Меню

Все термины в литературе с толкованием

Основные Литературные Термины

Аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Аллегория состоит из двух элементов:

Правосудие — Фемида (женщина с весами)

Белый голубь — мир во всем мире

Аллитерация — повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

Антитеза — стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов:

Герой лирический — образ поэта (его лирическое «Я»), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении. Лирический герой не тождествен биографической личности. Представление о герое лирическом носит суммарный характер и формируется в процессе приобщения к тому внутреннему миру, который раскрывается в лирических произведениях не через поступки, а через переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения.

Гипербола — средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого. Может быть идеализирующей и уничижающей.

И сосна до звезд достаёт. (О. Мандельштам)

Порядочный человек от вас за тридевять земель убежать готов. (Ф.Достоевский)

Гротеск — причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла.

В разговоре слово гротеск обычно означает «странный», «фантастический», «эксцентричный» или «уродливый», и, таким образом, часто используется для описания странных или искажённых форм, таких, как маски на карнавале или гаргульи на соборах.

Завязка — событие, которое определяет возникновение конфликта литературного произведения. Иногда она совпадает с началом произведения.

Ирония — вид комического, горькая или, наоборот, добрая насмешка, осмеянием того или иного явления разоблачающая отрицательные черты его и тем утверждая провиденные автором в явлении положительные стороны.

Коллизия — порождающее конфликт, лежащее в основе действия литературного произведения противоречия между характерами героев этого произведения, либо между характерами и обстоятельствами, столкновения которых и составляют сюжет сочинения.

Кульминация — в литературном произведении сцена, событие, эпизод, где коллизия достигает наивысшего напряжения и происходит решающее столкновение между характерами и устремлениями героев, после чего в сюжете начинается переход к развязке.

Лейтмотив — выразительная деталь, конкретный художественный образ, многократно повторяемый, упоминаемый, проходящий сквозь отдельное произведение или все творчество писателя.

Литота — это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. Литота в этом смысле противоположна гиперболе, поэтому по-другому её называют обратной гиперболой.

Лошадь величиной с кошку

Жизнь человека — один миг

Метафора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Метафора повышает точность поэтической речи и её эмоциональную выразительность.

В лесу родилась елочка,

Если рассуждать объективно, ель не может «родиться» — она вырастает из семян. Но с помощью метафоры, сравнивающей елочку с ребенком, создается яркий, запоминающийся образ, понятный даже маленьким детям.

Неологизмы — слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке (новообразованное, отсутствовавшее ранее).

Олицетворение — изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

О чем ты воешь, ветер ночной,

О чем так сетуешь безумно?

Пафос — высшая точка подъема воодушевления, эмоционального чувства, восторга, достигнутая в литературном произведении и в восприятии его читателем, отражающая значительные события в обществе и духовные взлеты героев.

Парадокс — в литературе – прием утверждения, явно противоречащего общепринятым понятиям, либо для разоблачения тех из них, которые, по мнению автора, ложны, либо для выражения своего несогласия с так называемым «здравым смыслом», обусловленным косностью, догматизмом, невежеством.

Перифраз — использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, заменяющее слово. Используется для украшения речи, замены повтора или несет в себе значение аллегории.

«Елисей не имел аппетита к питанию»;

«какой-то скучный мужик. лег. между покойными и лично умер»;

Читайте также:  Аутентичное толкование уголовного закона пример

«Козлов продолжал лежать умолкшим образом, будучи убитым» (А.Платонов).

Предисловие — статья, предваряющая литературное произведение, написанная либо самим автором, либо критиком или литературоведом. В предисловии могут быть даны и краткие сведения о писателе, и некоторые пояснения об истории создания произведения, предложено истолкование замысла автора.

Развязка — завершающая часть развития коллизии или интриги, где разрешается, приходит к логическому образному завершению конфликт произведения.

Реминисценция — использование в литературном произведении выражений из других произведений, а то и фольклора, вызывающих у автора некую другую трактовку; порой заимствованное выражение бывает несколько изменено.

М.Лермонтов – «Город пышный, город бедный» (о Санкт-Петербурге)

У Ф.Глинки «Город чудный, город древний» (о Москве).

