Меню

Вместо терновника вырастет кипарис толкование

Глава 55

1–5. Всеобщее призвание ко вступлению в новозаветную церковь чрез посредство Мессии, Отрока Господня. 6–7. Необходимость нравственного возрождения, как условие помилования Богом грешника и принятия последнего в церковь. 8–11. Несравненная высота и действенная сила Божественного Слова, способная духовно переродить человека. 12–13. Радостная картина будущего всеобщего возрождения.

Заключительные стихи предшествующей 54 главы представляли, как мы видели, речь Самого Господа. Настоящая глава у нас с самого начала открывается словами Господа, так что, с этой стороны, она служит естественным продолжением предыдущего повествования. Что же касается внутренней связи двух этих глав, то она становится более естественной и понятной при перестановке их: в 55 главе указывается причина (призвание в новозаветную церковь всех желающих и нравственно-возрожденных), а в 54 следствие ее (необыкновенное внешнее распространение и внутреннее утверждение и процветание Христовой церкви).

С 1–3 ст. идет обычное у пророка Исаии в торжественных случаях поэтически-образное, и потому довольно многословное, вступление в речь или, точнее, обращение к адресатам речи, с общим указанием и самого предмета ее.

«Дары Святого Духа даются верующим туне ( Мф.10:8 ), так как Господу не нужны блага человека ( Пс.15:2 ). Или как в др. месте, уже Новозаветное Писание прекрасно говорит, что Бог «алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем» ( Лк.1:53 ). Приемлемые человеком, они имеют для него такое же значение, какое вино и молоко – для истощенного человеческого организма, т. е. укрепляющее и питающее» (Комм. СПб. проф. – 845 с.).

2–3 стихи выражают одну и туже мысль – о превосходстве вечных, небесных благ пред суетными и призрачными земными, – которая, сначала выражается в вопросительно-отрицательной (2 ст.), а затем, в категорически-положительной форме (3 ст.).

«И дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду.» Как содержание данной главы, так и весь ход пророческих речей Исаии не оставляет сомнения в том, что здесь идет речь о «Новом Завете», т. е. о христианской церкви, с которой Господь вступил в союз, как жених с невестою. Ветхого Завета нельзя видеть здесь и потому, что пророк еще в первой половине книги сказал об его прекращении и уничтожении грехами людей ( Ис.24:5 ). Но, конечно, в силу внутреннего сродства идеальных черт ветхозаветного союза с новозаветным, последний справедливо может быть назван восстановлением, или точнее – дополнением первого. В этом смысле вполне понятным становится и упоминание о мессианских обетованиях, данных Богом Давиду ( 2Цар.7:14–16 ), поскольку последние имели не столько исторический, сколько прообразовательно-пророческий смысл, т. е. относились или к Лицу Самого Мессии, или к Его эпохе.

Идет изложение мысли о спасительной, нравственно-возрождающей силе Божественного Слова, представляющей в этом отношении блестящий контраст слабому человеческому слову. В более легком перифразе содержание этих четырех стихов можно передать такими словами: «Ваши намерения и поступки, – говорит Господь людям, – отстоят от Моих, как небо от земли: поскольку у вас все изменчиво, противоречиво, бесхарактерно и слабовольно, постольку у Меня всякое обещание и слово запечатлено характером абсолютной непреложности и всегда осуществляется в полной своей мере и на самом деле. Следовательно, несомненно осуществится и то слово – о спасении грешников, при условии их покаяния, – о котором только что говорилось выше и которое некоторым могло показаться соблазнительным, ввиду односторонне-формального взгляда ветхозаветного человечества, что спасаются только одни праведники (ср. Мф.10:6 ; Мф.18:11 ; Лк.9:56 ). В интересах единства и подлинности кн. пророка Исаии важно отметить, что подобная же характеристика людских замыслов и Божественных определений встречалась у него и в начальных главах ( Ис.7:7 ; Ис.8:10 ). В переносном смысле, под словом Господним и которые разумеют Ипостасное Слово Отчее, явившееся в мир, чтобы совершить волю Отца ( Ин.1:1 ; Ин.17:4 ).

