Народный промысел южного урала челябинской области

Виртуальная экскурсия по Челябинской области «Народные промыслы Южного Урала»

«География народных промыслов Южного Урала»

• Познакомить учащихся с историей и особенностями народных промыслов Урала:

• развитие у детей познавательного интереса к истории родного края;, коммуникативных навыков;

• воспитание уважительного отношения к труду и любви к Родному краю.

— проектор, подошва для утюга каслинское литьё.

Здравствуйте сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим виртуальное путешествие по Южному Уралу, но чтобы нам отправится в путь нужно ответить на несколько моих вопросов:

-На какой планете мы живём?

— Как называется наш край?

— В какой части России он расположен?

Я вижу, вы готовы к началу путешествия. Давайте сейчас ещё раз прочитаем тему нашей экскурсии. Вы видите здесь какое-нибудь незнакомое слово? (промыслы)

Кто ни будь знает что оно означает?

Промысел-производство бытовых изделий ручным способом
(Промышленное предприятие добывающего типа. Горные промыслы.)

Итак мы отправляемся в путь и первая наша остановка. Называется «Из истории освоения Южного Урала»

Коренными жителями Ю. Урала были кочевые племена башкир. Но богатства Уральских недр привлекали Петра I, которому был нужен металл для вооружения армии и флота в войне со Швецией. Пётр I, мечтая о великой России, задумывал продвижение её на восток, в степные просторы, населённые кочевниками. Но при жизни он не успел осуществить свою мечту. Продолжателями его дела стали «птенцы гнезда Петрова» – Иван Кириллов, Иван Неплюев и Александр Тевкелев. По приказу Екатерины I Тевкелеву было предписано создать надёжные оплоты для защиты российских границ от набегов, а также для усмирения недовольных. Иван Кириллов разработал проект экспедиции, которую назвали Оренбургской, и возглавил её. Первой на территории будущей Челябинской области (в 1735 г.) была заложена Верхнеяицкая крепость (ныне Верхнеуральск). Эта и другие крепости размещались на границе и на пути из уже освоенного хлебного Зауралья в новостроящийся Оренбург. В охранной цепи укреплений весной 1736 года была заложена Чебаркульская крепость, летом – Миасская, а в начале сентября – Челябинская. 13 августа 1737 года по представлению «начальника Хребта Уральского» В.Н. Татищева была образована Исетская провинция, центром которой с 1743 года стал Челябинск.

Следующая наша остановка называется « Промыслы Южного Урала»

Кузнечное дело — самое древнее и самое распространенное на Урале ремесло, связанное с обработкой человеком самородного металла. Кузнецы — наиболее обширная группа ремесленников в уральских селах, деревнях, посадах и слободах. Изделия кузнецов были необходимы и добытчикам полезных ископаемых, и горным рабочим, и крестьянам-земледельцам.
Другой причиной широкого распространения этого ремесла на Урале стало большое количество местного сырья — железа, меди и других металлов.

Гончарное ремесло на Урале имеет не столь долгую, но не менее самобытную историю. Оно развивалось в различных хозяйственных формах и культурных средах, отвечало потребностям различных социальных групп, возникая повсеместно, где удавалось найти подходящие по качеству глины.

Уральская вышивка крестом представляет собой старинный орнамент — это геометрические фигуры (в том числе древний знак плодородия) и геометризированные изображения звезд, птиц, растений.

Уральская глиняная игрушка — особая область народного искусства, не имеющая непосредственной утилитарной функции. Она
предназначена для разглядывания.

Ткацкое ремесло. На протяжении многих веков ткачество играло важную роль в жизни крестьян. Материалом для производства половиков на Урале являлись толстые нити, а чаще — нарезанные полосами кусочки тканей, всевозможные по расцветке и качеству

Камнерезное искусство. Художественная обработка камня на Урале обогатила русское искусство великолепными камнерезными произведениями, большей частью классическими по форме и созданными из отечественных материалов руками народных мастеров.

А нам пора двигаться дальше по городам Южного Урала.

И мы приближаемся к городу, основанному в 1751 г. Это город Касли. Кто ни будь знает чем знаменит этот город? (Каслинское литьё)

Мы с вами продолжаем наше путешествие и вот мы уже на подъезде к городу Златоусту.

