Найдите слова которые по составу частей будут такими же как слово запомнить

Содержание
  1. Как разобрать слово по составу – объясняю порядок разбора и комментирую сложные случаи, на которых постоянно ошибаются ученики
  2. Окончание
  3. Основа
  4. Корень
  5. Приставка
  6. Суффикс
  7. Постфикс
  8. Самая важная рекомендация
  9. Полезные материалы по теме
  10. Заключение
  11. Как разбирать слова по составу
  12. Как научить ребенка разбирать слова по составу?
  13. Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:
  14. Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.
  15. Корень
  16. Приставка
  17. Суффикс
  18. Окончание
  19. Основа слова
  20. Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.
  21. Проверь свои знания
  22. Тест «Состав слова»
  23. Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.
  24. Схема морфемного разбора слова
  25. Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:
  26. покупка
  27. пришкольный
  28. расцветают
  29. Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.
  30. Самые распространённые приставки русского языка:
  31. Самые распространённые с уффиксы имен существительных
  32. Суффиксы прилагательных
  33. Суффиксы глаголов
  34. Пятое — обязательная тренировка.
  35. Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.
  36. Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький
  37. Тропа — …………………………………………………………………………
  38. Тепло — …………………………………………………………………………
  39. качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток
  40. Сырой — ………………………………………………………………………….
  41. Стекло — …………………………………………………………………………
  42. Стена — …………………………………………………………………………..
  43. Заходите также в Книжную лавкуза полезными книгами!
  44. Разбор слов по составу
  45. План разбора
  46. Примеры разборов
  47. Особенности разборов
  48. Морфемные словари
  49. Занимательные упражнения по теме «Состав слова». картотека по логопедии (2 класс) на тему
  50. Скачать:
  51. Предварительный просмотр:

Как разобрать слово по составу – объясняю порядок разбора и комментирую сложные случаи, на которых постоянно ошибаются ученики

Выделить окончание, потом основу, корень, приставку и суффиксы. На деле все сложнее, поэтому давайте разбираться.

Чтобы разобрать слово по составу, надо выделить все морфемы, которые в него входят. В теории это кажется очень простым, но на самом деле при разборе возникает куча трудностей. Я постараюсь описать порядок разбора и параллельно буду давать советы и рекомендации, которые помогут вам не ошибиться.

Вот на этой картинке я показал, как надо выделять каждую морфему: приставку (красным), корень (синим), суффиксы (желтым), окончание (коричневым), постфикс (розовым), основу (фиолетовым).

Запомните это и пойдем дальше – к процессу разбора.

Окончание

Теперь пошли лайфхаки.

Если слово никак не изменяется, то окончания у него нет. Депо, кино, ножницы – как не изменяй, всегда депо, кино и ножницы. Пальто, очки – то же самое. У подобных слов вы окончания просто не выделяете.

Если окончания нет, но при изменении вашего слова оно появляется – значит оно нулевое. Чтобы показать нулевое окончание – просто нарисуйте пустой квадрат. Например, в слове «друг» – нулевое окончание. «Сказал» – тоже нулевое. Окончания появятся, если мы будем изменять эти слова: «друга», «сказали».

Идем дальше. Если у вас в окончании есть гласные, которые обозначают два звука, то есть «й» и еще какой-то – поизменяйте слова и послушайте, пропадает ли «й». Например: «вдохновениjэ», «вдоховениjу», «вдохновениjа». Видите, «й» никуда не пропадает. Значит он не в окончании.

В таких случаях надо поделить окончание посередине пунктирной линией и показать, что в нем два звука – «й» (более правильно – «j») и еще какой-то. Затем нужно выделить второй звук в окончание, а первый вообще не трогать.

Наречия – неизменяемые слова. Деепричастия – тоже неизменяемые. Поэтому у них окончаний никогда нет. Деепричастие можно узнать так – к нему одновременно задаются два вопроса: как, что делая. Например: Я ел (как? что делая?) слушая Познера. Слушая – деепричастие.

Вот с наречиями сложнее. Прочитайте мою статью на эту тему, потому что вам надо научиться отличать наречия от прилагательных. Это обязательно надо сделать, иначе будете ошибаться вплоть до ЕГЭ в 11 классе.

