Меню

Толкование трудных мест библии

Тру́дные места́ Би́блии

Тру́дные места́ Би́блии, рече­ния и *нарративные части Библии, которые содержат *противоречия, расхо­ждения или не имеют в экзегетике од­нозначных объяснений и толкований. Трудные места Библии могут быть подразделены на несколько категорий.

1. Проблема сюжетных повторов (*дублеты и *триплеты). С точки зрения *историко-литературной критики биб­лейской она может быть решена гипо­тезой о нескольких *источниках, которые использовали священные авторы.

2. Проблема стилистических, содер­жательных и вероучительных разли­чий внутри одной библейской книги (например, в Ис. и Зах.). Эта проблема предполо­жительно решается гипотезой о не­скольких боговдохновенных авторах, писа­ния которых объединены в одной книге.

3. Намеки на обстоятельства и обы­чаи, смысл которых в настоящее время утра­чен (например, запрет Исх.34:26 варить козленка в молоке его матери). Эта ка­тегория трудностей нередко устраня­ется благодаря открытиям в области библейской *археологии (см. статьи: *Ритуальный декалог; *Угарит).

Кроме того, существует множество частных вопросов, которые до сих пор остаются открытыми и не нашли окончательного и бесспорного разре­шения. Ниже приводится несколько при­меров таких Трудных мест Библии.

а) Как совместить *моногамию, за­поведанную ( Быт.2:18–25 ), с общеприня­той в начальный период израильской истории полигамией?

б) Из ( Быт.4:1–16 ) можно заключить, что у Адама и Евы вначале было лишь двое детей. В таком случае остается не­ясным, откуда Каин после своего уда­ления в землю Нод взял себе жену? Многие экзегеты объясняют это осо­бым источником сказания о Каине (см. статью *Пятикнижие).

в) Что означает сказание о «сынах Божиих» и «дочерях человеческих» в ( Быт.6:1 сл.)? Одни толкователи считают первых потомками Каина, а вторых – потомками Сифа. Другие предпочита­ют буквальное объяснение(см. статью *По­литеизм).

г) Как объяснить ряд числовых рас­хождений в Ветхом Завете? (Например, 2Цар.24:9 и 1Пар.21:5 ) (см. статью *Числовые данные Библии).

д) Как согласовать примитивную варварскую этику ранних эпох Ветхого Завета с заповедями Божьими? (См. статью *Этика библейская.)

е) Чем объяснить различия в двух ге­неалогиях Христа Спасителя в Мф. и Лк. (см. статью *Родословия Иисуса Христа).

ж) Как объяснить неточности в ци­тации Ветхого и Нового Завета? (См. статью *Тестимонии.)

з) Если после явления Христа *Закон теряет свою силу ( Лк.16:16 ; Рим.10:4 ), то почему Христос говорит о ценности для верных Его заповедей, даже «малейших»? ( Мф.5:18–19 ; Мк.10:19 ). См. об этом святоотеческие коммен­тарии (например, свт.*Иоанна Златоуста на Мф., Беседа 16:3 сл.) и из новых – *Корсунского, *Трубецкого и *Олбрайта (там же приведена библиография).

и) Почему *синоптики опускают рассказ о таком важном чуде, как вос­крешение Лазаря?

к) Когда происходила Тайная Вече­ря: в день пасхальной вечери или на­кануне? (см. статью *Тайная Вечеря).

л) Почему в описании Тайной Вече­ри Иоанном нет «установительных слов», которые приводятся у синоптиков и апостола Павла?

м) Какова была подлинная надпись на Кресте Христовом? Евангелисты приводят текст по-разному.

н) Большие трудности представля­ют пасхальные рассказы евангелистов в плане установления последователь­ности событий.

о) Как согласовать повеление апостола Павла, чтобы женщины молчали в церк. собрании, с тем, что он же допус­кал пророчество, произносимое жен­щинами ( 1Кор.11:5; 14:34–35 )? (См. статью *Феминизм и Библия.)

п) Что означает пророчество Откр.20:3 о тысячелетнем Царстве Христо­вом на земле? Одни экзегеты (например, блж.*Августин) понимают это как пе­риод истории Церкви, а другие (например, свт.*Ириней Лионский) как действи­тельный период времени в 1000 лет, когда силы зла на земле будут скова­ны (см. статью Хилиазм).

Трудные места Библии, ставя перед комментаторами многообразные экзегетические задачи, ничего, однако, не меняют в основах библейского уче­ния и не умаляют *боговдохновенности Священного Писания (см. статью *Богочеловеческая природа Писания).

Читайте также:  Гадание на кофейной гуще старуха толкование

Корсунский И., Новозаветное толкова­ние Ветхого Завета, М.,1905; *Скабалланович М., Из Апостола (трудные места), К.,1911; Ясиницкий Г.Н., Апологетика Биб­лии, 1937 (без м.); *Galbiati E., Piazza A., Pagine difficili della Bibbia, Milano, 1954 (в рус. пер.: Трудные страницы Библии, М.,1992).

