Народный промысел центрального района россии

Народный промысел Центральной России: размещение и центры

Народные промыслы Центральной России кратко описать очень сложно, так как в каждом регионе еще издавна зарождались свои, особенные идеи. Сейчас данные произведения искусства имеют лишь эстетическое назначение. А раньше они должны были не только радовать глаз, но и приносить пользу человеку. Применяя различные технологии, народные умельцы изготавливали настоящие произведения искусства из простых подручных материалов. А ими были камень, древесина и глина.

Исторические корни

Народный промысел Центральной России в виде различных ремесел стал зарождаться в пятнадцатом-шестнадцатом столетиях. Тогда изготовлением произведений искусства занимались мастера, которые со временем стали образовывать целые поселения.

Но людей подтолкнуло к развитию своих творческих способностей совсем не стремление к прекрасному, а голод и нищета. Основные заработки жителям территории современной России приносил летний период. В это время крестьяне трудились на земле, собирали урожай, выпасали скот. На зиму селяне делали заготовки, но растягивать запасы на весь «мертвый сезон» было очень сложно. Поэтому для того, чтобы хоть как-то выжить и прокормить семью, люди стали создавать поделки, которые отправляли на продажу. Активно торговать собственноручно изготовленными произведениями жители начали в семнадцатом веке.

Активнее всего народные художественные промыслы Центральной России развивались в тех местах, где было достаточное количество сырья. То есть в лесистой местности преобладали деревянные поделки, в регионах с каменистой почвой – каменные изваяния. Также немалую роль играл интерес со стороны покупателей, который стимулировал народных умельцев создавать определенные сувениры.

Пик активности

В девятнадцатом веке география народных промыслов Центральной России охватила множество регионов. Причем везде творческая активность росла сумасшедшими темпами. Народные промыслы коснулись не только крупных городов, но и небольших деревень. Мастера, трудившиеся в глубинке, придерживались народных взглядов и использовали традиционные техники. Люди, которые творили вручную, представляли виртуозные произведения.

Во второй половине девятнадцатого столетия возникали и новые стили, способы и методы обработки материалов. Большинство техник было изобретено и освоено в школах иконописи. Изначально ученики школ делали вещи на заказ. Поделки предназначались для церквей и монастырей. Вскоре технологии иконописцев стали применять умельцы в мастерских при имениях помещиков. Домашнее производство также изготавливало для продажи ковры, кружевные и узорчатые ткани.

Период Советского Союза

Большие новшества в народные художественные промыслы Центральной России внесла Великая Октябрьская социалистическая революция. В двадцатых годах двадцатого века произошло очередное возрождение творческой активности. После окончания революции мастера кустарных производств стали объединяться в промысловые артели. Их основной целью было освобождение от влияния скупщиков.

С началом Великой Отечественной войны народный промысел Центральной России пошел на спад. Но люди все равно жаждали прекрасного, они хотели переключить свое внимание с происходящих событий.

В послевоенные годы артели взращивали молодых художников и мастеров. Народное творчество вошло в фазу активного развития. Но в 1960 году была проведена ликвидация промысловой кооперации. На базе артелей были сформированы фабрики и комбинаты. Они сохранили традиции, возникшие еще в пятнадцатом веке, и пронесли их до наших времен.

Гжель

Народный промысел Центральной России, который известен всему миру – это гжель. Такое наименование данный вид творчества получил благодаря названию деревни, в которой он зародился и которая стала центром его развития. Недалеко от Москвы расположена совокупность населенных пунктов, в которых возникло это ремесло. Но главным из них все же являлось село Гжель. Такое же название носит не только населенный пункт, но и предприятие, на котором мастера возрождают традиции предков.

Эта роспись ярко представляет народные промыслы центральной России. Гжель – это рисунки голубовато-синего цвета, которые нанесены с помощью кобальта на фарфоровые изделия белого цвета.