«Ть» у глаголов – всегда окончание. Но есть некоторые школьные программы, например программа Бабайцевой, где это суффикс. Спросите у своего учителя и выделяйте так, как она прикажет.

«Чь» в глаголах – часть корня. Поэтому в словах «беречь», «печь», «мочь», «стеречь» корнем будет все слово.

Как запомнить, что «чь» – часть корня

Не знаю, как помочь Вам это запомнить, но смотрите, тут дело вот в чем. Раньше у этих слов было окончание «ти», а потом оно отпало. Древнерусские формы этих слов: пекти, стерегти, берегти.

То есть окончание тут именно «ти», но у вас его нет, поэтому вы его не выделяете. Вы выделяете все слово как корень.

Надеюсь, кому-то это поможет не ошибиться.

Всё, с окончаниями закончили.

Основа

Сразу подчеркивайте все то, что остается после окончания, как основу.

Важный момент тут вот какой. Постфиксы «ся», «то», «либо», «нибудь» тоже входят в основу, хотя часто стоят после окончания. В этом случае вам надо основу прервать на окончании, а потом продолжить.

Больше с основой слова сложностей никаких не возникает, все просто.

Корень

Вы наверняка помните, что для его выделения надо «подбирать однокоренные слова». В принципе, да. Давайте найдем корень у слова «подводный»: водный, вода – корень «вод».

Тут надо учитывать одну тонкость. Корень должен сразу вызвать у вас в голове образ того, о чем говорится. То есть вы должны по корню легко понять лексическое значение слова.

Вот разбираете вы «квартиру». Что это такое? Это часть многоквартирного дома, где живут люди. Какой тут корень? «Квартир». Вы его произнесли и сразу себе представили, например, однокомнатную квартирку.

А почему корень не «кварт»? Потому что: кварт, кварты, квартов, квартами – что это такое? О чем вы думаете, когда произносите эти слова? Ни о чем. Не о квартире точно. Значит, «кварт» тут никак не может быть корнем. В корне всегда заключено лексическое значение слова, и если оно в голове у вас не всплывает, значит, вы корень нашли неправильно.

Когда выделите корень, попробуйте поизменять его, например, по числам, падежам. И посмотрите, что будет «всплывать» у вас в голове.

Какой корень в слове «богатый»? «Богат» или «бог»? Когда я произношу «богат», у меня ассоциация сразу с богатством, с богатыми, с богачами. Я сразу улавливаю лексическое значение.

Читайте также:  Как по английски будет мама я хочу спать

А если я начну изменять слово бог? Боги, богам, о богах, с богами – я начинаю думать о Боге – то есть о Творце, Всевышнем. Никакой связи с богатством нет.

Вывод – корень «богат».

По этой же причине в слове «работа» корень «работ», а не «раб». Работа сейчас уже не то же самое, что удел рабов.

Приставка

Это то, что всегда располагается перед корнем. Приставки почти всегда одинарные, но иногда бывают двойные, например: «перезаписать». Тут приставка «пере» и «за», корень – «запис».

Разделительный твердый знак всегда относится к приставке. Например, в слове «въезд» вы должны выделить приставку «въ».

Суффикс

Вот тут сложнее всего. Суффикс находится после корня, но иногда он один, а иногда нет. И дети не знают, как правильно выделять.

Чтобы это сделать, надо запоминать «популярные» суффиксы. Например, суффикс основы инфинитива – тот, который стоит перед окончанием «ть»: «играть» – корень тут «игр», а суффикс – «а». Поэтому в слове «играя» два суффикса – «а» и «я».

«Ений» – суффикс, с помощью которого от глагола образуются существительные. Например: потепление, вдохновение, измерение, оледенение. Обратите внимание, в окончании йотированная буква, поэтому мы ее делим пунктиром, гласный звук убираем в окончание, а «й» оставляем суффиксу.

«Тель» – суффикс, который обозначает человека, выполняющего какую-то профессиональную деятельность: учитель, строитель, потребитель, хранитель и пр. Давайте разберем слово «учитель» – «тель» – суффикс, обозначающий человека по профессии, «и» – глагольный суффикс (потому что в инфинитиве «учить» он стоит перед «ть»), корень «уч».

