Народный промысел в клину

О музее «Клинское подворье»

Одной из достопримечательностей Подмосковья несомненно является единственный в России музей елочной игрушки «Клинское подворье» и знаменитая фабрика елочных игрушек «Ёлочка». Расположены они в старинном и очень красивом городе Клин.

Музей елочной игрушки состоит из 12 залов, которые расскажут Вам о зарождении и развитии стекольного промысла на Клинской земле. Вы попадете в новый мир с богатой историей елочной игрушки и понаблюдаете за непростой работой мастеров-стеклодувов и талантливых художников.

В первом зале нашего музея Вас встретит елочка, украшенная сахарными розами и яблоками. Традиция украшать рождественскую елку насчитывает не один век. В XIX веке праздничное дерево наряжали всевозможными сладостями, орехами, яблоками, забавными фигурками из бумаги, картона, ткани и фольги. Но постепенно становятся популярными стеклянные елочные украшения.

Одни из первых отечетвенных мастерских по производству стеклянных елочных игрушек находились в Круговской волости Клинского уезда. Богатые залежи кварцего песка в крае способствовали раннему развитию здесь стекольной промышленности. В 1848 году князь А.С. Меншиков, правнук А.Д. Меншикова, сподвижника Петра I, получает разрешение на строительство небольшого стекольного завода в своем имении Александрово близ Клина. С этого момента зарождается Клинский стеклодувный промысел.

На этом заводе изготавливали лампы, бутылки, стеклянные изделия для аптек. Стеклянная и хрустальная посуда с меншиковского завода прославилась по всей России чистотой выделки стекла, высоким качеством гранения и шлифовки хрусталя.

Крестьяне окрестных деревень, работавшие на этом заводе, овладев навыками ремесла, совместно с женами, со временем начали создавать самостоятельные мастерские по производству так называемых камушных изделий – «дутых» бус, серег, пуговиц и других мелких вещей.

Во втором зале Вы попадаете в крестьянскую избу конца XIX века. Вы увидите рабочее место мастера-стеклодува, кожаные меха, которые поддерживали огонь в горелке, металлические формы для изготовления бус.

Заглянув в цех росписи, вы увидите, как художницы рисуют добрые улыбки Дедушкам Морозам, «укладывают» снег на крыши сказочных домиков, присыпают их «золотом» и «серебром».

Есть в нашем музее и музыкальный зал – Зал Щелкунчика. Его украшает нарядная рождественская елочка из сказки «Щелкунчик и Мышиный Король». Всемирноизвестный композитор Петр Ильич Чайковский некоторое время жил в нашем городе, и самые известные свои произведения он написал на Клинской земле. И именно здесь он закончил работу над музыкой к балету «Щелкунчик».

Елочные игрушки 40х-60х годов представлены в следущем зале. Это было непростое врямя для нашей страны – война и послевоенные годы. Новогодние украшения того времени выполнены в форме орденов, звезд, самолетов и дирижаблей с символикой СССР.

Конечно, в музее представлены и современные стеклянные игрушки фабрики народно-художественных промыслов «Елочка». Витрина с этими изящными и хрупкими украшениями переливается яркими красками, невозможно оторвать глаз от этой блестящей красоты!

В ком-то посещение сказочного музея пробуждает ностальгию об ушедшем детстве, кого-то погружает в романтические мечты. Елки-чудо, елки-фантазия встречают Вас как самых дорогих гостей и ослепляют своим великолепием!

Все посетители с удовольствием загадывают заветное желание возле 10-метровой елки – королевы Клинского дворца!

В мастер-классе дети и взрослые могут попробовать себя в роли специалиста по изготовлению новогоднего чуда, сами распишут настоящий стеклянный шарик и заберут его с собой на память о посещении необыкновенного музея!

В течение всего года в фойе музея проводятся выставки работ клинских художников и мастеров прикладного искусства.

