Ярмарка была как всегда шумная

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Антоновские яблоки (сборник)

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Иван Алексеевич Бунин

Олег Михайлов. Великий изгнанник

Ночь давно, а я все еще бреду по горам к перевалу, бреду под ветром, среди холодного тумана, и безнадежно, но покорно идет за мной в поводу мокрая, усталая лошадь, звякая пустыми стременами.

«Скоро перевал, — говорил я себе. — Скоро я буду в затишье, за горами, в светлом, людном доме…»

Впереди что-то смутно чернеет среди бегущего тумана… какие-то темные холмы, похожие на спящих медведей. Я пробираюсь по ним, с одного камня на другой, лошадь, срываясь и лязгая подковами по мокрым голышам, с трудом влезает за мною, — и вдруг я замечаю, что дорога снова начинает медленно подниматься в гору! Тогда я останавливаюсь, и меня охватывает отчаяние. Я весь дрожу от напряжения и усталости, одежда моя вся промокла от снега, а ветер так и пронизывает ее насквозь. Не крикнуть ли? Но теперь даже чабаны забились в свои гомеровские хижины вместе с козами и овцами — кто услышит меня? И я с ужасом озираюсь:

— Боже мой! Неужели я заблудился?

Поздно. Бор глухо и сонно гудит в отдалении. Ночь становится все таинственнее, и я чувствую это, хотя не знаю ни времени, ни места. Теперь погас последний огонек в глубоких долинах, и седой туман воцаряется над ними, зная, что пришел его час, долгий час, когда кажется, что все вымерло на земле и уже никогда не настанет утро, а будут только возрастать туманы, окутывая величавые в своей полночной страже горы, будут глухо гудеть леса по горам и все гуще лететь снег на пустынном перевале.

Закрываясь от ветра, я поворачиваюсь к лошади. Единственное живое существо, оставшееся со мною! Но лошадь не глядит на меня. Мокрая, озябшая, сгорбившись под высоким седлом, которое неуклюже торчит на ее спине, она стоит, покорно опустив голову с прижатыми ушами. И я злобно дергаю повод, и снова подставляю лицо мокрому снегу и ветру, и снова упорно иду навстречу им. Когда я пытаюсь разглядеть то, что окружает меня, я вижу только седую бегущую мглу, которая слепит снегом. Когда я вслушиваюсь, я различаю только свист ветра в уши и однообразное позвякивание за спиною: это стучат стремена, сталкиваясь друг с другом…

Но странно — мое отчаяние начинает укреплять меня! Я начинаю шагать смелее, и злобный укор кому-то за все, что я выношу, радует меня. Он уже переходит в ту мрачную и стойкую покорность всему, что надо вынести, при которой сладостна безнадежность…

Вот наконец и перевал. Но мне уже все равно. Я иду по ровной и плоской степи, ветер несет туман длинными космами и валит меня с ног, но я не обращаю на пего внимания. Уже по одному свисту ветра и по туману чувствуется, как глубоко овладела поздняя ночь горами, — уже давным-давно спят в долинах, в своих маленьких хижинах маленькие люди; но я не тороплюсь, я иду, стиснув зубы, и бормочу, обращаясь к лошади:

— Иди, иди. Будем брести, пока не свалимся. Сколько уже было в моей жизни этих трудных и одиноких перевалов! Как ночь, надвигались на меня горести, страдания, болезни, измены любимых и горькие обиды дружбы — и наступил час разлуки со всем, с чем сроднился. И, скрепивши сердце, опять брал я в руки свой страннический посох. А подъемы к новому счастью были высоки и трудны, ночь, туман и буря встречали меня на высоте, жуткое одиночество охватывало на перевалах… Но — идем, идем!

Спотыкаясь, я бреду как во сне. До утра далеко. Целую ночь придется спускаться к долинам и только на заре удастся, может быть, уснуть где-нибудь мертвым сном, — сжаться и чувствовать только одно — сладость тепла после холода.

День опять обрадует меня людьми и солнцем и опять надолго обманет меня… Где-то упаду я и уже навсегда останусь среди ночи и вьюги на голых и от века пустынных горах?

Таньке стало холодно, и она проснулась.

