Народный промысел воронежского края

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ

ВОРОНЕЖСКОЕ ТКАЧЕСТВО

Изделия узорного ткачества завоевали в Воронежской губернии большое признание в конце XIX в. Тканые работы были представлены в 1913 г. на Всероссийской кустарной выставке в Санкт-Петербурге. Ковёр молодой мастерицы из горожанкинской мастерской Н.В. Гладневой «Адам и Ева» демонстрировался на Всемирной выставке в Париже (Лувр), получил «Гран-при» и был куплен Лувром. Современное узорное ткачество представлено Елань-Коленовской ковровой фабрикой. Декоративные предметы современного воронежского ткачества широко бытуют и сегодня, особенно в сёлах.

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ (52.4 тыс. кв. км)

На окраине Воронежа находится так называемая Воронежская аномальная зона, знаменитая тем, что там приземляются неопознанные летающие объекты.
Первая посадка произошла в 1989 году на глазах у многих очевидцев. Расследованием этого случая занимался известный исследователь Генрих Силанов, один из авторов книги НЛО в Воронеже.
Впрочем, те же уфологи считают, что к Воронежской аномальной зоне можно отнести и другие районы области.
Из мест силы под Воронежем следует особо выделить Косmомарово и Новохоnёрскую зону.

В 1979 году в Костёнках был открыт музей, выстроенный прямо над одной из костёнковских стоянок, возрастом около 20 000 лет.
Под крышей музея было законсервировано древнее жилище, выстроенное из костей мамонта и окруженное пятью ямами-кладовыми для хранения запасов пищи
Идея создания музея принадлежала известному советскому ученому-археологу А. Н. Рогачеву. Построен же музей был на средства воронежских властей, но раскопки и консервация памятника осуществлялись под руководством А.Н. Рогачева и силами экспедиции Ленинградского отделения Института археологии АН СССР. Тогда же была создана временная выставка, которая существует до сих пор, оправдывая известную поговорку, что «нет ничего более постоянного, чем временное». В 1983 году музей, бывший тогда филиалом Воронежского областного краеведческого музея, открылся для посещения широкой публикой. В 1991 году филиал «Костёнки» отделился от Воронежского краеведческого музея и приобрел статус музея-заповедника, включившего в свою территорию не только музей над стоянкой Костёнки-11, но и все верхнепалеолитические памятники Костенковско-Боршевского района, а также Боршевское славянское городище. Основными целями музея-заповедника является охрана, изучение и популяризация стоянок верхнего палеолита.

КОСТОМАРОВО

НОВОХОПЁРСКАЯ ЗОНА

На востоке Воронежской области, неподалеку от города Новохопёрска, расположена аномальная зона Желтояр (чаще её называют Новохопёрской аномальной Зоной), где нередко появляются НЛО, а также хрональные миражи, то есть видения событий прошлого.
В Новохопёрской зоне видели объекты в форме тарелок, треугольников, трапеций и гуманоидов в белых скафандрах.
Военные летчики, пролетая над территорией Хопёрскога заповедника, постоянно видят светящиеся предметы, которые сопровождают самолеты до самой посадки. При приближении к взлетной полосе они тают в воздухе. Пилоты даже дали странным объектам название

белые ангелы.
Жители деревни Победонище наблюдали, как из-под грушевого дерева выскакивали серебристые шары, которые куда-то летели по извилистой траектории.
Участникам экспедиции Воронежского комитета по изучению аномальных явлений, побывавшим в зоне, удалось заснять на пленку видения событий далекого прошлого. На фотографиях изображены люди в солдатской форме возле палаток. А на одном из снимков проявился фантом самолёта.

