Народный промысел в вологде

Народные промысла и ремесла

Вологодская область

Вологодская область занимает 4 место в Российской Федерации по производству изделий народных художественных промыслов. Сохранившиеся традиционные для Вологодской области народные художественные промыслы включают в себя более 10 основных видов производств. Настоящими брендами Вологодчины являются «Вологодское кружево» и «Северная чернь», а также расписная и резная береста, живописные эмали, ручное узорное ткачество, вышивка, гончарство, резьба и роспись по дереву. При этом каждый промысел уникален и вносит свой вклад в развитие народного искусства не только Вологодской области, но и всей страны.

Брэндами Вологодчины стали чернь по серебру, вологодское льняное кружево, перегородчатая и живописная эмаль, шемогодская резьба по бересте.

Промышленное производство изделий народных художественных промыслов сосредоточено в городах области: Вологде, Великом Устюге, Череповце. В настоящее время это 5 специализированных предприятий: ЗАО «Вологодская кружевная фирма «Снежинка», ООО «Творческая мастерская «Вологодская финифть», ООО «Надежда», ЗАО «Великоустюгский завод «Северная чернь», ООО «Красный ткач».

В целях формирования условий для успешного сохранения и развития традиционных промыслов и ремесел в регионе действует закон области «О народных художественных промыслах в Вологодской области», принятый 1999 году, оказывается содействие в участии организаций и мастеров народных художественных промыслов в российских и международных выставках, областной Художественно-экспертный совет систематически рассматривает новые образцы на предмет соответствия их статусу изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.

Последовательно и целенаправленно ведется работа по выявлению лиц владеющих профессиональными навыками, секретами мастерства по изготовлению художественных изделий в традициях народного искусства Вологодской области.

В настоящее время статус мастера народных художественных промыслов Вологодской области имеют более 170 человек из разных городов и районов области.

Продукция предприятий и мастеров народных художественных промыслов области ежегодно представлена на межрегиональной вставке туристского сервиса и технологий гостеприимства «Ворота Севера» (г. Вологда), межрегиональном фестивале славянского искусства «Русское поле» (Москва), фестивале народных художественных промыслов «Ладья. Зимняя сказка» (Москва).

Источник

Общая информация о промыслах региона

Вологодская область занимает 4 место в Российской Федерации по объему производства изделий народных художественных промыслов. Этот факт неоднократно отмечался на заседаниях президиума Госсовета, парламентских слушаниях в Совете Федерации, других мероприятиях федерального уровня.

Сохранившиеся традиционные для Вологодской области народные художественные промыслы включают в себя более 10 основных видов производств, различающихся исходным сырьем, материалом и технологией изготовления. Это кружевоплетение, чернение по серебру, роспись по эмали (финифть), резьба по бересте, резьба по дереву, роспись по бересте, роспись по дереву, ручное ткачество, вышивка, вязание, изготовление керамических и гончарных изделий и др. При этом каждый промысел уникален и вносит свой вклад в развитие народного искусства не только Вологодской области, но и всей страны.

Брэндами Вологодчины стали чернь по серебру, вологодское льняное кружево, перегородчатая и живописная эмаль, шемогодская резьба по бересте.

Промышленное производство изделий народных художественных промыслов сосредоточено в городах области: Вологде, Великом Устюге, Череповце. В настоящее время это 5 специализированных предприятий: ЗАО «Вологодская кружевная фирма «Снежинка», ООО «Творческая мастерская «Вологодская финифть», ООО «Надежда», ЗАО «Великоустюгский завод «Северная чернь», ООО «Красный ткач».

В целях формирования условий для успешного сохранения и развития традиционных промыслов и ремесел в регионе действует закон области «О народных художественных промыслах в Вологодской области», принятый 1999 году, оказывается содействие в участии организаций и мастеров народных художественных промыслов в российских и международных выставках, областной Художественно-экспертный совет систематически рассматривает новые образцы на предмет соответствия их статусу изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.
Последовательно и целенаправленно ведется работа по выявлению лиц владеющих профессиональными навыками, секретами мастерства по изготовлению художественных изделий в традициях народного искусства Вологодской области.
В настоящее время статус мастера народных художественных промыслов Вологодской области имеют более 140 человек из разных городов и районов области.