Высвободив руку из попонки, в которую она неловко закуталась ночью, Танька вытянулась, глубоко вздохнула и опять сжалась. Но все-таки было холодно. Она подкатилась под самую «голову» печи и прижала к ней Ваську. Тот открыл глаза и взглянул так светло, как смотрят со сна только здоровые дети. Потом повернулся на бок и затих. Танька тоже стала задремывать. Но в избе стукнула дверь: мать, шурша, протаскивала из сенец охапку соломы

— Холодно, тетка? — спросил странник, лежа на конике.

— Нет, — ответила Марья, — туман. А собаки валяются, — беспременно к метели.

Она искала спичек и гремела ухватами. Странник спустил ноги с коника, зевал и обувался. В окна брезжил синеватый холодный свет утра, под лавкой шипел и крякал проснувшийся хромой селезень. Теленок поднялся на слабые растопыренные ножки, судорожно вытянул хвост и так глупо и отрывисто мякнул, что странник засмеялся и сказал:

— Сиротка! Корову-то прогусарили?

Танька раскрыла глаза.

Продажа лошади особенно врезалась ей в память «Когда еще картохи копали», в сухой, ветреный

Источник

Ярмарка была как всегда шумная

Прадеда Красовых, прозванного на дворне Цыганом, затравил борзыми барин Дурново. Цыган отбил у него, своего господина, любовницу. Дурново приказал вывести Цыгана в поле, за Дурновку, и посадить на бугре. Сам же выехал со сворой и крикнул: «Ату его!» Цыган, сидевший в оцепенении, кинулся бежать. А бегать от борзых не следует.

Деду Красовых удалось получить вольную. Он ушел с семьей в город – и скоро прославился: стал знаменитым вором. Нанял в Черной Слободе хибарку для жены, посадил ее плести на продажу кружево, а сам, с каким-то мещанином Белокопытовым, поехал по губернии грабить церкви. Когда его поймали, он вел себя так, что им долго восхищались по всему уезду: стоит себе будто бы в плисовом кафтане и в козловых сапожках, нахально играет скулами, глазами и почтительнейше сознается даже в самом малейшем из своих несметных дел:

– Так точно-с. Так точно-с.

А родитель Красовых был мелким шибаем. Ездил по уезду, жил одно время в родной Дурновке, завел было там лавочку, но прогорел, запил, воротился в город и помер. Послужив по лавкам, торгашили и сыновья его, Тихон и Кузьма. Тянутся, бывало, в телеге с рундуком посередке и заунывно орут:

– Ба-абы, това-ару! Ба-абы, това-ару!

Товар – зеркальца, мыльца, перстни, нитки, платки, иголки, крендели – в рундуке. А в телеге все, что добыто в обмен на товар: дохлые кошки, яйца, холсты, тряпки…

Но, проездив несколько лет, братья однажды чуть ножами не порезались – и разошлись от греха. Кузьма нанялся к гуртовщику, Тихон снял постоялый дворишко на шоссе при станции Воргол, верстах в пяти от Дурновки, и открыл кабак и «черную» лавочку: «торговля мелочного товару чаю сахору тобаку сигар и прот-чего».

Годам к сорока борода Тихона уже кое-где серебрилась. Но красив, высок, строен был он по-прежнему; лицом строг, смугл, чуть-чуть ряб, в плечах широк и сух, в говоре властен и резок, в движениях быстр и ловок. Только брови стали сдвигаться все чаще да глаза блестеть еще острей, чем прежде.

Неутомимо гонял он за становыми – в те глухие осенние поры, когда взыскивают подати и идут по деревне торги за торгами. Неутомимо скупал у помещиков хлеб на корню, снимал за бесценок землю… Жил он долго с немой кухаркой, – «неплохо, ничего не разбрешет!» – имел от нее ребенка, которого она приспала, задавила во сне, потом женился на пожилой горничной старухи-княжны Шаховой. А женившись, взяв приданого, «доконал» потомка обнищавших Дурново, полного, ласкового барчука, лысого на двадцать пятом году, но с великолепной каштановой бородой. И мужики так и ахнули от гордости, когда взял он дурновское именьице: ведь чуть не вся Дурновка состоит из Красовых!

