Не пройдет род сей как все это будет толкование

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 24:34

Свт. Иоанн Златоуст

Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет

Прп. Иустин (Попович)

Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет

Блж. Иероним Стридонский

Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 34-35 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут

Под «родом сим» разумеет не поколение тогдашних людей, а род верных, выражая такую мысль: «не прейдет род сей» до того времени, как все это произойдет. Когда услышите о голоде и язве, то не думайте, что от таких бедствий погибнет род верных; нет, он пребудет, и никакие ужасы не преодолеют его. Другие относят «все сие» только к взятию Иерусалима, а не ко второму пришествию, и толкуют так: «не прейдет род сей», то есть поколение, современное апостолам, уже увидит все происшествия с Иерусалимом. Подтверждая же сказанное, говорит: легче уничтожиться небу и земле, твердым и неподвижным стихиям, чем хоть одному из Моих слов не оправдаться.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Аминь глаголю вам, не мимоидет род сей, дондеже вся сия будут

Все то, что Он предсказал о взятии Иерусалима и что должно случиться до самого Второго Его Пришествия. Как же Он сказал: род сей? Родом назвал веру своих последователей. Чтобы апостолы не подумали, что вышеуказанные бедствия совершенно истребят проповедь и всех уверовавших, убеждает их, что служение верующих в Него не прекратится даже до Второго Пришествия, пребудет до самой кончины мира и ничто для него не будет служить препятствием. Об этом Он и прежде различным образом предсказывал им и уверял их, но так как они все-таки забывали, еще раз подтверждает.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Анонимный комментарий

Ст. 34-35 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут

Неопределенность всегда заставляет человека быть беззаботным. Ведь когда мы знаем, что что-то, без сомнения, произойдет с нами, мы серьезно к этому готовимся. И вот чтобы слушающие Его апостолы, принимая лучше некоторую степень опасности, нежели неопределенность (ибо они сомневались в Его пришествии), не позволили себе небрежения, Иисус, подкрепляя Свое учение клятвой, сказал: Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет. Перед лицом великой опасности необходима и великая подготовка, а такая подготовка требует тщательного наставления и предостережения. В таком случае придется признать, что Христос не имел намерения показать Своим ученикам, что грядущий суд уже начинается, но что он предстоит в будущем. Он обращался не только к рожденным к тому времени, но к семейству [людей] в целом.

Род сей относится и к тем, кто претерпевает соблазны, и к тем, кто их приносит: к грешникам среди людей и бесам, которые в них действуют. Ни те, ни другие не прекратят существования до скончания мира. Ибо Христос сказал: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25:41). И так нужно, чтобы источник соблазна сохранялся, покуда есть вера, которая нуждается в испытании. Но возможно, род сей относится к тем смертным христианам, которые не перейдут в жизнь вечную и не станут бессмертными и бесстрастными, доколе не случится все, о чем сказано Христом.

Лопухин А.П.

Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет

Мк. 13:30; Лк. 21:32). Златоуст говорит, что Спаситель “здесь говорит не о поколении, тогда живущем, но о верных. Род обозначается не только по времени, но и образу религии и жизни, как, например, когда говорится: сей род ищущих Господа (Пс. 23:6).” Притч. 21:11-14; Иер. 8:3. Иероним понимал выражение “род сей” двояко: aut omne genus hominum significat, aut spesialiter Judaeorum (означает или весь род человеческий, или специально иудеев).

Толковая Библия.

Троицкие листки

Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет

Источник

Толкование на От Матфея 24:34

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Поделиться в соц.сетях.