Ежегодно продукция предприятий и мастеров народных художественных промыслов области представлена на крупнейших выставочно-ярмарочных мероприятиях. Так, на выставке-ярмарке народных художественных промыслов «Ладья» художественные промыслы Вологодской области представлены единым блоком. Готовясь к ней, предприятия стремятся обновить и расширить ассортимент и предложить взыскательному московскому потребителю свои новинки, использовать предоставленную возможность для изучения покупательского спроса, знакомства с творчеством своих коллег.

Источник

Организации народных художественных промыслов области

Вологодское кружево

Историческая и информационная справка:

Кружевной промысел в Вологодском крае как вид искусства складывался на протяжении длительного времени. Самые ранние образцы местного кружева, сохранившиеся в собраниях Вологодского государственного историко – архитектурного и художественного музея-заповедника, относятся к XVII в. Это так называемые «золотные» кружева – из золотых и серебряных нитей, которыми украшали одежды из плотных дорогих тканей – парчи, бархата, узорного шёлка. Использовались и для отделки церковных предметов.

Успехи вологодских мастериц не раз отмечались наградами. Ещё в 1876 году вологодские кружева получили высокую оценку на международной выставке в Финляндии. С не меньшим успехом их демонстрировали в 1893 году в Чикаго. На выставках в Париже(1925) и в Брюсселе (1958) они были удостоены Золотых медалей. Высшая награда, Гран-при «за новизну и художественное исполнение кружевных изделий», была им присуждена на международной выставке в Париже в 1937 году.

Северная чернь

Историческая и информационная справка:

Наибольшего расцвета черневое искусство в Великом Устюге достигло в XVIII веке. Изделия великоустюгских мастеров отличались разнообразной формой предметов, изяществом тонкой черневой гравюры. Излюбленными сюжетами черневых рисунков у мастеров были архитектурные памятники родного города, особенно панорама набережной, сценки из городского быта, крупные военные сражения, памятники, композиции на библейские темы, декоративные орнаменты и сказочные образы.

Благодаря талантливым мастерам «северная чернь» обрела свое уникальное место в черневом искусстве, оказав влияние на многие центры русского ювелирного производства черневых изделий. Так, например, архивные документы указывают, что в 1744 году в Москву был вызван великоустюгский мастер Михаил Климшин для восстановления там черневого дела.

Сведения об изготовителях:

Вся продукция ЗАО «Великоустюгский завод «Северная чернь» пользуется спросом на всей территории Российской Федерации от Калининграда до Камчатки. В списке контрагентов завода более 400 торговых компаний, ювелирных магазинов и частных предпринимателей. Предприятие экспортирует свою продукцию в страны ближнего и дальнего зарубежья. За последние 10 лет объем реализованной продукции в натуральном выражении увеличился более чем в 2 раза.

Читайте также:  Народный банк павлодар сайт

ЗАО «Великоустюгский завод «Северная чернь»
162390, Вологодская область, г. Великий Устюг, ул. Угловского, 1, тел. (81738) 2-27-07, факс (81738) 2-43-66, отдел сбыта (81738) 2-14-74, эл. адрес: office@sevchern.ru, www.sevchern.ru

Усольские и перегородчатые эмали

Вологодские художники изготавливают традиционные для Русского Севера изделия из финифти, выполненные в технике перегородчатых, расписных и витражных эмалей, которые радуют своим многообразием и красочностью. Это панно и сувениры с изображением памятников архитектуры, ювелирные украшения, предметы с православной церковной тематикой: иконы в различных окладах, кресты напрестольные. Современная продукция религиозного назначения создается с благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и полностью соответствует церковным канонам.

Ведущее положение в стране долгое время занимали сольвычегодские мастера. Живописные эмали Сольвычегодска, входившего в состав Вологодской губернии, в древних описях и документах получили название эмалей «усольского дела», так как город Сольвычегодск еще в начале XVI века назывался Усольском.

