Не может быть хорошего прозаика если он не слышит как звучит слово

Не может быть хорошего прозаика если он не слышит как звучит слово

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными можно разделить на три группы:

−неоднородным (его называют также параллельным)

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ

1. [Я пришёл к тебе с приветом, рассказать], (что солнце встало), (что оно горячим светом по листам затрепетало).

2. [ Тот, (кто жизнью живёт настоящей), (кто к поэзии с детства привык), вечно верует в животворящий, полный разума русский язык.]

Строение сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными можно показать вертикальными схемами:

При однородном подчинении все придаточные связаны с одними и теми же словами главного предложения (в примерах они выделены) и отвечают на один и тот же вопрос.

Такие придаточные называются однородными. Связи однородных придаточных с главным предложением и между собой напоминают связи однородных членов предложения.

Если однородные придаточные соединены неповторяющимися союзами и /или, запятая перед ними не ставится, как и при однородных членах предложения:

[Я отвечал], (что природа хороша) и (что особенно хороши в наших местах закаты).

[Было непонятно], (о чём говорить) или (о чём молчать).

Но запятая ставится, если есть союз а

[Совершенно невозможно было определить], (какие картины мне нравятся), а (какие — нет).

В сложноподчинённом предложении с однородным подчинением во втором придаточном может отсутствовать

1. (Если будет вода) и (в ней не будет ни одной рыбки), [я не поверю воде].

2. [Вздрогнем], (если вдруг взметнётся птица) или (лось протрубит вдалеке).

В сложноподчинённом предложении с однородным подчинением во втором придаточном может быть РАЗНЫЕ

подчинительные союзы, при этом вопрос от главного к придаточному остаётся одинаковым:

[Мне не хотелось уточнять], что? (как долго длилась переписка) и что? (зачем они вели её).

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ

1. (Когда у меня в руках новая книга), [я чувствую], (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное).

2. (Когда Кипренский писал портрет Пушкина), [поэт был озабочен], (хотя и пытался шутить).

3. (Если мы обратимся к лучшим образцам прозы), [то убедимся], (что они полны подлинной поэзии).

При неоднородном подчинении придаточные могут относиться к одним и тем же словам главного предложения,

но они не являются однородными, так как отвечают на разные вопросы. Такие придаточные называются

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ

1. [ Только тот может стать настоящим человеком], (кто смотрит вперёд, знает ), (что ему надо сделать за свою жизнь).

Придаточные, поясняющие главное предложение, называются придаточными 1 степени; придаточные, поясняющие придаточное 1 степени, называются придаточными 2 степени и т. д.

При последовательном подчинении могут оказаться рядом подчинительные союзы или союзные слова (что и если, что и когда, который и если и т. д.). В этом случае запятая не ставится, если после придаточного 2 степени идёт вторая часть союза (то или так), например:

[Деревья так теснятся друг к другу], (что (если умрёт вековая сосна), то некуда ей упасть).

[Деревья так теснятся друг к другу], (что, (если умрёт вековая сосна), некуда ей упасть).

В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными возможны комбинации связей: может быть одновременно и однородное, и последовательное подчинение; неоднородное и последовательное подчинение; однородное и неоднородное подчинение и т. д.:

1. [Не может быть хорошего прозаика], (если человек не знает на память лучших наших поэтов), (если он не слышит), (как звучит слово), (как чередуются в нём звуки).

2. [Каждый раз, (когда приближалась осень), начинались разговоры о том], (что многое в природе устроено не так), (как нам бы хотелось).

Источник

Типы подчинения придаточных частей СПП к главной части

Знаки препинания в СПП с одним придаточным

Союзные слова

Союзные слова – это местоимения (что, кто, какой, который, чей) и наречия (где, как, куда, откуда, почему), которые также служат для связи придаточной части СПП с главной. Они являются членами предложения, в отличие от союзов.

Отличия союзов от союзных слов:

1. В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя. Сравни:

Таняговорит, что трава по ночам растет.Вспомни песни, (какие?) что пел соловей.
Таняговорит: «Трава по ночам растет».Вспомни песни, (какие?) которые пелсоловей.