Заключительные стихи главы говорят о плодах искупления, рисуя их широкими штрихами, в яркой картине. Плоды эти непосредственно отразятся на людях, которые с весельем сердца выйдут из своего духовного плена – рабства греха и дьявола ( Ин.8:31–32 ); но они же коснутся и всей остальной природы, поскольку она разделяет вместе с человеком, как печальную, так и радостную его участь ( Быт.3:18 ; Рим.8:19–22 ). Любовь пророка Исаии говорить подобными образами и сравнениями доказывается и многими другими местами его книги ( Ис.5:25 ; Ис.13:2 ; Ис.14:25 ; Ис.30:17 ; Ис.35:2 ; Ис.44:2 ; Ис.49и др.).

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Толкование на Исаия 55:12

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Поделиться в соц.сетях.

Толкование на Исаия 55:12 | Ис 55:12

Иоанн Златоуст (

Ст. 12-13 Со веселием бо изыдете и с радостию научитеся: горы бо и холми возскачут ждуще вас с радостию, и вся древеса селная восплещут ветвьми: и вместо драчия взыдет кипарис, и вместо кропивы взыдет мирсина: и будет Господь во имя и во знамение вечное, и не оскудеет

Симмах говорит: «вместо крапивы». Здесь пророк показывает или будущее счастье, после возвращения из плена, или же строгость законов и легкость благодати. «И это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое», – т.е.: совершится и исполнится то, что Я обещал. Если же каким образом это не исполнится, то будет ясно, что они сами были недостойны таковых даров.

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Кирилл Александрийский (376–444)

Ст. 12-13 Со веселием бо изыдете и с радостию научитеся: горы бо и холми возскачут ждуще вас с радостию, и вся древеса селная восплещут ветвьми: и вместо драчия взыдет кипарис, и вместо кропивы взыдет мирсина: и будет Господь во имя и во знамение вечное, и не оскудеет

Итак, говорит, если Я поспешу заповеди Моя, с веселием изыдет, т.-е. преодолеете печаль, не будете терзаться сердцем, удалившись от страстей и перешедши к лучшей и дивной жизни; будете учиться, радуясь и наслаждаясь священными словами. Посему и говорит богоглаголивый Давид: коль сладка гортани моему словеса твоя, паче меда и сота устом моим (Пс.118:103), а радовался он им, как утверждал (и весьма благоразумно), же о всяком богатстве (Пс. 118:14). Исхождение с радостью можно понимать и иначе, именно: освобождаясь от древней прелести, они, радуясь, приемлют призвание от Бога. Что это правда, в этом можно убедиться самым делом.

Горами здесь называет, вероятно, вышние и небесные силы, которые поставлены Богом на служение обитателям земли, ибо они суть служебнии дуси, в служении посылаеми за хотящих наследовати спасение (Евр. 1:14), ибо радуются о едином грешнице кающемся (Лк. 15:10). Конечно, справедливо их уподобить горам, потому что они, по присущему им величию добродетели, достигли высшей степени. Или же под горами можешь разуметь тех, которые в церквах исполняют обязанность учительства, не помышляют ни о чем дольнем, но ищут горнего и возвышаются над земным; а под холмами тех, которые уступают первым в превосходстве и, так сказать, ниже их по славе, ибо в церквах есть степени и чести, и служения. Эти, говорит, мысленные горы, а с ними и холмы возскачут, т.е. взыграют, радуясь, конечно, вашему обращению и призванию, и будут ожидать вас с радостью, ибо мы не мало торжествуем, когда кто-либо из заблуждавшихся, оставив уже пребывание во мраке и тьме, устремляется к свету истинного Боговедения.