Толкование на От Матфея 24:34 | Мф 24:34

Иероним Стридонский (

Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет

Выше мы сказали, что есть отдельный род (поколение – generatio) добрых и злых. Таким образом, здесь указывается или на весь род человеческий, или же в особенности на род иудеев.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Феофилакт Болгарский (

Ст. 34-35 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут

Под «родом сим» разумеет не поколение тогдашних людей, а род верных, выражая такую мысль: «не прейдет род сей» до того времени, как все это произойдет. Когда услышите о голоде и язве, то не думайте, что от таких бедствий погибнет род верных; нет, он пребудет, и никакие ужасы не преодолеют его. Другие относят «все сие» только к взятию Иерусалима, а не ко второму пришествию, и толкуют так: «не прейдет род сей», то есть поколение, современное апостолам, уже увидит все происшествия с Иерусалимом. Подтверждая же сказанное, говорит: легче уничтожиться небу и земле, твердым и неподвижным стихиям, чем хоть одному из Моих слов не оправдаться.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен (

Аминь глаголю вам, не мимоидет род сей, дондеже вся сия будут

Все то, что Он предсказал о взятии Иерусалима и что должно случиться до самого Второго Его Пришествия. Как же Он сказал: род сей? Родом назвал веру своих последователей. Чтобы апостолы не подумали, что вышеуказанные бедствия совершенно истребят проповедь и всех уверовавших, убеждает их, что служение верующих в Него не прекратится даже до Второго Пришествия, пребудет до самой кончины мира и ничто для него не будет служить препятствием. Об этом Он и прежде различным образом предсказывал им и уверял их, но так как они все-таки забывали, еще раз подтверждает.

Читайте также:  Как понять что у мужчины долгое воздержание было

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Анонимный комментарий

Ст. 34-35 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут

Неопределенность всегда заставляет человека быть беззаботным. Ведь когда мы знаем, что что-то, без сомнения, произойдет с нами, мы серьезно к этому готовимся. И вот чтобы слушающие Его апостолы, принимая лучше некоторую степень опасности, нежели неопределенность (ибо они сомневались в Его пришествии), не позволили себе небрежения, Иисус, подкрепляя Свое учение клятвой, сказал: Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет. Перед лицом великой опасности необходима и великая подготовка, а такая подготовка требует тщательного наставления и предостережения. В таком случае придется признать, что Христос не имел намерения показать Своим ученикам, что грядущий суд уже начинается, но что он предстоит в будущем. Он обращался не только к рожденным к тому времени, но к семейству [людей] в целом.

Род сей относится и к тем, кто претерпевает соблазны, и к тем, кто их приносит: к грешникам среди людей и бесам, которые в них действуют. Ни те, ни другие не прекратят существования до скончания мира. Ибо Христос сказал: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25:41). И так нужно, чтобы источник соблазна сохранялся, покуда есть вера, которая нуждается в испытании. Но возможно, род сей относится к тем смертным христианам, которые не перейдут в жизнь вечную и не станут бессмертными и бесстрастными, доколе не случится все, о чем сказано Христом.

Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут, потому что небо и земля созданы были для служения вам, слова же Мои – для управления вами. И небо, и земля подвержены суетности, как сказано у апостола: тварь покорилась суете (Рим. 8:20). Истина же по природе не способна обмануть и не может погибнуть.

Лопухин А.П. (1852–1904)

Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет

Мк. 13:30; Лк. 21:32). Златоуст говорит, что Спаситель “здесь говорит не о поколении, тогда живущем, но о верных. Род обозначается не только по времени, но и образу религии и жизни, как, например, когда говорится: сей род ищущих Господа (Пс. 23:6).” Притч. 21:11-14; Иер. 8:3. Иероним понимал выражение “род сей” двояко: aut omne genus hominum significat, aut spesialiter Judaeorum (означает или весь род человеческий, или специально иудеев).

Источник

Не прейдет род сей – Трудные Тексты Библии

Вопрос: Отвечая на вопрос учеников относительно времени Своего второго пришествия на землю, Христос произнес, в частности, такие слова: «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет…» (Мф. 24:34). Как понимать эти слова Христа?