Сведения об изготовителе:

С 2010 года на предприятии освоен выпуск ювелирных украшений и сувенирной продукции с эмалями, выполненных с соблюдением технологий и традиций древнего промысла. ООО «ТМ «Вологодская финифть» регулярно принимает участие в ежегодных выставках-ярмарках «Ладья» и «Жар-птица», организуемых Ассоциацией «Народные художественные промыслы России». Художники предприятия принимают участие в смотре-конкурсе «Молодые дарования». В 2005 году предприятие заняло 3 место на Шестом межрегиональном конкурсе изделий народных художественных промыслов и сувенирной продукции, проводимом Правительством Вологодской области. В 2011 году заняло 1 место в номинации «Изделия из металла» на Областном творческом конкурсе изделий народных художественных промыслов, состоявшемся в рамках VII межрегиональной выставки туристского сервиса и технологий гостеприимства «Ворота Севера».

ООО Творческая мастерская «Вологодская финифть»
160035, г. Вологда, ул. Козленская, 45-А
Тел/факс (8172) 72-20-04
E-mail: nhpvologda@mail.ru, https://vk.com/volfinift.

Роспись по дереву

На протяжении 30 лет возрождением и сохранением традиций росписей Русского Севера занимается ООО «Надежда». Предприятием разработаны современные формы изделий. Роспись заиграла новыми красками и композиционными решениями на бочатах, чашах, ковшах, братинах, поставцах, коробах, ушатах и т.д.

Источник

Реферат: Вологодские промыслы

CULTINFO.RU | КУЛЬТУРА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Вологодский край с его неповторимой красотой пейзажа, богатой разнообразной культурой бережно хранит драгоценное наследие народного искусства. Традиции его живут и развиваются на Вологодской земле, представляя явление многогранное и значительное. Пожалуй, главная особенность современного искусства нашего края – глубинные связи с народной культурой. Их проявления многообразны. Но прежде всего они выражаются в изделиях традиционного крестьянского ремесла, сохранившегося в форме домашнего творчества в исторически сложившихся центрах художественных промыслов Вологодчины – в ткачестве, вышивке, плетении из бересты и лыка, резьбе и росписи по дереву, а также во всемирно известных вологодских кружевах, устюжской черни, шемогодской бересте.

ГЛИНА

Изделия из обожженной глины называются керамикой. Развитие гончарного дела зависело, прежде всего, от запасов и качества глины в ближайшем округе. В гончарном производстве применялись выработанные веками технологические приемы. Добытую глину складывали в бочки или корыта, заливали водой, долго квасили подготовленную глиняную массу, очищали от камешков и сора, затем топтали на полу, посыпанном чистым сухим песком, и скатывали в комья. На протяжении нескольких тысячелетий гончарный круг практически не изменился. Со второй половины XV века гончары на территории нашей области начинают пользоваться ножным кругом. Он приводится в движение массивным маховым колесом, насаженным на ту же ось, что и сам круг. Гончар вращает колесо ногами, это движение передается кругу, а обе руки мастера свободны для формировки изделия.

Обжигали гончары свои изделия в обычной русской печи. Посуду в печь «грузили» с вечера. Все изделия обкладывались дровами. Печь затапливалась утром. Температуру постепенно поднимали. Обжиг прекращался, когда изделия начинали красить. Наибольшим спросом в XIX веке пользовалась «муравленая» (обливная») посуда. (Перед обжигом их поверхность покрывали так называемыми «поливами», веществами, содержащими разнообразные окиси.) Но глиняная посуда могла и не подвергаться какой-либо обработке. Известный гончарный центр существовал в Никольском уезде, в деревнях Большое и Малое Фомино. К концу XIX века многие деревни занимались гончарством.

