Народный промысел в москве

Художественные промыслы Подмосковья: от матрешек и фарфора до елочных игрушек

В Московской области немало известных народных художественных промыслов. Чего только ни изготавливают умельцы Подмосковья: изделия из фарфора и елочные игрушки, расписные подносы и шали с набивным рисунком. О том, где в Подмосковье делают настоящую русскую матрешку и как производят гжельский фарфор, читайте в материале портала mosreg.ru.

Гжельский фарфор

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин Изделия из Гжели прославили одноименный поселок в Раменском районе на весь мир и дали название целому направлению росписи. Традиционная гжельская роспись − ярко-синие цветы, птицы и живописные орнаменты, рассыпанные по белому полю фарфора. С 11 века местное население занималось гончарным ремеслом, а в середине 18 века началось производство майолики и фаянса.

Сегодня производство гжельского фарфора состоит из множества этапов. Сначала изготавливаются гипсовые формы будущих изделий, куда потом заливается жидкий фарфор. Когда фарфоровая масса затвердевает, ее извлекают из формы и дают хорошо просохнуть. Далее мастер зачищает изделие от шероховатостей, выравнивает швы. После этого заготовку отправляют в печь, где ее обжигают 8 часов при температуре 900 градусов. После обжига изделие проверяют на наличие трещин и опускают в раствор фуксина. Далее его покрывают белой глазурью и вручную расписывают. В конце расписанное изделие повторно отправляется в печь на обжиг, но уже более длительный и при температуре 1400 градусов.

Увидеть воочию весь процесс производства можно, посетив Гжельский фарфоровый завод.

Как добраться: Московская область, Раменский район, с. Речицы, ул. Центральная. На автотранспорте 35 км по Егорьевскому шоссе.

Русская матрешка

Источник: РИАМО, Александр Манзюк Немногие знают, но русская матрешка – достаточно молодой народный промысел. Первая матрешка была изготовлена в Сергиевом Посаде только в конце 19 века, а расцвет ее производства пришелся уже на начало 20 века. С тех пор игрушка не просто получила популярность в народе, а превратилась в узнаваемый символ России.

Русскую матрешку изготавливают из мягких пород дерева – липы, ольхи или березы. Их срубают ранней весной и сушат в течение нескольких лет. Первой выпиливают самую маленькую неразборную матрешку, далее – вторую побольше, в которую потом войдет первая. Из нее извлекают всю лишнюю древесину. Этот процесс повторяется до тех пор, пока не будет создано нужное количество матрешек-вкладышей. Обычно их количество редко превышает 4–5 штук, но встречаются и исключения. Так, русские мастера умудрились изготовить матрешку, в которую помещалось сразу 56 вкладышей.

Посмотреть на все многообразие размеров, форм и цветов русской матрешки можно в Сергиевом Посаде, в знаменитом Музее игрушки, который расположен прямо напротив Троице-Сергиевой лавры. Его экспозиция насчитывает более 30 тысяч игрушек изо всех уголков мира.

Как добраться: Московская область, г. Сергиев Посад, пр-т Красной армии, д. 123. Автотранспортом от Москвы 70 км по Ярославскому шоссе.

Жостовский поднос

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин Этот промысел зародился в начале 19 века в селах и деревнях Троицкой волости (теперь городской округ Мытищи). Отличительным признаком жостовской росписи является яркий букет цветов на черном фоне. Изначально для изготовления подносов использовалось папье-маше, но уже скоро от этой технологии отказались. Уже тогда между производителями существовала конкуренция, и хрупкие подмосковные подносы из папье-маше проигрывали по прочности металлическим сибирским. Тогда производители быстро переняли технологию у своих коллег, но при этом придали своим изделиям уникальный внешний вид за счет художественной росписи.

Жостовская роспись интересна тем, что при ее создании не используются образцы или трафареты. Рисунок на подносе – плод воображения художника. Однако устойчивая традиция предписывает изображать в центре рисунка розы, окруженные другими цветами. Это не обязательное правило, но многие мастера его придерживаются, чтобы подчеркнуть преемственность промысла.

Увидеть все многообразие этих изделий можно в Музее подносов в деревне Жостово на территории городского округа Мытищи.

Как добраться: Московская область, г. о. Мытищи, д. Жостово, ул. Дивная, стр. 15.

