Не будьте как язычники в многословии

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 6:7

Свт. Иоанн Златоуст

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны

Далее Христос предлагает и самые слова молитвы. «Молясь», говорит Он, «не говорите лишнего, как язычники» творят. Когда Христос говорил о милостыне, то устранял только вред, происходящий от тщеславия, а ничего более не предложил, например, не сказал, что милостыню должно творить от праведных трудов, а не из похищенного и собранного любостяжанием, потому что это было отлично известно всем, да и раньше Спаситель уже указал на это, когда именно ублажил алчущих правды. Говоря же о молитве, Он присовокупляет еще и то, чтобы не говорить лишнего. И как там Он осмеивает лицемеров, так здесь язычников, чтобы примером низких людей устыдить слушателя. Так как сравнение с отверженными людьми особенно опечаливает и уязвляет человека, то Спаситель этим и предостерегает своих слушателей от тщеславия и многоглаголания во время молитвы. А под многоглаголанием разумеем здесь пустословие, например, когда мы просим у Бога неприличного, как-то: власти, славы, победы над врагами, множества богатства, словом — совсем для нас бесполезного. «Ибо знает Отец ваш», говорит, «в чем имеете нужду» (Мф. 6:8).

Кроме того, здесь, как мне кажется, Спаситель запрещает продолжительные молитвы; впрочем, продолжительные не по времени, но по множеству и продолжительности слов, так как с терпением должно ожидать того, чего просим: «в молитве постоянны», говорит апостол (Рим. 12:12). Притом и сам Спаситель притчей о вдовице, которая немилосердного и жестокого судью преклонила неотступностью просьбы, и притчей о друге безвременно ночью пришедшем и поднявшем с одра спящего, не по дружбе, но по неотступному прошению, не иное что заповедал, как то, что все непрестанно должны молиться Ему. Впрочем, Он повелел не воссылать к Нему молитвы, составленной из многочисленных стихов, а просто открывать Ему наши прошения. На это Он и указал в словах: «ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду» (Мф. 6:8).

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Афанасий Великий

Молящеся же не лишше глаголите, якоже язычницы: мнят бо, яко во многоглаголании своем услышани будут

Выражает этим, что неприятны Ему молитвы долгия, а не частые. Ибо Сам повелевает молиться непрестанно.

Из Бесед на Евангелие от Матфея.

Свт. Хроматий Аквилейский

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны

Язычники считают, что многословными речами можно легче вымолить у Господа то, о чем они просят, но от нас Господь ожидает не этого. Он хочет, чтобы мы сопровождали нашу речь не болтливыми словами, но сердечной верой и праведными заслугами. Он непременно лучше знает все, что нам необходимо, и все, о чем мы попросим, узнает прежде, чем мы скажем.

…Наконец, примером того, насколько отличается многословная речь от простой и скромной, служат фарисей и мытарь. Речь фарисея, хвастающего многословием, отвергается, а мытарь, кротко и смиренно прося прощения за грехи, достиг его справедливее хвалящегося фарисея. В этом мы находим исполнение того, о чем было написано: Молитва смиренного прошла облака (Сир. 35:17), доходя до Бога, Который обыкновенно внимает молитве просящего.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Блаж. Иероним Стридонский

Ст. 7-9 А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им

Если язычник в молитве говорит много, то христианин, наоборот, должен говорить мало, ибо Бог есть слышатель не слов, а сердца (Прем. 1:6).

ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так

Отче наш, сущий на небесах

Называя [Его] Отцом, мы исповедуем себя сынами.

да святится имя Твое

— не в Тебе, а в нас, ибо если из-за грешников имя Божие подвергается злословию у язычников (Рим. 8), то, наоборот, ради праведных оно святится.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блаж. Феофилакт Болгарский

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Молящеся же не лишше глаголите, якоже язычницы: мнят бо, яко во многоглаголании своем услышани будут

Порок многоглаголания называется «лишшеглаголанием», (βαττολογια), когда мы во многих словах просим неприличного, как-то: богатства, славы, власти и тому подобного, что не приносит пользы для души и не необходимо для поддержания тела. Язычниками называет неверующих. Так как они не только просят о неприличном, но и, совершая продолжительные прошения, думают убедить многословием, то Он порицает это мнение их. Мнят, но несправедливо.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны

