Народный промысел в ярославле

ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ

«Фатьяновцы» почитали огонь, поклонялись ему и солнцу, священным у них считались домашние животные: коровы, козы.
В конце первого тысячелетия до нашей эры с северо-востока в наши края переселилась новая народность—меряне, угро-финского происхождения. Они осели на местах поселения «фатьяновцев», отчасти, заимствуя их культуру. В летописи Нестора читаем:
«На Ростовском озере Меря, на Плещеевом озере сидят Меря же, по Оке реке, где потече в Волгу, Мурома язык свой».

Владыка не слушал причитаний Шпалеры, думая о другом. Тысячу лет яростно сопротивляется язычество. Загнанное в медвежьи углы, лишенное вождей и святынь, оно продолжает жить и смущать сердца.
Свое служение владыка Валерий начал в маленьком приходе вблизи Переславля-Залесского. Места эти в древности населяли язычники: мерь и чудь. От тех времён остался лишь «мерский» камень», больше известный как Синь-Камень. Когда-то этот ледниковый валун 12-двенадцати тонн весом возлежал на самой вершине Ярилиного холма. Каждый год к мерзкому камню стекался народ из Переславля и творил камню различные почести. Через пятьсот лет такого безобразия царь Василий Шуйский повелел сбросить камень с вершины холма. Ледниковый валун скинули с Ярилиной плеши и закопали в топкий берег. Но через несколько лет камень вновь взошёл поверх земли, продолжая привлекать толпы ослушников, исполняя их желания и смущая народ неведомыми голосами. Тогда решено было перевезти камень по льду на другой берег Плещеева озера, чтобы уложить в подножие церкви. Но обитающий в камне бес яростно воспротивился переезду. На середине озера лёд под камнем просел, и Синь-Камень ушёл на дно. Однако через шестьдесят лет проклятый валун вновь оказался на берегу и с тех пор самостоятельно передвигается вдоль береговой линии.

Плещеево озеро вблизи города Переславль-3алесский на юге Ярославской области занимает первые места во всех списках российских аномальных зон.
Здесь обитают русалки и прочие существа, известные нам из мифов.
Также близ озера расположена легендарная Ярилина гора, возле которой когда-то проводились языческие обряды.
Бога Ярилу причисляют К родственникам самого громовержца Перуна и святого Георгия Победоносца.
Как бы там ни было, но в былой повышенной популярности этому божеству не откажешь.

ЗАГАДКА КУЛЬТОВОГО СИНЕГО КАМНЯ У ПЛЕЩЕЕВА ОЗЕРА

В полутора сотнях километров к северу от Москвы на берегу Плещеева озера находится древний город Переславль-Залесский со многими монастырями и храмами.
Этот город входит в жемчужину туристического «Золотого кольца» России.
Одной из достопримечательностей здесь является объект «синий камень», лежащий у берега Плещеева озера севернее города.
Этот камень обладает повышенной энергетичностью, и с древних столетий привлекал к себе внимание населения, которое поклонялось ему.
Проведённые исследования выявили, что этот камень является осколком более крупного изваяния из синего камня, входившего в комплекс языческого культового сооружения – святилища.
В XII веке к северу от святилища начали возводиться деревянные строения христианского монастыря.
После распада Золотой Орды в XV веке и усиления воинствующего христианства, святилище было разрушено.
Находившееся при нём крупное изваяние в виде сфинкса из синего камня высотой до 3 метров и длиной до 6 метров было расколото на части.
Наиболее крупная его часть зимой была перетащена на лёд озера и затоплена.
Другая часть камня была свалена в вырытую канаву.
Но дождевые и талые воды позволили ему вновь появится на поверхности земли, привлекая к себе внимание людей и в наши дни.
Имеются веские доказательства того, что на месте бывшего каменного изваяния – «сфинкса», в земле находится его подземная часть, над которой приборно фиксируется сильный вертикальный канал энергопотока.
Определено, что три местоположения синих камней находятся примерно на одной прямой линии, которая перпендикулярна относительно берега озера.
На месте бывшего святилища могут обнаружить засыпанную в земле фундаментную часть сфинкса, а также материальные и письменные свидетельства на камне и металле (см. рис.).
Подобные культовые изваяния из «синего камня» также находились на святилищах в Тульской области – восточнее города Ефремов у реки Красная Меча и на Куликовом поле в районе села Сабурово.
Там же в земле находятся осколки «синих камней» от разрушенных изваяний и вертикальные энергопотоки над бывшими святилищами.