Основан в 1754 г., когда тульские купцы братья Мосоловы начали строительство железоделательного завода на реке Ай. Откуда такое замысловатое имя у посёлка? Считается, что завод назван в честь византийского церковного деятеля, проповедника христианства Иоанна Златоуста. К металлургии святой, конечно, отношения никакого не имел, но, говорят, образ Иоанна Златоуста был фамильной иконой семьи Ивана Мосолова.

Вот мы и приближаемся с вами к последнему пункту нашего путешествия «Малая Родина»

Какой город для вас является Малой Родиной?

Разрез «Коркинский»
1934 г. — вступил в строй.

Коркинская кондитерская фабрика знаменитые на весь советский союз Морские камушки, арахис в шоколаде

Коркинский стекольный завод банка ёлочные игрушки.

Раньше на кирпичном заводе который находится в районе Кир завода был открыт цех по производству глиняных изделий. Изготавливали их из местной глины сейчас этот цех работает но уже не на родном сырье.

Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие.

Что нового вы для себя узнали?

По каким городам прошла наша экскурсия?

Источник

Виртуальная экскурсия по Челябинской области «Народные промыслы Южного Урала»

«География народных промыслов Южного Урала» Виртуальная экскурсия

Промысел-производство бытовых изделий ручным способом (Промышленное предприятие добывающего типа. Горные промыслы.)

Верхнеуральск- в1735 г

Челябинск-13 августа 1737

· Кузнечное дело — самое древнее и самое распространенное на Урале ремесло, связанное с обработкой человеком самородного металла. Кузнецы — наиболее обширная группа ремесленников в уральских селах, деревнях, посадах и слободах. Изделия кузнецов были необходимы и добытчикам полезных ископаемых, и горным рабочим, и крестьянам-земледельцам. · Другой причиной широкого распространения этого ремесла на Урале стало большое количество местного сырья — железа, меди и других металлов.

Читайте также:  Народные средства лечения сердечной мышцы

Гончарное ремесло на Урале имеет не столь долгую, но не менее самобытную историю. Оно развивалось в различных хозяйственных формах и культурных средах, отвечало потребностям различных социальных групп, возникая повсеместно, где удавалось найти подходящие по качеству глины.

· Уральская вышивка крестом представляет собой старинный орнамент — это геометрические фигуры (в том числе древний знак плодородия) и геометризированные изображения звезд, птиц, растений.

·Уральская глиняная игрушка — особая область народного искусства, не имеющая непосредственной утилитарной функции. Она предназначена для разглядывания.

Ткацкое ремесло. На протяжении многих веков ткачество играло важную роль в жизни крестьян. Материалом для производства половиков на Урале являлись толстые нити, а чаще — нарезанные полосами кусочки тканей, всевозможные по расцветке и качеству

Камнерезное искусство Художественная обработка камня на Урале обогатила русское искусство великолепными камнерезными произведениями, большей частью классическими по форме и созданными из отечественных материалов руками народных мастеров. В них отразилась красота русской земли, зелень её лесов и полей, синее раздолье озёр, глубина неба, яркая красочность закатных часов, чарующая нежность весеннего утра.

Касли Волшебство в чугуне Касли (online-video-cutter.com)[22].mp4

Разрез «Коркинский» 1934 г. — вступил в строй.

Коркинский хлебокомбинат, хлебопекарное предприятие. История предприятия связана с созданием в 1934 пекарни с 2 жаровыми печами, где работали 20 чел.

Источник

10 промыслов и ремесел Челябинской области, о которых вспоминают нечасто

Первым делом определимся с терминами: ремесло — это когда прямыми руками делают что-то полезное в быту, а промысел это примерно то же самое, но (в нашем случае) еще и для красоты. Кстати, добывать мясо моржа или рог единорога для продажи — это тоже промысел, но мы именно о рукоделии.

Первым делом на ум приходит, конечно, художественное литье в Каслях и Кусе. Мы, кстати, делали огромный крутой материал про Каслинские скульптуры. А между тем, не чугуном единым жил регион, но и баянами, и самогоном. Ну, давайте по порядку.

