Народный промысел уральские самоцветы

Камнерезное искусство Урала: история с продолжением

img1975 - Народный промысел уральские самоцветы

Камнерезное искусство в России получило особенно интенсивное развитие в XVIII–XIX веках. Значительную роль в этом процессе сыграло активное освоение Урала — одного из самых своенравных регионов России и источника диковинных камней. Уральский горный хребет, давший название этой местности, разделяет Европу и Азию и открывает бескрайнюю Сибирь. Исторически развитие этой местности связано с горным делом. Вполне естественно, что столь разнообразные минералы и породы спровоцировали огромный интерес к камнерезному искусству.

Как все начиналось

Развитие Урала и уральских городов тесно связано с промышленностью. В XVIII веке шло стремительное освоение территорий на востоке страны, строились заводы и поселения вокруг них, открывались залежи полезных ископаемых и, конечно, все новые и новые минералы.

К 1726 году здесь уже работали камнерезы-самоучки, в помощь которым приглашали европейских специалистов. Уральцы довольно быстро совершенствовались в своем мастерстве. По-настоящему поворотным стал 1751 год, когда профессионалы нескольких мастерских перешли на Екатеринбургскую гранильную фабрику. За считаные десятилетия было освоено множество жанров и способов обработки камня. Постепенно мастера начали декорировать свои изделия необязательными (с точки зрения функциональности) элементами. И на протяжении XIX столетия камнерезное направление в искусстве неуклонно развивалось: разрабатывались мотивы, шлифовались техники, расширялся спектр применения камня. Виноград из аметиста, смородина из обсидиана, земляника из шлака — используя особенности фактуры каждого камня, мастера учились «оживлять» его.

Все последующее столетие камнерезное направление в искусстве неуклонно развивалось: разрабатывались мотивы, шлифовались техники, расширялся спектр применения камня. На Урале выросло не одно поколение блестящих мастеров, заказы которым поступали из столиц: к концу XIX века в Екатеринбурге насчитывалось более сотни умельцев.

Герои своего времени

Многим известно имя Карла Фаберже (1846–1920). Несмотря на то что наибольшую славу ему принесли ювелирные произведения возглавляемой им компании, тем не менее именно под его руководством в 1908 году создавались первые русские наборные фигуры. Фирма Фаберже сотрудничала с Екатеринбургской гранильной фабрикой: на Урале закупались камни, заказывались образцы, мастеров приглашали для работы над крупными проектами. Примечательный факт: первые фигурки из каменной серии «Русские типы» по эскизам приглашенного художника воплощали мастера из уральского города Екатеринбурга. Более того, камнерезное ателье в структуре мастерских Фаберже началось с появления в штате уральцев.

Вокруг каменного дела Урала сложилось немало легенд. Одна из них, например, — о горном мастере Даниле Звереве (1858–1938). Мастерство и интуиция этого горщика вызывали восхищение современников: говорили, будто он издали чувствовал, где именно скрыто месторождение самых ценных самоцветов в горах. Его работоспособность и твердый характер принесли достойные плоды: упорно работая и постигая секреты горного дела, он занимался оценкой драгоценных камней, консультировал знаменитых ученых и выполнял заказы для Москвы и Петербурга.

Однако наибольший интерес, бесспорно, представляет творчество Алексея Козьмича Денисова-Уральского (1864–1926) — потомственного резчика по камню. Любовь к камню и умение с ним обращаться ему привил отец — рабочий-горщик и художник. Денисову-Уральскому не было и тридцати, когда его работы по камню стали получать признание и награды в России и за ее пределами: на выставках в Москве, Копенгагене и Париже. Именно он первым публично заговорил о проблемах добычи каменных залежей на Урале, представляя возможности региона на различных крупных мероприятиях. Этот художник и мастер сделал существенный вклад не только в развитие, но и в популяризацию уральского камнерезного искусства.

