Народный промысел воронежской области

Описание презентации по отдельным слайдам:

Воронежский край – знакомство с народным промыслом Выполнила воспитатель Шевцова О. В. МБДОУ детский сад ОВ №173

Воронежская земля издавна славилась своими мастерами. Уже в середине 19 века в разных селах и городах нашей губернии сложились народные художественные промыслы. Известность получили вышивка, кружевоплетение, гончарное дело, изготовление глиняной игрушки, резьба по дереву, вязание, изготовление ковров и другие.

Воронежские мастерицы вышивальщицы создавали вышитые узоры. Чаще всего используемой фигурой которой был –ромб. Эта вышивка украшала одежду. Вышивка

Так же они создавали узоры которые украшали полотенца, скатерти, покрывала, ковры, кисеты, сумочки. Вышивка

Воронежский народный костюм В народном костюме каждая деталь и каждый цвет были символическими. Так, в воронежском народном костюме обязательно присутствуют три цвета – белый, красный и черный. А черный цвет – цвет земли и покоя – считается любимым в Воронежском крае, потому что символизировал еще и чернозем.

Любой русский народный костюм непременно был украшен орнаментом: повседневная одежда в меньшей степени, а вот праздничная обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками. Праздничный народный костюм

Далеко за пределами области были известны воронежские пуховые платки. Вяжут платки из козьего пуха. Воронежские козы обладают лёгким, тёплым, мягким, шелковистым, длинноволокнистым пухом черного, светло-серого и темно-серого, коричневого цветов. Платки из него отличаются красотой и практичностью, плотностью и пушистостью. Пуховые платки

Керамика Так же в Воронежской области было развито керамическое производство. Оно было известно глиняной посудой, кирпичами, черепицей и игрушкой. Наибольшее их число было в Семилукском, Рамонском, Калачеевском, Хохольском районах.

Гончарное ремесло села Карачун Земля вокруг Карачуна богата глинами. В процесс изготовления глиняной посуды было вовлечено все карачунское население от мала до велика. Посуду возили на ярмарки. Сплавляли на баржах вверх по реке до нынешней Липецкой области и вниз по течению до города Воронежа и дальше. Из остатков глины, для забавы детей мастер лепил фигурки, передавая знакомые образы окружающего мира.

Гончарное ремесло «Лямзинские игрушки» Среди мастеров карачунского гончарного промысла за последнее столетие больше всего известна фамилия Лямзиных. Лямзин Василий Иванович (1927- 1998 г. г.) – последний сельский гончар, сохранивший приемы и традиции древнего ремесла. Более пятидесяти лет проработал он в местной артели, а прославился своими особыми игрушками. «Лямзинские игрушки» — так их называют теперь. Его работы хранятся в фондах Воронежского областного краеведческого музея, музеях прикладного искусства в Нижнем Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге, Сергиев-Посаде. Лямзин Василий Иванович

Художественная обработка дерева наряду с другими видами народных художественных промыслов была широко распространена в Воронежской области. Дерево было одним из самых любимых материалов среди воронежских мастеров. Лесные богатства края делали его легко доступным. Почти все вещи, нужные крестьянину, делались из дерева. Каждую вещь старались изготовить удобной и в тоже время красивой. Обработка дерева

Воронежская матрешка Воронежская матрешка появилась не так давно. Создательницей стала Елена Геннадиевна Матвеева. Она отражает облик женщины воронежской области давних времен, одетую в народный костюм своего края. Елена Геннадиевна Матвеева

Воронежская область имела много видов народных промыслов. С развитием цивилизации, не которые промыслы потеряли свою актуальность и были забыты. Но тем не менее существуют мастера народного промыла, которые возрождают к жизни старые ремесла. Благодаря им, мы и сейчас можем познакомится с творчеством наших предков. Мастерица глиняной игрушки Галина Ивановна Арефьева Народные мастера игрушечного промысла Людмила Дедова и Галина Котельникова

Номер материала: ДБ-165240

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Не славы ради. Как в Воронежской области появляются хранители народных ремёсел

43 ремесленника Воронежской области по праву зовутся «народными мастерами».

Для просмотра видео включите поддержку javascript в браузере, или используйте браузер, который поддерживает HTML5 видео

Они могут за несколько минут превратить кусок глины в птицу и знают всё о гардеробе воронежских матрёшек. Этим званием в Воронежской области хранителей народных ремёсел отмечают с 2010 года.

Уже почти 30 лет Людмила Дедова занимается карачунской игрушкой, родина которой – Рамонский район. Это как лепить вареники, рассказывает мастер. Исходный материал – обычная глина. Тоже из-под Рамони.