Читайте также:  Как по японски будет имя олег

Ахали они и на то, как это ухитрялся он не разорваться: торговать, покупать, чуть не каждый день бывать в именье, ястребом следить за каждой пядью земли… Ахали и говорили:

Убеждал их в этом и сам Тихон Ильич. Часто наставлял:

– Живем – не мотаем, попадешься – обротаем. Но – по справедливости. Я, брат, человек русский. Мне твоего даром не надо, но имей в виду: своего я тебе трынки не отдам! Баловать – нет, заметь, не побалую!

А Настасья Петровна (ходившая по-утиному, носками внутрь, переваливаясь, – от постоянной беременности, все кончавшейся мертвыми девочками, – желтая, опухшая, с редкими белесыми волосами) стонала, слушая:

– Ох, и прост же ты, посмотрю я на тебя! Что ты с ним, глупым, трудишься? Ты его уму-разуму учишь, а ему и горя мало. Ишь, ноги-то расставил – эмирский бухар какой!

Осенью возле постоялого двора, стоявшего одним боком к шоссе, другим к станции и элеватору, стоном стонал скрип колес: обозы с хлебом сворачивали и сверху и снизу. И поминутно визжал блок то на двери в кабак, где отпускала Настасья Петровна, то на двери в лавку, темную, грязную, крепко пахнущую мылом, сельдями, махоркой, мятным пряником, керосином. И поминутно раздавалось в кабаке:

– У-ух! И здорова же водка у тебя, Петровна! Аж в лоб стукнула, пропади она пропадом.

– Сахаром в уста, любезный!

– Либо она у тебя с нюхательным табаком?

– Вот и вышел дураком!

А в лавке было еще люднее:

– Ильич! Хунтик ветчинки не отвесишь!

– Ветчинкой я, брат, нонешний год, благодаря Богу, так обеспечен, так обеспечен!

– Хозяин! Деготь у вас хороший есть?

– Такого дегтю, любезный, у твоего деда на свадьбе не было!

Потеря надежды на детей и закрытие кабаков были крупными событиями в жизни Тихона Ильича. Он явно постарел, когда уже не осталось сомнений, что не быть ему отцом. Сперва он пошучивал.

– Нет-с, уж: я своего добьюсь, – говорил он знакомым. – Без детей человек – не человек. Так, обсевок какой-то…

Потом даже страх стал нападать на него: что же это – одна приспала, другая все мертвых рожает! И время последней беременности Настасьи Петровны было особенно тяжким временем, Тихон Ильич томился, злобился; Настасья Петровна тайком молилась, тайком плакала и была жалка, когда потихоньку слезала по ночам, при свете лампадки, с постели, думая, что муж спит, и начинала с трудом становиться на колени, с шепотом припадать к полу, с тоской смотреть на иконы и старчески, мучительно подниматься с колен. С детства, не решаясь даже самому себе признаться, не любил Тихон Ильич лампадок, их неверного церковного света: на всю жизнь осталась в памяти та ноябрьская ночь, когда в крохотной, кособокой хибарке в Черной Слободе тоже горела лампадка – так смирно и ласково-грустно, – темнели тени от цепей ее, было мертвенно-тихо, на лавке, под святыми, неподвижно лежал отец, закрыв глаза, подняв острый нос и сложив на груди восковые руки, а возле него, за окошечком, завешенным красной тряпкой, с буйно-тоскливыми песнями, с воплями и не в лад орущими гармоньями, проходили годные… Теперь лампадка горела постоянно.

Кормили на постоялом дворе лошадей владимирские коробочники – и в доме появился «Новый полный оракул и чародей, предсказывающий будущее по предложенным вопросам с присовокуплением легчайшего способа гадать на картах, бобах и кофе». И Настасья Петровна надевала по вечерам очки, катала из воска шарик и начинала кидать его на круги оракула. А Тихон Ильич искоса поглядывал. Но ответы получались все грубые, зловещие или бессмысленные.

– «Любит ли меня мой муж?» – спрашивала Настасья Петровна.

«Любит, как собака палку».

«Сколько детей будет у меня?»

«Судьбой назначено тебе умереть, худая трава из поля вон».

Тогда Тихон Ильич говорил:

– «Затевать ли мне тяжбу с известною мне особою?»

Но и ему выходила чепуха:

«Считай во рту зубы».

