Народный промысел в ростове на дону

Консультация о промыслах Донского края

Татьяна Магура
Консультация о промыслах Донского края

Донской край, донское казачество. В расхожем представлении сразу возникает образ Дикого поля и былого лихого воинства со сложной историей и трагической судьбой. На его необозримых просторах сложилось Всевеликое Войско Донское, старейшее из всех казачьих образовании Российской Империи, с особым военно-демократическим укладом жизни и культурными традициями, бережно передававшимися из поколения в поколение.

В каждом казачьем хуторе, каждой станицей жили мастера самых разных профессий.

Из-за отдаленности пахотных земель казачьи семьи выезжали в поле и по несколько дней не бывали дома, перенося жару, сырость, дожди, ветры. Сеяли донцы в основном рожь, пшеницу, ячмень, овес, хотя выращивали и просо, гречиху, горох, фасоль, картофель и другие сельскохозяйственные культуры. Основным средством обработки земли являлся тяжелый плуг, который тянуло 6-8 волов. В некоторых хозяйствах пользовались сохой.

Одним из самых древних занятий казаков являлось рыболовство. На Нижнем Дону рыбная ловля нередко носила промысловый характер. В крупных рыболовецких хозяйствах богатые казаки и старшины рыбу ловили круглый год. Частъ ее продавали, остальную перерабатывали на «спетых» заводах. Здесь рыбу сортировали, мерную отделяли от немерной, белую от красной, один сорт от другого. Затем рыбу разделывали, чистили, резали, солили. Орудиями труда были ножи, иглы, небольшие топорики-салковнички. Поскольку главными орудиями рыбного промысла были сети и вентеря,то в их изготовлении участвовали все члены семьи рыбака: отец сажал за эту работу даже малолетних детей. Плели сети из толстых ниток при помощи лопаточки и челнока. Сеть обычно служила рыбаку два сезона.

Все подворье казаков огорожено было заборами, которые назывались «плетни» (от слова «плести»). Очень часто казаки сами плели эти заборы, дабы избежать шкоды животных. Их плели из лозы, которую заготавливали ранней весной.

Чаще всего плели из ивы. На территории Дона ива растёт и в виде кустарников, и в виде деревьев. Прутья (лоза) ивы отличаются продольной прочностью, гибкостью, способностью делиться на длинные шины, плети и ленты.

Заготовку лозы ивняка производили ранней весной (весенний налив) или, если не снимать кору, поздней осенью (молодые побеги).

Снятие коры производилось при помощи специального инструмента, который называется щемилка. Но весенняя кора легко снимается и без всяких приспособлений. Складывали на хранение лозу небольшими пучками, а пучки — поленницей. Плести можно было из цельных прутьев, расколотых плетей и лент.

Перед расщеплением прутья держали несколько часов в воде.

Расколотые на три-четыре части прутья называются шинами, а если только на две половинки, то — пластинами. Ленты получаются из шин при помощи строгания шофом.

Хранили прутья окоренные (то есть очищенные от коры) в закрытом, влажном, не очень холодном помещении.

Кто-то для себя занимался плетением, а кто и на продажу. Особенно славились изделия искусных мастеров, проживавших на донской земле. Эти земли плодородны. Если в летнее время казаки обрабатывали землю, то в холодное время занимались таким прибыльным ремеслом, как плетение. В исходном материале никогда недостатка не было.

За многовековую историю своего существования промысел лозоплетения не претерпел практических изменений ни в технологии производства, ни в формах предметов. Это ремесло считается самым распространенным и известным во всем мире.

Девушки веселились, пели песни и проводили время за любимым рукоделием, готовили себе приданое. Считалось, что чем больше будет вещей, тем дольше будет жизнь, а вещи готовились на все этапы жизни. Казачки шили одежду, белье, скатерти, полотенца, украшали их вышивкой и кружевами с детских лет, складывая это добро в сундук. Взять в жены бесприданницу считалось позором, а жизнь с такой девушкой, по поверьям, обещала быть скучной. Кружева связались с помощью тонкого крючка обычно белыми хлопчатобумажными нитками. Работа была очень тонкая и требовала немало времени, усидчивости и мастерства. Кружева появились благодаря постоянному желанию сделать одежду более привлекательной.