Фигурка в виде птицы появляется всего за несколько минут. Потом её ещё надо будет просушить и подержать в печи, но у свистульки есть уже и форма, и содержание.

Читайте также:  Лечение гемангиомы на лице у детей народными средствами

– Я, как коренной житель, местный, наверно, приняла этот, так сказать, на себя промысел, эту историю карачунскую. И душа легла к местной глине, к местной игрушке. И кто, если не я, – рассказала народный мастер Воронежской области Людмила Дедова.

Если не Людмила, то никто – в Воронеже таких мастеров больше просто нет.

Чуть лучше дела у воронежской матрёшки – этим промыслом в регионе занимаются несколько человек. Эти игрушки по форме напоминают каплю воды – и этим не похожи на остальных, рассказывает Евгения Афанасенко. Работать с ними, признается, довольно сложно. Мало быть хорошим художником, надо также хорошо разбираться в народных костюмах.

– Наша матрёшка единственная одета в народный костюм, вся детализация здесь происходит, даже на дне матрёшечки можно прочитать, откуда, с какой губернии этот костюм, например, женский праздничный костюм, там, села Клеповка, Павловского уезда, – пояснила народный мастер Воронежской области Евгения Афанасенко.

Народные мастера – люди увлечённые, почётное звание ни для кого из них, конечно, не является основной целью, главное – это возможность заниматься любимым делом, но признание для творческого человека всегда имеет значение.

Звание «народный мастер Воронежской области» появилось 8 лет назад, чтобы поддержать настоящих мастеров и сохранить их дело. Сейчас их – 43. Из примерно 1000 умельцев, работающих в жанре народного искусства. Это высокая награда, получить её не так просто.

– Тот мастер, которого мы не знаем, не видим в наших областных мероприятиях, межрегиональных мероприятиях, здесь будет ему сложно получить звание, потому, что нам необходимо понимать, что этот мастер занимается постоянно своим ремеслом и имеет достаточный для этого опыт, – рассказала заместитель директора Воронежского областного центра народного творчества и кино Оксана Лепнева.

Однако кроме почёта, это звание ничего не даёт. Правда, Людмила Дедова по удостоверению народного мастера Воронежской области покупает билеты даже в московские музеи с большой скидкой. А Евгения Афанасенко получила прибавку к зарплате по личной инициативе директора дворца культуры. Тем не менее, желающих стать народным мастером много, но даже до подачи заявки допускают не всех, утверждают в областном центре народного творчества. Сейчас приняли 7 заявлений, из них специальная комиссия два месяца будет выбирать самых достойных. Трое или четверо мастеров официально станут народными в ноябре.

Источник

Презентация к уроку

Участники: ученики 11-е классов – экскурсоводы-рассказчики, ученики 5-6-х классов – слушатели, исполнители стихов и песен, творческие группы рукодельников (художники, вышивальщицы и др.)

Оборудование: карта Воронежской области, красочные плакаты с народными промыслами, картинки и фотографии с изображением основных художественных промыслов Воронежского края; выставка изделий народных промыслов: вышитые рушники, платки, кружево, ковры, изделия из лозы и соломки, камня и металла, дерева и глины, бисера; народные костюмы, игрушки и другие предметы старины.

Эпиграф: Истинно художественное произведение удовлетворяет не только эстетические интересы. Оно тесными узами связано с действительностью, на почве которой возникло.
Ф.И. Буслаев.

Вступительное слово учителя-географа:

Ребята, сегодня мы будем говорить о художественных промыслах нашего края и совершим с вами увлекательное путешествие в старину. Цель нашего путешествия – сбор и обобщение сведений о культурных традициях наших отцов и дедов, о художественных промыслах Воронежского края. Сказочно богата наша Воронежская земля. Леса и поля, реки и озера, наши знаменитые черноземные почвы, наш трудолюбивый и талантливый народ с его культурой, обычаями и традициями, которые передаются из поколения в поколение. А мы, как благодарные потомки должны все это знать, беречь и сделать достоянием наших детей, внуков и правнуков.

Итак, в дорогу!
Ребята! Воронежская область (показывает на карте)

Открывают нашу ярмарку учащиеся 6-х классов: (читают стихи)

Итак, приглашаем всех на широкую ярмарку. Сейчас вы услышите песню в исполнении ансамбля «Иван-да-Марья». (Звучит песня «Ярмарка»).

Ведущий учитель:

Итак, ребята, сейчас мы будем знакомиться с различными промыслами нашего Воронежского края. Наши рассказчики – экскурсоводы – откроют вам много интересных секретов изготовления различных изделий народного творчества.