Также вы можете посетить наш фирменный магазин, в котором круглый год можно приобрести стеклянные новогодние украшения, изготовленные на предприятии народно-художественных промыслов «Ёлочка»!

На фабрике производят изделия ручной работы, которые выполнены в традиционном и современных стилях, игрушки отличаются богатством цветовой гаммы и разнообразием форм. Ждем вас в гости!

Источник

Художественные промыслы Подмосковья: от матрешек и фарфора до елочных игрушек

В Московской области немало известных народных художественных промыслов. Чего только ни изготавливают умельцы Подмосковья: изделия из фарфора и елочные игрушки, расписные подносы и шали с набивным рисунком. О том, где в Подмосковье делают настоящую русскую матрешку и как производят гжельский фарфор, читайте в материале портала mosreg.ru.

Гжельский фарфор

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин Изделия из Гжели прославили одноименный поселок в Раменском районе на весь мир и дали название целому направлению росписи. Традиционная гжельская роспись − ярко-синие цветы, птицы и живописные орнаменты, рассыпанные по белому полю фарфора. С 11 века местное население занималось гончарным ремеслом, а в середине 18 века началось производство майолики и фаянса.

Сегодня производство гжельского фарфора состоит из множества этапов. Сначала изготавливаются гипсовые формы будущих изделий, куда потом заливается жидкий фарфор. Когда фарфоровая масса затвердевает, ее извлекают из формы и дают хорошо просохнуть. Далее мастер зачищает изделие от шероховатостей, выравнивает швы. После этого заготовку отправляют в печь, где ее обжигают 8 часов при температуре 900 градусов. После обжига изделие проверяют на наличие трещин и опускают в раствор фуксина. Далее его покрывают белой глазурью и вручную расписывают. В конце расписанное изделие повторно отправляется в печь на обжиг, но уже более длительный и при температуре 1400 градусов.

Увидеть воочию весь процесс производства можно, посетив Гжельский фарфоровый завод.

Как добраться: Московская область, Раменский район, с. Речицы, ул. Центральная. На автотранспорте 35 км по Егорьевскому шоссе.

Русская матрешка

Источник: РИАМО, Александр Манзюк Немногие знают, но русская матрешка – достаточно молодой народный промысел. Первая матрешка была изготовлена в Сергиевом Посаде только в конце 19 века, а расцвет ее производства пришелся уже на начало 20 века. С тех пор игрушка не просто получила популярность в народе, а превратилась в узнаваемый символ России.

Русскую матрешку изготавливают из мягких пород дерева – липы, ольхи или березы. Их срубают ранней весной и сушат в течение нескольких лет. Первой выпиливают самую маленькую неразборную матрешку, далее – вторую побольше, в которую потом войдет первая. Из нее извлекают всю лишнюю древесину. Этот процесс повторяется до тех пор, пока не будет создано нужное количество матрешек-вкладышей. Обычно их количество редко превышает 4–5 штук, но встречаются и исключения. Так, русские мастера умудрились изготовить матрешку, в которую помещалось сразу 56 вкладышей.

Посмотреть на все многообразие размеров, форм и цветов русской матрешки можно в Сергиевом Посаде, в знаменитом Музее игрушки, который расположен прямо напротив Троице-Сергиевой лавры. Его экспозиция насчитывает более 30 тысяч игрушек изо всех уголков мира.

Читайте также:  Народный рейтинг банков россии по кредитам

Как добраться: Московская область, г. Сергиев Посад, пр-т Красной армии, д. 123. Автотранспортом от Москвы 70 км по Ярославскому шоссе.

Жостовский поднос

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин Этот промысел зародился в начале 19 века в селах и деревнях Троицкой волости (теперь городской округ Мытищи). Отличительным признаком жостовской росписи является яркий букет цветов на черном фоне. Изначально для изготовления подносов использовалось папье-маше, но уже скоро от этой технологии отказались. Уже тогда между производителями существовала конкуренция, и хрупкие подмосковные подносы из папье-маше проигрывали по прочности металлическим сибирским. Тогда производители быстро переняли технологию у своих коллег, но при этом придали своим изделиям уникальный внешний вид за счет художественной росписи.

