Отклоняющееся поведение может быть как коллективным так и индивидуальным

Отклоняющееся поведение и его типы

Девиантное поведение и его причины, типы, функции

Девиантное (отклоняющееся) поведение – мотивационные действия индивида, в корне отличимые от общепринятых ценностей и правил поведения в обществе, сложенных в данной культуре или государстве. Представлено социальным явлением, которые отражается в массовых формах жизнедеятельности и не соответствует общепринятым правилам поведения. Критерии девиантного поведения представлены моральными и правовыми регламентом.

Делинквентное поведение – представлено преступным поведением, которое относится к противоправным поступкам.

Виды отклоняющееся поведения

Типы девиантного поведения

Социально-одобряемые – оказывают позитивное влияние, направляя общество на преодоление устаревших норм поведения и ценностей, способствующих качественному изменению структуры социальной системы (гениальной, творчество, достижения и т.д.).

Нейтральные – не несущие заметных изменений (стиль одежды, эксцентричность, несвойственные манеры поведения).

Социально-неодобряемые – изменения, несущие негативные последствия общественной системе, следствием чего – дисфункциональность; разрушение системы, провоцирующее отклоняющееся поведение, наносящее ущерб обществу; делинквентное поведение; разрушение личности (алкоголизм, наркомания и т.д.).

Функции девиантов в обществе

Теории происхождения девиантного и делинквентного поведения

Причины девиантного поведения

Против девиантного поведения выступает социальный контроль – методы, заставляющие вести людей общепринято и законно. Социальный контроль – средства, направленные на предотвращение отклоняющихся форм поведения, исправление поведение девиантов и санкции, применяемые к ним.

Социальные санкции – методы, направленные на управление поведения индивидов, обеспечивая непрерывность социальной жизни, продвигая общепринятое и одобряемое поведения и накладывание санкций на девиантов.

Негативные формальные санкции – совокупность мер наказания, предусмотренных законодательством (штраф, тюремное заключение, арест, увольнение с работы). Выполняют роль предупреждения девиантных поступков.

Неформальные позитивные санкции – одобрение или порицание на поступки, согласно эталонному поведению, со стороны окружения.

Формальные позитивные санкции – реакция на действия специализированными институтами и выбранными лицами на позитивные поступки (премия, ордены, поднятие по карьерной лестнице и т.д.).

По способу внутреннего давления выделяю санкции:

Моральные санкции – формируются в группе разными формами поведения.

Девиация и конформизм представлены противоположными видами.

Конформное поведение – поведение человека в конкретных ситуациях и в конкретной группе. Поведение индивида регулируется мнением большинства. Выделяют 2 типа поведения: внутреннее и внешнее. Конформистское поведение подразумевает подчинение общепринятым правилам путём правовых предписаний. Подчинение на правовой основе происходит тогда, когда большинство подчиняется правилам.

Между девиантной и конформной моделью поведения выделяют индифферентную (полное равнодушие к происходящему).

Источник

Проверочная работа в форме ЕГЭ

Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Отклоняющееся поведение — это любое поведение, которое вызывает неодобрение общества.

2) Отклоняющееся поведение может быть только негативным.

3) Отклоняющееся поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер.

4) Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение общепринятых норм.

5) Отклоняющееся поведение может быть проявлением недостатков социализации индивида.

Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Отклоняющееся поведение индивида всегда связано с нарушением нравственных норм.

2) Отклоняющееся поведение индивида может быть вызвано его социальным окружением.

3) Отклоняющееся поведение индивида может иметь как негативный, так и позитивный характер.

4) Отклоняющееся поведение проявляется только у индивидов и не свойственно социальным группам.

5) Отклоняющееся поведение влечёт определённые социальные санкции.

Учёные опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по Вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наименьшая доля опрошенных юношей видит причину отклоняющегося поведения во влиянии социального окружения.

2) Доля тех, кто считает, что отклоняющееся поведение человека связано с его образом жизни, среди девушек выше, чем среди юношей.

