таюткино зеркальце», ООО «Мурзинка-1».

Ювелирное производство является одним из самых значимых уральских промыслов. Зарождение его началось с огранки самоцветов в начале третьего десятилетия XVIII века, а собственно ювелирные изделия с драгоценными и поделочными камнями стали выпускаться в первой четверти XIX века в кустарных мастерских, находящихся при всех ювелирных магазинах Екатеринбурга. Особо расцвело ювелирное дело после реформы 1861 года, быстро превратившись в один из самых доходных уральских промыслов.

В настоящее время занимаются ювелирным делом ОАО «Ювелиры Урала», ООО «Екатеринбургская ювелирная фабрика», ИЧП «Витэкс», ООО «Мурзинка-1» ООО «Таюткино зеркальце», ООО «Уральский сувенир».

Колокололитейное дело на Урале возникло в начале XVIII века в Невьянском заводе, где в 1702 году по распоряжению Н.Д. Антуфьева (Демидова) был отлит первый колокол. В 1790 году в Невьянске был основан колокололитейный завод. Затем колокололитейное дело было налажено на Екатеринбургском металлургическом заводе, Каменск-Уральском, Выйском (близь Тагила), Суксунском (около г. Красноуфимска) заводах. В советское время выпуск колоколов был повсеместно прекращен. Возрождение промысла началось в 1990 году. В настоящее время колокололитейное дело освоил ООО «Пятков и Ко» в городе Каменск-Уральском.

Художественная ковка и гнутье металла развивалось на Урале по мере становления горнозаводской архитектуры (изготовление оград, колонн, ворот). В современный период художественной ковкой в Свердловской области занимаются ООО «Кузнецы», ООО «Кузнечная академия», ООО «Кузнечная мануфактура», ООО «Олтос», кузнецы мастерских Художественного фонда (г. Екатеринбург); предприятия ООО «Ковград», ООО «Симфония металла» (г. Первоуральск). Индивидуально работающие мастера и предприятия входят в ассоциацию «Кузнецы Урала» (президент – доцент Уральской архитектурно-художественной академии Н.А. Волков).

Лаковая роспись по металлу зародилась в Нижнем Тагиле. Недавно этот промысел отметил свое 265-летие. В настоящее время производится выпуск расписных подносов в г. Нижнем Тагиле на предприятиях ООО «Тагильский поднос», участком росписи подносов ООО «РСК», ООО «Лаковая живопись Урала».

Читайте также:  Малиновый жук народные методы борьбы

Деревообрабатывающие промыслы в богатом лесами Уральском крае были представлены изготовлением «стильной мебели» богато украшенной резьбой, плетеной мебелью и другими изделиями из лозы и ивы, мелкой декоративной пластикой. В настоящее время различные предметы бытового назначения (корзины, короба, абажуры) выпускает Дистанция лесозащитных насаждений Свердловской железной дороги («Егоршинская лоза»), плетеную мебель из ивы изготавливает ИЧП «Плетеная мебель Тропникова», в мастерских комбината Художественного фонда создан «Центр художественной древесины», специализирующийся на резьбе по дереву, инкрустации; производством разнообразных изделий из бересты занимаются мастера ООО «Артель» в городе Лесном.

Художественный керамический промысел на Среднем Урале был известен с начала XVIII века выпуском глиняной посуды в Невьянском и Сысертском районах. В настоящее время продолжателем дела «Невьянского завода художественной керамики» в Невьянском районе является предприятие ООО «Таволожская керамика». На выпуске посуды с ручной кистевой росписью специализируется ООО «Фарфор Сысерти». В 2000 году «Фарфор Сысерти» освоил производство фарфорово-фаянсовых иконостасов.

Таким образом, в настоящее время в местах традиционного бытования Свердловской области развиваются восемь традиционных направлений народных художественных промыслов.

Места традиционного бытования народных художественных промыслов в Свердловской области:

    Город Екатеринбург – камнерезное и ювелирное производство, художественное литье и ковка металла, керамическое производство, художественная обработка ткани и лозоплетение. Город Нижний Тагил – лаковая роспись по металлу, камнерезное и ювелирное производство, берестяное дело, художественное литье и ковка металла. Город Сысерть – производство фарфоровой расписной посуды. Город Богданович – производство фарфоровой расписной посуды. Посёлок Нейво-Шайтанский, Алапаевский район – производство ювелирных и камнерезных изделий. Село Бутка, Талицкий район – художественное ручное ковроткачество и узорное вязание. Город Туринск – изготовление изделий из дерева с ручной кистевой росписью: детских игрушек, сувениров, кухонных и столовых наборов. Город Артемовский – лозоплетение. Невьянский район – производство художественной керамики. Город Каменск-Уральский – колокололитейное производство, производство изделий из бересты, художественное литье и ковка металла. Город Лесной – производство изделий из бересты и лозы, керамическое производство, художественное литье и ковка металла.