. Нам в бой идти приказано:

«Да здравствует свобода!»

Свобода! Чья? Не сказано.

Нам в бой идти приказано –

«Союзных ради наций»,

А главного не сказано:

Чьих ради ассигнаций?

Сарказм — едкая язвительная насмешка над кем-либо или над чем-либо. Широко используется в сатирических литературных произведениях.

Сатира — разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества. Формы эти могут быть самыми разнообразными – парадокс и гипербола, гротеск и пародия и т.д.

Синекдоха — стилистический приём, состоящий в том, что название общего переносится на частное.

«родной кров» или «родной очаг» вместо «родной дом»

«парус» вместо «лодка»

«волна» или «волны» вместо «море»

Тавтология — повторение одних и тех же близких по смыслу и звучанию слов.

Все мое, сказало злато,

Все мое сказал булат.

Трагедия — вид драмы, возникшей из древнегреческого обрядового дифирамба в честь покровителя виноградарства и вина бога Диониса, представлявшегося в виде козла, потом – подобием сатира с рожками и бородой.

Трагикомедия — драма, сочетающая в себе черты и трагедии, и комедии, отражающая относительность наших определений явлений действительности.

Фабула — череда событий, служащих основой литературного произведения. Нередко фабула обозначает то же, что и сюжет, различия между ними настолько условны, что ряд литературоведов считают фабулой то, что другие считают сюжетом, и наоборот.

Эзопов язык — различные способы иносказательно выразить ту или иную мысль, которую прямо высказать нельзя, например, из-за цензуры.

Экспозиция — непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения.

Экспрессия — подчеркнутая выразительность чего-либо. Для достижения экспрессии применяются необычные художественные средства.

Элегия — лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

Эпиграмма — краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо.

Эпиграф — выражение, предпосланное автором своему произведению или части его. Эпиграф обычно выражает суть творческого замысла автора произведения.

Эпилог — заключение, сделанное автором после изложения повествования и завершения его развязкой – для объяснения замысла сообщением о дальнейшей судьбе героев, утверждающей последствия описанного в произведении явления.

Эпитет — художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.п.

Источник

Термины для подготовки к ЕГЭ по литературе и повышения качества чтения

Тема, идея, проблема, авторская позиция

Тема произведения – то, что стало предметом авторского интереса и осмысления (можно задать вопрос: «О чем произведение?»).

Тематика – несколько тем, раскрытых в произведении.

Какова тематика поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»? Тематика произведения включает тему «нового человека», тему сатирического изображения помещиков, тему нравственного выбора, тему России, тему народа.

Проблема – основной вопрос, который ставит автор произведения и на который ищет ответ. (Проблема может быть сформулирована в виде вопросительного предложения.)

Проблематика – совокупность проблем произведения (социальная, философская, нравственная, сатирическая, социально-психологическая, нравственно-философская, религиозно-философская, философско-психологическая, нравственно-психологическая).

Какова проблематика комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»? Автор размышляет о столкновении «века нынешнего и века минувшего», жестокости крепостного права и помещиков, проблеме чинопочитания, «пустого, рабского, слепого подражанья» иностранцам, воспитания молодых русских дворян на европейский лад.

Идея (главная мысль) произведения – это основная мысль, для утверждения которой оно написано (можно задать вопрос: «Для утверждения какой мысли написано произведение?»).

Авторская позиция – отношение автора к героям. Она может выражаться прямо или опосредованно (через различные описания: портрет, пейзаж, интерьер, – художественную деталь, композицию, прием антитезы – в том числе использованный в композиции произведения, – заглавие, эпиграф и т.д.).

Читайте также:  Во время оно толкование фразеологизма

Сюжет, композиция, способы повествования

Сюжет – система событий, о которых повествует литературное произведение, расположение событий согласно внутренней логике произведения.

Фабула – расположение событий произведения в соответствии с их хронологической (временнóй) последовательностью. Сюжет и фабула произведения могут совпадать и не совпадать – в зависимости от задач, которые ставит перед собой автор.

Композиция (от лат. compositio – составление, соединение) – построение художественного произведения.