Постфикс

Он выделяется так же, как суффикс, но, в отличие от суффикса, стоит всегда после окончания. Чаще всего встречаются такие постфиксы как:

Самая важная рекомендация

Гуглите каждое слово. Пишите, например: «намурлыкаться морфемный разбор» – и смотрите, какие морфемы в слове. Это надо делать, потому что морфемику и словообразование дети в школе знают чудовищно плохо. Но если будете постоянно сверяться со справочниками и интернетом – вам будет проще запоминать основные морфемы и разбирать слова правильно.

И еще. Смотрите не только морфемы, но и способы словообразования. Выясняйте, как конкретное слово появилось в языке. Если запомните основные принципы словообразования – меньше будете делать ошибок в морфемном разборе.

Полезные материалы по теме

Пробегитесь еще раз глазами по статье и прочитайте те тексты, на которые я ссылаюсь. Статьи относительно небольшие, я в каждой из них даю советы о правильном выделении морфем.

Подпишитесь на мою рассылку. О русском языке можно писать бесконечно, поэтому в ближайшее время о нем выйдет много новых статей. Я постараюсь сделать их максимально полезными и простыми, чтобы понятно было и школьникам, и родителям, которые учат уроки со своими детьми.

Посмотрите мои подборки с курсами по русскому. Их на данный момент три: для подготовки к ВПР во всех классах, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Я надеюсь, вы сможете там найти для себя классный курс и будете тратить в разы меньше денег на репетиторов. Еще я там даю несколько бесплатных электронных книг и справочников для скачивания. Я подбирал их лично, они все очень хорошие.

Из учебников я вам очень рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Это учебник Бабайцевой. Он хорош тем, что в нем собрана вся теория русского и все правила, которые изучаются в 5-9 классе. Это самая лучшая книга для подготовки к экзамену.

Материалы там могут немного отличаться от вашего школьного учебника. Например, у вас может быть сказано, что «ть» окончание, а у Бабайцевой – суффикс. У вас причастия могут быть отдельными частями речи, а у Бабайцевой – формами глагола. Но вот эти лингвистические тонкости на экзамены вообще никогда не выносятся, поэтому просто не думайте о них. Книга отличная.

Заключение

Я постарался объяснить вам, как разбирать слова по составу. Это бывает трудно, но надо регулярно практиковаться, чтобы делать меньше ошибок.

Напишите, пожалуйста, в комментарии, понравилась ли вам эта статья. Скажите мне о ее недостатках, чтобы я мог их оперативно подправить.

Я желаю вам удачи, хороших оценок и высоких баллов. Ну и просто счастья по жизни.

Источник

Как разбирать слова по составу

Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.

Как научить ребенка разбирать слова по составу?

Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.

Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:

Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.

Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.

Корень

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

Приставка

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

Суффикс

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.

Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.

Окончание

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Читайте также:  Принцип подлинности исторических источников как базовый принцип истории как науки был сформулирован

Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.

Основа слова

Основа слова – это часть слова без окончания.

В основу слова входит приставка, корень и суффикс.

Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.

Проверь свои знания

Тест «Состав слова»

1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК?
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.

2. Часть слова без окончания называется:
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.

3. Общая часть родственных слов называется:
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.

4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это:
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.

6. Продолжи фразу. Основа слова — это:
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.

7. Из каких частей может состоять основа слова?
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.

8. Определи, в какой строке все слова однокоренные.
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.

9. Дополни фразу. Приставка — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.

10. Какое из данных слов имеет приставку по-?
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.

11. Дополни фразу. Суффикс — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.

12. Выбери слово с суффиксом.
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.

13. Выбери значимые части слова.
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.

Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.

Схема морфемного разбора слова

Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:

покупка

пришкольный

3. основа — ПРИШКОЛЬН-

расцветают

3. основа — РАСЦВЕТА-

Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.

Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.

Самые распространённые приставки русского языка:

без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)

Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.

Самые распространённые с уффиксы имен существительных

Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.

Суффиксы прилагательных

Суффиксы глаголов

Полезно помнить:

Пятое — обязательная тренировка.

Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.

Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.

Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.

1 вариант

1.Разбери слова по составу:

Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький

2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Тропа — …………………………………………………………………………

Тепло — …………………………………………………………………………

3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

приставка корень суффикс окончание
беззащитный дарить вкусный добрый
подъехать вода сводный тяжёлый
безобразный жизнь съеденный белый
донёс пришкольный водный чёрный
простота домашний цветик ключи
поворот садик свалка рыба
замёрз сухая куча курица
вышёл дума каменщик смысл
завёл жаркий рыбка одежда
подход застава лавка сорока

2 вариант

1)Разбери по составу:

качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток

2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Сырой — ………………………………………………………………………….