Ответ: Понимание выражения «род сей» в Мф. 24:34 (равно как и в параллельных текстах в Марк 13:30 и Лук. 21:32) представляет собой одну из трудноразрешимых проблем для богословов и комментаторов Св. Писания. При беглом прочтении складывается впечатление, что Христос говорит здесь о своем возвращении на землю еще при жизни поколения апостолов. Однако, тот факт, что Христос не пришел в течение их жизни, и что до сих пор Его второе пришествие — это дело будущего, порождает огромнейшее многообразие интерпретаций представленного отрывка.

Кто-то просто игнорирует эти слова, кто-то считает их неуместной вставкой, а кто-то видит в них указание на род человеческий в целом, а не на конкретное поколение людей, непосредственных свидетелей этого события. Представители либерального крыла в богословии вообще считают, что Христос ошибся, обозначив сроки Своего возвращения на землю временем разрушения Иерусалима, которое действительно имело место при жизни современников Христа и апостолов.

Чтобы правильно истолковать слова Христа, крайне важно посмотреть на них в более широком контексте. В последнее время внимание библеистов привлекает один из самых многообещающих подходов к чтению и пониманию Священного Писания. Он включает в себя так называемый «хиастический анализ». Термином хиазм (от крестообразной формы греческой буквы «хи»), как известно, обозначается синтаксическая фигура, в которой одна часть отрывка текста по своей структуре симметрична другой, повторяя входящие в эту фигуру элементы в обратном порядке.

Этот подход выявляет в библейских текстах то, что называется сегодня «концентричным параллелизмом». Библейские авторы — как и многие другие писатели от античности до нашего времени — выстраивали свои литературные произведения достаточно своеобразно. Свою мысль они развивали концентрично, помещая основную тему в центр отрывка, а не в конец. Библейский текст, как и любой другой письменный текст, как правило, развивается от начала к концу. Однако в этом тексте можно обнаружить хиастические конструкции, которые доносят до нас смысл посредством концентрического развертывания повествования. Оно ведет от краев (начала и конца) отдельного отрывка к середине, к так называемому «концептуальному центру». Если не уловить это движение, есть риск не заметить того главного, что находится в центре внимания автора повествования.

Обратимся теперь к евангелию от Матфея. Как известно, повествование, записанное в главах с 23 по 25, представляется как одно единое целое. Материал, изложенный в этом текстовом отрывке, заключает в себе фактически повествование о двух событиях, и, что интересно, описание этих двух событий организовано в виде упомянутой выше хиастической структуры. Что еще более интересно, в этой структуре выражение «род сей» встречается дважды, свидетельствуя о явно выраженном параллелизме данного отрывка текста (то же самое, кстати, можно заметить и в Марк 13, и в Лук. 21). Вот как выглядит эта широкая хиастическая структура, которая помогает понять истинный смысл выражения «не прейдет род сей» в устах Христа[1]:

К. а. Мерзость запустения на святом месте (24:15)

б. Проповедь Евангелия по всему миру (24:14).

И. Начало скорбей и переживаний (24:9-13)

а. преследование верных (24:9-12)

б. обетование о спасении (24:13)

И’. Великая скорбь (24:16-22)

а. преследование верных (24:16-21)

б. обетование о спасении (24:22).

З. Знамения на Земле (24:6-8): войны и военные слухи, восстанет народ на народ, голод, мор, землетрясения.З’. Знамения на небе (24:29): солнце померкло, луна не дает света, падение звезд, силы небесные колеблются.
Ж. Пришествие лжехристов (24:5)Ж’. Пришествие лжехристов и лжепророков (24:23-28)
Е. Разрушение Иерусалима и храма (23:37 — 24:3).Е’. Конец мира и Второе пришествие Христа (24:30-33).
Д. «Род сей» (23:36). «Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей».Д’. «Род сей» (24:34). «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет».
Г. Книжники и фарисеи убивают пророков (23:29-35).Г’. Злой раб бьет товарищей своих, в то время, как верный и благоразумный раб дает слугам пищу вовремя (24:45-51).
В. Внешне книжники и фарисеи выглядят благополучно, но внутри крайне испорчены (23:25-28).В’. Формально, светильники есть у всех 10 дев, однако, только у пяти есть масло, свидетельствующее о их внутренней готовности (25:1-13).
Б. Книжники и фарисеи оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру (23:23-24).Б’. Лукавый и ленивый раб зарыл свой талант, в то время как верные рабы умножили их (25:14-30).
А. Христос судит по делам, а не по словам (23:1-22)