Первые упоминания о данном народном промысле появились еще в четырнадцатом веке. Это свидетельствует о том, что зарождение росписи произошло до активного развития кустарной промышленности. Данная технология на протяжении многих лет переходила из поколения в поколение. Мастерские, изготавливающие декорированный фарфор, наследовались детьми московских князей и царей. Эта волость приносила своим владельцам хороший доход.

Изначально керамические изделия «под гжель» изготавливались для личного пользования. Но при избытке произведений их стали вывозить на торговые ярмарки в столицу. Там мастера делились своими знаниями с другими умельцами. Так данный вид искусства получил распространение далеко за пределами одной маленькой деревушки.

Не только художественная керамика, но и сам центр её изготовления получил известность. В восемнадцатом веке там стали производить декоративные изделия из майолики. Эти произведения становились украшением домов, в частности печей и каминов.

Технология на протяжении времени совершенствовалась. И если роспись по майолике была разноцветной, то вскоре мастера стали останавливаться на классическом синем цвете. Благодаря применению кобальта в росписи по полуфаянсу, умельцы достигли идеальных произведений. Применение именно этой краски обусловлено её устойчивостью к термической обработке, лучшим соединением с глазурью, блеском и долговечностью. В рисунках, нанесенных на поверхность керамических изделий, присутствовали элементы оживления предметов.

Дымковская игрушка

Дымковская слобода, стоящая на берегу реки Вятки, родила еще один народный промысел Центральной России. Именно там жили умельцы, которые на гончарном круге изготавливали хозяйственно-бытовые товары и игрушки. Последние представляли собой свистульки, которые забавляли детей. По преданию считалось, что свистом можно приманить бога солнца – Ярилу. Вятичи даже отмечали своеобразный день весны и тепла. Поэтому свистульки в виде различных зверей были настолько яркими и нарядными, что дарили людям ощущение праздника.

Мастера делали свои произведения красочными и пестрыми. Чаще всего игрушками становились животные с хозяйственного двора – индюки, петухи, утки, бараны.

Через много лет после этого известный художник Апполинарий Васнецов изображал на своих полотнах дымковские игрушки. Он приходил в полный восторг при упоминании о свистульках и восхищался ими, как античными скульптурами.

Палех

Многие центры народных промыслов Центральной России давали свои названия произведениям. Так произошло и с Палехом. Эта деревня была крупной торгово-ремесленной точкой. Именно в ней можно было приобрести заморские товары. На возникновение данного вида кустарного производства повлияла развитая творческая сфера. В Палехе находились мастерские, занимающиеся иконописью.

В начале двадцатого века в деревне росписью покрывалось все, что только можно – шкатулки, украшения, письменные принадлежности, блокноты, коробки для хранения табака, пудреницы.

Благодаря палехской миниатюре в обиход вошли такие материалы, как черный лак и папье-маше. Именно такой темный фон был отличительным признаком данного ремесла. Лаковая поверхность очень приковывает взгляд.

Федоскинская миниатюра

Размещение народных промыслов Центральной России характеризуется наличием сообщения с Москвой. На севере от столицы находится и древнее село Федоскино, где появились зачатки достаточно редкого вида искусства – изготовления изделий с применением папье-маше и металлизированных элементов. К девятнадцатому веку это ремесло достигло промышленных масштабов.

Ассортимент товаров, оформленных с помощью такой техники, достаточно широк. К нему относятся:

Миниатюра была представлена двумя техниками: «по плотному» и «по сквозному». Основными сюжетами, изображенными на изделиях, были бытовые сцены, пейзажи, портреты. Присутствовали элементы истории и мифологии.

Холуй

Народные промыслы Центрального района России с применением техники папье-маше зародились достаточно давно. Но наиболее молодым из них является холуйская лаковая живопись. У местных жителей не было пахотной земли, поэтому большинство занимались каким-либо ремеслом. Многие дома в деревушке имеют резьбу в виде самых разнообразных фантастических сущностей. Это говорит о том, что в населенном пункте присутствовала творческая атмосфера. Люди в основном писали иконы и вышивали. Но иконопись вскоре перестала быть актуальной, и народные умельцы стали осваивать технику писания миниатюр. Данная живопись имела место не только на небольших товарах, но и на крупногабаритных предметах. Это позволило изображать несколько сюжетов одновременно.

