Не будьте равнодушными как правильно

НЕ РАВНОДУШНЫЙ или НЕРАВНОДУШНЫЙ, как правильно пишется?

«Неравнодушный» или «не рав­но­душ­ный» — это сло­во пишет­ся слит­но или раз­дель­но с «не» в зави­си­мо­сти от кон­тек­ста, в кото­ром оно исполь­зу­ет­ся.

Правописание слова «неравнодушный»

Слово «рав­но­душ­ный» обо­зна­ча­ет при­знак и отве­ча­ет на вопрос: какой?

По этим грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком опре­де­лим, что оно явля­ет­ся при­ла­га­тель­ным. С помо­щью при­став­ки не- обра­зу­ем сло­во с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем — «нерав­но­душ­ный», кото­рое име­ет сино­ни­мы без этой при­став­ки, напри­мер:

Этот нерав­но­душ­ный моло­дой чело­век помог ста­ри­ку перей­ти доро­гу.

Если в пред­ло­же­нии при­сут­ству­ют наре­чия меры и сте­пе­ни (крайне, очень, абсо­лют­но, совер­шен­но, пол­но­стью, почти, весь­ма, настоль­ко и пр.), они не вли­я­ют на слит­ное напи­са­ние пол­ной фор­мы рас­смат­ри­ва­е­мо­го при­ла­га­тель­но­го.

Иван Петрович, гово­рят, совер­шен­но нерав­но­душ­ный чело­век.

Все жите­ли села ува­жа­ли куз­не­ца Тимофея, кото­рый был абсо­лют­но нерав­но­душ­ным к их забо­там и прось­бам.

Наша Мария настоль­ко нерав­но­душ­ный чело­век, что, когда ни при­ди к ней, все­гда помо­жет.

Отметим важ­ную деталь, что во всех этих пред­ло­же­ни­ях содер­жит­ся утвер­жде­ние, кон­ста­та­ция фак­та, что кто-то явля­ет­ся нерав­но­душ­ным, то есть отзыв­чи­вым и сер­деч­ным чело­ве­ком. В таком кон­тек­сте ана­ли­зи­ру­е­мое при­ла­га­тель­ное пишет­ся слит­но с при­став­кой не-.

Правописание слова «не равнодушный»

Иная скла­ды­ва­ет­ся рече­вая ситу­а­ция, если в пред­ло­же­нии име­ет­ся отри­ца­ние, кото­рое может толь­ко под­ра­зу­ме­вать­ся, напри­мер:

Мария Петровна не рав­но­душ­ный чело­век.

Такое сооб­ще­ние про­из­но­сит­ся с логи­че­ским выде­ле­ни­ем отри­ца­тель­ной части­цы «не».

Отрицание в кон­тек­сте может созда­вать­ся несколь­ки­ми спо­со­ба­ми:

1. нали­чие про­ти­во­по­став­ле­ния

Василий не рав­но­душ­ный, а отзыв­чи­вый и доб­рый чело­век.

2. в пред­ло­же­нии име­ют­ся наре­чия дале­ко, вовсе или отнюдь

Зинаида дале­ко не рав­но­душ­ный чело­век к чужо­му горю.

Вы зна­е­те, что она вовсе не рав­но­душ­ный чело­век?

Так мог посту­пить отнюдь не рав­но­душ­ный чело­век.

3. в выска­зы­ва­нии заме­тим при­сут­ствие отри­ца­тель­ных место­име­ний и наре­чий

Бабушка Мария ни к чему не рав­но­душ­ный чело­век.

В незна­ко­мом горо­де нам помог ори­ен­ти­ро­вать­ся чужой, но нисколь­ко не рав­но­душ­ный чело­век.

По его отзыв­чи­во­сти сра­зу вид­но, что Максим ничуть не рав­но­душ­ный чело­век.

Вывод

Выбор слов «нерав­но­душ­ный» или «не рав­но­душ­ный» зави­сит от рече­вой ситу­а­ции. В пред­ло­же­ни­ях с утвер­жде­ни­ем исполь­зу­ет­ся при­ла­га­тель­ное «нерав­но­душ­ный», то есть отзыв­чи­вый, сер­деч­ный, забот­ли­вый.

В пред­ло­же­ни­ях, содер­жа­щих отри­ца­ние, при­ла­га­тель­ное «не рав­но­душ­ный» пишет­ся раз­дель­но с отри­ца­тель­ной части­цей «не».