Исследователи считают, что это картины Великой Отечественной войны, когда-то здесь проходила линия фронта. Так, известному исследователю зоны Г.М. Силаиову удалось сфотографировать призрак чешского солдата в форме времен Второй мировой. Позднее выяснилось что в этом месте действительно располагалась чешская воинская часть, входившая в состав Советской армии.
Воронежские уфологи обратились к местным властям с оригинальным предложением: создать в Новохопёрском районе Центр космического туризма. Они полагают, что и в России, и за рубежом найдется немало желающих полюбоваться на эти чудеса.

Источник

Воронежская глиняная игрушка, или Арефьевский потешный промысел

Игрушка из глины, дерева, соломы и других природных материалов всегда сопровождала человека. От предмета культового назначения языческой религии она утвердилась в современном мире как предмет праздника, веселья, а иногда и коллекционирования. Игрушка всегда несет в себе радость и восторг, передает тепло рук мастера.

Глиняные игрушки Воронежской области дореволюционного времени. Краеведческий музей

Если попросить вспомнить известные игрушки, то любой назовет дымковскую глиняную игрушку, обязательно каргопольскую игрушку, не забудут о хлудневской и романовской игрушках, кожлянской и плешковской. Но никто не назовет воронежскую игрушку. Хотя это и неудивительно, ведь её сложно найти на выставках художественных промыслов, в галереях и арт-салонах, в продаже.

В альбоме И.Я. Богуславской «Русская глиняная игрушка» показаны две удивительные «воронежские барыни» в знаменитых и ни на какие другие промыслы не похожих головных уборах, условно называемых «капоры», со спирально закрученными концами, их еще называют «селезнёвы кудри», т.к. перья из хвоста «косявчатого» селезня, а спирали – это знаки жизненной силы, плодородия, союза земли и воды.

Воронежские барыни. Нач. XX в.
Воронежская губерния. Белая глина, роспись
Альбом И.Я. Богуславской «Русская глиняная игрушка»

Галина Ивановна Арефьева – народный мастер Воронежской области, вот уже много лет возрождающая воронежскую «заманку», так называли в старину детскую игрушку. Многие сюжеты в ее работах появились благодаря изучению песенного и игрового фольклора, местных традиций и обычаев, благодаря знакомству со сказками воронежских сказительниц. Для мастера все игрушки словно живые, все дороги сердцу, ведь Галина Ивановна лепит все то, что ей близко и дорого, что согревает душу.

Читайте также:  Народные коллективы во владимире

Народный мастер Воронежской области Галина Ивановна Арефьева

Когда я познакомилась с Галиной Ивановной и рассказала ей о своем увлечении, она попробовала сделать из традиционный воронежской игрушки колокольчик. И не просто привязывая «язычок» внутрь изделия, а по всем правилам: специальное крепления для «язычка», «юбку» колокольчика пошире, да чтоб звон был голосистым и красивым. В основе колокольчика, как и в игрушке, лежит найденная старая форма – удлиненная, округлая, пустотелая. При лепке используется налепка рогов и бороды у животных, пышный гребень у птиц, подвески к ушам и кокетки. Узор на костюме у барыни в виде насечек в разных направлениях с обереговой символикой. Краски разные по цвету и по тону: красные, синие, зелёные, желтые, серебряные.

Колокольчик-коляда. Коллекция Ю.Чуриловой

Колокольчик «Барыня с гусем». Коллекция Ю.Чуриловой

Глиняные игрушки Г.И. Арефьевой хранятся в музее игрушки в Сергиевом Посаде, а также украшают многие частные коллекции. Во время работы над изделием Галина Ивановна не только размышляет над сюжетом и техникой работы, в её руках глиняные птички, барашки, барыни оживают, мастер придумывает потешки-сказки к своим игрушкам. В прошлом году любители глиняных игрушек Галины Ивановны познакомились с книгой «Кудыкина гора», на страницах которой – сочинённые мастером сказки, основанные на историях из жизни и творческой работы. В них живут красные кони и золоторогие олени, трёхрогие птицы и заморские чудеса.