Читайте также:  Лечение энуреза детей народная медицина

Жостковские подносы

Изначально в Жостково, помимо подносов, изготавливали и другие предметы обихода – шкатулки, табакерки, марочницы. Но именно данная вещь принесла известность мастерам из этой деревни. На поверхности изделий умельцами изображаются цветочные орнаменты, которые олицетворяют буйство природы. В мастерской Филиппа Вишнякова первые подносы изготавливали из папье-маше. В девятнадцатом веке данный предмет стали делать из металла. Наиболее известным является поднос овальной формы, который расписан живописью по перламутровому покрытию. На каждом изделии стоит клеймо, по которому можно определить историю возникновения этой вещи.

Ростовская финифть

Этот вид кустарникового промысла имеет очень глубокие корни. Финифть представляет собой роспись по металлической поверхности, которая покрыта эмалью. Она отличается хорошей устойчивостью, изделия сохраняют свой привлекательный вид даже по прошествии длительного времени. Как и многие другие промыслы, ростовская финифть зародилась благодаря иконописцам. Она украшала не только изображения ликов святых, но и другие предметы церковного обихода. Данная роспись отличается большим многообразием сюжетов. Это цветы, известные персоны, фольклор, история. Специальные краски после обжига придают рисунку яркость и блеск.

Платки Павловского Посада

Народные промыслы населения Центральной России отразились и на предметах одежды. Издавна платок считался очень желанным подарком для каждой девушки. Он символизировал девичью нежность и красоту. При изготовлении данного товара применялась технология набивки. Таким способом наносились самые разнообразные рисунки, узоры и орнаменты. Преобладали в основном цветочные, растительные мотивы. Каждый платок расписывался вручную и превращал простой аксессуар в настоящее произведение искусства.

Источник

Народные промыслы Центрального Района
презентация к уроку (география, 9 класс) по теме

Русским народным промыслам в учебном материале, уделяется мало внимания. Презентация помогает детям увидеть и оценить творчества наших предков.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Народные промыслы Центрального района

Абрамцево-кудринская резьба по дереву Абрамцево-кудринская резьба́ — художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево.

Русская матрёшка Матрёшка (предположительно от уменьшительного имени «Матрёна, что означало «статная дама»») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке

Палехская миниатюра Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.

Гжель Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики.

Скопинская керамика Особенность Скопинской керамики в том, что изделия, как правило, ручной работы, дополнены лепными изображениями птиц, рыб, фантастических животных.

Филимоновская игрушка Филимоновская игрушка — русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Своё название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960-х годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло.

Жостовские подносы Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Финифть Финифть — особый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль (в качестве основного материала) в сочетании с металлом.

Павлово-Посадские набивные платки Павлово-посадские набивные платки́ — шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-1880-х гг.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание народных промыслов Центральной России.

Очень интересный и необчный урок.

Презентация к уроку «Народные промыслы Центральной России».

Это урок обобщения знаний по теме :»Центральная Россия», формирующий интерес к истории народных традиций страны. Он поможет углубить, расширить знания о населении Центральной России и их занятиях.

Урок географии в 9 классе.

Презентация актуальна для учащихся 9 классов при изучении темы «Центральная Россия».

Проверочная работа по теме: » Народные промыслы Центрального района».

Источник

Презентация «Народные промыслы Центральной России»»
презентация к уроку по географии (9 класс) на тему

Презентация актуальна для учащихся 9 классов при изучении темы «Центральная Россия»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Народные промыслы Центральной России

Городецкая роспись Этот народный художественный промысел сложился к середине 19 века в старинном волжском городе Городце Нижегородской области. Городец славился резчиками по дереву, умелыми корабелами. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни домов, ворота резьбой и инкрустацией послужил источником рождения народного промысла.