На территории Свердловской области осуществляют деятельность два крупных центра по развитию народных художественных промыслов и ремесел: Муниципальное учреждение культуры «Екатеринбургский музейный центр народного творчества «Гамаюн» и Областное государственное учреждение культуры «Центр традиционной культуры среднего Урала».

В Муниципальном учреждении культуры «Екатеринбургский музейный центр народного творчества «Гамаюн» на базе творческих мастерских работают объединения мастеров по керамике, кружевоплетению, художественному ручному вязанию, резьбе по дереву, ручному ткачеству, камнерезному и ювелирному делу. В центре регулярно организуются выставки работ и курсы обучения различным видам народных художественных промыслов.

Основная деятельность Центра традиционной культуры среднего Урала – это выставочная работа. Кроме того, специалистами центра осуществляется просветительская, учебно-методическая деятельность в учебных заведениях города и области. по металлу и других специалистов народных промыслов.

Источник

Презентация «Народные ремесла Свердловской области»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Народные промыслы Свердловской области

Промысел мелкое ремесленное производство бытовых изделий ручным способом

Народный промысел одна из форм художественного творчества, производство художественных изделий

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ УРАЛА

Бурачный промысел Изготовление и роспись туесов (коробок с крышкой) из бересты. Этот вид ремесла получил распространение в Нижнем Тагиле, а в Нижнесалдинском краеведческом музее можно увидеть самую большое собрание бураков.

Сундучный промысел Центрами развития этого ремесла в XIX стали город Невьянск и поселок Быньговский – здесь находились крупнейшие заводы. Сундуки и шкатулки делали из древесины сосны и кедра, богатая отделка выполнялась из железа и разновидностей жести

Производство самоваров Свое развитие самоварное дело получило на Нижнеиргинском заводе близ Красноуфимска. Дата изготовления первого самовара – 1746 год.

Уральская роспись Искусство росписи получило распространение на Урале в XVII веке, во время активного заселения этих земель выходцами из Центральной России и Поволжья. Особенно активно уральская роспись развивалась в Алапаевском горнозаводском районе. Расписная утварь и мебель встречались даже в самых бедных домах, кое-где расписывались целые горницы.

Художественное литье Активное развитие металлургической промышленности на Урале способствовало зарождению художественных промыслов в этой области: на многих железоделательных и чугуноплавильных заводах работали мастерские по художественному литью. Каслинское и Кусинское литье из чугуна является гордостью Южного Урала.

Иконопись Невьянская иконописная школа относительно молодая, но достаточно известная. Она была основана XVIII веке старообрядцами, бежавшими от церковной реформы, и отразила особенности аутентичной культуры Урала и традиции иконописи Древней Руси.

Лаковая роспись по металлу Родина этого промысла – Нижний Тагил. Искусство лаковой росписи сформировалось в XIX веке, за годы существования оно не только успешно развилось, но и поставлено на промышленные рельсы.

Резьба по камню Уральская школа резьбы по камню зародилась в XVIII веке. На территории современной Свердловской области работало множество частных мастерских. Основой для камнерезных изделий служили местные камни, такие как яшма, малахит, мрамор и другие. Древние традиции этого промысла развиваются и сейчас, не только в маленьких мастерских, но и на крупных камнерезных предприятиях в Нижнем Тагиле, Асбесте, Екатеринбурге.

Производство фарфора Налажено в 1960 в городе Сысерть. Местный фарфоровый завод славится своими изделиями на всю страну, а художественный элемент «Сысертская роза» по мотивам домовой уральской росписи стал характерным символом уральского фарфора

Колокольное производство Завод «Пятков и Ко» основан в 1991 году в городе Каменск-Уральском и является первым в России частным предприятием по колокольному литью. С 2005 года в городе проводится фестиваль колокольного звона, который ежегодно собирает тысячи слушателей.

Номер материала: ДВ-433287

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация «Промыслы народов Урала»

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПРОМЫСЛЫ УРАЛА СОСТАВИТЕЛЬ : СТАРИНЕЦ О.Н. 1кв.категория Воспитатель МКДОУ детский сад №39.