Урал кует победу

Во все времена эффектность и долговечность произведений из камня обеспечивали им востребованность. Так, уже при cоветской власти многочисленным мастерам государственного треста «Русские самоцветы» был поручен ответственный проект — мозаичное панно «Индустрия социализма» размером 5910 х 4500. В частности, уральские камнерезы резали пластины для набора мозаики и гранили камни. Пожалуй, сопоставимых по масштабу творений из камня в Новом времени немного.

Новый импульс развитию камнерезного искусства на Урале придало открытие в Свердловске художественно-ремесленного училища, которое в наше время было переименовано в «Рифей». В первые годы его воспитанники под руководством мастера Николая Дмитриевича Татаурова (1887–1959) создали композицию «Урал кует победу», впервые соединив в одном произведении плоскую, рельефную и объемную мозаику. В произведении запечатлены уральские рабочие в разгар труда; и этот сюжет органично соединяется с темой преемственности мастерства и освоения уральских богатств.

Так в учебной программе колледжа появилось направление объемной мозаики. Однако к настольной скульптуре обращались не так часто, как хотелось бы. Не в последнюю очередь — из-за трудоемкости техники: не так просто изобразить в камне нюансы мимики и одежды. Это требовало инновационного оборудования, профессиональных подходов и владения композицией, анатомией.

Достижения нового времени

К началу XXI века мастера получили выход на свободный рынок минералов и активно осваивают передовые технологии обработки камня, сохраняя лучшие традиции этого благородного мастерства. Можно утверждать, что на Урале сложилась собственная манера: в работах — все меньше условности и стилизации. Теперь мастерам важно запечатлеть в камне не только ситуацию с участием нескольких персонажей, но передать характер каждого через мимику и позу, проработать эмоцию.

Эта кропотливая работа состоит из множества этапов: создания модели, подбора камней, обработки и раскрытия свойств каждого камня, составления мозаики и других. Мастера идут по пути усложнения формы и содержания: на смену статичным образам приходят сюжетные композиции, а масштаб произведений увеличивается. При этом меньше используются элементы из ювелирных камней или эмалей, и эта «каменная чистота» также стала своеобразным знаком отличия уральской манеры.

Читайте также:  Народный метод лечения суставов стопы

Художник от природы

Камень — благородный и самодостаточный материал, обладающий своей необъяснимой магией. Без умения ее прочувствовать и передать зрителю в камнерезном деле работать невозможно. С опытом приходит особое чутье и виртуозность: минерал будто сам ведет руку мастера, подсказывая путь через природную неоднородность, вкрапления, неровности.

В этом — основная красота произведений из цельного камня. Необработанная глыба может напоминать будущее произведение едва уловимым намеком, увидеть и прочитать который способен только специалист. Раскрывая сущность монолита, камнерез выводит сначала очертания, а потом и небольшие детали, чтобы перед зрителем предстала узнаваемая, правдоподобная фигурка.

Одним из характерных примеров в нашей экспозиции стала скульптура «Пан» (см. раздел выставки), составленная из крупных блоков обработанного агата. Кропотливая, тщательная работа мастера обнажила скрытый потенциал, превратив природную неоднородность материала в безусловное художественное достоинство. Более того, когда мастер прорабатывал фигурку барана, тоже из цельного камня, именно там, где была запланирована мордочка животного, вдруг проступила крохотная белая линзочка: инородное вкрапление оказалось ровно там, где должны были появиться зубы, и каменное животное вдруг само «заулыбалось». О таких удивительных совпадениях мастера могут рассказать не один десяток историй. Как и о том, что порой прямо во время исполнения работы меняется замысел: по мере обработки в камне проступает немного другая фигура, отличающаяся от авторской задумки, и только чуткий, внимательный мастер может обратить на это внимание.

Объемная мозаика

Большинство представленных работ выполнены в технике объемной мозаики. Так называют наборные фигурки, сложенные из нескольких видов обработанных камней различных пород. Разнообразные сочетания цветов и фактур открывают богатейшие эстетические возможности. Детальная, мельчайшая проработка элементов позволяет отходить от известной условности в каменном воплощении образов и обращаться к натуралистичным трактовкам.

