Народный промысел в оренбурге

Оренбургский пуховый платок: народный промысел

orenburskiy platok 700x393 - Народный промысел в оренбурге

Одним из популярных во всем мире русских промыслов являются такие известные изделия талантливых уральских мастериц как знаменитые оренбургские пуховые платки и шали. Создавались эти тончайшие, легкие и воздушные шедевры из пуховой нитки, созданной из пуха особой местной породы коз. Благодаря уникальным особенностям этого пуха мастерицы создавали из пушистых, тончайших нитей полупрозрачное, воздушное, невесомое, словно легкая паутинка-ажур из бабьего лета изделие, отличающееся не только сказочной красотой, но и теплотой, мягкостью, особой нежностью и завидной прочностью.

История возникновения

orenburskie klubki 700x466 - Народный промысел в оренбурге

(Клубки для вязания платка)

Древний Оренбургский промысел вязания пуховых платков и шалей появился более двухсот лет назад. Переселившиеся на Урал казаки обратили внимание на верхнюю войлочную одежду местных калмыков и казахов. Известные скотоводы и кочевники в лютый мороз рассекали верхом, одетые в тонкую на вид одежду из козьих шкур и войлока, а защищали их зимней стужи, как потом узнали наши предки, пуховые нижние поддевки и повязанные вокруг поясницы шарфы. Теплые и прочные изделия были связаны «вглухую», т.е. без особых изысков и не отличались особой красотой, зато были очень теплыми и практичными.

Русские казачки, владевшие секретами вышивки ажурных и затейливых узоров и умевшие ткать кружева, быстро освоили и усовершенствовали технологию вязания платков и шалей из шерсти местных овец, явив на свет настоящее произведение русского искусства – оренбургский пуховый платок, который был воспет заслуженной народной артисткой СССР Людмилой Зыкиной в 60-х годах прошлого века. Красота и нежность теплого оренбургского платка вдохновили поэта-песенника В. Бокова и композитора Г.Пономаренко на создание пронзительно нежной и лирической композиции, воспевающей любовь к матери, при исполнении которой на глазах и слушателей и исполнителей наворачивались слезы.

koziy puh 670x319 - Народный промысел в оренбурге

(Платок из козьего пуха)

Постепенно пуховязание стало настолько популярным и прибыльным делом, что им занимались целые семьи, а его секреты передавались от одной мастерицы к другой. Уральские платки связанные талантливыми руками оренбургских мастериц пришлись по душе даже российскому императорскому двору. Существует легенда что шаль созданная уральской казачкой для Екатерины Второй, настолько ей понравилась, что она приказала сделать мастерицу слепой, чтобы та уже никогда не смогла создать такое же уникальное изделие и никто не смог бы повторить её шедевр. Однако дочь, обученная своей матерью, поведала секреты пуховязания другим казачкам, так что платки с уникальными узорами и дальше появлялись на Урале и радовали всех своей неповторимой красотой.

Пиком популярности этих изделий стала середина 18 века, когда к ним привлек внимание всей общественности знаменитый исследователь и историк Оренбургского края П.И Рычков, опубликовавший свой труд «Опыт о козьей шерсти» в 1766 году. А уже менее чем через 100 лет произведения оренбургских тружениц выставлялись на международных выставках, получали призовые места, завоевывали любовь и признание миллионов людей по всему миру.

Тонкости и нюансы изготовления

orenburskiy puh 450x450 - Народный промысел в оренбурге

Считается, что пух оренбургских коз один самых тонких, его толщина 16-18 мкм, тогда как козы ангорской породы – 22-24 мкм. Также он отличается особой прочностью и отличной способностью сохранять тепло. Выделяют несколько разновидностей оренбургских платков:

orenburskiy platok 1 500x375 - Народный промысел в оренбурге

(Платок легко проходит через тонкое колечко)

Особую тонкость изделия проверяли тем, проходит ли оно через кольцо или помещается в гусином яйце. Работа, связанная с вязанием пуховых платков очень трудоёмка и кропотлива, занимает много времени и усилий, требует особых навыков и умений. Сначала пух очищают от волоса, вычесывают его несколько раз, прядут на веретене нитку, затем соединяют пуховую нитку с шелковой, сматывают полученную пряжу в клубки, потом уже плетут изделие, которое нужно будет в результате еще почистить и отбелить.

orenburskiy platok 2 700x467 - Народный промысел в оренбурге

(Расходящиеся ромбовидные узоры от центра платка)

Источник

Оренбург

История

Основание города

В 1734 году Абулхаир хан отправил с российским дипломатом А. И. Тевкелевым ко двору императрицы Анны Иоанновны посольство во главе со своим сыном Ерали, который стал охранять безопасность русских границ, защищать русские купеческие караваны при проходе их через казахские степи, давать, подобно башкирам и калмыкам, в случае нужды вспомогательное войско и платить ясак звериными шкурками.

