Найдите слова которые по составу частей будут такими же как слово учителя

Мастерская по русскому языку. «Состав слова». 3-й класс

Класс: 3

Задачи: отследить уровень усвоения изученного материала по теме “Состав слова”; помочь учащимся определить свой уровень усвоения данного материала. Обобщить знания по теме “Состав слова”.

Оборудование и программное обеспечение: классная комната; проектор, экран; презентация; карточки.

Методы обучения: словесный, фронтальный, индивидуальный, наглядный, частично-поисковый, проблемного изложения, групповой (работа в парах).

— Давайте заглянем мы на мгновение
В класс под литером 3 “Б”.
Двери открыты здесь всем для учения!
Чего ещё больше желать мы должны?!
Думай, дерзай и делай открытия
В классе под литером “Б”!

— Всем известно, что у нас самый лучший в школе класс!

— Все готовы, приступить к уроку?

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.

— Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712–1778 гг.).

“Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…”.

— Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо. Удачи! В добрый путь за знаниями!

— Ребята, над какой большой темой мы работаем сейчас на уроках русского языка? (“Состав слова”)

(Слайд № 4) Тема и цели урока.

— Сегодня мы подведем небольшой итог того, чему мы уже научились. На уроке мы будем работать в тетради, на карточках. Поэтому откройте тетрадь и запишите число, классная работа. Продолжим работу по чистописанию. Но вначале вспомним письмо буквы …

Мажет мама ранку дочке
Йодом в темном пузыречке.
Кошка, прыгнув со стола,
Йод по полу разлила.
Стань же властью всех стихий
Йод разлитый – буквой … (Й)

(Слайд № 6) Письмо в воздухе.

Написание буквы Й с письмом в воздухе и проговариванием, комментированием. Отложите тетради в сторону.

(Слайд № 7) Чистописание.

Постановка учебной задачи.

— Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес – из деревьев, речь состоит из предложений, а предложение – из слов. Слова же сделаны из своего “строительного материала” и каждая из частей вносит в слово свою часть смысла – “смыслиночку”.

Проверка домашнего задания.

— Будем отгадывать загадки и узнаем, насколько прочно вы усвоили однокоренные слова, как научились разбирать слова по составу. На уроке должны быть все активны и внимательны.

(Слайд № 8) Повторение правил о частях слова.

Самая важная,
Определит смысл слова
И родственников укажет. (Корень)

В конце слова стоит,
Слова согласует и примирит.
Самая изменяемая,
Называется. (Окончание)

Слова состоят из частей,
А эта часть слова,
А ну-ка скажите скорей:
Какая часть слова стоит впереди,
И за что ей такие почести? (Приставка)

Ну а эта часть хитра
Если в слове есть она,
То размер определит,
И часть речи даже может
Очень просто изменить. (Суффикс)

Решение правописных задач.

(Слайд № 9) “Решение правописных задач”

— Ребята, давайте проверим ваше внимание. Я предлагаю вам решить “правописные задачи”. Посмотрите.

Грамматическая сказка “Семья слов”.

(Слайд № 10) Семья. Корень

– Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.

(Слайд №10) Щел. задание. Выделить корень.

– Выдели в словах корень. (Лесной, лесник, леса, лесовичок, лесничий, лес.)

(Слайд № 11) Так говорят.

Обобщение учителя: Слово “корень” употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. “Смотри в корень” или “зри в корень”. Это означает: “Выдели самое главное”. Если речь идет о причине чего-то плохого, скажут “корень зла”. Если надо что-то основательно переделать, говорят о “коренной переработке”.

Продолжение грамматической сказки “Новые друзья корней”.

(Слайд №12) Семья. Приставка.

– Долгое время на волшебной поляне жили одни корни. Но однажды произошло событие, которое многое изменило. Совершенно случайно на поляну зашли приставки. Это были удивительные девицы. Они так громко разговаривали, что корни вышли посмотреть, что же случилось. Приставкам корни очень понравились, и захотели они остаться здесь жить. А так как корни были очень добрыми, то разрешили приставкам остаться. Вместе с корнями приставки стали работать в слове. Они выполняли важную работу по образованию новых слов.

Обобщение учителя: приставки очень охотно дружат с глаголами и прилагательными. В русском языке много приставок. Попробуйте дома, вспомнить и записать приставки никуда не подглядывая, если вспомните более 40, то у вас превосходная память, если 30 – тоже неплохо, ну а если меньше, то не огорчайтесь. Ведь знать и помнить это не одно и тоже. Вы их знаете, используете в речи, только они не захотели вспомниться.

