Народный рейтинг мва в россии

MBA-2020 в России: текущая ситуация и перспективы

Российское образование неуклонно интегрируется в международные стандарты, которые, в свою очередь, ориентированы на лучшие практики. Отечественные бизнес-школы, заняв довольно прочные позиции на образовательном рынке, продолжают их укреплять, дополняя свои программы совместными международными проектами.

Единственным недостатком в развитии данного сегмента остаются трудности с выбором бизнес-школы, так как потенциальным абитуриентам все еще сложно разобраться в существующих предложениях и составить алгоритм вопросов, на которые нужно опираться, выбирая оптимальный для себя вариант. Сложность выбора заключается в многочисленных рейтингах, определении принадлежности международных программ к бизнес-школе или университету, в составе которой она находится, различных аккредитаций международного уровня.

Сегодня мы постараемся рассказать о том, как разобраться в существующей ситуации и предложениях «именитых» бизнес-школ, чтобы выбрать самое престижное и перспективное направление обучения и лучшие программы МВА в российском бизнес-образовании.

Рейтинг и аккредитация бизнес-школ – авторитетный уровень

Ни для кого не секрет, что многочисленные и самые престижные мировые рейтинги не имеют четкой и единой структуры оценивания результатов. Поэтому сложно судить о качестве преподавания и международном престиже заведения по отдельным рейтингам. Например, польский университет Козьминского в рейтинге «Financial Time» занимает 74 место, а в американском рейтинге «US news world report» этому заведению ни разу не удалось занять даже последнюю ступень.

Участие в рейтингах – дело добровольное. Но это нужно делать, чтобы «засветиться» на международном уровне. Ведь главная цель любого коммерческого учебного заведения – приток студентов, желающих получить образование в конкретном учебном заведении, несмотря на высокий проходной балл и стоимость обучения.

Отметим, что при наличии у образовательной организации аккредитации количество иностранных студентов существенно возрастает, особенно если у бизнес-школы есть амбиции, и есть, что предложить потенциальным студентам.

Практический совет абитуриентам: при выборе бизнес-школы для обучения стоит обратить внимание на количество иностранных студентов, обучающихся в ней, и из каких стран они приехали на учебу. Это – достаточно весомый показатель международного престижа.

Ведущие бизнес-школы России: стратегия продвижения

Амбициозные цели о выходе на международный уровень есть у каждой бизнес-школы. Но для осуществления задач получения АМВА маловато. Ее наличие, скорее, указывает на высокое качество образования и позволяет удерживать прочные позиции лишь на внутреннем рынке. Чтобы попасть в сотню мировых лидеров необходимы:

По данным АЦ «Эксперт», неоднократно проводившего анализ по перечисленным критериям, в зону международной образовательной «видимости» вошли:

Два последних учебных заведения из списка лидеров выбрали для продвижения тактику развития аккредитаций и партнерских программ.

Кроме лидирующей тройки ускоренными темпами к международной траектории приближаются еще 16 бизнес-школ и факультетов престижных российских ВУЗов:

Отдельно в этом списке стоит выделить успехи сразу четырех учебных заведений Российской Академии народного хозяйства и государственной службы:

Президентская академия достойно демонстрирует приверженность государственному курсу на повышение качества российского образования и соответствие международным образовательным стандартам. По версии АЦ «Эксперт» в перспективе к списку лидеров присоединятся еще 2 российских учебных заведения, работающих при РАНХиГС – факультет финансов и банковского дела и Высшая школа финансов и менеджмента.

Кроме этого, заметными на международном уровне и подающими надежды на повышение престижа отечественного образования стали:

Стратегия повышения престижа в третьей перечисленной группе до конца не определена, но качество подготовки студентов в этих учебных заведениях уже попало в поле зрения международного образования. В самой ближайшей перспективе эти школы имеют все шансы на успех.

Суммируя итоги проведенного мониторинга, можно сказать: 2019 г. стал прорывным для российских школ.

