Меню

Утренние молитвы с толкованием слушать

Молитвы утренние с толкованием

(1) Востав от сна, преж­де вся­ко­го дру­го­го дела, стань бла­го­го­вей­но, пред­став­ляя себя пред Все­ви­дя­щим Богом, и, совер­шая крест­ное зна­ме­ние, произнеси:

Затем немно­го подо­жди, пока все чув­ства твои не при­дут в тиши­ну и мыс­ли твои не оста­вят все зем­ное, и тогда про­из­но­си сле­ду­ю­щие молит­вы, без поспеш­но­сти и со вни­ма­ни­ем сердечным:

[1] Во имя – в дан­ном слу­чае озна­ча­ет, что все после­ду­ю­щее гово­рит­ся непо­сред­ствен­но Богу, перед Богом.
[2] Во имя Отца, и Сына, и Свя­та­го Духа – см. сло­ва Гос­по­да, обра­щен­ные к Апо­сто­лам: Иди­те, научи­те все наро­ды, кре­стя их во имя Отца и Сына и Свя­та­го Духа ( Мф.28:19 ), т.е. Бога, Еди­но­го в Трех Лицах.
[3] Аминь – вер­но, истин­но, истин­но так, под­лин­но (с др. – евр. яз.). Это сло­во упо­треб­ля­ет­ся при окон­ча­нии мно­гих молитв для боль­шей силы утвер­жде­ния истин­но­сти сказанного.

Молитва мы́таря

Боже, ми́лостив бу́ди мне гре́шному. (Поклон)

См. (Лк.18:13): Мытарь же, стоя вда­ли, не смел даже под­нять глаз на небо; но, уда­ряя себя в грудь, гово­рил: Боже! будь мило­стив ко мне грешнику!
Мытарь – сбор­щик пода­тей и пошлин в Пале­стине. “Греш­ник”, “языч­ник” и “мытарь” были сино­ни­ма­ми у евре­ев того вре­ме­ни (см. Мф.5:46 ; Лк.5:30 ). Тем не менее мно­гие из мыта­рей уве­ро­ва­ли во Христа.

Молитва предначина́тельная [1]

Сла́ва [6] Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Молитва Святому Духу

Трисвятое [1]

[1] В 438 году в Кон­стан­ти­но­по­ле было зем­ле­тря­се­ние. Во вре­мя пока­ян­но­го молеб­на одно­му моля­ще­му­ся маль­чи­ку рас­кры­лось небо, и он услы­шал, как анге­лы поют Три­свя­тую песнь. Народ стал повто­рять эти сло­ва, добав­ляя Поми­луй нас!, и зем­ле­тря­се­ние прекратилось.
[2] Креп­кий – Всесильный.

[1] Ныне и прис­но и во веки веков – ныне, и все­гда, и в бес­ко­неч­ные веки. Ныне и прис­но отно­сят­ся к наше­му миру, а во веки веков – к вечности.

Молитва ко Пресвятой Троице

[1] Посе­ти и исце­ли немо­щи наша – при­ди (к нам) и увра­чуй наши духов­ные немо­щи, бес­си­лие, слабость.

Го́споди, поми́луй. (Три­жды [1] ). С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

[1] Три­жды – по чис­лу Лиц Свя­той Троицы.

Молитва Господня [1]

[1] Этой молит­вой запо­ве­дал Сво­им уче­ни­кам и всем хри­сти­а­нам молить­ся Сам Гос­подь Иисус Хри­стос (см. Мф.6:9–13 ; Лк.11:2–4 ).
[2] Да свя­тит­ся имя Твое – да про­сла­вит­ся. Ком­мен­та­рий св. Иоан­на Зла­то­уста: “Гово­ря да свя­тит­ся имя Твое, мы не при­но­сим Богу яко­бы не суще­ству­ю­щую у Него свя­тость, но суще­ству­ю­щую прославляем”.
[3] Насущ­ный – букв. с греч. – необ­хо­ди­мый для суще­ство­ва­ния. Свв. отцы поми­мо обыч­но­го хле­ба пони­ма­ли под насущ­ным хле­бом Свя­тые Дары, пода­ва­е­мые причащающимся.
[4] Не вве­ди нас во иску­ше­ние – не допу­сти нам впасть в соблазн. Ср. ( Иак.1:14 ): В иску­ше­нии никто не гово­ри: Бог меня иску­ша­ет; пото­му что Бог не иску­ша­ет­ся злом и Сам не иску­ша­ет нико­го, но каж­дый иску­ша­ет­ся, увле­ка­ясь и обо­льща­ясь соб­ствен­ною похо­тью; ( 2Пет.2:9 ): Зна­ет Гос­подь, как избав­лять бла­го­че­сти­вых от иску­ше­ния; ( 1Кор.10:13 ): Верен Бог, Кото­рый не попу­стит вам быть иску­ша­е­мы­ми сверх сил, но при иску­ше­нии даст и облег­че­ние, так что­бы вы мог­ли пере­не­сти; ( Мф.26:41 ): Бодр­ствуй­те и моли­тесь, что­бы не впасть в иску­ше­ние: дух бодр, плоть же немощна.
[5] От лука­во­го – от диа­во­ла и, вооб­ще, от вся­ко­го зла.

Тропари Тро́ичные [1]

[1] Тро­па­ри Тро­ич­ные – тро­па­ри, обра­щен­ные ко Пре­свя­той Троице.
[2] При­па­да­ем Ти – при­па­да­ем к Тебе (букв. к Тво­им стопам).
[3] Ангель­скую песнь вопи­ем – вос­пе­ва­ем песнь, кото­рой Анге­лы сла­вят Бога. Про­рок Иса­ия повест­ву­ет о Сера­фи­мах, сто­я­щих вокруг Пре­сто­ла Гос­под­ня и взы­ва­ю­щих друг ко дру­гу: Свят, Свят, Свят Гос­подь Сава­оф! вся зем­ля пол­на сла­вы Его! ( Ис.6:2–3 ). (Гос­подь Сава­оф – Гос­подь Небес­ных (Ангель­ских) сил, воинств).
[4] Бого­ро­ди­цею – по молит­вам Богородицы.

[1] Воздви́гл мя еси́ – под­нял меня.
[2] Во е́же пе́ти Тя – что­бы вос­пе­вать Тебя.