Многие сходятся во мнении, что романовская игрушка и воронежская игрушка почти одинаковые. Безусловно, есть схожие черты, т.к. некоторые села ныне Липецкой области ранее относились к Воронежской губернии. Но на фото видны и четкие отличия в костюмах и росписи. Фото из журнала Народное Творчество

Колокольчики «Воронежские барыни»

Колокольчики «Воронежские барыни».
Коллекция Ю.Чуриловой

Колокольчик «Воронежская барыня».
Коллекция О.Поповой

Барыня на фото справа воплощает самый архаичный образ воронежской глиняной игрушки, найденной при раскопках и хранящейся музее игрушки в Сергиевом Посаде.

Колокольчик «Вождение козы»

Колокольчик по сюжету раскрывает тему ряженья в обрядовом фольклоре Воронежской области. Есть сведения об игровом «шествии с козой». К рогатулине прибивали поперечную палку, вешали на неё «бороду», одевали козу, украшали. Две женщины водили козу от дома к дому и пели колядки. За женщинами шёл народ, все обходили деревню, калядовали и собирали подарки. Коза должна была пугать людей, падать на землю, умирать, если не давали подарки. Касаясь рогами земли, коза как самое плодовитое животное должна была вызвать плодородие земли и передать силу своей плодовитости растениям.

Колокольчик «Вождение козы».
Коллекция Ю.Чуриловой

Источники:
Г.И. Арефьева «Кудыкина гора». – Воронеж, 2012. – 72 с.
И.Я. Богуславская «Русская глиняная игрушка». – Искусство. Ленинград, 1975.
Елецких В.Л., Болгов М.И. Воронежская керамика. Игрушка-говорушка. – Воронеж: ООО «Творческое объединение «Альбом», 2007.

Источник

Презентация по МХК «Народные промыслы и ремесла Воронежской области»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация подготовлена учителем истории и обществознания МБОУ СОШ № 62 г. Воронеж Смирновой М.А.

В XVII веке началось заселение Воронежского края людьми с разных земель. Все они приносили с собой свои умения, способы обработки дерева, металла, кожи, шерсти, глины.

Ремесло – это работа по изготовлению каких-либо изделий ручным (кустарным) способом, требующим специальных навыков. Промысел – это налаженное производство ремесленных изделий, которое предусматривает не только их изготовление, но и сбыт, использует коллективный труд.

Наиболее распространённой была ручная вышивка: она украшала одежду, полотенца, скатерти, покрывала, ковры, кисеты, сумочки.… Среди украшений славились бусы и гайтаны. Большое разнообразие вышивки и украшений сохранил народный костюм Воронежской губернии.

Дина Михайловна выросла в семье потомственных ремесленников, с детства перенимала богатый опыт поколений. В своём творчестве мастеру удалось сохранить и передать приёмы вышивки Острогожских мастериц. Являясь хранительницей местных традиций и фольклора, она обучает детей в Доме ремёсел «Острогожские узоры». Дина Михайловна считает, что нет на свете людей, равнодушных к красоте и помогает всем желающим выпустить на волю свой талант.

Ремесло пошива и украшения одежды было самым сложным и требующим знания традиций. Женщины редко доверяли кому-либо их делать, мастерили сами.

Народная одежда Воронежской области отражает традиции многочисленных групп переселенцев, поэтому они так разнообразны, ярки и неповторимы. В селах порекам Елань, Савала Новохоперского, Нижнедевицкого, Павловского, Богучарсого уездов производили домашним способом тонкое белое и серое сукно, поддающееся любой окраске.

Он возник в XVIII веке и связан с развитием овцеводства. Дешевое сырье – шерсть и потребность из-за холодных зим в перчатках, варежках носках, чулках, платках обусловили быстрое развитие этого промысла.

