Меню

Второе соборное послание святого апостола петра толкование

2-е соборное послание Апостола Петра. Толкование

Второе соборное послание святого Апостола Петра. Глава 3 и ее толкование.

1 Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл,

То есть Апостол Петр пытается второй раз пробудить в верующих и, прежде всего, в христианских церквях любопытство, дабы побудить их истолковать это послание. Я попробовал истолковать его с языка образов, и вот что получилось.

2 Чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими:

Здесь Петр подчеркивает, что указанные события одинаково описаны и в Ветхом Завете и в Новом Завете и в его послании.

3 Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным похотям

4 И говорящие: «где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же».

По сути это знамение. Как только явятся эти «ругатели» и будут спрашивать, где же пришествие Его, то это будет означать, что скоро Он придет.

5 Думающие так не знают, что в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою:

6 Потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою.

Вода – это живительная влага, здесь – слово Божие. То есть здесь речь идет о том, что как было предрешено Богом и пророчески описано в Библии, так и случилось. То есть людям был дан закон Моисея в прямом его понимании и люди должны были его соблюдать. Так как не все его соблюдали, то Бог утопил тот мир всемирным потопом. То есть всемирный потоп – это слово Иисуса Христа. Старый мир был затоплен Новым Заветом и началась новая жизнь.

7 А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.

То есть то же самое слово Нового Завета пророчествует о будущем (вторым смыслом, языком образов), когда в день суда мир будет не затоплен, а сожжен огнем с неба. Но здесь надо понимать, что пророчества Нового Завета толкуются не буквально в прямом смысле, а с языка образов. То есть огонь с неба – это дар истинной веры от Бога. Люди получат внутрь себя огонь истинной веры, это и есть Царствие Божие. Тогда не будут люди грешить, точно зная, что Бог есть и Он накажет за грехи. Это будет царство правды, о котором речь пойдет дальше. При этом церкви как таковые станут не нужны, так как каждый человек будет обличать сам себя, об этом тоже речь ниже.

8 Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.

Здесь речь о том, что когда в пророчествах Нового Завета говорится об Иисусе Христе, то надо понимать, что один день – это тысяча лет. В данном случае Петр намекает нам на то, что в Новом Завете много раз написано, что скоро грядет Христос, а Его все нет и нет. И нечестивые, ругатели и т.п. сомневаются в словах Христа, но это неверно. Просто нужно толковать пророчества с языка образов. Таким образом, сказано, что Он воскрес рано утром на третий день. Если Его распяли в 33 году нашей эры, то воскреснуть Он должен примерно в 2033 году. То есть после двух дней (двух тысяч лет) в начале третьего дня (в начале третьего тысячелетия) после распятия. Но это опять же не в прямом понимании слов. Это означает, что Новый Завет, который, как считает большинство людей, говорит в основном о прошлом, о том, что сделали со Христом в первый раз и лишь частично говорит о будущем (о судном дне), примерно к 2033 году «заговорит», будет совершенно очевидно, что Новый Завет говорит и о будущем тоже, но образно. То есть можно сказать образно так: как-бы умерший Христос заговорит из Нового Завета о событиях, которые будут сбываться в то время одно за другим.

Читайте также:  2 фессалоникийцам 2 глава толкование

9 Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.

Здесь Петр уточняет предыдущие свои слова и образно добавляет, что надо успеть научиться толковать Новый Завет, иначе люди останутся не полностью просвещенными и начнут хулить Господа, как указанные выше ругатели. Но Он не этого хочет, а хочет чтобы все покаялись и получили Царствие Божие внутрь себя.

10 Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.

11 Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам,

12 Ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?

Все дела на ней сгорят – здесь прежде все речь о том, что в тот день христианские церкви станут не нужны. То есть строили-строили их, а все равно все «сгорит». Но Петр нарочно предупреждает об этом, чтобы не боялись церковные служащие, а были готовы. Просто в тот день церкви будут считаться выполнившими свою работу, подготовившими людей к следующему уровню духовной жизни.
Ожидающим и желающим пришествия дня Божия – то есть Петр говорит, что не нужно упрямится изучению языка образов, пониманию второго смысла Библии, и тем самым второму пришествию Христа. Священники должны быть открыты для нового понимания слова Божиего и учить этому простых людей, чтобы все спаслись.

13 Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.

Об этом речь была выше.

14 Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире;

То есть толкуйте Новый Завет и следуйте Его указаниям.

15 И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам,

16 Как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.