Уральские камнерезы, очевидно, отдают предпочтение этой сложной технике и с удовольствием расширяют ее возможности. В частности, в их творчестве появляются многофигурные композиции и жанровые сценки. Особой популярностью пользуются у мастеров сказочные и мифологические сюжеты: в силу своей неизбывности и архетипичности подобные старинные образы органичны в твердом материале.

Работая с объемной мозаикой, мастера по-прежнему стремятся «раскрыть» потенциал камня в каждой отдельной детали. Взглянув на фигуру Кощея (см. раздел выставки), невозможно не обратить внимание на то, насколько правдоподобным выглядит лицо персонажа. Красные прожилки, трещинки в фактуре камня оказались как нельзя кстати для передачи старческой, сухой кожи болезненно худого Кощея. Особенности удачно подобранного материала становятся выразительным средством художника.

Поиск и сочленение таких элементов в одной скульптуре — большая и кропотливая работа. Поэтому крупные композиции, фактически, невозможно скопировать. И дело даже не столько в сложности исполнения, сколько в неповторимых чертах природного камня. В результате на свет является не просто обработанный минерал и не просто воплощенный в материале эскиз. Перед зрителем предстает сложное произведение, в котором все пронизано тонким взаимным притяжением, соединяющим многочисленные детали объемной мозаики в целостный художественный образ.

Источник

Презентация по технологии на тему «Изделия уральских мастеров»

presentation bg - Народный промысел уральские самоцветы

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Еленинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Василия Григорьевича Зайцева» Информационно-познавательный проект Изделия уральских мастеров Автор проекта: Байжуменов Рустам ученик 8 класса МОУ Еленинская СОШ Руководитель проекта: учитель технологии Давлеткулов С.К. Еленинка 2018

Содержание Введение Изделия уральских мастеров Чугунное художественное литьё Резьба по камню Художники – камнерезы Урала и Сибири XX и XXI веков Заключение

Введение. Народные промыслы на Урале имеют многовековую историю. Они начали развиваться более трех веков назад, когда в нашем крае стали строиться первые заводские поселения, и население его существенно выросло за счет переселенцев из Центральной России. Изначально традиционные уральские ремесла отличались разнообразием направлений, стилей. Их развивали талантливые самобытные мастера. В наше время в уральских городах и деревнях возрождаются традиционные промыслы и ремесла. Деятельность народных мастеров координирует и направляет областной художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам. Более половины уральских ремесел издавна были связаны с обработкой камня и металла. Искусство уральских камнерезов воспевал в своих сказах Павел Петрович Бажов. Изделия уральцев с давних времен и по сей день украшают лучшие музеи мира и частные собрания.

Актуальность выбранной темы: Современные исследования духовной культуры личности ребенка, затрагивают вопросы приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края, связаны с изучением трудовой деятельности взрослых преимущественно в аспекте приобщения детей к традициям русского народа, и потому недостаточно представляют возможности для реализации национально — регионального компонента. Декоративно-прикладное искусство Урала исторически развивалось по своим законам, отличается своеобразием материалов, технологий. Многофункциональность уральского регионального искусства, разнообразие и богатство художественного материала создают широкие возможности для вариативного проявления педагогической деятельности в образовательном процессе. Уральский сказ, легенда, народная песня, и вместе с этим, утонченность каслинских кружев и гравюры на стали, колоритность росписи по дереву и металлу, подчеркнутая природная красота самоцветного камня воспринимаются в единстве, если они с детства окружают ребенка. Эмоциональный язык декоративно-прикладного искусства самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка.