Стеклянная елочная игрушка

Источник: Фотобанк Московской области Стекольный завод в Клину был построен еще в 1848 году князем А. С. Меньшиковым. Но производство елочных игрушек из стекла было запущено на нем не сразу. Дело в том, что в 19 веке праздничную елку украшали в основном сладостями, орехами и яблоками. А как самостоятельная отрасль производство елочных игрушек сформировалось в России лишь в первой половине 20 века.

Производство стеклянной елочной игрушки включает несколько этапов. Сначала мастер разогревает стеклянную колбу и делит ее на две части. Из этой колбы, которая становится пластичной под действием высокой температуры, формируется овал. Он помещается в специальные тиски, и мастер с помощью трубки раздувает изделие до нужного размера, а также придает ему интересную, и подчас причудливую, форму. Далее заготовки металлизируются в отдельном цеху, после чего окрашиваются. Когда изделие высыхает, художники вручную наносят роспись. Заключительный этап – нанесение на игрушку искристой пыли для придания ей праздничного вида.

Любой желающий может понаблюдать за всеми этапами этого производства, посетив музей «Клинское подворье» в Клину. Помимо самой фабрики (она называется «Елочка»), экскурсанту предложат побывать в 12 выставочных залах, где рассказывается об истории стекольного промысла в районе.

Как добраться: Московская область, г. Клин, ул. Староямская, д. 4. На автомобиле из Москвы – 91 км по Ленинградскому шоссе до памятника «Пушка», съезд направо на ул. Староямскую.

Павловопосадский платок

Источник: Министерство культуры Московской области Крестьянское предприятие, из которого впоследствии выросла платочная мануфактура, появилось в Павловском Посаде в 1795 году. Первые шали с набивным рисунком были изготовлены на фабрике в 60-х годах 19 века. Изделия быстро получили широкое распространение, а владелец мануфактуры − звание поставщика великой княгини Александры Петровны.

Изначально в процессе производства павловопосадских платков и шалей использовался метод окрашивания с применением деревянных резных форм. Во второй половине 20 века технология изменилась: с того времени краску на ткань наносят с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов, что ускоряет процесс производства.

Сегодня приобрести павлопосадский платок может любой желающий. Например, через интернет-магазин на сайте Павловопосадской платочной мануфактуры.

Как добраться: Московская область, г. Павловский Посад, пр-т Каляева, д. 5, Павловопосадская платочная мануфактура.

Дулевский фарфор

Источник: РИАМО, Анастасия Осипова Предприятие по производству изделий из фарфора и фаянса было основано в городе Ликино-Дулево в 1832 году купцом Терентием Кузнецовым. На нем в разные годы производились известные на весь мир вазы, чайные и кофейные сервизы, кухонная посуда, бокалы, кружки, сахарницы и другие изделия. Также всегда высоко ценились произведенные в Ликино-Дулеве скульптуры и статуэтки. Отличительная черта дулевского фарфора – богатая роспись, выполненная профессиональными художниками вручную.

Предприятие много раз переживало взлеты и падения. В 2012 году фабрика оказалась на грани остановки из-за многомиллионных долгов и уменьшения клиентской базы. Однако проведенная реконструкция и закупка нового оборудования дали заводу новую жизнь. С 2015 года количество произведенной продукции неуклонно растет.

С 2014 года при заводе работает музей фарфора, где выставлены лучшие образцы продукции. Посетителям также предлагается принять участие в профильных мастер-классах и побывать на самом производстве.

Как добраться: Московская область, г. Ликино-Дулево, ул. Ленина, д. 15.

Богородская игрушка

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин Сергиево-Посадский район многие столетия является центром игрушечного дела в России. Немало этой славе поспособствовало село Богородское, где этот промысел стал активно развиваться в 17 веке. Изначально крестьяне изготавливали игрушки сезонно – с поздней осени до ранней весны, а в остальное время занимались сельским хозяйством.

Уже на раннем этапе появились такие знаменитые поделки, как «Пастушок», «Львы со львятами», «Кузнецы». Последняя изображает крестьянина и медведя, попеременно наносящих удары молотом по наковальне. Именно она впоследствии стала символом поселка и промысла в целом. С середины 19 века игрушки в Богородском стали производить на регулярной основе, их даже заказывали из-за рубежа.

