Отдала золотой случайному прохожему тогда как дома было нечего есть

Конкурс эрудитов по творчеству А. П. Чехова

Интеллектуальный конкурс эрудитов для школьников

Интеллектуальный конкурс по литературе

Конкурс эрудитов по творчеству А. П. Чехова

1-й тур. Знаете ли вы биографию А. П. Чехова?

1. Кем по происхождению были дед и отец Чехова?

(Крепостными. Дед вместе с тремя сыновьями выкупился на волю в 1841 году.)

2. Какими видами искусства увлекался отец Чехова?

(Рисовал, играл на скрипке, пел в церковном хоре.)

3. Какому ремеслу учился маленький Антон Чехов?

(Сапожному и портняжному.)

4. Как назывался первый сборник рассказов Чехова?

5. В каких журналах печатался молодой Чехов?

(«Осколки», «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Сверчок».)

6. Каким рассказом Чехов завершил галерею образов «маленького человека» в русской литературе XIX века?

7. Кто из предшественников Чехова отразил тему «маленького человека» и в каких произведениях?

(Пушкин в «Станционном смотрителе», Гоголь в «Шинели», Достоевский в «Бедных людях».)

8. За какой сборник рассказов Академия наук присудила Чехову Пушкинскую премию?

(За сборник рассказов «В сумерках».)

9. Когда и где была поставлена первая пьеса Чехова?

(В 1888 г. на сцене частного Московского театра Корша, пьеса «Иванов».)

10. Какое большое путешествие совершил Чехов и когда? В каком произведении отражено это путешествие?

(На остров Сахалин, 90-е годы XIX века, в книге «Остров Сахалин».)

11. За какое произведение Чехов был взят под негласный надзор полиции?

12. Что вы знаете об общественной деятельности писателя?

(Чехов всю жизнь бесплатно лечил неимущих, принимал активное участие в помощи голодающим, в борьбе с эпидемией холеры, в строительстве школы, больницы, создал библиотеку в Таганроге.)

13. Когда и где была впервые поставлена пьеса «Чайка»?

(В 1896 г. на сцене Александрийского театра.)

14. В 1900 г. Чехов был избран почетным академиком по разряду изящной словесности, а в 1902 г. отказался от этого звания. Почему?

(В знак протеста после исключения Горького из числа академиков.)

15. На занавесе какого театра изображена чайка как символ исторической связи этого театра с творчеством Чехова?

(Московского Художественного театра.)

2-й тур. Знаете ли вы творчество А. П. Чехова

1. Назовите последний рассказ Чехова.

2. Как называется последнее драматическое произведение Чехова?

3. В каком произведении Чехова герои Иван Иванович, Федор Тимофеевич не являются людьми.

(В рассказе «Каштанка».)

4. Чьи переживания так ярко описаны Чеховым: «Собираясь идти на экзамен греческого языка. перецеловал все иконы. В животе у него перекатывало, под сердцем веяло холодом, само сердце стучало и замирало от страха перед неизвестностью»?

(Переживания гимназиста Вани Оттепелева, «Случай с классиком».)

5. В каком произведении Чехова главные героини — три сестры? Как их зовут?

(В пьесе «Три сестры», Ольга, Маша, Ирина.)

6. В каком произведении Чехов назвал современную ему жизнь «не запрещенной циркулярно, но и не разрешенной вполне»?

7. Чей это портрет: «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате»?

(Беликов, учитель греческого языка, «Человек в футляре».)

8. Чей это портрет: «. полный красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительной целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно»?

(Ивана Петровича, «Ионыч».)

9. Чей это портрет: «. постарел, располнел, обрюзг, щеки, нос и губы тянутся вперед — того и гляди хрюкнет в одеяло»?

3-й тур. Кто сказал и в каком произведении Чехова?

1. «Скучные люди, ничтожные люди, горшочки со сметаной, кувшины с молоком, тараканы, глупые женщины. Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости».

(Учитель Никитин, «Учитель словесности».)

2. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

(Доктор Астров, пьеса «Дядя Ваня».)

3. «. сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и все это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, — нет, больше так жить невозможно!»

(Чимша-Гималайский, «Человек в футляре».)

4. «. наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье».

4-й тур. Хорошо ли вы знаете пьесу «Вишневый сад»?

Кто из действующих лиц.

(Гувернантка Шарлотта Ивановна.)

Источник

Литература. 10 класс

Прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишнёвый сад»
Герои пьесы «Вишнёвый сад»
Необходимо запомнить

Образ вишнёвого сада в пьесе А. П. Чехова сложен и символичен. Через отношение к нему характеризуется каждый из персонажей. Для Гаева и Раневской вишнёвый сад — неотъемлемая часть жизни, но они настолько погружены в свои переживания, что не предпринимают ничего для спасения поместья. Для 87-летнего Фирса — это место, которому он отдал всю жизнь. Для нового поколения героев сад является символическим воплощением России. Переплетение драматических и комедийных интонаций стало основой лирической комедии.

Читайте также:  Как по мордовски будет спать

Продажа имения не так важна, как то, что герои погружены в поток времени. Их восприятие формирует философский конфликт комедии. Жизнь идёт, и всё постепенно меняется: рвутся связи, уходит в прошлое гармония дворянского мира, старое уступает место новому.

Своеобразие пьесы «Вишневый сад»

В пьесах А. П. Чехова событийность отходит на второй план, более значим авторский подтекст, через который писатель раскрывает основную тему произведения. Большая роль отведена художественным деталям, символическим образам, а также звуковым и цветовым эффектам. Через тончайшие ощущения, нюансы чувств и переживаний Чехов передает философскую глубину пьесы.

Образ вишнёвого сада является основным и связывает всех героев. Он — символ дома и России. Его цветение подчеркивает красоту и чистоту мироздания, а вырубка указывает на нарушение вселенской гармонии, потерю прошлого, связи с предками. Но поведение героев говорит о том, что они потерялись во времени. Причем каждый из них как будто живёт в своём мире и говорит на своём языке, не желая обращать внимания на собеседника.

Обратимся к афише пьесы и посмотрим, как вводится в произведение каждый из героев.

Открывают список действующих лиц персонажи, которые связаны между собой родственными связями. Однако в этом перечне чувствуется своя, особая предыстория. Первой в афише значится Раневская Любовь Андреевна — помещица, хозяйка имения, где происходит действие. Больше нигде в пьесе она не будет названа по фамилии. Все обращаются к ней с любовью и большим уважением — по имени или по имени и отчеству. Далее представлены дочери Раневской: родная — 17-летняя Аня и приёмная — Варя. Ещё до начала пьесы внимание концентрируется на сложных перипетиях в судьбе Любови Андреевны. В афише отсутствует имя её мужа, но есть упоминание о приёмной дочери. Детям даны домашние имена — Аня и Варя. Это создаёт тёплую атмосферу, в которую постепенно погружает чеховская пьеса. Развитие семейной темы завершает введение в список действующих лиц брата Раневской — Гаева Леонида Андреевича.

Следующая группа героев — люди, приближённые к хозяевам усадьбы. Лопахин Ермолай Алексеевич, купец. Трофимов Петр Сергеевич, студент. Семионов-Пищик Борис Борисович, помещик. Обратим внимание на то, что студент назван полным именем. Очевидно, речь идёт о какой-то исключительной ситуации. Действительно, из текста становится известно, что этот герой характеризуется как «вечный студент». Он учится так долго, что успел «подурнеть» и «постареть»…

Третья группа персонажей в списке действующих лиц — прислуга. Шарлотта Ивановна, сопровождавшая Раневскую в поездке за границу, называется на европейский манер гувернанткой, а следящая за порядком в родном доме Дуняша — по-русски горничной. Имя Дуняши в списке действующих лиц рифмуется с именем молодого лакея, который приехал с Раневской из Парижа. Дуняша — Яша: в этой паре скрыта сжатая пружина готовящейся игры страстей, характерная для комедий. В классической комедии слуги часто повторяют истории переживаний своих господ.