ИЗДЕЛИЯ УРАЛЬСКИХ МАСТЕРОВ

Вылитые изящные фигурки фантастических драконов и мудрых псов, будоражат воображение. 1860-1890 годы – года расцвета чугунного художественного литья. Первую золотую медаль – Малую золотую медаль Вольно-Экономического общества- получили каслинцы в 1860 году. 28 апреля 1900 года на Всемирной Парижской художественной выставке был представлен чугунный павильон в византийском стиле. Это была сенсация. Павильон поразил заграницу сказочностью замысла и дерзостью воплощения. Беседка состояла из 3 тысяч деталей. Их изготовляляи 16 мастеров в течение года под руководством молодого петербургского архитектора Евгения Баумгартена. Вход в павильон украшает скульптура Н. Лаверецкого «Россия», изображающая женщину – воина, с достоинством и уверенностью в своих силах оберегающая мир, готовую к победе, является важнейшим его элементом. Чугунное художественное литьё

Чугунное художественное литьё У мастеров павильона было более 500 наименований изысканных изделий. Это была «целая энциклопедия чугунного художественного литья ». Они получили высшую награду по 65 разделу(металлические изделия) – хрустальный Гран при и большая золотая медаль. (слайд), и восторженные отклики прессы. Большой вклад в наследие искусства Уральского литья внесли такие скульпторы, как: Канаев Михаил Денисович (1830 – 1880) его работы славились фигурным литьём. Академик Бах Николай Романович (1853-1885). Он стремился укреплять связи каслинского литья с русской скульптурой Драка филина с ястребом М. Д. Канаев

Читайте также:  Лечим детский кашель народными средствами

Чугунное художественное литьё В 1944г расширяется тема Великой Отечественнной войны. Памятник Матерям войны Танкистам Екатеринбурга Партизаны в тылу врага Возвращение с фронта Танкистам Екатеринбурга Хатынь Хатынь Памятник неизвестному солдату Тыл фронту

Художественная обработка камня Художественная обработка камня на Урале обогатила русское искусство великолепными камнерезными произведениями, классическими по форме и созданными руками народных мастеров. В них отражена красота русской земли, зелень её лесов и полей, синее раздолье озёр, глубина неба, яркая красочность закатных часов, чарующая нежность весеннего утра. Многим известно имя Карла Фаберже (1846–1920). Несмотря на то что наибольшую славу ему принесли ювелирные произведения возглавляемой им компании, тем не менее именно под его руководством в 1908 году создавались первые русские наборные фигуры

Художники – камнерезы Урала и Сибири XX и XXI веков Поражают красотой изделия уральских мастеров нашего времени Богомазов Денис Алексеевич Кавалер «Ордена А.Кденисо- ва-Уральского» Работает только с натуральными камнями: кварц, яшма, нефрит, халцедон, чароит, обсидиан, хризопраз, опал и множества других камней природы. Мастер уверен, что только в изделиях из природных камней можно передать всю красоту и уникальность Урала. Камнерезная мастерская Васильева Васильев Виктор Михайлович Камнерезная мастерская основана в 1991 в Нижнем Тагиле на территории старого демидовского завода. Более 100 моделей камнерезных изделий из поделочных камней: камины, электрокамины, столешницы, часы, шары, подсвечники, шкатулки, ножи, пепельницы, письменные приборы, плакетки и т.д. ……..

Истоки творчества уральских мастеров Верю я неколебимо в дедовы слова: «Без любви к земле родимой нету мастерства». /Лев Сорокин/

Заключение Разнообразны и уникальны народные промыслы Урала. Изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека. Основные виды промыслов на Урале связаны с наличием месторождений руд черных и цветных металлов, а также с наличием «самоцветной полосы»

Источник

Художественные промыслы.

Художественные, или народные промыслы делают культуру любой страны богатой и неповторимой. При посещении других стран, туристы интересуются не только искусством, традициями и укладом жизни, памятниками культуры и зодчества. В качестве сувениров из каждой посещенной страны они увозят экзотические предметы обихода, национальной одежды, бижутерии в этно-стиле. Для многих стран это является солидным источником доходов.

Россия так же славится своими уникальными ремеслами. Это резьба по дереву, кости, камню, изделия из бересты, всевозможные виды росписи по дереву, металлу, керамике: Жостовская, Городецкая, Хохломская, Мезенская; Палехская миниатюра и Гжель; финифть (многокрасочная эмаль) и филигрань (скань). Знаменитая русская матрешка является вожделенным сувениром для каждого иностранца, стоящим сотни долларов. Изделия из цветного Гусевского хрусталя можно встретить в музеях всего мира. Тульские самовары так же считаются символом России. Павлово-Посадские шали и Вологодское кружево ценятся во всем мире.