2. Союз можно заменить только другим союзом:

Когда труд – удовольствие, то жизнь хороша.Если труд – удовольствие, то жизнь хороша.

Внимание! Слово что может быть и союзом, и союзным словом. Сравни:

Запятая ставится:

Придаточная часть находится:

1) в середине главной части:

2) перед главной частью:

Когда осинник достигает роста человека, заяц тут начинает ходить и гложет кору.Когда ( ), [ ].

3) после главной части:

Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни.[ ], (которые ).

Запятая не ставится:

1. Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит:

Онприезжал в деревню некогда его приглашали, а когда было свободное время.[ ] не когда ( ), а когда ( ).
Читайте также:  Как понять что есть фронтит

2) сочинительные союзы И, ИЛИ:

Родственникизнали игде стоял старый дом, и кто там жил.[ ] (и где ), (и кто ).

2. Если придаточная часть состоит только из одного союзного слова: Мой другобещал вернуться, но не сказал (чего?) когда.

3. Внутри предложения есть словосочетания, которые напоминают придаточные предложения, но ими не являются:

Домой надо вернуться во что бы то ни стало – простое односоставное предложение.

И пошелИван куда глаза глядят – простое двусоставное предложение.

Устойчивые словосочетанияСловосочетания
Во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало, делайте как знаете, идти куда глаза глядят, кто во что горазд, прийти когда вздумается, спасайся кто может, хватать что подвернётся.Все равно что, не иначе как, не только что, не то что.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Разработка урока по русскому языку 9 класс

Урок русского языка в 9 классе по теме: «Сложносочиненные и

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, формировать нормы правильной литературной речи .

• закрепление полученных знаний о СПП и ССП;

• систематизация знания учащихся с целью подготовки к ВОУД.

1. Развивающие задачи:

• развитие умения сравнивать, комментировать, делать выводы;

• развитие навыков исследовательской деятельности;

• развитие умений излагать свою точку зрения, выделять общие и существенные признаки.

2. Воспитательные задачи:

• воспитание потребности в самостоятельном поиске правильных ответов при работе с учебником;

• воспитание таких нравственных качеств, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие через творчество выдающихся умов человечества.

Тип урока : комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Форма проведения урока : урок-практикум (с элементами лабораторной работы исследовательского характера).

Не может быть хорошего прозаика,

Если он не слышит, как звучит слово,

Как чередуются в нем звуки

1 .Слайд 1 : «Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно»

-Когда, ребята, будет от учения «радостно и победно»? (Ответы учащихся)

-Я надеюсь, что сегодня, урок будет для вас и меня интересным и полезным.

Сегодня мы должны закрепить всё, что знаем о ССП и СПП.

Задача урока: «Сравнивать, углублять, закреплять»

Знания должны, помочь вам в подготовке сдачи ВОУД.

А поможет нам закрепить и обобщить тему урока творчество великих умов человечества, поэтому эпиграфом к уроку взяты слова поэта Киктенко.

Слайд 3: Не может быть хорошего прозаика, если он не слышит, как звучит слово, как чередуются в нем звуки.

3. Начнём урок с проверки домашнего задания.

«Если вы хотите понравиться людям…»

Задание: Составить памятку из 4 СПП, используя подчинительные союзы, союзные слова и советы Д. Карнеги:

-искренне интересуйтесь жизнью других людей;

-умейте выслушать до конца говорящего с вами;

— говорите о том, что интересует вашего собеседника.

1) Если вы хотите понравиться людям, то чаще улыбайтесь.

2) Искренне интересуйтесь тем, чем живут другие люди.

3) Умейте выслушать до конца того, с кем говорите.

4) Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

Задание: Сохранив структуру предложений в тексте Д. Лихачёва о милосердии, создать собственное рассуждение на эту тему:

— Определите тему и основную мысль текста.

— Выпишите ключевые слова, отражающие тему текста.

-Определить стиль. Доказать свое мнение.

— К какому типу речи относится данный текст?

— Определите способ связи предложений в тексте.

-Спишите текст, обозначив орфограммы, проанализировав их.

Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака.

Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту: «Предоставляю вам право выбора оружия»

4.Итак, проведём орфографическую дуэль: пишем словарный диктант с взаимопроверкой.