Раз, заглянув в пустую кухню, Тихон Ильич увидал жену возле люльки кухаркина ребенка. Пестренький цыпленок, попискивая, бродил по подоконнику, стучал клювом в стекла, ловя мух, а она сидела на нарах, качала люльку и жалким, дрожащим голосом пела старинную колыбельную песню:

Источник

Рефлексия (стр. 4 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

(3) Книга предназначена для широкого круга читателей, которых волнует судьба родного слова.

А6. Прочитайте текст и определите стиль речи……………………………

А7. Определите тип речи текста……………………………………………

А9. Определите, какой частью речи является слово многих в предложении № 2.

А10. Определите способ образования слова обесценить, выделенного в предложении №2………………….

А11. Укажите количество причастий, употребленных в приведенном тексте………….

А12. Правильно употреблены устойчивые сочетания.

2) заслужить известность;

3) придавать внимание;

А13. Пунктуационные ошибки допущены в предложении.

1) На берегу озера, как и в городе, вся земля была забрызгана листьями.

2) Наша жизнь как театр.

3) После того как раза два закружилась голова, лисица уже избегала вдыхать в себя спиртной воздух.

4) Ярмарка была как всегда шумная.

А14. Через дефис пишутся слова.

2) (перпетуум) мобиле;

3) (восточно) европейский;

А15. Укажите ряды слов, в которых количество звуков и букв совпадает.

2) странствие, организация;

3) листья, собственность;

4) предъявленный, строение.

А16. Буква Ь пишется во всех словах в ряде.

1) Полчищ…, сем…сот, радиопередач…, в…едливый;

2) барышен…, сем…надцать, ин…екция, из…ян;

3) ветош…, вишен…, об…ятия, под…ячий;

4) невмоч…, извлеч…, пас…янс, картеч….

1) Дай мне н… ручку, а карандаш.

2) Н… один лист в саду на дереве не шевельнулся.

3) Куда н… оглянись, повсюду рожь густая.

4) Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он н… был.

А18. Пишется НН на месте всех пропусков в ряде.

1) Жела…ый, девушка сосредоточе…а, несказа…ый;

2) маринова…ый, студе…ый, чита…ый;

3) мудре…ый, слегка удивле…ы услыша…ому, ответстве…ость;

4) омша…ик, речь изыска…а, преда…ость.

А19. Все слова имеют ударение на втором слоге, кроме.

А20. Значение фразеологизма объяснено неверно.

1) Кот наплакал – мало;

2) раскинуть умом – подумать;

3) пятое колесо в телеге – лишний;

4) камень преткновения – неудача.

А21. Ошибка в косвенной речи.

1) Учитель географии объявил, что завтра ваш класс пойдет на экскурсию.

2) Он часто говорил, что я очень хороший, что ему так легко со мной.

3) Он сказал, что сделает эту работу для меня.

4) Тренер мне посоветовал, чтобы я глубже дышал.

А22. Отметить номера слов, лексическое значение которых определено неверно.

1) Овин- строение для сушки снопов.

2) Паводок- теплая погода с таянием снега, льда.

3) Околица- граница, окраина деревни, села, поселка.

4) Баркас- большая многовесельная лодка.

А23. Согласный перед Е произносится твердо.

А24. Правильно образованы формы множественного числа.

А25. Склоняются фамилии.

4) Валентин Фоминых.

А26. Установить соответствие между именем существительным и его грамматическим родом.

А27. Склоняются аббревиатуры.

А28. Правильный вариант числительного в предложении

У меня нет 546 рублей.

1) Пятьсот сорока шести рублей.

2) Пятисот сорока шести рублей.

3) Пятьсот сорок шесть рублей.

4) Пятиста сорока шести рублей.

А29. Правильно построены словосочетания.

А30. Форма первого лица отсутствует у глаголов.

А33. Правильно использованы деепричастные обороты в предложении.

1) Ничуть не смутившись, она быстро прошла мимо.

2) Садясь тебе писать письмо, меня переполняет нежность.

3) Подъезжая к реке, мы остановили лошадей.

4) Выйдя на улицу ранним утром, тебя кружит водоворот запахов.

Читайте также:  Как сделать чтоб торговля была всегда

А34. Архаизмами являются.

А35. Синонимами выражения эзопов язык являются слова.

А36. Русский алфавит составил:

ВАРИАНТ 2

А1. В каком слове после шипящего пишется О.

А2. У какого слова из предложения неправильно определены грамматические признаки?

Мне было двадцать пять, когда я начал писать что-то вроде воспоминаний.