Читайте также:  Народная кукла кувадка значение

Богородская фабрика деревянной игрушки выпускает свою продукцию и по сей день. При ней работает музей, в котором выставлены самые редкие и знаменитые поделки.

Как добраться: Московская область, Сергиево-Посадский район, пос. Богородское, ул. Слободка, д. 79б.

Источник

Народный промысел в москве

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
От 5 лет
м. Цветной бульвар, Новослободская, Маяковская

Стоимость: взрослые – 250 руб., дети до 16 лет — бесплатно
Адрес
Музей можно назвать главным местом для знакомства с произведениями декоративно-прикладного искусства России XVIII-XX веков. Здесь собрана огромная коллекция произведений народного искусства: дымковская, филимоновская и абашевская игрушки из керамики, деревянные игрушки из Сергиева Посада и Богородского, шкатулки с лаковыми миниатюрами из Палеха, Холуя и Мстеры, роскошная деревянная посуда из Хохломы, городецкие прялки и многое другое.
Для детей проводят тематические программы, на которых можно не только рассматривать игрушки через стекло, но и подержать их в руках, поиграть в них. Например, на программе «Жили-были» дети знакомятся с лучшими образцами народного творчества из разных уголков России (городецкие прялки, северодвинские ковши, кони с мезенской росписью и др.), участвуют в мастер-классе по росписи деревянной ложки.
На программе «Русская деревянная игрушка» сотрудники музея рассказывают ребятам о центрах производства деревянной игрушки России (Сергиев Посад, Богородское, Городец, Полхов-Майдан, Семеновское), дети могут поиграть в эти игрушки, а напоследок — расписать матрешку. Программа «Чудеса из глины» посвящена истории развития керамического искусства в России, а заканчивается занятие лепкой собственного изделия из глины.

Парк ремесел на ВДНХ / Мануфактура «Дымов Керамика»
От 4 лет
м. ВДНХ
Стоимость: мастер-классы — 500-2 000 руб.; занятия в детской группе – 800 руб.
Адрес

Мануфактура – это особое культурное пространство, где не только расположены цеха по изготовлению керамических изделий, но и проходят мастер-классы, устраиваются лекции. Ежедневно проводятся мастер-классы по:
— гончарному мастерству (с 5 лет),
— лепке изразцов (с 4 лет),
— росписи керамических изделий (с 4 лет).
По воскресеньям работает детская группа, участники которой знакомятся с традиционным мастерством, изучают разные техники работы с глиной.
Записаться на занятия можно по телефону +7 (985) 419 89 03.

Творческие мастерские Винзавода
От 3 лет
м.
Курская
Стоимость: мастер-классы — 250-600 руб.
Адрес

В Творческих мастерских ребенок может открыть для себя разные виды творчества. Проводятся мастер-классы по:
— керамике – лепке игрушки из глины (от 3 лет) – 600 руб., абонемент на 5 занятий – 2600 руб.;
— работе на гончарном круге (6-16 лет) – 800 руб., абонемент на 5 занятий – 3500 руб.;
— росписи деревянной игрушки (от 5 лет) – от 250 руб. (в зависимости от выбранной игрушки),
— традиционной росписи (от 5 лет) – от 650 руб.
Занятия ведут скульпторы, керамисты, художники.
Расписание занятий можно посмотреть на сайте мастерских.

Живой музей народных искусств в Измайловском Кремле
От 5 лет
м. Партизанская
Стоимость: взрослые и дети от 5 лет — 100 руб., до 5 лет – бесплатно, экскурсии – 200 руб./чел. (группа от 5 чел.), мастер-классы – от 400 руб./чел.
Адрес

Небольшой, но уютный музей, в котором собраны игрушки, созданные руками народных умельцев, старинные музыкальные инструменты, предметы быта, национальная одежда.
Для детей от 6 лет проходят интерактивные занятия «Игры и игрушки Руси». На них можно узнать, в какие игры раньше играли дети, какие игрушки у них были. В музее проводятся мастер-классы по изготовлению тряпичной или соломенной куклы (400 руб./чел.), росписи деревянной игрушки (500 руб.), матрешки (550 руб.).
Записаться на экскурсию и мастер-класс можно по телефону +7 (495) 215 54 37 (доб. 2).