Так возглашал к ним и всемудрый Павел, говоря: радосте и венче мой (Фил. 4:1)! Но, говорит, и вся древеса селная восплещут ветвьми. Под древесами сельными разумей состоящих в числе мирян, ибо прекрасен сад Спасителя. Посему-то, так как он и цветист, и плодовит, описываемая в Песни Песней невеста говорит: да снидет брать мой в вертоград свой и да яст плод овощей своих (Песн. 5:1). Итак, древеса мысленные восплещут ветвьми: уверовавшие радуются, без сомнения так же, как горы и холмы, т.е. получившие жребий управления мирянами, спасению призываемых к жизни и к цели чистого тайноводительства, благодаря которому им посылается Божественный свет. За тем, что в призванных произойдет весьма большая перемена к несравненно лучшему, это тотчас объясняет, говоря: вместо драчия взыдет кипарис, и вместо кропивы взыдет мирсина. Драчие и кропива, как говорят,-горькие и негодные плевелы; в местах возделанных они никогда не растут, а на сухой и солончаковой земле процветают. Таковы были блуждавшие и служившие твари вместо Творца; когда же они призываются к познанию истины, то, перестав быть драчием и кропивою, обращаются в рослые и самые благовонные из растений: становятся кипарисом и мирсиною.

Это-дивно великое дело Земледельца Церкви, т.е. Христа: терние Он обращает в растения благородные и избранные и отечески производит последние вместо первых. Мы найдем, что это самое именно и произошло с рожденными от крови Израиля. Так Матфей и Павел, будучи некогда драчием и кропивою,-один был мытарь, другой-гонитель и обидчик,-стали вселенскими светилами и благоуханием Христовым во всяком месте, в спасаемых и в погибающих (2 Кор. 2:15-16), как говорит священнейший Павел. А что Податель всего этого и Распорядитель будет и пребудет в бесконечной славе, показывает, говоря: и будет Господь во имя и во знамение вечное, и не оскудеет. Именем здесь называет славу, а знамением, как думаю, светлость креста, которым спасены мы и в котором непрестанно пребудем, ибо никогда и никак не оскудеет у нас благодать от Него.

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Иероним Стридонский (

Ст. 12-13 Ибо с веселием вы выйдете и с миром будете отведены. Горы и холмы будут воспевать пред вами хвалу и все деревья будут рукоплескать. Вместо терновника взойдет ель [или кипарис] и вместо крапивы вырастет мирт. И будет Господь именован в знамение вечное, которое не уничтожится

Слово Мое, говорит Он, не возвратится тщетным, но когда исполнит все, что Мне было угодно, и совершит на земле волю Мою, тогда прийдет ко Мне, и исполнится написанное: рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих (Пс. 109:1). Ибо с веселием вы выйдете из крови идолослужения и будете отведены с миром, чтобы слышать от апостола: благодать вам и мир (Рим. 1:7). Или же будете отведены с радостию, чтобы после тени закона научиться истине Евангелия. Ибо горы и холмы, под которыми мы можем разуметь ангелов и души святых, называющиеся, сообразно с различием добродетелей, горами и холмами, будут радоваться о кающихся и выражать душевную радость в ликовании [прыгании]. Это и Господь говорит в Евангелии: «будут радоваться ангелы на небе об одном грешнике, приносящем покаяние» (Лк. 15). Также и все деревья заплещут рукою или ветвями, которые насаждены при потоках вод и которые дадут плод свой во время свое, и лист их не спадет (Пс. 1). Одно из этих дерев говорило в псалме: аз же яко маслина плодовита в дому Божии (Пс. 51:10). Спросим тех, которые следуют только простому историческому смыслу и едят вареную плоть агнца: плещут ли деревья ветвями и производят ли стук рукою и в каком смысле нужно понимать то, что говорится о реках: реки восплещут рукою (Пс. 97:8)? Не только горы и холмы будут прыгать и петь и все деревья с поля, благословенного Богом, будут плескать ветвями и производит стук руками, но также οτοιβή и χονόζη или терновник и крапива обратятся в ель, и мирт и кипарис. Στοιβή, по Симмаху и Семидесяти, в еврейском пишется nеsus, чтo Авила и Феодотион перевели чрез χονόζη. Κονόζη же–это весьма плохая и горькая трава, имеющая очень дурной запах. А где LXX перевели χονόζη, которая в еврейском называется sarphod, Симмах перевел крапива. Какое бы ни было собственное значение этих названий, нужно то сказать, что худое обращается в хорошее и из пороков происходят добродетели, то есть вместо беззакония правда, вместо безрассудной смелости мужество, вместо расточительности воздержание, вместо безраcсудства благоразумие.