60774 Orenburg cossacks with camels f 376x216 - Народный промысел в оренбургеОренбургские казаки с верблюдами, 2-я пол. XIX в

В награду за это Абулхаир хан просил утвердить в его роде ханское престолонаследие на вечные времена и построить на реке Ори город с крепостью, где бы он мог находить себе убежище в случае опасности.

Год спустя, 31 августа 1735 года, у слияния Ори и Яика была заложена Оренбургская крепость. Первоначальное место для города было выбрано в ходе экспедиции инициатора освоения края И. К. Кириловым, который утверждал, что город этот нужен «для отворения пути в Бухары, в Водокшан, в Балк и в Индии», что позволит получать оттуда «богатство — золото, камень лапис лазори и лал».

60773 f 376x476 - Народный промысел в оренбургеИван Неплюев — первый оренбургский губернатор (1744—1758)

Но место оказалось неудобно.Оно затапливалось весенними половодьями. Сильные разливы рек в этом месте заставили в 1739 году началась подготовка к строительству нового города с прежним названием ниже по течению Яика, на Красной горе.

6 августа 1741 года он был заложен. Старый город получил название Орская крепость (нынешний город Орск). Однако строительство города не началось. Выбранное место на Красной горе безлесное, каменистое и удалённое от реки, также оказалось неподходящим для строительства города.

60775 f 376x356 - Народный промысел в оренбургеКазанский кафедральный собор, конец XIX века

Так как первоначально Оренбург был основан на реке Ори, он получил название Оренбург — город на Ори. Об этом пишет подробно П. И. Рычков в своей книге «Топография Оренбургская».

«В связи с такой историей основания Оренбург называют трижды зачатым и единожды рождённым.»

Центр торговли

В 1744 году Оренбург стал центром Оренбургской губернии.

Город был крупным центром торговли России со Средней Азией. Промышленность (главным образом, мукомольная, салотопленая, кожевенная и маслобойная) стала бурно развиваться с проведением в 1877 году железной дороги Самара — Оренбург.

60776 RussiaPS979 Orenburg 1 Ruble 1918 donatedta b f 376x176 - Народный промысел в оренбургеОренбургский рубль (1918, реверс)

С 1880 года начат вывоз парного и замороженного мяса, сибирского топлёного масла, сала, кож, шерсти, козьего пуха в Москву и Петербург. Город становится крупным торгово-распределительным центром скота и мяса, поступающего из казахских степей (в 1894 году открыты городские скотобойни).

В 1905-м было закончено строительство железной дороги Оренбург — Ташкент, открывшей путь в Среднюю Азию, и построены главные железнодорожные мастерские, что сделало город важным транспортным узлом.

60779 Poklonnyi krest f 376x496 - Народный промысел в оренбургеПоклонный крест

Оренбург знаменит своими пуховыми платками, связанными из пуха специально выведенных оренбургских коз.

Фабрика пуховых платков

Пуховязальное ремесло считается одним из основных в Оренбуржье. Этому способствует особый климат области, благодаря которому у местных коз образуется особый, прочный и тонкий пух.

Постепенно в Оренбурге образовывались артели, а 20 марта 1939 года собрание кустарей-пуховязальщиц приняло решение об организации промыслово-кооперативной Артели им. Парижской коммуны, которая располагалась в частном доме по улице К. Маркса, 59 в г. Оренбурге.

Фактически, это и стало рождением фабрики пуховых платков. В довоенный период артель выпускала изделия ручного вязания: пуховые платки, паутинки, носки, варежки, береты.