1) Мне – личное местоимение в дательном падеже;

2) было – глагол в прошедшем времени;

3) что-то – неопределенное местоимение;

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Крыша покрыта толем;

4) восемь килограмм.

А4. Укажите слово с ударением на первом слоге.

А5. В каком варианте выделенное слово пишется с прописной буквы?

2) русско- турецкие войны ;

Текст к заданиям А6-А11.

(1) Учитель общеобразовательного учреждения осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета. (2)Способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ. (3) Использует разнообразные педагогические формы, методы, приемы и средства обучения. (4) Учитель общеобразовательного учреждения реализует образовательные программы, обеспечивает базовый уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, проводит воспитательную и внеклассную работу по предмету.

А6. Прочитайте текст и определите стиль речи…………………………………

А8. Охарактеризовать предложение №2 с точки зрения состава…………………………….

А9. Определить способ образования слова подготовка, выделенного в предложении № 4……………….

А10. В предложении №3 найдите слово, образованное сложносуффиксальным способом……………….

А11. Охарактеризовать слово стандарт с точки зрения его происхождения……………..

А12. В каком предложении подчеркнутое слово пишется слитно?

1) Мы попали (в)сплошную темноту.

2) (На)сколько дней високосный год продолжительнее обычного?

3) Из темного леса (на)встречу ему идет вдохновенный кудесник.

4) Беспечные утки плавали (по)середине тростниковых зарослей.

А13. В предложении определить синтаксическую роль инфинитива.

Когда пришла пора расходиться, Проценко еще раз обвел взглядом сидевших за столом.

А14. К жанрам научного стиля относятся.

3) характеристика; иск;

4) монография, тезис.

А15. В каком случае пишется частица НЕ?

2) Как н… в чем не бывало;

А16. В каком слове нет удвоенной согласной?

А17. Твердый согласный перед Е произносится в словах.

А18. Звук О произносится в последнем слоге в слов.

А19. Правильно образована форма родительного падежа множественного числа.

А20. Абрревиатурами мужского рода являются.

А21. Правильно образованы формы множественного числа существительных.

А22. Пары слов отличаются оттенком значения.

А23. Склоняются фамилии.

3) Валентина Матвиенко;

А24. Правильно образованы формы степеней сравнения прилагательных.

1) Более интенсивнее;

А25. Числительное полтора в творительном падеже имеет форму………………………..

А26. Формы 1 лица отсутствует у глаголов.

А27. Установить соответствие между союзом и выражаемым им значением.

Несмотря на то что

А28. Оттенок разговорности имеют частицы.

А29. Литературными являются предложные формы.

А30. Правильно построены предложения.

1) Большинство команд были не согласны с решением жюри.

2) Большинство решили не ходить на концерт.

3) Большинство было настроено решительно.

4) Большинство школьников, студентов и учителей рассмеялись.

А32. Архаизмами являются слова.

А34. Расположите слова по убыванию степени положительной оценки.

А35. Крылатыми словами являются выражения.

А36. Принцип вежливости состоит из нескольких максим. Укажите максиму, не входящую в этот принцип.

1) Максима качества;

3) Максима симпатии;

4) Максима согласия.

А1. Нормы лексической сочетаемости нарушены в случаях.

1) Хронометраж времени;

3) лично мне ничего не надо;

4) ностальгия по родине.

А2. Соотнесите предложение с его синтаксической характеристикой

Там будут строить дом.

1) Двусоставное неполное предложение;

2) Односоставное определенно-личное предложение;

3) Односоставное безличное предложение;

4) Односоставное неопределенно-личное предложение.

А3. Укажите ряды слов, в которых все согласные звуки глухие.

1) Терпение, печенье;

А4. Ошибки допущены в рядах.

1) Ввиду закрытия пляжного сезона, несмотря на болезнь;

2) в место укромное спрятаться, находиться вблизи города;

3) в заключение выступления, впоследствие мы все поняли;

4) смотреть ему в след, по мере необходимости.

А5. Тире ставится в предложении.

1) После засухи земля как камень.

2) Снег мягкий, пушистый, светящийся.

3) Хороший человек Иван.

4) Земля и небо все одето каким-то тусклым серебром.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания А6 –А 10.