Центр народных промыслов в Мастерславле
От 5 лет
м. Выставочная, Деловой центр
Стоимость: дети (с 5 до 14 лет) – 1 190 руб. (будни), 1 490 руб. (выходные), взрослые – 750/300 руб.
Адрес

В Детском городе профессий «Мастерславль» есть мастерские, где дети от 5 до 14 лет могут познакомиться с декоративно-прикладным искусством. В Центре народных промыслов представлены предметы русской старины. На мастер-классах дети узнают об исконно русских традициях декорирования: гжель, хохлома, жостовская, мезенская, городецкая росписи и декупажный рисунок. Юных мастериц особенно увлекают занятия по шитью народных кукол и одежды для них. А молодые умельцы знакомятся с декоративным оформлением деревянных домов и собирают конструктор наличника.
В другой мастерской – Академия художеств – ребята создают необычные орнаменты. Приобретенные навыки помогут развить фантазию, творческие способности и узнать русскую культуру поближе.

Музей народной игрушки «Забавушка»
От 6 лет
1-я Пугачевская, стр. 17, м. Преображенская площадь
Для посещения необходима предварительная запись по тел.: +7 (915) 302 00 47, +7 (916) 528 89 84, сайт
Стоимость: 480 руб. (в составе экскурсионной группы)
Посещение музея возможно только в составе экскурсионной группы. Экскурсии проводятся как для школьников, так и для семейных групп. Если вы хотите побывать в музее самостоятельно, нужно заранее позвонить администратору и узнать, когда и к какой группе можно присоединиться. Запись по телефону +7 (915) 302 00 47, 8 (916) 528 89 84.

В музее можно увидеть более 2000 народных игрушек, изготовленных в 45 центрах традиционных ремесел. Это деревянные, керамические, соломенные, берестяные, лоскутные игрушки из Дымково, Филимоново, Каргополя, Торжка, Полхов-Майдана, Городца и других ремесленных центров России. Экспонаты не стоят за стеклом, а расположены на открытых витринах, и при желании ребенок может потрогать их, взять в руки.
Для детей от 6-7 лет проводится интерактивные экскурсии:
«Глиняная народная игрушка» – вводная экскурсия, в которую включены игра-медитация «Лепим игрушку», коллективная постановка сказки с использованием народных игрушек, «рисовальная пятиминутка», на которой дети знакомятся с народными узорами и, наконец, роспись настоящей глиняной игрушки.
Обзорная экскурсия включает в себя знакомство с четырьмя промыслами глиняной игрушки (Романовская, Каргопольская, Абашевская игрушки и свистульки из Торжка), с традицией изготовления деревянных игрушек в России (матрешки, богородская игрушка), с техникой создания соломенных игрушек. Завершается занятие росписью глиняной свистульки.

Гжель
От 6 лет
Московская область, Раменский р-н, деревня Турыгино

Стоимость: посещение музея и производства – 500 руб., мастер-классы – 350-500 руб.
Экскурсии и мастер-классы – только по предварительной записи. Запись по телефону +7 (906) 055 23 57, сайт

В Гжели можно не только полюбоваться готовыми фарфоровыми изделиями с бело-голубой росписью, но и проследить сам процесс превращения глины в произведение искусства. Посетители имеют возможность побывать в производственных цехах и узнать о тайнах изготовления фарфора и специфике росписи изделий кобальтом.

Самая увлекательная часть посещения Гжели для ребенка – мастер-класс: можно самому сделать изделие из глины, а можно расписать уже готовое изделие и получить его через две недели после обжига в печи.

А после посещения производства вас ждет музей Гжели, где представлены как старинные изделия из глины (начиная с XIV-XV веков), так и современные творения мастеров.
При объединении работает магазин.

Музей игрушки в Сергиевом Посаде
От 7 лет
Московская область, Сергиев Посад, пр-т Красной Армии, 123
Стоимость: взрослые – 150 руб., дети от 7 лет – 80 руб., до 7 лет – бесплатно. Экскурсии для семейных групп – 600 руб. + стоимость билетов. Мастер-классы для групп – от 2 000 руб. (до 10 человек)
Запись по тел.: +7 (496) 540 41 01

Сергиев Посад издавна славился как центр изготовления народной игрушки, поэтому неслучайно именно здесь находится этот музей. Первый зал музея посвящен русской народной игрушке: здесь можно увидеть глиняные игрушки из Дымково и Филимоново, деревянные архангельские, городецкие, богородские, посадские, полхов-майданские игрушки, тряпичные куклы, матрешки, первые из которых были выточены именно мастерами Сергиева Посада. Самые старинные экспонаты музея датируются XI-XII веками.
Другие залы музея не менее интересны – здесь представлены игрушки детей Николая II, игрушки стран Западной Европы и стран Востока (Китая, Японии).
В музее есть небольшая игротека, где ребенок может попробовать игрушки в действии.
Художники и реставраторы музея проводят мастер-классы по:
— росписи токарной игрушки (с 6 лет);
— росписи деревянной резной игрушки (с 6 лет);
— росписи матрешки (с 10 лет),
— изготовлению тряпичной куклы (с 6 лет).