60778 Rotonda in Orenburg f 376x276 - Народный промысел в оренбургеРотонда

В военное время работники артели, как и вся страна, не покладая рук, работали для фронта. Женщины занимались стиркой и починкой военного обмундирования (шапок, телогреек, полушубков), вязали варежки и носки для бойцов.

Климат

Климат Оренбурга умеренно континентальный преходящий в резко континентальный. Лето жаркое и засушливое: пять месяцев в году средняя дневная температура превышает 15 °С; зима умеренно холодная, максимальный снежный покров наблюдается в феврале (23 см).

Читайте также:  Народный метод лечения тазобедренных суставов

60780 VMZ trolleybus in Orenburg centre 437607256 f 376x236 - Народный промысел в оренбургеЦентр Оренбурга

Промыслы Оренбуржья

Ремесленники, хорошо владевшие своим искусством, как правило, не покидали обжитые места. В первые годы нужду в ремесленниках город удовлетворял простым способом. Сюда специально ссылали знаю­щих ремесло преступников. Острог превратили в целую систему хорошо оборудованных мастерских со столя­рами, слесарями, каретниками, стекольщиками, сапож­никами и других.

5bed5 60781 warehouse of zhiguli brewery in orenburg - Народный промысел в оренбурге Оренбург начало XIXв

При остроге были гончарное и кирпичное производство, дававшее 16—18 тыс. кирпичей в год. Арестанты строили деревянные и каменные дома, изготовляли мебель и другие вещи как по казённым наря­дам, так и по частным заказам за весьма дешевую плату.

Но в целом ремесло было развито слабо и никаких специфических промыслов не было.

Существуют данные, дающие представление развитии ремесел в Оренбургской губернии в первой половине XIX века:

«Крестьян, занимающихся почти исключительно ремеслом, в 1833 г. было 394 человека, цеховых ремесленников — 89, вольных — 61.»

Но эти официальные данные относились лишь к тем крестья­нам, которые занимались исключительно ремеслом, в то время как очень мно­гие крестьяне также занимались ре­меслами и промыслами, но не были записаны в ремесленники.

В таблицах, составленных в 1833 г. к отчету генерал-губерна­тора гр. В. А. Перовского, отмечено:

«Рукоделия и ремесла при­быточные для занимающихся оными: портное, сапожное, карет­ное, кузнечное, слесарное, плотничье и красильное. Но таких рукоделий и ремесел, которые бы славились в других губерниях, не имеется, а оные никогда никуда не вывозятся».

В конце XVIII – начале XIX века самыми распространёнными промыслами были: прядение льна и шерсти, тканьё холста и сукон. В осеннее и зимнее время этим занимались жен­щины, с большим искусством изготавляя из тонкой шерсти, так называемой однострижки, разноцветные шерстяные материи, шедшие для шитья из них юбок.

Тем не менее, оренбургские мастера развивали свои искусства и пытались добиться признания и славы. Так, при Оренбургском женском монастыре, существовали разные мастерские: иконописные, вышивальные (гладью и другими способами), швейные дамских платьев, белошвейные, золотошвейные и другие.

Удивительно, но сведения об известном оренбургском пуховом платке, как об уникальном ремесле, встречаются только со второй половины XIX века. Но, тем не менее, казачки вязали различные вещи из козьего пуха, в том числе и платки, ещё с XVIII века.

(Использован материал из статьи: «Савинова Татьяна Николаевна,Институт степи УрО РАН».

Источник

userinfo v8 - Народный промысел в оренбургеgrandt73

Сергей Титов

Любимый Златоуст

Сегодня мы продолжаем знакомиться с народными промыслами нашей Великой страны. Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся на просторах нашей Родины много веков назад. Мастерство русских промысловиков сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.
В прошлых выпусках мы познакомились с такими видами народного промысла, как гжель и хохлома.

Вязаные платки из козьего пуха – древний промысел, зародившийся в Оренбургском крае еще 250 лет назад. Платки ручной работы, связанные руками мастериц, легкие, как пушинка, и теплые, как ладони матери. Пуховые платки живут долго и передаются из поколения в поколение, согревая своим теплом и накопленной энергией предков.

Оренбургский пуховязальный промысел возник на базе козоводства. Население Оренбуржья им занималось давно, но до шестидесятых годов XVIII века коз разводили прежде всего для получения молока, мяса и кожи.