ПРОМЫСЛЫ УРАЛА На Урале получили развитие множество промыслов и ремесел, многие из них живы и по сей день, а некоторые не дошли до нашего времени

Читайте также:  Народные методы лечения бурсита плечевого сустава

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ УРАЛА имеют многовековую историю. Они начали развиваться более трех веков назад, когда в нашем крае стали строиться первые заводские поселения, и население его существенно выросло за счет переселенцев из Центральной России. Изначально традиционные уральские ремесла отличались разнообразием направлений, стилей. Их развивали талантливые самобытные мастера.

СУНДУЧНЫЙ ПРОМЫСЕЛ Центрами развития этого ремесла в XIX стали город Невьянск и поселок Быньговский – здесь находились крупнейшие заводы. Сундуки и шкатулки делали из древесины сосны и кедра, богатая отделка выполнялась из железа и разновидностей жести: черненой, крашеной, печатной, чеканенной, бронзированной и многих других.

ПРОИЗВОДСТВО САМОВАРОВ Свое развитие самоварное дело получило на Нижнеиргинском заводе близ Красноуфимска. Дата изготовления первого самовара – 1746 год. В местном краеведческом музее находится самая богатая экспозиция самоваров местного производства.

УРАЛЬСКАЯ РОСПИСЬ Искусство росписи получило распространение на Урале в XVII веке, во время активного заселения этих земель выходцами из Центральной России и Поволжья. Особенно активно уральская роспись развивалась в Алапаевском горнозаводском районе. Расписная утварь и мебель встречались даже в самых бедных домах, кое-где расписывались целые горницы. Яркие образцы этого самобытного ремесла можно увидеть в экспозиции Нижнесинячихнского музея-заповедника.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ Активное развитие металлургической промышленности на Урале способствовало зарождению художественных промыслов в этой области: на многих железоделательных и чугуноплавильных заводах работали мастерские по художественному литью. Каслинское и Кусинское литье из чугуна является гордостью Южного Урала. В музее декоративно-прикладного искусства можно увидеть экспозицию, наглядно показывающую историю развития этого ремесла с начала XIX века.

ИКОНОПИСЬ Невьянская иконописная школа относительно молодая, но достаточно известная. Она была основана XVIII веке старообрядцами, бежавшими от церковной реформы, и отразила особенности аутентичной культуры Урала и традиции иконописи Древней Руси. Образцы невьянских икон можно увидеть в Невьянском доме иконы и Свердловском областном краеведческом музее.

ЛАКОВАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ

РЕЗЬБА ПО КАМНЮ Уральская школа резьбы по камню зародилась в XVIII веке. На территории современной Свердловской области работало множество частных мастерских. Основой для камнерезных изделий служили местные камни, такие как яшма, малахит, мрамор и множество других. Древние традиции этого промысла развиваются и сейчас, не только в маленьких мастерских, но и на крупных камнерезных предприятиях в Нижнем Тагиле, Асбесте, Екатеринбурге и Заречном.

В наше время в уральских городах и деревнях возрождаются традиционные промыслы и ремесла. Деятельность народных мастеров координирует и направляет областной художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам. Более половины уральских ремесел издавна были связаны с обработкой камня и металла. Искусство уральских камнерезов воспевал в своих сказах Павел Петрович

ПРОИЗВОДСТВО ФАРФОРА Налажено в 1960 в городе Сысерть. Местный фарфоровый завод славится своими изделиями на всю страну, а художественный элемент «Сысертская роза» по мотивам домовой уральской росписи стал характерным символом уральского фарфора.

КОЛОКОЛЬНОЕ ЛИТЬЕ В начале 18-го века в Невьянском заводе по распоряжению Никиты Демидова был отлит первый колокол. Сегодня широко известно каменск-уральское предприятие «Пятков и К», ставшее одним из ведущих в России колокольных заводов.

КОЛОКОЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО Завод «Пятков и Ко» основан в 1991 году в городе Каменск-Уральском и является первым в России частным предприятием по колокольному литью. С 2005 года в городе проводится фестиваль колокольного звона, который ежегодно собирает тысячи слушателей.

Народные промыслы на Урале живут и развиваются. Как встарь, большим спросом пользуются изделия уральских камнерезов, ювелиров и кузнецов, нижнетагильских мастеров лаковой росписи по металлу, фарфоровая посуда с ручной росписью, каменск-уральские колокола. Мастера чтут вековые традиции, хранят секреты и создают новые приемы создания самобытных изделий, которые не спутать ни с какими другими.

Спасибо, за внимание!