[1] Внеза́пно Судия́ прии́дет – вне­зап­но при­дет Гос­подь судить каж­до­го из нас (наша смерть), и все чело­ве­че­ство (Страш­ный Суд). См. Мк.13:36 и др.
[2] Коего́ждо дея́ния обнажа́тся – дела каж­до­го (чело­ве­ка) откро­ют­ся (См. 1Кор.3:13 ).
[3] Но стра́хом зове́м в полу́нощи – но со стра­хом, в стра­хе зовем в ночи греховной.
Пол­ночь – вре­мя полу­ноч­ных молитв. Кро­ме того, пол­ночь здесь упо­треб­ля­ет­ся, воз­мож­но, и как образ вне­зап­но­сти при­ше­ствия Судии (см. прит­чу о 10 девах ( Мф.25:1–13 ), где жених при­хо­дит так­же в пол­ночь, а так­же Песн.5:2–7 ).

Молитва ко Пресвятой Троице

[1] Я́ко мно́гия ра́ди Тво­ея́ бла́гости – ибо по Тво­ей вели­кой мило­сти, пото­му что ты благ (ср. Мк.10:18 ).
[2] Ниже́ погуби́л мя еси́ – и не погу­бил (лишил жиз­ни) меня.
[3] Человеколю́бствовал еси́ обы́чно – явил обыч­ное, посто­ян­ное (Твое) человеколюбие.
[4] В неча́янии лежа́щаго – без созна­ния лежащего.
[5] Во е́же у́треневати – что­бы, встав рано, воз­не­сти (Тебе) утрен­нюю молитву.
[6] Дер­жа­ву – власть (так­же – силу, могу­ще­ство, господство).
[7] О́чи мы́сленныя – мыс­ли, ум.
[8] Поуча́тися словесе́м Твои́м – при чте­нии Свя­щен­но­го Писа­ния и в молит­ве раз­мыш­лять над сло­вом Божи­им и учить­ся пони­мать волю Его.
[9] Пе́ти Тя во испове́дании серде́чнем – про­слав­лять, вос­пе­вать Тебя (с) бла­го­дар­ным сердцем.

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Хри­сту́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м [1] Само­му́ Хри­сту́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)

[1] Ср. ( Пс.94:6–7 ): При­и­ди­те, покло­ним­ся и при­па­дем Ему, и вос­пла­чем­ся пред Гос­по­дем, сотвор­шим нас: яко Той есть Бог наш, и мы людие пажи­ти (паст­би­ща) Его, и овцы руки Его (послуш­ные руке Его).
При­па­дем – букв. при­па­дем к стопам.

Псалом 50 [1]

[1] 50‑й пса­лом пред­став­ля­ет собой пока­ян­ную молит­ву царя Дави­да, напи­сан­ную после того, как к нему при­шел про­рок Нафан и обли­чил его в соде­ян­ных пре­ступ­ле­ни­ях: под­стро­ен­ной им смер­ти в бою вои­на Урия и пре­лю­бо­де­я­нии с его женой Вирсавией.
По глу­бине пока­я­ния и по силе выра­жен­но­го в нем сми­ре­ния 50‑й пса­лом пре­вос­хо­дит, быть может, все осталь­ные. Он вхо­дит в состав мало­го пове­че­рия, полу­нощ­ни­цы, тре­тье­го часа, утрен­них молитв, после­до­ва­ния ко свя­то­му При­ча­ще­нию и др.
[2] По вели­цей мило­сти – по бес­пре­дель­ной мило­сти, т.к. и гре­хи мои беспредельны.
[3] Наи­па­че – осо­бен­но, пре­иму­ще­ствен­но, многократно.
[4] Выну – все­гда, постоянно.
[5] Тебе еди­но­му – Тебе Одно­му, имен­но Тебе.
[6] Я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х – так что Ты будешь пра­ве­ден в при­го­во­ре Твоем.
[7] Победи́ши вне­гда́ суди́ти Ти – побе­дишь, когда Ты будешь меня судить (одер­жишь побе­ду в суде надо мною).
[8] Се бо – ибо вот (ввод­ные сло­ва, обыч­но не переводятся).
[9] В без­за­ко­ни­их – по свя­то­оте­че­ско­му тол­ко­ва­нию под без­за­ко­ни­я­ми здесь разу­ме­ет­ся уна­сле­до­ван­ная от пра­ро­ди­те­лей тлен­ная (т.е. под­вер­жен­ная смер­ти) при­ро­да, с кото­рой сопря­же­но мно­же­ство гре­хов, без­за­ко­ний. О том же гово­рит­ся и дальше.
[10] Во гре­сех роди – в гре­хах роди­ла. Роди – букв. страст­но воз­же­ла­ла (и в евр. ори­ги­на­ле, и в греч. переводе).
[11] Исти­ну воз­лю­бил еси – (Ты) любишь истину.
[12] Безве́стная и та́йная прему́дрости Тво­ея́ яви́л ми еси – неиз­ре­чен­ные тай­ны Про­мыс­ла Тво­е­го откры­ва­ешь мне.
[13] Окро­пи­ши мя иссо­пом – окро­пи меня иссо­пом. Иссоп – души­стый полу­ку­стар­ник с розо­вы­ми, белы­ми или голу­бы­ми цве­та­ми. Пру­ти­ки его, свя­зан­ные в пучок, исполь­зо­ва­лись для окроп­ле­ния. Ими кро­пи­ли про­ка­жен­ных для очи­ще­ния их болез­ни. Давид гово­рит об окроп­ле­нии сво­ей души.
[14] Слу­ху мое­му даси – букв. сде­лай так, что­бы я услы­шал, воз­гла­си во мне (радость о моем помиловании).
[15] Воз­ра­ду­ют­ся кости сми­рен­ныя – здесь: да укре­пят­ся вновь кости сокру­шен­ные, т.е. душа удру­чен­ная, подав­лен­ная (зло­стра­да­ни­ем).
[16] Серд­це чисто сози­жди – очи­сти серд­це мое, (пад­шую) мою душу вос­ста­но­ви в пер­во­на­чаль­ной красоте.
[17] Дух прав – дух пра­виль­ный, спра­вед­ли­вый, прав­ди­вый, вер­ный. Ср. И дам им серд­це еди­ное, и дух новый вло­жу в них ( Иез.11:19 ).
[18] Обно­ви во утро­бе моей – воз­об­но­ви внут­ри меня, во мне.
[19] Воз­даждь – вер­ни, дай.
[20] Вла­дыч­ним – вла­ды­че­ству­ю­щим, спо­соб­ным пред­во­ди­тель­ство­вать мною, вести меня.
[21] От кро­вей – воз­мож­но, речь идет о про­ли­той кро­ви Урии, а так­же о Божи­ей каре по вет­хо­за­вет­но­му зако­ну за непра­вед­но про­ли­тую кровь. Так Ною Бог гово­рит ( Быт.9:6 ): Кто про­льет кровь чело­ве­че­скую, того кровь про­льет­ся рукою чело­ве­ка: ибо чело­век создан по обра­зу Божию.
[22] Боже спа­се­ния мое­го – Боже, Спа­си­тель мой.
[23] Воз­ра­ду­ет­ся язык мой прав­де Тво­ей – да в радо­сти пове­да­ет язык мой о прав­де и мило­сти Твоей.
[24] Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хва­лу́ Твою́ – Гос­по­ди, открой уста мои, и уста мои будут про­слав­лять Тебя.
[25] Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо – если бы Тебе угод­ны были жерт­вы (бес­сло­вес­ных живот­ных) кото­рые зако­ном пове­ле­ва­лось при­но­сить), то я, конеч­но, при­нес бы их (Тебе).
[26] Всесожже́ния не благоволи́ши – (но Ты) таких жертв не при­ни­ма­ешь или они ста­ли уже не так бла­го­угод­ны Тебе (хотя все­со­жже­ния) счи­та­лись выше дру­гих жертвоприношений.
[27] Се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т – от души сокру­шен­ной и сми­рен­ной Бог не отвращается.
[28] Убла­жи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на – бла­го­тво­ри Гос­по­ди, по бла­го­во­ле­нию Тво­е­му, Сио­ну. Здесь Давид, про­ро­че­ствуя, про­сит о воз­об­нов­ле­нии Иеру­са­ли­ма после Вави­лон­ско­го плена.
[29] Да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския – да будут постро­е­ны сте­ны Иеру­са­ли­ма, раз­ру­шен­ные вавилонянами.
[30] Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая – тогда Ты при­мешь пра­виль­ную жерт­ву, кото­рую иуде­ям мож­но было при­но­сить толь­ко в Иеру­са­лим­ском хра­ме. Воз­но­ше­ние – при­но­си­мая в жерт­ву часть живот­но­го, все­со­жи­га­е­мая – все тело.
[31] Тогда́ возложа́т на oлта́рь Твой тель­цы – тогда иудеи при­не­сут жерт­ву все­со­жже­ния. В вет­хо­за­вет­ном хра­ме было два алта­ря: для жерт­во­при­но­ше­ний (жерт­вен­ник) и алтарь кадиль­ный ( Лк.1:11 ). Здесь име­ет­ся в виду жертвенник.
По тол­ко­ва­нию свв. отцов послед­ние стро­ки псал­ма – это про­ро­че­ство о Жерт­ве Хри­сто­вой, Хри­сти­ан­ской Церк­ви и Евхаристии.