Возьмем примеры предков: Матфей и Закхей и мытари были терновниками, и ατοιβή, и бесполезными пнями и χονόζη, имевшими весьма горький вкус и отвратительный запах и говорившими: возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего (Пс. 37:6). Обратившись внезапно в апостолов, они стали кипарисом, и елью и миртом, имеющими прекрасный запах и необходимыми для различных изделий. Также Павел, гонитель церкви, когда слышал от Господа: Савле, Савле, что Мя гониши? Жестоко ти есть противу рожну прати (Деян. 9:4-5), был крапивою, имеющею иглы преследования. Но когда он стал во всем мире проповедовать Евангелие и мог сказать: Христово благоухание есмы (2 Кор. 2:15), то справедливо называется кипарисом и миртом. Блудницы и мытари вперед фарисеев идут в царство Божие и разбойник с креста переходит в рай (Мф. 21). Следовательно то, что говорится в Евангелии: не может древо добро плоды злы творити (Мф. 7:18), относится не к свойству природы, как утверждают еретики, а к решению воли. Вследствие этого присовокупляется: или сотворите древо добро и плод ею добр (Мф. 12:33). Отсюда ясно, что каждый по собственной воле делает душу свою хорошим или худым деревом, плоды которого различны.

Далее следует: и будет Господь во имя и в знамение вечное, которое не престанет. Тем, которые изменятся из худого в доброе, Господь будет именем и знамением вечным, чтобы по имени Его они назывались христианами и были запечатлены клеймом креста Его. Об этом знамении говорил Симеон, держа Младенца на руках: се лежит Сей на падение и на востание многим и в знамение пререкаемо (Лк. 2:34), о котором и выше написано: даст Господь вам знамение (Ис. 7:14), и святый поет в псалме: сотвори со мною Господа знамение во благо (Пс. 85:17). И сам Тот, который служит знамением, говорит: „когда увидите знамение Сына человеческаго“ (Мф. 24:30), которое не престанет и ни от какого конца не подвергнется изменению, но от теперешнего обращения перейдет в будущее (время).

Источник: Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятнадцатая.

Источник

Исаия 55 глава

Книга пророка Исаии

даже те, у кого нет денег!
Идите, покупайте пищу, ешьте!
Подходите, берите 1 вино и молоко,
не за деньги – даром.

Зачем тратить деньги на то, что не хлеб,
отдавать трудом нажитое за то,
что насытить не может?
Прислушайтесь же ко Мне:
питайтесь лишь тем, что во благо вам,
наслаждайтесь изысканной пищей!

Внемлите словам Моим, ко Мне обратитесь,
послушайте – и будете жить. 2
Заключу Я с вами Союз, Завет вечный,
буду верен вам, как Давиду, 3 –

его Я свидетелем для народов сделал,
вождем и правителем народов поставил».

Призовешь племена,
которых ты прежде не знал,
племена, которые тебя не знали, –
устремятся к тебе они ради ГОСПОДА, Бога твоего,
Святого Бога Израилева, прославившего тебя!

Ищите ГОСПОДА, пока еще можно найти Его,
призывайте Его, пока Он близко!

И да оставит злодей свой путь,
нечестивец – недобрые мысли свои,
пусть все они к ГОСПОДУ вернутся – Он их помилует,
к Богу нашему – Его прощение безгранично!

«Мои мысли – не то, что ваши мысли,
пути Мои – не то, что ваши пути, –
говорит ГОСПОДЬ. –

Как небо высоко над землей,
так пути Мои выше ваших путей,
и мысли Мои – ваших мыслей.

Как дождь и снег падают с неба,
не возвращаясь обратно,
но, орошая землю, животворят ее,
дабы принесла она сеятелю зерна
и хлеба вдоволь, –

так и слово, исшедшее из уст Моих,
ко Мне не вернется бесплодным,
но волю Мою исполнит оно
и то совершит, ради чего оно было послано Мной.

Пойдете вы с весельем, и проводят вас с миром,
горы и холмы ликовать будут и радоваться,
и деревья в поле рукоплескать будут.

Вместо терновника вырастет кипарис,
и вместо крапивы – мирт».
То будет во славу имени ГОСПОДА
вечным знамением, непреходящим.