Накинешь такой платок на плечи – и никакой мороз не страшен. Неудивительно, что на протяжении почти столетнего своего существования воронежский платковый промысел, переживший времена расцвета и упадка, не исчез окончательно. Старинным промысловым центром считается село Русаново Новохоперского района, куда шерстовязальное кустарное производство завезли еще первые переселенцы. В настоящее время вязанием платков из козьего пуха занимаются жители Новохоперского, Талового, Поворинского и других районов. На окраине Новохоперска до сих пор действует рынок по продаже местных пуховых платков. Куда выходят одновременно торговать платками более 200 продавцов. Здесь платки на любой вкус – от маленьких треугольной формы до больших прямоугольных, от голубоватых, серых и нежных бежевых до кофейного и черного цветов.

Читайте также:  Народное средство против укуса пчелы

Крупные центры вышивального промысла находились в слободе Воронцовка и Александровка Павловского уезда. Вышивали скатерти, рушники, санные ковры, платки, головные уборы, одежду. В господских имениях и при монастырях работали мастерские «ЗОЛОТОШВЕЕК», так называли мастериц вышивки.

Начал развиваться в губернии в XVIII веке и достиг расцвета на рубеже XIX – XX веков. Распространен был промысел в селах Нижнедевицкого, Острогорского, Богучарского уездов. Особенно славилось село Урыв, что недалеко от Острогожска.

Воронежские ковры по-местному назывались КИЛИМЫ (КИЛЫМЫ). Они были безворсовые, с ярким рисунком: маки, розы, шиповник, лилии раскидывались по черному или лиловому фону. В палитру красок примешивались изумрудные, оранжевые, алые, синие цвета.

Становление нравственной личности, формирование национального русского характера начинается с любви к «малой родине», с любви, которая перерастет в любовь к своему Отечеству. Краеведческий материал оказывает неоценимую помощь в обогащении наших знаний о родных местах, создает возможность для патриотического воспитания.

Номер материала: ДБ-065572

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

ТРАДИЦИОННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«БУТУРЛИНОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

ТРАДИЦИОННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

дисциплин изобразительного цикла

Художественные промыслы Воронежской области

Воронежская земля издавна славилась своими мастерами. Уже в середине 19 века в разных селах и городах нашей губернии сложились народные художественные промыслы. Известность получили вышивка, кружевоплетение, гончарное дело, изготовление глиняной игрушки, резьба по дереву, вязание, изготовление ковров и другие. Наиболее распространённой была ручная вышивка: она украшала одежду, полотенца, скатерти, покрывала, ковры, кисеты, сумочки. Среди украшений славились бусы и гайтаны. Большое разнообразие вышивки сохранил народный костюм Воронежской губернии. Далеко за пределами области были известны пуховые платки. Этот промысел был сосредоточен на территории современных Новохоперского, Поворинского, Грибановского районов. Известно, что в середине 20-х годов XX века в одной только новохоперской Русановке женщины вязали около 8 тысяч платков в месяц.
Ковроделием и художественным ткачеством славились села Павловского, Острогожского, Богучарского, Рамонского, Бобровского, Новохоперского, Бутурлиновского районов. Изделия расходились по всей России и закупались в другие страны. Особую славу приобрели знаменитые

ковры из Елань-Колено.

Керамическое производство было известно глиняной посудой, кирпичами, черепицей и игрушкой. В 1911 году в нашей губернии насчитывалось более 200 гончарных заводов. Наибольшее их числобыло в Семилукском, Рамонском. Калачеевском, Хохольском районах.
В местах расположения лесных массивов — Новохоперском, Павловском, Бобровском, Борисоглебском, Новоусманском, Бутурлиновском районах – получила развитие деревообрабатывающая промышленность и художественная резьба по дереву.

Наша страна принадлежит к числу немногих мировых держав, которые наряду с развитием технического прогресса, сумели не растерять исторические традиции и стилевые особенности народных художественных промыслов.
Воронежцы нередко с успехом принимают участие в различных конкурсах и выставках, представляя на них этнографические народные костюмы, музыкальные инструменты – гитары, баяны, аккордеоны, изделия художественных промыслов из керамики, дерева, лозы, войлока, шерсти. Рассмотрим самые известные и самобытные промыслы Воронежской области.