Читайте также:  Гадание на кофейной гуще толкование ожерелье

Символ веры [1]

Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь.

Испове́дую еди́но креще́ние [24] во оставле́ние грехо́в.

[1] Сим­вол веры явля­ет­ся крат­ким изло­же­ни­ем основ­ных дог­ма­тов Пра­во­слав­ной веры. При­нят на Никей­ском собо­ре 325 года (I часть) и допол­нен на Кон­стан­ти­но­поль­ском (Царе­град­ском) Собо­ре 381 года. Име­ет охра­ни­тель­ную функ­цию в защи­те от ере­ти­че­ских учений.
[2] Еди­на­го – одно­го един­ствен­но­го; (ср. Ин.17:3 ): Сия же есть жизнь веч­ная, да зна­ют Тебя, еди­но­го истин­но­го Бога, и послан­но­го Тобою Иису­са Христа.
[3] Все­дер­жи­те­ля – все тво­ре­ние содер­жа­ще­го в Сво­ей вла­сти; (ср. Откр.1:8 ): Я есмь Аль­фа и Оме­га, нача­ло и конец, гово­рит Гос­подь, Кото­рый есть и был и гря­дет, Вседержитель.
[4] Твор­ца небу и зем­ли, види­мым же всем и неви­ди­мым – (см. Кол.1:16 ): Ибо Им (Богом) созда­но все, что на небе­сах и что на зем­ле, види­мое и невидимое…
[5] Еди­но­род­на­го – (ср. Ин.3:16 ): Ибо так воз­лю­бил Бог мир, что отдал Сына Сво­е­го Еди­но­род­но­го, дабы вся­кий веру­ю­щий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
[6] Преж­де всех век – преж­де все­го тво­ре­ния, т.е. Сын так же вечен, как Бог Отец.
[7] Све­та от Све­та – (ср. 1Ин.1:5 ): Бог есть свет, и нет в Нем ника­кой тьмы.
[8] Рож­ден­на, несо­тво­рен­на – (ср. Евр.5:5 ): Так и Хри­стос не Сам Себе при­сво­ил сла­ву быть пер­во­свя­щен­ни­ком, но Тот, Кто ска­зал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; а так­же ( 1Ин.5:1 ): Вся­кий веру­ю­щий, что Иисус есть Хри­стос, от Бога рож­ден, и вся­кий, любя­щий Родив­ше­го (т.е. Бога Отца, Пер­вое Лицо Пре­свя­той Тро­и­цы), любит и Рож­ден­но­го (т.е. Иису­са Хри­ста, Бога Сына, Вто­рое Лицо Пре­свя­той Тро­и­цы) от Него.
[9] Еди­но­сущ­на Отцу – одной при­ро­ды (сущ­но­сти с Отцом). Ср. ( Ин.10:30 ): Я и Отец – одно; ( Ин.14:11 ): Верь­те Мне, что Я в Отце и Отец во Мне.
[10] Имже вся быша – Им (т.е. Сло­вом Божи­им, Вто­рым Лицом Пре­свя­той Тро­и­цы) сотво­ре­но все; (ср. Ин.1:3 ): Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть.
[11] Нас ради чело­век – ради нас, людей, для спа­се­ния всех вооб­ще и каж­до­го в отдельности.
[12] Сшед­ше­го с небес – (см. Ин.3:13 ): Никто не вос­хо­дил на небо, как толь­ко сшед­ший с небес Сын Чело­ве­че­ский, сущий на небе­сах; ( Ин.6:38 ): Ибо Я сошел с небес не для того, что­бы тво­рить волю Мою, но волю послав­ше­го Меня Отца.
[13] Вопло­тив­ша­го­ся – см. ( Ин.1:14 ): И Сло­во ста­ло пло­тию, и оби­та­ло с нами, пол­ное бла­го­да­ти и истины.
[14] От Духа Свя­та и Марии Девы – см. ( Лк.1:30–31, 35 ): И ска­зал Ей Ангел: не бой­ся, Мария, ибо Ты обре­ла бла­го­дать у Бога; и вот, зач­нешь во чре­ве, и родишь Сына, и наре­чешь Ему имя: Иисус… Дух Свя­тый най­дет на Тебя, и сила Все­выш­не­го осе­нит Тебя, посе­му и рож­да­е­мое Свя­тое наре­чет­ся Сыном Божиим.
[15] Воче­ло­веч­ша­ся – т.е. сде­лал­ся вполне чело­ве­ком, при­нял не толь­ко тело, но и душу чело­ве­че­скую, не пере­став при этом быть Богом. См. ( Флп.2:6–7 ): Он, будучи обра­зом Божи­им, не почи­тал хище­ни­ем быть рав­ным Богу; но уни­чи­жил Себя Само­го, при­няв образ раба, сде­лав­шись подоб­ным чело­ве­кам и по виду став как человек.
[16] Рас­пя­то­го же за ны – рас­пя­то­го за нас.
[17] Стра­дав­ша – стра­дав­ше­го на кре­сте как Чело­век. Боже­ствен­ная при­ро­да Его оста­ва­лась при этом непри­част­ной к стра­да­ни­ям, бесстрастной.