Коротко о перспективах

Как было уже замечено, попадание в «зону видимости» на мировом уровне – это приток иностранных студентов и как следствие – увеличение бюджета, необходимого для расширения и модернизации системы, привлечения лучших преподавателей со знанием иностранных языков и т.д.

Есть основания считать, что в скором времени почетный список с начальной ступенью аккредитации пополнит факультет бизнеса и менеджмента ВШЭ (г. Москва). После того, как в 2018 г. его главой стал В. Катькало, в кратчайшие сроки были реализованы два прорывных проекта: Высшая школа менеджмента СПбГУ и Корпоративный университет российского Сбербанка.

Так что, причины замедленного продвижения вполне объективны, и работа над проблемами предстоит серьезная. Решение проблем здесь касается не только преподавательского состава, но и изменения системы администрирования, урегулирования даже на законодательном уровне.

А пока, в ближайшие годы российским бизнес-школам предстоит соревноваться за рейтинги и престижные аккредитации между собой. Зато планка качества образования внутри страны уже поднята на высокий уровень. И сегодняшние лидеры станут первыми претендентами на приток капитала и звание интернациональных центров российской школы бизнеса.

Источник

Бизнес-школы ИБДА и ИОН РАНХиГС возглавили Народный рейтинг российских школ МВА

Шесть подразделений Президентской академии вошли в Народный рейтинг российских бизнес школ — 2020, который ежегодно составляется порталом «МВА в Москве и России» (MBA.SU) на основе оценок самих выпускников российских бизнес-школ.

Сразу две бизнес-школы РАНХиГС — Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС и Факультет международных программ Института общественных наук РАНХиГС/Kingston University London — как и в прошлом году, вновь оказались на первой строчке рейтинга.

Школа IT-менеджмента Экономического факультета и Высшая школа корпоративного управления — повысили свои позиции, заняв вторую и четвертою строчку соответственно (по сравнению с 3-им и 5-ым местом в 2019 году).

Пятое место в рейтинге этого года заняли Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС и Институт государственной службы и управления РАНХиГС. Выпускники программ МВА также высоко оценили качество бизнес-образования в Московской школе управления «Сколково» и Стокгольмской школе экономики.

По словам проректора РАНХиГС и директора Института бизнеса и делового администрирования Сергея Мясоедова, практически все ведущие бизнес школы Европы и мира, включая Лондонскую школу бизнеса, парижскую HES и швейцарскую IMD, в период самоизоляции отказались переводить обучение по программам МВА исключительно в онлайн, как и ведущие бизнес школы России. Сейчас по всей стране занятия возобновляются. С 1 сентября они начались и на программах МВА в РАНХиГС. Параллельно идет набор новых слушателей, который «обещает быть не хуже рекордного прошлогоднего».

Читайте также:  Кто у нас хороший русская народная песенка

«Серьезному бизнесу программы МВА особенно нужны именно в период экономической рецессии. Здесь идет обмен самыми последними технологиями менеджмента и опытом превращения кризиса в возможности. Здесь обсуждаются новые проекты и продукты, адаптированные под изменившуюся экосистему. Здесь в аудиториях на синергии опыта создаются новые знания и проекты, которые становятся фундаментом для прорыва. Известная закономерность: в период кризиса наборы лучших бизнес школ обычно растут. Так было в 1998, в 2008, в 2014 годах. Думаю, что так будет и в этом году», — объяснил причины высокого интереса к программам MBA Сергей Мясоедов.

РАНХиГС является родоначальником бизнес-образования в России — именно здесь были разработаны и внедрены первые в стране программы МВА. Сегодня Президентская академия предлагает 20 программ МВА (Master of Business Administration), 4 программы Executive MBA (EMBA), 4 программы DBA (Doctor of Business Administration) мирового стандарта. Все программы разработаны на базе самых современных технологий менеджмента.