Композиция может быть сюжетной и несюжетной. В первом случае есть последовательность развития событий, во втором случае – нет (например, в рассказе И. А. Бунина «Легкое дыхание», в лирических стихотворениях).

Композиция может быть:

1) кольцевой (основанной на приеме кольцевого обрамления) (стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «К***», («Я помню чудное мгновенье…»), стихотворение М. Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…», рассказ А. П. Чехова «Хамелеон»);

2) зеркальной (роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка»);

3) построенной с помощью антитезы (стихотворения А. С. Пушкина «Деревня», «Анчар», рассказ Л. Н. Толстого «После бала», рассказ М. Горького «Старуха Изергиль», рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир», роман-эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон»);

4) «рассказ в рассказе» (рассказ А. П. Чехова «Человек в футляре», рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека», рассказ М. Горького «Старуха Изергиль»); «роман в романе» (роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Стадии развития действия (элементы сюжета) в художественном произведении.

1. Экспозиция (от лат. exposition – изложение, объяснение) – предыстория событий, содержащая исходную характеристику персонажей, места и времени действия и т.д. Экспозиция может быть:

1) прямой – в начале произведения;

2) задержанной (отсроченной) – в середине или в конце произведения (роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души», комедия А. П. Чехова «Вишневый сад», драма М. Горького «На дне»).

2. Завязка – событие, которое содержит противоречие, конфликт и завязывает действие.

4. Кульминация (от лат. culmen – вершина) – наивысшая точка напряжения в развитии действия, когда противоречие достигает предела.

5. Развязка – исход событий.

Эпилог (от греч. epilogos – послесловие) – заключение крупного произведения, романа (роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»).

Внесюжетные элементы (в том числе авторские отступления) – элементы композиции произведения, в которых автор отходит от основного сюжета или повествования о героях и событиях («Повесть о Капитане Копейкине», сказ о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче в поэме «Мертвые души»; песни «Про холопа примерного – Якова верного» и «О двух великих грешниках» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»).

Авторское отступление (лирическое или философское) – отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки на темы, прямо не связанные с главной темой произведения. Лирические отступления замедляют развитие основного действия, но позволяют автору выразить свое мнение по различным вопросам, связанным с главной темой. («Слово о полку Игореве», роман в стихах «Евгений Онегин», поэма «Мертвые души» (в основном, авторские лирические отступления), роман-эпопея «Война и мир» (авторские философские отступления).

1) от первого лица – есть образ рассказчика (повествователя), может применяться прием сказа – сказовая манера повествования (образ лирического героя, или лирического «я» поэта, в стихотворениях, образ Петра Гринева в романе «Капитанская дочка», образ автора в романе в стихах «Евгений Онегин», образ рассказчика в романе «Герой нашего времени», образ автора в поэме «Мертвые души», образы рассказчика и героя в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека», образ рассказчика в повествовании в рассказах В. П. Астафьева «Царь-рыба», в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского», в повести С. Д. Довлатова «Заповедник»);

2) от второго лица – есть образ того, к кому обращается автор (рассказ Ю. П. Казакова «Во сне ты горько плакал», книга воспоминаний М. Влади «Владимир, или Прерванный полет»);

3) от третьего лица (наиболее часто употребляемый способ повествования).

Читайте также:  Аль анфаль 11 аят толкование ас саади

Конфликт (коллизия)

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение), или коллизия (от лат. collisio – столкновение) – столкновение между персонажами, героем и средой (внешний конфликт – например, Чацкого с фамусовским обществом в комедии «Горе от ума», Катерины с «темным царством» – купеческим обществом – в драме «Гроза»), а также внутренние противоречия персонажа (внутренний конфликт – например, внутренний конфликт испытывают Печорин в романе «Герой нашего времени», Раскольников в романе «Преступление и наказание», Базаров в романе «Отцы и дети»).

Автор и образ автора

Следует разграничивать понятия автора как создателя произведения и образа автора. Образ автора – еще один персонаж произведения, он обладает чертами рассказчика. Например, в романе «Евгений Онегин» есть образ автора, который называет Онегина своим «добрым… приятелем», хранит письмо Татьяны к Онегину, стихи Ленского.