[18] По Писа­ни­ем – (ср. 1Кор.15:3–4 ): Я (т.е. ап. Павел) пер­во­на­чаль­но пре­по­дал вам… что Хри­стос… вос­крес в тре­тий день по Писа­нию (букв. в греч. по Писа­ни­ям). Речь идет о пред­ска­за­ни­ях из Свя­щен­но­го Писа­ния Вет­хо­го Заве­та. Вот неко­то­рые из них: ( Пс.15:10 ): Ибо Ты не оста­вишь души моей в аде и не дашь свя­то­му Тво­е­му уви­деть тле­ние. ( Ион.2:1 ): И пове­лел Гос­подь боль­шо­му киту погло­тить Иону; и был Иона во чре­ве это­го кита три дня и три ночи (В Новом Заве­те на это место ссы­ла­ет­ся Сам Гос­подь – Мф.12:40 ).
[19] Седя­ща одес­ную Отца – (ср. Мф.26:64 ): …отныне у́зрите Сына Чело­ве­че­ско­го, сидя­ще­го одес­ную силы и гря­ду­ще­го на обла­ках небес­ных. ( Пс.109:1 ): Ска­зал Гос­подь Гос­по­ду мое­му: седи одес­ную Меня, доко­ле поло­жу вра­гов Тво­их в под­но­жие ног Тво­их. Вооб­ще, сиде­ние одес­ную (т.е. справа)царского пре­сто­ла озна­ча­ет равен­ство чести и, сле­до­ва­тель­но, цар­ской вла­сти. Таким обра­зом, о Сыне гово­рит­ся, что Он рав­но­че­стен и равен Отцу.
[20] Паки гря­ду­ща­го – наме­ре­ва­ю­ще­го­ся прий­ти вновь. Ср. ( Мф.16:27 ): ибо при­и­дет Сын Чело­ве­че­ский во сла­ве Отца Сво­е­го с Анге­ла­ми Сво­и­ми и тогда воз­даст каж­до­му по делам его; ( Деян.1:10–11 ): И когда они (Апо­сто­лы) смот­ре­ли на небо, во вре­мя вос­хож­де­ния Его, вдруг пред­ста­ли им два мужа в белой одеж­де и ска­за­ли: мужи Гали­лей­ские! что вы сто­и­те и смот­ри­те на небо? Сей Иисус, воз­нес­ший­ся о вас на небо, при­дет таким же обра­зом, как вы виде­ли Его вос­хо­дя­щим на небо.
[21] Его­же Цар­ствию не будет кон­ца – Его Цар­ство, т.е. Цар­ство Небес­ное, будет вечным.
[22] Иже от Отца исхо­дя­ща­го – Кото­рый (Дух Свя­той) исхо­дит от Бога Отца; см. ( Ин.15:26 ): Когда же при­и­дет Уте­ши­тель, Кото­ро­го Я пошлю вам от Отца, Дух исти­ны, Кото­рый от Отца исхо­дит, Он будет сви­де­тель­ство­вать о Мне.
[23] Иже со Отцем и Сыном спо­кла­ня­е­ма и ссла­ви­ма, гла­го­лав­ша­го про­ро­ки – (и верую в Духа Свя­то­го) Кото­ро­му покло­ня­ем­ся и Кото­ро­го про­слав­ля­ем наравне с Отцом и Сыном (как Бога, как Тре­тье Лицо Пре­свя­той Тро­и­цы), и Кото­рый (ранее, в Вет­хом Заве­те) гово­рил через про­ро­ков. Ср. ( Мф.28:19 ): Итак, иди­те, научи­те все наро­ды, кре­стя их во имя Отца и Сына и Свя­та­го Духа; ( 1Ин.5:7 ): Ибо три сви­де­тель­ству­ют на небе: Отец, Сло­во и Свя­тый Дух; и Сии три суть еди­но; а так­же ( 2Пет.1:21 ): Ибо нико­гда про­ро­че­ство не было про­из­но­си­мо по воле чело­ве­че­ской, но изре­ка­ли его свя­тые Божии чело­ве­ки, будучи дви­жи­мы Духом Свя­тым.
[24] Еди­но кре­ще­ние – одно един­ствен­ное кре­ще­ние; (ср. Еф.4:5 ): один Гос­подь, одна вера, одно кре­ще­ние.
[25] Чаю – ожи­даю, надеюсь.
[26] Жиз­ни буду­ща­го века – буду­щей жиз­ни (веч­ной), Цар­ствия Небес­но­го; (ср. 1Ин.5:11 ): …Бог даро­вал нам жизнь веч­ную, и ся жизнь в Сыне Его.

Молитва 1‑я, святого Макария Великого

[1] Я́ко николи́же сотвори́х благо́е пред Тобо́ю – ибо я нико­гда не сде­лал ниче­го бла­го­го, доб­ро­го перед Тобой.
[2] От лука­ва­го – от диа­во­ла, от вся­ко­го зла.
[3] Да будет во мне воля Твоя – см. молит­ву “Отче наш” ( Мф.6:10, 11:2 ).
[4] Да неосужде́нно отве́рзу уста́ моя недосто́йная – да открою мои недо­стой­ные (хва­лить Тебя) уста, не под­вер­га­ясь за это осуж­де­нию (ибо: Не вся­кий гово­ря­щий Мне: “Гос­по­ди! Гос­по­ди!”, вой­дет в Цар­ство Небес­ное ( Мф.7:21 ).