ДЕРЕВО

МАСЛОДЕЛИЕ

История развития

Николай Васильевич Верещагин (1839-1907) – пионер развития маслоделия в России. Он организовал артельные сыроварни в Тверской, Ярославской, Вологодской и других губерниях по образцу швейцарских. Обратил внимание на обильные вологодские луга, на расширение и упорядочение скотоводства в Вологодской губернии, стал способствовать развитию здесь маслоделия. Выписал мастеров сыроделия из Швейцарии, специалистов маслоделия из Голштинии (Буман). Семья Буманов переезжает в с. Фоминское (16 км от Вологды), и в 1872 году открывается первый в Вологодской губернии маслодельный завод. Буманы проводили обучение мастеров технике производства сливочного масла. В 1892 в Вологодской губернии работают 22 иностранца – специалисты молочного дела.

Большую роль в развитии маслоделия сыграл Калантар. Еще в 1890 году у него возникла идея открыть молочно-хозяйственный институт с лабораториями. 3 июня 1911 год на месте имения Буманов был открыт Вологодский молочно-хозяйственный институт.

Технология сладкосливочного масла 19 века

Получение сливок – парное молоко при t 13-15 С? отстаивают 24 часа. Затем сбивают в маслобойне вручную, 60-70 качаний в минуту, под конец ее ход замедляли. Образование масляного зерна через 25 минут. Пахту удаляли, масляное зерно быстро промывали водой, отжимка масла гладким, ребристым валиком с нажимом несколько раз прокатывали по маслу, то есть отжимали его. Прикладыванием тряпочки к поверхности масла снимали капли влаги.

Производство масла в маслоизготовителе

В конструкцию входит сбиватель с мешалкой, гидравлический привод, вращающийся разделительный цилиндр и маслообработник. Разделительный цилиндр имеет секции досбивания сливок, отделения пахты, промывки масляного зерна. Жирность сливок от 34 до 45%. Чем жирнее, тем меньше температура сбивания. В сбиватель сливки попадают винтовым насосом 3-5 с. Далее зерна отделяют от пахты в разделительном цилиндре.

Сейчас Вологодское масло продолжает экспортироваться и в Европу и, во многие страны Востока.

Несмотря на развитие химии и производство в широких размерах синтетические волокна, льняное волокно, особенно в последние годы, находит все больший спрос.

Производство льна в Вологодской области имеет многовековую историю. Зачатки культуры льна встречается еще в XII веке. В XIII веке в с. Красавине (Велико-Устюгского уезда) была создана первая льноткацкая фабрика. За годы первой мировой войны и интервенции льноводство в Вологодской губернии было доведено до упадка. В таком состоянии оно находилось до 1922 года. Лишь с 1923 года начинается быстрый рост посевов льна, которые к 1925 г. Превзошли довоенный уровень. РВ период коллективизации посевы льна занимали значительные площади. Но годы Великой Отечественной Войны нанесли льноводству области большой ущерб. Но после Пленума ЦК КПСС (1953 г.) началось оснащение сельскохозяйственной техникой области. И в 1966 посевная площадь льна составила 64,9 га. За это области было присуждено переходящее Красное знамя Совета Министров РСФСР. В 1980-1990-е годы льноводств почти не развивалось.

Сейчас лен занимает ведущее место промышленности области. За последние годы производство льна возросло в несколько раз по сравнению с прошлыми годами. Начата программа «Лен – в товары России».

Лен перешагнул привычные границы применения, сегодня он используется практически во всех областях промышленности.

В Вологде проходят ярмарки – выставки «Российский лен». Открываются магазины, специализирующиеся на товарах из льна. Модельеры – дизайнеры придумывают современные, удобные, качественные коллекции из льняных тканей («Волтри», «Нерум»), которые занимают первые места на различных конкурсах и показах.

ТКАЧЕСТВО

КРУЖЕВО

Кружевом называется текстильное изделие со сквозным сетчатым узором, образованным переплетением нитей.

Русское название этого изделия родственно слову ”кружит”. Может быть, так указывалось на его назначение: ”окружать” нарядной отделку одежду и предметы быта и ткани.

Трудно сказать, когда именно кружевоплетение стало известно на Русском Севере. Можно предположить, что его появление в Вологодском крае было связано с открытием в XVI веке Северного морского пути.