Гранитный валун сероватого цвета, лежащий на берегу знаменитого Плещеева озера, зовётся Синь-камнем.
Вот что говорится О нём в «Энциклопедии непознанного»:
Согласно древнерусским преданиям, в этом камне живёт дух, исполняющий мечты и желания.
В начале ХVII века церковь вступила в борьбу с языческой религией.
Дьякон Переславской Семёновской церкви Ануфрий велел выкопать большую яму и скинуть в неё Синь-камень.
Но через несколько лет валун загадочным образом выглянул из-под земли.
Через 150 лет церковные власти Переславля-Залесского (Ярославская область) решили заложить волшебный камень в основание фундамента местной колокольни.
Камень погрузили на сани и повезли по льду Плещеева озера.
Лёд проломился, и Синь-камень затонул на глубине пяти метров.
Но вскоре рыбаки стали замечать, что валун неведомым образом меняет своё местоположение, медленно перемешаясь по дну.
Через полвека он оказался на берегу у подножия Ярилиной горы, где и лежит до сих пор».
Местные жители шутят:
«Лежит-то лежит, может, угомонился, а может, лежит и набирается сил, чтобы взобраться на Ярилину гору».
Людям никак не удаётся подловить Синь-камень во время движения.
Даже с точными инструментами в руках, специально проводя наблюдения.

Читайте также:  Народные восстания в период смуты

Поэт Н. Гумилев увидел в этом какой-то мистический, потаённый смысл:
И редко, кто бы мог увидеть
Его ночной и тёмный путь,
Но берегись его обидеть,
Случайно как-ннбудь толкнуть.

Источник

Презентация внеурочная деятельность «Народные промыслы Ярославской области»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Народные промыслы Ярославского края http://www.myshared.ru/slide/227378/; http://hnu.docdat.com/docs/index-195435.html

План Введение Понятие о народ- ных промыслах Предпосылки возникновения Классификация народных промыслов Примеры народных промыслов Ярославской области Ростовская финифть Производство изразцов Вывод

Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами, творившими яркое самобытное искусство. Введение «Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго». Народные промыслы усиливают интерес к российской истории, благодаря им происходит духовное возрождение страны, ведь без возвращения к традициям это возрождение невозможно.

Промысел (ремесло) – мелкое ручное производство промышленных изделий.

Для ремесла характерны Применение прошлых орудий труда Решающее значение в производственной деятельности ремесленника – его мастерство Мелкий характер производства

Предпосылки возникновения И. Е. Забелин: «Так как в здешних местах надежда на земледелие плохая, то весь их смысл утвердился на добывание и обработку всяких других произведений природы …»

Гацисский: «Не родит земля хлеба – родит кустаря; родит хлеб на кустарей неурожая». П. И. Критский: «Промыслы от бесхлебья пошли, бесхлебье их породило».

Классификация промыслов Пречистое худ. лозопле- худ. резьба худ. изделия худ. изделия из тение по дереву из керамики природного материала Пошехонье худ. изделия изготовление худ. изделия худ. изделия худ. обработка из дерева сусального золота из керамики из лозы металла

Данилов керамика худ. плетение худ. обработка и кружево- худ. обработка из лозы роспись по дереву плетение металла Любим худ. обработка худ. изделия из худ. изделия из худ. обработка дерева керамики природного материала металла Мышкин мышкинская горячая художественная худ. резьба мышкинские керамика ковка металла по дереву наличники