Стекло — …………………………………………………………………………

Стена — …………………………………………………………………………..

3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

приставка корень суффикс окончание
конь лето плакучий мягкий
подтянул локоток мясник молодость
вписать проходить зима мяч
прожить водитель книга сады
заяц часы кормовой земляной
срок котёнок мир ножницы
заря школа лесник радость
ссора покрасить низкий лодка
стул сиреневый погода карандаш
подъезд поле крыша полк

По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.

Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Источник

Разбор слов по составу

Разбор слова по составу, или морфемный разбор, — выделение частей, из которых слово состоит. Чтобы научиться делать разборы, необходимо обладать знаниями о частях слова и словообразовании, изучение которых входит в школьную программу. При затруднении с разбором прибегают к словарям морфемных разборов, печатным или электронным. Наш сайт содержит словарь морфемных разборов, включающий популярные в школьной программе слова и сложные слова из обихода. На сайте также содержится справочная информация: даются определения частей слов, объясняются способы словообразования, приводятся примеры.

В настоящий момент словарь содержит 100 000 морфемных разборов слов в начальной форме. Знания морфем начальной формы слова (инфинитив, единственное число, мужской род, именительный падеж) в большинстве случаев достаточно для определения морфем слова в разных склонениях, спряжениях, родах и числах. Надеемся, что сайт поможет вам в подготовке домашних заданий.

План разбора

План разбора слова по составу состоит в следующем:

Примеры разборов

Покажем примеры разбора слов разных частей речи с разной комбинацией морфем:

Подберите нужные слова с необходимыми частями слова через поиск слов по морфемам.

Особенности разборов

Обратите внимание: морфемные разборы одних и тех же слов могут быть сделаны по-разному в разных словарях, разными учителями и филологами, в школе и в университете. Каждый «источник» аргументирует разбор по-своему и считает свой разбор правильным.

Читайте также:  Как нужно есть мидии в масле чистить или нет

Разные учителя придерживаются разных программ определения морфем в словах. Ярким примером служат инфинитивы глаголов. Например в слове жить: в одних школах ть отмечается как суффикс, в других — как окончание, в третьих — как суффикс с последующим нулевым окончанием. Мы выделяем морфемы по первому варианту.

Образовательные программы школы и университета в части разбора слов могут различаться. В университетах учитывают этимологию слов, выделяют нулевой суффикс (Азов, бег), рассматривают словообразования от нулевого корня и другие сложные примеры. Мы используем программу, ориентированную на школу, и деление на морфемы по словарю А.Н. Тихонова.

Заметим, что есть различия в словаре А.Н. Тихонова и словаре Т.Ф. Ефремовой. Так А.Н. Тихонов части некоторых слов «вносит» в один корень, при этом Т.Ф. Ефремова выделяет в словах приставку, суффиксы, учитывая этимологию. Примеры таких слов: благодарность, превосходство, прекрасный. Современные учёные не могут сойтись во мнении единого верного разбора отдельных слов русского языка, поэтому разные варианты считают допустимыми.

При разборе слов следует помнить, что бывают слова, содержащие нулевое окончание (автобус), не имеющие окончания (ателье), имеющие несколько корней (авиапочта) и другие сложные варианты. К сложным вариантам на нашем сайте даны объяснения.

Морфемные словари

Среди печатных изданий словарей морфемных разборов, которые вы найдете в школьной библиотеке, можно выделить следующие:

В словарях морфемных разборов обычно деление на морфемы делается с помощью слешей: под/вод/н/ый, гор/а и т.д. В словаре Т.Ф. Ефремовой у группы слов с одинаковым корнем исходное слово записано полностью, а в образованных от него словах корневая морфема обозначается через знак V: лес, V-а, V-н-ой и т.д.