87-летний Фирс — хранитель памяти о былом величии вишнёвого сада, представитель старшего поколения.

Завершают список действующих лиц безымянные персонажи: прохожий, начальник станции, почтовый чиновник, гости, прислуга. Им предоставлены эпизодические роли, однако их появление — важный элемент сценического действия. Случайному прохожему во втором действии Раневская отдаст последний золотой, движимая привычкой помогать страждущим, а не экономить. Начальник станции и почтовый чиновник неожиданным образом появляются среди танцующих на балу в усадьбе, которая в этот момент продаётся на аукционе.

Каждый из персонажей характеризуется через отношение к вишнёвому саду. Его образ задаёт тон разговоров, формирует настроение пьесы, становится источником воспоминаний о прошлом и символическим воплощением судьбы России.

Источник

Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад»

№ 4. Действующие лица пьесы. Кто из них:

1. Обращался к шкафу с торжественной речью?

2. Съел сразу полведра огурцов?

3. Имел прозвище «двадцать два несчастья»?

4. С презрением относился к своей матери-крепостной крестьянке?

5. Хорошо умела показывать фокусы?

6. Отдала золотой случайному прохожему, тогда как дома было нечего есть?

7. Назвал раскрепощение крестьян несчастьем?

8. Говорил о себе, что у него отец мужиком был, а сам он теперь в белой жилетке, желтых ботинках?

9. Прощаясь с прежней жизнью, восклицает: «Здравствуй, новая жизнь!»?

10. Говорит: «Вся Россия – наш сад!»?

№ 5. Прочитайте приведенный ниже фрагмент из пьесы «Вишневый сад» и выполните задания.

Гаев.(отворяя другое окно). Сад весь белый. Ты не забыла, Люба? Вот эта длинная аллея идет прямо, точно протянутый ремень, она блестит в лунной ночи. Ты помнишь? Не забыла?

Любовь Андреевна.(глядит в окно на сад). О, мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. (Смеется от радости). Весь, весь белый! О, сад мой! После темной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя… Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!

Читайте также:  Как проверить есть ток или нет в домашних условиях

Гаев.Да, и сад продадут за долги, как это ни странно…

Любовь Андреевна.Посмотрите, покойная мама идет по саду… в белом платье! (Смеется от радости.) Это она.

Гаев. Где?

Варя. Господь с вами, мамочка.

Любовь Андреевна. Никого нет, мне показалось. Направо, на повороте к беседке, белое деревцо склонилось, похоже на женщину…

(Входит Трофимов, в поношенном студенческом мундире, в очках)

Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо…

Трофимов.Любовь Андреевна!

(Она оглянулась на него)

Я только поклонюсь вам и тотчас же уйду. (Горячо целует руку) Мне приказано было ждать до утра, но у меня не хватило терпения…

(Любовь Андреевна глядит с недоумением)

Варя.(сквозь слезы). Это Петя Трофимов…

Трофимов.Петя Трофимов, бывший учитель вашего Гриши…Неужели я так изменился?

(Любовь Андреевна обнимает его и тихо плачет)

Гаев.(смущенно). Полно, полно, Люба.

Любовь Андреевна. Гриша мой…мой мальчик…Гриша…сын…

Варя. Что же делать, мамочка. Воля божья.

Трофимов. (мягко, сквозь слезы) Будет, будет…

Любовь Андреевна. (тихо плачет). Мальчик погиб, утонул… Для чего? Для чего, мой друг? (Тише) Там Аня спит, а я громко говорю…поднимаю шум… Что же, Петя? Отчего вы так подурнели? Отчего постарели?

Трофимов. Меня в вагоне одна баба назвала так: облезлый барин.

Любовь Андреевна. Вы были тогда совсем мальчиком, милым студентиком, а теперь волосы не густые, очки. Неужели вы все еще студент? (идет к двери)

Трофимов. Должно быть. Я буду вечным студентом.