Источник

Не будьте равнодушными

Вот совершенно удивительный случай. 7 сентября 2010 года с самолетом Ту-154, летевшим из Якутии в Москву, случилась поломка: полностью отказала система электроснабжения, и самолет стал стремительно снижаться. Спасти людей представлялось возможным, лишь приземлившись в самое ближайшее время. Но как это сделать в местах, не приспособленных для посадки? Неожиданно перед летчиками появилась свободная, чистая полоса. Самолет удалось благополучно посадить. Летчиков потом много чествовали. Но мало кто знает, что этот вертолетный аэродром в селении Ижма, на посадочной полосе которого удалось приземлиться, давно закрыли, и лишь один человек, Сергей Сотников, двенадцать лет ходил и поддерживал полосу в чистоте и порядке. Ему говорили: «Ты что, безумец?» В других местах заброшенные аэродромы превращались в мусорки и заставлялись складами. А он, бывший начальник вертолетной площадки, ходил, поддерживал порядок, вырубал прораставший ивняк, не позволял захламлять территорию, и через двенадцать лет чистая полоса дождалась своего самолета. Вот так удалось спасти жизни многих людей благодаря тому, что один человек не проявил равнодушия.

Читайте также:  Как приготовить плов из свинины на сковороде чтобы мясо было мягким

Не будем упоминать, как все раскаивались – бесплодно и безнадежно – после трагедии. Но давайте задумаемся, не случалось ли и нам беспечно отнестись к ближнему, отмахнуться от него, отказать, не помочь, положиться на авось: «Само обойдется».

В средствах массовой информации время от времени встречаются сведения о самоубийствах людей, о том, как человек доходил до такой степени отчаяния и разочарования в жизни, что порой не только убивал самого себя, но перед этим даже собственного маленького ребенка. Все эти люди считали, что выхода из сложившегося жизненного тупика уже нет, что вместо скорбного, отчаянного существования лучше всего прервать саму жизнь, как бы сбросить с себя этот лишний, ненужный и тягостный груз, а заодно освободить и своего ребенка от безрадостного, исполненного лишений существования. Причина жизненной катастрофы в том, что эти люди чувствовали себя полностью изолированными от общества, ощущали себя за чертой, и между ними и окружающим обществом в их собственных душах была воздвигнута непреодолимо прочная стена. И действительно, как можно жить среди людей, в человечности которых ты разубедился, разуверился?

Заповедь «Не убивай» запрещает убивать не только прямо, но и косвенно: не убивать чужой надежды, веры в добро

В этом есть вина каждого из нас, потому что все мы бываем жестки, холодны и черствы к окружающим. Когда мы слышим шестую заповедь «Не убивай», то важно понять, что Бог запрещает нам убивать не только прямо, но и косвенно, то есть не убивать чужой надежды, веры в добро, прекрасных порывов в душе человека – не убивать своим равнодушием, леностью, безразличием. Этот грех совершается, когда мы лишаем другого человека радости бытия, не хотим и в малом войти в его ситуацию.

Обычно мы оправдываем себя тем, что у нас самих множество проблем – как нам участвовать еще и в бедах другого человека? Если рассуждать с духовных позиций, то, уходя от проблем ближних, мы готовим себе новые неприятности. Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Тот, кто боится ради любви Христовой пожертвовать своим телесным здоровьем и комфортом, не может найти духовного покоя ни в этой жизни, ни в будущей». Почему же равнодушный не обретет покоя души?

Равнодушие происходит из замыкания на себе и нежелания в чем-то потревожить себя. Такой человек словно спрятан в капсулу, из которой смотрит холодно и отстраненно. Его сердце пребывает в каком-то забвении, замерло и потому не рождает никаких живых чувств. Но в итоге и сам он испытывает пустоту и одиночество. Равнодушие к ближним непременно оборачивается самоизоляцией и внутренним опустошением. Равнодушный не может быть счастлив. Это лишение подлинной жизни, шаг к смерти души. И действительно, когда мы равнодушны к ближним, то уподобляемся мертвым, ведь на кладбище мертвые не замечают друг друга. Жизнь есть активность, она выражается в действии. И потому равнодушие можно преодолеть лишь активным деланием добра.