Рыбинск худ. лозопле- худ. резьба скульптура худ. ковка худ. лицевое тение по дереву из дерева металла шитье худ. изделия худ. плетение худ. изделия из стекла из лозы из керамики Ростов финифтяная живопис- худ. обработка худ. резьба худ. лозоплетение ная миниатюра металла по дереву Ярославль Яр. Майолика Яр. Худ. Резьба по дереву Яр. Худ. лозоплетение

Переславль-Залеский пер. худ. вышивка худ. обработка худ. резьба худ. лозоплетение металла по дереву Углич тряпичная кукла в лицевое шитье валяная обувь лоскутное шитье русской нац. одежде худ. обработка худ. обработка худ. обработка худ. роспись дерева металла поделочного по эмали камня худ. изделия из керамики худ. изделия из лозы иконопись худ. шитье золотой и серебряной нитью худ. изделия из природного материала

Примеры народных промыслов на территории Ярославского края

Русские керамические промыслы в XVIII-XIX вв. существовали во многих селах и деревнях. Каждый, как правило, обслуживал свой небольшой район, и лишь некоторые приобрели широкое значение. В ряде районов Ярославской, Московской, Калужской губерний сохранилась традиция изготовления чернолощеной посуды, которую вытягивали в одних местах на ножных, в других – на ручных гончарных кругах, украшали бороздками, несложной гравировкой прямо на станке с помощью штампиков из дерева, глины, металла. Удивляют гармония пропорций, пластическая завершенность и ясность форм этих простых предметов: кувшинов для масла, молока, корчаг для кваса, крынок, разных размеров горшков для каши, сметаны, рукомоев и т.д. http://www.rukukla.ru/article/gigr/keram/gon4arnye_promycly.htm

Ярославская майолика Известна с XVIII века, промысел связан с производством изразцов. В селе Куракино Кирилловского района Вологодской области (около Ферапонтова монастыря) промысел возрожден в 1990-х гг. Игрушки покрываются двумя слоями глазури, расписываются и затем обжигаются. Характерны жанровые композиции и тонкая художественная роспись.

Гончарный промысел http://www.gonchar.psc.ru/morozova/big/10.jpg Ярославская майолика http://georgievskii.com/index/majolika/0-20 http://lib3.podelise.ru/tw_files2/urls_20/21/d-20795/img19.jpg

Ростовская финифть Существует уже более двухсот лет Живописцы опираются на народные традиции Утвердилась пейзажная, декоративная и жанровая росписи Ростов единственный центр производства финифти в нашей стране

И. Солдатов Красочность характерна для живописи Солдатова, краски отличаются богатством мягких оттенков – это средство выражения сюжета. Сюжет здесь сказочный, исполнен он ярко, сочно, многоцветно, поистине «сказочно». «Сказка о царе Салтане»

В. Котков «Ростовский кремль» Панно представляет собой сильно вытянутую горизонтальную пластинку, на ней изображены силуэты кремля, узенькая полоска берега, вода озера, в которой отражается кремль. Живопись предельно проста: белые сюжеты сооружений, четко обведенные черной линией. Изображение подкупает тонкими, нежными сочетаниями цветов.

В. Солдатов «Матрешка и воин» «Башня»

Производство изразцов Изразцы – кафли – керамические плитки для облицовки каминов, печей, стен. С обратной стороны имеют вид открытой коробки для крепления в кладке.

Зеленый (муравленый) изразец с изображением кораблика в парапете крыльца церкви Михаила Архангела Фрагмент крыльца и галереи церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Ширинки крылец и галереи украшают ценинные изразцы, а ставни, окна и полотна дверей – «травные».

Изразцовый фриз западного притвора церкви Николы Мокрого 1690–е гг. Изразцовые наличники окон церкви Николы Мокрого 1960-е гг.

Западный притвор Тихвинской церкви 1960-е гг. Обильное убранство фасадов и притвора ценинными изразцами превосходно дополняют декоративный венчающий шатёр, покрытый поливной зеленой черепицей. Верхняя часть церкви Богоявления с главами. Обильный декор из ценинных изразцов.