Источник

Трудные места в Священном Писании

Говоря о трудных для понимания местах Библии, на следует провести различие между трудностями и ошибками. В любой научной теории есть трудности. Давайте рассмотрим несколько библейских учений, которые можно назвать «трудными».

Творение. Библия ясно учит, что вселенная является творением Бога. Без Него она не могла бы существовать. Более того, нам сказано, что Бог все сотворил во Христе: «Им создано все», «без Него ничто не начало быть, что начало быть». В первой главе книги Бытие описан Божий метод творения. Бог творил, начиная с простого и переходя к более сложному. Ему понадобилось шесть великих творческих актов. В первый день был сотворен свет, на второй — небо и моря, на третий — земля, на четвертый — солнце и луна, на пятый — птицы и рыбы, на шестой — животные и человек. На седьмой день Бог почил. Бог творил как из ничего, так и из уже существующей материи. Бог непосредственно вмешивается в ничто или в уже существующий порядок и творит. И это не естественное событие, а чудо. Существующие явления недостаточны для того, чтобы объяснить изменения в материи. Например, Бог сказал: «Да будет свет», и немедленно появился свет — не точечный источник света, а вселенский занавес света, протянувшийся от одного края вселенной до другого. Мы могли бы сказать, что свет проходит ограниченное количество миллионов километров в год и что для того, чтобы свет мог пересечь всю вселенную, ему понадобится 300 миллионов лет. Но в этих рассуждениях не учитывается творческая сила Бога. Бог заполнил всю вселенную светом мгновенно. Когда Бог сотворил Адама и Еву, на вид им было лет 20, хотя они появились на свет всего лишь мгновение до этого. Адам был сотворен из земли, а Ева — из его ребра. Бог вдохнул в ноздри Адама дыхание жизни, благодаря чему он стал живым существом. Появление наших прародителей можно объяснить только сверхъестественным действием Бога.

Жестокость Ветхого Завета. Это еще одна трудность. Например, Ветхий Завет ясно учит: «глаз за глаз» — только один глаз. Он запрещает неограниченную месть — нельзя забирать жизнь за глаз. «Зуб за зуб», а не жизнь за зуб. Наказание должно соответствовать преступлению. Это основа справедливости. В этих отрывках Ветхий Завет учит судебной справедливости, а не правилам личных отношений.

угая трудность связана с невероятной развращенностью древних культур. Они пали настолько, что божественный суд обрушивался на них. И этот суд был лишь предвосхищением окончательного великого суда. Например, во времена Ноя произошел потоп. Этот человек Божий долгие годы жил в безнадежной цивилизации. Он проповедовал Слово Божье, несмотря на все насмешки. В конце концов, уникальный и неповторимый суд обрушился на людей с небес. Массы воды были настолько колоссальными, что вся земля была затоплена, и ландшафт был изменен до неузнаваемости. Мир, в котором жил Ной и карликовая уродливая цивилизация потомков Каина, стал совершенно другим. Человечество продолжало свою историю с новой страницы.

Давайте в свете этого посмотрим на такие псалмы, как 57, 58, 68, и особенно на псалом 136, стихи 8—9: «Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» Эти псалмы известны под названием «псалмы-проклятия». Некоторые критики Библии заявляют, что подобные слова несовместимы с образом любящего Бога, который мы находим в Новом Завете. В 1964 году я встретился с главой южно-валийского отделения Баптистского Союза и в ходе разговора отметил, что верю в непогрешимость Библии, на что мой собеседник мгновенно и совершенно точно процитировал приведенные выше слова из псалма 136. Он даже не стал слушать мое толкование этого отрывка: «Декан Уилер Робинсон сказал, что не верит в непогрешимость папы и Библии». Для этого человека вопрос о непогрешимости Библии был давно закрыт. У него были свои религиозные авторитеты. Для него было неважно, что Иисус Христос говорил о йотах и черточках Писания и о неугасимом огне и неумирающем черве, то есть о месте вечных мучений. Иоанн в Откр. 18:6—8 записал такие слова: «Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое. Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей». Когда в псалме 136 говорится о младенцах, то подразумевается не возраст, а отношения. Дети Израиля — совсем не обязательно грудные младенцы, так и дети Вавилона — это люди, любившие Вавилон и ненавидевшие Бога Израиля, готовые по любому своему капризу бросить людей Божьих в раскаленную печь.

Читайте также:  Осознание рунических образов и практическое толкование аудиокнига

Итак, трудности в Библии есть, но это еще не значит, что в ней есть ошибки.