Ушата, бочки и прочие шайки

Практически до XX века бондари, то есть мастера по изготовлению бочек, были в южноуральских деревнях и городах людьми почетными, но не слишком уж редко встречающимися. Нынче же ремесло загублено практически напрочь: во-первых, резко упали объемы заготовки солений и домашних вин, во-вторых, бочки можно делать и в промышленных условиях… правда, результат будет не аутентичный.

Есть, однако, в Челябинской области мастера, взявшиеся возродить бочковое искусство. Например, энтузиасты-бизнесмены Затеев и Дьячков собрали воедино опыт бондарей, до какого только “смогли дотянуться”, и наладили целое предприятие. В ассортименте — бочки для засолки, шайки, ушата, запарники для веников… С винными бочками все не так просто, для них годится только дуб, который надо везти с Кавказа. Такие изделия действительно будут “на вес золота”.

Уральские валенки

Нынче спрос упал, лица “на гражданке” щеголяют в ботинках и сапогах, а военнослужащие — в специальной обувке (в берцах). Но валенки возвращаются в моду, тем более выглядят они теперь ну очень эстетично, расшиты орнаментами и цветов разнообразных.

Каслинский баян

Родина Каслинского литья раскрыла себя с неожиданной стороны. Оказывается, еще до войны здесь изготавливали баяны. Так, например, в газете «Каслинский рабочий», №58 от сентября 1937 года читаем следующее: “Слесарь Каслинской школы шоферов и автомехаников Скулкин создал ориги нальный музыкальный инструмент, назвав его “Баян-оркестр”. Инструмент имеет вид небольшого, красиво отделанного столика, на котором горизонтально, подобно пианино, расположена басовая и голосовая клавиатуры. С помощью специальной педали сидящий за столиком музыкант ногой накачивает воздух в меха баяна… 5 сентября 1937 года в клубе им. И. М. Захарова состоялось общественное прослушивание изобретения музыканта-умельца. Мелодичная и достаточно громкая музыка вызвала восторг у присутствующих. Инструмент получил полное одобрение у музыкантов поселка”.

На фото сын автора вышеупомянутого баяна, Михаил Романович Скулкин (справа). Как видите, пошел по династийной линии, тоже музицирует, и бережно хранит целых три баяна, сделанных его отцом!

Самогон и аппаратура

Спиртное дорожает, качество его — падает. И в активе каждого второго любителя заложить за воротник всегда найдется история про “тот самый самогон”, который варила в его родной деревне заветная бабуля. Действительно, о достаточно активной деятельности дворовых бутлегеров на Урале известно давно, слово “самогон” же вошло в обиход сразу после революции. Не стоит путать самогоноварение с производством контрафакта, “паленки”: обычно объемы выработки у самогонщика столь ничтожны, что хватает едва-едва обеспечить соседей, о выходе на сколь-нибудь значимый рынок говорить не приходится.

Напомнить о старом “дяде Сэме”, как кличут самогонку в народе, взялись производители дистилляторов. В Челябинске, к примеру, есть цех, который сначала паял именно устройства для очистки воды, но после небольшой доработки технологической линии, предприниматели выпустили на прилавки самогонные аппараты. Нетрудно догадаться, новое изделие стало пользоваться куда большим спросом, чем дистилляторы.

“Хорошие новости” призывают соблюдать умеренность в употреблении алкоголя, а лучше отказаться от него полностью даже без наличия к тому медицинских показаний.

Златоустовская гравюра

В трех словах об этом культурном явлении рассказать сложно. Гравировкой изначально украшали исключительно холодное оружие… не только сувенирное, в общем, а и вполне себе убивающее. С 1829 года Златоустовская оружейная фабрика — постоянный гость промышленных выставок, в том числе всемирных. А вот к концу XIX века дело пошло на спад: с помощью промышленной штамповки можно было украсить тысячу клинков за то время, пока мастер вручную работает над одним-единственным.

К счастью, советская власть вовремя прозрела, что граверное искусство еле дышит и его можно потерять навсегда. Сейчас искусствоведы выражают мнение, что пациент скорее жив, чем мертв, тем более капитализм открыл новую нишу рынка: “очень дорогие подарки для очень дорогих людей (читай: олигархов)”, в которой гравюра чувствует себя уютно.