Читайте также:  Плакала во сне к чему толкование

Молитва 2‑я, того же святого

[1] Полу­нощ­ную песнь – (ср. Пс.118:62 ): В пол­ночь вста­вал сла­во­сло­вить Тебя за пра­вед­ные суды Твои. Или отры­вок из прит­чи о 10 девах ( Мф.25:6 ): В пол­ночь раз­дал­ся крик: вот, жених идет, выхо­ди­те навстре­чу ему.
[2] При­па­дая вопию Ти – при­па­дая (букв. к сто­пам Тво­им), восклицаю.
[3] Не даждь ми усну­ти во гре­хов­ной смер­ти – ночь явля­ет­ся обра­зом гре­хов­ной смер­ти (тьма ночи – тьма смер­ти, гре­ха). Сере­ди­на ночи (пол­ночь – самый тем­ный ее час) сим­во­ли­зи­ру­ет сгу­щен­ность тьмы гре­хов­ной. Так как про­буж­де­ние от сна есть образ вос­ста­ния от смер­ти телес­ной, то мы про­сим Гос­по­да о вос­ста­нии от смер­ти греховной.
[4] Но ущед­ри мя – но уми­ло­сер­дись надо мной (сми­луй­ся надо мной).
[5] Рас­п­ный­ся волею – (Ты,) при­няв­ший рас­пя­тие по Сво­ей воле.
[6] В лено­сти– в бес­печ­но­сти (о сво­ем спасении).
[7] Уско­рив воз­ста­ви – поспе­ши под­нять, восставить.
[8] По сне нощ­нем – после ноч­но­го сна (рас­ши­ри­тель­но: после гре­хов­но­го помрачения).
[9] Воз­си­яй ми день без­гре­шен – нис­по­шли мне день свет­лый, без­греш­ный (рас­ши­ри­тель­но; жизнь безгрешную).

Молитва 3‑я, того же святого

[1] При­бе­гаю – спе­шу обра­тить­ся (с молитвой).
[2] На дела Твоя под­ви­за­ю­ся мило­сер­ди­ем Тво­им – в надеж­де на мило­серд­ную Твою помощь устрем­ля­юсь, поспе­шаю на совер­ше­ние дел во имя Твое, дел, Тебе угод­ных. Ср. ( Ин.15:5 ): Без Меня не може­те делать ничего.
[3] Помо­зи ми – помо­ги мне.
[4] На вся­кое вре­мя, во вся­кой вещи – все­гда и во всем.
[5] От вся­кия мир­ския злыя вещи – от вся­ко­го зла это­го мира; вооб­ще мир­ским име­ну­ет­ся все, отно­ся­ще­е­ся к стра­стям мира сего. Ср. ( Тит.2:11–13 ): Яви­лась бла­го­дать Божия, спа­си­тель­ная для всех чело­ве­ков, науча­ю­щая нас, что­бы мы, отверг­нув нече­стие и мир­ские похо­ти, цело­муд­рен­но, пра­вед­но и бла­го­че­сти­во жили в нынеш­нем веке, ожи­дая бла­жен­но­го упо­ва­ния и явле­ния сла­вы вели­ко­го Бога и Спа­си­те­ля наше­го Иису­са Хри­ста. ( 1Ин.2:15–17 ): Не люби­те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет люб­ви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть пло­ти, похоть очей и гор­дость житей­ская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир про­хо­дит, и похоть его, а испол­ня­ю­щий волю Божию пре­бы­ва­ет вовек.
[6] Диа­воль­ска­го поспе­ше­ния – церк.-слав. сло­во поспе­ше­ние озна­ча­ет соб­ствен­но дей­ствие, в дан­ном слу­чае – настой­чи­вое стрем­ле­ние диа­во­ла дей­ство­вать на нас через наши стра­сти (через мир­ское). Ср. ( Рим.7:5 ): Когда мы жили во пло­ти, тогда стра­сти гре­хов­ные, обна­ру­жи­ва­е­мые зако­ном, дей­ство­ва­ли в чле­нах наших, что­бы при­но­сить плод смер­ти. Ср. так­же из молит­вы пятой св. Васи­лия Вели­ко­го ко Св. При­ча­ще­нию: И да будут ми свя­тая сия… во отгна­ние… дей­ства диа­воль­ска­го, мыс­ленне во уде­сех моих дей­ству­е­ма­го (т.е. через мыс­ли вну­шая скло­нять­ся ко злу).
[7] Ты бо еси мой Сотво­ри­тель – ибо Ты – мой Творец.
[8] Про­мыс­лен­ник и Пода­тель – Пре­муд­рый Попе­чи­тель и Источ­ник (вся­ко­го блага).
[9] О Тебе – на Тебя.

Молитва 4‑я, того же святого

[1] Гос­по­ди, Иже мно­гою Тво­ею бла­го­стию – Гос­по­ди, Ты, по мно­гой Тво­ей благости.
[2] Мимо­шед­шее – прошедшее.
[3] Без напа­сти прейти от вся­ка­го зла про­тив­на – про­ве­сти без иску­ше­ний от вся­ко­го про­ти­во­сто­я­ще­го (мне) зла.
[4] Вся­че­ских Твор­че – Тво­рец (Созда­тель) всего.
[5] Спо­до­би мя истин­ным Тво­им све­том и про­све­щен­ным серд­цем тво­ри­ти волю Твою – удо­стой меня оза­ре­ния (оза­ри, про­све­ти меня) истин­ным Тво­им све­том (ср. Ин.1:9 ): Был Свет истин­ный, Кото­рый про­све­ща­ет вся­ко­го чело­ве­ка, при­хо­дя­ще­го в мир) и про­све­ти све­том Тво­им (удо­стой про­све­ще­ния) серд­це мое, что­бы я тво­рил волю Твою.