а. книжники и фарисеи сидят на Моисеевом седалище (23:1-2);

б. хвастливость и надменность фарисеев, (23:3-6);

в. дела напоказ, любят почет и уважение (23:5-12);

г. книжники и фарисеи демонстрируют лицемерное поведение (23:13-22).

А’. Христос судит по делам, а не по словам (25:31-46)

а’. Сын Человеческий сидит на престоле славы (25:31-33);

б’. хвастливость и надменность тех, кто слева и искренность и смирение тех, кто справа (25:35-45;

в’. те, кто справа, не выпячивают себя, они служат людям (25:40)

г’. те, кто слева, демонстрируют лицемерное поведение (25:41-45).

Читайте также:  Как узнать когда собран был iphone

Выявленная хиастическая структура помогает увидеть ряд интересных моментов в библейском тексте. Прежде всего, обращает на себя внимание описание в данном текстовом отрывке двух знаменательных событийных линий. Первая, представленная левой частью структуры (23:1 — 24:13), завершается разрушением Иерусалима, вторая, представленная правой частью структуры (24:16 — 25:46), заканчивается Вторым пришествием Христа и концом этого мира.

Бросается в глаза и тот факт, что выражение «род сей» встречается дважды: один раз в левой части структуры, другой раз — в правой. Первый раз это выражение, используемое Христом в Его обличительной речи, обращенной к фарисеям (23:36), соответствует периоду времени до разрушения Иерусалима, второй раз (24:34) — периоду времени после разрушения Иерусалима. «Род сей» в первом случае становится свидетелем знамений на земле, «род сей» во втором случае — свидетелем знамений на небе.

Небесные знамения, свидетелями которых станет конкретное поколение людей, описывают период времени непосредственно перед Вторым пришествием Христа. В частности, описание этого времени Матфеем (24:29, 30) схоже с описанием шестой печати (Откр. 6:12-14), а также с тем, что говорится в Откр.1:7 «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные».

Итак, представление о том, что в 24:34 под «родом сим» Христос имеет в виду поколение Своих современников, как в 23:36, не совсем корректно, ибо эти два выражения «род сей» упоминаются Христом в двух разных контекстах: первый раз — в контексте скорого разрушения Иерусалима, второй раз — в контексте Второго пришествия Христа во славе. Что касается первого события, оно непосредственно коснется современников Христа. Им суждено будет встретить «эти дни отмщения, да исполнится все написанное» (Лук. 21:22). Что касается второго события — оно произойдет тогда, когда исполнится все, в частности, знамения небесные (Матф. 24:29-30), и свидетелями этого всего (Матф. 24:33) станет последнее поколение живущих на земле накануне Второго пришествия Христа.

Итак, суды Божьи, имевшие место в истории разрушения Иерусалима и храма, служат прообразом последнего суда, когда «восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Матф. 24:30; Откр. 1:7). А «род сей» как поколение современников Христа (Матф 23:36) служит прообразом «рода сего», который будет свидетелем Его второго пришествия на землю. Выявленная хиастическая структура отрывка помогает, таким образом, снять напряжение, существующее вокруг интерпретации этих слов, и утвердится в вере и уповании в скорое пришествие Христа.