В конце прошлого столетия в Оренбургской губернии насчитывалось 4000 вязальщиц. В 1908 году на территории Оренбургского казачьего войска этим промыслом было занято более 12000 казачек, изготовлявших ежегодно свыше 35 000 пуховых платков. А через два года, в 1910 году, общее число пуховязальщиц — казачек и крестьянок составляло 20 568 человек.

Работа пуховязальщиц очень трудоемка и кропотлива. Чтобы изготовить платок ручным способом, необходимо проделать ряд последовательных операций: очистить пух от волос, три раза прочесать его на гребнях, выпрясть на веретене нитку, стростить пуховую нитку с ниткой натурального шелка для ажурного платка, смотать в клубки, связать и, наконец, очистить готовый платок.

На вязку одного теплого платка вязальщица в среднем затрачивала около 257 часов, а на изготовление ажурного — «паутинки» — 195 часов.

Пуховые платки выполняют не только свое прямое назначение – утеплять и согревать, но и являются эксклюзивным украшением. Ажурные легкие шали, и белые паутинки станут украшением для любой женщины, подчеркнут ее изящество и тонкий вкус.
Многие из нас наверно помнят платки, которые носили наши мамы и бабушки. Почти все они были связаны из козъего пуха. Это была мода того поколения.
Но не каждый может похвастаться, что у неё был именно знаменитый Оренбургский платок.

Вот на этом мы сегодня и заканчиваем знакомство с очередным народным промыслом нашей страны. В следующем выпуске мы продолжим это увлекательное путешествие, где узнаем про Дымковскую игрушку, Палех, Скать, Плетение бересты, Каслинское литьё и многое другое.
Если вам интересна эта тема, я прошу вас оставлять комментарии.

Источник

Оренбургское пуховязальное ремесло

Один из самых известных пуховязальных промыслов России

Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из козьего пуха и нити-основы (хлопчатобумажной, шёлковой и др.).

Создатель ремесла

Создателем ремесла, а впоследствии и промысла считается И.П. Рычков. Академик П. П. Пекарский составил описание жизни Рычкова и назвал его «создателем того кустарного промысла в Оренбургском казачьем войске, который кормит не одну тысячу народа уже второе столетие».

Истоки

Три века назад на Южном Урале, обжитом скотоводами, преобладал резкий континентальный климат. Чтобы выдержать морозы, местные жители вычесывали пух и вязали из него поддевки и шарфы. С появлением в тех местах русских переселенцев, вступивших с аборигенами в торговые отношения, связаны первые сведения о предметах одежды из козьего пуха.

А во Франции не удалось

Самое удивительное, что оренбургские козы разводятся только в Оренбургской области.

Попытки французов в XIX веке вывезти из Поволжья оренбургскую козу не удались: тонкий пух козам нужен для сохранения тепла, а мягкий климат Франции этому не способствовал.

Оренбургские козы во Франции выродились, превратившись в обычных коз с грубым толстым пухом.

В XVIII—XIX веках Франция импортировала десятки тысяч пудов оренбургского пуха, который ценился выше кашмирского. Западная Европа и сейчас много покупает оренбургского пуха.

Виды оренбургских платков

Оренбургские платки бывают нескольких видов:

О тонкости

Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через обручальное кольцо и помещается ли в гусином яйце. Впрочем, не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям, так как каждая мастерица прядет нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую нить тонкой.

Оренбургский пуховой платок в искусстве

История

Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке. По другим данным, вязание пуховых шалей из козьего пуха коренным населением этих мест уже было до образования Оренбургской губернии.

У его истоков стояли не только рукодельницы-пуховницы, но и ученые, исследователи, энтузиасты искусства. Первым, кто обратил свое внимание на оренбургские пуховые платки, был П. И. Рычков.

За пределами Оренбурга пуховые платки стали широко известны после заседания Вольного Экономического общества 20 января 1770 г.

Оренбургские пуховые платки за рубежом были впервые представлены на Парижской международной выставке 1857 года. Тем самым Оренбургский платок вышел на международный уровень и получил там признание. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургская казачка Ускова М. Н. получила медаль «За шали из козьего пуха».

Самый тонкий пух

Пух оренбургских коз — самый тонкий в мире: толщина пуха оренбургских коз — 16-18 мкм, ангорских коз (мохер) — 22-24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха — шали и паутинки — особенно нежные и мягкие.