В 1820 г. Помещицей В.А. Засецкой в сельце Ковырино под Вологдой была заведена первая кружевная фабрика. Во второй половине 19 века кружевоплетение было распространено в центральных уездах Вологодской губернии: в Грязовецком, Кадниковском и Вологодском.

В 1876 г. вологодские кружева получили высокую оценку в Филадельфии. Их демонстрировали в Чикаго, Париже, Брюсселе. В 1893 г. в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 тысячи кружевниц. Готовая продукция через скупщиков попадала в Москву и Петербург.

Сегодня центром кружевоплетения в Вологодской области является фирма “Снежинка” (считается, что своим названием оно обязано знаменитой скатерти ”Снежинка” работы В.Н. Ельфиной).

Кружево востребовано и в наш компьютерный век. А Вологда с полным правом может называться кружевной столицей России.

СЕВЕРНАЯ ЧЕРНЬ

В 1762 г. братья Афанасий и Степан Поповы открыли в Великом Устюге фабрику по производству черневых и эмалевых изделий. Там работали 30 лучших мастеров. Фабрика просуществовала до 1776 г.

Во второй пол. ХIХ в. известным единственным мастером черневых дел был Михаил Иванович Кошков. Секрет черни он хранил долго и передал его в 1885 г. внуку М.П. Чиркову.

Многие лучшие произведения современных мастеров, как образцы высокого искусства, бережно хранятся в музеях Вологды, Великого Устюга, Череповца, Тотьмы, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, экспонируются на крупных всесоюзных и художественных международных выставках.

Источник

Бренды

На территории Вологодчины существовало более сорока различных ремесел. Изменения условий жизни изменили и наш быт. Ремесла практически вытеснены утилитарными промышленными разработками и изделиями массового производства.

В настоящее время ремесло на заказ и на рынок сохранилось в отраслях, связанных с обслуживанием индивидуальных нужд потребителя или с производством дорогих художественных изделий — народные художественные промыслы.

Сохранившиеся традиционные для нашей области народные художественные промыслы включают в себя более 10 основных видов производств, различающихся исходным сырьем, материалом и технологией изготовления, это кружевоплетение, чернение по серебру, роспись по эмали (финифть), резьба по бересте, резьба по дереву, роспись по бересте, роспись по дереву, ручное ткачество, вышивка, вязание, изготовление керамических и гончарных изделий и др. При этом каждый промысел уникален и вносит свой вклад в развитие народного искусства не только Вологодской области, но и всей страны.

Исторически народные художественные промыслы сформировались как значимая отрасль материального производства, обеспечивающая повседневный быт жителей деревень и сел. Именно здесь происходило зарождение, становление и развитие самобытных российских народных промыслов. Многовековые традиции народов России позволили до настоящего времени сохранить промыслы, которые органично сочетают в себе материальное производство, связанное с сельскохозяйственными работами на земле, и духовность, свойственную сельскому жителю.

Природные условия нашего северного края способствовали формированию и развитию разнообразных видов деятельности, которые впоследствии стали традиционными для области. Наибольшую известность получили следующие народные художественные промыслы Вологодской области:

— Художественное ручное кружево (вологодское кружево);

— Художественная обработка металлов, в том числе:

чернение по серебру («северная чернь»);

— Художественная обработка дерева и других растительных материалов, в том числе:

шемогодская резьба по бересте;

плетение из бересты;

традиционные (графические и свободно-кистевые) росписи по дереву и бересте;

плетение из лозы ивы, корня хвойных деревьев;

плетение из рогоза.

фоминская керамика – Никольский район;

мосеевская керамика – Тотемский район;

сомовская керамика – Верховажский район;

закушская керамика – Сокольский район;

кирилловская керамика – Кирилловский район;

андомская керамика – Вытегорский район.

— Перегородчатые и усольские эмали.

— Художественное ручное ткачество.

— Производство строчевышитых изделий народных художественных промыслов.

— Художественная набойка тканей.

— Художественное ручное вязание.

— Традиционное плетение из бисера.