Евгений Зайцев, Доктор богословия
По материалам сайта Института библейских исследований ЕАД

[1] Структура выстроена на основании исследования S. Joseph Kidder, «This generation» in Matthew 24:34, Andrews University Seminary Studies, Autumn 1983, Vol. 21, No. 3, 203-209.

Источник

Толкование Евангелия на каждый день года.
Суббота 16-й седмицы по Пятидесятнице

Сказал Господь своим ученикам: истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

Господь говорит, что мы должны ждать событий, предваряющих конец света, и заранее готовиться к ним. Он уверяет нас в несомненности предсказанного Им. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут». Слово Христово надежней и прочней, чем небо и земля. Мы можем строить на слове Христовом с большей уверенностью, чем на столпах небес или на крепких основаниях земли. Ибо когда их уже не будет, слово Христово останется. В Божие время, которое есть лучшее время, и Божиим путем, который есть Божий путь, оно с несомненностью исполнится. Каждое слово Христово надежно, потому что неложно.

Господь говорит о временах и сроках. Все, о чем Он говорит, в особенности гибель Иерусалима – «не прейдет род сей, как все сие будет». Некоторые из живущих теперь увидят это. Поскольку пророчество Господа казалось невероятным, Он подкрепляет его торжественным утверждением: «Истинно говорю вам». Поверьте слову Христову, что все это – близ, при дверех.

Потому мы должны ждать эти события и готовиться к ним. Это будет внезапный день, и это будет день разделения. Кроме Первого Пришествия ради спасения мира наступит Пришествие Суда. «На суд пришел Я в мир», – говорит Господь. И на суд Он придет. Суд Христов совершается во времени – в особенности тот, который надвигается на некогда избранный народ. Хотя они были предупреждены об этом, однако продолжают с неслыханной самоуверенностью возвещать: «Мир и безопасность». Человеческое неверие не может упразднить грозные предупреждения Бога. Но будет и вечный Суд, Суд великого дня. Христос сравнивает состояние мира накануне Его Второго Пришествия с тем, что было, когда пришел Потоп. Люди были всецело погружены в мирские заботы и радости. Они «ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег». В этом смысле наша жизнь всегда – «во дни Ноя». То, что было тогда, происходит и сегодня: работа, пища, брак. Ничего, кроме самого естественного. В книге Бытия ( Быт. 6, 5–13) Потоп изображен как наказание за развращенность людей того времени. «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их было зло во всякое время» (Быт. 6, 5 ).

Читайте также:  Как узнать какой пинг будет в играх

Однако Христос совершенно ничего не говорит об этом. Люди живут нормальной человеческой жизнью. В чем же их вина? За что их обличает Господь? «Они жили и ни о чем не думали, пока не пришел потоп». О развращении людей, о их грехе как будто даже и не обязательно упоминать. Они не думали, они не заботились о самом существенном, у них не было истинного понятия о том, что такое жизнь. Они жили так, будто смерти нет. Их взор всецело был устремлен на земное. Надо было, чтобы их поглотили воды смерти, чтобы они увидели, что они не «боги» и что если они хотят жить, им нужен Бог!

Наша жизнь всегда – «во дни Ноя». И сегодня человечество – в состоянии анестезии. Сам материальный и технический прогресс усыпляет. Мир, в котором люди привыкли жить, кажется прочным, пока не наступит пробуждение – которое будет тем ужасней, чем менее мы задумывались об опасности. Можно перечислить целый ряд современных вариантов Потопа: будь это международная валютная инфляция, которая потопит всю экономику, будь это экологическое отравление всей земли или эпидемия новой непредвиденной болезни, или небывалая планетарная катастрофа. И весь наш «мир и безопасность» будут сметены.

«Так будет и пришествие Сына Человеческого». Многие из нас склонны отодвигать это грозное событие на конец времен, полагая, что мы не доживем до этого. Господь предостерегает нас против такого ложного понимания жизни. Он говорит, что это может произойти во время наших самых обыденных занятий – на месте нашей работы, в наших домах, где мы едим и пьем, в наших деловых или интимных отношениях друг с другом. В любое мгновение мы должны быть готовы к Его Пришествию, потому что Он – здесь.

«Тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется». Это наша каждодневная жизнь. Господь приходит во время самых обыкновенных наших дел – среди работы на поле, и можно добавить, среди работы в конторе, на улице, или когда мы за рулем нашего автомобиля.

«Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет». Господь советует нам бодрствовать – не подвергаться сну среди ночи этого мира. «Душе моя, восстани, что спиши». Вместо будущего «придет» можно перевести это слово в настоящем времени «приходит». Ибо пришествие Бога, присутствие Его среди нас совершается во все дни. Пришествие Христово производит некую выборку. Там, где люди не видят никакого различия, ибо ничто не различает этих двух людей на одном и том же поле, этих двух женщин у одной и той же мельницы. Но Бог видит разницу: один – готов, а другой – не готов! Один был с Богом, уже в свете, другой оказался без Бога во мраке. Здесь не может быть какой-либо несправедливости. Все Священное Писание повторяет нам без конца, что Бог спасает. И даже в самом событии Потопа надо видеть спасение. Когда человечество подошло к полной катастрофе, вмешательством Бога течение жизни повернулось – ради рождения нового человечества. Ной – это человек, спасенный Богом.

Постараемся увидеть, что ковчег готов и сегодня – для каждого из нас – среди нового всемирного потопа греха. Христос Спаситель, войдя в воды смерти, влечет за Собой в Свою Церковь, в этот ковчег всех, кто хочет идти за Ним. И, обратите внимание, если во времена Ноя, согласно Писанию, исчезло практически все первое человечество, Господь говорит о половине спасающихся: один из двух, пять мудрых дев против пяти неразумных. И мы знаем с очевидностью, что речь идет не о математических исчислениях.

Господь далек от того, чтобы создавать атмосферу страха. Он хочет, чтобы мы бодрствовали, чтобы мы были теми, к кому за Божественной Литургией не напрасно взывает Церковь: «Встанем добре», чтобы мы вкусили, как благ Господь. Человек, который живет, не задумываясь о Боге, может потерпеть полное поражение в час Пришествия Господня. Потому, бодрствуйте! Ибо не знаете, в какой час ваш Господь приходит. «Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего».

Не проспать свою жизнь! Тот, кто бдит, сделаем такое сравнение – как зверь настороже, – остается живым. Но бодрствовать не означает «обеспечить системы безопасности», забаррикадироваться в своем доме, чтобы избежать несчастного случая. Бодрствовать означает быть готовым – к любым испытаниям, чтобы встретить их лицом к лицу. Быть постоянно собранным духовно, чтобы действовать. Бодрствовать – это то, что противоположно беспечности, расслабленности, попустительству злу. В тот день бесполезно будет говорить: «Если бы я знал», ибо мы все основательно предупреждены. Если бы хозяин дома знал, в какой час придет вор, «то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего».

В нашем представлении образ вора связан со страхом. Но бодрствование – означает ли состояние постоянного беспокойства и тревоги? Святые отцы предлагают другое прочтение этого образа. Что делает вор, согласно Евангелию? Он «подкапывает дом», он вскрывает то, что заперто. Нам дается внезапно иное чудесное значение этой притчи. Господь всегда приходит, чтобы открыть мир, замкнутый на себе. Когда Господь приближается к нашим дверям, Он входит к тем, кто бодрствует и потому может открыть Ему. Но у тех, кого Господь застает врасплох, Его вхождение не происходит без взлома. Единственный смысл нашего пребывания на земле – открыться Божественной жизни. «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий». Христианин не должен связывать себя сроками, он должен быть всегда готовым. Ибо Сын Человеческий приходит к нам во всякой мгновение нашей жизни. Он приходит столь часто, Его приход так прост, что кажется нам всегда неожиданным.

Источник