Народный промысел в сергиевом посаде

Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области
Московский областной музей народных художественных промыслов

Промыслы

Последние новости

Время работы музея

Часы работы: 10:00 — 18:00
Касса закрывается в 17:00
Выходной : Понедельник, Вторник
Последняя Среда месяца — санитарный день.

Экскурсии, мастер-классы и организация мероприятий по телефону (проводятся по предварительной записи):
+7 (964)-645-28-01

Сергиево-Посадская игрушка. ЗАО «Художественные изделия и игрушки».

Когда в городе впервые создали первую игрушку, точных данных нет. Одновременно с резьбой по дереву осуществлялось мастерство лепки, росписи, оформления игрушек, изготовления двигательных и звуковых механизмов. Со временем сформировались темы кукол, которые стали своеобразным сергиевским каноном.

К концу XVIII в. изготовление игрушек в Сергиевом Посаде от кустарей стало переходить к владельцам мастерских. Подобных мастерских в Посаде к середине XIX столетия насчитывалось более трехсот! Рост товарного значения игрушки привёл к выделению наиболее ходовых видов, среди которых первое место заняли игрушечные кони.
С начала 80-х гг. XIX в. промысел постепенно начал приходить в упадок. Московское губернское земство в 1890-х гг. оказало помощь в сохранении стабильного развития кустарного производства (в том числе и игрушечного).

Самая интересная отрасль изготовления игрушек в Сергиев Посаде – куклы. В зависимости от стоимости кукол делили на 3 группы. У самых дешёвых одежда рисовалась и делалась на клею. Более дорогие имели прочные, дорогие костюмы. Самых дорогих искусные мастерицы одевали в батист и кружева. По ярким характерным чертам каждая кукла получила название – пеленашка, матрёшки. Одевание кукол в Сергиевом Посаде было новым видом исключительного женского ремесла. Скоро эта профессия стала распространённой.

К 1900 г. в Сергиевом Посаде насчитывалось 144 наименований кукол в национальной одежде. Они представляли собой целые этнографические коллекции, знакомящие с русской историей и бытом.

В трудные годы революции, гражданской войны и НЭПа ввоз в Россию заграничной игрушки прекратился, что дало возможность кустарям увеличить выработку простых и дешёвых изделий.

В 1929 г. на базе кустарных артелей города была создана единая «Сергиевская кустарная промышленная артель» как символ коллективного труда (в 1930 г. город был переименован в Загорск, и артель получила название «Загорской», а немного позднее добавилось: «имени Рабоче-Крестьянской Красной Армии».

В годы Великой отечественной войны артель продолжала работать, но количество мастеров сократилось до 12 – 17 человек. В 1945 г. по постановлению СНК СССР, «для сохранения и развития традиций местных художественных промыслов» на базе артели была создана экспериментальная группа из ведущих мастеров «для создания творческих образцов и уникальных изделий».

В 1940 – 1950-х гг. выпускаются куклы из глины, папье-маше, мастики, шкатулки с выжиганием и росписью, токарные игрушки.

В 1960 на основе постановления Совета Министров РСФСР артель им. РККА становится государственным предприятием и с этого момента называется «Загорская фабрика игрушек №1».

Постановление Московского областного совета народных депутатов от 05.09.1990 г. Загорская фабрика игрушек №1 отнесена к предприятиям народных художественных промыслов и переименована в фабрику «Художественных изделий и игрушек».

Народный художественный промысел ЗАО Художественные изделия и игрушки является изготовителем традиционных художественных кукол, деревянных токарных и столярных изделий, декорированных росписью, выжиганием и резьбой.

Источник

Художественные промыслы Подмосковья

Вот и подошли майские праздники. Москвичи, имеющие дачные участки, конечно поедут на свои сотки — копать, сажать, сеять. А чем заняться тем, кто не имеет дачи, но в то же время не желает сидеть все дни перед телевизором? Можно совершить поездку по местам художественных народных промыслов Подмосковья.