Назван в честь ныне здравствующей воронежской мастерицы глиняной игрушки Галины Арефьевой. Она посвятила свою жизнь изучению традиций Воронежского края, в частности, изготовления глиняных игрушек. В результате проведенной большой исследовательской работы, привнеся в традиционные принципы создания народной игрушки свое авторское видение, мастерица сумела создать новую звонкую игрушку.
Основала свою школу искусства изготовления игрушки, у нее немало увлеченных последователей. Магия забытого ремесла Как-то в конце 1980-х наша землячка Галина Арефьева увидела в магазине среди хозяйственной утвари …красную курицу. Конечно, не настоящую, а глиняную свистульку. Вроде немудреная вещица, сделанная детворе на забаву, но было в ней что-то наивно-трогательное и родное. Словом, домой Галина Ивановна вернулась с игрушечной квочкой, а на следующий день накопала глины и до поздней ночи колдовала над своими фигурками. Так началась ее работа над возрождением традиционной народной воронежской игрушки. С давних пор по всей России славятся дымковские, филимоновские, абашевские «глиняные чудеса». А в наших краях, богатых глиной, как будто никто и не лепил. Но ведь во многих воронежских селах издревле работали гончары-кустари и попутно с посудой делали свистульки и прочие игрушки для ребятни. Однако со временем традиция замерла. Галина Арефьева после памятной покупки загорелась вернуть утраченное. Впрочем, в этом желании сыграл свою роль отнюдь не только случай. Галина Ивановна выросла в большой мастеровой семье. Отец запросто плел корзинки, валял валенки, изготавливал кадушки. Матушка вышивала, вязала, стегала одеяла, ткала. К рукодельным премудростям приохотились с ранних лет и семеро арефьевских детей. После окончания школы Галина окончила Елецкий пединститут и много лет трудилась в центре развития детского творчества – обучала ребят основам народных промыслов.

Читайте также:  Народная кукла женская суть

Галина Ивановна Арефьева

Поиск этот стоил больших усилий, продолжается он и сейчас. Но порой, случались удивительные «подсказки». Так, однажды Галина Ивановна затеяла домашний ремонт. Тогда весь пол в квартире был устлан газетами и, когда она присела отдохнуть, наткнулась взглядом на фото бабушки со свистулькой. После прочтения статьи выяснилось, что это известная искусница, развивающая традиции городецкой игрушки. Галина Арефьева ей написала и… получила приглашение приехать, познакомиться с местным творчеством. А потом начинающая воронежская мастерица побывала на фестивале фольклора и ремесел в нашем Воробьевском районе, и ее презентация заинтересовала первого зама руководителя ассоциации «Народные художественные промыслы России» Виктора Антонова. Тогда он похвалил образы и качество исполнения арефьевских игрушек, но заметил, что по стилю они все же ближе к городецким, а «надо бы развивать свое, воронежское». После этого разговора Галина Ивановна решительно собрала свои работы в коробку и …отнесла их на мусорку, а потом принялась искать описания исконной воронежской игрушки в архивах. Ведь самих образцов у нас практически не осталось. Их поиск привел Арефьеву в московские и