Не говорите лишнего, как язычники. Язычники, то есть все народы, не имеющие истинной религии, а поклоняющиеся богам чуждым, — идолопоклонники, которые в своих молитвах к ложным богам часто многословили и пустословили, полагая, что усиленным пустословием они вынудят себе у богов своих то, чего просят. «Под многословием разумеет здесь (Спаситель) пустословие, например когда у Бога просим неприличного, как то: власти, славы, победы над врагами, множества богатства — словом, всего того, что бесполезно для нас» (Златоуст; ср.: Феофилакт). Спаситель не запрещает здесь, очевидно, продолжительных молитв и молитвословий, а требует только, чтобы они не были пустыми, бездушными, но были искренними и сердечными.

Толковое Евангелие.

Анонимный комментарий

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны

Давай посмотрим, кому молятся язычники, чтобы понять, почему они так молятся. Они молятся демонам, которые если и слышат, внять тому не могут. Ибо они даже зла совершить не могут, если Бог не допустит. Молятся мертвым царям: Юпитеру, Меркурию и прочим, преступления которых более известны, чем имена, и которые, даже когда были живы, помогать не могли. Молятся бесчувственным идолам, не могущим ни услышать, ни ответить. Стало быть, справедливо, что они так долго кричат, раз нет никого, кто бы услышал. Поэтому Илия, когда жрецы Ваала кричали своим богам при сжигании жертв, насмехаясь, говорил: Кричите, кричите громким голосом; может быть, спят боги ваши (3 Цар. 18:27). Также и тот, кто долго произносит свою молитву, словно бы укоряет Бога, будто Тот спит.

Лопухин А.П.

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны

Выше было сказано, что Христос предостерегает теперь от подражания не “лицемерам,” а язычникам. Рассматривая это предостережение с фактической стороны, находим примеры, доказывающие, что в обращении к своим богам язычники отличались и маломыслием и многословием. Такие примеры можно встретить у классиков; в Библии же это подтверждается два раза. Жрецы Ваала призывали имя его от утра до полудня, говоря: “Ваале, услышь нас!» (3 Цар. 18:26). Язычники в Ефесе, исполнившись ярости, кричали: “велика Артемида Ефесская” (Деян. 19:28-34). Представляется, впрочем, сомнительным, могут ли эти случаи служить иллюстрацией многоглаголивой молитвы язычников. Гораздо ближе подходит сюда общее замечание, что язычникам многословие было вообще свойственно и имело у них даже различные названия — διπλασιολογία (повторение слов), κυκλοπρεία (обход), тавтология и многоглаголание в собств. смысле. Множественность богов побуждала язычников к болтливости (στωμυλία): богов насчитывали до 30 000. При торжественных молитвах богам следовало перечислять их прозвища (έπωνυμίαι), которые были многочисленны (Толюк). Для толкования ст. 7 у Мф. для нас было бы совершенно достаточно, если бы в язычестве встретился хотя бы один ясный случай, подтверждающий слова Спасителя; такое совпадение было бы вполне важно. Но если случаев, известных нам, и притом довольно ясных, немало, то приходим к выводу, что Спаситель в точности изображает современную Ему историческую действительность. Протесты против длинных и бессмысленных молений встречаются и в Библии, напр., Ис. 29:13; Сир. 7:14.

Читайте также:  Как по английски есть бутерброд

Троицкие листки

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны

В молитве Богу нужны не слова наши, а наше сердце; вот почему Господь и говорит далее: А молясь, не говорите лишнего, неприличного, не просите у Бога себе безполезного, суетного, как язычники, как это делают идолопоклонники; в своих длинных молитвах они много пустословят, перечисляют имена своих идолов, просят у своих ложных богов разных греховных и богопротивных удовольствий и думают, что боги их бывают заняты чем-нибудь, а потому надо больше взывать к ним: ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. «Под многословием, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — Господь разумеет здесь пусторечие, например, когда у Бога просим власти, славы, богатства, словом, всего, что безполезно для нас».

Троицкие листки. №801-1050.

Источник

«А молясь, не говорите лишнего, как язычники»

1 - Не будьте как язычники в многословии

администратор

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф. 6:7-8).