Жостово Расписные подносы из Жостово знакомы многим. Эта деревенька находится неподалеку от столицы, именно там местные живописцы создали такое произведение искусства, как жостовский поднос. Мастера рисовали полевые и садовые цветы на черном фоне, тройки лошадей, натюрморты и др. Первый поднос был сделан из папье-маше.

Гжель Народные художественные промыслы трудно представить без гжели. Раньше это название носило село, расположенное в 50 километрах от Москвы. Там проживали мастера, которые и начали создавать высокохудожественные изделия из фарфора. Их расписывали кобальтом.

Позже появилась и полуфаянсовая посуда. Мастера собрали сотни различных образов, сейчас многие образцы хранятся в Эрмитаже. Гжельский народ еще издавна отвозил излишки посуды на рынки Москвы, часто мастера расписывали посуду на заказ. Сегодня очень трудно представить народный промысел без гжельских изделий.

В древние времена мастера расписывали иконы. Священники носили одежды с украшениями из финифти. Церковная утварь и обложки рукописных книг также расписывались специальными огнеупорными красками. Особенностью данной технологии нанесения является то, что до обжига цвет узоров всегда одинаков.

Платки Павловского посада Павловский Посад известен многим из-за появления там узорных платков и шалей. Впервые такой изящный предмет гардероба был сделан на реке Клязьме в городе Павлове. Отсюда и название.

Федоскинская миниатюра Вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.

Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями —копиями картин русских и западноевропейских художников.

Оренбургские пуховые платки Вязаный платок из пуха оренбургских коз и основы ( х /б, шёлка или др.). Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае в XVIII веке. Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.

Матрёшка Русская деревянная игрушка в виде расписной полой куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. В последнее время возможный диапазон тем росписи ничем не ограничен, начиная от сказочных персонажей и кончая советскими лидерами.

Этот символ России появился на свет не в старинные времена, как это принято считать, а лишь в 1891 году в Абрамцеве. Сегодня матрёшка является одним из самых популярных сувениров для иностранных туристов в России.

Абашевская игрушка — русская глиняная игрушка. Художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском районе Пензенской области.

Филимоновская игрушка — русская глиняная игрушка. Древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.

Скань Ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки, также с дополнением зерни (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмали. Первые изделия на Руси появились в IX—X веках. В XV—XVI века — время расцвета московской скани (мастера Амвросий, Иван Фомин). В XVIII—XIX веках налажено промышленное производство, стали использовать разнообразные технологии и материалы.

Читайте также:  Народный ансамбль эстрадного танца шарм нижнеудинск

Каслинское литьё Художественные изделия (скульптура, решётки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли. Традиции Каслинского литья (графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов) сложились в XIX веке.

Традиции наших чудотворцев, живописцев и мастеров продолжают жить в современном мире. Несмотря на научно-технический прогресс, старинные русские народные промыслы продолжают развиваться. Сохранившиеся до наших времен произведения искусства можно увидеть в музеях и на выставках, самому попробовать себя в этом нелегком деле можно в художественных школах и центрах развития.

Источник

Презентация по географии на тему «Народные промыслы Центральной России»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Народные Промыслы Центральной России

Дымковская Игрушка Глиняная игрушка покрывается меловым грунтом и расписывается красками, разведенными на молоке. Это свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц, дамы, композиции народных гуляний. Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края (Кировской области), в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары. Мало какой другой регион России имеет столь яркий и самобытный символ, какой имеет Вятский край в виде дымковской игрушки. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки

Хохломская Роспись Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную черным и красным (а также, изредка, зелёным, жёлтым) цветом по золотистому фону. Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Предполагают, что хохломская роспись возникла на левом берегу Волги. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Палехская Миниатюра Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Сегодня в Палехе создают лаковые миниатюры – росписи шкатулок, брошек. Блестящие коробочки, покрытые лаком, играют и переливаются всеми цветами радуги, а черный фон придает краскам еще больше яркости. Шкатулки для росписи делают так: сначала прессуют листы картона, промазанного клейстером (такой картон называется папье – маше). Затем их пропитывают льняным маслом и “прокаливают” в специальной печи – заготовки становятся легкими и прочными.