питерские музеи. Но уже сейчас трудами мастерицы наша исконная игрушка обрела новую жизнь. Люди приносят ей найденные остатки глиняных свистулек. Ценными источниками служат описания, сохранившиеся в исследованиях обрядов Воронежской губернии и фольклор. В росписи помогают каноны, по которым издревле украшалась местная одежда. Год назад художественно-экспертная комиссия присвоила почетное звание «Народный мастер». Романтичное происхождение у игрушки «Судьба» – разудалого всадника, оседлавшего крылатого коня. Крылышки задиристо вздымаются вверх, как будто коняшка вот-вот взлетит. Увидеть девушке в окошко конного молодца во время святочных гаданий считалось в старину верной приметой грядущего сватовства. Одна из легенд о происхождении топонима Хава отражается в игрушке с таким названием. Говорят, это имя дочери татарского хана, полюбившей простого парня. Рассердился за это на нее отец и решил выдать замуж за воеводу. Только девушка бросилась с обрыва в реку, и, коснувшись воды, обернулась птицей.
Оно и понятно – ко всему прочему мастерица сочиняет удивительные сказки. А еще почти все ее игрушки поющие. Правда, прежде чем глина в ее руках «запела», пришлось биться два года. В коллекции Галины Арефьевой более 1300 образцов глиняных игрушек со всех уголков страны (не считая своих!), и у каждой свой секрет. Игрушка с таким названием отражает обряд, бытовавший в селе Титаревка Кантемировского района. На Троицкие или Зеленые святки парня обряжали в вывернутый полушубок, пристраивали за шиворот рогатину с мочалом-бородой. Эта ряженая «коза» в сопровождении колядовщиков ходила по дворам и вела забавную игру – капризничала, требовала больше даров, падала и дрыгала ногами. Но главным в потешной церемонии было дотронуться «рогами» до земли, чтобы передать ей часть магической силы, ведь это животное считалось одним из самых плодовитых.

Один из самых ярких представителей этого прикладного искусства – воронежская мастерица Светлана Богомолова, разработавшая авторскую программу обучения детей лепке изделий из соленого теста. Она объединила исторические традиции и сказочные сюжеты с современными приемами и мотивами народного костюма.

Художественная ручная вышивка.

Этому искусству тоже обучают в «Острогожских узорах» Более того, именно директор Дома художественных ремесел, – Татьяна Ишутина. Она, переняв навыки и опыт мастеров плетения изделий из лозы, создает новые и оригинальные художественные образы и формы.
В 1997 году было создано ООО «Народные промыслы» ВООО ВОИ, которое

• обучение с последующим трудоустройством;

• реализация изделий из лозы.

Продолжатель этого народного искусства – Лариса Курова, живет в Воронеже. Она работает в традиционной технике и обучает этому своих учеников. Ее работы отличаются высочайшим художественным вкусом и неоднократно представляли Воронежскую область на разного рода конкурсах декоративно-прикладного творчества, как всероссийских, так и международных.

Самый яркий представитель этого вида изделий знаменитая воронежская матрешка особой каплевидной формы, «одетая» в самобытные, тщательно и до мельчайших деталей воссозданные, народные костюмы Воронежской губернии. Ее создала Елена Матвеева, ученица почетного гражданина Воронежа, члена союза художников РФ Петра Пономарева. Воронежская матрешка была неоднократно и по достоинству оценена на многих конкурсах и выставках самого разного уровня, в том числе и международных.

Елена Матвеева

Мастер глиняной игрушки Наталья Минькова, продолжая традиции народного промысла, сохранив пропорции, обогатила традиционную острогожскую игрушку новыми высокохудожественными элементами. В роспись игрушки она добавила узоры «барановского платка». Это был основной в 19 веке и любимый женщинами российского Черноземья головной убор. Наталья разработала собственную оригинальную программу обучения детей народному промыслу, знакомя их с историей родного края.
Еще одна оригинальная глиняная игрушка Острожского района. Мастер-игрушечник Любовь Усова на протяжении 30 лет изучала традиции керамистов разных сел этого района. Вместе со своими учениками она воссоздала традиционную форму этой игрушки, ее материалы, технологию изготовления, инструменты для декорирования, сюжеты быта крестьян и традиционное настроение персонажей.
Государственную политику в сфере народного творчества на территории области осуществляет государственное бюджетное учреждение Воронежский областной центр народного творчества.

Источник