Ра сс ердился, реч о нка, пл о дово-ов о щных, подра ст али, уд и вительный, об е дня е т, пр и слушаться, пр е бывать в городе, пр и бывает поезд, подпись*, роспись*.

5. Схематический диктант:

Цель: проверить умения различать, что связывает союз и – однородные члены, части сложных предложений. Определить виды простых предложений, входящих в состав ССП.

hello html m33d7bfa5 - Не может быть хорошего прозаика если он не слышит как звучит слово

1) Какие ещё сочинительные союзы вы знаете? Назвать их по группам

2) Всегда ли ставятся знаки препинания перед союзом и в ССП?

Дублёры 3-х групп проводят опрос «Проверка знаний».

7.Выписать из текста предложения, соответствующие следующим схемам.

hello html 695b6250 - Не может быть хорошего прозаика если он не слышит как звучит слово

8.Запишите одно предложение для синтаксического разбора.

9. Исследовательская работа в парах.

Следующая задача урока – провести исследование:

Какие ССП и СПП встречаются в стихотворениях и романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

• А теперь, ребята, закройте текст и по памяти запишите одно предложение из любого произведения поэта, так чтобы предложение было СПП или ССП.

11. Задание к упражнению 369(устно): прочитать текст, сделать вывод.

Вывод: Человек должен хорошо знать свой язык, понимать и ценить поэтическую речь. Для этого нужна упорная каждодневная работа над словом. Поэтому эпиграф урока говорит об этом. Он не остается в стороне.

Мы работали сегодня под этим девизом: «Не может быть хорошего прозаика, если он не слышит, как звучат слова, как чередуются в нем звуки»

12. Слайд 9.Рефлексия

hello html m6c3fb641 - Не может быть хорошего прозаика если он не слышит как звучит слово

Я надеюсь, что вы с удовольствием совершили путешествие в прошлое…, в «золотой век» русской литературы.

Читайте также:  Как по английски будет слово гусеница

Я хочу признаться, что мне как учителю было интересно с вами работать.

А как вы считаете? Достигли мы поставленных целей? Интересно было вам?

Сформулируйте свои мысли, опираясь на вопросы слайда

Домашнее задание : написать сочинение-миниатюру на тему: «Сложноподчинённые предложения вокруг нас»

placeholder 234x156 - Не может быть хорошего прозаика если он не слышит как звучит слово

placeholder 234x156 - Не может быть хорошего прозаика если он не слышит как звучит слово

placeholder 234x156 - Не может быть хорошего прозаика если он не слышит как звучит слово

0a14 0007ab33 54690c45 - Не может быть хорошего прозаика если он не слышит как звучит слово

01db 0006436a ad3d011a - Не может быть хорошего прозаика если он не слышит как звучит слово

a loader - Не может быть хорошего прозаика если он не слышит как звучит слово

Номер материала: 125111061116

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок русского языка в 9 классе по теме «СПП с несколькими придаточными»

Тема урока: «СПП с несколькими придаточными»

вариативно-дифференцированная работа в классе с разноуровневой подготовкой учащихся при закреплении темы “СПП с несколькими придаточными”;

закрепить умение различать основные виды СПП с несколькими придаточными;

отработка и закрепление умений правильно расставлять знаки препинания в предложениях с более сложными комбинациями придаточных;

отработка умений составлять схемы предложений указанных видов;

развитие навыков работы с тестами с целью подготовки к ГИА;

развитие умений анализировать, обобщать, систематизировать;

воспитывать потребность в самостоятельном поиске правильного ответа при работе с книгой (учебником).

Тип урока: урок комплексного применения ЗУН.

(таблицы “Н и НН в суффиксах прилагательных”, “Н и НН в суффиксах причастий”).

Нацелить учащихся на урок

Отработать орфографические умения при работе с тестами

Сообщение дополнительных сведений по теме.

Сформировать у учащихся представления о более сложных комбинациях придаточных.

Графический (схематический) диктант.

Отработать умение составлять схемы и воспринимать предложение “на слух”, производя его классификацию.

Отработать умение отвечать по билетам.

Индивидуальная работа с раздаточным материалом, тестами.