Жостовская роспись интересна тем, что при ее создании не используются образцы или трафареты. Рисунок на подносе – плод воображения художника. Однако устойчивая традиция предписывает изображать в центре рисунка розы, окруженные другими цветами. Это не обязательное правило, но многие мастера его придерживаются, чтобы подчеркнуть преемственность промысла.

Увидеть все многообразие этих изделий можно в Музее подносов в деревне Жостово на территории городского округа Мытищи.

Как добраться: Московская область, г. о. Мытищи, д. Жостово, ул. Дивная, стр. 15.

Стеклянная елочная игрушка

Источник: Фотобанк Московской области Стекольный завод в Клину был построен еще в 1848 году князем А. С. Меньшиковым. Но производство елочных игрушек из стекла было запущено на нем не сразу. Дело в том, что в 19 веке праздничную елку украшали в основном сладостями, орехами и яблоками. А как самостоятельная отрасль производство елочных игрушек сформировалось в России лишь в первой половине 20 века.

Производство стеклянной елочной игрушки включает несколько этапов. Сначала мастер разогревает стеклянную колбу и делит ее на две части. Из этой колбы, которая становится пластичной под действием высокой температуры, формируется овал. Он помещается в специальные тиски, и мастер с помощью трубки раздувает изделие до нужного размера, а также придает ему интересную, и подчас причудливую, форму. Далее заготовки металлизируются в отдельном цеху, после чего окрашиваются. Когда изделие высыхает, художники вручную наносят роспись. Заключительный этап – нанесение на игрушку искристой пыли для придания ей праздничного вида.

Любой желающий может понаблюдать за всеми этапами этого производства, посетив музей «Клинское подворье» в Клину. Помимо самой фабрики (она называется «Елочка»), экскурсанту предложат побывать в 12 выставочных залах, где рассказывается об истории стекольного промысла в районе.

Как добраться: Московская область, г. Клин, ул. Староямская, д. 4. На автомобиле из Москвы – 91 км по Ленинградскому шоссе до памятника «Пушка», съезд направо на ул. Староямскую.

Павловопосадский платок

Источник: Министерство культуры Московской области Крестьянское предприятие, из которого впоследствии выросла платочная мануфактура, появилось в Павловском Посаде в 1795 году. Первые шали с набивным рисунком были изготовлены на фабрике в 60-х годах 19 века. Изделия быстро получили широкое распространение, а владелец мануфактуры − звание поставщика великой княгини Александры Петровны.

Изначально в процессе производства павловопосадских платков и шалей использовался метод окрашивания с применением деревянных резных форм. Во второй половине 20 века технология изменилась: с того времени краску на ткань наносят с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов, что ускоряет процесс производства.

Сегодня приобрести павлопосадский платок может любой желающий. Например, через интернет-магазин на сайте Павловопосадской платочной мануфактуры.

Как добраться: Московская область, г. Павловский Посад, пр-т Каляева, д. 5, Павловопосадская платочная мануфактура.

Дулевский фарфор

Источник: РИАМО, Анастасия Осипова Предприятие по производству изделий из фарфора и фаянса было основано в городе Ликино-Дулево в 1832 году купцом Терентием Кузнецовым. На нем в разные годы производились известные на весь мир вазы, чайные и кофейные сервизы, кухонная посуда, бокалы, кружки, сахарницы и другие изделия. Также всегда высоко ценились произведенные в Ликино-Дулеве скульптуры и статуэтки. Отличительная черта дулевского фарфора – богатая роспись, выполненная профессиональными художниками вручную.

Предприятие много раз переживало взлеты и падения. В 2012 году фабрика оказалась на грани остановки из-за многомиллионных долгов и уменьшения клиентской базы. Однако проведенная реконструкция и закупка нового оборудования дали заводу новую жизнь. С 2015 года количество произведенной продукции неуклонно растет.