Кружевоплетение Кружевоплетение – это традиционный вид уникального русского народного искусства. Кружево – декоративные элементы из ниток и ткани. Ажурный узор, образованный переплетениями нитей, является общим признаком всех видов кружев. Техника кружевоплетения используется в оформлении одежды, в частности, воротников, подола, рукавов и, конечно же, нижнего белья. Кружевоплетение как искусство появилось еще в XVІІ веке. Начиная с 1930 года, в советской России появились так называемые артели. Крупными центрами кружевного плетения считались такие города, как: Вологда, Елец и Советск. В 1935 году были сформированы союзы умелых кружевниц, в которых чуть позже были созданы экспериментальные лаборатории, занимающиеся разработкой новых кружевных изделий, улучшением техники кружевного плетения и отстранением с производства устаревших эскизов.

Жостовская Роспись Жо́стовская ро́спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.

Павловские Шали Па́влово-поса́дские набивны́е платки́ — шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-1880-х гг. Роскошная роза, переливающаяся всевозможными цветами радуги, стала символом павловло-посадского платка. С момента основания фабрики до 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка — досками-«манерами», сам рисунок — «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений.С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства. Рисунок павловопосадских платков развивался от стандартных образцов, характерных для тканей московского региона и восходящих к восточным шалям («турецкий узор»).В 1870-х годах возникла тенденция к расширению ассортимента платков с натуралистическими цветочными мотивами. Предпочтение отдавалось садовым цветам, прежде всего, розам и георгинам.В конце XIX — начале XX века происходит окончательное оформление стиля: объемное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка на чёрном или красном фоне, иногда с добавлением орнамента и стилизованных растительных элементов. Платки выполнялись из полупрозрачной или плотной шерстяной ткани.

Источник

Народные промыслы Центрального района России

Народные промыслы Центрального района России

1. История возникновения народных промыслов…………………………………………….4

2. География народных промыслов и их особенности

2.2 Дымковская игрушка…………………………..8

2.5 Федоскинская миниатюра…………………….10

2.8 Ростовская финифть

2.9 Платки Павловского Посада

2.10 Вологодское кружево

3. Народные промыслы угличского края

Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходится сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были не отделимы. Из самых простых материалов- дерева, металла, камня, глины- создавал он истинные произведения декоративно- прикладного искусства. Народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. И в каждом ремесле за века его существования выработались особые приемы и секреты подготовки материала, своя технология изготовления.

ЦЕЛЬ: Познакомиться с географией и историей народных промыслов России.

История возникновения народных

Промыслы и ремесла получили свое распространение в 15 – 16 веках. На рубеже 17 – 18 века в России сложились промыслы для производства продукции на рынок. Этой деятельностью занимались целые деревни и районы.

Причина – особенности природных условий (долгая зима) и бедность почв. Крестьяне искали возможность прокормить семьи. Промыслы возникали там, где было достаточное количество сырья ( лес, керамическая глина, лен) и существовал спрос.

На вторую половину 19 века приходиться наиболее активное развитие художественных промыслов. Лаковая роспись, обработка металла, вышивка ( особенно золотой нитью) возникали на основе традиции местных школ иконописи и первоначально выполняли заказы для церквей и монастырей.

На удалении 50-60 километров к северо-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорьевского шоссе расположены два десятка слившихся между собой красивых сёл и деревень.

Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.

Гжель впервые упоминается в письменных источниках в 1339 году в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты. С тех пор на протяжении столетий, как одна из наиболее прибольных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход.

Ещё в XVI веке гжельцы возили в Москву излишки бытовой посуды, а также в Яузскую слободу московским гончарам свою глину, некоторые оставались там и работать. Выезжали они и на московские ярмарки и торги. Знакомились на торгах с привозными изделиями мастеров из других мест России, из других стран.