1. «Для того, чтобы правильно пояснить эти слова, нужно знать о том, что язычники воспринимали осуществление молитвы как особое служение Богу, которое якобы освобождало человека от грехов. По мнению язычников, чем длиннее была молитва, тем больше считалась их заслуга перед Богом. В языческих религиях считалось, что любой грех можно искупить обильными жертвоприношениями и продолжительными молитвами, и таким образом вымолить прощение и благосклонность богов.
Языческая молитва представляла собой однообразное повторение слов, обращенных к божеству, и лишенных душевных переживаний и искренних чувств. Такой принцип языческой молитвы (лишенный сердечного порыва, искренней веры и душевного тепла), основанной на механическом повторении слов, вобрали в свою схоластическую практику секта фарисеев и другие ложные религии.
Согласно учению Христову, истинная христианская молитва являет собой контакт души человека с Богом. Это благоговейнейшее обращение сердца, ума и души человека к Господу Богу нашему, а не механическое повторение пустых слов, обращенных к Богу. Согласно христианскому пониманию, молитва является даром Божиим, пищей для души, одним из главных слагаемых духовной жизни человека». Читать далее.

Пример такой молитвы описан в Ветхом Завете при состязании пророка Илия и 450-ти пророков Вааловых (3Цар.18:26-29):

И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали.
В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!
И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним.
Прошел полдень, а они всё еще бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения; но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха.

Сравните с молитвой пророка Илия (3Цар.18:32-39).

2. Христос Сам дал пример продолжительной молитвы.
«В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк. 6:12). «А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Мк. 1:35).
И советовал ученикам: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26:41).

Источник

«А молясь, не говорите лишнего, как язычники»

Продолжая излагать Свои взгляды о молитве, Иисус Христос в Нагорной проповеди сказал: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» ( Матф.6:7–8 ). Как нужно понимать эти слова?

Для того, чтобы правильно пояснить эти слова, нужно знать о том, что язычники воспринимали осуществление молитвы как особое служение Богу, которое якобы освобождало человека от грехов. По мнению язычников, чем длиннее была молитва, тем больше считалась их заслуга перед Богом. В языческих религиях считалось, что любой грех можно искупить обильными жертвоприношениями и продолжительными молитвами, и таким образом вымолить прощение и благосклонность богов.

Языческая молитва представляла собой однообразное повторение слов, обращенных к божеству, и лишенных душевных переживаний и искренних чувств. Такой принцип языческой молитвы (лишенный сердечного порыва, искренней веры и душевного тепла), основанной на механическом повторении слов, вобрали в свою схоластическую практику секта фарисеев и другие ложные религии.

Согласно учению Христову, истинная христианская молитва являет собой контакт души человека с Богом. Это благоговейнейшее обращение сердца, ума и души человека к Господу Богу нашему, а не механическое повторение пустых слов, обращенных к Богу. Согласно христианскому пониманию, молитва является даром Божиим, пищей для души, одним из главных слагаемых духовной жизни человека. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Матф.26:41 ). «Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.» ( Лук.21:36 ).

Молитва очищает душу и укрепляет тело. Поэтому Библия и рекомендует: «Непрестанно молитесь» ( 1Фес.5:17 ). Кто молится, тот пребывает с Богом. «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:15 ). Поэтому Священное Писание предписывает: «В скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» ( Рим.12:12 ).

Согласно учению Христову, молитва это не однообразное, безчувственное повторение «красивых» слов, как у язычников, а (мысленное или вслух) обращение к Богу, окрашенное ярко выраженными эмоциями, представляющее собой вершину человеческих чувств, искреннее обращение к Богу сердца и ума человеческого, сопровождаемое непоколебимой верой в Бога. Такая молитва и называется молитвой веры. О такой молитве в Библии пишется: «И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Матф.21:22 ).

Под словами «и всё, чего ни попросите» подразумеваются прошения, не противоречащие учению Христову. То есть прошения, направленные на достижение добра, мира и счастья (блага) как самого человека, так и его ближних. Для того, чтобы молитва человека была исполнена, человек должен жить по законам Божиим. «Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли)» ( 1Пет.3:12 ). Поэтому лучше быть добрым человеком, так как «будет Господь с добрым» ( 2Пар.19:11 ).