А. Всю ночь соловьиные трели будоражат чуткий сон лесных обитателей, пребывающих в таком же приподнятом настроении.

Б. На рассвете их будит кукушка.

В. В последние дни мая расцветает шиповник, распускаются гроздья сирени, нежно-розовые кисти которой переваливаются за деревянную ограду сада.

Г. В лесу раздается беспрестанно разноголосый птичий гомон.

А6. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

А7. Определите стиль и тип приведенного выше текста.

1) Разговорный стиль, повествование;

2) публицистический стиль, рассуждение;

3) художественный стиль, повествование;

4) научный стиль, рассуждение.

А8. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста.

А9. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки.

1) Беспрестанно – наречие;

2) нежно- розовые – сложное прилагательное;

А10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

А11. Принцип вежливости состоит из нескольких максим. Укажите максиму, не входящую в этот принцип.

1) Максима качества;

3) максима симпатии;

4) максима согласия.

А12. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

4) не кладите тетради на стол.

А13. Укажите слово с ударением на первом слоге.

А14. На месте каких цифр должны быть запятые?

Заслышав крики (1) вы бежите к мосту (2) причем (3) на лице у вас (4) такое серьезное выражение (5) как будто бы на мосту совершается убийство (6) или дневной грабеж.

А15. В каком слове букв больше, чем звуков?

А16. Какое слово не является многозначным?

А17. Значение какого слова определено неверно?

1) Изморось – очень мелкий, медленно падающий дождь;

4) Зарницы – раскаты грома.

А18. В каком случае Не пишется раздельно?

2) (не)зависящие от нас обстоятельства;

3) (не)большой, корявый пень;

4) (не)вежливое обращение.

А19. Ударение поставлено верно.

А21. Пропущена буква Ё в словах.

А22. Разносклоняемыми существительными являются слова.

А23. Нормы литературного произношения и ударения называются…………………….

А24. Существительными женского рода являются слова.

А25. Установите соответствие между именем существительным и его грамматическим родом.

А26. Правильно построены словосочетания.

3) руководство сегодняшней КПРФ;

4) указание вашего ИНН в трудовом договоре.

А27. Числительное семеро в творительном падеже имеет форму-…. …….

А28. Правильно построены предложения.

1) Я увидел три высоких горы.

2) На фотографии было три его младшие сестры.

3) Я выпил полные два стакана молока.

4) Последние две недели я не видел его жену.

А29. Формы 1 лица отсутствуют у глаголов.

А30. Двусмысленность, связанная с неправильным построением предложения.

1) Солнце закрыло облако.

2) Стены украшают плакаты флаги.

3) Продаются крылья для «Москвича».

4) Студенты прослушали лекцию.

А31. Инверсия обнаруживается в предложениях.

1) Окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой.

2) Мы дружны были очень.

3) Всю правду о случившемся через несколько дней узнали и они.

4) Вчера я видел его в соседнем квартале.

А32. Архаизмами являются слова.

А33. Лишним в синонимическом ряду является слово.

А34. Паронимами являются слова.

А35. Библеизмами являются устойчивые словосочетания.

3) вавилонское столпотворение;

А36. Одна буква Н пишется в словах.

А1. Раздельно пишутся слова.

1) (Пол) детской комнаты;

2) (трудно) достижимый результат;

3) (тяжело) дышащий больной;

А2. Произносительные нормы не нарушены в словах.

А3. Укажите ряды, в которых все глаголы непереходные.

2) отдыхать, посылать,

3) косить, произносить;

А4. На месте каких цифр должны быть запятые?

1) На –пут –ств – и – е ;

3) на – столь – н – ый;

Текст к заданиям А6 – А11.

1) Почти одиннадцать процентов всей земной суши скрыто под блестящим ледяным панцирем.

2) Объем льда оценивается сейчас в тридцать миллионов квадратных километров.

3) Сюда входят и айсберги, и ледяные шапки Северного полюса, и материковые льды Антарктиды, и ледяные пики горных хребтов.

Читайте также:  Как по английски будет слово тысяча

4) Ледники по своему объему составляют примерно восемьдесят процентов всего льда на земле.

5) Если ледниковый лед равномерно распределить по земной поверхности, то он покроет ее слоем толщиной в шестьдесят метров.

7) Ледники и их снежный покров обладают исключительной способностью.