Читайте также:  Народные средства при аллергии у взрослых

Богородская фабрика игрушек
От 4 лет
Московская область, Сергиев-Посадский р-н, п. Богородское, 79б

Стоимость: взрослые – 100 руб., дети – 65 руб., услуги экскурсовода – 1 200 руб., демонстрация резьбы мастеров – 3 000 руб.; мастер-классы — в составе группы от 300 руб., для индивидуальных посетителей – от 500 руб.
Музей открыт ежедневно, с 10.00 до 16.00, необходима предварительная запись по тел.:
+7 (495) 640 40 49, сайт

Богородское – село недалеко от Сергиева Посада – уже с XVII века было известно благодаря изготовлению особых игрушек, вырезанных из дерева. Отличительная особенность богородских игрушек в том, что они легко могут приводиться в движение: мужик и медведь поочередно ударяют топорами, курочки клюют зерно, зайчик стучит по барабану и так далее.
В музее при Богородской фабрике можно не только познакомиться с произведениями богородских резчиков, посмотреть, как их необычные игрушки приводятся в движение, но и последить за работой мастера, увидеть, как из куска дерева с помощью специального ножа появляется на свет новая деревянная игрушка.
Для детей от 4 до 12 лет проводится экскурсия «Волшебный мир Богородского», на которой дети узнают об истории промысла и в игровой форме знакомятся с экспонатами музея. В музее есть мастер-классы по сборке и росписи деревянной игрушки.

Жостовская фабрика декоративной росписи
Московская область, Мытищинский р-н, д. Жостово, ул. Дивная, стр. 15
Посещение – по предварительной договоренности, тел.: +7 (495) 981 39 89
Стоимость: экскурсия с мастер-классом – от 490/690 до 4 000/5 000 руб. дети/взрослые, в зависимости от количества участников (от 1 до 30 и более)

Жостовский поднос, расписанный яркими цветами, – это настоящее воплощение русского искусства. На Жостовской фабрике декоративной росписи можно посмотреть небольшой фильм об истории промысла и технологии производства, последить за работой мастера, расписывающего поднос, побывать в единственном в мире музее жостовских подносов.
Самая интересная, завершающая часть экскурсии – мастер-класс: детям и взрослым выдаются маленькие подносы с намеченным рисунком, кисти, краски и фартуки. После того как вы распишите поднос, на фабрике его покроют лаком, высушат в печи, и через две недели вы получите свое творение (приезжать на фабрику не обязательно, поднос могут доставить в фирменный магазин Жостово в ГУМе).

Источник

Народный промысел в москве

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Лучшие народные художественные промыслы Подмосковья

По легенде, самая первая богородская игрушка была сделана женщиной из Богородского много веков назад. Мама вырезала деревянную фигурку — Ауку для своих детей. Через некоторое время Аука попала к купцу, который выставил ее на продажу и получил за игрушку неплохие деньги. Тогда он заказал целую партию деревянных игрушек.

Точной даты возникновения промысла ученые назвать не могут. Кто-то ссылается на данные о том, что по дороге в Троице-Сергиеву лавру деревянные игрушки покупали для детей царя Алексея Михайловича. Другие исследователи говорят, что речь идет о более позднем периоде — эпохе Петра I. Скорее же всего, становление промысла относится к XVII–XVIII векам, а активное распространение игрушки стали получать в XVIII–XIX веках. Самые старые экспонаты, хранящиеся в музеях, датируются началом XIX века.

В основе искусства производства богородских игрушек лежит резьба по дереву. Для работы специально выбирают мягкие породы: липу, осину, ольху. Резьба ведется специальным богородским ножом — щучкой. Самая известная богородская игрушка — «Кузнецы»: она изображает мужика и медведя, поочередно бьющих по наковальне. «Кузнецов» по праву можно считать символом этого промысла — неслучайно они даже помещены на герб села Богородское.