— Традиционные народные куклы и авторские куклы в традиционных народных костюмах районов Вологодской области.

— Традиционное лоскутное шитье.

Одним из таких видов искусств являются росписи сложившиеся на вологодской земле. По техническим приемам они подразделяются на два вида: графические и свободно-кистевые, которые в свою очередь отличаются по стилевым характеристикам в зависимости от места бытования. По мнению специалистов в понятие Вологодские росписи может входить более 20 видов росписей различных по технике и стилю. Наиболее яркие виды вологодских росписей: «Шекснинская золоченка» «Глубоковская роспись», «Борецкая роспись», «Устюжская роспись».

Брэндами вологодчины стали чернь по серебру, вологодское льняное кружево, перегородчатая и живописная эмаль, шемогодская резьба по бересте. Часть промыслов уже никак не увязываются с вологодским краем, хотя они не менее самобытны и узнаваемы. Наибольшие потери понесли те виды народных промыслов, которые были ориентированы на повседневные нужды крестьянского хозяйства, это различные виды резьбы по дереву (пропильная, контурная, трёхгранно-выемочная, плоскорельефная, скульптурная), ковка металла, просечное железо, изготовление изделий из глины и бересты, плетение из ивы, соломы, дранки, роспись по дереву.

Часть промыслов прекратили свое существование, это мороз по жести, устьянский рог, кирилловский гармонный промысел, домшинская береста.

Одной из особенностей производства изделий НХП является широкое и обязательное применение творческого, преимущественно ручного труда художников и мастеров.

Следует отметить, что в области благодаря деятельности мастеров народных художественных промыслов в последние годы были восстановлены: ручное узорное ткачество (мастера Нюксенского, Великоустюгского и Череповецкого районов), чернолощеная кирилловская, обварная и поливная антушевская керамика (мастера С.Г.Феньвеши, С.А.Лопатенко, В.В.Холщагин), искусство плетения поясов, изготовление традиционных народных кукол (мастера М.А.Сысоева, С.В.Летовальцева, С.В.Рябова), возрождены забытые виды росписи по дереву: шекснинская золоченка, гаютинская, кич-городецкая, грязовецкая и глубоковская виды росписей, активно осваивается техника лоскутного шитья широко бытовавшего в крае. На основе старого традиционного кузнечного мастерства развивается новое направление художественной ковки.

Статус мастера народных художественных промыслов Вологодской области имеют более 100 человек из городов Вологды, Череповца, Великого Устюга; Сокольского, Бабушкинского, Бабаевского, Белозерского, Верховажского, Харовского, Кирилловского, Череповецкого, Нюксенского и Никольского районов.

Промышленное производство изделий народных художественных промыслов сосредоточено в городах области: Вологде, Великом Устюге, Череповце и Соколе. В настоящее время это 6 специализированных предприятий: ООО «Вологодская кружевная фирма «Снежинка», ООО «Творческая мастерская «Вологодская финифть», ООО «Надежда», ЗАО «Великоустюгский завод «Северная чернь», ООО «Красный ткач», ООО «Керамос»

Помимо промышленного производства изделий народных художественных промыслов, представленного предприятиями и индивидуально работающими мастерами, в области существует сеть культурных и детских образовательных учреждений в муниципальных образованиях, ведущих огромную работу по сбору, сохранению, изучению творческого наследия Вологодского края. Благодаря их активной деятельности в области создана база для формирования системы непрерывного образования в сфере народных промыслов. В центрах традиционной народной культуры (ЦТНК) и учреждениях дополнительного образования детей, получивших широкое распространение в муниципалитетах области, дети дошкольного и школьного возраста под руководством опытных мастеров и наставников осваивают ремесла Вологодского края. ГОУ СПО «Губернаторский колледж народных промыслов» г. Вологда и Череповецкое областное училище искусств и ремесел им. В.В.Верещагина осуществляют начальную профессиональную подготовку по художественно-ремесленным профессиям.