Остается еще одно затруднение — ваше личное. И я не стану гадать, в чем оно заключается. Но, как мне кажется, у каждого христианина есть отрывок в Библии, который не дает ему покоя. Это может быть плавающий топор, или противоречивые числа в книгах Царств и Паралипоменон, или вселенский потоп, или говорящий осел, или идущий по воде Христос, или проклятие смоковницы, или воскресение нескольких людей в момент смерти Христа, — подобные истории вызывают у них головную боль. Похоже, сатана внимательно наблюдает за ними и подбрасывает им сомнения, которые возымеют на них наибольшее действие: «Неужели Бог мог сказать такое?» Помните, первое искушение, с которым столкнулся человек, началось со слов змея: «Подлинно ли сказал Бог. » Было бы удивительно, если бы сатана сегодня отказался от метода искушения, который оказался предельно эффективным в случае с нашими прародителями. Мне кажется, Бог говорит нам, чтобы мы ожидали, что сатана изо всех сил будет стараться подорвать нашу веру в то или иное место Писания, поэтому мы должны «бодрствовать и молиться».

Мы признаем, что есть проблематичные стихи, хотя их не так уж и много и о них знали на протяжении столетий. Августин упоминал о них еще шестнадцать веков назад. Христиане размышляли над ними в течение тысячелетий и отмечали на все возражения циников, людей, презиравших Евангелие, а также на обвинения современных либеральных богословов. Нет ничего нового под солнцем. Недавно мне попала в руки старая книга, которая все еще продается, под названием «Кажущиеся противоречия в Библии», написанная Джоном Хэйли, — она дает понятные и весьма убедительные ответы на многие трудные вопросы. Купите хорошие комментарии, они помогут вам лучше понять Писание. Поговорите с верующим или со своим пастором — он как раз для этого и существует!

Читайте также:  Расклад на игральных картах на ближайшее будущее с толкованием карт

Трудности есть, но многие из них сильно преувеличены. Слово «непогрешимый» не должно вызывать таких бурных эмоций. Ведь у нас есть и другие книги, которые не содержат ошибок, например, руководства по эксплуатации бытовых приборов. Они совершенно истинны. А если в них и закралась ошибка, то фирма-изготовитель исправит ее в следующем издании этого руководства. Человеческие книги могут быть совершенно истинными, тем более эта Книга должна быть истинна, потому что каждое поколение призвано открывать, читать, изучать, понимать, исполнять и провозглашать ее своим детям. Поверьте, это слово — Слово Божье.

Источник

Толкование трудных мест библии

кстати, я уже параллельно общаюсь с человеком, в привате успели обсудить про сотворение мира, про потоп.. В целом, на некоторые вопросы я получаю ответы. Мы начали с книги Бытия, и далее по порядку. Но я чувствую, ей одной немного накладно вести такую переписку, поэтому, я решил подключить больше людей для обсуждений

Итак, начнем с такого:

«И увидел Хам наготу отца своего, и, вышедши, рассказал двум братьям своим». (Быт. 9:22)
«Сим же и Иафет взяли одежду, и, положив её на плечи свои, пошли задом, и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего».
«Ной проспался от вина своего, и узнал, что сделал над ним младший сын его; и сказал: проклят Ханаан, раб рабов будет он у братьев своих». (Быт. 9:24-25)

Здесь мне непонятно, в чем виноват Хам? В том что увидел наготу отца и/или рассказал об этом? Как он должен был поступить вместо того, как он сделал?
Ну и как мог Ной, за много лет до рождения ребёнка, знать имя его сына? (Ханаан) Пророчество?
И справедливо ли проклинать за проступок Хама (если это было проступком) его сына, не имеющего к делу отношения?
Ну и, в конце концов, какой пример показывает Ной современным христианам? Ной НАПИЛСЯ… хотя он был праведником пред Богом. Значит, и сегодня можно напиваться, валяться голым, и в этом не будет ничего страшного? Это не грех?

Это конечно, не тот отрывок, который глобально подорвал мою веру в Библию. но обо всем по порядку

«Но Сарра не рожала ему. У неё была служанка Египтянка, именем Агарь. И сказала Сарра Аврааму: войди к служанке моей». (Быт. 16:1-2)
Стало быть, Бог не был против браков между близкими родственниками, а еще он не воспрещал ходить «налево»? Почему же тогда сейчас нельзя иметь «наложниц»? Во свете современной христианской морали все это звучит очень дико и безбожно.

Всем известна история, как Ревекка и Иаков обманули Исаака, который уже был стар и ничего не видел. выманили обманным путем у него благосолвение, предназначавшееся для Исава (Бытие, глава 27)

Один автор (Давид Найдис) очень удачно прокомментировал это происшествие.

» В том, что Иаков солгал отцу, не было ничего страшного. Но то, что он в подтверждение лжи сослался на самого Господа.
И Господь простил его, хотя иных рабов Своих, как мы в дальнейшем убедимся, жестоко карал за гораздо менее тяжкие проступки.
Возлегая на ближайшем облаке, Господь благодушно взирал на это внутрисемейное беззаконие. Он уже выбрал себе любимца из двух разно яичных близнецов, которые был

Источник

Adblock
detector