— Кто помнит стихотворение о приставке?

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она
А при помощи приставки
Образуются слова.

Продолжение грамматической сказки “Работа суффиксов”.

— Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы, они хоть и маленькая часть слова, но имеют свое лицо и могут многое порассказать.

Читайте также:  Как должен быть оборудован кабинет информатики

(Слайд 14) Семья. Суффикс.

– Как-то на волшебную поляну заглянули суффиксы. Удалые это были ребята. Очень понравилась им поляна, и захотели они на ней остаться. Только они расположились, как вдруг появились хозяева – корни. Да, да, это была та самая волшебная поляна, которую облюбовали корни и приставки. Суффиксов они приняли хорошо. Работали корни в словах. Туда пошли работать и приставки. Они образовывали новые слова.

Обобщение учителем: суффиксы – это мастера на все руки. Они могут образовывать названия предметов, менять род, число, могут образовывать от одной части речи другие: например – лес – лесной, сад – садил. Есть суффиксы, которые уже отживают свой век, а есть – которые часто используются в образовании новых слов.

(Слайд 14) Образовать при помощи приставки слова.

Игра “В две команды”.

На слайдах слова: водник, водитель, громоотвод, заводной, вводный, водолаз, водитель, водопой, довод, водоросль, водомер.

Вода – водник, водолаз, водопой, водоросль, водомер.

Водить – довод, громоотвод, водитель, заводной, вводный.

Продолжение грамматической сказки “Как Корень слова учил Окончания уму-разуму”.

Обобщение учителем: окончание меняет форму слова, а не образуют новых слов.

Окончания: Ох, и устали мы, братец! Столько дел, что и вздохнуть некогда.

Корень: Да вы что? Вас ведь вон сколько! И у каждого своя работа. Отслужили и отдыхай. Вот мне вправду тяжко приходится: Сколько родственников у всех слов, и ни один без меня не обходится.

Окончания: Что верно, то верно. Каждое из нас только на своем месте работать может. Зато кому только не приходится служить. И Полке, и Книжке. Надо им в предложении работать, сразу кого-нибудь из нас зовут. Начнешь отказываться, обижаются. Поохаешь, да и бежишь на помощь.

Корень: Выходит и вам трудно живется.

Окончания: Еще как трудно.

— Посмотрите на следующий слайд. Мы решим с вами шарады.

— Кто из вас знает, что такое шарада?

(Слайд 17) Отгадайте слово.

Его корень в слове писать,
Приставка в слове рассказать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода. (Расписка)

Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове сказка,
Окончание в слове рыба. (Завязка)

(Слайд 18) Стих. Составьте предложение.

Помни, при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.

Обобщение учителя: Наша речь состоит не только из отдельных слов, а из предложений. Без окончаний мы никак не обошлись бы при составлении предложений. Не случайно потому и говорят: что окончание служит для связи слов в предложении.

— Из слов составьте предложение. Предложение записывают в тетради.

(Серый волк в густом лес встретил рыжая лиса)

(Слайд 19) Составьте предложение.

Написать отзыв об уроке. Составить и записать слова, используя различные приставки.

– Закончить наш урок мне хочется словами самого Льва Николаевича, которыми он обращался к своим ученикам в Яснополянской школе: “Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не будет, что старик говорил вам добро”. Этим добром пронизаны все произведения Льва Николаевича. Именно поэтому их любят и знают взрослые и дети.

У вас на партах лежат сердечки. Запишите на одной стороне, что понравилось, а на другой, что ….

Источник

Как разобрать слово по составу – объясняю порядок разбора и комментирую сложные случаи, на которых постоянно ошибаются ученики

Выделить окончание, потом основу, корень, приставку и суффиксы. На деле все сложнее, поэтому давайте разбираться.

Чтобы разобрать слово по составу, надо выделить все морфемы, которые в него входят. В теории это кажется очень простым, но на самом деле при разборе возникает куча трудностей. Я постараюсь описать порядок разбора и параллельно буду давать советы и рекомендации, которые помогут вам не ошибиться.

Вот на этой картинке я показал, как надо выделять каждую морфему: приставку (красным), корень (синим), суффиксы (желтым), окончание (коричневым), постфикс (розовым), основу (фиолетовым).

Запомните это и пойдем дальше – к процессу разбора.

Окончание

Теперь пошли лайфхаки.