Номер материала: ДБ-250872

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Народные промыслы Свердловской области

Описание презентации по отдельным слайдам:

Народные промыслы Свердловской области (выставка) Е.М.Некрасова, социальный педагог Д.В.Сыщиков, обучающийся группы 4-14с Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Серовский техникум сферы обслуживания и питания»

В рамках проведения большого мероприятия «Урал многонациональный» и праздноввания Дня народного единства в техникуме была организована выставка «Народные промыслы Свердловской области», на которой были представлены изделия, дающие наглядное представление о ремеслах, которые сохранились до наших дней. Студент 4 курса выступил в роли экскурсовода. Все экспонаты предоставлены педагогами и сотрудниками техникума.

На Руси исстари использовали бересту в строительстве как стойкий прокладочный материал, делали из нее домашнюю утварь, игрушки, лодки, обувь, рыболовные снасти, каркасы для женских головных уборов, корзины, люльки и даже использовали в качестве материала для письма. История местного бурачного промысла (именно таким забавным словом «бурак» чаще всего называли туески) начиналась в Верхних Таволгах, облюбованных в XVII веке старообрядцами. Здесь изготовлением берестяных изделий занимались целыми семьями; мужчины – заготовкой сырья и созданием формы, женщины мудрили над украшением. За его многовековую историю мастера накопили немало секретов. Они приспособились украшать свои туеса и лукошки резьбой, узорочьем, тиснением, красить и расписывать, превращая когда-то незатейливое деревенское занятие в настоящее искусство, создавая народные художественные «школы», рождая и укрепляя местные традиции, развивая и популяризируя промысел. Особенно успешной и продуктивной для тагильской бересты была вторая половина XIX века, когда кустарный берестяной промысел переживал настоящий бум, а изделия местных бурачников гремели на всю Россию.

Невьянская икона – вершина уральского горнозаводского старообрядческого иконописания, признана сегодня всем научным сообществом, как Невьянская школа иконописи. Невьянская икона выделяется высоким уровнем исполнения, харАктерными пейзажами, включающими в себя географические подробности, интересной архитектурой, использовавшей градостроительные реалии 18-19 вв., а также обилием золота и высоким уровнем обработки основы. Невьяная икона создавалась и бытовала, как правило, в Невьянске, Нижнем Тагиле, Черноисточинске, Верх-Нейвинске, Екатеринбурге и в других местах компактного расселения уральских старообрядцев. Явление, несмотря на свой высокий уровень и всероссийское значение – сугубо местное. На сегодняшний день невьянская икона, благодаря историкам и искусствоведам уральского университета и всего научного сообщества, занимает достойное место в сокровищнице мирового искусства. Музей невьянской иконы, первый частный музей иконы в России, был основан историком, собирателем Евгением Ройзманом в 1999 году и является крупнейшим собранием памятников этой школы.

Читайте также:  Народное название сибирской сосны 4 буквы

Ткачество и шитье из льна развивалось в поселениях на месте современного Алапаевского района. Лен выращивали повсеместно, это одна из важнейших сельскохозяйственных культур региона. Народный промысел стал основой для развития легкой промышленности и появления льняных фабрик в Свердловской области. Для «своедельных» тканей, получаемых в крестьянских хозяйствах, была характерна малая плотность, большая толщина, широкое использование натуральных красителей и ограниченный набор цветов для окраски нитей и тканей. Все многообразие тканей, изготовляемых для одежды можно условно разделить на следующие группы: ткани для праздничной одежды (тонкий льняной холст), ткани для нательной одежды (льняной или конопляный холст), ткани для горничной одежды (посконный холст), ткани для верхней одежды (сукно, шерстяные ткани). Все ткани отличались друг от друга техническими характеристиками и имели собственные названия. В основном названия отражали качества сырья, из которого производился данный сорт ткани (например, пачесный холст, волоконь), дальнейшее использование тканей, технические характеристики ткани (рядина, толстина, уряпшина), внешний вид ткани (крашенина, полосатина, пешечки).

Истинно тагильский народный промысел – лакированные подносы. Музей лаковой росписи помещается в красивом двухэтажном деревянном доме, где жили основатели подносного дела, крепостные художники Худояровы, которые изобрели «хрустальный лак», придававший рисунку объемность и глубину. Тагильскую роспись не спутаешь ни с какой другой: ей присущи богатство красок, гамма росписи глубокая, сочная, преимущественно используются красные, синие, зеленые и золотисто-желтые цвета, повышенная декоративность, чистота и изящество в обработке цветов – главная из которых красавица-роза – законченность композиции, утонченная вязь орнаментов; форма изделий прямоугольная, круглая, овальная, гитаровидная. Лаковая роспись по металлу относится к одной из отраслей художественной промышленности, которая использует традиционную технологию изготовления предметов повседневности. Несмотря на все трудности тагильский поднос продолжает жить. Сейчас в Тагиле около 50 художников, серьезно занимающихся лаковой росписью.