Читайте также:  Как на бурятском языке будет извини

Таким образом, человек, живущий по заповедям Иисуса Христа и являющийся примерным христианином, и будет в своих молитвах услышан Богом. Об этом говорит Сам Иисус Христос: «И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» ( Иоан.14:13 ). А в молитве во имя Иисуса Христа можно просить только то, что не противоречит учению Христову. То есть просьбы человека, высказанные в молитвах, не должны нарушать принципы христианской морали и должны быть направлены на достижение добра, милосердия и любви к ближнему. Именно о такой молитве в христианском её понимании, отличающейся от молитвы язычников, и говорит Господь Иисус Христос когда рекомендует людям молиться не так как язычники.

Наряду с этим Иисус Христос говорит: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники». О каком лишнем в молитве говорит Господь? На этот вопрос о том, что является лишним, произносимым в молитве язычниками и дает исчерпывающий ответ Сам Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди. «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» ( Матф.6:31–33 ).

Из этих слов видно, что согласно учению Христову смысл жизни человека состоит в том, чтобы достигнуть вечной жизни в Царстве Небесном. Путь к достижению этого Царства состоит в том, что человек в своей земной жизни, то есть в Царстве Божьем, должен жить, соблюдая заповеди Божьи и исполнять волю Божью и Правду Его. Иными словами главной задачей и назначением человеческой жизни является то, что человек при помощи исполнения воли Божьей в земной жизни (в Царстве Божьем) открывает для себя врата в новую счастливую жизнь в Царство Небесное. А войти в Царство Небесное может только тот человек, который в своей теперешней земной жизни живет по заповедям Божьим. То есть, как говорит Спаситель, ищет в жизни «прежде всего Царствия Божьего и правды Его». Удовлетворение всех остальных насущных потребностей будет дано Богом человеку как необходимое и само собой разумеющееся условие для поиска Царства Божьего. Поэтому люди должны искать «прежде всего Царства Божьего и правды его», а не заботиться о пище и одежде, так как «это все приложится вам».

Таким образом, по учению Христову, лишним, чего ищут и о чем заботятся язычники, является обильная еда, вкусное питье, красивая одежда, богатство, власть, наслаждения. То есть удовлетворение бытовых земных потребностей человека. Лишними в молитве также являются просьбы, противоречащие учению Христову. Например, просьбы эгоистического или злого содержания. Именно об удовлетворении своих эгоистических желаний и бытовых потребностей чаще всего просили язычники в молитвах к своим богам.

Иисус Христос осуждает такие просьбы и молитвы язычников, говоря «не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники» ( Матф.6:31–32 ). Иисус Христос призывает людей потратить и направить свою жизнь не на приобретение вкусной еды и красивой одежды, а на достижение Царства Небесного, так как остальные нужды будут удовлетворены Богом. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Матф.6:33 ) – говорит Господь.

Именно о том, чтобы Господь помог человеку в поисках и обретении Царства Божьего, об исполнении заповедей Божьих и должен просить человек Бога в своей молитве, а не о приобретении еды и питья, одежды и удовлетворения подобных прочих потребностей. Так как Господь знает о бытовых нуждах человека и поможет их удовлетворить. «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом», «и это все приложится вам».

Делая вывод из всего вышеизложенного, можно сказать о том, что согласно учению Христову главными в молитве для человека должны быть просьбы о помощи в достижении Царства Божьего, о том чтобы Господь помог человеку жить по заповедям Божьим и соблюдать волю Всемогущего Творца. Просьбы человека об удовлетворении его бытовых нужд, например таких как ниспослание человеку еды, питья, одежды и прочего, в молитве христианина являются лишними. Эти просьбы в христианской молитве являются лишними потому, что Господь, как Высшая Всезнающая Сущность, знает обо всех потребностях человека и без этих просьб. «Ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него».

Поэтому человеку, ищущему в жизни прежде всего «Царства Божия и правды Его» и молящемуся об этом, Господь поможет удовлетворить бытовые нужды и без прошений о них. Поэтому истинному христианину Спаситель советует не уподобляться язычникам, которые в своих многословных молитвах говорят лишнее, то есть просят удовлетворения бытовых потребностей и ниспослания им земных благ. Господь знает о нуждах человека прежде его прошения. И человеку, ищущему прежде всего «Царства Божьего и правды Его» поможет удовлетворить его бытовые потребности.