Вывод На основании работы сделаны следующие выводы: начиная с 17 века, сложились многообразные народные промыслы, которые можно проклассифицировать по исходному сырью: промыслы, связанные с обработкой дерева, ткани и металлов, и промыслы, связанные с художественной росписью по дереву, металлам и керамике; многие из них трансформировались в промышленное производство, но часть существуют как народные промыслы; развитие народных промыслов позволяет возродить интерес к русской истории; позволяет стимулировать экономическое развитие территории

Читайте также:  Можно ли беременным ходить на кладбище народные приметы

Номер материала: ДБ-1288457

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Статистика

Народные промыслы России: ярославская майолика

народные промыслы России: ярославская майолика

ЯРОСЛАВСКАЯ МАЙОЛИКА

Многих известных мастеров вдохновляла майолика – Ярославль в этом плане извесен как крупный центр декоративно-прикладного производства керамики (наравне с Москвой). Изделия ярославских умельцев прославились на весь мир и увековечены в произведениях архитектуры. Многие здания и храмы старинной постройки сохранили фрагменты изразцов ярославской майолики. В художественных музеях также находится огромное множество экспонатов древней майолики.

В Х!Х веке искусство мойолики пришло в дома зажиточных ярославцев. Оформление интерьеров в стиле майолика было прихотью купцов и богатых горожан. А вот приобрести отдельные элементы этого дивного великолепия (вазы, кувшины, всевозможные фигурки животных) было доступно практически каждому.

Автор: «Ярославская майолика» (мастерская Павловой и Шепелева)

Ярославская майолика — особенный вид искусства; в руках мастеров из кусочков огненно-красной глины рождаются колоритные образы, сказочные персонажи и просто милые безделушки.

Автор: «Ярославская майолика» (мастерская Павловой и Шепелева)

«Ярославская майолика» (мастерская Павловой и Шепелева).

Так и хочется подержать в руках эти русские игрушки-забавы, игрушки-потешки: смешного Петрушку, кокетливого Кота, трогательного и вместе с тем такого земного Ангела. Все веши сделаны с улыбкой и безупречным вкусом, что свидетельствует о высоком профессиональном уровне ярославских мастеров.

И небольшая коллекция антикварной майолики конца 19 века:

Источник

Народный промысел в ярославле

Роспись по керамике в традициях русского рисованного лубка, основанная на переработке архаичной скульптуры.

Секретами изготовления майолики люди владели с глубокой древности. Такие керамические изделия из обожженной красной глины (отходов фаянса) покрывали непрозрачной глазурью и раскрашивали огнеупорными красками.

Первые мастера по изготовлению резных изразцов были родом из Ирана, Египта и Вавилонии.

мастерство переняли и улучшили европейские ремесленники. По одной
из версий, название разновидности керамики произошло от фамилии
французского скульптора и художника Аристида Майоля, прославившегося
на весь мир своими глиняными шедеврами.

По другой — от названия острова Мальорка (Майорка), с которого
генуэзцами в качестве военного трофея были вывезены испано-мавританские
керамические сосуды и поливные плиты. Именно они и послужили прототипами
в опытах дальнейшего создания майолики.

Расцвет
производства майолики в России начался в XVII–XVIII веках, после того,
как в эпоху правления Петра I ее завезли в страну итальянцы и голландцы.
Один из крупных центров по созданию майолики — город Ярославль,
известный как крупный центр декоративно-прикладного производства.
Созданные в нем поливные изразцы украшают не только интерьеры домов,
но и выгодно подчеркивают архитектурный стиль и убранство церквей.

Традиции
лепного и гончарного промысла зародились в городе благодаря содержанию
в местной почве большого количества красной глины. На готовое изделие
наносится два слоя глазури. В первый слой добавляется олово, во второй –
свинец, который придает глянец. Майолика, помимо изобретательного
воображения творца, требует исключительной ловкости рук.

Поскольку роспись изделий проводится по сырой глазури, которую покрывают после обжига, любая неточность может испортить замысел. Зачастую художнику-керамисту приходится работать с оглядкой на предыдущий опыт или вовсе вслепую, так как после обжигания цветовая палитра меняется.