В целях популяризация традиционной культуры и стимулирования сбыта продукции предприятиям и мастерам народных художественных промыслов области предлагается участие на льготных условиях в выставочно-ярмарочных мероприятиях организуемых с участием Правительства области, в том числе:

— в межрегиональной выставке туристского сервиса и технологий гостеприимства «Ворота Севера», г. Вологда;

— в областной выставке-ярмарке «Сделал сам», г. Вологда;

— в ярмарках, проходящих в муниципальных районах области;

— межрегиональный творческий фестиваль славянского искусства «Русское поле» г.Москва;

— на коллективном стенде области на выставке-ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья. Весенняя фантазия», г. Москва;

— на коллективном стенде области на Фестивале народных мастеров и художников России «Жар-Птица», г. Москва;

— на коллективном стенде области на выставке-ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья. Зимняя сказка», г. Москва;

Все выставочно-ярмарочные мероприятия сопровождаются проведением мастер-классов ведущих мастеров народных художественных промыслов.

Федеральным законодательством реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых прошли экспертную оценку областного художественного совета и экспертного совета при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации и зарегистрированные в качестве изделий признанного художественного достоинства, освобождена от уплаты НДС. Данную льготу активно использует ЗАО «Великоустюгский завод «Северная чернь».

Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 22 июня 2010 года № 509 ЗАО «Северная чернь», ООО «Снежинка», ООО «ТМ «Вологодская финифть» включены в перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. Указанные предприятия имеют право на получение субсидий на возмещение части расходов на безвозмездной и безвозвратной основе.

В области также принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность организаций народных художественных промыслов:

— в 1999 году Закон области «О народных художественных промыслах в Вологодской области», и Постановление Губернатора области которым было утверждено Положение о мастере народных художественных промыслов Вологодской области;

— в 2000 году Постановлением Губернатора области «О художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам» утвержден состав и положение об областном художественном совете.

— в 2003 году Законом области «О налоге на имущество организаций» предприятия народных художественных промыслов освобождены от уплаты налога на имущество;

— 2009 году Законом области для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство изделий народных художественных промыслов, была установлена налоговая ставка по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 5 процентов.

Кроме этого, в области уделяется большое внимание популяризации традиционных народных художественных промыслов:

С 2006 года совместно с Ассоциацией «Народные художественные промыслы России» и Минпромторгом России в Вологде проводится Российский конкурс мастеров кружевоплетения «Серебряная коклюшка».

Проведение конкурса стало доброй традицией. Из года в год растет интерес к конкурсу, расширяется география и увеличивается число конкурсантов. Лучшие мастера Елеца, Республики Марий Эл, Кировской, Ленинградской, Владимирской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Орловской, Свердловской, Тульской, Тверской, Ярославской областей, Пермского края, Санкт – Петербурга и Москвы стали его постоянными участниками. В прошедших конкурсах приняли участие кружевницы из 20 регионов России. Возраст конкурсантов от 7 лет до 75 лет.

Мероприятие не ограничивается только проведением конкурса профмастерства. Для участников организуются экскурсии по историческим местам Вологды, мастер-классы и научно-методические семинары ведущих российских специалистов в сфере кружевоплетения. Встречаясь на вологодской земле, молодые кружевницы и уже состоявшиеся художники активно общаются, делятся опытом и секретами мастерства.

Особенно необходимо отметить тесную связь народных художественных промыслов и туристского бизнеса. В совокупности две эти отрасли усиливают друг друга, с одной стороны, чем интереснее, самобытнее регион, тем большее количество туристов он привлекает, с другой стороны, увеличение турпотока напрямую влияет на рост объемов продаж уникальной сувенирной продукции.

В настоящее время наблюдается повышение интереса туристов к народным традициям.

В соответствии с тенденциями развития идет формирование новых туристских маршрутов, направленных на ознакомление с народными художественными промыслами, традициями и обрядами Вологодской области.

Источник

Читайте также:  Народные методы укладки волос
Название: Вологодские промыслы
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат Добавлен 12:54:20 05 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 3422 Комментариев: 11 Оценило: 7 человек Средний балл: 4 Оценка: 4 Скачать