Косторезные промыслы России.

В России расположены богатейшие залежи ископаемой мамонтовой кости, а традиционные охотничьи промыслы народов севера дают и моржовый клык, широко использующиеся в резьбе по кости.

Бивни и кости мамонтов находят во многих местах земли, даже в средней полосе. Но только на Севере, благодаря вечной мерзлоте, они хорошо сохраняются, хотя их возраст — минимум 10 тысяч лет. Лучше всего, говорят мастера, бивень мамонта сохраняется в северных водоемах.

%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B0%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%B5%D0%B7%D1%8C%D0%B1%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8271x328 - Народный промысел уральские самоцветы

Берестяные промыслы России.

Этот уникальный материал славится долговечностью и упругостью, водонепроницаемостью и антисептическими свойствами. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса использовались для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в туеске, никогда не волгнет (не набирает влаги), а соленья не только долго хранятся, но и приобретают такой аромат, что непосвященному трудно поверить, что они приготовлены без добавления пряностей.

Изделия с прорезной берёстой шли на экспорт во Францию, Германию как в царской России, так и во времена СССР. Изделия из берёсты привлекают внимание своей мягкой, бархатной фактурой, эстетичной формой.

Центры берестяных промыслов России:

По некоторым источникам, кустарным берестяным промыслом в России занималось 115 тысяч человек. Это поистине народный промысел.

%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8F%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%82%D1%83%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8 - Народный промысел уральские самоцветы

Камнерезные промыслы.

Геологические условия в России резко отличались от существующих условий в Западной Европе, Средней Азии и на Среднем Востоке, что ограничивало добычу цветного камня. Поэтому, вплоть до XVII века, в России добывали, в основном, только жемчуг, которым богаты северные реки, янтарь с Балтийского моря, да аметист с Кольского полуострова, остальные самоцветы были привозными.

Российские месторождения драгоценных и поделочных камней до сих пор славятся во всем мире. Богатейшие месторождения цветных яшм на Урале и Алтае дают лучшие в мире по красоте камня и величине блоков материалы для крупных художественных произведений. Всего в России разрабатываются 132 месторождения самоцветов 27 видов.

С каждым годом во всем мире растет внимание художников и зрителей к скульптуре малых форм, берущая начало в глубокой древности, в доисторической культуре палеолитических «Венер» и тотемных фигур.

Эксклюзивная каменная скульптура малых форм современных Российских камнерезов на странице «Скульптура».

%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%B9%20%D0%BD%D0%B5%D1%84%D1%80%D0%B8%D1%82%2c%20%D1%85%D1%80%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%2c%20%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B%2c%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%BE%20bakut - Народный промысел уральские самоцветы%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D0%B0%20%D1%8F%D0%B3%D0%B0%2c%20%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8C%2c%20%D0%BC%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%82%2c%20%D1%85%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%2c%20%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B5%20%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%2c%20%D0%BD%D0%B5%D1%84%D1%80%D0%B8%D1%82%2c%20%D1%85%D0%B0%D0%BB%D1%86%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BD%2c%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%BE270x405 - Народный промысел уральские самоцветы

Современная камея и инталия.

Уникальные образцы камнерезного творчества Российских мастеров можно увидеть на ежегодной выставке-ярмарке «Симфония Самоцветов», проводимой в Москве в Государственном Геологическом Музее им. В.И. Вернадского.

Сегодня при резке гемм применяют самые прогрессивные технологии, в том числе лазерную гравировку, однако по-прежнему это искусство требует высочайшего художественного дарования исполнителя. Неудивительно, что лучшие из работ такого рода без промедления приобретаются музеями декоративно-прикладного искусства.

%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%BD%20 %20%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%8F%20%D1%81%20%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%BD%D1%8F%D0%BC%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8270x390 - Народный промысел уральские самоцветы

Картины из самоцветов.

В местах добычи и обработки самоцветов всегда остаются неликвиды, которые можно только выбросить. Но талантливые мастера найдут применение и неликвидам.