Всевозможные расцветки возникают из-за окиси металлов, содержащихся в краске. Благодаря высокой температуре обжига открываются возможности использования насыщенной цветовой гаммы эмалей и глазурей, с помощью которой изделия приобретают колорит и переливаются на свету.

В XIX веке среди состоятельных ярославцев и знатных купцов пошла мода создавать интерьеры домов в майоличном стиле. Великолепную роскошь могли позволить только зажиточные горожане, остальные довольствовались более доступными по цене кувшинами, вазами или фигурками животных.

Камин Врубеля «Вольга и Микула Селянинович»

Ярославцам до сих пор удалось не утратить древнее мастерство. Они в точности передают навыки умельцев прошлого, а также продолжают развивать и совершенствовать свое ремесло. В наши дни экологически чистая техника майолики отличается большей прочностью и современным дизайном.

Мастерская ярославской майолики Натальи Павловой и Евгения Шепелёва — единственная в России, которая специализируется на выпуске поливного изразца из керамики в стиле старых ремесел.

С их помощью
техника майолики нашла свое отражение в современной глиняной игрушке.
В технике майолики изготовляются наличники, декоративные панно и даже
монументальные скульптурные изображения. Все выпускаемые изделия — это
ручная работа, отличающаяся оригинальной росписью, украшенная лепниной
или ажуром.

«Основа основ для нас, безусловно, — это ярославский поливной изразец. В нем и технология, и эстетика, и орнаментальность. А цветовая гамма — наши изумительные иконы ярославской школы».

Источник

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемold.iro.yar.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Народные промыслы Ярославского края. План План Введение Понятие о народ- ных промыслах Предпосылки возникновения возникновенияКлассификация народных промыслов.» — Транскрипт:

1 Народные промыслы Ярославского края

Читайте также:  Листья пандануса народная медицина

2 План План Введение Понятие о народ- ных промыслах Предпосылки возникновения возникновенияКлассификация народных промыслов народных промыслов Примеры народных промыслов промыслов Ярославской области Ярославской области Ростовская финифтьРостовская финифть Производство изразцовПроизводство изразцовВывод

3 Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами, творившими яркое самобытное искусство. Введение «Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго». Народные промыслы усиливают интерес к российской истории, благодаря им происходит духовное возрождение страны, ведь без возвращения к традициям это возрождение невозможно.

4 Промысел (ремесло) – мелкое ручное производство промышленных изделий.

5 Для ремесла характерны Применение прошлых орудий труда Решающее значение в производственной деятельности ремесленника – его мастерство Мелкий характер производства

6 Предпосылки возникновения И. Е. Забелин: «Так как в здешних местах надежда на земледелие плохая, то весь их смысл утвердился на добывание и обработку всяких других произведений природы …»

7 Гацисский: «Не родит земля хлеба – родит кустаря; родит хлеб на кустарей неурожая». П. И. Критский: «Промыслы от бесхлебья пошли, бесхлебье их породило».

8 Классификация промыслов Пречистое худ. лозопле- худ. резьба худ. изделия худ. изделия из тение по дереву из керамики природного материала тение по дереву из керамики природного материалаПошехонье худ. изделия изготовление худ. изделия худ. изделия худ. обработка из дерева сусального золота из керамики из лозы металла

9 Данилов керамика худ. плетение худ. обработка и кружево- худ.обработка из лозы роспись по дереву плетение металла Любим худ. обработка худ. изделия из худ. изделия из худ. обработка дерева керамики природного материала металла дерева керамики природного материала металла Мышкин мышкинская горячая художественная худ. резьба мышкинские керамика ковка металла по дереву наличники керамика ковка металла по дереву наличники

10 Рыбинск худ. лозопле- худ. резьба скульптура худ. ковка худ. лицевое тение по дереву из дерева металла шитье худ. изделия худ. плетение худ. изделия худ. изделия худ. плетение худ. изделия из стекла из лозы из керамики из стекла из лозы из керамикиРостов финифтяная живопис- худ. обработка худ. резьба худ. лозоплетение ная миниатюра металла по дереву Ярославль Яр. Майолика Яр. Худ. Резьба по дереву Яр. Худ. лозоплетение