С 2014 года при заводе работает музей фарфора, где выставлены лучшие образцы продукции. Посетителям также предлагается принять участие в профильных мастер-классах и побывать на самом производстве.

Как добраться: Московская область, г. Ликино-Дулево, ул. Ленина, д. 15.

Богородская игрушка

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин Сергиево-Посадский район многие столетия является центром игрушечного дела в России. Немало этой славе поспособствовало село Богородское, где этот промысел стал активно развиваться в 17 веке. Изначально крестьяне изготавливали игрушки сезонно – с поздней осени до ранней весны, а в остальное время занимались сельским хозяйством.

Уже на раннем этапе появились такие знаменитые поделки, как «Пастушок», «Львы со львятами», «Кузнецы». Последняя изображает крестьянина и медведя, попеременно наносящих удары молотом по наковальне. Именно она впоследствии стала символом поселка и промысла в целом. С середины 19 века игрушки в Богородском стали производить на регулярной основе, их даже заказывали из-за рубежа.

Богородская фабрика деревянной игрушки выпускает свою продукцию и по сей день. При ней работает музей, в котором выставлены самые редкие и знаменитые поделки.

Как добраться: Московская область, Сергиево-Посадский район, пос. Богородское, ул. Слободка, д. 79б.

Источник

Промыслы Клинского уезда в XIX веке

Статья эта основана на достоверных материалах статистических отчётов Московской губернии, отдела хозяйственной статистики за 1879-1883 годы. 5 выпусков. Составители – В. Орлов, И. Боголепов, М. Горбунова и др.

Лес и посуда

Мы знаем (читали и слышали) о промыслах, но… которые считались столь незначительными (по объёмам производства) в рамках волости (не говоря уже о губернии), что в земские отчёты они или не попадали вовсе или упоминались вскользь. Но это не значит, что их не было. Ещё раз напоминаю, что речь идёт об обследовании в конкретные годы.

Лесной промысел в той же Круговской, богатой лесом, волости. О нём писали так: «Круговская волость – это местность, где перевод от глубоко укоренившегося лесного промысла к другим видам промышленности предстоит населению в будущем». А в 1879 в этой волости лесом занимались 184 человека – лесопромышленники, рабочие в лесу и возчики. Сами они говорили так: «У нас рабочие и возчики круговские так сроднились с работой в лесу, что когда не осталось настоящей лесной работы, стали заниматься рытьем пеньев, когда и такой работы на месте оказалось недостаточно, то они вдарились в однородный отхожий промысел».

Читайте также:  Народная медицина в ташкенте

Встречались упоминания о производстве (именно о промысле) деревянной посуды и мебели в Клинском уезде. Но это были преимущественно волости, отошедшие в другие районы. Но в небольших масштабах оно было и в наших деревнях. Рукодельный крестьянин и миску для себя выдолбит из куска дерева (а речь шла именно о такой посуде), и лавку со столом смастерит (это и называлось мебелью), да и вряд ли будет покупать ложки у мастеров-ложкарей, а также лапти, корзины, бочки, крынки и пр.

Кожевенный промысел, которым занимались в селе Нудоль (там был крупный товар), в Стешино Петровской волости было четыре хозяина (у них товар мелкий), но Стешино сейчас находится за пределами района. В Стешино же был заводик по производству войлока для обивки дверей и штукатурных работ. Сапоговалянием в уезде занимались немного, в Петровской волости это всего две деревни – Трёхденево и Крупенино. Овчинным промыслом занимались в форме местного и отхожего в Троицкой, Соголевской, Круговской и Петровской волостях, – всего 10 человек.