На машине: по Ярославскому шоссе до Сергиева Посада, далее продолжать движение прямо еще около 30 км. На общественном транспорте: электричкой с Ярославского вокзала до станции Сергиев Посад, далее на автобусах Сергиев Посад — Богородское (выйти на остановке «Центральная площадь») или Сергиев Посад — Калязин (выйти на остановке «Богородское. Трасса»). Либо от автовокзала на станции метро «Щелковская» автобусом Москва — Калязин до остановки «Богородское. Трасса». Либо от Ярославского вокзала на автобусе Москва — Калязин до остановки «Богородское. Трасса».

Официально предприятие «Гжельский фарфоровый завод» зарегистрировано в 2004 году, однако промысел в Ново-Харитоново имеет значительно более давнюю историю, насчитывающую более двухсот лет. Крестьянин Яков Кузнецов, прадед самого известного представителя династии промышленника Матвея Кузнецова, основал фарфоровое производство в районе Гжели. С конца XIX века вплоть до 1917 года в Ново-Харитоново помещалась контора гжельского отделения «Товарищества М.С.Кузнецова». Здесь же находились предприятия родственников Кузнецовых по женской линии – братьев Акулиных. Нынешний завод находится на территории бывшего завода Акулиных, до революции выпускавшего фарфоровые сервизы, шкатулки, сахарницы, масленки, вазы, кувшины, игрушки.

Как и несколько веков назад, превращение куска глины в произведение искусства представляет собой довольно трудоемкий процесс. Сначала из гипса изготавливают модель будущего изделия, с этой модели делается форма, состоящая из нескольких частей. В готовую форму заливают шликер – мягкую массу, состоящую из каолина, кварца и полевого шпата. Гипс впитывает влагу, и шликер, подсохнув, принимает форму изделия. Полуфабрикат высушивают, убирают швы и мелкие дефекты, после чего осуществляют предварительный обжиг. Затем изделие расписывают, окунают в бак с глазурью и снова обжигают.

Окись кобальта, которой наносят рисунок, имеет черный цвет и лишь после обжига становится ярко-синей. В печи при высокой температуре глазурь становится прозрачной, а кобальт меняет цвет.

Ни для кого не секрет, что искусство изготовления павловопосадских платков очень древнее, их делали еще на руках, кустарным способом. Первое организованное, но еще небольшое предприятие, производившее платки, появилось в конце XVIII века. В промышленном же масштабе страна стала получать такие платки только во второй половине XIX века — когда в Павловском Посаде из этого небольшого предприятия развилась полноценная платочная мануфактура.

Платок с рисунком — это главный символ, визитная карточка Павлово-Посадского района, именно поэтому даже на его гербе изображена павловопосадская шаль. Художественная идея павловопосадского платка восходит к восточным шалям с «турецкими узорами». Но позднее узор решили разнообразить цветочными мотивами, на них стали изображать садовые цветы: георгины, розы. Рисунки цветов стали объемными, сами цветы изображались собранными в букеты, в виде гирлянд либо разбросанными по платку на черном или красном фоне.

На машине: по Горьковскому шоссе до поворота у деревни Кузнецы. На общественном транспорте: электричкой с Курского вокзала до станции Павловский Посад или автобусом №386 от станции метро «Партизанская».

Стеклодувный промысел начал развиваться в Клину в начале XIX века, когда князь Меншиков (правнук сподвижника Петра I) открыл в своем имении Александрово стекольный завод. В цеху работали три печи, кварцевый песок брали из залежей на северо-западе Клинского уезда, 80 рабочих из числа крепостных производили лампы и посуду из цветного стекла для нужд местных жителей. Когда из Европы в Россию пришла мода украшать игрушками новогоднюю елку, в Александрово начали выдувать стеклянные бусы.
После революции частные предприятия были ликвидированы, но стеклодувный промысел сохранился, а со временем приобрел такой размах, что все елочные украшения на советский рынок поступали отсюда, не считая небольшой доли импорта из Германии, а в селе Воздвиженское открылось училище, в котором обучали стеклодувов. Кроме традиционных бус, клинские мастера освоили выпуск шаров, сосулек, фигурок сказочных персонажей.