Молитва 5‑я, святого Василия Великого

Молитва 6‑я, того же святого

[1] Бла­го­сло­вим – вос­сы­ла­ем хва­лу, славословим.
[2] Выш­ний – нахо­дя­щий­ся пре­вы­ше всего.
[3] Вели́кая же и неизсле́дованная, сла́вная же и ужа́сная, и́хже несть чис­ла – вели­кие и непо­сти­жи­мые, слав­ные и вызы­ва­ю­щие изум­ле­ние (тре­пет, страх) дела, кото­рым нет числа.
[4] Во упо­ко­е­ние немо­щи нашея – для отды­ха, необ­хо­ди­мо­го из-за нашей телес­ной немощи.
[5] Ослабле́ние трудо́в многотру́дныя пло́ти – (и для) рас­слаб­ле­ния, облег­че­ния от тру­дов (т.е. стра­да­ний, болез­ней) мно­го­стра­даль­ной, мно­го­бо­лез­нен­ной плоти.
[6] Но человеколю́бствовал еси́ обы́чно – но явил обыч­ное (Твое) человеколюбие.
[7] В неча́янии лежа́щия ны воздви́гл еси – во сне, слов­но бес­со­зна­тель­ном состо­я­нии, лежа­щих под­нял, про­бу­дил нас.
[8] Во е́же славосло́вити держа́ву Твою – что­бы мы про­слав­ля­ли Твое вла­ды­че­ство (силу, могущество).
[9] Тем­же – поэтому.
[10] Оче­са – очи. О чисто­те очей наших гово­рит Гос­подь: Све­тиль­ник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет свет­ло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет тем­но ( Мф.6:22–23 ).
[11] Ум наш от тяж­ка­го сна лено­сти воз­ста­ви – вос­ста­но­ви (вер­ни в изна­чаль­ное состо­я­ние) наш ум, нахо­дя­щий­ся во сне гре­хов­ных мир­ских помыш­ле­ний, леня­щий­ся вос­хо­дить к Богу и отго­нять лука­вые помыслы.
[12] Испол­ни я Тво­е­го хва­ле­ния – напол­ни их хва­ла­ми, Тебе воз­но­си­мы­ми. Ср. с тем, что от лица всех веру­ю­щих по При­ча­ще­нии поет хор (при пере­не­се­нии Свя­тых Даров с пре­сто­ла на жерт­вен­ник): Да испол­нят­ся уста наша хва­ле­ния Тво­е­го, Гос­по­ди, яко да поем сла­ву Твою…
[13] Я́ко да возмо́жем непоколе́блемо пе́ти же и испове́датися Тебе – да смо­жем мы с непо­ко­ле­би­мой (ничем, ника­ки­ми иску­ше­ни­я­ми) верой при­но­сить Тебе хва­леб­ное пение и испо­ве­ды­вать Тебя (нашим Богом).
[14] Во всех и от всех – во всем тво­ре­нии и все­ми созда­ни­я­ми (сла­ви­мо­му).

Молитва 7‑я, ко Пресвятой Богородице

Молитва 8‑я, ко Господу нашему Иисусу Христу

[1] Мно­го­мило­сти­ве и Все­ми­ло­сти­ве – (Ты), испол­нен­ный мно­гой и совер­шен­ной милости.
[2] Сшел и вопло­тил­ся еси – сошел (с Небес) и вос­при­нял плоть чело­ве­че­скую. (См. пояс­не­ния 12 и 13 к Сим­во­лу веры).
[3] Яко да спа­се­ши – что­бы спасти.
[4] Паки – сно­ва (вновь).
[5] Аще бо – ибо если.
[6] Несть се бла­го­дать и дар, но долг паче – (то) это не бла­го­дать и дар, но более долг (т.е. то, что долж­ным обра­зом при­чи­та­ет­ся как награ­да за дела).
[7] Ей – да, истинно.
[8] Веру­яй бо в Мя, рекл еси – ибо веру­ю­щий в Меня, – ска­зал Ты (Хри­сте) (см. ( Ин.6:47 ): Веру­ю­щий в Меня име­ет жизнь веч­ную).
[9] А́ще у́бо ве́ра, я́же в Тя, спаса́ет отча́янныя, се ве́рую – итак, если вера в Тебя спа­са­ет отча­яв­ших­ся (поте­ряв­ших вся­кую надеж­ду), то вот, я верую (и прошу).
[10] Не обря́щеши бо дел отню́д оправда́ющих мя – ибо не най­дешь ника­ких дел, оправ­ды­ва­ю­щих меня.
[11] Да довле­ет – да будет (ее, т.е. веры) достаточно.
[12] Та да отвеща́ет, та да оправди́т мя, та да пока́жет мя прича́стника – но да даст она ответ (за меня), да оправ­да­ет меня, да соде­ла­ет меня участником.
[13] Да не у́бо похи́тит мя сата­на́, и похва́лится, Сло́ве – итак, да не завла­де­ет мною сата­на и не будет (этим) хва­лить­ся, о, Сло­во (Божие).
[14] Еже отторг­ну­ти мя – что я отторгнут.
[15] Огра­ды – защи­ты (ограж­де­ния).
[16] Или́ не хощу́… пред­ва­ри́ ско́ро, ско́ро погибо́х – но если и не хочу, то поспе­ши и опе­ре­ди меня, ина­че я вско­ре погибну.
[17] Яко­же – так же, как.
[18] Ино­гда – неко­гда, однажды.
[19] Тощ­но – при­леж­но, с усердием.
[20] Льсти­во­му – лжи­во­му, коварному.
[21] Наи­па­че же – но осо­бен­но (но более всего).
[22] Живо­та – жизни.

Молитва 9‑я, к Ангелу-Хранителю

[1] Предстоя́й окая́нной мое́й души́ и стра́стной мое́й жи́зни – постав­лен­ный для охра­ны, обе­ре­га­ю­щий бед­ную, жал­кую, испол­нен­ную борь­бы мою душу и несчаст­ную (под­вер­жен­ную бед­стви­ям и стра­стям) мою жизнь.
[2] Ниже отсту­пи от мене – и не отсту­пай, не отхо­ди (не уда­ляй­ся, не отка­зы­вай­ся) от меня.
[3] Не даждь ме́ста лука́вому де́мону облада́ти мно́ю, наси́льством сме́ртнаго сего́ теле­се́ – не дай воз­мож­но­сти (не попу­сти) зло­му и ковар­но­му демо­ну завла­деть мной (под­чи­нить себе) через угне­те­ние, пора­бо­ще­ние мое­го смерт­но­го тела (через мои стра­сти телесные).
[4] Укре­пи́ бе́дствующую и худу́ю мою́ ру́ку и наста́ви мя на путь спасе́ния – укре­пи (букв. креп­ко возьми)мою несчаст­ную, опу­стив­шу­ю­ся, сла­бую, без­воль­ную руку (под рукой обыч­но пони­ма­ют волю) и выве­ди меня на путь спасения.
[5] Ей – да, истинно.
[6] Вся мне про­сти, ели­ки­ми тя оскор­бих – про­сти мне все, чем я оскор­бил тебя.
[7] А́ще что согреши́х в преше́дшую нощь сию́, покры́й мя – если в чем-либо согре­шил в эту про­шед­шую ночь, защи­ти, огра­ди меня.
[8] От вся­ка­го иску­ше­ния про­тив­на­го – от вся­ка­го вра­же­ско­го (т.е. диа­воль­ско­го) искушения.
[9] Да ни в коем гре­се про­гне­ваю Бога – что­бы мне ника­ким гре­хом не про­гне­вать Бога.
[10] Да утвер­дит мя в стра­се Сво­ем – и да укре­пит Он во мне страх (огор­чить) Его. Ср. ( Притч.1:7 ): Нача­ло муд­ро­сти – страх Господень.