Не сразу гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства в полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Это был новый изобразительный живописный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромной раскраской, какая ранее использовалась в майолике. Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени. В росписи присутствуют и элементы очеловечения, одухотворения вещей. К середине XIX века Гжель являлась самым крупным поставщиком керамических изделий страны.

Читайте также:  Народные средства лечения грибка между пальцами рук

В 1926 году число работающих в фарфорово-фаянсовой промышленности по Гжельской области составляло 506 человек.

Товарищество Гжель создано в результате объединения шести мелких цехов разных деревень в 1972 году.

Когда- то очень давно на поросшем берегу реки Вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами и глубокими рвами. А на другом берегу со временем появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, поэтому и назвали слободу Дымковской. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной красной глины посуду, а еще дудочки- свистульки. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали.

А свистульки в виде зверюшек делали не просто для забавы детворы. В старину вятичи встречали Ярилу- бога солнца и плодородия- веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник назывался в народе «Свистунья».

Но больше всего славы досталось знаменитым дымковским игрушкам- нарядным, ярким, дарящим людям ощущение праздника. Нельзя смотреть на них без улыбки…

Ах какие красавицы в длинных, колоколом, юбках и нарядных фартуках с оборками! На щеках горит румянец, черные брови дугой. Платье разрисовано: в полосочку или в клеточку, или волнистыми линиями. А еще красные, оранжевые, зеленые круги и узоры. Модницы друг перед другом хвастаются шляпками, зонтиками. Есть и веселые музыканты, и танцоры, и кавалеры- щеголи.

Лепят дымковские мастера и животных: важных индюков, задиристых петухов, уток с утятами, барашков с золотыми рогами. Вот только злого волка не увидишь.

Художники расписывают дымковские игрушки самыми яркими, пестрыми красками.

Знаменитый художник А. Васнецов, написал много картин, посвященных истории России, сравнивал дымковскую игрушку с древней античной скульптурой: «Удивительное дело! На далеком Севере, в лесной стороне, в древнем Хлынове, в слободе Дымково каким- то далеким эхом отозвались терракоты Херсонеса и Древней Греции… Разница только в образах, вложенных в глину…»

В 1920-е годы в Палехе расписывали брошки, бисерницы, блокноты, ножи для разрезания бумаги, папиросницы, табакерки, портсигары, пудреницы, письменные приборы, пасхальные яйца, шкатулки.

Так давайте не будем забывать про наши истоки, вырастившие и воспитавшие всех россиян!

Расположенное в 35 километрах к северу от Москвы в Красно- полянском районе, село Федоскино принадлежит к числу наиболее древних сел Подмосковья.

Основным занятием населения Федоскина и окрестных сел на протяжении нескольких столетий было и огородничество. Ремесла же в это районе распространились под воздействием фабричной промышленности лишь с середины 19 века.

Наибольшее развитие среди местного, в основном крестьянского, населения получает редчайший вид художественного ремесла – изготовление лакированных изделий из папье –маше и металла с росписью.

Ассортимент изделий становится шире по бытовому значению и изящней по форме. Появляются табакерки овальные и фигурные, бочата разных размеров, настольные и карманные спичечницы, магазины для большого количества папирос и сигар, чайницы для двух сортов чая, карточницы, кошелечки, пасхальные яйца, разные шкатулки и коробки.

Традиционными для лукутинских миниатюр становятся два вида лаковой живописи « по плотному» и «по сквозному».

Основная часть лукутинской продукции украшалась сюжетной росписью, преимущественно бытового жанра. Писались так же пейзажи, портреты, исторические и мифологические сцены.

Наличие необходимых для развития федоскинского искусства условий, большого творческого коллектива и прекрасных художественных традиций позволяет быть уверенным в том, что федоскинские мастера справятся со всеми стоящими перед ними задачами и достигнут в ближайшее время еще более значительных успехов.

В семье современных промыслов лаковой миниатюрной живописи на папье-маше холуйский является самым младшим по времени возникновения.

Холуй, ныне посёлок, а раньше Холуйская слобода, расположен по обоим берегам реки Тузы, притока Клязьмы.