О рейтинге

Народный рейтинг российских бизнес-школ составляется с 2010 года без привлечения профессиональных экспертов бизнес-образования и основан исключительно на оценках выпускников программ MBA и Executive MBA. Проект ставит своей целью отследить происходящие изменения в системе МВА и помочь сориентироваться будущим слушателям при выборе бизнес-школ в Москве и регионах России.

В опросе 2020 года приняли участие 1260 выпускников программ MBA и Executive MBA 2016-2018 годов из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Самары, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Новосибирска, Иркутска, Владивостока. В шорт-лист рейтинга прошли 34 из 52 бизнес-школ России. 34 школы из шорт-листа охватывают 96% национального рынка программ МВА и EMBA.

Согласно данным, полученным авторами исследования, основными результатами обучения по программам МВА выпускники считают «знания и навыки, необходимые для успешной работы», «карьерный рост», «деловые связи и знакомства», «рост доходов». Количество респондентов, указавших «рост доходов» как главный результат, в этом году возросло на четверть.

О Президентской Академии

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации — крупнейшее учебное заведение в России. 54 филиала академии представлены в 8 федеральных округах РФ. По всей стране в академии обучение проходят более 180 тыс. человек.

РАНХиГС определена единственным исполнителем по программе подготовки и переподготовки высшего уровня резерва управленческих кадров. В учебном заведении разработаны уникальные программы подготовки государственных служащих для федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации.

В Академии обучается около 40% всех слушателей программ МВА России. Сегодня программы МВА пяти бизнес школ и факультетов РАНХиГС имеют аккредитации AMBA International – Международной ассоциации программ МВА. При этом всего в России аккредитацию АМВА имеют программы МВА 13 бизнес-школ и университетов.

Ведущая бизнес школа Академии — ИБДА РАНХиГС — в 2019 году первой в истории страны получила высшую международную аккредитацию AACSB International (Международная ассоциация университетских школ бизнеса) и вошла в число бизнес школ мирового уровня. В 2020 году, по итогам рейтинга журнала «Эксперт», ИБДА РАНХиГС была признана самой международной бизнес школой России и стран СНГ.

Две программы ЕМВА РАНХиГС, реализуемые в стратегическом альянсе с Гренобльской высшей школой менеджмента (Франция) и Анверпенской школой менеджмента (Бельгия), единственными в России вошли в самый престижный международный рейтинг топ-100 программ ЕМВА мира Financial Times.

Сегодня РАНХиГС активно сотрудничает с корпоративными университетами и проводит корпоративные программы для крупнейших компаний и банков страны: Сбербанка, Газпромбанка, Россельхозбанка, «Росатома», «Почты России», ОМК и многих других. А также реализует совместные проекты с лидерами мирового бизнес-образования: Лондонской школой бизнеса, бизнес-школой Judge Institute of Management (Кембриджский университет), INSEAD (Фонтенбло, Франция), IMD (Лозанна, Швейцария) и другими.

Источник

Народный МВА

Последние пять лет российские бизнес-школы преимущественно ориентировались на менеджеров 25–35 лет. Исследование «МВА в Москве и России» (www.mba.su) показало, что на группу 36–40 лет приходится около трети учащихся, а менеджеры возрастной группы 41+ численно лишь немного уступают молодым.

Более 70% участников опроса отметили, что начинали получать бизнес-образование, работая на позициях менеджеров среднего и высшего звена, 10% — в статусе владельцев бизнеса. Через четыре года (два года обучения плюс два года после его окончания) доля менеджеров среднего звена уменьшилась на 19%. Соответственно, почти вдвое выросли доли менеджеров высшего звена (до 52%) и владельцев бизнеса (до 21%).

Большинство выпускников отечественных бизнес-школ, по данным опроса, составляют мужчины (в некоторых — до 89%), однако в школах с преимущественно более молодой аудиторией доля женщин выше.