Уральская школа резьбы по камню зародилась в XVIII веке. На территории современной Свердловской области работало множество частных мастерских. Основой для камнерезных изделий служили местные камни, такие как яшма, малахит, мрамор и множество других. Древние традиции этого промысла развиваются и сейчас, не только в маленьких мастерских, но и на крупных камнерезных предприятиях в Нижнем Тагиле, Асбесте, Екатеринбурге и Заречном. Почти двести лет назад началась систематическая разработка уникального месторождения медных руд и малахита – Меднорудянского карьера. Это событие стало знаковым, оказав большое влияние на развитие Нижнего Тагила, и сделало его известным за пределами Урала и России, так как с началом разработки богатейшего Меднорудянского месторождения в 1814 г., медная промышленность в Нижнетагильском горном округе становится важнейшей отраслью. Образцы минералов и целые коллекции месторождения разошлись по всему миру. Меднорудянский малахит стал той базой, благодаря которой получило расцвет камнерезное искусство России и этот период называют «малахитовой эпохой» камнерезного дела нашей страны.

Уральские художественное литьё тесно связано с жизнью металлургии. На протяжении 18-19 вв. художественное чугунное литьё на Урале выпускается на многих предприятиях, как на частных, так и на казённых: Каменском, Кыштымском, Кушвинском, Верх-Исетском, Каслинском, Чермозовском, Пожевском, Нижнетагильском, Билимбаевском заводах. Среди этих заводов особо выделяется Каслинский. Именно его изделия мы знаем, как Каслинское литьё. Каслинским мастерам лучше удавались небольшие отливки, тогда как на Каменском заводе, например, прекрасно шло крупное литьё. Приступив к освоению художественного литья позже других уральских заводов, Касли, усвоив их традиции и достигнутые к этому времени успехи, не только догнали, но и далеко обогнали их. На международных выставках в Вене, в Париже и других крупнейших городах Европы искусное каслинское литье собирало толпы восхищенных зрителей, с восторгом рассматривавших скульптуру из чугуна и стремившихся приобрести её. С 1908 года все другие производства на Каслинском заводе были прекращены, и он стал исключительно чугунолитейным.

Уральская (или Урало-Сибирская) роспись включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространённый среди крестьянства обычай расписывать свои дома. Существует два направления расписной утвари – роспись металлических и деревянных изделий. Первое получило распространение в поселках при демидовских заводах — Нижнесалдинском, Невьянском, Нижнетагильском, и стало ремеслом городским. Второе, стало ремеслом сельских районов Урала и было сосредоточено в наиболее заселённых посёлках. Основными мотивами композиции служили «Букет» в вазе или без неё и «Древо жизни» с охраняющими древо животными и птицами на ветвях. В своих композициях народные художники используют обязательный принцип строгого соблюдения пропорциональных соотношений элементов росписи. Основными стилеобразующими элементами росписи являются цветы, фрукты, ягоды, листья, изображения птиц (петухов, фазанов, совушек, сказочной птицы-сирин).

В России первые самовары появились в 18в., когда употребление чая стало прочно входить в повседневный обиход нашего народа. О производстве самоваров одно из первых упоминаний относится к 1767г. В этом году самовары уже числятся в реестре изделий Троицкого завода Турчаниновых на Урале — вблизи Усолья. На родине чая, в Китае, воду для заварки кипятили в обыкновенных медных чайниках. Русская смекалка пошла дальше — внутри «чайника» появилась труба — кувшин, куда закладывали горячие угли. Но использовалось это приспособление первоначально не для приготовления напитка из «Поднебесной империи», а для питья исконно русского неповторимого напитка сбитня, сваренного из мёда с добавлением лечебных трав и пряностей. В XVIII веке на Урале в большом количестве изготавливались кухни — самовары. Их с успехом использовали путешественники по Сибири, беря с собой в дальнюю дорогу. Кухни — самовары были просты и по форме напоминали собой братину. Это тот же самовар, но разделенный внутри перегородками на два — три отсека. Остановятся путники после трудной дороги где-нибудь посреди тайги на привал, достанут заветную кухоньку, нарубят сухих веток или шишек еловых насобирают, и совсем не долго ждать, когда кухня — самовар, словно скатерть — самобранка, приготовит им и суп наваристый из таёжной дичи, и кашу, и чай. Иногда на уральских заводах изготавливались самовары также в форме репки и рюмки.

Источник