Женщины-казачки всегда славились умением вести домашнее хозяйство, были очень трудолюбивы и бережливы. Не свойственны им были лень и пустая праздная болтовня. Многое в хозяйстве делалось своими руками. Казачки сами пряли, ткали, кроили и шили. Лоскуты бережно складывались и передавались от матери к дочке. Девочкам-казачкам матери рано начинали готовить приданое. В сундук (по-казачьи «скрыня») бережно складывались рушники, скатерти, постельные принадлежности, лоскутные одеяла.

Самый простой вид лоскутного шитья сводится к выкраиванию из ткани квадратов одинакового размера и сшиванию их между собой.

Очень часто изделия украшали аппликации в виде птичек. Птичка – довольно распространенный элемент, встречающийся в вышивках. Часто птички – символы счастливой жизни, вылепленные из теста, украшали казачий свадебный каравай.

Лоскутное шитье пользуется большой популярностью и в наши дни.

Лоскутное одеяло стало символом зимних Олимпийских игр 2014 года в городе Сочи.

Лоскутное шитье, как и любой вид рукоделия, дарит спокойствие, радость творчества, развивает фантазию.

У наших казаков обычай таков: «Курень и двор у казака всегда был в порядке».

Беседа с детьми «Головной убор донского казака» Беседа с детьми «Головной убор донского казака» У казаков папаха или фуражка играла огромную роль в обычаях и символике. Папаха с цветным.

Консультация для родителей «Птицы нашего края» В начале апреля, в самое половодье, прилетают зяблики. Сначала стайками вдоль дорог перепархивают, а потом на свой участок, сгоняя всех.

Презентация для детей среднего и старшего возраста «Первоцветы Донского края» Еще не успел растаять снег, а уже поднимают свои яркие цветки к весеннему солнышку первоцветы. Цветущие ранней весной первоцветы, составляют.

Читайте также:  Ленивый желудок симптомы лечение народными средствами

Презентация о приобщении детей к культуре донского казачества 1 слайд. Добрый день уважаемые коллеги! Меня зовут Землякова Инна Андреевна, я работаю воспитателем на подготовительной к школе группе.

Стихи о народных промыслах для дошкольников Стихи о народных промыслах для дошкольников из сборника «Солнечная карусель» Стихи могут быть использованы в ходе НОД и внеурочной деятельности.

Технологическая карта игрового проекта по патриотическому воспитанию «В курене. О культуре и традициях Донского края» Название проекта В курене. Тип проекта Ролево-игровой, групповой. Возраст детей 3- 4 года. Актуальность Жизнь ребенка начинается с семьи.

Загадки для детей о народных промыслах Загадки о народных промыслах1. Очень тяжелые эти фигурки: Девочки, мальчики, кони-скульптурки. Есть и подсвечники, блюда резные. Ну, догадайтесь:.

Консультация для родителей «Закон Краснодарского края №1539» ЗАКОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ № 1539 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае». на.

Проект «Животный и растительный мир Донского края» Животный и растительный мир Донского края. Экологическое воспитание в образовании является одной из актуальных проблем современности. Глобальный.

Источник

Казачьи ремёсла и промыслы

На праздники казачий курень украшали дополнительно нарядными рушниками. Казачий уклад жизни обуславливал многообразие форм керамической посуды. Это макитры, глечики, различные формы кувшинов и кружек. Украшались они поливой, росписью, несложным и рельефным орнаментом. Повсеместно на Дону было распространено плетение из лозы и резьба по дереву. Корзины отличались и по размерам, и по формам. Большинство изделий выполнялось в технике сложного плетения, но было и ажурное. Во внешнем облике жилища присутствовали элементы деревянного декора, выполненные прописной и рельефной резьбой. По резным наличникам и крылечкам сразу можно было отличить дома мастеров-умельцев, либо зажиточных казаков, которые для украшения своего жилища нанимали резчиков.