Очешный промысел

Интересен очешный промысел, то есть производство очков. Правда, в уезде делали только оправы, в других же ещё и стёкла обтачивали. Пошёл он из деревни Слободы Трёхденевской волости и возник годах в 1830-х. Слободской крестьянин якобы обучился ему в Петербурге и привёз на родину. Крестьяне из Трёхденева, Борщёва, Микляева, Слободы, Бортниково, Ватолино занимались этим промыслом очень основательно. К примеру, в деревне Ватолино было 18 владельцев, в Бортниково – 23 владельца (40 работающих). Промысел замечательный: не требует больших пространств и непрерывности процесса, сложного и дорогого оборудования, не приносит особого вреда здоровью. То есть заниматься им можно в той же избе, где живёт семья. Мы, конечно, представляем себе, как рубят лес, выращивают огурцы, дубят шкуры, осаждают крахмал и проч. А вот с оправами непонятно.

Знаете, как делались оправы? Проволоку расковывали в узкую пластинку, которая потом получала форму желобка, в него потом вставят стёкла. К ним приваривали жеребийки, к которым прикрепляли заушники. Потом приваривался носочник. Всё это начисто опиливалось, железные оправы лудились, а медные «подсинялись» на раскалённых углях. Ну вот, теперь мы жеребийку с жеребцом не спутаем и лошадку так не назовём.

Дошёл до нас… письменный контракт на обучение: «1876 года, января 1-го дня мы, нижеподписавшиеся Московской губ. Клинскаго уезда, Трёхденевской волости, д. Ватолиной Анна Григорьева с деверем своим Андрианом Сергеевым написали cиe условие в том, что я, Григорьева, отдала ему, Сергееву, своего сына, Никиту Никитина, в ученье очешному мастерству впредь на три года, на таком основании, что он, Никитин, в продолжении означенного срока с Пасхи и до октября 1-го числа может заниматься своими домашними и крестьянскими делами, без вычета в продолжении летнего времени. Обязуюсь я, Никитин, ему, Сергееву, выжить три недели, когда мне, Никитину, будет свободно; и когда я, Никитин, не выберу свободного времени, то обязан отжить после срока. Я, Сергеев, обязуюсь, когда он, Никитин, будет находиться у меня, то одежда, обувь, на руки, на голову – моя, а когда будет дома находиться, то носить должен всё своё. Вести себя я, Никитин, обязуюсь честно и добропорядочно, дурной нравственности не иметь, а снабжать себя всегда к наилучшим занятиям. Он, Сергеев, его, Никитина, за шалости или нерадение к мастерству может наказать, как прилично наказание детям, в чём и подписуемся». Всё ясно и понятно, так ведь?

И многое другое

Были кровельщики, работающие «от Святой до осенних заговен», – всего 3 человека. Женщины наши, как везде, и кружева плели, и вязали, и вышивали, но немного, преимущественно для себя. Что касается нашего уезда, то речи о такой промысловой деятельности не шло, и в отчёты наши мастерицы не попали. По поводу ткачества: 10% населения губернии занималось им. В 1843 году у нас было 26 бумажных фабрик, а к 1871 году – уже 30 бумажных и 9 шерстяных. Речь идёт о надомницах, в избах которых были установлены ткацкие станы, и ткали они, не отрываясь от собственного хозяйства. Но эти территории сегодня отошли к Волоколамскому району. Интересны отчёты по этим промыслам: там и название рисунков (бровочки, вьюнчики, глазочки), а уж перечисление типов тканей – это особый язык. Слышали про такие: демикотонь, жеспе, киргизина, казинет, мозамбик, барежь, молетонь? Если только в русской классике такие слова попадутся.

В различных краеведческих материалах, связанных с Д.И. Менделеевым, мелькали сведения о том, что в Борщёве производили сапоги, в Теренино – кружева, в Овсянниково и Дурасово – расписные шторы, в Боблово – щётки из конского волоса, в Борщёвских местах – гребни из кости. Упоминались гармоники и фуражки. Изготавливали где-то вожжи, шлеи, хомуты и прочее-прочее. Не удивительно, наверняка так оно и было, ведь российский крестьянин умел делать почти всё сам и делал, но говорить в этом случае о масштабных промыслах вряд ли возможно. Или возникли они несколько позже, и потому в отчёты 1880-х не попали.