11 Переславль-Залеский пер. худ. вышивка худ. обработка худ. резьба худ. лозоплетение металла по дереву металла по деревуУглич тряпичная кукла в лицевое шитье валяная обувь лоскутное шитье русской нац. одежде худ. обработка худ. обработка худ. обработка худ. роспись худ. обработка худ. обработка худ. обработка худ. роспись дерева металла поделочного по эмали дерева металла поделочного по эмали камня камня худ. изделия из керамики худ. изделия из лозы иконопись худ. шитье золотой и серебряной нитью худ. изделия из природного материала материала

12 Примеры народных промыслов на территории Ярославского края

14 Ростовская финифть Существует уже более двухсот лет Существует уже более двухсот лет Живописцы опираются на народные традиции Живописцы опираются на народные традиции Утвердилась пейзажная, декоративная и жанровая росписи Утвердилась пейзажная, декоративная и жанровая росписи Ростов единственный центр производства финифти в нашей стране Ростов единственный центр производства финифти в нашей стране

15 И. Солдатов Красочность характерна для живописи Солдатова, краски отличаются богатством мягких оттенков – это средство выражения сюжета. Сюжет здесь сказочный, исполнен он ярко, сочно, многоцветно, поистине «сказочно» Сюжет здесь сказочный, исполнен он ярко, сочно, многоцветно, поистине «сказочно». «Сказка о царе Салтане»

16 В. Котков «Ростовский кремль» Панно представляет собой сильно вытянутую горизонтальную пластинку, на ней изображены силуэты кремля, узенькая полоска берега, вода озера, в которой отражается кремль. Живопись предельно проста: белые сюжеты сооружений, четко обведенные черной линией. Изображение подкупает тонкими, нежными сочетаниями цветов.

17 В. Пителин Для этой работы характерны сложные, богатые цветовые отношения, так удачно подчеркивающие элементы древних сооружений. Очень удачен здесь фон, на котором ярко рисуется фигура Ярославны. «Плач Ярославны»

18 В. Солдатов «Матрешка и воин» «Башня»

20 Производство изразцов Изразцы – кафли – керамические плитки для облицовки каминов, печей, стен. С обратной стороны имеют вид открытой коробки для крепления в кладке.

21 Зеленый (муравленый) изразец с изображением кораблика в парапете крыльца церкви Михаила Архангела Фрагмент крыльца и галереи церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Ширинки крылец и галереи украшают ценинные изразцы, а ставни, окна и полотна дверей – «травные».

22 Изразцовый фриз западного притвора церкви Николы Мокрого 1690–е гг. Изразцовые наличники окон церкви Николы Мокрого 1960-е гг.

23 Западный притвор Тихвинской церкви 1960-е гг. Обильное убранство фасадов и притвора ценинными изразцами превосходно дополняют декоративный венчающий шатёр, покрытый поливной зеленой черепицей. Верхняя часть церкви Богоявления с главами. Обильный декор из ценинных изразцов.

24 Вывод На основании работы сделаны следующие выводы: На основании работы сделаны следующие выводы: начиная с 17 века, сложились многообразные народные промыслы, которые можно проклассифицировать по исходному сырью: промыслы, связанные с обработкой дерева, ткани и металлов, и промыслы, связанные с художественной росписью по дереву, металлам и керамике; начиная с 17 века, сложились многообразные народные промыслы, которые можно проклассифицировать по исходному сырью: промыслы, связанные с обработкой дерева, ткани и металлов, и промыслы, связанные с художественной росписью по дереву, металлам и керамике; многие из них трансформировались в промышленное производство, но часть существуют как народные промыслы; многие из них трансформировались в промышленное производство, но часть существуют как народные промыслы; развитие народных промыслов позволяет возродить интерес к русской истории; развитие народных промыслов позволяет возродить интерес к русской истории; позволяет стимулировать экономическое развитие территории позволяет стимулировать экономическое развитие территории

Источник