Совершая экскурсионные поездки по историческим местам нашей страны, мы часто и не подозреваем, что многие сувениры, представленные в изобилии в сувенирных магазинах и лавках, изготавливаются в Московской области.

Подмосковье с давних времен славится художественными промыслами, которые стали символом русского народного искусства. Сувениры, изготовленные руками наших умельцев, известны не только в России, но и далеко за рубежом.

Матрешка — сувенирный образ России — впервые была изготовлена в мастерской Сергиев-Посада (71 км от Москвы) в 90-х годах 19 века, хотя и по образцу, привезенному из Японии. В слободах и сёлах, окружающих Троице-Сергиеву лавру, процветало множество ремёсел, среди которых особо выделялось производство деревянной игрушки, называемых «троицкой». По преданию, первую «троицкую» игрушку вырезал настоятель Троице-Сергиева монастыря Сергей Радонежский.

В красивейшем месте города, на горе Волокуше, расположенной напротив лавры, находится музей игрушки. В музее хранится более 30 тысяч игрушек народов мира, среди которых представлена и богатейшая коллекция сергиево-посадской и богородской игрушек. Сергиев-Посад заслуженно называют «игрушечной столицей России» и символом города является матрешка.

Особое место в истории русского керамического производства занимает гжельский фарфор. До середины 18 века выпускалась обычная гончарная посуда и примитивные детские игрушки. Затем была найдена светлая серая глина, возникло производство полуфаянса. Гжель постепенно становится одним из крупнейших районов по производству керамики.

В настоящее время в Раменском районе Московской области порядка 27 деревень объединены в «Гжельский куст». Это самое крупное предприятие в России по изготовлению традиционного фарфора с ручной кобальтовой росписью, где трудятся сотни потомственных мастеров. Каждое изделие, выполненное художниками уникально, нет двух одинаковых изделий потому, что они расписаны вручную. Ассортимент весьма широк: чайники, сервизы, сахарницы, масленки, лампы, настольные и настенные часы, вазы, подсвечники, шкатулки, светильники. Предметы сервировки стола, скульптуры, израсцы для облицовки печей и каминов и т. д.

Читайте также:  Народные средства чтобы было молоко у кормящей матери

В селе Гжель Раменского района (34 км Егорьевского шоссе) вы не только сможете посетить музей. зайти в фирменный магазин и приобрести изделие по заводской цене, но и увидеть своими глазами процесс производства фарфоровых изделий, а при желании художники проведут мастер-класс по живописи.

Бурный расцвет искусства изготовления и росписи Сергиево-Посадской матрёшки пришёлся на первые десятилетия 20 века. Одна из первых матрёшек хранится в музее, ей более 100 лет. Кроме этого. В музее представлены игрушки детей последнего российского императора Николая II и наследника цесаревича Алексея.

Почти 250 лет существует в Вербилках фарфоровый завод — ныне Дмитровский ордена Трудового Красного Знамени фарфоровый завод. Хозяин завода Франц Яковлевич Гарднер поставлял фарфор к императорскому двору. В 1892 году завод был продан М.С. Кузнецову, который начал с творческой переработки западноевропейских образцов и вскоре изделия приобрели собственный стиль.

Сегодня у завода свой фирменный знак, свое клеймо: голова обитателя здешних лесов — лося, увенчанная могучими рогами. Многие известные российские художники и скульпторы сотрудничают с заводом, которые в наши дни выпускает как высокохудожественные изделия, так и обычную посуду. «Фарфор Вербилок» неоднократно отмечался высшими наградами на международных выставках.

Здесь можно посетить музей фарфора, побывать на производстве, посетить торговые точки и приобрести изделия мастеров.