Здесь Петр подчеркивает, что все послания Апостола Павла относятся ко времени судного дня. Поэтому они не всегда ясны людям. Они будут пророчествать непосредственно во времена второго пришествия Христа. Но пророчествовать опять же на языке образов. Если кто-то не успеет понять этот язык, то не поймет пророчества и не спасется. Также здесь Петр говорит, что все Писания написаны на языке образов, и те кто не знаком с ним, те неверно его понимают (превращают, то есть перевирают).

17 Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения,

То есть здесь Петр обращается к тем, кто знает язык образов и смог истолковать его послание. Он говорит, что вы на правильном пути, так и продолжайте толковать Писания.

18 Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.

То есть толкуйте все Писания, каждый стих, это важно.

Источник

Глава I

Надписание и приветствие (1–2). Восхождение по степенями добродетелей (3–9). Убеждение к твердости в вере с указанием на близость кончины Апостола (10–15). Преображение Господне (16–18). Ветхозаветное пророческое слово (19–21).

По апостольскому обыкновению (ср. 1Пет 1:2 ; Рим I3, 12; Тит 1:1, 4 ), Ап. Петр начинает свое послание приветствием – преподанием христианам благодати и мира, причем «с самого начала Апостол пробуждает помыслы и души верующих, побуждая их в деле проповеди равняться Апостолам. Ибо тогда, как все получили равно драгоценную благодать, несправедливо было бы иметь недостаток в чем-нибудь таком, в чем все оказались равными» (блаж. Феофил.). Сразу же Апостол называет божественную сторону спасения – «в правде Бога нашего и Спас а Иисуса Христа » (ст. 1) и человеческую – « в познании Бога и Господа нашего Иисуса Христа » (ст. 2).

Читайте также:  Гадание на игральных картах на год расклады и толкование

Изобразив ранее ( 2Пет.1:2–6 ) благодатное состояние христиан в его идеальной норме, Апостол теперь говорит, что христианский идеал веры и жизни должен воплощаться в целой жизни христианского общества, что лишь сохранение и приумножение духовного благодатного достояния открывает путь к истинному христианскому познанию; напротив, тот, кто не имеет упомянутых Апостолом нравственных основ жизни, тот подобен человеку с закрытыми глазами. «Изречение Апостола Петра подобно сказанному блаженным Иаковом, именно: кто слушает слово, и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале» ( Иак 1:23 ), (блаж. Феофил.).

В противоположность очерченной в 2Пет.1:9 неосновательности людей чуждого христианству духа, истинные христиане должны и в учении, и в жизни опираться на звание и избрание христианское в надежде на вход в вечное Царство Господа Иисуса Христа. «Примечай, как прежде Апостол хотел побудить страхом – пришествием Судии, а теперь убеждает обещанием благ – входом в вечное Царство Божие» (блаж. Феофил.)

Требуя от верующих строгого и постоянного внимания к словам своего благовествования, Апостол здесь доказывает несомненную важность следования этому учению, противополагая божественную истинность евангельского учения красивым поэмам язычников и обольстительным басням (зарождавшимся уже тогда) еретических учений (ср. 1Тим 4:7, 1, 4 ) Апостол как бы так говорит: «Ничего такого нельзя подозревать в нас. Ибо мы преподали учение словом необработанным, как и Павел говорит коринфянам ( 1Кор. 2:4, 13 ), и преподали то, что своими глазами видели, когда вместе с Ним восходили на святую гору» (блаж. Феофил.). В качестве разительного примера, в котором особенно проявились величие и сила Господа Иисуса Христа, и о котором, как о действительном событии свидетельствуют Апостолы и евангелисты (см. Мф 17сл.; Мк 9cл.; Лк 9cл.), Ап. Петр говорит здесь о Преображении Господа, с особенною силою оттеняя, что апостолы, в числе их Петр, самолично слышали глас Бога Отца, пришедший к Иисусу Христу с неба.

«Пророки получают пророчества от Бога, но не как они хотят, а как действует Дух Божий; они сознавали и уразумевали ниспосылаемое им пророческое слово, но объяснения не делали. Что пророки, во время действия на них Духа Божия, сознавали, что им ниспосылается слово от Духа Божия, видно из того, что они подчинялись добровольно и что хотели, то высказывали, а чего не хотели, о том умалчивали. У лжепророков не так. Они во время действия не владели сознанием, но приведенные в неистовство, как пьяные, не знали, что с ними происходило… А что пророки прорицали не в иступлении, видно и из следующего. Пророки Ветхого и Нового Завета пророчествовали одним Духом. А Апостол Павел говорит: » если другому из сидящих будет откровение, то первый молчи « ( 1Кор 14:30 ). Отселе ясно, что пророки добровольно пророчествовали, оставаясь в естественном состоянии» (блаж. Феофил.). Таким образом, по учению Ап. Петра, пророки «не были пассивными орудиями Духа, сознание их не подавлялось, ибо, по слову Апостола, они » испыты вали» являемое им Духом ( 1Пет 1:11 ), т. е. свободно воспринимали и уразумевали открываемое им. На одной стороне откровение от Духа, на другой – самодеятельность и индивидуальность пророков» (проф. Д. И. Богдашевский).