«После кропотливой работы с камнем, на верстаке мастера всегда оставалась крошка самоцветная Великолепные и чарующие пейзажи выкладывались из разноцветной каменной крошки!»

Читайте также:  Лечение гемангиом печени народными средствами

И это ремесло было продолжено современными художниками. Яркий тому пример – работы художника из Южной Якутии Алексея Мосмана.

%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D0%B8%D0%B7%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%D0%B8%D0%B7%D1%83%D0%BC%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B8%D0%B7%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B0270x368 - Народный промысел уральские самоцветы

Каменные цветы.

В начале XX в. мастерские Фаберже освоили изготовление различных настольных украшений, пасхальных яиц, миниатюрных скульптур людей, животных, а также каменных цветов, которые пользовались большим спросом и ценились очень дорого.

Современные уральские и алтайские камнерезы продолжают традиции своих предков, создают свои, не менее прекрасные композиции, используя полудрагоценные и драгоценные камни – аметисты, кварцы, малахит, яшму, лазурит, нефрит, редкий чароит, халцедон, родонит, металлы. Из камня вырезают цветки любой формы: розы, пионы, ландыши, сирень, лилии, шиповник и даже ветки цветущей яблони или вишни! Разве повернется язык назвать такие цветы «искусственными»?

Каменные цветы выглядят живыми, хрупкими – и не может быть иначе: в них живет душа Мастера. Грубые, неотесанные камни после шлифовки становятся гладкими и сияющими, а «холодные» каменные цветы – наполняются теплым мерцанием, ведь их согревает любовь к творчеству – самая тонкая и неуловимая энергия созидания.

%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0%20%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7%20%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%20%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%B2%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2270x408 - Народный промысел уральские самоцветы

Мозаика из минералов.

Снежные сугробы хорошо переданы бруситом, вода — голубым халцедоном. Есть в картине и ювелирно-поделочные камни: сердолик, агат, нефрит, флюорит, ониксы, морион, малахит и другие минералы. Рама картины составлена из халцедона.

1%20%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D0%BC%D0%B0%20%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BC%D1%83%D1%80%D1%8C%D0%B5271x332 - Народный промысел уральские самоцветы

Уральские горки.

%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%D0%B7%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2%20%D1%81%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BC%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%D1%86%D0%B5272x456 - Народный промысел уральские самоцветы

Янтарный промысел.

Традиционный янтарный промысел в России складывался с древних времен, однако масштабный характер он приобрел после окончания Великой Отечественной войны, когда по решению Потсдамской конференции СССР отошла часть Восточной Пруссии на побережье Балтийского моря, где располагался городок Пальмникен. Теперь это город Янтарный (в честь крупнейших залежей янтаря) Калининградской области.

Здесь расположено крупнейшее месторождения янтаря в мире. Кроме этого, в России залежи янтаря есть и в Приморском крае, и на Урале. Янтарь вдохновил многих талантливых художников, и они, увлеченные «солнечным камнем», создают прекрасные произведения.

Но почти 90% добываемого янтаря не пригодны для использования в ювелирных изделиях, да и при обработке янтаря остаются отходы, и из таких отходов также создаются картины, как и из крошки самоцветной.

Картины и иконы из янтаря даже на фото смотрятся необычно, роскошно и красиво, пользуются популярностью и спросом. При изготовлении таких картин используют янтарную крошку и мелкие кусочки янтаря.

Несмотря на то, что специалисты различают почти 280 цветов и оттенков янтаря, самым распространенным цветом является желтый, желто-красный и красный. Поэтому картины из янтаря получаются в красках золотой осени. Приятно смотреть на эти теплые и немного солнечные картины. Картина из янтаря будет прекрасным подарком и элементом декора.

%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%B8%D0%B7%20%D1%8F%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8F%20%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%8C - Народный промысел уральские самоцветы

Специальным указом Уральским заводам было предписано еще в 1728 году освоить производство медной утвари, в результате чего на Суксунском заводе началось изготовление медной посуды. В документах 1740 года впервые упомянут 16-фунтовый медный луженый самовар, изготовленный в Суксуне. А в 1746 году историки нашли первое упоминание про Тульский самовар. А так как оба завода принадлежали Демидовым, производство могло быть начато одновременно.