3) Одинаковые доли опрошенных в обеих группах считают, что отклоняющееся поведение является следствием психологических черт характера.

4) Три четверти опрошенных каждой группы считают, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни человека.

5) Доля тех, кто видит биологические причины отклоняющегося поведения, среди девушек выше, чем среди юношей.

Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Нервно-психические заболевания человека, задержка его психического и физического развития являются одной из причин отклоняющегося поведения.

2) Примером позитивного отклоняющегося поведения является занятие благотворительностью.

3) Снижение уровня экономического развития не связано с увеличением числа лиц с отклоняющимся поведением.

4) Распад существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей, вызывает девиантное поведение.

5) Основными формами девиантного поведения являются: пьянство, наркомания, преступность.

Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Критерии отклоняющегося поведения различны в разных типах обществ.

Б. Отклоняющееся поведение имеет выраженное индивидуальное и половозрастное своеобразие.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Критерии отклоняющегося поведения различны в разных типах обществ.

Читайте также:  Как по английски будет семьдесят пять

Б. Отклоняющееся поведение имеет выраженное индивидуальное и половозрастное своеобразие.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Установите соответствие между видами отклоняющегося поведения и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

A) молодой человек собирает коллекцию старинных дверных замков, в его коллекции уже более 300 экземпляров

Б) предприниматель Н. открыл в своём родном городе музей крестьянских промыслов, в котором в свободное от бизнеса время проводит экскурсии для посетителей

B) футбольный болельщик во время матча выстрелом петарды нанёс травму вратарю команды-соперника

Г) граждане Н. и П., отмечая уход в отпуск, злоупотребили алкоголем и устроили драку на своём рабочем месте

Д) 12-летняя М. выиграла международный конкурс исполнителей оперы и начала выступать в местном театре

Е) 16-летнего гражданина П. после победы на международной олимпиаде по математике зачислили на механико-математический факультет МГУ

Нарушение правил дорожного движения — это пример

1) социальной нормы

2) формальной негативной санкции

3) конформного поведения

4) отклоняющегося поведения

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальная норма». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) социальная мобильность

3) отклоняющееся поведение

4) социальная структура

6) социальный контроль

Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Неформальный социальный контроль поведения индивида осуществляется его семьёй и ближайшим социальным окружением.

2) Социальный контроль предполагает целенаправленное воздействие на индивида в процессе его социализации.

3) Государство преимущественно неформально воздействует на индивидов, демонстрирующих отклоняющееся поведение.

4) Образовательные организации осуществляют социальный контроль по отношению к обучающимся и их семьям.

5) Социальный контроль в некоторых случаях может осуществляться общественно осуждаемыми средствами.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении человека?

А. Сочетание завышенных потребностей с наличием возможностей нарушать действующее законодательство может выступать в качестве источника преступного поведения.

Б. Критерии девиантности нередко меняются на протяжении времени даже в рамках одной и той же культуры.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении человека?

А. Сочетание завышенных потребностей с наличием возможностей нарушать действующее законодательство может выступать в качестве источника преступного поведения.

Б. Критерии девиантности нередко меняются на протяжении времени даже в рамках одной и той же культуры.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.

С опорой на знание обществоведческого курса назовите две причины поведения, нарушающего правовые предписания. Укажите две меры, направленные на устранение негативно отклоняющегося поведения.

В чём, по мнению авторов, практически воплощается правовая культура? Какие пять причин противоправного поведения названы в тексте?

Прочитайте текст и выполните задания С1 —С4.

Правовая культура — это специфический социальный институт, выполняющий функцию формирования у людей политического и правового сознания, ценностно-нормативных установок, а опосредованно и правового поведения. Структура правовой культуры включает следующие элементы: право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю; правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями; правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности; правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права; правовое поведение

Правовая культура находит своё практическое воплощение как в правосознании, так и в правовом или противоправном поведении граждан или групповых общественных субъектов. Причём отклоняющееся от правовых норм поведение не всегда является следствием осознанного мятежа или новаторства в отношении к принятым в обществе правилам, а зачастую становится следствием слабой правовой информированности, социальной наивности и деловой некомпетентности.