Задания для анализа фрагмента:

1. Назовите авторское определение жанра произведения

2. Какое выразительные средство использовано в предложении «Вот эта длинная аллея идет прямо, точно протянутый ремень, она блестит в лунной ночи»

3. В тексте пьесы, в скобках, А. П. Чехов дает краткие указания для режиссера, актеров и художников-оформителей. Каким термином принято называть авторские указания на жесты, мимику, тип речи, паузы, обстановку действия?

4. Назовите выразительное средство в предложении «В этой детской я спала, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось»

5. Назовите выразительное средство синтаксиса в предложениях: «Мальчик погиб, утонул…Для чего? Для чего, мой друг?

7. Какое выразительное средство использовано в предложении «Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!

8. Какая форма речи представлена в данном фрагменте?

№ 6. Основные выводы по пьесе (ответьте на вопросы):

1. В чем символический смысл названия пьесы? Какие еще образы-символы есть в пьесе, что они означают?

2. Раневская произносит: «Видит бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала». Чем отличается любовь к родине у Раневской, Лопахина и Трофимова?

3. Зачем Лопахин купил сад? Почему он с иронией говорит о себе: «Идет новый помещик, владелец вишневого сада!»? А следом сад «нового помещика» идет под топор? Есть ли у Лопахина и настоящих помещиков Гаева и Раневской общие черты?

4. Прощаясь с Лопахиным, Петя Трофимов говорит о высшем счастье, к которому идет человечество. В это время «слышно, как вдали стучат топором по дереву». Что эта деталь подсказывает читателю?

5. Есть ли в пьесе герои, которые способны посадить новый сад?

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Проверочная работа по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ПЬЕСЕ

1. «Вишневый сад» – последнее произведение А.П. Чехова, завершающее его творческую биографию, его идейные искания. Приступив к работе над пьесой в марте, Чехов уже в октябре посылает ее в Художественный театр. В каком году написано произведение?

2. О жанре «Вишневого сада»- одной из самых сложных пьес в драматургии – существуют самые разные мнения. Как сам А.П. Чехов определяет жанр произведения?

4. Персонаж пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» лакей Фирс упоминает это событие с сожалением, говоря «… теперь все вразбродь, не поймешь ничего…», «перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь…». Какое несчастье имел в виду Фирс, если событие, о котором идет речь, вошло в историю России?

5. К кому в своей речи брат Раневской Гаев обращается с эпитетом «многоуважаемый»?

6. Комическое в пьесе связано прежде всего с его образом. Его традиционно называют чеховским «недотепой». Прозвище этого персонажа – «Двадцать два несчастья». О ком идет речь?

7. Главная героиня пьесы «Вишневый сад» Раневская Любовь Андреевна уехала из России пять лет назад, возвращается домой после личной катастрофы, а в финале она опять туда уезжает. С каким городом у неё такая тесная связь?

8. В семье Чеховых произошло событие, близкое тому, что происходит в третьем действии «Вишневого сада». Служащий Г.П. Селиванов, живший несколько лет в этом доме и считавшийся другом семьи Чеховых, обещая спасти их положение, сам купил дом. Кто из героев пьесы поступил также?

Читайте также:  Как на латыни будет доброе утро

9. Кто из героев пьесы «Вишнёвый сад» отдала золотой случайному прохожему, тогда как дома есть нечего?

10. Сосед Раневской по имению, приезжающий одалживать у разорившейся женщины деньги, «родитель» которого говорил, что их «древний род происходит будто от той самой лошади, которую Калигула посадил в сенат». О ком идет речь?

11. Какой внесценический персонаж присылает деньги Раневской и Гаеву с тем, чтобы имение было выкуплено на её имя?

12. Если у Достоевского топор является орудием убийства, то каким символом он становится у А.П. Чехова?