Во время войны большинство мастерских были разрушены. После стеклодувное производство возродили, но в цехах производили прежде всего медицинское оборудование. Но пришло время и елочных игрушек, к 1950-м годам их производство достигло довоенного уровня. В 70-е годы несколько фабрик были объединены, объединение получило название «Елочка».

Читайте также:  Лечение заболеваний желудочно кишечного тракта народными средствами

Из Москвы до музея – на электричке с Ленинградского вокзала до станции «Клин», далее на маршрутном такси до остановки «Улица Гайдара». На автобусе № 437 (Москва-Клин) от станции метро «Водный стадион» до конечной остановки «Автостанция», далее на маршрутном такси. На автомобиле по Ленинградскому шоссе до памятника «Пушка».

Уже более 200 лет в подмосковном селе Федоскино мастерят шкатулки, броши, ларцы из папье-маше, художники украшают их живописными сюжетами по специальной технологии с использованием масляных красок, лака, сусального золота, перламутра и других декоративных элементов. Благодаря своей красоте и тонкости этот художественный промысел получил название «федоскинская миниатюра».

Для тех, кто желает лично посмотреть на процесс изготовления федоскинских творений, фабрика организует специализированные экскурсии по своим мастерским. Также на фабрике создан небольшой музей лаковой миниатюры, в котором представлено более 2000 работ федоскинских мастеров с конца XVIII века до наших дней. Помимо этого, для всех желающих проводятся мастер-классы по росписи федоскинской шкатулки или тонированного картона. Ну а если у посетителей фабрики возникнет желание приобрести что-то из федоскинской продукции, то они могут посетить открытый при производстве магазин, в котором можно купить понравившуюся вещь и не сомневаться в ее подлинности!

На машине: по Дмитровскому шоссе до 35-го км, далее поворот направо до Федоскина. На общественном транспорте: автобусом № 271 от станции метро «Алтуфьево» до села Федоскино либо электричкой от Савеловского вокзала до Лобни, оттуда на автобусе №42 до Федоскина.

Завод был основан в 1832 году в местечке Дулево близ деревни Ликино — происхождение этого названия известно доподлинно, когда-то здесь жил лесник Дулев. Предприниматель Терентий Кузнецов выкупил землю у помещиков Сарычевых и перевел на новое место фарфоровый завод из Гжели вместе с опытными мастерами, знавшими секреты изготовления качественной фарфоровой массы и рецепты ярких красок, владевшими приемами искусной росписи способом крытья. Новому предприятию требовался свой фирменный стиль, и Кузнецов сделал ставку на народное творчество, простой, яркий и узнаваемый рисунок.

В последние годы на заводе идет масштабная модернизация. Это современное предприятие с непрерывным технологическим циклом, один из крупнейших производителей фарфора в Европе. Рисунки на дулевской посуде выполняются в технике деколь (это что-то вроде переводной картинки), с помощью трафаретов и печати. Однако фирменным стилем Дулева по-прежнему остаются розочки-агашки, и завод по-прежнему продолжает выпускать высокохудожественный фарфор ручной работы.

На общественном транспорте: с Курского вокзала на электричкой, следующей до станций Крутое, Петушки или Владимир, доехать до остановки Кабаново, от станции до города на маршрутке или рейсовом автобусе.

Фабрика в Вербилках стала первым в России частным предприятием по изготовлению фарфора и на протяжении столетий оставалась одним из лучших. Фарфоровый промысел в Вербилках в 1754 году заложил англичанин Франц Гарднер. На высоком берегу реки Дубны он присмотрел подходящее место для производства, построил завод, поставил мельницу для измельчения кварца…

Первых мастеров Гарднер пригласил из немецкого города Мейсен, признанного европейского центра производства дорогого фарфора. Однако, в отличие от мейсенской, российская мануфактура выпускала массовую посуду. На нее в России был спрос: те, кому саксонский фарфор был не по карману, охотно покупали местный.

Конечно, в Вербилках производились и эксклюзивные изделия: так, для императрицы Екатерины II были изготовлены четыре парадных «орденских» сервиза — Андреевский, Георгиевский, Александровский и Владимирский, предназначенные для приемов в честь кавалеров этих орденов. Благодаря этому заказу Гарднер был приглашен на аудиенцию к императрице и получил право ставить на своих изделиях изображение московского герба.