Федоскинские лаковые миниатюры

В конце 18 века, в селе Федоскино Мытищинского района возникло и сформировалось своеобразное искусство лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. Постепенно изделия фабрики приобретают известность не только в России, но и за ее пределами. Но в 1904 году фабрика была закрыта и производство лаковой миниатюры возобновляется в 1910 году в артели, сохранившей все художественные традиции. В советское время Федоскинская фабрика получила дальнейшее развитие.

Лаковая миниатюра Федоскино — один из символов русского народного искусства, на протяжении столетий они украшают лучшие мировые коллекции, являясь истинным народным промыслом. В наши дни фабрика изготавливает продукцию, выполненную в традиционном русском стиле: шкатулки, ларцы, панно, броши, кулоны, адресные папки, визитницы и многое другое. Изделия фабрики участвуют в международных выставках и экспозициях.

Побывав в Федоскино, вы сможете побывать на производстве великолепных изделий лаковой миниатюры, посетить живописную мастерскую и экспозиционный зал, поучаствовать в мастер-классе и, конечно же, приобрести уникальные изделия.

Почти два века из рук настоящих мастеров своего дела выходят замечательные произведения искусства — расписные жостовские подносы. Этот промысел возник в начале 19 века. Когда в ряде Подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район) — Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицкое — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Наряду с табакерками, портсигарами, шкатулками, здесь выделывались подносы из папье-маше. В дальнейшем мастера стали осваивать производство железных подносов.

Каждый поднос индивидуален, поскольку расписывается вручную масляными красками без применения трафаретов и образцов, но с соблюдением традиционных жостовских технологий. Роза — любимый цветок жостовских мастеров — уже более 150 лет является главной темой украшения подносов. Цветы изображаются не только на традиционном черном фоне, но и на красном, синим, зеленом, края украшаются ажурным растительным орнаментом.

Музей подносов в Жостово — единственный в мире.

Родиной замечательного народного промысла резных деревянных (из липы, ольхи, осины) игрушек и скульптур является старинное село Богородское, находящееся недалеко от Сергиева-Посада. Ремесло возникло в конце 16 века.

Богородские мастера режут игрушки «с маху», без предварительного рисунка на бумаге. Кроме простых игрушек изготавливают они и игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Игрушка «Кузнецы», которой более 300 лет, стала символом Богородского промысла. Не одно поколение выросло и на игрушке «Курочки».

Богородские мастера — участники многочисленных международных выставок, произведения которых не раз отмечались золотыми медалями.

Более двух столетий в старинном Подмосковном городе Павловский Посад создают уникальные изделия — платки и шали, составляющие гордость и славу России. Когда то в Богородском уезде насчитывалось более 70 шелковых платочных фабрик, принадлежащих крестьянам. Производство постоянно развивалось, создаваемые здесь шали вошли в моду и стали неотъемлемым элементом русского костюма.

В наше время «Павловская платочная мануфактура» ежегодно выпускает около 400 видов шалей, платков, шарфов, кашне, скатертей из натуральных волокон: шерсти, хлопка и шелка. Признанием высокой художественной и культурной ценности изделий является статус предприятия народного художественного промысла России.

В экспозиции музея представлены клейменные платки 19 века, платки разных периодов 20 века, изделия текущего ассортимента, рукописные платки.

Побывав на одном из народных промыслов Подмосковья, а может быть и на нескольких, вы не только приобщитесь к прекрасному искусству и получите эстетическое удовольствие, но и сможете приобрести для себя и своих друзей и близких прекрасные изделия, да еще и по ценам производителя.

Источник

Наш город, Сергиев Посад – родина русской матрёшки. Именно здесь более сотни лет назад художник С.В.Малютин расписал первую из них. С тех пор, получившая признание кукла, стала визитной карточкой нашего города, да и всей России!

Наши губки бантиком,

Да щечки будто яблоки,

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Мы загорские матрешки

Всех на свете краше.