8) Если бы таким свойством обладала вся земная поверхность, то ее внешний теплообмен уменьшился бы втрое, а средняя температура на земле была бы порядка минус девяносто градусов.

10) Отмечено, что начиная с сороковых и пятидесятых годов ледники начали энергично наступать на сушу.

А6. Прочитайте текст и определите стиль речи……………………………..

А8. Укажите, чем осложнено предложение № 11…………………………..

А9. В предложениях (6) – (8) найдите слово, образованное способом нулевой суффиксацией………. ……..

А10. Укажите количество страдательных причастий прошедшего времени в приведенном тексте……….

А11. Укажите количество сложных количественных числительных в тексте………….

А12. Значение какого слова определено неверно?

4) жбан – сосуд в виде кувшина с крышкой.

А13. Укажите пример с речевой ошибкой.

4) клади тетради на стол.

1) Договорился встретит…ся;

2) отсроч…те приговор;

3) поступок вызывающ…;

А15. У какого слова в предложении неправильно определены грамматические признаки?

Везде лежал острыми слоями рассыпанный снег.

2) лежал – глагол прошедшего времени;

4) рассыпанный ( снег ) – относительное прилагательное.

А16. В каком слове Ъ не пишется?

А17. В каком примере подчеркнутое слово пишется с прописной буквы?

А18. Отметьте слово с приставкой пре-.

А20. Канцелярский характер имеют предложения.

1) В романе автором дается широкий показ разорения деревни.

2) Критика отметила неиспользование режиссером всех возможностей цветного кино.

3) Он принял участие в конференции по проблемам экологии языков народов Крайнего севера.

4) В рукопись внесены исправления для устранения повторений и улучшения стиля.

А21. Инверсия обнаруживается в предложениях.

1) Себестоимость сигарет снижает контрабанда.

2) Хозяев нет только у таких собак.

3) Читая новый роман Акунина, получаешь огромное удовольствие.

4) Погода, кажется, начинает портиться.

А22. Правильно построены предложения.

1) Все двадцать одна страница написаны заново.

2) В шахматный кружок записались только семь человек.

3) Ряд студентов участвовали в олимпиаде.

4) Семеро друзей отправились в поход.

А23. Прилагательные с помощью суффикса -ск- образуются от существительных.

А24. Ненормативными являются образования.

А25. Однокоренными являются слова.

А26. Установите соответствие между архаизмом и его современным синонимом.

А27. Историзмами являются слова.

А29. Синонимами слова контекст являются слова.

А30. Современный синоним к слову темница -……………………………..

А31. Расположите слова по возрастанию степени интенсивности действия.

А33. Принцип вежливости состоит из нескольких максим. Укажите максиму, не входящую в этот принцип.

1) Максима качества;

3) максима симпатии;

4) максима согласия.

А34. Антонимичные значения есть у слов.

А35. Укажите пример с пунктуационной ошибкой.

1) Вследствие плохого качества бумаги, тушь все время расплывалась.

2) Мороз не велик, да стоять не велит.

3) Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и спокойного свойства.

4) Надежная защита от зноя, зеленый лес, манил путников прохладой.

А36. Укажите предложения с союзом тоже ( также ).

1) Она рассказала почти то(же), что и племянница.

2) Кругом было все так(же) тихо, как накануне.

3) И мысль свою Беликов так(же) старался упрятать в футляр.

4) Состояние больного то(же) что и вчера.

А1. Укажите ряды слов, в которых все согласные звуки твердые.

1) Жетон, столкнуться;

3) улыбнуться, парча;

4) шелковый, простыня.

А2. Ь не пишется во всех словах в ряду.

1) Камыш…, слышиш…, настеж…;

2) колюч…, с груш…, спряч…;

3) богач…, Сергеевич…, внуч…ка;

4) дом строит…ся, сем…десят, утеш…тесь.

А3. Через дефис пишутся слова.

4) (пол) обеденного перерыва.

А4. Все слова написаны правильно в рядах.

1) Ежовый, милостивый, назойливый;

2) жужелица, утречко, буднечный,

3) звоночек, нищенка, строеньице,

4) блюдечко, любимейший, сговорчевый.

А5. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях.

1) Теперь он смотрит на нас, как на существо высшее.

2) Любовь, как солнце, созидает и утверждает красоту.