Но существовали ещё промыслы, мало изученные, о чём тоже упоминается в отчётах. Например, молочное производство, изготовление продуктов на основе молока и их продажа. Или отхожий женский промысел – кухарки, няньки… «Процветал в Клину промысел «воспитание детей из воспитательных домов», о чём так и писалось в отчётах, мол, «были такие промыслы, но плохо изучены».

Источник

Промыслы Клинского уезда в XIX веке

А теперь поговорим о промысловой деятельности жителей Клинского уезда. В своей книге «Промыслы Московской губернии» известный экономист и статистик Исаев А.А. писал: «Общие причины, вызвавшие появление в деревнях неземледельческих промыслов, понятны,… одна нужда могла заставить поселян приняться за занятие, незнакомое их отцам и дедам. Но насколько понятна общая причина происхождения в деревне неземледельческих занятий, на столько же трудно ответить на вопрос, почему в данном месте явился тот или иной промысел, когда он явился, сколько веков или десятилетий считать его существование… Здесь представляется обширное поле догадок». Крестьянин не задаёт себе вопросов «отчего, почему и как», проявляя к этому полнейшее равнодушие. В лучшем случае он укажет общую причину появления промысла, говоря: «надо ведь чем-нибудь кормиться» или «так заведено». А сам промысел идёт «из старины». Но сейчас-то мы с вами можем проводить анализ и строить догадки, опираясь на материалы других источников. Надо отметить, что Клинский уезд (в сегодняшних своих границах) не был на промыслы богат. Но вовсе не потому, что у нас не было талантливых и мастеровитых людей. Причина в другом: необходимости в этом было не так много, как в других более населённых уездах, особенно тех, что были ближе к Москве. Клин ведь находился на окраине области, и плотность населения потому была невысокой. Но зато уезд был богат лесом, да и пахотной земли хватало.

Читайте также:  Лисичка та журавель українська народна казка на українській мові

Клинский уезд – прежде всего аграрный, мы сейчас сказали бы – сельский. Если уж говорить о промысловиках в сельской и городской местности, то первые находились в наиболее выгодном положении. Городской житель круглогодично зависел от заработка, который мог дать ему только промысел, чтобы кормить свою семью, в то время как крестьянин кормился своею землёю. По этой причине он мог и придержать свой товар, и снизить на него цены, чего в конкурентной борьбе не мог позволить себе городской промысловик. Если сельчанин брался за промысел для дополнительного заработка, то для горожанина его ремесло было единственным источником существования, у него же дополнительно не было надела земли с картофелем, капустой и репой. Были и голодные годы, – страдали в первую очередь крестьяне, но горожанам тоже было нелегко, так как цены на хлеб росли. Конечно, экономические кризисы больше били по горожанам, но и крестьяне не жили в раю.

Статья эта основана на достоверных материалах статистических отчётов Московской губернии, отдела хозяйственной статистики за 1879-1883 годы. 5 выпусков. Составители – В. Орлов, И. Боголепов, Горбунова М. и др.

Мы знаем (читали и слышали) о промыслах, но… которые считались столь незначительными (по объёмам производства) в рамках волости (не говоря уже о губернии), что в земские отчёты они или не попадали вовсе или упоминались вскользь. Но это не значит, что их не было. Ещё раз напоминаю, что речь идёт об обследовании в конкретные годы.

Например, мы говорим о камушном промысле. Как не говорить, когда эта информация преподносится экскурсантам в Подворье? Так был или не был этот промысел? Был, но совсем немного. Об этом очень хорошо написал В. Стариков в статье « Хрустальная круговщина». А вот в Дмитровском уезде, в Костино и Прокошино, были совсем другие масштабы, не сравнимые и с нашим Александровским стекольным заводом, и с объёмами стекломассы, и с количеством занятых в промысле людей, и с ассортиментом изделий. Отметим также, что в этот период – после смерти владельца – Александровский завод уже пришёл в упадок, а согласно статистическим данным 1868 года он действительно выпускал значительное количество продукции, и хотя конкурировать с Мальцевской империей, конечно, не мог в рамках губернии, но для нашего уезда имел большое значение. Потому что был первым.