Критерии эффективности

Один из главных показателей эффективности обучения на МВА во всем мире — это уровень дохода через два года после окончания программы. В большинстве случаев выпускники МВА улучшают свою карьерную позицию, сопровождая ее увеличением дохода. По данным mba.su, доходы менеджеров среднего звена после МВА в среднем растут на 44%, менеджеров высшего звена — на 57%, владельцев бизнеса — на 96%. Даже в случае нулевого карьерного роста выпускники МВА фиксируют увеличение дохода на 29–54%.

В среднем по школам бизнеса, выпускники которых приняли участие в опросе, рост их дохода через два года после окончания программы МВА составил 54%. По итогам обучения 11% менеджеров среднего и высшего звена стали владельцами бизнеса.

Стимулы для роста дохода сводятся не к самому наличию диплома, а к тем новым возможностям влияния на общий успех бизнеса, которые дает полученная экспертиза. Новое образование помогает иначе организовать свою работу и повысить эффективность рабочих процессов. Все большее значение приобретает развитие качеств soft skills, направленных на лидерские навыки, эмоциональный интеллект, эффективные коммуникации.

Рейтинг российских школ МВА — 2016

Источник

Народный рейтинг мва в россии

Мы решили разобраться в недавно опубликованном рейтинге лучших программ Executive MBA (EMBA) 2020, подготовленном агентством Quacquarelli Symonds (QS).

Спойлер: лидер не изменился (почему?), сразу 2 европейские школы поднялись на пьедестал почета (закономерно?), а Высшая школа менеджмента СПбГУ вошла в топ-100 (успех?).

А теперь по порядку.

Про EMBA

Executive Master of Business Administration (EMBA) – программы, созданные для собственников бизнеса и руководителей высшего звена. Значительную роль в них играет управленческий опыт учащихся, а материал зачастую отрабатывается непосредственно в текущей деятельности студентов. Показателем уровня программ, в том числе, являются профессиональный опыт и экспертиза преподавателей, которые должны соответствовать высоким требованиям студентов-руководителей. Отметим, что далеко не каждая бизнес-школа наряду с MBA-программами имеет в своем арсенале EMBA.

Читайте также:  Невропатия народные средства лечения

Как считает Алексей Долинский, сооснователь Coursalytics.com, «Executive MBA — это самый необычный зверь стандартизированного бизнес-образования. С одной стороны, это вроде бы самая статусная программа, «как МВА, только для больших начальников». С другой стороны, такой программы нет ни в Гарварде, ни в Стэнфорде. С одной стороны, на нее, вроде, обычно требуются результаты стандартных тестов. С другой стороны, договориться об отмене такого требования в индивидуальном порядке гораздо проще, чем почти на любых МВА программах».

Методология

Любой рэнкинг учебных заведений и программ имеет неоднозначный подтекст: большинство доверяют им и используют для поиска подходящей траектории обучения, однако у многих возникают вопросы, почему результаты именно такие и что влияет на позиции участников.

При составлении рейтинга QS Global Executive MBA Ranking 2020 учитывались всего 5 индикаторов: career outcomes (достижения в карьере выпускников), diversity (количество слушателей разного пола и разной национальности), employer reputation (репутация программ среди работодателей), executive profile (средний опыт работы на руководящих позициях и количество руководителей высшего звена среди студентов) и thought leadership (академическая репутация).

У некоторых экспертов и выпускников программ EMBA есть сомнения в подобном подходе к методологии – и к набору показателей, и к их «весу».

София Иевенко, выпускница MIT Sloan School of Management (Executive MBA, Class 2014), поделилась с нами своей позицией: «Текущий рейтинг EMBA программ несколько обескуражил. На мой взгляд, здесь отсутствуют ключевые параметры, не учитывающие отличие Executive MBA программ от regular MBA. Уверена, что в случае корректировки данной методологии рейтинг мог бы выстроиться иначе.