В каждом казачьем хуторе, каждой станицей жили мастера самых разных профессий. Больше всего было гончаров и корзинщиков. Глиняную посуду и плетенные изделия – от вентерей для ловли рыбы до тончайших сетей, от замысловатых до плетенной мебели – использовали в казачьих землях с древнейших времен.
Ученые подсчитали, что каждый казак владел примерно двумястами умениями и навыками, которые были так привычны и так общеприняты, что их и профессиями-то не считали. Как, например, не считалось умением седлать и запрягать лошадь, грузить сеном воз и многое другое, частично забытое сегодня.
Казаки владели всеми крестьянскими профессиями, но, кроме этого, каждая станица была еще и местожительством мастеров. Причем станица от станицы отличалась каким-то особенным промыслом. Были станицы бондарей, колесников, чеботарей (сапожников), кожевников. По всем станицам славились кузнецы-ковали, умевшие подковать любого коня, и мастера-оружейники, ковавшие булат. Такие мастера славились, их изделия с родовыми тамгами-клеймами были в большой цене.

Из-за отдаленности пахотных земель казачьи семьи выезжали в поле и по несколько дней не бывали дома, перенося жару, сырость, дожди, ветры. Сеяли донцы в основном рожь, пшеницу, ячмень, овес, хотя выращивали и просо, гречиху, горох, фасоль, картофель и другие сельскохозяйственные культуры. Основным средством обработки земли являлся тяжелый плуг, который тянуло 6-8 волов. В некоторых хозяйствах пользовались сохой. Начало сева сопровождалось специальным обрядом: на десятину земли по углам клали четыре испеченных «креста» или «жаворонка», которых обычно пекли на праздник «40 Святых», прогоняли борозду, «кресты» и «жаворонки» съедали, после чего начинали сев. В некоторых станицах перед началом полевых работ поле брызгали «святой водой». Все это должно было способствовать увеличению урожая. По окончании сева был весьма распространен обычай хождения духовенства с иконами. Как правило, носили икону Божьей Матери и крест. Во время хождения с иконами теми жителями, у которых служились молебны, устраивались всенародные обеды. Убирали хлеб косами, серпами, а при молотьбе использовали цеп и молотильный каток, в который впрягали коня. Зерно мололи на мельницах: почте каждая казачья станица имела по несколько мельниц-ветряков. В конце XIX в. в крупных хозяйствах появились жатвенные машины.
Следует заметить, что наши предки славно трудились, и результатом их труда явились излишки хлеба, которые в конце XIX в. составляли 10 млн пудов ежегодно. Отборное донское зерно шло за границу через южные порты Азовского и Черного морей.

Важной статьей казачьего дохода было виноградарство, заниматься которым на Дону начали в конце XVII в. Петр I, побывавший здесь в 1695 г., нашел разведение виноградных садов делом перспективным и приказал азовскому воеводе Прозоровскому завести на, юге России «виноградные и арбузные сады». Популярными на Дону сортами винограда являлись «Краснотоп золотовский», «Сибирысовый», «Пухляковский белый». Последний появился на казачьей земле в начале XX в.: его привез с Балканского полуострова казак станицы Раздорской Н. И. Пухляков. Вскоре этот сорт широко распространился на донской земле.
В виноградных садах обычно бывало от 20 до 400 кустов, и каждый куст приносил от 1,5 до 3 пудов ягод. На Дону были владельцы, имевшие по восемь отдельных виноградных садов. Казаки продавали виноград в сыром виде и делали виноградное вино.
Лучший виноград рос в станице Цимлянской, здесь изготавливались и прекрасные вина. В этой станице виноградники разводились не кустами, как в других станицах, а рядами или шпалерами. Отличные вина производились в станице Раздорской, где также было много виноградных садов. Официальным центром донского виноградарства в начале XX в. во всех справочниках назывался хутор Пухляковский, где находилась Донская войсковая школа виноградарства и виноделия.

Другие публикации по теме:

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Источник

Древний ростовский промысел в наши дни

С.О. Минько. Икона «Св. Сергий». 1998 г.
Читайте также:  Народные средства лечения пародонтоза у взрослых
Ростовская финифть – промысел, имеющий огромное культурно-историческое значение не только для Ростова и Ярославской области, но и для всей России, можно даже сказать, для всего мира. Не даром и художники-эмальеры из Лиможа в 2001 году, когда работали в Ростове на семинаре «Миниатюрная живопись на рубеже XX-XXI вв. Ростовская финифть – Лиможская эмаль», удивлялись сохранности традиций, связанных с этим искусством.