Была ли ёлочная игрушка во второй половине 19 века? Мы-то уверены, что была. Была, но в очень незначительных количествах (в рамках губернии), поэтому промысел ёлочных украшений зафиксирован в отчёте не был. Но в перечне перечисленного оборудования Меньшиковского завода числились «две тянульные печи». А это значит, что дрот на заводе тянули. Тянули-выдували его вручную, и из этого толстостенного неравномерного дрота и производили первые шары небольшого диаметра. Промыслом производство игрушек было названо позже. К тому времени в Германии уже появились газовые горелки, которые пришли и к нам.

Был портняжный промысел. В уезде было 78 местных портных и 418 отхожих, то есть тех, кто занимался ремеслом в других волостях, отрываясь от своего надела земли. Сырьё – сукно или казинет, прикладной коленкор и вата – закупалось в Москве. Одежду шили двух покроев: русского (казакины, поддёвки, чуйки) и немецкого (сюртуки, жилетки, брюки).

«Деревенские портные», 1897 г. / худ. Иван Куликов

А вот производством крахмала и патоки занимались много, в 11 селениях было 38 мелких предприятий. Очень сложно провести грань между заведением (заводом, фабрикой) и промыслом. Условно примерно так: завод – это отдельное помещение, как правило, и работающих там больше (отметим – наёмных), а промыслом может заниматься одна семья в собственной хате. А если крестьянин на задах своего огорода построил на следующий год сарай для производства, то он уже заводчик, если нанял на работу соседа. Пример: паточный завод Иванова в Чернятино (вот на нём работает всего один нанятый работник), картофелетёрочный – Позднякова в Покровском (там 15 человек). Почему переработка картофеля, а не что-то другое? Этому есть простое объяснение. На песчаных и супесчаных почвах (особенно в Круговской волости) хорошо росла картошка. Но она продукт громоздкий, для удобства сбыта его надо было переработать. Этим и занимались крестьяне в деревнях Чернятино, Жестоки, Васильково, Гологузово, Плюсково и Третьяково. А ещё давайте учтём дешевизну топлива (леса-то полно), отсутствие фабрик и отхожих промыслов, ну и близость железной дороги. Вот они, благоприятные условия для этого промысла. Как им не заняться? Отходы производства тоже использовались, – ими кормили скот. Поэтому у крахмальных заводчиков коров и лошадей было примерно в два раза больше, чем у остальных домохозяев. Отходы шли и в землю, а иногда помои, содержащие белковые вещества, сбрасывались в реку, отчего вода «плохо пахла».

А раз топливо дешёвое, то крестьяне Селинской волости (27 хозяев в деревнях Першутино, Селинское, Косово, Дмитровка, Языково), Петровской (16 хозяев в Петровском, Некрасино, Троицком, Захарово), Круговской (43 хозяина в Глухино, Крутцах, Чернятино, Васильково, Свистуново, Бортницы, Сенцово, Игуменово), а также в Борисово, Полуханово, Тимонино и Першутино занимались выращиванием огурцов и салата в теплицах. И всё это, начиная с февраля, отправлялось в Санкт-Петербург. Вот и получается: есть возможность производить и, главное, сбывать. Конечно, это не современные пластиковые теплицы, но это были рамные конструкции (со стёклами), в теплицах были установлены печки, дающие тепло в трубы, опоясывающие внутреннее пространство. И это не мешало крестьянам заниматься собственным земледелием с весны по осень. Так что выращивать огурцы было очень выгодно, так почему этого не делать? Вот этим мы точно можем гордиться… по праву.

Источник