В частности, студенты Executive MBA – это не только сотрудники в найме, но и работодатели. Это специфика EMBA классов. Однако доля студентов, являющихся собственниками бизнеса как параметр оценивания в методологии рейтинга отсутствует. На своем опыте могу сказать, что вклад тех студентов, кто имел опыт выстраивания и управления своим собственным бизнесом был бесценен для тех, кто имел хотя и многолетний, но лишь опыт наемного управленца.

Thought Leadership (25%) также не является отражением качества Executive MBA программ, которые должны оцениваться не только с точки зрения теории, но и практики. В данном случае, я имею в виду оценку практического личного вклада выпускников программы в развитие инновационного бизнеса (а не вклад исследований учебного заведения в целом). Таким образом, целесообразно было бы также учитывать долю значимых инновационных компаний, которыми управляют и/или собственниками которых являются выпускники бизнес-школ».

Результаты

По сравнению с результатами 2019 года список лидеров рейтинга довольно сильно изменился: MIT (Sloan) и London Business School покинули тройку лидеров, IESE Business School и HEC Paris, наоборот, встали на пьедестал почета, Oxford (Said) с 11 места поднялась на 8, а Northwestern (Kellogg) вышел из списка десяти лучших.

Такая перестановка сил, скорее всего, объясняется изменением в расчетах компонентов рейтинга. Однако не стоит умалять заслуги IESE и HEC – обе школы прикладывали и прикладывают значительные усилия в развитие и качество своих программ.

По мнению Валерия Катькало, первого проректора НИУ ВШЭ, декана создаваемой Высшей школы бизнеса ВШЭ, «этот результат вполне закономерен. Ведущие европейские бизнес-школы вошли в число мировых лидеров управленческого образования уже в 2000-е годы, а такие глобальные школы с, соответственно, испанскими и французскими корнями, как IESE и НЕС, многие годы являются лидерами многих рейтингов. В частности, эти школы отличает фокус на корпоративную ответственность и интернационализацию, то есть, те ключевые аспекты эффективного управления крупнейшими компаниями, которым не все ведущие бизнес-школы США уделяют должное внимание».

Лидер со стажем

По версии Алексея Долинского, «трехлетний успех Уортона более чем объясним. Они фактически задают стандарт качества программ Executive MBA как за счет самого строгого подхода к отбору участников, так и за счет максимально интенсивной программы, которая по объему аудиторной работы в течение двух лет мало чем уступает фултайм-программам».

Место в сотне

Для России обновление рейтинга ознаменовалось попаданием в сотню лучших: программа EMBA Высшей школы менеджмента СПбГУ заняла 97-е место в мире и 39-е в Европе. Бизнес-школа, разумеется, не собирается останавливаться на достигнутом. Планы весьма амбициозны: в настоящее время ВШМ СПбГУ проходит аккредитацию Ассоциации по развитию университетских бизнес-школ (Association to Advance Collegiate Schools of Business, AACSB). После завершения всех процедур (визит в бизнес-школу аккредитационной комиссии запланирован на осень) ВШМ СПбГУ станет первой в России обладательницей «тройной короны» аккредитаций и войдет в 1% лучших бизнес-школ мира.

Ольга Дергунова, заместитель президента-председателя правления Банка ВТБ, директор Высшей школы менеджмента СПбГУ, пояснила: «Присутствие в международных рейтингах — как спорт больших достижений — требует многолетних усилий для соответствия высоким стандартам. Интернационализация, высокорейтинговые научные публикации, постоянные коммуникации с академическим сообществом, обмен преподавателями — это то, из чего складывается академическая репутация, влияющая на позиции в рейтингах.

Как бизнес-школа мы присутствуем и в специализированных международных рейтингах Financial Times и The Economist, на результаты которых влияют, помимо прочего, показатели успешности выпускников, их конкурентоспособность, рост зарплат в первые годы после выпуска. Обеспечение необходимого для этого качества обучения требует существенных усилий.

Последовательная реализация курса на интернационализацию позволила ВШМ СПбГУ первой из российских бизнес-школ попасть в международные рейтинги.