Не все так просто и однозначно, как кажется на первый взгляд, в деятельности фирмы нельзя не заметить положительных моментов. Во-первых – это использование очень сильной ювелирной базы для отделки произведений, в которых подчас изделие по праву первородства необходимо причислить к ювелирному искусству, где живопись по эмали играет второстепенную роль. Во-вторых – в фирме работают талантливые перспективные мастера, не реализовавшие себя ранее, и, в-третьих – создана крепкая школа обучению ремеслу живописи по эмали.

Говоря о современных проблемах, необходимо углубиться в историю. Финифть, возникшая в Ростове во второй половине XVIII в., изначально была иконописным промыслом. В этом ряду она была близка и родственна Палеху, Мстере, Холую, только материал был редкий – эмаль.

Промысел возникает не где и как придется, а там, где промыслил Господь. Первые финифтяники в Ростове были иконописцами, служителями архиерейского дома. После переезда митрополии в Ярославль, финифтяники остаются в Ростове, работают при Успенском соборе и Спасо-Яковлевском монастыре. Промысел активно развивается, достигая своего расцвета в первой трети XIX в. Каким он был по стилю? В русском церковном зодчестве сохранялись барочные формы, и финифть была проявлением позднего барокко. Как всякое живое явление народного искусства, она впитывала и отражала близкие, соответствующие ей по содержанию и форме проявления искусства. В XIX в. на нее влиял классицизм, позже академизм. С появлением в ней портрета были восприняты светские идеи, и понятия о лице и лике в иконе начинали взаимодействовать. А в начале XX в. проявляются маньеристические тенденции (в творчестве А.А. Назарова), васнецовская выразительность образов и общие линии развития русской церковной живописи рубежа XIX-XX вв.

Нельзя не сказать и существовании и массового, и элитарного производств финифти, в том числе и икон. В этом нет ничего нового в сравнении с историей промысла, например, рубежа XIX-ХХ вв. В последние годы все чаще проводятся удачные эксперименты с эмалями, с применением серебра и золота в качестве основы для эмали. Много дали промыслу многолетние технологические опыты художника А.Г. Алексеева и практические изыскания последних лет В.В. Сухова. Благодаря особенно А.Г. Алексееву, художники освоили тайны мастерства ростовской финифти рубежа XVIII – XIX вв., и это, конечно же, сказывается на современной финифтяной иконе.

К вопросу об иконописи по эмали в Ростове конца XX ст. // Сообщения Ростовского музея. Вып. XI. Ростов, 2000. – С. 232-238;

К вопросу о Спасо-Яковлевском монастыре и финифтяном промысле в Ростове // Макарьевские чтения. Вып. VII. Можайск, 2000. – С. 112-120.;

Ростовская финифть на пороге XXI века. / Художник. 2001, № 2, С. 42-45.;

Поставленная в жесткие условия конкурентной борьбы, административно-художественная элита фабрики была вынуждена поступиться своим особым снобизмом в понимании традиций и чувстве собственной значимости, давая заключительное слово в отношении проявлений творческих исканий молодых начинающих художников. Она теперь, чтобы выжить в совершенно новых условиях, напротив, стала поощрять творческую инициативу, обучать мастеров, и предоставлять им возможность для творческой работы. В это время на фабрике из живописного цеха по выпуску массовой продукции была выбрана главным художником Соколова Галина Александровна, которая предприняла серию положительных начинаний, незамедлительно сказавшихся на художественном уровне вновь создаваемых произведений. Во-первых: художники живописного цеха наконец-то получили долгожданную свободу творчества, из нее выделились: прекрасный портретист О.В. Зайцева, иконописцы Л.В. и Е.В. Смирновы, пришли молодые талантливые художники, быстро освоившие технику финифти. Новые тенденции коснулись и художников-ювелиров, они смело стали проявлять себя. Назовем лишь некоторых из них: Е.В. Ананова, Н.Н. Егорова, А. Мальгина и др. Во-вторых, была организована иконописная группа, которая изучала основы иконоведения и элементарные сведения о православии и его значении не только в истории города, но и самого промысла.