Расписные, яркие сарафаны наши

Троице-Сергиев монастырь, расположенный в Сергиевом Посаде, был центром художественных ремёсел Московской Руси. По преданию сам Сергий Радонежский, основатель монастыря, резал игрушки и одаривал ими детей. Промысел художественной обработки дерева существовал здесь с XVI века, игрушки, сделанные народными умельцами, забавляли ещё русских царевичей. Посадские мещане занимались кустарным игрушечным промыслом. Богомольцы, стекавшиеся в лавру со всех концов России, покупали здесь игрушки для своих детей. Среди игрушек царских детей также были деревянные троицкие («потешные возки» с конями, братинки, «красные» ложки). Их покупали в Сергиевом Посаде, когда на Богомолье в Троице-Сергиев монастырь приезжали русские цари.

Читайте также:  Лечим понос народными средствами

Первая матрешка в России появилась в конце XIX века, и в 1891 году в Сергиевом Посаде была открыта учебно-показательная мастерская игрушек. Интересно, что болванки для сергиевских матрешек поначалу привозили из Подольска, а расписывали их местные иконописцы.

Савва Иванович Мамонтов (крупный русский промышленник, меценат, прекрасный знаток искусства) собрал вокруг себя группу виднейших художников, среди которых были Репин, Васнецов, Врубель и др. В подмосковной усадьбе Абрамцево (недалеко от Сергиева Посада), принадлежащей С.И. Мамонтову, были созданы художественные мастерские, где наряду с художниками-профессионалами работали народные мастера-умельцы. Энтузиасты, входящие в мамонтовский кружок, ставили перед собой просветительные, художественные и собирательские задачи, связанные с возрождением русской культуры на основе национальных и прежде всего народных традиций. В числе предметов народного искусства, которые она коллекционировала, были и крестьянские игрушки. В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником, членом мамонтовского кружка С.В.Малютиным (1859-1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Выточил же её токарь В.П. Звёздочкин (1856-1955гг). Эта матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха. За ней следуют три сестренки, братишка, еще две сестренки и младенец. Первая матрешка была румяная и скромная. Матрёшка 8-ми местная.

Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С.В. Малютину японской игрушкой, привезённой с о. Хонсю женой С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную игрушку на острове Хонсю русский монах.

Матрёшка, выточенная В.П. Звёздочкиным и считается первой русской матрёшкой. Она участвовала во Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Завоевала признание, и с тех пор началось её стремительное шествование по всему миру (на парижской выставке Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки).

Своё место первая матрёшка заняла в Музее игрушек, созданном Бертраном Н.Д. Собирать свою коллекцию он начал ещё в 1910 г., а в 1931 г музей был переведен из Москвы в Сергиев Посад (тогда это был г. Загорск). И постепенно матрёшка становится настоящим русским символом!

Музей игрушки в г. Сергиев посад

В нашем городе фабрика матрешек была основана еще в 1904 году. На рубеже 20-х и в начале 30-х годов прошлого столетия Сергиев Посад был крупнейшим центром по производству игрушек в России. Здесь существовало около 18 игрушечных артелей, а потом на их базе создалось несколько предприятий по производству игрушки и единственное в России учебное заведение, выпускающее дизайнеров игрушки. Здесь находился единственный в стране НИИ игрушек. Матрёшка получила фирменное название «Загорская» (после революции Сергиев Посад переименовали в Загорск). Её до сих пор по привычке так называют, а отличает эту матрешку от других особый внешний вид. Красят ее гуашью и покрывают лаком. Нос изображается двумя точками, губы — тремя. У загорской куклы из-под платка выглядывают две пряди волос, сарафан прикрыт передником, расписанным некрупным горохом или цветами. В руках матрешка может держать корзину, узелок или петуха. Роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий). Линии лица и одежды обведены черным контуром.

Загорская артель имени Рабоче-Крестьянской Красной Армии в 1960 году была организована в «Загорскую фабрика игрушек №1». Просущетвовав в таком виде более 30 лет фабрика была приватизирована в 1992 году, на сегодня у нее полное название ЗАО «Художественные изделия и игрушки». Но матрешка так и осталась Загорской, не смотря на то, что 23 сентября 1991 года нашему городу вернули историческое имя Сергиев Посад.