3) Австралия как материк обособилась, когда еще не возникли млекопитающие.

4) Муромский как образованный европеец подъехал к своему противнику и учтиво его приветствовал.

Текст к заданиям А6 –А11

(2)Висели они колокольцами над водой, струями шевелило тальники, льдинки позванивали едва внятно, и, когда занимался ветерок, звон густел, угрюмая, бурная, все лето недовольно гудевшая река начинала искрить из конца в конец, открываясь добрым ликом.

(3)В тихом, отходящем звуке, в легком свечении пустынной, всеми забытой реки чудилась вроде бы даже покаянная виноватость – была вот все лето злая, мутная, неласковая, затопила птичьи гнезда, не оделила добычей рыбаков, не одарила радостью купальщиков, распугала с берега детей, отпускников…

(4)_Поздняя осень. (5)Чуть греющее позднее солнце, но сколько от него светлого свету! (6) И чуть слышный хрустальный звон кругом, россыпь искрящихся колокольчиков над берегами – голос грустного предзимья по всему поднебесному миру.

А6. Прочитайте текст и определите стиль речи…………………………

А7. Определите тип речи текста……………………………………………

А8. Укажите количество качественных имен прилагательных, употребленных в (1) и (2) предложениях.

А9. Формой какого глагола является причастие затопленный…………………………………

А10. Охарактеризовать предложение № 4 с точки зрения его состава. ………………………

А12. Отметьте неверно образованную форму множественного числа.

А13. Отметьте слово, лексическое значение которого определено неверно.

1) Планер – безмоторный летательный аппарат,

2) поземка – низовой ветер зимой;

3) просека – небольшой лиственный лес;

4) символ- условный знак.

А14. Отметьте предложение, в котором на месте пропуска ставится тире.

1) Знайте … он опасный человек.

2) Любишь кататься … люби и саночки возить.

3) Заранее предупреждаю … удобств на пути не будет.

4) Я тебе определенно скажу … у тебя есть талант.

А15. Укажите ряды, в которых все прилагательные относительные.

2) Лебяжий пух, светлая комната;

3) Столовая ложка, организованный человек;

4) Платяной шкаф, деревянная столешница.

А16. Все слова в рядах соответствуют схеме: приставка + корень + суффикс +окончание.

1) Приобретение, поливка;

2) приход, показание;

3) подравняет, укрепление;

4) преобладание, несчастливый.

А17. Речевые ошибки допущены в предложениях.

1) По всей комнате были разбросаны книги.

2) Мы подчеркиваем большое значение роли воспитания.

3) У нас дома большая библиотека.

4) Центральное место в романе занимает образ молодого юноши.

А18. Какое из подчеркнутых слов пишется с прописной буквы?

А19. Найдите пример раздельного написания.

А20. Отметьте слово с ударением на третьем слоге.

А21. Найдите слово, которое пишется слитно.

А22. Отметьте предложение, в котором на месте пропуска запятая не ставится.

1) Украшенный плакатами и цветами …. эшелон стоял у платформы.

2) Усталая … она замолчала.

3) На все наброшена тонкая пелена тумана … отделяющего предметы друг от друга.

4) Разговор … начавшийся во время ужина … постепенно прекращался.

А23. Разносклоняемыми существительными являются слова.

А24. Правильно образованы формы множественного числа существительных.

А25. Правильно образована форма родительного падежа множественного числа.

А26. Аббревиатурами мужского рода являются.

А27. Установить соответствие между именем существительным и его грамматическим родом.

А28. Числительное полтораста в творительном падеже имеет форму…………………

А29. Правильно построены предложения.

1) Я увидел три высоких горы.

2) На фотографии было три его младшие сестры.

3) Я выпил полные два стакана молока.

4) Последние две недели я не видел его жену.

А30. Запятая перед как ставится в предложениях.

1) Вы еще не слышали как он поет.

2) Она уже не такая как раньше.

3) С тех пор как вечный судия дал мне всеведенье пророка, в глазах людей читаю я страницы злобы и порока.

4) Что ты привязался ко мне как банный лист?

А32. Укажите условие слитного написания НЕ в словах неподражаемый, ненавистный, неурядицы, негодование.

1) Слово без НЕ не употребляется;

2) Можно заменить синонимом без НЕ;

3) НЕ с полными причастиями без зависимых слов;

Источник