б. О благословении (спасении) язычников (глава 55)

Ис. 55:1-2. В завершающем стихе предыдущей главы, конечно, подразумевается Израиль, но уже не только он, что особенно чувствуется в последней фразе стиха. Первый стих этой главы таким образом как бы естественно вытекает из него, будучи обращен к прозелитам, которые призываются к Мессии Израиля и всего человечества. В стихе 1 – аллегория спасительной воды, которая предлагается жаждущим (сравните с Ис. 12:3 – «И в радости будете почерпать воду из источников спасения»). (сравните также с Ис. 44:3, а также с Иоан. 4:14 и 7:37.) Вино и молоко лишь дополняют эту аллегорию спасения, предлагаемого даром (без серебра и без платы).

Насыщающие человека хлеб и все то, что он зарабатывает трудом своим (стих 2), противопоставляются тому, что не насыщает (не удовлетворяет): иносказание всего, что не от Бога, Который один способен всесторонне «насытить» (удовлетворить).

2)Обещание вечного завета.

Ис. 55:3. Тем, которые придут к Господу, Он обещает жизнь и дарование завета, который будет действовать и на земле и в вечности, и – на основании этого завета – те же неизменные милости, которые были обещаны Им Давиду (2Цар. 7:11б-16). Большинство комментаторов сходится на том, что речь здесь идет о Новом Завете (Иер. 32:40; Евр. (13:20).

Под «неизменными милостями» следует понимать в этом контексте обещание Господа никогда не лишать Своих благословений тех, которые, доверившись Ему, станут Его народом. В плане «сопоставления» тут двух заветов заметим также, что сами обетования Бога Давиду носили не столько конкретно-исторический, сколько мессианский характер, подразумевая полное осуществление свое в Мессии.

3)Мессия станет руководить народами.

Ис. 55:4-5. В стихе 4 «непосредственный переход» к Мессии. Данный Богом народам, Он станет для них не только вождем и наставником, но и свидетелем (слова Самого Христа, приведенные в Иоан. 18:37 «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине»).

Под «ты» в стихе 5, вероятно, понимается Израиль: хотя сам он, в массе своей, отвергнет Мессию, посланного в первую очередь к нему, но множество «неизвестных ему народов» придет к Спасителю через него. Израилю предстояло стать источником истинного богопознания в мире. Иегова (Святой Израилев) прославит Свой народ тем, что Иисус Христос выйдет из его среды.

4)Спасение доступно всем (55:6-13).

Ис. 55:6-7. Оно доступно всем, кто станет искать Господа, пока еще есть время, чтобы найти Его и обратить помыслы свои… к Богу многомилостивому.

Ис. 55:8-9. Предостерегающим откровением звучат эти поэтические строки, как бы обращенные к тем, кто, забывая о разнице между «тварью» и Творцом, склонны «переоценивать» свои возможности в понимании того, что, как и почему происходит в мире, управляемом Богом. «Мерки» человеческого разумения неприменимы к Его «путям» и планам, предупреждает Господь. Но это же обстоятельство вызывает у Него особое сострадание к немощным людям, приходящим к Нему.

Ис. 55:10-11. С благотворными силами, действующими в природе (дождь и снег), благодаря которым возможна жизнь на земле, сравнивается слово Божие, готовящее людей – во исполнение воли Отца небесного – к жизни вечной.

Ис. 55:12-13. Возможное прозрение Тысячелетнего царства, в которое с веселием входят люди, искупленные Христом (освобожденные Им, они выйдут из духовного плена, «провожаемые» ликованием природы). Вместо терновника выростет кипарис (и далее; стих 13) звучит как «снятие проклятия» с земли, которое согрешивший Адам услышал из уст Господа (Быт. 3:17-19).

Видят в стихе 13 и иносказание тех перемен, которые Бог производит в сердце человека, спасаемого Им. Правомочность такого прочтения стиха 13 не лишает его и непосредственного смысла: во славу Господа благословляемая Им земля Тысячелетнего царства будет плодоносить и приносить преимущественно «добрые плоды», радующие глаз.

Источник

Читайте также:  21 способ толкования карт таро fb2
Adblock
detector