Читайте также:  Народная песня вдоль по улице метелица метет текст песни

Традиционный костюм

Регион у нас с точки зрения этнического состава похож на тот хипстерский смузи: ингредиентов много, а попробуй разберись, где кто, так все перемешалось. То же и с традиционным костюмом: в емкое понятие “костюм Южного Урала” вложились и башкиры, и татары, и финно-угры, и даже казахи. Тем не менее, исследователи отмечают: вышивка у нас встречается весьма специфическая, традиционная для региона. Уральская вышивка крестом представляет собой старинный орнамент — это геометрические фигуры (в том числе древний знак плодородия) и геометризированные изображения звезд, птиц, растений. Разумеется, все создавалось руками, на пяльцах или без оных, и никаких вышивальных машин.

Гончарное дело

Чуть ли не во всех крупных городах и во многих селах существовало гончарное производство. В Челябинске известна мастерская гончарных изделий Ложкина на Западном бульваре (ныне Свердловский проспект); также стояли кустарные горшечные сараи (близ Красных казарм).

Глина у нас в регионе хорошая. Например, сырье, добываемое у озера Мисяш отправляли аж в Санкт-Петербург, на Императорские заводы. До середины XX века гончары работали в Чебаркуле, Верхнеуральске, Троицке.

Фарфор

Южноуральский фарфоровый завод — один из первых в СССР, основан в 1961 году. Сайт предприятия не обновлялся с 2001 (!) года, до того времени предприятие, вроде бы, исправно гнало заурядный сервиз невзыскательному потребителю. А вот во времена великого Союза продукция была довольно нетривиальная, просто посмотрите на фото!

На фото: статуэтка «Девушка с изоляторами»

Камнерезы

С такими богатейшими залежами драгоценных и полудрагоценных минералов — а добывали у нас качественный мрамор, аметисты, топазы, опалы, яшму, малахит, гранат, всего и не перечислить — Челябинская область стала одним из мировых центров промысла камнерезов. Разведали россыпи еще в екатерининские времена. Собственно, “накрыло” камнерезным бумом весь Урал — Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Магнитогорск… Мраморным декором для храмов сейчас плотно занимается предприятие в селе Коелга. А “ювелиркой” с камнями — огромное количество “частников” и цехов сувенирной продукции.

Кузнечное дело

Казалось бы, современным кузнецам фронта работ совсем уж не осталось: лошадей все меньше, скобяные изделия и метизы проще купить в магазине, чем ковать. Но тем не менее труженики молота и наковальни не сдают позиции, объединяются в творческие кластеры и даже проводят собственные фестивали. Про один такой мы даже рассказывали.

Источник

Народные промысла и ремесла

Челябинская область

ООО «Компания «АиР» – это лидирующее оружейное предприятие Златоуста, член Гильдии мастеров-оружейников Златоуста. Более 16 лет «АиР» успешно работает на российском и зарубежном рынках. Компания «АиР» эффективно объединяет современные технологии и ручной труд профессиональных оружейников, художников, кузнецов, опыт мастеров и новаторство молодых кадров. Сегодня ножи под маркой «АиР» знают не только во всех регионах России, но и в Америке, Австралии, Европе, странах Востока. За время существования Компании произведено более 800 000 рабочих ножей «АиР». г.Златоуст, Челябинская область ул. Таганайская, 204. Тел./Факс: +7 3513 66-84-40.

Художественная мастерская «ПРАКТИКА»

456208, Чел.обл. г. Златоуст, 50 лет Октября, 5

Год создания 1991

Год отнесения производимого товара к изделиям НХП. Протокол №196 от 29.07.1993г.

Художники ОАО «Практика» используют кисть для нанесения лака на металлическую поверхность, тонкую стальную иглу – для работы по лаку, штихель или резец – для выполнения подрезки. В процессе изготовления изделий мастера применяют серебрение, никелирование и золочение, а также воронение или синение.

ООО «ГРИФОН»

    4 Челяб.обл, г. Златоуст. Тульская, 4

Год создания. 1997

Год отнесения производимого товара к изделиям НХП. Протокол №236от30.10.1997.

Для изготовления рукоятей и ножен клинковых изделий применяются такие редкие материалы, как березовый к самшит, черное дерево.

ООО «Каменный пояс»

456830, Челяб. Обл.г. Касли, ул. Советская, 56.