Рассказчица 1:

«Художественная керамика» (рассказывает, показывает на карте Воронежской области основные центры изготовления керамических изделий).

Чаще всего при археологических раскопках люди находят керамические изделия, обычно это посуда. Особенности развития этого искусства в Воронежском крае во многом обусловлены историей освоения территории. В 16 веке в Воронеже существовала целая гончарная слобода.
Мастерами, прославившими глиняное дело, были: Поповы (село Ендовище), Лямзин (село Карачун), Бессарабова (город Воронеж), Усова (Острогожск) и др. [2]

(Звучит рассказ об этих мастерах).

Рассказчик 2:

«Художественная металлообработка» (рассказывает, показывает на карте Воронежской области основные центры, демонстрирует изделия из металла: чеканки, оклады икона фото плакатов с выставки).

Кузнечное дело получило широкое распространение на Руси в 17-18 веках. Издавна оно было окружено различными поверьями. Считалось, что кузнецы находились под покровительством бога Сварога и могли врачевать болезни, ворожить и отгонять нечистую силу.
Для Воронежской области своеобразными музеями-заповедниками, сохранившими многие элементы декоративной отделки зданий конца 19 – начала 20 века, являются города Борисоглебск и Новохопёрск.
Мастерами, прославившими кузнечное дело, являются Кузовлев, Саликов, Попов, Кондратьев (город Борисоглебск).
Были свои мастера и по литью колоколов. В конце 19 века в Воронеже колокола отливались на местных литейных заводах. Основал литейное производство молодой воронежский инженер Валерий Анисимов, потомственный хопёрский казак. За первые 2 года работы завода 200 храмов епархии обрели воронежские колокола. [4]

Читайте также:  Мексиканский народный костюм для мальчика

Рассказчик 3:

«Художественные изделия из камня» (рассказывает, показывает на карте Воронежской области основные центры, демонстрирует изделия из Павловского гранита, ювелирные вставки из поделочных камней – с картинок и фото на плакате).

Камень широко применялся в Киевской и Владимиро-Суздальской Руси 10-12 веков для возведения и украшения архитектурных сооружений. Резьбой по камню украшены многие старинные архитектурные памятники 17 века в Москве, например, Грановитая палата и Теремной дворец в Кремле.
На территории России расположены многочисленные месторождения различных видов камнесамоцветного сырья. Далеко разнеслась слава о знаменитом Павловском розовом граните, перешагнула она границы Воронежской области и даже страны. Мастерами, прославившими гранитное дело, являются Тарачков (город Павловск), Фомичев (город Борисоглебск). [10]

Ведущий учитель:

Издавна убранству жилища придавалась большое значение. Каким же оно было в те далёкие времена?

Стихи Сергея Есенина читают ученики 6-го класса:

Ведущий учитель:

Итак, давайте послушаем рассказ о художественной обработке дерева.

Рассказчик 4:

«Художественная обработка по дереву» (рассказывает, показывает на карте Воронежской области главные центры деревообработки).

Художественная обработка дерева – наиболее древний вид декоративного искусства. Отечественные археологи обнаружили на Алтае деревянные скульптуры, изображения зверей и птиц, относящихся к 5 веку.
Деревянные птицы стали главным делом жизни Людмилы Пащенко – художника-декоратора, живущего и работающего в Воронеже.
В каждой крестьянской семье из дерева делали все необходимое сами. В Бутурлиновке работала мастерская по росписи дуг, карет и тарантасов. В селе Клеповка Бутурлиновского района делали игрушки, а также резали солонки, донца, поставцы и божницы, полицы для хлеба. В городе Павловске жили мастера, делавшие и расписывающие блюда, шкатулки, ковши для воды и формы для куличей.
И в наше время резьба по дереву находит своих талантливых последователей: Пасенко В.В. из города Анны, В.В. Коротунов из села Нижний Карачан Грибановского района, С.А. Новосёлков, братья Долгиревы, Павел Репин, Павел Шляпкин, В.Н. Мамонов из Борисоглебска. [5]

Ведущий учитель:

Вязали, ткали, вышивали на Руси с давних времен. Это одни из главных промыслов нашего Воронежского края.

Стихотворение читает ученица 6-го класса:

Ведущий учитель:

Послушайте рассказы об этих старинных промыслах.

Рассказчица 5:

«Воронежские шали» (рассказывает, показывает на карте Воронежской области центры, демонстрирует шали и платки воронежских мастериц с плакатов и выставки).