Продолжается развиваться процесс интенсивного отделения и превращения значительного числа мастеров в независимых ни от каких организаций художников.

Источник

Путешествия

Народные промыслы: Ростовская финифть

Ростов Великий – один из старейших городов России и жемчужина Золотого Кольца. Славен город своим Кремлем с Успенской Звонницей, монастырями и старинным прикладным искусством – ростовской финифтью или финифтяным художеством. Во всем мире ценятся произведения ростовских мастеров-кустарей и фабрики Ростовская финифть: предметы быта, кубки и чаши, иконы, ювелирные изделия и даже наперстки. Какой ни возьми – радует глаз, душу веселит, да и ценности не малой – создано не только руками, душой мастеров!

Финифть – секреты мастерства

Ростовские мастера вначале в основном занимались росписью церковной утвари, небольших иконок-образков, позже перешли к копированию произведений русских и западноевропейских живописцев и созданию собственных композиций.

Работы художника-миниатюриста Юлии Кужим

Живопись по эмали похожа на роспись фарфора.

Тонкую медную пластинку покрывают с обеих сторон эмалью, расписывают специальными эмалевыми огнеупорными красками и обжигают несколько раз – при этом цвет красок меняется. Первый слой красок – малевка, наносится самыми широкими кистями, затем первый обжиг, снова роспись и снова обжиг и так несколько раз! Финифть обретает особую прозрачность и лучезарность чистых красок, свойственную только эмали глубину светящейся изнутри живописи. Как изменятся краски после обжига – должен предугадать художник.

Что посмотреть

Музей финифти Государственного музея-заповедника Ростовский Кремль

тел: (48536) 6-25-53 (112)

или Музей Финифти при фабрике «Ростовская финфть»

Читайте также:  Народные методы лечения пневмосклероза

Ростов, Борисоглебское шоссе, 3, ел. (48536) 7-64-33, 7-49-21

Свято-Троицкий Сергиев Варницкий монастырь

Свято-Троицкий Варницкий монастырь был основан в 1427 году Ростовским архиепископом Ефремом на том месте, где находился родительский дом Преподобного Сергия Радонежского.

Борисоглебский монастырь

Авраамиев монастырь

Рождественский монастырь

Рождество-Богородицкий монастырь был основан в XIV веке святым архиепископом Феодором, племянником преподобного Сергия Радонежского. До наших дней сохранились келейные корпуса, монастырская ограда и церковь Тихвинской иконы Богоматери, построенные в XIX веке.

Источник

Прикладное творчество народов Дона

Ростовская область – благодатный край с богатой историей и огромным многонациональным многообразием. Сегодня на берегах Дона в мире и согласии проживают представители 158 национальностей. Сохранение их национальной самобытности, этической общности – основа для сохранения и развития культуры Дона. Предлагаем вашему вниманию, уважаемые читатели, рассказ о прикладном творчестве народов Ростовской области.

Ростовская область не сегодня стала многонациональной. Так уж повелось, что Донская земля всегда оказывалась на перекрестке великих переселений народов и древних торговых путей. Какие только завоеватели не отметились в привольных диких степях — скифы, сарматы, аланы, гунны, печенеги. Чьи только купцы не везли товары с Дона и на Дон — античные греческие, византийские, средневековые итальянские. Все они сменяли друг друга, оставляя свой отпечаток в уникальной местной полиэтнической культуре.

Уже более двух столетий проживают на Дону бок о бок русские и армяне — второй по численности народ Донского края. Армяне появились на Дону в 1779 году по указу Екатерины Второй. Основали город Нор-Нахичеван и пять армянских сел. На гербе армян изображены пчелы – символ трудолюбия. Армянский народ овладел в совершенстве множеством ремесел. Каменщики, столяры, ювелиры, ковроделы и многие, многие другие умельцы возвысили ремесло до искусства и остались в веках. Когда армянин хочет выразить высшую степень уважения к собеседнику, он называет его Варпет — Мастер.