Иконы писали темперой. В конце XIX века перешли на масляную живопись. К концу XIX века иконопись в Холуе изжила себя.

Первые робкие шаги в искусстве миниатюрной живописи были сделаны в 1930-х годах.

В 1960-е годы, помимо прежних однообразных шкатулок и коробок, появляются ларцы старинной формы, которые при росписи позволяют использовать несколько сюжетов.

Промысел холуйской лаковой живописи, самый молодой по времени возникновения, наравне с Палехом и Мстёрой вносит свой вклад в общее развитие этого искусства.

В 1830-е годы подносы в Жостове стали делать из металла. Коллекция жостовских подносов в Русском Музее невелика. Но в ней есть первоклассные произведения, исполненные в разные периоды жизни промысла и наглядно отражающие особенности и уровень искусства своего времени.

К числу самых известных произведений принадлежит овальный поднос, украшенный живописью по перламутру.

Почти на каждом старинном подносе стоит клеймо мастерской, в которой он был выполнен. Из этого клейма можно узнать имя хозяина мастерской, а по ней определить время создания подноса.

Особо знаменитой стала ростовская финифть. Финифтью в России называют роспись специальными красками по металлу, покрытому эмалью. Это искусство очень древнее, его хорошо знали наши предки. Прошли века, но все так же ярки и свежи красочные рисунки на эмали. Время не властно над финифтью.

Рождение художественного промысла на Ростовской земле связывают с 18 веком. Мастера украшали финифтью оклады икон, рисовали на медных пластинках и сами иконы. Были украшения из финифти на одеждах священников, на церковной утвари, на обложках – окладах тяжелых рукописных книг. Финифть часто соседствует с золотом, самоцветными камнями, искусным шитьем, ажурными узорами скани.

Позже ростовские мастера стали изображать на рисунках не только святых и сюжеты из Священного Писания. На изящных женских украшениях расцветали нежные цветочные гирлянды. На эмалевых миниатюрах можно было увидеть копии полотен известных художников, портреты знаменитых людей, картины на исторические и фольклорные сюжеты.

Финифть, словно драгоценность, украшает ларцы, шкатулки, ювелирные изделия, сувениры, декоративные панно. Красочные, мягко мерцающие картины и орнаменты рождают ощущение чуда, волшебной сказки.

Платки Павловского Посада

Узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них и молоденькие девушки, и почетные матери семейств. Издавна, по народной традиции, платок был самым желанным подарком. Платок не просто головной убор, а символ любви и красоты…

Говорят, что «плат узорный», был изготовлен мастерами из старинного города на реке Клязьме. Имя города – Павловский Посад.

В Павлове шумели богатые ярмарки. Приезжали сюда за товаром из самых дальних уголков. Торговали тканями, хлебом, посудой. И, конечно же, знаменитыми набивными павловскими платками. Расходились они по всей России. Да разве можно не купить такую красоту! Платки яркие, нарядные – глаз не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов, зеленые листья и травы сплетаются в узоры – и все это на разноцветном фоне: черном, белом, красном, золотистом, васильковом, коричневом… Есть платки с кистями и бахромой, большие и поменьше. Всем Павловские платки и шали к лицу!

А почему их называют набивными? Искусство набойки, давно известное на Руси, стало особо популярным способом украшения ткани в 19 веке. Рисунок наносится на ткань при помощи специальных деревянных досок с вырезанным рельефным узором. Такие печатные доски называются «манеры», или «цветки».

Приложит мастер доску на ткань в нужном месте, да еще постучит, побьет, чтобы краска на ткани с печатной доски лучше отпечаталась. Сложное, трудоемкое, но интересное это дело – ручная набойка. Делают ее лишь настоящие мастера. Сегодня «разрисовывать» платки помогают специальные печатные машины. Но в Павловском Посаде всегда бережно хранили традиции народного промысла.

Накинет на плечи праздничный платок женщина, взглянет в зеркало и улыбнется… Красавица!

Источник