Наряду с этим Господь не наложил безусловный запрет на просьбы о наших бытовых нуждах. Тем, что Спаситель научил нас молиться о хлебе насущном, Он разрешил нам просьбы о даровании нам земных благ, но только по мере необходимости, удовлетворяющей наши нужды. В молитве Господней под хлебом насущным подразумевается не только хлеб в его буквальном значении, но и все необходимое для нашей земной жизни, а также все необходимое для удовлетворения как телесных так и духовных потребностей.

Однако в наших молитвах просьбы об удовлетворении наших бытовых, телесных или духовных нужд не должны быть главными и не должны оттеснять на второй план первостепенную просьбу о Божьей помощи в поисках Царства Божьего и правды Его и просьбу об укреплении человека, идущего путем истины Божьей, просьбу о помощи в исполнении законов Божьих и защиты от искушений и соблазнов.

Поясняя то, что нужно просить в молитве, Святой Иоанн Златоуст писал так: «Господь внушает, что молящийся не должен просить скоропреходящего и погибающего, ни красоты телесной, которая увядает от времени, изглаживается от болезни, исчезает при смерти; ни денежного богатства, которое, подобно речным водам, притекает и утекает, переходит то к одному, то к другому, убегает от тех кто удерживает его, и не остается у тех кто любит его, подвергается бесчисленному множеству бедствий от моли, от разбойников, от клеветников, от пожаров, от кораблекрушений, от нападения врагов и от прочих зол; ни почетной власти, которую так же сопровождает множество скорбей. А некоторые из людей, впавшие в крайнее безумие, не только просят у Всевышнего Бога телесной красоты, богатства, власти и тому подобное, но и восстают против своих врагов, умоляют послать им какое-либо наказание и Того, Кого просят быть к самим себе милостивыми и человеколюбивыми, в отношении к врагам своим хотят сделать не милостивым и не человеколюбивым. Господь, желая предотвратить это, заповедует: не говорите лишнего» (Беседы о жизни по Богу» 3 том, книга 1).

Читайте также:  Развожусь с мужем есть дети как жить дальше

Говоря о том, чтобы христиане молились не так как молятся язычники (то есть молились не бездушно и не безчувственно, как язычники механически повторяя слова), Иисус Христос указал на то, что не нужно в молитве говорить лишнего. То есть не нужно отягощать молитву подробным перечислением просьб об удовлетворении бытовых нужд и исполнении греховных эгоистических желаний. А прежде всего нужно просить Бога о ниспослании даров духовных.

Наряду с этим Иисус Христос порицает многословие язычников, сказав: «Они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им».

Знаменитый и популярный «Словарь русского языка» С.И. Ожегова (издание 22-е, стр. 358) о многословии пишет так: «Многословие – излишество слов, отсутствие четкости и краткости в речи, в изложении чего-либо».

Святой Августин Блаженный делал различие между многословием в молитве и неустанной молитвой, чтение которой Иисус Христос поощряет. Многословная молитва, представляет собой безчувственное повторение однообразных не продуманных слов и отличается от непрестанной молитвы, которая представляет собой постоянное непрестанное обращение человеческой души к Богу. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» ( 1Фес.5,16–18 ).

Многословие в молитве отличается от длительной молитвы, которая хотя и продолжается долгое время, но пронизана чувствами души и мыслями ума, и в ней нет ничего лишнего, никаких суетных просьб, ненужных слов и не оправданных повторений. Иисус Христос поощрял молитвотворение и Сам усердно молился. «Он уходил в пустынные места и молился» ( Лук.5:16 ). Спаситель призывал людей молиться, говоря «Просите, и дано будет вам» ( Матф.7:7 ), и советовал «всегда молиться и не унывать» ( Лук.18:1 ).

Слова Иисуса Христа «ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» в разные эпохи вызывали немало споров и взаимоисключающих пояснений у разных толкователей Библии. У многих людей по поводу этих слов также часто возникало недоумение, выражавшееся в том, что зачем же нужно просить о чем-либо Бога в молитве, если Бог уже знает нужды наши до нашего прошения. И если Богу все известно о наших нуждах, зачем вообще нужна молитва? Такие вопросы возникают из-за неправильного понимания вышеприведенных слов Иисуса Христа.