В своём правовом поведении индивид обычно руководствуется собственными интересами, ориентациями и установками. Различное сочетание потребностей, стремлений и интересов лежит в основе мотивации правового поведения. Учёные выделяют целый ряд мотивов правового поведения. Это внутреннее убеждение в правильности и справедливости требований правовых норм; наличие у индивида собственной потребности в соблюдении законов; осознание социальной необходимости соблюдения законов; сознательное подчинение требованиям закона; сознание собственных прав; осознанная защита групповых интересов; боязнь юридической ответственности; следование традиции; стремление к пассивному подчинению государству и его требованиям. Поступки и действия, совершаемые с внутренней убеждённостью в соответствии этих поступков нормам права, можно считать высшей формой правового поведения.

Проиллюстрируйте примерами любые три названные авторами мотива правового поведения (в каждом случае сначала укажите мотив, а затем приведите соответствующий пример).

Читайте также:  Фрукт похожий на грушу желтого цвета название как есть

Источник

Отклоняющееся поведение может быть как коллективным так и индивидуальным

Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Отклоняющееся поведение — это любое поведение, которое вызывает неодобрение общества.

2) Отклоняющееся поведение может быть только негативным.

3) Отклоняющееся поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер.

4) Отклоняющееся поведение может подразумевать нарушение общепринятых норм.

5) Отклоняющееся поведение может быть проявлением недостатков социализации индивида.

Девиант — любой человек, отклоняющийся от нормы. Девиантное поведение — отклоняющееся поведение. Типы девиантного поведения (Мертон): инновация (принятие целей, но непринятие средств достижения), ритуализм (непринятие целей, но принятие средств, например, бюрократ), ретритизм (отрицание целей и средств, например, наркоманы, алкоголики), мятеж (полное отрицание целей и средств и замена их на новые, например, революционер). Причины девиантного поведения: биологические, психологические, социологические. Аномия — состояние индивида, характеризующееся распадом системы ценностей, вызванное противоречиями между провозглашаемыми ценностями и невозможностью их достичь законными средствами. Делинквентное поведение — совокупность противоправных поступков или преступлений.

1) Отклоняющееся поведение — это любое поведение, которое вызывает неодобрение общества — нет, неверно.

2) Отклоняющееся поведение может быть только негативным — нет, неверно.

3) Отклоняющееся поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер — да, верно.

4) Отклоняющееся поведение может подразумевать нарушение общепринятых норм — да, верно.

5) Отклоняющееся поведение может быть проявлением недостатков социализации индивида — да, верно.

Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Отклоняющееся поведение индивида всегда связано с нарушением нравственных норм.

2) Отклоняющееся поведение индивида может быть вызвано его социальным окружением.

3) Отклоняющееся поведение индивида может иметь как негативный, так и позитивный характер.

4) Отклоняющееся поведение проявляется только у индивидов и не свойственно социальным группам.

5) Отклоняющееся поведение влечёт определённые социальные санкции.

Девиантное (от лат. deviatio отклонение), отклоняющееся поведение — поступок, деятельность человека, социальное явление, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам) поведения.

1) Отклоняющееся поведение индивида всегда связано с нарушением нравственных норм — нет, неверно.

2) Отклоняющееся поведение индивида может быть вызвано его социальным окружением — да, верно.

3) Отклоняющееся поведение индивида может иметь как негативный, так и позитивный характер — да, верно.

4) Отклоняющееся поведение проявляется только у индивидов и не свойственно социальным группам — нет, неверно.

5) Отклоняющееся поведение влечёт определённые социальные санкции — да, верно.

объясните,пожалуйста, почему неверно 1?