Если слово никак не изменяется, то окончания у него нет. Депо, кино, ножницы – как не изменяй, всегда депо, кино и ножницы. Пальто, очки – то же самое. У подобных слов вы окончания просто не выделяете.

Если окончания нет, но при изменении вашего слова оно появляется – значит оно нулевое. Чтобы показать нулевое окончание – просто нарисуйте пустой квадрат. Например, в слове «друг» – нулевое окончание. «Сказал» – тоже нулевое. Окончания появятся, если мы будем изменять эти слова: «друга», «сказали».

Идем дальше. Если у вас в окончании есть гласные, которые обозначают два звука, то есть «й» и еще какой-то – поизменяйте слова и послушайте, пропадает ли «й». Например: «вдохновениjэ», «вдоховениjу», «вдохновениjа». Видите, «й» никуда не пропадает. Значит он не в окончании.

В таких случаях надо поделить окончание посередине пунктирной линией и показать, что в нем два звука – «й» (более правильно – «j») и еще какой-то. Затем нужно выделить второй звук в окончание, а первый вообще не трогать.

Наречия – неизменяемые слова. Деепричастия – тоже неизменяемые. Поэтому у них окончаний никогда нет. Деепричастие можно узнать так – к нему одновременно задаются два вопроса: как, что делая. Например: Я ел (как? что делая?) слушая Познера. Слушая – деепричастие.

Вот с наречиями сложнее. Прочитайте мою статью на эту тему, потому что вам надо научиться отличать наречия от прилагательных. Это обязательно надо сделать, иначе будете ошибаться вплоть до ЕГЭ в 11 классе.

Читайте также:  Некое растровое изображение было сохранено в файле как p1 bmp как 24 разрядный рисунок

«Ть» у глаголов – всегда окончание. Но есть некоторые школьные программы, например программа Бабайцевой, где это суффикс. Спросите у своего учителя и выделяйте так, как она прикажет.

«Чь» в глаголах – часть корня. Поэтому в словах «беречь», «печь», «мочь», «стеречь» корнем будет все слово.

Как запомнить, что «чь» – часть корня

Не знаю, как помочь Вам это запомнить, но смотрите, тут дело вот в чем. Раньше у этих слов было окончание «ти», а потом оно отпало. Древнерусские формы этих слов: пекти, стерегти, берегти.

То есть окончание тут именно «ти», но у вас его нет, поэтому вы его не выделяете. Вы выделяете все слово как корень.

Надеюсь, кому-то это поможет не ошибиться.

Всё, с окончаниями закончили.

Основа

Сразу подчеркивайте все то, что остается после окончания, как основу.

Важный момент тут вот какой. Постфиксы «ся», «то», «либо», «нибудь» тоже входят в основу, хотя часто стоят после окончания. В этом случае вам надо основу прервать на окончании, а потом продолжить.

Больше с основой слова сложностей никаких не возникает, все просто.

Корень

Вы наверняка помните, что для его выделения надо «подбирать однокоренные слова». В принципе, да. Давайте найдем корень у слова «подводный»: водный, вода – корень «вод».

Тут надо учитывать одну тонкость. Корень должен сразу вызвать у вас в голове образ того, о чем говорится. То есть вы должны по корню легко понять лексическое значение слова.

Вот разбираете вы «квартиру». Что это такое? Это часть многоквартирного дома, где живут люди. Какой тут корень? «Квартир». Вы его произнесли и сразу себе представили, например, однокомнатную квартирку.

А почему корень не «кварт»? Потому что: кварт, кварты, квартов, квартами – что это такое? О чем вы думаете, когда произносите эти слова? Ни о чем. Не о квартире точно. Значит, «кварт» тут никак не может быть корнем. В корне всегда заключено лексическое значение слова, и если оно в голове у вас не всплывает, значит, вы корень нашли неправильно.

Когда выделите корень, попробуйте поизменять его, например, по числам, падежам. И посмотрите, что будет «всплывать» у вас в голове.

Какой корень в слове «богатый»? «Богат» или «бог»? Когда я произношу «богат», у меня ассоциация сразу с богатством, с богатыми, с богачами. Я сразу улавливаю лексическое значение.

А если я начну изменять слово бог? Боги, богам, о богах, с богами – я начинаю думать о Боге – то есть о Творце, Всевышнем. Никакой связи с богатством нет.

Вывод – корень «богат».

По этой же причине в слове «работа» корень «работ», а не «раб». Работа сейчас уже не то же самое, что удел рабов.

Приставка

Это то, что всегда располагается перед корнем. Приставки почти всегда одинарные, но иногда бывают двойные, например: «перезаписать». Тут приставка «пере» и «за», корень – «запис».