Донские казаки, или донцы – этнос, в котором соединились представители разных народов. Многие из казачьих родов имеют не только русские, но и украинские, кавказские, греческие корни. Но все казаки – это прежде всего воины и защитники Отечества.

Кружевные подзоры, рушники, скатерти («столешницы», «настольники»), тканые дорожки — все это придавало дому неповторимое своеобразие. На праздники казачий курень украшали дополнительно нарядными рушниками.

Повсеместно на Дону было распространено плетение из лозы и резьба по дереву. Корзины отличались и по размерам, и по формам. Большинство изделий выполнялось в технике сложного плетения, но было и ажурное.

Казачий уклад жизни обуславливал многообразие форм керамической посуды. Это макитры, глечики, различные формы кувшинов и кружек. Украшались они поливой, росписью, несложным и рельефным орнаментом.

По всему миру известна семикаракорская керамика, получившая свое название по месту происхождения. Семикаракорск — город на Дону, который был основан на месте казачьей станицы Семикаракорской. По одной из версий город был назван в честь семи братьев-староверов Каракорских, бежавших на Дон и основавших поселение. По другой — название происходит от имени казачьего атамана Семена Каракоры.

История семикаракорского промысла относительно молода. Она берёт своё начало в 1972 году, когда на Семикаракорском райпромкомбинате было решено изготавливать белые фаянсовые изделия с росписью. Достаточно быстро, всего спустя два года, семикаракорский фаянс был признан имеющим художественную ценность и отнесен к категории изделий народных художественных промыслов.

Корейцы один из древнейших народов Юго-Восточной Азии. В Ростовской области корейцы начали селиться в конце 50-х годов прошлого века. В настоящее время на Дону проживает около двенадцати тысяч корейцев: в Ростове-на-Дону, Азове, Батайске, Ольгинской, Кулешовке.

Для корейской культуры характерно сочетание древних традиций с современными элементами.

На Дону проживают три этнические группы татар: волго-уральские, сибирские и астраханские. Всего – около двадцати тысяч татар. Первые татары появились на Дону в 17 веке, в районе Черкасска.

Татарское декоративно-прикладное искусство представляет собой яркую и многоцветную палитру древнего искусства, истоки которого уходят своими корнями во времена государства Волжской Булгарии, периода Золотой Орды и эпохи Казанского ханства. Татарское народное искусство, как и творчество любого народа, имеет единую природу и развивает в своем арсенале устойчивые орнаментальные комплексы и мотивы, вырабатывает свой стиль и ритмику. Во всем многообразии татарские мастера проявили себя во многих видах прикладного исскуства: кожаной мозаике, вышивке, ювелирном искусстве, керамике, резьбе по камню и дереву, каллиграфии.

В Ростовской области проживают около ста двадцати тысяч украинцев. Впервые украинцы появились на Дону во второй половине XVI века. Часть их влилась в донское казачество. Украинское влияние на Дону проявилось в названиях населенных пунктов, распространении украинских фамилий и в казачьем говоре.

Украинские народные творцы бережно и аккуратно переходят из поколения в поколение и сохраняют свою актуальность на протяжение вот уже скольких столетий. Сохраняя при этом всю ценность и красоту народного искусства.

Ткачество – это то, чем могут похвастаться украинцы. Можно сказать, это визитная карточка Украины в том числе в вопросе декоративно – прикладного искусства. Главными цветами здесь являются черный и красный – стандартные цвета которые используются для горячо любимых «вышиванок».

Представители более чем двухсот национальностей сегодня считают Ростовскую область своей малой родиной. Русские, армяне, татары, корейцы, казахи, калмыки, турки-месхетинцы живут вместе и дружно принимают участие в благоустройстве Донского края. Каждый народ, равно как и каждая семья отличается богатой культурой, множественными обычаями, своей национальной кухней, фольклором.

Уважение к каждому народу, живущему рядом с тобой, мир на Земле – такое же естественное явление, как и умение дышать. И пусть мы говорим на разных языках, но все вместе образуем единый народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой.

Источник