Молитва 10‑я, ко Пресвятой Богородице

[1] Отже­ни от мене – отго­ни, уда­ли от меня.
[2] Сми­рен­на­го и ока­ян­на­го – удру­чен­на­го, измож­ден­на­го, бед­но­го, жал­ко­го, достой­но­го сожаления.
[3] Забве­ние – забыв­чи­вость, невни­ма­тель­ность ( в деле спасения).
[4] Нера­де­ние – отсут­ствие ста­ра­ния, уси­лия; небрежение.
[5] Сквер­ная – нечистые.
[6] Лука­вая – злые, завистливые.
[7] Нищ – здесь: нищий доб­ро­де­те­ля­ми, их не имеющий.
[8] Лютых вос­по­ми­на­ний и пред­при­я­тий – жесто­ких, пагуб­ных мыс­лей (обра­зов) и замыс­лов, намерений.
[9] Яко бла­го­сло­вен­на еси от всех родов – ибо Тебя бла­го­слов­ля­ют (про­слав­ля­ют) все наро­ды, все поколения.

Читайте также:  Расклады на игральных картах для начинающих с толкованием

Молитвенное призывание святого, имя которого носишь

[1] Яко аз – ибо я.
[2] При­бе­гаю – обра­ща­юсь, при­бе­гаю за помощью.

Песнь Пресвятой Богородице

Бого­ро­ди­це Дево, радуй­ся, Бла­го­дат­ная Марие, Гос­подь с Тобою ; бла­го­сло­вен­на Ты в женах – см. ( Лк.1:28 ) – сло­ва Архан­ге­ла Деве Марии.

Бла­го­сло­ве­на Ты в женах и бла­го­сло­вен плод чре­ва Тво­е­го – см. ( Лк.1:42 ) – сло­ва пра­вед­ной Елизаветы.
[1] Радуй­ся – обыч­ная фор­ма рас­про­стра­нен­но­го на Восто­ке приветствия.
[2] Бла­го­дат­ная – испол­нен­ная бла­го­да­ти Божи­ей; букв. облагодатствованная.
[3] В женах – сре­ди женщин.
[4] Яко Спа­са роди­ла еси – ибо Ты роди­ла Спасителя.

Тропарь Кресту и молитва за отечество

[1] Люди Твоя – людей Тво­их, народ Твой.
[2] Досто­я­ние Твое – букв. – насле­дие Твое (т.е. верующих).
[3] На сопро­тив­ныя – над вра­га­ми, противниками.
[4] Твое сохра­няя Кре­стом Тво­им житель­ство – силой Тво­е­го Кре­ста сохра­няя Твой народ (здесь житель­ство в зна­че­нии жите­лей), Тво­их людей (т.е. христиан).

Молитва о живых

Спа­си́, Го́споди, и поми́луй отца́ мое­го́ духо́внаго (имя), роди́телей мои́х (име­на), сро́дников (име­на), нача́льников, наста́вников, благоде́телей (име­на их) и всех правосла́вных христиа́н.

Молитва о усопших [1]

Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х: роди́телей мои́х, сро́дников, благоде́телей (име­на их), и всех правосла́вных христиа́н, и про­сти́ им вся согреше́ния во́льная и нево́льная, и да́руй им Ца́рствие Небе́сное.

[1] О усоп­ших – об умер­ших (о почи­ив­ших). Умер­шие назы­ва­ют­ся “усоп­ши­ми”, пото­му что они неко­гда вста­нут из гро­бов (как бы ото сна), воскреснут.

Если можешь, читай вме­сто крат­ких молитв о живых и усоп­ших этот помянник:

О живых

Спа­си, Гос­по­ди, и поми­луй Богом хра­ни­мую стра­ну нашу, вла­сти и воин­ство ея, огра­ди миром дер­жа­ву их, и поко­ри под нозе Пра­во­слав­ных вся­ка­го вра­га и супо­ста­та, и гла­го­ли мир­ная и бла­гая в серд­цах их о Церк­ви Тво­ей Свя­тей, и о всех людех Тво­их: да тихое и без­молв­ное житие пожи­вем во пра­во­ве­рии, и во вся­ком бла­го­че­стии и чисто­те. (Поклон)

Спа­си, Гос­по­ди, и поми­луй Вели­ка­го Гос­по­ди­на и Отца наше­го Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха (имя), прео­свя­щен­ныя мит­ро­по­ли­ты, архи­епи­ско­пы и епи­ско­пы пра­во­слав­ныя, иереи же и диа­ко­ны, и весь при­чет цер­ков­ный, яже поста­вил еси пасти сло­вес­ное Твое ста­до, и молит­ва­ми их поми­луй и спа­си мя греш­на­го. (Поклон)

Спа­си, Гос­по­ди, и поми­луй отца мое­го духов­на­го (имя его), и свя­ты­ми его молит­ва­ми про­сти моя согре­ше­ния. (Поклон)

Спа­си, Гос­по­ди, и поми­луй роди­те­ли моя (име­на их), бра­тию и сест­ры, и срод­ни­ки моя по пло­ти, и вся ближ­ния рода мое­го, и дру­ги, и даруй им мир­ная Твоя и пре­мир­ная бла­гая. (Поклон)

Спа­си, Гос­по­ди, и поми­луй по мно­же­ству щед­рот Тво­их вся свя­щен­но­и­но­ки, ино­ки же и ино­ки­ни, и вся в дев­стве же и бла­го­го­ве­нии и пост­ни­че­стве живу­щия в мона­сты­рех, в пусты­нях, в пеще­рах, горах, стол­пех, затво­рех, раз­се­ли­нах камен­ных, ост­ро­вех же мор­ских, и на вся­ком месте вла­ды­че­ствия Тво­е­го пра­во­вер­но живу­щия, и бла­го­чест­но слу­жа­щия Ти, и моля­щи­я­ся Тебе: облег­чи им тяго­ту, и уте­ши их скорбь, и к подви­гу о Тебе силу и кре­пость им подаждь, и молит­ва­ми их даруй ми остав­ле­ние гре­хов. (Поклон)

Спа­си, Гос­по­ди, и поми­луй стар­цы и юныя, нищия и сиро­ты и вдо­ви­цы, и сущия в болез­ни и в печа­лех, бедах же и скор­бех, обсто­я­ни­их и пле­не­ни­их, тем­ни­цах же и зато­че­ни­их, изряд­нее же в гоне­ни­их, Тебе ради и веры пра­во­слав­ныя, от язык без­бож­ных, от отступ­ник и от ере­ти­ков, сущия рабы Твоя, и помя­ни я, посе­ти, укре­пи, уте­ши, и вско­ре силою Тво­ею осла­бу, сво­бо­ду и изба­ву им подаждь. (Поклон)