На Воронежской земле платок появился примерно в 16-17 веках.
Около полутора веков назад шали крепостных ткачих воронежской помещицы Веры Андреевны Елисеевой своими художественными и техническими качествами подняли на высшую ступень авторитет русского народного искусства и в самой России, и за рубежом.
В Павловском, Острогожском, Новохопёрском и других уездах Воронежской губернии также ткали полотно и делали набивные платки, подшальники.
В 40-е годы получило развитие совершенно уникальное рунное узорное вязание пуховых платков. В Воронежской области в основном вязанием пуховых платков занимаются женщины Новохопёрского, Поворинского, Борисоглебского, Терновского районов. [10]

Ученица 11-го класса исполняет песню «Лебедь белая».

Рассказчица 6:

«Узорное ткачество и ковроделие» (рассказывает, показывает на карте Воронежской области центры, демонстрирует фото с выставки).

Изделия узорного ткачества мастеров Павловского, Коротоякского, Новохопёрского, Богучарского уездов завоевали в Воронежской губернии большое признание в конце 19-го века. Оригинальное явление современного узорного ткачества представлено Елань-Коленовской ковровой фабрикой. Для хохольских ковров характерны цветочные композиции – букеты, гирлянды, венки. Декоративные предметы современного воронежского ткачества широко бытуют и сегодня, особенно в селах. [7]

Рассказчица 7:

«Вышивка и кружево» (рассказывает, показывает на карте Воронежской области центры, демонстрирует изделия народных мастеров с выставки).

Возникновение вышивки восходит к древним временам и связано с появлением стежка на одеждах из шкур животных. Позднее каменное и костяное шила сменились на бронзовые и стальные иглы. Также развивались технологии прядения, ткачества и красильного дела.
Русские кружева пользовались успехом не только в России, но и в других странах. В советское время кружевной промысел получил развитие в 4 основных центрах: Вологда, Вятка, Елец, Михайлов.

Ведущий учитель:

Сегодня на нашем празднике народной культуры творческая мастерская под руководством учителя технологии. Им слово.

Учитель технологии:

Деревенская изба… Все в ней сверкало чистотой у хороших хозяев. На стенах расшитые полотенца, на кроватях кружевные сборки – подзоры. Почти все в избе делалось своими руками. Удивительно, но каждая девочка, уже к 14 годам должна была уметь и прясть, и ткать, и вышивать, и готовить, и по хозяйству все уметь. Каждая девушка готовила себе приданое.
Давайте немного пофантазируем и представим себе деревенскую избу. Войдя в избу, сразу обратишь внимание на печь: она занимает почти пол избы. Правый от печки угол называется бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток. Другой, левый от печки угол назывался красным, т.е. красивым. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это было особое место для гостей.
Долгими зимними вечерами девушки собирались вместе – пряли, шили, вязали, плели кружева и при этом пели.
Давайте не будем нарушать традиций наших предков, займемся рукоделием.

Ученицы 6, 8, 9, 11-х классов вышивают и поют.

(Звучит песня «В низенькой светелке»)

Ведущий 1 предлагает загадки учащимся начальных классов.

Читайте также:  Народная медицина при артрозе тазобедренного сустава

Рассказчица 8:

«Народный костюм « ( рассказывает и показывает по карте Воронежской области центры, демонстрирует детали костюма с выставки).

Традиционный русский костюм, особенно женский костюм на территории России был достаточно разнообразен. Выделяют 4 комплекса одежды:

– с паневой;
– с сарафаном;
– с юбкой – андараком (андарак – женская поясная одежда типа юбки шился из пяти – семи полотнищ синего, красного, зеленого, полосатого сукна домашнего изготовлния. Такие юбки встречались в Архангельской, Вологодской и Смоленской губерниях);
– юбкой – кубельком (кубелек – женская горничная одежда типа, тафты. Кубелек являлся женской одеждой казачек Нижнего и Среднего Дона до середины 19 века).

Мужской костюм.
Его составляла туникообразная рубаха с косым разрезом ворота, неширокие штаны, кожаная или плетеная из лыка обувь, шапка с полями или без полей.
Рубаха, как правило, выпускалась поверх штанов и подпоясывалась.

(Звучит рассказ о деталях народного костюма). [6]

Ведущий 1 предлагает для разгадывания кроссворд «Одежда».

Ведущий учитель:

Сегодня у нас работает еще одна творческая мастерская. Ребята под руководством учителя ИЗО расписывают народные костюмы и матрешек. Дадим им слово.

Учитель ИЗО:

В 5 классе мы изучаем декоративно – прикладное искусство. Особое внимание уделяем такой теме, как « Народные промыслы Воронежского края».