Проверить сформированность синтаксических умений и качества усвоения материала.

Самостоятельная работа с текстом.

Отработать речевые, стилистические умения учащихся.

Проверить эмоциональное и физическое состояние учащихся.

Подведение итогов урока.

Выборочно проверить результаты работы учащихся на уроке.

Сообщение домашнего задания.

Разъяснить содержание домашнего задания.

Двадцать четвёртое января.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Не может быть хорошего прозаика, если человек не знает наизусть лучших наших поэтов, если он не слышит, как звучит слово, как чередуются в нем звуки.

2. Орфографическая работа. ТЕСТЫ.

1. В каком ряду в обоих словах вместо пропусков пишется НН?

А) звери…ый рев, насте…ый;
Б) конопля…ик, обществе…ик;
В) посаже…ый отец; экскурсио…ый;
Г) безветре…ый, клюкве…ый.

2. В каком ряду в обоих словах вместо пропусков пишется Н?

А) связа…ое платье, груже..ый вагон;
Б) увере..ый человек, моще…ая булыжником мостовая;
В) краше…ый пол, кова…ый сундук.

3. В каком слове на месте пропуска пишется НН?

А) лебеди…ая песня;
Б) вещь прода…а;
В) незва…ый гость;
Г) скова..ые движения.

А) лебединая песня;
Б) вещь продана;
В) незваный гость;
Г) скованные движения

2. Языковая разминка.

Работа над развитием речи.

Очень часто в устной и письменной речи встречаются ошибки в образовании слов, форм слов, в построении предложений. Сейчас вы должны будите отредактировать предложения.

1. С шестистами рублями в этом клубе делать нечего.

2. У меня совершенно нет время на пустые разговоры.

3. Мой брат никогда не ложит учебники на место.

4. Наш боксер был слабже своего соперника.

5. Спасатели увидели, что в море утопает человек.

Определите характер исправленных ошибок.

(Образование форм числительных, существительных, глаголов, прилагательных, нарушение стилистических норм)

Расставить ударения в словах, написанных на доске.

Новорождённый, кухонный, обеспечение, приговор, процент, пуловер, принять, ракушка, столяр, танцовщица, украинский, цемент, щавель, эксперт.

3. Задания на повторение изученного материала

ДОСКА : расставить знаки препинания в сложном предложении.

Давно заметил, что когда ветерок, проникающий в лес, качает ветви деревьев, то в этом есть особенная глубокая прелесть.

Если рядом оказывается два подчинительных союза или сочинительный союз с подчинительным, то запятая на стыке союзов не ставится, если далее следует часть двойного союза: то, так, но .

Кони так устали, что, когда с них сняли тюки, они легли на землю.

Если вторая часть союза отсутствует, то запятая на стыке союзов ставится.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Хаджи Мурат сел и сказал (1) что (2) если только пошлют на лезгинскую линию и дадут войско (3) то он ручается (4) что поднимет весь Дагестан.

1) 1, 3, 4; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 2, 3, 4; 4) 1, 2, 3.

4. Сообщение дополнительных сведений.

А) Работа с учебником – стр.87, параграф 14, примечание, п. 4 (самостоятельно).
Б) Слово учителя о более сложных комбинациях придаточных. Пример (на доске):

Читайте также:  Как сделать так чтобы не надо было нажимать fn

Не может быть хорошего прозаика, если человек не знает наизусть лучших наших поэтов, если он не слышит, как звучит слово, как чередуются в нем звуки.

Устная работа над стихотворением. Найдите предложение, в котором есть сложная комбинация придаточных и 2 вида подинения.

Как мне жалко людей, про которых

Говорят, что угрюмый их глаз

Видит лишь водоемы в озерах,

А в лесу древесины запас;

Кто не сможет с речушкой сдружиться,

Не заплачет навзрыд с куликом,

Кто не знает, как пахнет душица

На поёмном лугу вечерком…

Пей же всласть родниковую воду,

Росной свежестью луга дыши,

Кто не любит родную природу –

Тот не знает народной души!

В данном предложении последовательное и однородное подчинение.

5. Графический (схематический) диктант.