Мы не собираемся останавливаться на достигнутом и хотим, чтобы бизнес-школа развивалась как лучшая в России. Позиции в рейтингах при этом служат для нас индикатором того, что выбран правильный путь».

ВШМ СПбГУ задает высокую планку российским бизнес-школам и показывает отличный пример интеграции в международную среду и роста мирового статуса российских программ.

Как использовать результаты рейтинга

Рейтинг не панацея, но хороший инструмент для выбора подходящей программы. Когда нет понимания, с чего начать подбор, можно взять результаты нескольких рейтингов и внимательно изучить их, сравнить методологию, определить, какие критерии важны именно для вас. Таким образом, сформировать список из нескольких программ. Дальше предстоит более кропотливая работа – изучение содержания курсов, стоимости, сроков обучения, локации, а также общение с выпускниками и студентами, сбор отзывов, визиты на кампусы и, в конечном итоге, выбор идеальной для вас программы.

Я убеждена, что гораздо важнее любого места в рейтинге то, насколько отдельно взятому студенту подходит культура той или иной бизнес-школы, возможность построить нетворк в выбранной географии или индустрии и, безусловно, качество преподавания».

Кому и зачем нужен EMBA

На этот вопрос нет однозначного ответа. У каждого своя мотивация. Сейчас ведется много жарких дискуссий, нужны ли вообще программы MBA. У каждой стороны конфликта есть свои весомые аргументы, с которыми трудно спорить. На наш взгляд, нужно рассмотреть позиции и защитников, и противников, чтобы найти свою золотую середину. В конце концов, любые качественные знания, опыт и навыки сейчас ценятся как никогда раньше. Вопрос только, где их получать.

«Все рейтинги сейчас можно забыть, к сожалению или к счастью. Все обнулилось. Новые потребности и реальность будут диктовать свои новые правила, лидеры могут стать аутсайдерами и наоборот. Кто до 2020 года предвидел и готовил почву для новых реалий бизнес-образования, тот и победит в гонке за апликантов сегодня.
Год-два покажут, кто чего стоит в новой реальности. Гонка началась».

Сажин Сергей, CEO&Founder LeMilar Perfume, выпускник DUKE Fuqua
(Executive MBA, Class 2008)

Редакция Forbes Education благодарит Ольгу Соколову за помощь в создании материала.

Источник

TOP-30 бизнес-школ России. VIII Народный рейтинг MBA.SU-2017

Как и в прошлогоднем рейтинге, позиции бизнес-школ определялись по сумме среднеарифметических оценок выпускников программ MBA и EMBA следующих параметров: увеличение дохода, карьерный рост, уровень установленных деловых связей, личное и профессиональное развитие. Каждый параметр выпускники оценивали от 1 (бесполезно) до 5 (отлично). Следует подчеркнуть, что все эти оценки выражают степень удовлетворенности выпускников результатами обучения и не всегда напрямую связаны с конкретными цифрами дохода, который выпускники получают через два года после окончания бизнес-школ.

Главной особенностью результатов нынешнего опроса являются более сдержанные оценки практически по всем показателям. Этому может быть несколько объяснений, от снижения качества подготовки до влияния общеэкономической ситуации. Очевидно, в 2014-2015 гг. сильно выросли требования работодателей к знаниям и умениям менеджеров, в то время как рост зарплат был ограничен. Поэтому слушатели, в свою очередь, предъявляют более высокие требования к обучению и хотели бы видеть более эффективную отдачу.

Судя по оценкам, можно предположить, что многие бизнес-школы не смогли быстро перестроиться и продолжают обучать в прежнем, «докризисном» режиме. Только оценки личного и профессионального развития по-прежнему высоки, тут бизнес-школы выдают стабильно высокий результат.