Читайте также:  Гадание на воске толкование обезьяна

Изобразивши, таким образом, существенные стороны истинного пророчества, Апостол в 2Пет.2и сл., характеризует и отличает пророчество и учение ложное.

Источник

Глава II

Лжепророки и лжеучители (1–3). Неотвратимость кары Божией на них – на основании прежних примеров наказания Божия (4–9). Подробная характеристика лжеучителей (10–15). Грех Валаама (15–16). Нечестие лжеучителей и ожидающая их гибель (17–22).

Свое пагубное учение лжеучители имеют распространять в народе, руководясь побуждениями корыстолюбия, и будут иметь успех, грозящий гибелью и им, и обольщенным их последователям. «Чтобы показать, что они совершенно чужды божественного учения, говорит, что они употребляют льстивые слова» (блаж. Феофил.).

Во втором (ст. 5) и третьем (ст. 6) примере Апостол обращает мысль читателей уже к библейской истории человечества, причем рядом с карою над нечестивыми указывает и спасение благочестивых. «Для чего же к примерам худых людей он присовокупляет примеры добрых. Апостол как бы так говорит: Бог умеет неизбежно наказывать живущих во грехах, как наказал ангелов согрешивших, людей предпотопных, города Содомские. Умеет награждать и делающих правду, как наградил Ноя, Лота» (блаж. Феофил).

Из приведенных в 2Пет.2:4–8 примеров Апостол делает нравоучительный вывод в духе вообще библейского воззрения на Божественное вознаграждение и возмездие людям (ср. Пс. 33:20 ; Притч 16:4 ; 1Кор 10:13 ; Откр 3:10 ). Все сказано Апостолом «для того, во-первых, чтобы вместе воспомянуть историю о погибели нечестивых и спасении праведных; во-вторых, для того, чтобы через сопоставление их выставить ужасную злобу грешников и светлые совершенства добродетельных; наконец, для того, чтобы убедить своих слушателей возненавидеть нечестие одних по причине наказаний за оное и возлюбить добродетель других по причине ее спасительности» (блаж. Феофил.).

Преподав читателям руководственные наставления касательно осторожности в отношении соблазнов лжеучителей, Апостол теперь переходит к подробнейшей характеристике этих последних. Нравственная распущенность с наклонностью к противоестественным плотским порокам (ст. 10, 14) и дерзость в отношении ко всякой власти (ст. 10–11) особенно выделяются в мрачной характеристике лжеучителей. «Смысл (целой характеристики) такой: они, говорит Апостол, не имеют ничего свойственного чистоте, но пристают к чистому обществу, как пятна на чистой одежде. Когда обольстят кого-нибудь и успеют сделать попавшихся в их сети мужей и жен нечистыми, почитают это дело насаждением, дополняя свое развращение. Они, и пиршествуя с вами, делают это не по любви и общению с другими, но потому, что находят это время удобным для обольщения женщин. Ибо они, имея глаза, смотрят не на что другое, как только на любострастие, и непрестанно имея это в виду и греша, как сыны проклятия, прельщают неутвержденные души. Ибо сердце их приучено ни к чему другому, как только к любостяжанию, т. е. к разврату или корысти, и через тот и другую оставив путь, могший привести их к спасению, они заблудились от него» (блаж. Феофил.).

Продолжая и заканчивая характеристику лжеучителей, Апостол уподобляет их безводным источникам и пустым облакам. «Уподобляет безводным источникам потому, что они утратили чистоту проповеди и сладкую воду жизни. Сравнивает их с облаками, гонимыми ветром, разумея ветер противный, почему и назвал его бурею, так как буря приводит гонимое ею в совершенный беспорядок. Они, говорит, облака не светлые, каковы святые, но темные, полные мрака» (блаж. Феофил.). В ст. 18–19 обратная речь ст. 17 раскрывается со стороны своего смысла и значения. Лжеучители «по суетности произносят речи надутые, привлекая плотскою похотью в разврат тех, которые совершенно избегли оного, или, если некогда и находились в заблуждении, то впоследствии покорили себя Господу. Сами, говорит, будучи рабами упомянутой нечистоты, которую по справедливости и назвал тлением, обещают обольщаемым свободу. А почему они обещают свободу, сами будучи рабами греха, приводит на то прекрасное доказательство: кто какою страстью побежден, тот и раб ее» (блаж. Феофил.).

Источник

Adblock
detector