Суровые морозные зимы со снегом и оренбургскими метелями — буранами, а также особенности питания оренбургских коз — растительность горных степей Урала — вот основные причины, почему порода оренбургских коз имеет такой тонкий пух. Вместе с тем, этот пух очень прочный — прочнее шерсти.

Читайте также:  Народные средства для ломких и секущихся волос в домашних условиях

О платках

Пика популярности оренбургские паутинки достигли на закате развития Российской империи. В это время в Англии начали изготавливаться изделия с пометкой «Имитация под Оренбург».

Но и в наше время, за рубежом выходит не только множество заметок и статей в иностранных СМИ, но и публикуются целые книги об истории промысла и вязании Оренбургских пуховых изделий.

Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение.

Лучшие тонкие паутинки вяжут в сёлах Жёлтое и Шишма Саракташского района. Такая паутинка украсит любое платье вне зависимости от фасона. В качестве основы для паутинок используют шёлковую (реже — вискозную или хлопчатобумажную) нить, для шалей используют хлопчатобумажную (реже — лавсанную) нить. В паутинках обычно две трети пуха и одна треть шёлка.

Хороший платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи: мастерица сначала прядёт плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает её на шёлковую (хлопчатобумажную) нить-основу. Такой платок — паутинка или шаль — изначально не выглядит пушистым. Изделия начинают пушиться в процессе носки. Носится такой платок очень долго.

Хорошая мастерица за месяц может связать две паутинки среднего размера или три палантина. На изготовление платка большого размера или платка с рисунком или надписью уходит месяц и более. Каждый платок — это оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц-пуховязальщиц.

О других изделиях

В Оренбургской области вяжут не только платки. Носки, варежки, ажурные перчатки, жилеты — это далеко не весь перечень разнообразных изделий.

При этом вяжут не только вручную, но и на машинах. Машинные изделия красивые и менее дорогие, но не могут сравниться с платками ручной работы.

Машина при вязке «рубит» пух, и изделие становится более грубым. Такой платок больше похож на платок из очень мягкой шерсти. Впрочем, серединка платка некоторыми мастерицами вяжется именно на машинке, так как в этом случае середина изделия получается более ровной, однако ручная работа и в этом случае ценится выше.

Известность

Самая большая коллекция платков представлена в музее истории оренбургского пухового платка, являющегося филиалом Оренбургского областного музея изобразительных искусств.

Одной из известных пуховниц Оренбургской области является Магинур Абдуловна Хусаинова из с. Сакмара. Ее работы хранятся в музеях России, Японии и Малайзии, в частности, в Музее исламского искусства в Куала-Лумпуре и Музее искусства Азии при Университете Малайя.

Изделия местных мастериц награждали медалями, искусству их вязания посвящали научные статьи и даже книги, составляли из платков музейные коллекции.

О платке пела в популярной некогда песне Людмила Зыкина. Как любой бренд, их подделывали и имитировали. Но мало кто знает, что именно принесло им такую славу.

Авторские права

Вы можете приобрести изделия народных художественных промыслов в магазине «Русские ремёсла»!

Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

Источник

Ремесленная Палата Оренбургской области

Честь дороже прибыли

К истории ремесел в Оренбургской губернии

Молодому Оренбургу, возникшему в 1743 году на пустом месте, потребности в необходимых товарах приходилось удовлетворял посредством торговли.

В город поступали хлопок, хлопчатобумажные ткани, халаты, мерлушка, шёлк, верблюжья шерсть, различные плоды и т. д. со стороны Средней Азии, а со стороны России — западно­европейские и русские сукна, бархат, юфть, медные, чугунные котлы и посуда уральских заводов, сундуки, замки, иглы, наперстки и т. п., а также краски, сахар, некоторые меха (куница, бобр). Каменный гостиный двор в Оренбурге был едва ли не крупнейшим в России и в 1770-х гг. имел 300 лавок.