Пройти мимо страдающего ближнего и наспех прочитать молитву – явления одного порядка

Молитва равнодушного человека слаба, не доходит до Бога. Ведь такой человек весь повернут на себя, он не привык выходить навстречу кому-либо, в том числе и навстречу Богу. Поэтому молитвы равнодушных людей, как правило, очень формальные и сухие. Не чувствуя чьей-то боли, не включаясь душой в беды тех, кто находится рядом, равнодушный оказывается выключен из сострадания, сочувствия, сопереживания, то есть он лишен внутренних связей с кем-либо, утрачивает сердечную чуткость, что подрывает в целом его духовную жизнь и обездвиживает молитву. Поэтому вроде бы два разных, никак не связанных друг с другом действия: пройти мимо страдающего ближнего и наспех, без чувства прочитать молитву – на самом деле явления одного порядка. Холодность по отношению к ближнему влечет за собой и холодность по отношению к Богу. И наоборот – чуткость к ближним способствует более крепкой и живой молитве. Поэтому золотое правило таково: если хочешь, чтобы Бог слышал тебя в твоих бедах, старайся и ты слышать ближних в их бедах.

Читайте также:  Как правильно чистить зубы чтобы не было кариеса

Из древнего Патерика мы узнаем, как братия спросили святого Антония: «Если кто скажет: я ничего не буду брать у братии, и сам ничего не буду им давать – для меня достаточно моего; хорошо ли это?» Святой Антоний ответил: «Дети мои! кто таков, тот жесток сердцем, и душа у него – душа льва. Его должно считать отчужденным от сообщества всех добрых людей». Но не только от сообщества добрых людей отчужден равнодушный, он отчужден от Христа, и, по большому счету, всё, что говорилось Господом об осуждении грешников на Страшном суде, связано так или иначе с их равнодушием к ближним: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня… Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25: 42–43, 45).

В Евангелии, в Нагорной беседе Господа, столь удивительной по своей глубине, основные нравственные истины христианства выражены самыми простыми словами. Там в частности сказано: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16). Добрые дела христианина названы светом, который должен просвещать нашу мрачную жизнь. Но как же являть этот свет?

Знакомый психолог, Виктор, однажды увидел на улице крайне огорченного пожилого человека, который шел и почти ничего перед собой не замечал. Все, естественно, проходили мимо. Виктор подошел к нему. «Так, я вижу, что у вас какая-то скорбь. Рассказывайте прямо сейчас, что с вами случилось», – по-доброму, но решительно сказал он. Оказалось, что мошенники лишили пожилого человека собственности: доверившись, он сам подписал документ против себя. Но наш психолог оказался тоже непрост – он работает в весьма высоких структурах, при этом не потерял отзывчивого сердца, тут же созвонился со знакомым прокурором, обсудил ситуацию, договорился о встрече и оставил контакты. Потратив два часа на поддержку пострадавшего человека, дома Виктор выслушал упреки жены: «Где ты там ходишь!» Зато на душе у него самого было легко-легко.

Читайте также:  Как сделать поддельный полис осаго чтобы был

Секрет счастья, оказывается, очень прост. Чтобы быть счастливым самому, нужно уметь делать счастливыми других. А сделать счастливым ближнего может только тот, кто умеет отдавать часть себя – своего времени, внимания, заботы. Принимая участие в скорбях ближних, мы перестаем замечать свои собственные беды и горести, они как бы уже не существуют для нас. Делая свои неприятности вторичными, а на первое место поставляя любовь к ближним, мы действительно становимся на путь личного счастья.

Увидев незнакомого огорченного человека, почему бы не помолиться о нем Богу?

Созидать добро можно и в малом, не прилагая, так сказать, никаких чрезвычайных усилий. Например, увидев незнакомого печального, огорченного человека, почему бы не помолиться о нем Богу от сердца? Встретив человека, испытавшего скорбь, почему бы не поддержать его хотя бы добрым и теплым словом? Христианин призван не надевать на себя колпак, из-под которого враждебно смотреть на мир, а преображать мир добрым примером и активным проявлением любви.

Часто, вглядываясь в свое прошлое, люди начинают понимать, что можно было относиться к другим более человечно, не отстаивая свои принципы или безжалостно следуя всевозможным формальным законам и ограничениям – должностным, социальным, возрастным и т.д., а проявляя тепло, внимание и заботу. Уходят должности и полномочия, со временем обнаружится тщетность многих наших забот и исканий, а внутреннее содержание человека останется. Добро надо делать своевременно. И нужно спешить делать добро.

Пока есть наши ближние, пока есть люди с их нуждами и скорбями, у нас есть прекрасная возможность спасать свою душу – посредством милосердия, сострадания, добра и любви!

Источник