Современный Сергиев Посад достаточно большой город, в нем проживает больше 100 тыс. человек, очень много людей профессионально занимаются росписью матрешек, и каждый художник имеет свой стиль, свою манеру росписи. Конечно, многие рисуют матрешки для массовой продажи, тут трудно говорить о художественном уровне матрешек, но существует целый слой любительских и профессиональных художников, создающих настоящие произведения искусства.

Источник

Народный промысел в сергиевом посаде

В трудные годы революции, гражданской войны и НЭПа ввоз в Россию заграничной игрушки прекратился, что дало возможность кустарям увеличить выработку простых и дешёвых изделий.
В 1929 г. на базе кустарных артелей города была создана единая «Сергиевская кустарная промышленная артель» как символ коллективного труда (в 1930 г. город был переименован в Загорск, и артель получила название «Загорской», а немного позднее добавилось: «имени Рабоче-Крестьянской Красной Армии».
Игрушке придавалось настолько большое воспитательное значение, что, несмотря на экономические трудности в стране, в 1932 г. в Загорске были созданы Всесоюзный научно-экспериментальный институт игрушки и Индустриальный техникум игрушки.
В годы Великой отечественной войны артель продолжала работать, но количество мастеров сократилось до 12 – 17 человек. В 1945 г. по постановлению СНК СССР, «для сохранения и развития традиций местных художественных промыслов» на базе артели была создана экспериментальная группа из ведущих мастеров «для создания творческих образцов и уникальных изделий».
В 1940 – 1950-х гг. выпускаются куклы из глины, папье-маше, мастики, шкатулки с выжиганием и росписью, токарные игрушки.
В 1960 на основе постановления Совета Министров РСФСР артель им. РККА становится государственным предприятием и с этого момента называется «Загорская фабрика игрушек №1».
В 1962 г. ассортимент игрушек включал в себя 95 наименований: комбинированные куклы с мягко-набивным туловищем и ножками, головами и ручками из древесно-опилочных масс, куклы с «движением», мягкие игрушки из меха, плюша, байки и поролона, традиционные шкатулки, солонки, коробочки, матрёшки, украшенные выжиганием, росписью и резьбой и др.
Игрушки Сергиева Посада представляли собой декоративные и содержательные произведения народных мастеров: томные барыни, бравые гусары, юркие разносчики, цирковые артисты, куклы, одетые как по последней моде прошлого века, так и в традиционных костюмах российских губерний. В игрушках нашёл отражение научно-технический прогресс, поэтому они представлены моделями паровозов, пароходов, автомобилей, аэропланов. Фабрика выполняет большие экспортные заказы по изготовлению кукол в русских народных костюмах с традиционной загорской росписью, отмеченных золотыми медалями на Всемирных выставках в Брюсселе и Монреале.
Постановление Московского областного совета народных депутатов от 05.09.1990 г. Загорская фабрика игрушек №1 отнесена к предприятиям народных художественных промыслов и переименована в фабрику «Художественных изделий и игрушек».

Читайте также:  Лечение железистого рака народными средствами

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Советская игрушка представляла собой специфическую область художественного творчества, одно из активных средств воспитания и развития детей. Особенно показательны игрушки 1920 – 30-х гг., иллюстрирующие темы индустриализации, строительства Днепрогэса, освоения Севера. Это пожарные обозы, водокачки, первые советские трактора (наряду с более привычными транспортными средствами того времени – телегами и санями), фигурки красноармейцев. Игрушки эти изготовлены из дешёвого сырья – из отходов бумаги, фанеры, кусочков жести, байки, ваты и несут на себе печать тех огромных трудностей, которые переживала тогда наша страна. Смотрите слайд-шоу «Советская загорская игрушка».