О развитии ремесел в Оренбургской губернии в первой половине XIX века говорят следующие данные: крестьян, занимающихся почти исключительно ремеслом, в 1833 г. было 394 человека, цеховых ремесленников — 89, вольных — 61. Но эти официальные данные относились лишь к тем крестья­нам, которые занимались исключительно ремеслом, в то время как очень мно­гие крестьяне также занимались ре­меслами и промыслами, но не были записаны в ремесленники. В таблицах, составленных в 1833 г. к отчету генерал-губерна­тора гр. В. А. Перовского, отмечено: «Рукоделия и ремесла при­быточные для занимающихся оными: портное, сапожное, карет­ное, кузнечное, слесарное, плотничье и красильное. Но таких рукоделий и ремесел, которые бы славились в других губерниях, не имеется, а оные никогда никуда не вывозятся». [5]

Гражданский губернатор Иосиф Дебу в труде «Топографическое и статистическое описание Оренбургской губернии в нынешнем её состоянии» (1837) также не приводит каких-либо сведений об отличных от других губерний ремесел.

Впрочем, скорее всего они просто не располагали всеми данными по этому вопросу. Как подтверждение, можно привести материалы «Дела об открытии в губернских городах выставок разных изделий и об устройстве в г. Уфе выставки изделий Оренбургского края». [1] В 1836 году в Смоленске была учреждена выставка изделий этой губернии, включающая образцы фабричной, заводской, ремесленной и «всякого рода» произведений местной промышленности, в том числе «земледельческие орудия и новейшие инструменты, которыми эти изделия производятся», а также «домашних работ, которые по наибольшему усовершенствованию заслуживают внимания». Подобные выставки Николай I повелел организовать и в других губернских городах, о чем министром Внутренних дел, статс-секретарем Д. Блудовым были разосланы соответствующие циркуляры, а также был издан «Общий план губернских выставок». В Оренбургской губернии местом организации должна была стать Уфа. Вплоть до 1852 годы изыскивались средства и подыскивалось помещение. Последний лист «Дела» констатировал итог всех усилий: «Дело об устройстве в г. Уфе выставки естественных и художественных произведений Оренбургского края находится в том же положении, как донесено об этом бывшему военному губернатору от 30 сентября 1848 г. Гражданский губернатор Ханыков. 22 июля 1952 г.», а именно – «учреждение выставки отложено до построения в Уфе дома для Дворянского собрания, к чему делаются уже приготовления».

Какие же традиционные ремесла все же существовали в Оренбургской губернии? В качестве примера можно привести сведения из публикаций в газете «Оренбургские епархиальные ведомости».

Выходцами из разных губерний России были заселены села Гнездовского прихода. Так, жителями деревни Рождественка, находившейся в 8 верстах от с. Гнездовки,стали крестьяне г. Тимашевых, переселенные из с. Петровского Стерлитамакского уезда. [7]

«Особых ремесел здесь не существует,- отмечал автор статьи о приходе церкви этого села П.Чижёв.- В зимнее время плетут лапти и лычные кошели для дома… В деревне есть овчинная мастерская, постоянно заваленная работой… Жен­щины прядут на прялках, ткут и одевают свои семей­ства в прочные самодельные кафтаны и белье». В деревне Михайловке, располагавшейся неподалеку, «народ одевается попросту: платье шьется из прочного материала. На работу являются в самотканой оде­жде». Чижев П.- С. 587. В располагавшемся между деревнями Георгевской и Рожде­ственской хуторе Саратовском «женский пол постоянно за работой: шьют, вышивают (без канвы), вяжут, прядут, ткут. К праздникам избы убирают полотенцами и картинами… Женщины и девицы в нарядах любят разноцвет и скапливают сундуки (скрынь, коробья) «добра», состоящего из холста белого, льняного и сурового, синего с бумагой, пестрого с бумагой красной, полотенцев, кафтемов. безрукавок, сарафанов, кофт, повязок, шалей, косынок и т. п. ». Были здесь и свои ремесленники: вальщики и портные

На хуторе Ново-Никольском почти в каждом доме шили для себя «незатейливую одежду и обувь» А один крестьянин имел даже овчинный завод.