Текст диктанта:(1 учащийся у доски ):

А) Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки.
Б) Когда говоришь без всякого плана, сам не отгадаешь, куда приведёт тебя твоя речь.
В) И грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечастно, что обманула нас она.

Схемы для самопроверки:

— Какое придаточное называется придаточным первой степени?

— Что такое “Принцип ёлочной гирлянды” и в каком типе подчинения он применяется?

(При анализе схем а) и б) полезно провести связь с физикой, напомнив, что последовательно подключается амперметр, чтобы определить силу тока А, и параллельно – вольтметр, чтобы определить напряжение V).

Составление предложений по тексту.

Счастье завоевывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля. И самая важная часть задачи состоит именно в том, чтобы составить себе понятие о счастье и отыскать ту дорогу, которая должна к нему привести. Когда жизненная борьба уже превратилась в сознательное стремление к определенной цели, тогда человек может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пришлось упасть и умереть на дороге.

— Как понимает, что такое счастье, Д. Писарев? Выразите письменно согласие или несогласие с утверждением критика. Предложение начните так:

Я согласен (не согласен) с тем, что если… Полагаю, что, для того чтобы…

5. Мини-экзамен: (2 ученика):

составь план параграфа 14 (“Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными”);

расскажи о сложных предложениях с несколькими придаточными

(Беседу с экзаменуемыми проводят учащиеся (по желанию), которые задают любой вопрос по теме “Сложноподчиненное предложение”).

6. Индивидуальная работа с раздаточным материалом (Весь класс):

Расставьте пропущенные знаки препинания, начертите схему 1-го предложения.

1.Читателю который не хочет попасть впросак полезно знать чем реальный автор отличается от образа повествователя кто такой рассказчик и что означает “я” в художественном произведении. 2.Человек знакомый с азами* науки точнее и глубже поймет что скрывается за иронией автора что он не договаривает.

*Азы – начальные сведения; от старинного названия буквы А (“аз”).

Дополнительное задание : укажите номер предложения с обособленным распространенным определением, выраженным причастным оборотом.

Расставьте пропущенные знаки препинания, укажите вид подчинительной связи, начертите схемы СПП с придаточными.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Над озером уже нет тумана (1) и (2) когда мы подходим к ловушкам (3) вода так прозрачна (4) что видна каждая травинка на дне.

1) 1, 3, 4.
2) 1, 2, 3, 4.
3) 2, 3.
4) 1, 2, 4.

Мы часто повторяем (1) что судить о человеке (2) нужно прежде всего по его делам (3) и я с этим согласен.

3. Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и мне представилась возможность (3) убедиться в этом.

1) 1, 2.
2) 2.
3) 1, 3.
4) 1, 2, 3.

Написать сочинение – миниатюру “Печорин и Бэла” (По роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”), включив предложения, составленные по данным схемам:

Прочитайте предложение. Укажите ошибочное утверждение.

Небо было так ясно (1) воздух так свеж (2) силы жизни так радостно играли в душе Д.И. Менделеева (3) когда он (4) слившись в одно целое с природой (5) сидел на веранде и думал о будущем.

это предложение с союзной и бессоюзной связью;

оно состоит из четырех простых предложений;

запятые нужны на месте цифр 1, 2, 3, 4, 5;

Доп. задание : найдите сочинительный союз и определите, к какой группе сочинительных союзов он относится.

7. Самостоятельная работа с текстом. (упр. 207).

Беседа ( вопросы проектируются на интерактивную доску):

Как вы понимаете мысль, высказанную в последнем абзаце текста?

( По мнению автора, истинная любовь к Родине – это не только восхищение её красотой, но и осознание того, что должны сохраняться связь поколений и чувство долга перед теми, кто отстоял эту красоту.).

Определите стилистическую принадлежность текста.

( Публицистический стиль: автор пишет о необходимости патриотизма и его воспитании, о преемственности поколений).

1 вариант: Сделайте синтаксический разбор предложения из текста:

( Примечание: с учащимися, затрудняющимися выполнить задание самостоятельно, ведется индивидуальная работа по разъяснению трудных моментов).

Учащиеся заполняют придуманную мною табличку, которая анализируется без их участия: это надо учителю, чтобы понять, на каком этапе он “перегрузил” учеников.

Источник