Разделительный твердый знак всегда относится к приставке. Например, в слове «въезд» вы должны выделить приставку «въ».

Суффикс

Вот тут сложнее всего. Суффикс находится после корня, но иногда он один, а иногда нет. И дети не знают, как правильно выделять.

Чтобы это сделать, надо запоминать «популярные» суффиксы. Например, суффикс основы инфинитива – тот, который стоит перед окончанием «ть»: «играть» – корень тут «игр», а суффикс – «а». Поэтому в слове «играя» два суффикса – «а» и «я».

«Ений» – суффикс, с помощью которого от глагола образуются существительные. Например: потепление, вдохновение, измерение, оледенение. Обратите внимание, в окончании йотированная буква, поэтому мы ее делим пунктиром, гласный звук убираем в окончание, а «й» оставляем суффиксу.

«Тель» – суффикс, который обозначает человека, выполняющего какую-то профессиональную деятельность: учитель, строитель, потребитель, хранитель и пр. Давайте разберем слово «учитель» – «тель» – суффикс, обозначающий человека по профессии, «и» – глагольный суффикс (потому что в инфинитиве «учить» он стоит перед «ть»), корень «уч».

Постфикс

Он выделяется так же, как суффикс, но, в отличие от суффикса, стоит всегда после окончания. Чаще всего встречаются такие постфиксы как:

Самая важная рекомендация

Гуглите каждое слово. Пишите, например: «намурлыкаться морфемный разбор» – и смотрите, какие морфемы в слове. Это надо делать, потому что морфемику и словообразование дети в школе знают чудовищно плохо. Но если будете постоянно сверяться со справочниками и интернетом – вам будет проще запоминать основные морфемы и разбирать слова правильно.

И еще. Смотрите не только морфемы, но и способы словообразования. Выясняйте, как конкретное слово появилось в языке. Если запомните основные принципы словообразования – меньше будете делать ошибок в морфемном разборе.

Полезные материалы по теме

Пробегитесь еще раз глазами по статье и прочитайте те тексты, на которые я ссылаюсь. Статьи относительно небольшие, я в каждой из них даю советы о правильном выделении морфем.

Подпишитесь на мою рассылку. О русском языке можно писать бесконечно, поэтому в ближайшее время о нем выйдет много новых статей. Я постараюсь сделать их максимально полезными и простыми, чтобы понятно было и школьникам, и родителям, которые учат уроки со своими детьми.

Посмотрите мои подборки с курсами по русскому. Их на данный момент три: для подготовки к ВПР во всех классах, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Я надеюсь, вы сможете там найти для себя классный курс и будете тратить в разы меньше денег на репетиторов. Еще я там даю несколько бесплатных электронных книг и справочников для скачивания. Я подбирал их лично, они все очень хорошие.

Из учебников я вам очень рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Это учебник Бабайцевой. Он хорош тем, что в нем собрана вся теория русского и все правила, которые изучаются в 5-9 классе. Это самая лучшая книга для подготовки к экзамену.

Читайте также:  Программа не была успешно завершена так как файл содержит вирус windows 10

Материалы там могут немного отличаться от вашего школьного учебника. Например, у вас может быть сказано, что «ть» окончание, а у Бабайцевой – суффикс. У вас причастия могут быть отдельными частями речи, а у Бабайцевой – формами глагола. Но вот эти лингвистические тонкости на экзамены вообще никогда не выносятся, поэтому просто не думайте о них. Книга отличная.

Заключение

Я постарался объяснить вам, как разбирать слова по составу. Это бывает трудно, но надо регулярно практиковаться, чтобы делать меньше ошибок.

Напишите, пожалуйста, в комментарии, понравилась ли вам эта статья. Скажите мне о ее недостатках, чтобы я мог их оперативно подправить.

Я желаю вам удачи, хороших оценок и высоких баллов. Ну и просто счастья по жизни.

Источник

Урок русского языка по теме «Состав слов. Закрепление». 3-й класс

Класс: 3

1. Организационный момент.

Подготовка рабочего места, посадка при письме, нацеливание на работу.

2. Минутка чистописания.

— Ребята, догадайтесь какую букву мы будем сегодня прописывать на минутке чистописания.

— Эта буква обозначает согласный звук, шипящий, всегда твердый, в словах может чередоваться со звуком г.

Правильно, это буква ж.

3. Объявление темы урока.

Сейчас разгадав кроссворд, вы узнаете тему урока.