Всегда, если человек собирает монеты, например. он нравственные нормы не нарушает. Удачи

почему 5 вариант правильный? позитивное отклоняющееся поведение не влечет санкции

Здесь нет, слова ВСЕГДА, в отдельных случаях влечет, за позитивное есть поощрительные санкции, грамота, например.

Почему такое поведение может быть и положительным?

Если вреда нет, значит положительное.

Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Отклоняющееся поведение не соответствует общепринятым нормам и общественным ожиданиям.

2) Отклоняющееся поведение регулируется санкциями со стороны общества и государства.

3) Примером позитивного отклоняющегося поведения является правонарушение.

4) Отклоняющееся поведение присуще индивидам и не проявляется на уровне социальной группы.

5) Отклоняющееся поведение индивида может быть связано с низким уровнем его культуры.

1) Отклоняющееся поведение не соответствует общепринятым нормам и общественным ожиданиям. Да, верно, оно отклоняется от них.

2) Отклоняющееся поведение регулируется санкциями со стороны общества и государства. Да, верно, санкции выступают реакцией общества на отклонение от нормы.

3) Примером позитивного отклоняющегося поведения является правонарушение. Нет, неверно, это негативное отклоняющееся поведение.

5) Отклоняющееся поведение индивида может быть связано с низким уровнем его культуры. Да, верно, отклонение может быть связано с неосведомленностью индивида о правилах, действующих в обществе.

Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Нервно-психические заболевания человека, задержка его психического и физического развития являются одной из причин отклоняющегося поведения.

2) Примером позитивного отклоняющегося поведения является занятие благотворительностью.

3) Снижение уровня экономического развития не связано с увеличением числа лиц с отклоняющимся поведением.

4) Распад существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей, вызывает девиантное поведение.

5) Основными формами девиантного поведения являются: пьянство, наркомания, преступность.

1) Нервно-психические заболевания человека, задержка его психического и физического развития являются одной из причин отклоняющегося поведения — да, верно.

2) Примером позитивного отклоняющегося поведения является занятие благотворительностью — да, верно.

3) Снижение уровня экономического развития не связано с увеличением числа лиц с отклоняющимся поведением — нет, неверно, связано.

4) Распад существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей, вызывает девиантное поведение — да, верно.

5) Основными формами девиантного поведения являются: пьянство, наркомания, преступность — да, верно.

девиантное поведение-поведение,не влекущее уголовного наказания. наркомания не преступление?

Здравствуйте!Скажите, пожалуйста, почему ответ «При­ме­ром по­зи­тив­но­го от­кло­ня­ю­ще­го­ся по­ве­де­ния яв­ля­ет­ся за­ня­тие бла­го­тво­ри­тель­но­стью» считается верным? спасибо!

Абсолютное большинство благотворительностью не занимаются.

пьянство, наркомания и преступность по своей сути относятся к делинквентному поведению

Учебник Боголюбова, 2017 год издания, 11 класс, обществознание. Базовый уровень., параграф 14, с. 157, прочитайте заголовок подпункта. Там указано «Отклоняющееся (девиантное) поведение»

Читайте также:  Сырой цукини как есть

Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «девиантное поведение». Чем, по мнению автора, определяется девиантность поведения? (Приведите два положения текста, в которых содержится ответ на этот вопрос.)

Прочитайте текст и выполните задания 21—24

5 ноября 1986 г. двое заключенных совершили дерзкий побег из федеральной тюрьмы в Плезантоне (штат Калифорния). Речь идет о 42-летнем Рональде Макинтоше, осужденном за мошенничество, и 37-летней Саманте Лопес, виновной в ограблении банка. Они были возлюбленными, их немедленно окрестили «неразлучниками», как только сообщение о побеге появилось в прессе.

Очевидно, что описанный случай — яркий пример девиации: двое преступников, которых суд признал виновными, совершают побег из тюрьмы. Но когда репортеры взяли интервью у служащих тюрьмы, экспертов по преступности и прохожих, были высказаны совершенно различные мнения об этом «девиантном» поступке.