Спа­си, Гос­по­ди, и поми­луй бла­го­тво­ря­щия нам, милу­ю­щия и пита­ю­щия нас, дав­шия нам мило­сты­ни, и запо­ве­дав­шия нам недо­стой­ным моли­ти­ся о них, и упо­ко­е­ва­ю­щия нас, и сотво­ри милость Твою с ними, даруя им вся, яже ко спа­се­нию про­ше­ния, и веч­ных благ вос­при­я­тие. (Поклон)

Спа­си, Гос­по­ди, и поми­луй послан­ныя в служ­бу, путе­ше­ству­ю­щия, отцы и бра­тию нашу, и вся пра­во­слав­ныя хри­сти­а­ны. (Поклон)

Спа­си, Гос­по­ди, и поми­луй ихже аз безу­ми­ем моим соблаз­них, и от пути спа­си­тель­на­го отвра­тих, к делом злым и непо­доб­ным при­ведох; Боже­ствен­ным Тво­им Про­мыс­лом к пути спа­се­ния паки воз­вра­ти. (Поклон)

Спа­си, Гос­по­ди, и поми­луй нена­ви­дя­щия и оби­дя­щия мя, и тво­ря­щия ми напа­сти, и не оста­ви их погиб­ну­ти мене ради, греш­на­го. (Поклон)

Отсту­пив­шия от пра­во­слав­ныя веры и поги­бель­ны­ми ересь­ми ослеп­лен­ныя, све­том Тво­е­го позна­ния про­све­ти и Свя­тей Тво­ей Апо­столь­стей Собор­ней Церк­ви при­чти. (Поклон)

О усопших

Помя­ни, Гос­по­ди, от жития сего отшед­шия свя­тей­шия пат­ри­ар­хи, прео­свя­щен­ныя мит­ро­по­ли­ты, архи­епи­ско­пы и епи­ско­пы пра­во­слав­ныя, во иерей­стем же и в при­чте цер­ков­нем, и мона­ше­стем чине Тебе послу­жив­шия, и в веч­ных Тво­их селе­ни­их со свя­ты­ми упо­кой. (Поклон.)

Помя­ни, Гос­по­ди, души усоп­ших рабов Тво­их, роди­те­лей моих (име­на их), и всех срод­ни­ков по пло­ти; и про­сти их вся согре­ше­ния воль­ная и неволь­ная, даруя им Цар­ствие и при­ча­стие веч­ных Тво­их бла­гих и Тво­ея без­ко­неч­ныя и бла­жен­ныя жиз­ни насла­жде­ние. (Поклон)

Помя­ни, Гос­по­ди, и вся в надеж­ди вос­кре­се­ния и жиз­ни веч­ныя усоп­шия, отцы и бра­тию нашу, и сест­ры, и зде лежа­щия и повсю­ду, пра­во­слав­ныя хри­сти­а­ны, и со свя­ты­ми Тво­и­ми, иде­же при­се­ща­ет свет лица Тво­е­го, все­ли, и нас поми­луй, яко Благ и Чело­ве­ко­лю­бец. Аминь. (Поклон)

Подаждь, Гос­по­ди, остав­ле­ние гре­хов всем преж­де отшед­шим в вере и надеж­ди вос­кре­се­ния, отцем, бра­ти­ям и сест­рам нашим и сотво­ри им веч­ную память. (Три­жды)

Окончание молитв

Авто­ром пес­ни “Чест­ней­шую Херу­вим…” счи­та­ет­ся прп. Кос­ма, епи­скоп Маи­ум­ский, тво­рец кано­нов (†787 г.). А первую часть – “Достой­но есть…” – по пре­да­нию вос­пел пред ико­ной Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы Ангел, явив­ший­ся в X веке одно­му ино­ку на Афоне.
[1] Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя Богоро́дицу – поис­ти­не спра­вед­ли­во про­слав­лять Тебя, Богородицу.
[2] Присноблаже́нную и Пренепоро́чную – все­гда убла­жа­е­мую, все­гда сла­ви­мую и в выс­шей сте­пе­ни, совер­шен­но Непорочную.
[3] Чест­ней­шую Херу­вим – удо­сто­ен­ную боль­шей поче­сти, чем Херу­ви­мы (Анге­лы, бли­жай­шие к Богу после Серафимов).
[4] Сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м – несрав­нен­но слав­ней­шую, сла­ви­мую более, чем Сера­фи­мы (Анге­лы, бли­же всех нахо­дя­щи­е­ся к Богу, выс­шие из девя­ти чинов Небес­ных сил, чинов Ангельских).
[5] Без истле­ния – без­бо­лез­нен­но, неповрежденно.
[6] Сущую Бого­ро­ди­цу – истин­ную Богородицу.

С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. Го́споди, поми́луй. (Три­жды)

Го́споди, Иису́се Хри­сте́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди [1] Пречи́стыя Тво­ея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х поми́луй нас. Ами́нь.

[1] Молитв ради – по молитвам.

При­ме­ча­ния

( 1) Напе­ча­тан­ное кур­си­вом (пояс­не­ния и назва­ния молитв) не чита­ет­ся во вре­мя молитвы.

Это заме­ча­ние отно­сит­ся и к молит­вам на сон грядущим.

( 3) В цер­ков­но­сла­вян­ском язы­ке нет зву­ка ё, а поэто­му надо читать “зовем”, а не “зовём”, “твое”, а не “твоё”, “мое”, а не “моё” и т.д.

( 4) От Пас­хи до Воз­не­се­ния вме­сто этой молит­вы чита­ет­ся при­пев и ирмос 9‑й пес­ни пас­халь­но­го кано­на:

«Ангел вопи­я­ше Бла­го­дат­ней: Чистая Дево, радуй­ся! И паки реку: радуй­ся! Твой Сын вос­кре­се трид­не­вен от гро­ба и мерт­выя воз­двиг­ну­вый; людие, веселитеся!

Све­ти­ся, све­ти­ся, новый Иеру­са­ли­ме, сла­ва бо Гос­под­ня на тебе воз­сия. Ликуй ныне и весе­ли­ся, Сионе. Ты же, Чистая, кра­суй­ся, Бого­ро­ди­це, о воста­нии Рож­де­ства Твоего».

Это заме­ча­ние отно­сит­ся и к вечер­ним молитвам.

Источник

Adblock
detector