Ответы. 1. 1903г 2. комедия 3. Старцев Д.И, врач 4. отмена крепостного права 5. шкаф 6. Епиходов 7. Париж 8. Лопахин 9. Раневская Л.А 10. Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик 11. Богатая ярославская тётушка- графиня 12. Разрушения красоты, созданной прежними поколениями, уничтожения связи времён

Номер материала: ДБ-1560430

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Материалы к урокам литературы
тест по литературе (10 класс) по теме

Тестовый материал для тематической аттестации

Скачать:

Предварительный просмотр:

Экзаменационная тестовая работа по литературе

В) слова г) движения

2. В пьесе А.Н.Островского «Гроза» изображена жизнь…

А) дворянства б) купечества в) чиновничества

3. Герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Базаров дрался на дуэли с…

А) Аркадием Кирсановым б) Николаем Петровичем Кирсановым

В) Павлом Петровичем Кирсановым г) Ситниковым

А) И.С.Тургеневым б) А.П.Чеховым

В) Л.Н.Толстым г) Н.С.Лесковым

5. Символический эпизод « Встречи с дубом» (в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого) связан с:

А) Пьером Безуховым б) Кутузовым

В) Платоном Каратаевым г) Андреем Болконским

А) социалистический реализм б) реализм

В) романтизм г) модернизм

7. Где происходит действие повести «Олеся» А.И.Куприна:

А) в Петербурге б) в Москве

В) в Полесье г) в Орловской губернии

8. Кто из персонажей пьесы М. Горького «На дне» выражает авторскую позицию:

9. К какому литературному течению был близок С. Есенин:

А) символизму б) акмеизму

В) имажинизму г) футуризму

10. В чём проявляется своеобразие композиции романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»?

А) кольцевая композиция

б) параллельная композиция трёх сюжетных линий

в) параллельная композиция двух сюжетных линий

г) хронологический порядок развития событий;

В) роман-эпопея г) исторический роман

12. Укажите автора произведения «Царь-рыба»:

А) В. Астафьев б) В. Шукшин

В) В. Шаламов г) А.Твардовский

А) один из видов комического, злая, издевательская, едкая насмешка;

Б) один из видов комического изображения в литературном произведении каких-либо недостатков.

Охарактеризуйте одну из сатирических сказок.

Тема: «Творчество А.П.Чехов»

А) любое драматическое произведение без указание жанра, предназначенное для постановки на сцене;

Б) драматический жанр, который строится на трагическом конфликте между героями и обстоятельствами.

2. С каким театром тесно сотрудничал А.П.Чехов:

В) Художественный театр.

3. Темой пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад» является:

А) судьба России, её будущее;

Б) судьба Раневской и Гаева;

4. Кто обращался к шкафу с торжественной речью?

5. Отдала золотой случайному прохожему, тогда как дома нечего было есть:

Б) Шарлотта Ивановна;

6. Кто говорил о себе, что у него отец мужик был, а сам он теперь в белой жилетке, желтых ботинках?

7. Кто, прощаясь с прошлой жизнью, восклицает: « Здравствуй, новая жизнь!»

8. Кто говорит: « Вся Россия – наш сад!»?

9. Как назвал А.П.Чехов своё последнее драматическое произведение:

10. Найдите «лишнего», его никогда не было в пьесе «Вишнёвый сад»:

11. Чем живут персонажи «Вишнёвого сада»:

12. Перед вами внесценические персонажи пьесы. Найдите «лишнего»:

Б) ярославская тётушка;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал представляет из себя подборку заданий по теме «Пословицы и поговорки» и может быть использован как на уроке литературы, так и при подготовке к олимпиадам по литературе.

Мои разработки, методические материалы, презентации.

Данные материалы апробированы на уроках в нескольких классах, поэтому есть возможность использовать варианты (с учётом возможностей детей и уровнем их интереса к предмету). Особое СПАСИБО учителям, д.

Материалы включают модули по произведению практического и контрольного характера и кроссворд.

На уроках литературы особое место занимает краеведение. У учителя оно становится незаменимым средством в вос¬питании патриотизма, глубокой любви учащихся к свое¬му родному краю. Оканчивая шко¬лу, уч.

Источник