Куклы Марии Дмитриевой, старшего научного сотрудника Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника, есть в коллекции Милы Йовович, Ванессы Паради, Александра Васильева. Мария работала для дома «Шанель». Выставки работ Дмитриевой проходили в разных городах России и за рубежом, в частности во Франции, Швеции, Японии, США.
Мария Дмитриева куклы шьёт с шести лет, она – потомственная мастерица. Её родители долгое время работали на Загорской фабрике игрушек в Сергиевом Посаде. Отец главным художником по изделиям из дерева, мама – по кукле. Младшая сестра Елена делает расписных матрёшек.

– Мы все друг друга поддерживаем, все даём друг другу советы. Папа в нашей семье – первый художник. А вот с маминой стороны, она у меня с Украины, дедушка был учителем черчения и рисования, газеты рисовал, а бабушка была хорошим копиистом. Она делала очень хорошие копии Хруцкого и Саврасова.

– Кукла не просто игрушка, это культурное наследие многих поколений, – говорит Мария Дмитриева. – Эти произведения хранят традиции первых народных мастеров, а также простые человеческие ценности. Есть очень устойчивое выражение:

И потому относиться к игрушке просто как к забаве мы не можем. Потому что-то, что мы закладываем ребёнку с детства, то потом мы, в общем-то, имеем на выходе, во взрослой жизни. Как он будет относиться к семье, к своей жене, мужу. Это всё взаимосвязано.
Тряпичная кукла не особо вписывается в современные кукольные каноны. Как известно, у неё нет лица, зато есть юбка, которая «подметает» пол. Нет массовых продаж, зато есть вековая история. Кроме того, традиционно её делают из тканей, которые уже были в употреблении, чтобы передавать энергетику женской половины рода. В общем, это не столько игрушка, сколько часть ритуала, символ и талисман.
В русской игрушке отражались народные представления о мире, добре, красоте. Вот парочка кукол – представители промысловой куклы Сергеева Посада – столицы кукольного царства. Несмотря на то, что изготавливали их из самых дешёвых тканей, такое рукотворное чудо украшало не одну детскую спальню, и были они в коллекции царских семей.
С мастер-классами Мария Дмитриева ездит не только по России, но и по всему миру, чтобы передать секреты творчества и обучить ему местных рукодельниц. И делает куклы регионов России. В чём, например, отличие сергиево-посадской куклы?
– Сергиево-посадские промысловые куклы, – говорит Мария Дмитриева, – всегда делали на основе резных, из дерева, из папье-маше, из ткани. Лица были из самой дешёвой ткани, марлёвки, их подклеивали на бумагу. Ткани для них брали самые дешёвые, но броские. Дамы там были с ридикюлями, с собачками, с зонтами. Эти парочки душевно друг друга обнимали, мужчины там хулиганят. В общём, это были такие потешки. Но мало сделать куклу, у людей должно быть внутреннее чутьё, такой внутренний вкус.
Так что же значит кукла для её творца, для Марии Дмитриевой?

– Для меня кукла – эталон красоты и качества. Слагаемое ума и души.

Электронный адрес Марии Дмитриевой: mail@mariadmitrieva.ru

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В ХIХ в. Сергиев Посад уже по праву считается признанной русской «столицей игрушечного царства». Ко второй половине столетия в городе насчитываются 322 игрушечные мастерские с 1055 мастерами. Между ними существовала специализация по изготовлению отдельных видов игрушек: резных, токарных, лепных из папье-маше и мастики и «смешанных», т.е. созданных из разных материалов – ткани, бумаги, дерева, металла. В настоящее время Сергиев Посад продолжает сохранять значение «города мастеров». В акционерных обществах, товариществах и частных мастерских («Сергиевская игрушка», «Сувенир», «Фабрика игрушек и сувениров», «Художественные изделия и игрушки») работают сотни талантливых мастеров, творчески продолжающих старинную традицию игрушечных промыслов. Смотрите слайд-шоу «Мастера и куклы».

Источник