В 1857 году государственными крестьянами, переселившимися из с. Сенцовки Тамбовской губернии, было основано село Сенцовка. Оно располагалось в 105 верстах севернее города Оренбурга. «Не зная отдыха в летнее время,- пишет И. Невский о «домашних» промыслах селян,- сенцовские крестьяне, незнакомые с ремеслами, зимою сидят почти без дела. Только немногие из них имеют в это время заработок: одни, например, дубят кожи, другие валяют кошмы и валенки, некоторые шьют полушубки, тулупы, а один крестьянин имеет маслобойню. Женщины, напротив, и зимою много работают. Они дни и вечера прядут на пряхах шерсть, льняное и конопляное волокно, из ниток ткут простые и цветные холсты, полотенца, скатерти и сукна, шьют из холста белье, мешки и др.; из сукна – кафтаны, чапаны (халаты), и пр.»[3]

Читайте также:  Народная кадастровая карта ярославской области

В городе женщины часто также занимались каким-либо рукоделием большей частью по необходимости. Типичный пример можно привести из повести «Старина» О. П. Крюковой: «Кто тогда в Оренбурге не знал барышень Стрель­никовых? Не знали разве те только, которые окружены волшебной чертой почестей и богатства; но, как мы уже заметили, не они составляли большинство орен­бургского населения. Барышни Стрельниковы шили круглый год, исключая праздников, шубы и одеяла для всех, кто имел нужду в этих необходимых вещах: тем естественно они доставляли себе пропитание. В их ру­ках перебывали меха всех сортов и видов, начиная от простой овчины до великолепного соболя. Они также стегали различные одеяла, от прочной бухарской вы­борки на верблюжьей шерсти до деликатного атласа на вате».

Не создавая, судя по различным отчетам, ничего отличного от ремесел других губерний, тем не менее оренбургские мастера развивали свои искусства и пытались добиться признания и славы. Так при Оренбургском женском монастыре существовали разные мастерские: иконописные, вышивальные (гладью и другими способами), швейные дамских платьев, белошвейные, золотошвейные и другие. Монастырские мастерские за свои работы были премированы бронзовой медалью и дипломом на Всемирной выставка в Чикаго и почетным дипломом на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, а также имели крупные заказы от многих столичных и провинциальных торговых фирм. Причём, например, в 1900 году заказов было так много, что занятые их исполнением сестры не успели ничего приготовить для показа на Всемирной Парижской выставке. [3]

Удивительно, но сведения об известном оренбургском пуховом платке, как об уникальном ремесле, встречаются только со второй половины XIX века. А казачки вязали различные вещи из козьего пуха, в том числе и платки, ещё с XVIII века.

К началу XX века в Оренбурге можно было купить в магазинах, на ярмарке или заказать в самом городе практически любое изделие. Реклама 1915 года предлагала местные бондарные изделия, мебель, пуховые платки, слесарные услуги. Существовали такие мастерские, как «слесарно-механическая и литейно-токарно-решёточная», «художественная слесарно-решёточная», выполнявшие заказы на изготовление «художественного изготовления» решёток, балконов, козырьков для парадных дверей, винтовых и прямых лестниц, ворот и т.п. Некоторые из этих изделий до сих пор украшают дома и интерьеры. А в экспозиции городского музея представлена мебель местных мастерских. Самым известным из которых в Оренбурге было заведение братьев Жоровых, с 1913 года именуемое уже Торговый дом «Братья Жоровы», который уже не только производил, но торговал мебелью.

Постепенно в губернии начали готовить собственных мастеров. В основном детей пытались обучать некоторым традиционным ремёслам. В «Отчёте о состоянии церковных школ Оренбургской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1901-02 учебный год» есть сведения об обучении детей ремёслам во второклассной Исаевской школе, двухклассной Илецкой, одноклассной Богословского хутора Орского уезда, Птиченской и Кустанайской второклассных школах.

В Исаевской школе токарно-столярное ремеслу обучались только желающие, которых было 16 человек. Занятия проходили ежедневно с 3 до 5 часов вечера. Для занятий столярным ремеслом исаевским обществом был снят особый дом, в котором помещалась и квартира учителя ремесленного класса. В отчетном году им был мещанин Федор Николаев, выпускник оренбургского ремесленного класса, получавший жалованье десять рублей в месяц. Класс имел также попечителя, крестьянина этого села Степана Токарева, избранного в 1899 году. Помещение оказалось тесным для занятий всей группы, поэтому дети, разделившись на две подгруппы, обучались ремеслу через день. На расходные материалы деньги собирал попечитель по подписному листу. За учебный год учащимися ремесленного класса были изготовлены шкаф, стоимостью 15 рублей, обеденный стол с точеными ножками – 7 рублей, комод – 15 рублей, три столика для цветов – 3 рубля, три ночных шкафчика – 9 рублей, три стола – 5 рублей, четыре табурета – 1 рубль 50 копеек. Кроме заказов ремесленным классом принимались в починку старые вещи. В начале 1902-03 учебного года заведывание классом было передано «энергичному труженику» священнику Николаю Балалаеву, а в обучении второклассников ремеслу стал также принимать участие вновь назначенный учитель Мануил Малый «человек, весьма сведующий в столярно-токарном ремесле, и, кроме того, опытный рисовальщик».