Но Тула, прославленная оружейными мастерами, имела географически выгодное положение, находясь в самом центре России, вблизи крупнейших городов – рынков сбыта, получила дополнительные преимущества для производства бытовых изделий, в частности самоваров.

Ко второй половине XIX века Тула являлась крупнейшим производителем самоваров в России, а чаепитие из самовара стало на Руси национальной традицией. Самовар, несмотря на весьма высокую стоимость, проник во все слои населения и стал непременным атрибутом каждой русской семьи. В 1890 году в Тульской губернии действовало 77 фабрик с 1362 рабочими. На каждой из них трудилось от 3 до 127 человек. По переписи 1912-1913 годов количество самоварных фабрик в одной только Туле равнялось 50, а ежегодный выпуск составлял 660 000 самоваров.

Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок. Высокое качество Тульских самоваров было оценено не только в России, но и за рубежом.

С 1964 года на Тульском заводе «Штамп», единственном заводе, который в послевоенное время занимался производством самоваров, уже электрических, начали выпускать самовары-сувениры, оформленные художественной росписью в национальных мотивах, часто имитируя и гжель, и хохлому, и жостовскую роспись, что увеличивало их коллекционную ценность.

%D1%82%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80 u73747 - Народный промысел уральские самоцветы

%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%20%C2%AB%D0%B4%D1%83%D0%BB%D0%B5%D0%B9%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%C2%BB%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%84%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%BF%20%D0%BD%20%D1%84%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%B2%20%D1%82%D1%83%D0%BB%D0%B5%20(1898%E2%80%941919%20%D0%B3%D0%B3) - Народный промысел уральские самоцветы

%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8B - Народный промысел уральские самоцветы

Знаменитая русская «Матрёшка».

Название «Матрёшка» для деревянной разъемной расписной куклы выбрано неслучайно. Для русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространенных и любимых женских имен. Имя Матрёна ассоциируется с образом настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой.

В 1900 году русская Матрёшка была отправлена в Париж на Всемирную выставку, где заняла третье место и мировое признание. Тогда же были получены международные заказы. Уже в 1911 году матрёшечники из Сергиев-Посада выполнили заказы из 14 стран мира. Огромная популярность игрушки поспособствовала появлению многочисленного количества подражателей, привносивших в игрушку собственные мотивы росписи. Помимо традиционного изображения круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке и русском сарафане, мотивами для росписи становились бояре и русская знать, герои войны 1912 года, былинные богатыри, сказочные и легендарные персонажи. Матрёшку украшали и гжельской, жостовской, хохломской и палехской росписью.

%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%80%20%D0%B8%D0%B7%2037%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%80%D1%91%D1%88%D0%B5%D0%BA - Народный промысел уральские самоцветы

Матрёшки в ассортименте. Набор из 37 матрёшек.

Главные центры матрёшечников:

%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%80%D1%91%D1%88%D0%BA%D0%B0%20 %20%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D1%83%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%80%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B2%D1%81%D0%B5%D1%85 - Народный промысел уральские самоцветы

Не каждое произведение искусства можно отнести к изделиям художественных промыслов. В нашей стране отнесение продукции к изделиям художественных промыслов строго регламентируется.

«К изделиям художественных промыслов относятся изделия утилитарного и декоративного назначения признанного художественного уровня, в которых сохраняются и развиваются традиции народного искусства и художественного ремесла, учитываются стилистические особенности данного промысла…

…К изделиям художественных промыслов не относятся изделия, полностью изготовленные на оборудовании, исключающем возможности творчества мастеров».

(Выдержка из письма Министерства экономики Российской Федерации от 27 февраля 1995 года N АШ-125/22-95 и Госкомстата Российской Федерации от 27 февраля 1995 года N 17-1-17/321. «О методических рекомендациях по отнесению продукции к изделиям художественных промыслов»).

Источник