Некоторые сочли беглецов людьми коварными, умными, которым удалось перехитрить закон. Один сказал, что охотно поступил бы так же, а другой выразил надежду, что возлюбленных никогда не поймают. Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев. Иные комментаторы критиковали федеральную тюрьму Плезантона за небрежную охрану и мягкое обращение с заключенными; они сравнивали тюрьму с «загородным клубом», даже в какой-то мере полагали, что люди правильно делают, совершая оттуда побеги.

Один из адвокатов, защищавший преступников после того, как их задержали вблизи Сакраменто, заявил судье, что побег был «оправдан».

Случай, происшедший с Макинтошем и Лопес, свидетельствует о том, как трудно оценивать поступки, которые могут быть названы проявлениями девиантного поведения. Наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем — соблюдения правовых норм или героизма? Короче говоря, девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Следует ли считать служащих «загородного клуба» в Плезантоне девиантами за то, что они проявили излишнюю мягкость? Мы не можем ответить на этот вопрос, так как существует неопределенность относительно того, насколько жесткими или снисходительными должны быть методы охраны тюрем. Было ли ограбление банка, совершенное Лопес в прошлом, девиантным поступком? Большинство из нас ответили бы на этот вопрос утвердительно, так как поступок Лопес является нарушением уголовного права, и существует всеобщее согласие о целесообразности и необходимости такого права.

Критерии определения девиантного поведения неоднозначны. Они часто вызывают разногласия, и трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе. Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служить бесчеловечные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение, например изнасилование и убийство.

Источник

11. Отклоняющееся поведение и его типы

Социальные нормы, которым люди следуют в своих дейс­твиях, придают социальному миру регулярность и предсказу­емость. Но не всегда и не все действия индивидов соответству­ют социальным ожиданиям. Люди довольно часто отклоняют­ся от правил, которым они обязаны руководствоваться.

Девиантное (от позднелат. deviatio — отклонение) (от­клоняющееся) поведение — социальное поведение, несоот­ветствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.

Основными формами девиантного поведения являются: пьянство; наркомания; преступность; проституция; само­убийство; гомосексуализм.

Некоторые социологи проводят разграничение между девиантным и делинквентным (лат. delinquens — совершаю­щий проступок) (буквально — преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под ка­тегорию противоправного действия. При этом подчеркива­ется, что девиантное поведение относительно, ибо принадле­жит к моральным нормам данной группы, а делинквентное — абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выражен­ную в юридических законах общества.

Существуют различные объяснения причин девиантного поведения.

Люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному ти­пу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к пре­ступлениям отражается в его облике

Девиантное поведение является следст­вием психологических качеств, черт ха­рактера, внутренних жизненных устано­вок, направленности личности, которые имеют отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и сре­дой. В то же время сам поступок, нару­шение закона может стать результатом психологического состояния девианта

Девиантное поведение вызывается ано-мическим состоянием общества (ано­мией), т.е. распадом существующей си­стемы социальных ценностей и норм, ре­гулирующих жизнедеятельность людей. По Теории стигма­тизации (от гр. stig­ma — угол, пятно)

Девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а груп­повой оцейкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установ­ленных норм.

Выделяют первичную и вторичную де­виацию. При первичной девиации ин­дивид время от времени нарушает неко­торые социальные нормы. Однако окру­жающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя деви­антом. Вторичная девиация характери­зуется тем, что на человеке ставят клей­мо «девианта» и начинают с ним обра­щаться не так, как с обычными людьми.

Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием кри­минальной субкультуры, носителями которой являются де-классированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступ­ки, называют группами риска. К таким группам, в частнос­ти, относят определенные слои молодежи.

По мнению специалистов, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится. Ведь отклонения не обязательно направлены в худ­шую сторону. Иногда девиантное поведение носит позитив­ный характер (например, национальные герои, выдающиеся спортсмены, политические лидеры, передовики производства).

Источник