Сегодня под брендом «Мануфактуры Гарднеръ» производят сервизы с уникальной росписью, предметы для сервировки стола, детские наборы, чайные и бульонные пары, вазы, настенные тарелки, скульптуры. Одни изделия выпускаются в современном дизайне, другие — по образцам прошлых столетий.

На общественном транспорте: с Савеловского вокзала электричкой до Дубны, Савелова или Талдома, остановка «Вербилки», далее поселковым автобусом или маршруткой №3 до завода «Фарфор Вербилок».

Жостовская фабрика специализируется на металлических лакированных подносах с авторской художественной росписью – одним из самых узнаваемых русских сувениров. История промысла восходит к началу XIX века. Создатели промысла братья Вишняковы использовали расписные изделия из папье-маше для украшения своих питейных заведений. Постепенно жостовская роспись перешла со шкатулок на металлический поднос и обрела характерные стилистические особенности, став видом русского народного искусства.

Расцвет предприятия пришелся на 1970-е. Послесоветский кризис затянулся до середины нулевых. Сегодня производственный цикл восстановлен. В коллективе трудятся признанные мастера, создающие высокохудожественные изделия. За последние годы предприятие поучаствовало почти в 100 промышленных и художественных выставках, в том числе в странах Европы.

Промысловую игрушку в Сергиевом Посаде изготавливали с конца XVIII века. Работу кустарей Московской губернии координировал Торгово-промышленный музей кустарных изделий, открытый в 1885 году в Москве. Для повышения качества игрушек в 1891 году Московское губернское земство учредило в Сергиевом Посаде учебную мастерскую. В ней мастера учились украшать кукол и шкатулки стилизованными растительными орнаментами, архитектурными видами, пейзажами древнерусских городов, сценками из сказок.

В 1904 году посадские мастера получили из Парижа заказ на изготовление большой партии матрешек. Традиционную русскую куклу узнали и полюбили во Франции, позже сергиевопосадские мастерские начали торговать с другими странами. Большие заказы поступали из немецкого Лейпцига, где два раза в год проводились выставки-ярмарки.

После революции в городе была создана единая кустарная промышленная артель. Она продолжала работать и в годы Великой Отечественной войны, хотя в цеху оставалось всего 10–15 человек. В послевоенные десятилетия здесь производили кукол из глины, папье-маше, набивные, меховые, движущиеся игрушки, изделия с резьбой и росписью.

Сегодня мастера предприятия «Художественные изделия и игрушки» производят целую серию кукол в народных костюмах. Созданию каждого образа предшествует большая исследовательская работа. Художники не только тщательно выбирают цвета, но и следят, чтобы рисунок кукольной одежды был подобен тем, что использовались в прошлом.

На общественном транспорте: с Ярославского вокзала электричкой до станции Сергиев Посад; от станции метро «ВДНХ» автобусом №388, далее пешком.

История началась так: в 1891 году на средства известного мецената С.Г.Морозова за границу отправляется мастер А.И.Березовский – учиться «корзиноплетению в его наиболее совершенных формах». Вернувшись, он организовал земскую корзиночную учебную мастерскую при станции Голицыно Московско-Берстской железной дороги.

Изделия мастерской пользовались большим спросом. Ассортимент товаров в первые десятилетия ХХ века был очень велик – всевозможная мебель и дорожные принадлежности. Художественные достоинства этих плетеных изделий определяются вкусами того времени: увлечением ремеслами прошлого и стилем модерн. В лучших предметах чувствуется продуманность в соотношениях пропорций и линий формы, ритма плетения, фактуры и цвета материала. В плетении мелкого товара, нередко в одной вещи, употреблялись разные материалы.

В 1930-х в Кобяково возникла Кобяково-Сидоровская промартель. По инициативе ее первого председателя Запорина Павла Петровича одним из видов деятельности стало лозоплетение. Вначале плетением занимались, по-прежнему на дому, но позднее были построены лозоплетельный цех и токарная мастерская, склад готовой продукции.
После войны артель, ставшая на тот моментом проколхозом «Путь коммунизму», слилась с Голицынской фабрикой. С тех пор «Кобяковская фабрика лишь преуспела в достойном продолжении традиций своих предшественников.

Электричкой от Белорусского вокзала до станции Голицыно. От станции автобусами № 66 или 71 до остановки «Кобяково-2». Автомобилем по Минскому шоссе.

Источник