В двухклассной церковно-приходской школе г. Илецкая Защита велись занятия по переплетному делу и сапожному ремеслу. Мастера, обучавшие детей были приглашены на средства города.

В школе Богословского хутора учитель Кудринов обучал учащихся сапожному ремеслу.

Рукоделию девочек обучали во многих женских школах, а также в тех смешанных, где училось много девочек. Учительниц всех женских и смешанных классов обеспечили брошюрой «Обучение рукоделию в женских отделениях церковных школ», составленной епархиальным наблюдателем и напечатанной из № 24 «оренбургских епархиальных ведомостей». Объем программы показался учительницам вполне выполнимым.

«Вполне основательно» было поставлено преподавание рукоделию в Оренбургском уезде при школах Оренбургского женского монастыря, градо-оренбургской Михаило-Архангельской, исаевской, разномойской, григорьевской, Михайловской (3-й округ), алексеевской, петровской, ташлинской («где ученицы очень хорошо вяжут платки, шарфы, кружева, шьют и вышивают»), владимирской и димитриевской (Точки), в Орском уезде – при школах Кананикольского и Преображенского заводов и села Петропавловского.

При Оренбургском женском монастыре существовал приют, основание которого определялось просто – «дать девочкам хорошее элементарное обучение и доброе воспитание, научить их некоторым ремеслам, ведению хозяйства с тем, чтобы затем иметь возможность самостоятельно приобретать себе средства пропитания или посту­пить в услужение».

В первый год существования приюта девочки занимались рукоделием в монастырских мастерских: белошвейной, ризной и др., обучаясь шитью, вышиванию крестом и гладью, вязанию крючком и на спицах; в последующие годы рукоделию стали обучать в самом приюте, обратив большее внимание на шитье одежды и белья, причем вскоре некоторые девочки стали шить для Александровской больницы и двух городских богаделен. Была даже приглашена швея «из светских», чтобы научить детей кройке и шитью платьев.

Голод и безработица 1907 года побудили Центральное бюро санитарно-благотворительного попечительства организовать дневной приют для 100 детей рабочих и «улицы», открытие которого состоялось 8 апреля 1907.

Торговый дом г.г. Зарывновых для этой цели предоставил Бюро принадлежащий ему дом (пять комнат, кухня и комната для прислуги), с отдельным двором и площадкой пред домом, пригодной для детских игр. Средства на его содержание и устройство при нем классов труда были найдены, благодаря отзывчивости к голодающим города и щедротам Московского городского общественного управления. Ремонт дома, кухонные принадлежности, мебель были пожерт­вованы местными благотворителями. Дети принимались в дневной приют только по запискам попечителей после обследования последними на месте степени ну­жды каждого из них.

Но все меры по обучению детей ремеслам воспринимались весьма неоднозначно.

Но недовольство вызывали не только ремесленные занятия у мальчиков, но и обучение рукоделию девочек. Так некий священникМануилНемечек, оренбургский епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ и школ грамоты писал: «Учительницы рукоделия часто заставляют девочек исполнять совершенно ненужные и бесполезные работы, заботясь главным образом о том, чтобы в конце года можно было удивить начальство образцами самых трудных работ, и забывая научить девочек тому, что необходимо им в жизни, умению обшить себя и семью без лишних расходов».

Из всех существовавших в крае ремесел Оренбург в настоящее время известен только пуховыми платками.

Савинова Татьяна Николаевна,

Институт степи УрО РАН

(опубликовано: Урал. Бирюков. чтения : сб. науч. и науч-попул. ст., посвящ. 120-летию В. П. Бирюкова. Челябинск, 2008. Вып. 5: историко-культурное наследие российских регионов, ч. 1. С. 411-417.)

Источник