Литературный герой

Персонаж (от фр. «личность, лицо») – герой художественного произведения. Персонажи могут быть главными и второстепенными. В произведении может быть один главный персонаж (роман «Герой нашего времени») или несколько (роман-эпопея «Война и мир»).

Характер (греч. character – черта, особенность) – образ человека в литературном произведении, который соединяет в себе общие и индивидуальные черты, детально проработанный персонаж, образ героя, наделенный конкретными чертами. Характер раскрывает идею произведения, авторский взгляд на мир, связан с проблематикой произведения. Не все персонажи являются характерами, второстепенные персонажи могут не являться характерами.

Литературный тип – персонаж, воплощающий какое-либо социально значимое свойство, примета реализма («маленький» человек, «лишний» человек, «новый» человек – делец или герой-индивидуалист, нигилист; гоголевский помещик, чиновник, герой-«праведник» («старуха-праведница»).

Лирический герой (лирическое «я» поэта) – образ поэта – героя лирического стихотворения. Ярко выраженный лирический герой присутствует в лирике Лермонтова, Блока, Маяковского, Есенина, Ахматовой, Цветаевой и других поэтов. Образ лирического героя не следует отождествлять с личностью поэта.

Внесценические персонажи – персонажи драматических произведений, о которых упоминают герои, но которые не появляются на сцене.

Система образов – система персонажей или художественных образов произведения (деталей, образов-символов).

Вечные темы, мотивы и образы

Вечные темы в литературе – темы, которые интересовали человечество во все времена, но были раскрыты каждой эпохой по-своему, заново. Это темы любви, дружбы, творчества, смысла жизни, жизни и смерти, любви к Родине (патриотизма), нравственного выбора, войны, предательства и т.д.

Мотив – компонент повествования, повторяющийся в разных произведениях одного или нескольких писателей. Вечные мотивы – романтические, элегические, жизнеутверждающие, христианские, фольклорные (народные) мотивы, мотивы одиночества, странничества, дороги, правдоискательства, сна, пробуждения и т.д.).

Вечные образы – образы, встречающиеся в произведениях писателей различных эпох и стран. Например, Фауст, Дон Жуан, Гамлет, Дон Кихот, Кармен, Демон и т.д. Примеры произведений: роман Булгакова «Мастер и Маргарита» (образ Сатаны – Воланда), повесть Булгакова «Собачье сердце» (образ Франкенштейна, искусственно созданного человека), «маленькая» трагедия Пушкина «Каменный гость» (образ Дона Гуана), цикл стихотворений Блока «Кармен», поэма Лермонтова «Демон», рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» (образ Атлантиды – мифического затонувшего острова, образ Дьявола), стихотворение Б. Л. Пастернака «Гамлет» (из цикла «Стихотворения Юрия Живаго», образы Гамлета и Христа).

Пафос

Пафос (от греч. pathos – страсть) – эмоциональный настрой, звучание произведения, определяющее его общую тональность. Пафос может быть героическим, трагическим, сатирическим, патриотическим, антивоенным и т.д.

Трагическое и комическое

Трагическое – это эстетическая категория, для которой характерно наличие неразрешимого конфликта, приводящего к страданиям и, возможно, гибели героя. В произведении показаны жизненная позиция, духовные ценности трагического персонажа. Например, трагическими героями являются Гамлет, Мцыри, трагическое начало свойственно образам Онегина, Печорина, Раскольникова, Базарова.

Комическое – эстетическая категория, средство раскрытия жизненного противоречия путем осмеяния. Основные виды комического – юмор, ирония, сатира, сарказм. В основе комического обычно лежит какое-либо нелепое несоответствие, нарушение нормы в сюжетной ситуации, характере героя.

Стиль

Стиль – единство образной системы и выразительных средств художественного произведения. Можно выделить стиль эпохи (например, стиль эпохи Просвещения, социалистический реализм – стиль советской эпохи), стиль отдельного литературного направления (сентиментализма, реализма, футуризма и т.д.), стиль отдельного писателя (Чехова, Бунина, Платонова, Цветаевой).

Если статья оказалась полезной, ставьте «Нравится», подписывайтесь на канал!

Источник

Adblock
detector