Другой особенностью опроса этого года стали оценки основных бизнес-курсов в программе MBA и EMBA. Слушатели оценивали преподавание следующих дисциплин: экономика, менеджмент, маркетинг, финансы, управление проектами, информационный менеджмент. В подавляющем большинстве случаев оценки преподавания бизнес-курсов выше показателей удовлетворенности результатами обучения в целом. Одно из наиболее вероятных объяснений этого мы видим в трудностях реализации полученных знаний на практике, с которыми сталкиваются выпускники бизнес-школ.

На основе анкетирования выпускников МВА 2013-2015 годов выпуска был обновлен портрет обучающихся на программах МВА в российских школах бизнеса. По-прежнему, большинство составляют мужчины, хотя их доля снизилась с 74% до 68%. Соответственно, доля слушательниц МВА выросла на 6%.

Как видно, наиболее крупные возрастные сегменты составляют более трех четвертей (76%).

Большинство выпускников МВА решило получать бизнес-образование, работая на позициях менеджеров среднего (42%) и высшего звена (28%). Оставшуюся треть составляли линейные менеджеры (19%) и владельцы бизнеса (11%).

В международных рейтингах бизнес-школ обычно используются реальные цифры годовой заработной платы, которые сообщают выпускники МВА. Отечественная ментальность не предполагает откровенности такого рода, поэтому в Народном рейтинге выпускник указывает лишь процент увеличения своего дохода и оценивает удовлетворенность его ростом по пятибалльной шкале. Иными словами, выпускник оценивает степень соответствия фактического результата зарплатным ожиданиям при поступлении.

БИЗНЕС-ШКОЛА РОСТ
ДОХОДА
%
МОСКВА
Международные программы МВА&EMBA Кingston/ РАНХиГС 71
Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС 64
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС 63
Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС 56
Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ) 55
Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ
Банковский институт НИУ ВШЭ 54
Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО 53
Школа IT-менеджмента РАНХиГС 52
Бизнес-школа МФЮА 49
Международная школа бизнеса Финансового Университета при Правительстве РФ
Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС 48
Международный институт менеджмента ЛИНК
Институт государственной службы и управления РАНХиГС 47
Высшая школа бизнеса ГУУ 45
Бизнес-школа «Синергия» 43
Высшая школа управления проектами НИУ ВШЭ 43
Бизнес-школа школа ВАВТ 41
Академия PwC 39
Плехановская школа бизнеса Integral РЭУ 37
Moscow Business School 36
Экономический факультет МГУ им М.В.Ломоносова 31
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Бизнес-школа ИМИСП 67
Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета
Высшая экономичекская школа СПбГЭУ 53
Бизнес-школа AMI 50
Программа МВА Балтийского государственного технического университета «Военмех» (Санкт-Петербург) 48
РЕГИОНЫ
Высшая школа бизнеса Казанского федерального университета (Казань) 51
Высшая школа бизнеса Новосибирского государственного университета экономики и управления 39
Бизнес-школа EMAS (Москва-Нижний Новгород) 34
Байкальская международная бизнес-школа Иркутского государственного университета (Иркутск) 24
МВА-центр (Бизнес-школа) Уральского федерального университета (Екатеринбург) 23

В шорт-лист участников VIII Народного рейтинга из 43 бизнес-школ по числу представленных анкет смогли пройти только тридцать. Как и в предыдущих рейтингах, для компенсации погрешностей, одно рейтинговое место присваивалось школам, итоговые суммы баллов которых различались между собой менее, чем на 0,03.
Участники VIII Народного рейтинга бизнес-школ совокупно представляют не менее 95% рынка российских программ МВА. Показатели по каждой школе бизнеса представлены ЗДЕСЬ».

Источник данных

С февраля по май 2017 г. на портале «MBA в Москве и России» было проведено онлайн-анкетирование выпускников бизнес-школ, получивших диплом MBA в период с 2013 по 2015 годы. В опросе приняли участие 980 выпускников 43 российских бизнес-школ из девяти регионов: Москва. Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Уфа, Екатеринбург, Пермь, Новосибирск, Иркутск.

Бизнес-школы, выпускники которых приняли участие в анкетировании на портале «MBA в Москве и России»

Источник