Год создания: 1992

Год отнесения производимого товара к изделиям НХП. Протокол №210 от 30.03.1995

Художественно – стилевые особенности промысла. По инициативе Н.М. Мурашкина, на базе участка цветного литья литейного цеха было создано предприятие ООО «Каменный пояс» с новыми формами хозяйственной деятельности по управлению производством. История развития художественного литья на предприятии по своему художественному уровню соответствует лучшим традициям исторически сложившимся в г. Касли. На предприятии ООО «Каменный пояс» формируется многочисленная группа местных мастеров ручной формовки и чеканки, которые выполняют работы скульпторов 19-20 вв. и ассортимент работ Каслинских скульпторов А.С. Гилев, А.В. Чиркина, С.П. Манаенков, О.А. Скачкова, С.В. Рябовой, Ю.А. Стихина, А. Рябова, А.А. Гилева, молодого скульптора в четвертом поколении К.А. Гилева.

Особенности технологического процесса. Предприятие ООО «Каменный пояс» с использованием новых возможностей технического процесса продолжает традиции 19 века применять ручную чеканку каждого изделия, что позволяет творчески варьировать художественный образ, также сохранены традиции и творческое варьирование в процессе кусковой и сырой формовки. Высокому качеству каслинских изделий способствует высокое качество чугуна, получаемого на заводе. Свойства чугуна, идущего на изготовление художественных предметов, отличаются от тех, которые связаны с отливкой деталей машин. В первом случае учитывается не столько техническая прочность изделия, сколько возможность выявить все детали формы, как бы капризна она ни была. Над скульптурой из чугуна трудятся формовщики, чеканщики и специалисты по окраске художественных отливок. Модели, предназначенные для художественного литья, имеют очень сложный рисунок. Отсюда те высокие требования, которые предъявляются к формовочным смесям — материалу, заполняющему литейные формы. Эти качества зависят от состава формовочной смеси, от величины зерен песка. Большую роль играет присутствие в формовочной смеси глины, от количества которой зависят, крепость формовочной смеси и пластичность. Формовочные пески с достаточным содержанием в них глины не часто встречаются в природе, но Касли составили счастливое исключение из этого правила. От формовщика изделие переходит к чеканщику. Чеканка — важнейший этап в механической обработке изделий. У мастера-чеканщика большое количество чеканов—специальных инструментов для чеканки, причем каждый из них имеет специальное назначение. Один чекан употребляется для чеканки глаз, другой для чеканки волос и т. д. и т. п. Работа каслинского чеканщика — это искусство настоящего художника. Окончательную выразительность работа принимает после окраски.

Читайте также:  Народная карта ростова на дону с улицами и номерами домов

Сейчас предприятие ООО «Каменный пояс» выпускает продукцию из чугуна, бронзы и алюминия с гальванопокрытием.

ЗАО «Уральская Бронза»

454053 г.Челябинск, Троицкий тракт 25 Б

Год создания: 1992

Год отнесения производимого товара к изделиям НХП. 30.10.1997 года

Художественно – стилевые особенности промысла. ЗАО «Уральская Бронза», производит художественное литье из бронзы, оно специализируются на выпуске изделий из бронзового литья в сочетании с поделочным камнем.

Ассортимент. Сувениры, кабинетная и парковая скульптуры, камины, часы, фурнитура для элитной мебели.

Особенности технологического процесса. В настоящее время предприятие представляет собой современное, технологическое производство, основанное на художественном литье по выплавляемым моделям, располагает современным оборудованием, квалифицированным персоналом.

ЗАО «Уральская Бронза» разработала и внедрила в производство технологии, позволяющие работать исключительно на сырье и материалах отечественного производства. От замысла художника до последнего штриха гравера через руки 15-ти мастеров проходит каждое изделие, некоторые из них признаны антиквариатом и занесены в антикварные каталоги.

Перечень организаций и мастеров народных художественных промыслов и ремесленной деятельности, действующих на территории Челябинской области

Источник

Мастеровые Южного Урала

Мастеровые Южного Урала запись закреплена
Челябинский центр народного творчества

VI Областной конкурс девичьего рукоделия «Скрыня» пройдет сразу на восьми площадках

Показать полностью.
Один из самых по-настоящему «весенних» конкурсов Челябинского центра народного творчества выходит на финишную прямую. Закончен прием заявок от мастериц, определены творческие темы этого года, эксперты готовы оценивать работы участниц. Уже 8 апреля мастерицы достанут иголки, нитки, крючки, спицы и, конечно же, вдохновение из своих скрыней.