Источник

Занимательные упражнения по теме «Состав слова».
картотека по логопедии (2 класс) на тему

Материал содержит занимательные игровые упражнения по теме «Состав слова». Можно использовать на итоговом занятии. Содержатся шарады, игры по составлению слов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРОВОЙ

МАТЕРИАЛ ПО СОСТАВУ СЛОВА

Маленькие станции России,

Полевые, к северу лесные,

С тополиной вьюгой по весне,

Золотые осенью, зимою,

В голубых сугробах под луною

Промелькнут в окне –

И земля покажется красивой,

Потому что за спиной всегда

Маленькие станции России

На пути в большие города.

2. Из данных частей составьте и напишите слова. Обозначьте в них приставку, корень, суффикс и окончание.

под хват ок с дорож ок

по снеж чик по работ щик

за ряд ник за бор ник

3. Из данных частей составьте и напишите слова. Обозначьте в них приставку, корень, суффикс и окончание.

4. Составьте и запишите слова.

5. Из данных частей составьте и запишите слова

6. Составьте и запишите из данных частей слова:

7. Запишите слова, состоящие из:

корня и суффикса: зонтик.

приставки и корня: обход.

8. Составьте слова, взяв:

приставку из слова полет, корень из слова походка, суффикс из слов стрелка, окончание из слова улица.

корень из слова стрелок, суффикс из слова дочка, окончание из слова груша.

9. Запишите слова, в которых:

а) корень тот же, что в слове морской, суффикс тот же, что в слове бедняк.

б) корень тот же, что в слове лесной, суффикс тот же, что в слове печник.

в) приставка та же, что в слове вылет, корень тот же, что в слове ходит.

10. Запишите слова, состоящие из:

а) такой же приставки, что в слове прилет, того же корня, что в слове ездить.

б) того же корня, что в слове пригород, того же окончания, что в слове вода.

в) того же корня, что в слове рыбак, того же окончания, что в слове сова.

Образец: раскрыл, сказка, грузчик, рассказчик;

повел, дарит, цветок-.

побежал, садовник, пилотка—.

переход, стрелка, ножка-.

осушил, красивый, стройка-.

прошел, водит, школьник

залетел, варил, стенка-.

12. Запишите слова, собранные из частей других слов.

а) суффикс из слова руководитель, приставка из слова воскликнуть, корень из слов пропитание. (Воспитатель)

б) суффикс и окончание из слова терпеливый, приставку из слова выписать, корень из слова преподносить. (Выносливый)

в) суффикс из слова значительный, корень из слова переполненный, приставка из слов исключительный. (Исполнительный)

13. Запишите слова, выделите их части.

а) корень тот же, что и в слове сказка, суффикс тот же, что и в слове возчик, приставка та же, что и в слове расход. (Рассказчик)

б) корень тот же, что и в слове отдавать, приставка взята из слов преграда и посылка, суффикс и окончание взяты из слова знание. (Преподавание)

в) корень из слова приветствие, приставка из слова отличник, суффиксы из слов мужество, откровенность, смелость. (Ответственность)

14. Игра «Кто быстрее?»

а) Запишите слово, в котором корень будет такой, как в слове работница, приставка как в слове захотел, суффикс как в слове молоток. (Заработок)

г) Какое слово получится, если взять приставку в слове поглядели, корень в слове извозчик, суффикс в слове бумажка, окончание в слове головушка. (Повозка)

д) Какое слово получится, если взять корень в слове поиграли, суффикс в слове дедушка, окончание в слове карандаш. (Игрушки)

е) Какое слово получится, если взять приставку в слове послушал, корень в слове рядом, суффикс в слове бутылка, окончание в слове шалаши. (Порядки)

а) Корень мой находится в «цене»,

в «очерке» найди приставку мне,

суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

б) Корень извлечь из «начинки» несложно,

приставка в «сосуде» хранится надежно,

суффикс в «гудении» ясно услышишь,

в) В «списке» вы мой обнаружите корень,

в слове «рассказ» вы приставку найдете,

г) Корнем с «дорогой» роднится,

в «сборе» приставка таится,

целым же в космос проник.

в «наборщике» есть суффикс мой,

е) Мой корень в «просьбе» заключен (в ней он озвучен и смягчен);

16. Составьте и запишите сложные слова, выделите корни.

17. Подберите слова к схемам.

18. Прочитайте слова забег, залы, запах, заяц, зал, завал. Определите состав этих слов и запишите их в два столбика:

19. Подберите и запишите по два слова к каждой схеме. Буква н означает нулевое окончание.

Источник