Эти слова нужно понимать следующим образом. Слова Иисуса Христа о том, что Господь прежде нашего прошения знает о всех наших нуждах, не отменяют молитвотворение, а запрещают многословие в молитве (безчувственное повторение однообразных и лишних слов), и прошения в молитвах о лишнем (то есть о временных житейских нуждах и эгоистических корыстных желаниях вместо просьб о главном, о ниспослании даров духовных), и порицают перегружение молитв просьбами об удовлетворении крайне необходимых бытовых насущных потребностей.

На вопрос о том, почему Всеблагой и Милостивый Бог не удовлетворяет нужды людей без молитв людей, хотя знает о человеческих нуждах до молитв и прошений, можно ответить так. Господь должен удовлетворять без молитвы только жизненно необходимые потребности и нужды людей без излишеств, но не более того. Согласно учению Христову, истинную, главную нужду человек имеет лишь в достижении Царства Небесного. Именно в этом и состоит смысл земной человеческой жизни. Именно эту нужду в первую очередь и должен помочь удовлетворить человеку Господь.

Без молитв и прошений Господь удовлетворяет потребности тех людей, которые живут в жизни бескорыстно, по законам Божиим, употребив свою жизнь прежде всего на достижение Царства Божьего. У таких людей Господь удовлетворяет нужды о которых в молитве считается говорить лишним, то есть удовлетворяет бытовые житейские потребности человека, не отвлекая такого человека от главного и создавая все условия для творения добра, исполнения заповедей Божиих и достижения Царства Небесного.

Иными словами, человека, идущего путем добра, Господь освободит от забот по удовлетворению житейских бытовых потребностей. Потому что «добрый приобретает благоволение от Господа» ( Притч.12:2 ). «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» ( 2Кор.9:8 ).

Однако, по милости Божьей, каждый человек одарен свободой воли и может по своему соизволению идти в своей жизни путем деланья добра и исполнения законов Божьих, и за это попасть в рай, или путем зла и за это попасть в ад. По причине самостоятельного выбора человеком своего жизненного пути, связанного с совершением злых или добрых дел (то есть связанного со служением Богу или силам зла) Господь и дает человеку возможность не только через дела, но и через молитву объявить о своем жизненном выборе.

Поэтому если человек самостоятельно выбрал Царство Небесное и свой выбор подкрепил соответствующими поступками и молитвами о помощи в достижении этого Царства, то тогда Господь (после самостоятельного выбора человека) и ответит на его молитву, о чем и сказано «просите, и дано будет вам» ( Матф.7:7 ).

Таким образом, молитвы и просьбы являются выражением того самостоятельного выбора жизненного пути, который избрал человек. Поэтому Господь не до молитвы, а после неё отвечает на прошения человека, тем самым проявляя уважение к добровольному, самостоятельно сделанному волеизъявлению человека по отношению выбора жизненного пути.

Сделав выбор по достижению Царства Небесного, человек должен использовать молитву для того, чтобы попросить Бога помочь идти по избранному пути.

Сам по себе человек может допустить слабости и ошибки в жизни, так как подвержен соблазнам со стороны искусителя, страстям и чувственным удовольствиям и может совершить грех. Однако при помощи молитвы человек просит Бога о защите от соблазнов и о помощи по преодолению препятствий. А также об искуплении грехов, которые совершил.

Молитва нужна человеку также и в тот момент жизни, когда человек проявляет слабость и может не устоять на избранном пути добродетели и впасть в грех. Молитва нужна человеку также и для того, чтобы перед решающим испытанием укрепить свою волю, прояснить рассудок, очистить свои помыслы и с честью преодолеть все трудности, и проявив терпение, достойно победить все препятствия. Сам Иисус Христос в Гефсиманском саду при помощи молитвы укрепил Свой дух и тело, отогнал искушавшие Его мысли о возможном избавлении от страданий, и обретя новые силы, победоносно закончил Свою молитву смиренными словами, обращенными к Богу-Отцу: «Да будет Воля Твоя» ( Матф.26:42 ).

Как видим Сам Иисус Христос, Спаситель мира, не только признавал, но и совершал молитвотворение и Своим словом и примером заповедовал нам совершение молитв, но не по языческому, а по христианскому образцу. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что совершение искренней молитвы необходимо каждому истинному христианину, так как молитва является голосом души человека, поднимающимся к Богу. Недаром в Библии говорится «просите, и дано будет вам» ( Матф.7:7 ). «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Матф.5:44 ). «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Моё, даст вам» ( Иоан.16:23 ).

Источник