«Скрыней» в старину называли потайной ларец, сундук или шкатулочку. Для организаторов конкурса это название символически обозначает само девичье творчество, когда юные мастерицы набираются опыта в рукоделии, выбирают для себя близкую сферу творчества, складывая новые знания, вдохновение, творческие порывы в личную копилку.

Согласно положению, в конкурсе могут принять участие дети с 7 до 18 лет двух возрастных групп: младшая группа 7 – 12 лет; старшая группа 13 – 18 лет. Конкурс проходит очно в четырех номинациях: ручная вышивка; лоскутное шитье; ручное ткачество; ручное вязание.

Пожелаем творческого вдохновения мастерицам!

Мастеровые Южного Урала запись закреплена
Всероссийский Бажовский фестиваль
Мастеровые Южного Урала запись закреплена

Уральская слободка. Избранное.

Для привлечения внимания школьников к проблеме сохранения локальной и традиционной культуры Челябинской области с 2003 года Челябинский государственный центр народного творчества проводит областной детский конкурс работ по краеведению, этнографии и народному творчеству «Мастеровые». В 2004 году, в связи расширением тематики исследований, конкурс был переименован в «Уральскую слободку».
Показать полностью.

Лучшие статьи жюри конкурса ежегодно отбирает для публикации в сборнике, который рассказывает нам о том, какие замечательные люди и мастера жили и живут в нашем крае, как сохраняется наследие наших предков.

За первое десятилетие проведения конкурса набралось материала на солидную книгу, и в 2012 году был выпущен альманах детских творческих и исследовательских работ по краеведению и этнографии Южного Урала «Уральская слободка».

В 2020 году появилась возможность выпустить новое издание «Уральская слободка. Избранное». Экспертной комиссией конкурса были отобраны и рассмотрены лучшие работы победителей и лауреатов с 2012 года.

Презентация книги прошла 30 марта 2021 года в 14-00 в зале отдела литературы и искусства Челябинской областной универсальной научной библиотеки.

Мастеровые Южного Урала запись закреплена
Челябинский центр народного творчества

В Совете Федерации проходят дни Челябинской области. 29-31 числа в Москве будут работать экспозиции, рассказывающие о жизни, истории, культуре, традициях и людях Челябинской области. Центр народного творчества внес свой вклад в формирование выставки и подготовил проект мобильной инсталляции, темой которой стало традиционное ткачество.
Показать полностью.

В наше время ядром развития ручного ткачества в Челябинской области стал Увельский район. На базе Межрайонного дома народного творчества создана уникальная система подготовки профессионального уровня мастеров по ручному ткачеству. Коллективное, «соборное» начало даёт сильный толчок для открытия в районе сети ткацких мастерских при сельских домах культуры, что способствует вовлечению более широкого числа жителей сёл по владению приёмам ручного ткачества. Только Увельском районе действует порядка тридцати традиционных ткацких станков!

Мастерская ручного ткачества «Пестрые нити» при Доме культуры «Прометей» официально открыта в 2010 году в рамках I областного конкурса мастерских традиционных ремесел и этнографических фондов «Хранители памяти». Руководит этой мастерской Лепихова Ольга Петровна, художественный руководитель Дома культуры «Прометей» Берёзовского поселения.

Лепихова Ольга Петровна в 2011 году удостоена специального звания «Народный мастер – ремесленник Челябинской области». Это уникальный мастер по ручному ткачеству. В процессе работы она выработала свой авторский почерк в ручном ткачестве, постоянно совершенствуется, изучает новые технологии, ей интересно многие техники ручного ткачества. Ольга Петровна постоянно участвует в различных выставочных проектах: от областных до Всероссийских, показывая высокие результаты. Проводит большую исследовательскую работу по развитию ручного ткачества в Челябинской области, с большой отдачей передает своё мастерство молодому поколению, обучает на мастер-классах ручному ткачеству не только жителей своего села, но и Челябинской области. Является организатором межрайонного фестиваля по женскому рукоделию «Дорожки на порожке».

С большой гордостью за нашу родную землю делимся с вами фото и видео с места событий.

Источник