Дети очень любят расписывать праздничные костюмы. Существует 2 типа женских праздничных костюмов:

1 тип – паневный;
2 тип – сарафанный;
Паневный костюм носили замужние женщины. Юбка – панева шилась и з черного материала в синюю или красную полоску, белая расшитая рубаха.
После замужества женщина одну косу и всегда ходила с покрытой головой.
Мужской костюм состоял из белой льняной вышитой рубахи, штанов в полоску и сапог.
Чаще использовали в одежде красный и черный. В орнаментах использовали солярные знаки и знаки – обереги. Считали, что эти знаки оберегали от невзгод, болезней и несчастий.
Сейчас дети выполняют роспись народных костюмов. По окончании мы покажем, что у нас получилось.

Ведущий учитель:

А сейчас давайте совершим путешествие в сказочный мир народных игрушек.

Рассказчица 9:

«Народные игрушки» ( рассказывает и показывает центры по карте Воронежской области, демонстрирует народные игрушки).

На территории Воронежской области мастера – игрушечники жили в таких городах, как Эртиль, Бутурлиновка, Борисоглебск и Острогоржск.
Игрушка переводится, как « вещь для забавы, игры, потехи». Но народная игрушка – это не только предмет детской забавы, но и подлинного искусства. Мастера – игрушечники при создании образа народной игрушки особое значение предавали форме, цвету, орнаменту украшения. [8]

Ведущий учитель:

А в мастерской ИЗО идет работа, здесь расписывают Матрешку. Послушаем ребят.

Учитель ИЗО:

В Воронеже местная Матрешка родилась значительно позже, чем в других регионах, во второй половине 60 – х годов нынешнего столетия.

Истоки появления региональной матрешки следует искать в активном творческом поиске учеников воронежского художника П.Д.Пономарева – Анатолия Лютикова, Леонида Кибальника, Юрия Ситникова, Валентины Костыркиной, Елены Матвеевой. Приверженность местной матрешки в наибольшей степени сохранила Елена Матвеева – главный художник творческого центра « Воронежский сувенир». Ее пристрастие к местной матрешке не случайно. Еще в 70-х годах семиместный вариант воронежской матрешки Е.Матвеевой получил признание на международной выставке в Швейцарии. Посмотрите, как мы расписали матрешек в народные костюмы.

Ведущий учитель:

Давайте послушаем песню «Матрешки» в исполнении ансамбля «Иван-да-Марья».

Ведущий учитель:

И последнее сообщение сегодня о художественном плетении из лозы и соломки.

Рассказчица 10:

«Художественное плетение из лозы и соломки» (рассказывает и показывает по карте Воронежской области центры, демонстрирует изделия из лозы и соломки).

Ведущий учитель:

А теперь посмотрим, как поработали наши мастерские.

Учитель технологии:

Сегодня мы показали с девочками виду женских рукоделий. Девочки 6, 8, 9, 11-х классов представили вышивку в технике «Гладь», «Крест». Учащиеся 9-го класса показали изделия связанные крючком. Выпускница 11-го класса представила свои вышитые картины. Ученицы 7-го класса – работы из бисера.

Ведущий учитель:

А теперь давайте послушаем хорошую народную песню, кстати, нашу родную Воронежскую. Выступает ансамбль «Иван-да-Марья».

Ведущий учитель:

Спасибо всем! Мы заканчиваем нашу встречу на ярмарке народных промыслов. Ждем вас в следующий раз. Посмотрим еще раз на ту красоту, которая нас сегодня окружала. (идет демонстрация фильма).

Ученицы 11-го класса читают стихи.

Используемая литература.

1. Белов В.И. Лад. Очерки о народной эстетике. М., 1989.
2. Воронежский краеведческий сборник: История культуры края /Сост. А.И.Гайворонский. Воронеж, 1985
3. Загоровский В.П., Олейник Ф.С., Шуляковский Е.Г. История Воронежской области: Учебное пособие для средней школы. Воронеж, 1964
4. Записки воронежских краеведов. Вып. третий / Сост. А.И. Гайворонский. Воронеж, 1987
5. Конышева Н.М. Секреты мастеров (ремёсла древние и современные). М., 1997
6. Пономарев П.Д. Народный костюм Воронежской губернии. Воронеж, 1994
7. Пономарев П.Д. Художественное ткачество в Воронежском крае // Русская провинция: Записки краеведов. Воронеж, 1992
8. Силин В. Осторогожские игрушки // Коммуна. 1997, 30 июля
9. Воронежские край с древнейших времен до конца XVII века. Документы и материалы по истории края. / Сост. В.П. Загоровский. Изд. Воронежского университета. Воронеж, 1976
10. Е.Н. Губанова. Декоративно-прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе. Воронеж, 2003

Источник