1. Учебное помещение в школе. (Класс)
2. Верхняя одежда. (Пальто)
3. Корм для лошади. (Овес)
4. Защитник Отечества. (Солдат)
5. Лиственное дерево с белым стволом. (Береза)
6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
7. Из чего состоит предложение? (Слова).

— Кто может назвать тему урока?

— Что называется корнем слова?

— Что называется приставкой?

— Что называется суффиксом?

— Что называется окончанием?

— Как пишутся приставки со словами? А предлоги?

— Молодцы, правила вы знаете! А теперь посмотрим, как вы их применяете на практике.

— Вернемся к нашей букве. На что она похожа? (Ответы детей).

— Действительно эта буква похожа на снежинку. Как называются осадки выпадающие в виде снежинок?

— Послушайте четверостишье И.Кравченко:

И стало вдруг белым-бело,
Земля притихла и смирилась.
Очарование прошло,
Снег выпал. Чудо совершилось!

— Что можно слепить из снега?

— К нам в гости сегодня пришел Снеговичок. Он приготовил для вас много интересных заданий.

4. Орфографическая работа.

Снеговичок состоит из снега, а вы должны образовать от корня снег однокоренные слова и записать их. Но задание он усложняет- на карточках записаны части слова при помощи которых вы должны образовать новое слово.

— Проверьте, правильно ли вы записали слова: снегурочка, снеговик, подснежник, снежный, снежинка, заснежил, снеговики.

— С помощью каких частей слова образовались новые слова? Какое слово “лишнее”? Почему?

— Правильно. Снеговики- это форма слова снеговик. Наверно Снеговичок хочет, чтобы у него был друг и нам надо слепить для него друга. Каждое выполненное задание это ком.

Задание (2 человека у доски):

Разобрать по составу имена существительные женского рода.

Разобрать по составу имена существительные мужского рода.

5. Работа по теме урока.

На парте лежат листы разного цвета(разноуровневое задание).

-Выберите то задание, с которым вы справитесь.

    1-й уровень

    Запиши, устранив в каждом ряду “лишнее” слово. Разбери слова по составу.

    А) нос, носильщик, носик, носатый

    Б) гусь, гусята, гусеница, гусыня

    В) циркуль, цирк, цирковой, циркач

    Суффиксы и приставки перепутали свои места и получились неизвестные слова. Помоги всем частям слова найти свои места. Подбери каждому слово однокоренное.

    клеспрои, прискморий, ушкизба

    — Внимательно читайте слова, которые я буду показывать, если в слове есть приставка, вы поворачиваетесь, друг к другу и обмениваетесь хлопками. А если в слове нет приставки- вы разводите руки в стороны.

    7. Письмо по памяти.

    Ребята, какой сейчас месяц? А вы знаете, что ноябрь – месяц «полузимник”. Пора холодных ветров и первого льда. В старину ноябрь величали “груднем” потому, что в этом месяце, смерзшаяся земля грудами лежит на дорогах. Есть у ноября и другие прозвища – “листогной”, “предзимник”. Но у ноября есть и свои приметы.

    — Снеговичок хочет поделиться своими секретами.

    На доске записан текст с пропущенными орфограммами.

    – Ё. (на)опушке (у)строил н.ру –
    Будет з.ма очен. тёплой (в)бору.
    Если же (в)ч.ще н.ра, (в)глубине,
    Будут м.розы тр.щат. (по)в.сне.

    – Объяснить орфограммы, записать текст.

    – Найдите в тексте слово, которое соответствует схеме: приставка, корень, 2 суффикса.

    Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

    — Калушата, калушаточки! Бутявочка!

    Калушата присяпали и бутявочку стямкали.

    -Оее, оее! Бутявка-то некузявая!

    Калушата бутявку вычучили.

    Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

    — Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-эюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

    А бутявка волит за напушкой:

    — Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

    — “Переведите” на русский язык текст этой необычной сказки.

    — Найдите в тексте два прилагательных, разберите их по составу. Расскажите об одном из прилагательных (число, род). Объясните, почему вы смогли справиться с этой задачей.

    — Выпишите из текста первое предложение и выделите в нем грамматическую основу. Объясните, почему можно провести такой анализ искусственного предложения.

    Составьте слово по подсказкам:

    А) в слове есть окончание и основа. Основа состоит из 3-х частей. Каких?

    Б) корень, тот же, что и в слове обмен, в приставке есть 2 звука [э], которые обозначены буквой е, суффикс тот же, что в слове травка.

    Источник